1.Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Информационные процессы и человек


Презентация - Человек и информация

Слайд №2
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.2
Слайд №3
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.Сигнал представляет собой любой процесс, несущий информацию.Сообщение — это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.Данные — это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.3
Слайд №4
Классификация информации:По признаку «область возникновения» информация делится на:1. Элементарную — отражает процессы и явления неодушевленной природы.2. Биологическую — отражает процессы растительного и животного мира.3. Социальную — отражает процессы человеческого общества.4
Слайд №5
По способу передачи и восприятия различают информацию:1. Визуальную — передается видимыми образами и символами.2. Тактильную — передается ощущениями.3. Органо-лептическую — передается запахами и вкусом.4. Машинную — выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.5
Слайд №6
Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению делят на виды:1. Массовая: общественно-политическая, научно-популярная.2. Специальная: научная, техническая, экономическая, управленческая.3. Личная: индивидуальная.6
Слайд №7
По форме представления информацию делят на:1.Дискретная форма – последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину2. Аналоговая или непрерывная форма – величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков

7

Слайд №8
Возможные операции с данными:сбор данных – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;формализация данных – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности;фильтрация данных – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений; при этом должен уменьшаться уровень «шума», а достоверность и адекватность данных должны возрастать;сортировка данных – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации;

8

Слайд №9
архивация данных – организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных и повышает общую надежность информационного процесса в целом;защита данных – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;транспортировка данных– прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса;преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую. Преобразование данных часто связано с изменением типа носителя, например книги можно хранить в обычной бумажной форме, но можно использовать для этого и электронную форму, и микрофотопленку.

9

Слайд №10
Рассмотрим свойства информации:Релевантность — способность информации соответствовать нуждам потребителя.Полнота — свойство информации исчерпывающе характеризовать рассматриваемый объект.Своевременность — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.Достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок.Доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.Защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.Эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы и объема информации с точки зрения данного потребителя.10
Слайд №11
Особенность информации – она может находиться в статичном или динамичном состояниях. Статичное состояние информации связано с ее длительным хранением, накоплением в информационных фондах и базах данных.Динамичное состояние — постоянное движение в виде потоков — присуще информации, реализующей в человеко-машинных, автоматизированных системах, в которых обмен сведениями осуществляется с помощью знаковых символов.11
Слайд №12
Информатизация общества – это ?повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности.12
Слайд №13
Признаки информационного общества1. Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг.2. Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов).3. Информация – важнейший стратегический ресурс общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.13
Слайд №14
Научным фундаментом процесса информатизации общества является новая научная дисциплина — информатика. Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов.

Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.14

Слайд №15
С разработкой первых ЭВМ принято связывать возникновение информатики как науки, начало ее истории. Термин информатика возник в 60 — 70 годах во Франции для названия области, занимающейся обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает «информационная автоматика или автоматизированная переработка информации».15
Слайд №16
16
Слайд №17
Задачи информатики:Исследование информационных процессов любой природы.Разработке информационной техники и создание новейшей технологии по переработке информации.Решение научных, экономических и инженерных задач с использованием ПЭВМ.Главная функция информатики — разработка методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.17
Слайд №18
Вопросы:Что такое информация?Какие операции можно производить с информацией?Дайте характеристику информационному обществу?Что такое информатика?

18

Слайд №19
19Спасибо за внимание.
Слайд №20
Литератураhttp://www.inf.e-alekseev.ru/text/Classif_inf.htmlhttps://sites.google.com/site/rgpuktnoscience/Home/sr/tema1http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

20

volna.org

1.Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

Инфо. Вопросы к экзамену - машиностроительный факультет заочное отделение.

В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, будем называть информационными процессами. Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.)» на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства — автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, военачальники, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.

Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку, созданному И. Гутенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В. А. Лебедева.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

studfiles.net

Информационные процессы

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационные процессы

Изучив эту тему, вы узнаете:

- как следует понимать информационный процесс; - что представляют собой информационные процессы в обществе, в живой природе, в технике; - что такое информационная технология; - какова роль персонального компьютера в информационной технологии.

4.1. Понятие о процессе

В повседневной жизни человек все время сталкивается с различными процессами: смена времен года, раскрытие бутона цветка, пошив костюма. Одни процессы протекают в живой природе, другие — в человеческом обществе. Иногда человек играет решающую роль в ходе протекания процесса, например при пилотировании самолета или написании сочинения. Некоторые процессы протекают независимо от влияния человека, как, например, распускание листьев на дереве, приливы и отливы.

На каждом производстве используются свои особые технологические процессы. Например, для выпечки разных сортов хлеба применяются различные технологические процессы, отличающиеся составом продуктов, температурным режимом и временными показателями. Для производства телевизоров используется высокоточное оборудование и специальная технология изготовления. Это примеры производства материальных продуктов (предметов).

Особую роль в ходе протекания некоторых процессов играет информация. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основе своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые оказывают влияние на окружающий мир. Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации, называют информационными процессами. Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в животном и растительном мире.

4.2. Информационные процессы в обществе

С информационными процессами вы сталкиваетесь с детства. Собирая что-то из кубиков, ребенок дает своему произведению название: «Это домик!» И не важно, что он составлен из разноцветных пластмассовых кубиков и совсем не похож на настоящий дом. В детском саду вы играли в разные ролевые игры: «Казаки-разбойники», «Дочки-матери », « Школа », « Больница ». У каждого персонажа была своя роль. Главный объект игры — информация.

Для того чтобы получать и передавать знания, узнавать об опасности, выражать свое отношение к происходящему, людям необходимо вступать в контакты (общаться друг с другом). Это называется коммуникацией и является основой информационных процессов в человеческом обществе. Это слово происходит от латинского communicatio (сообщение, передача) и обозначает процесс обмена мыслями, сведениями, идеями, то есть информацией. Коммуникацией часто называют не только процесс, но и путь и средства передачи некоего объекта с одного места на другое.

Люди общаются при помощи речи, жестов, книг, телепередач, кинофильмов, театральных представлений, компьютеров и пр. Люди являются самыми важными объектами в системе коммуникаций. Без их участия этот процесс не может состояться.

Общение — процесс двусторонний. Человек не только получает информацию, но и сам может выражать свои идеи и передавать информацию, вступая в контакт с другими людьми, имеющими доступ к глобальному информационному пространству. Без обмена информацией невозможно развитие человеческого общества.

Внешние условия (среда) накладывают отпечаток на информационные процессы, а следовательно, и на коммуникационные процессы. Например, поведение человека в воде совершенно другое, нежели на суше. Изменение коммуникационной среды требует от людей, желающих общаться между собой, знания языка, правил общения, умения читать, писать.

    Коммуникационная среда — это совокупность условий обмена информацией.

С появлением электричества прочное место в передаче информации занимают телефон, телеграф. Возникновение этих способов коммуникации позволило значительно увеличить скорость передачи информации. Позже появились средства радиосвязи, обеспечивающие коммуникации без проводов. Это сделало возможной связь в любых условиях. Например, во время крушений в океанах и морях судно, терпящее бедствие, может передавать специальные радиосигналы. Все эти способы обмена информацией дали возможность быстро получать информацию, реагировать на нее, оперативно принимать решения, своевременно влиять на ход событий.

После изобретения радио, телевидения, аудио- и видеосредств появилась возможность тиражирования и распространения информации в больших количествах, она стала доступна широким массам людей. Поэтому коммуникационные системы, обеспечивающие распространение информации с помощью радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и печатных изданий, называют средствами массовой информации (СМИ). С развитием этих средств люди получили постоянные источники информации.

С появлением компьютеров развитие информационных процессов приобретает небывалый размах. Новая среда предоставляет условия обмена информацией и хранение ее в виде, удобном для корректировки и видоизменения. Сейчас появились информационные системы, дающие человеку возможность практически мгновенно получать необходимую информацию, передавать ее на большие расстояния. Однако это требует от человека определенных знаний для использования такой среды. Компьютеры соединяются между собой в глобальную систему, создавая информационную среду общения людей, имеющих доступ к этой системе.

4.3. Информационные процессы в живой природе

Каждую весну вы наблюдаете, как на деревьях появляются почки, которые потом распускаются, превращаясь в листья, а осенью листья меняют окраску и опадают. Все эти процессы неразрывно связаны с информацией. Дерево воспринимает информацию о состоянии окружающей среды: температуре воздуха и почвы , продолжительности светового дня, интенсивности солнечных лучей. Такая информация служит сигналом для протекания различных физико-химических процессов в клетках, а значит, управляет этими процессами.

В животном мире, так же как и в мире людей, информация играет немаловажную роль. Например, звуковое общение насекомых имеет удивительную особенность: несмотря на многочисленные помехи (другие звуки), они безошибочно выделяют нужный сигнал и точно определяют его источник. Представьте себе летний полдень на лугу: шелест травы, звуки, издаваемые разными животными. Все эти звуки сливаются в общий оркестр. Выделение нужного звука — нелегкая задача даже для технически совершенного прибора. А слуховые органы животных превосходят лучшие технические устройства и позволяют различать все звуки.

Животные используют еще один способ общения, который играет важную роль в их жизни. Все вы знаете, как радостно собаки встречают своих хозяев, весело махая хвостом. Тем самым они выражают свои чувства, передают информацию. Звонок в дверь означает для собаки сигнал: «Кто-то пришел». Запах вошедшего — новая информация: знакомый или чужой.

Но не только звуки и запахи несут информацию для животных и растений. Прикосновение — это тоже информационный процесс. Оно может нести в себе теплоту, нежность, суровость и пр.

4.4. Информационные процессы в технике

В неживой природе можно говорить об информационных процессах применительно к технике, когда она реагирует на некоторые действия человека.

С такими процессами вы сталкиваетесь, когда играете с управляемым игрушечным автомобилем или кораблем. С передающего устройства посылается сигнал «поворот направо», и автомобиль послушно выполняет его. 

В конце XX века были созданы роботы — автоматические механизмы, управляемые компьютерами. Их используют на предприятиях для выполнения монотонных или опасных операций. Они применяются для работ в космосе, где человек не может самостоятельно работать. Эти роботы получают информацию о состоянии космического корабля и устраняют неполадки.

Например, для исследования поверхности Венеры в 1990 году был запущен специальный космический корабль — «Магеллан», который с помощью радара исследовал планету. Данные радиометрии и высотометрии, полученные роботом, передавались на Землю, с их помощью были проведены интересные исследования.

10 апреля 2001 года в США запущен автоматический робот «Lander 2001» для изучения поверхности Марса. Робот оснащен специальным оборудованием: видеокамерами для съемки ландшафта, приборами для изучения климата.

Каждый день вы сталкиваетесь с примерами использования информационных процессов в технике: с помощью пульта дистанционного управления вы осуществляете выбор телевизионной программы, изменяете уровень громкости телевизора, режим работы видеомагнитофона, с помощью переключателей или пленочной клавиатуры вы устанавливаете режим работы СВЧ-печи, автоматической стиральной машины, сотового телефона. Пользуясь метрополитеном, вы опускаете в автомат турникета жетон, который проверяется на соответствие. Информации о проверке поступает на специальное устройство, которое открывает турникет.

4.5. Информационные технологии

Информационные процессы тесно связаны с понятием «информационные технологии». Слово «технология» происходит от греческого «techne», что означает «искусство», «мастерство», «умение». Все эти понятия схожи между собой. Их можно рассматривать как совокупность действий для достижения поставленной цели, то есть как процесс.

В ходе реализации технологии материального производства получается какой-либо материальный продукт. Как и в материальном производстве, в информационном существуют свои инструменты — технические средства. Целью информационной технологии является производство информации и создание информационного продукта. Например, на уроках литературы вы создаете информационный продукт — сочинение. Издательство выпускает информационный продукт в виде газеты или книги.

    Информационная технология — информационный процесс, в результате которого создается информационный продукт.

В истории развития человеческого общества выделяют несколько этапов развития информационной технологии.

1- й этап (до второй половины XIX века) — «ручная» информационная технология (почта, книгопечатание), основным инструментом которой является перо, чернильница и бумага. Главная цель — представление информации в нужной форме. 2- й этап (с конца XIX века) — «механическая» технология. Основные инструменты: пишущая машинка, арифмометр, телефон, телеграф, телевидение, радиосвязь. Главная цель — представление информации в удобной для передачи форме. 3- й этап (40-60-е годы XX века) — «электрическая» технология. Основные инструменты: большие компьютеры, электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппараты. Цель технологии — представление информации в форме, удобной для передачи и хранения. 4- й этап (с начала 70-х годов) — «электронная» технология. Основные инструменты: большие компьютеры. Цель — совершенствование форм представления информации. 5- й этап (с середины 80-х годов) — «компьютерная» технология, основной инструмент которой — персональный компьютер и компьютерные сети. Главная цель технологии — представление информации в форме, удобной для хранения, поиска, обработки, передачи, а также развитие систем искусственного интеллекта.

4.6. Персональный компьютер — основное техническое средство информационной технологии

Сегодня в мире накоплены колоссальные объемы информации, производятся сложные расчеты для запуска космических кораблей и изготовления механизмов. В 40-х годах двадцатого столетия были созданы первые вычислительные машины, с изменением технологии производства они превратились в знакомые вам компьютеры. Они созданы для помощи людям. Компьютеры обладают огромными возможностями по накоплению, поиску и обработке информации.

Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многогранно. Он может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию. Разработаны специальные компьютерные программы, позволяющие обувщику экспериментировать с формой и фактурой создаваемой модели обуви. С помощью компьютера сейчас испытывают автомобили, изучают строение молекул, проектируют дома и запускают космические корабли. В авиакомпаниях компьютеры соединены друг с другом, что позволяет оперативно продавать билеты на авиарейсы. Компьютер помогает вам, учит, развлекает. 

Что бы вы ни делали — рисовали, писали, считали, игради, — компьютер послушно выполняет ваши команды. Он обладает высокой скоростью работы, не устает, хранит большие объемы информации. Компьютер получает информацию, обрабатывает ее и выводит результат.

Многие компьютеры во всем мире объединены специальным образом в компьютерные сети, с помощью которых можно передавать информацию от одного компьютера к другому.

Среди сетей наибольшей популярностью пользуется сеть Интернет (Internet). С ее помощью передается большое количество технических документов, журнальных статей, деловых писем, стихотворений и прозы, медицинских заключений, мнений и взглядов, научных докладов, игр и шуток, словом, все, что можно преобразовать в компьютерную информацию и переслать по каналам связи. При этом вам гарантирован быстрый и безошибочный обмен информацией, быстрый доступ к ней и ее обработка.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое информационнее процессы?

2. В каких сферах жизнедеятельности человека и окружающего мира происходят информационные процессы?

3. Приведите примеры информационных процессов в обществе.

4. Какими способами осуществляется коммуникация в обществе?

5. Что такое коммуникационная среда?

6. Какие устройства использует человек для коммуникаций?

7. Перечислите технические устройства для коммуникаций.

8. Приведите примеры информационных процессов в растительном мире.

9. Приведите примеры информационных процессов в животном мире.

10. Зависят ли информационные процессы в обществе и природе от внешних условий? Докажите.

11. Приведите примеры информационных процессов в технике.

12. Что такое информационная технология?

13. В чем заключается разница между информационными технологиями и технологиями материального производства?

14. Расскажите об этапах развития информационных технологий.

15. Какие технические устройства используются в информационной технологии?

16. Как можно передавать информацию с одного компьютера на другой?

17. Приведите примеры использования компьютера в качестве инструмента для работы с информацией:

■ в домашних условиях; ■ в школе; ■ в разных областях. В каждом примере укажите преимущества компьютерных технологий. 

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Человек и информация. Информационные процессы в технике

Ежедневно человека окружает огромное количество предметов, вокруг него происходят различные явления и процессы. Можно сказать, что вокруг нас находится информационное поле.

Получать информацию человек начинает с момента своего появления на свет. Происходит это при помощи органов чувств. Получив информацию человек, сохраняет ее в памяти в виде разнообразных образов, затем анализируя ее, использует для решения каких-либо задач, передает ее другому человеку или сохраняет на носителе информации. 

Так как у человека пять органов чувств, то он все их использует для получения информации. Давайте вспомним каждый способ получения информации:

Получение визуальной информации происходит при помощи зрения. Органом для получения визуальной информации являются глаза. На сетчатке глаза человека находятся специальные светочувствительные клетки (колбочки и палочки). Реагируя на лучи света, они подают сигналы по нервной системе человека в его мозг. Визуальная информация воспринимается в виде зрительных образов.

Визуальная информация

Аудиальную информацию человек воспринимает при помощи слуха. Органом для получения этой информации являются уши. Волны звука поступают в этот орган и, возбуждая рецепторы по каналам нервной системы, сигналы поступают в человеческий мозг. В памяти человека такая информация хранится в виде слуховых образов.

Аудиальная информация

Обонятельная информация воспринимается человеком с помощью обоняния. Пахучие вещества витая в воздухе попадают в нос и возбуждают рецепторы, отвечающие за обоняние. Таким образом, человек может различать запахи. С самого рождения анализируя запахи, человек сохраняет их в памяти в виде обонятельных образов, и в процессе дальнейшей жизни уже умеет эти запахи распознавать.

Обонятельная информация

Вкусовая информация воспринимается при помощи вкусовых рецепторов, расположенных на языке и нёбе. Это позволяет различать горький, сладкий, кислый и соленый вкус пищи. Запоминая вкусовую информацию о каком-либо продукте питания, человек имеет представление о его вкусе.

Вкусовая информация

Осязательная информация. Органы осязания находятся на всей поверхности человеческой кожи. Особенно чувствительные рецепторы, расположенные на кончиках пальцев. Благодаря органам осязания у нас есть возможность ощущать поверхность предметов: гладкие они, шершавые или быть может – колючие, и их температуру: горячие предметы или холодные.

Осязательная информация

Информация о поверхности предметов также фиксируется в памяти человека.

Всю информацию получаемую человеком можно распределить в таком количественном соотношении: 90 процентов – информация, получаемая при помощи зрения (визуальная) , 9 процентов – при помощи слуха (аудиальная), и всего лишь 1 процент – при помощи других органов чувств (обонятельная, вкусовая и тактильная).

Получаемая информация

 

Сохраняя полученную информацию в виде зрительных, слуховых и других образов, человек обрабатывает (анализирует) ее с помощь мышления, а затем использует ее для достижения своих целей. Так формируется его поведение.

Конечно, ни один из нас не может жить без общения. Людям необходимо постоянно обмениваться информацией. Начиная с древних времен, человек использовал жесты и мимику для передачи какой-либо информации. Позже, с развитием человечества, появилась устная речь. Сейчас во всем мире люди используют около трех тысяч языков.

Одним из свойств информации является её понятность. Чем больше языков знает человек, тем с большим количеством других людей он может общаться, тем шире круг его общения. Давайте вспомним библейское предание о Вавилонской башне. После всемирного потопа люди основали город Вавилон и хотели построить в нем башню высотой до небес. Но это строительство так и не было закончено. Бог создал для людей разные языки, и они перестали друг друга понимать. Люди разъехались по всей Земле, а башня разрушилась. То есть эти люди уже не могли общаться друг с другом, так как информация перестала быть для них понятной.

С развитием человечества люди испытывали потребность в передаче своих знаний через время: от предков – к будущим поколениям. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки. Позже, с изобретением письменности, информацию фиксировали на глиняных табличках и папирусе. Это были первые носители информации.

Основным носителем информации является бумага. Но время не стоит на месте, и сейчас широко получили распространение электронные носители информации. К ним относятся жесткий и гибкий диски, фото- и кинопленка, диски CD и DVD, флеш-карты.

Также возникла необходимость передачи информации в пространстве (на расстояния). Этому способствовало развитие почты. Сначала устные или письменные сообщения передавали при помощи гонцов, затем для передачи письменных посланий использовались специально обученные почтовые голуби. Постепенно развивалась железнодорожная, морская, авиа-почта. В связи с развитием компьютерных технологий мы все чаще используем электронную почту.

Еще одним из свойств информации является ее полнота. Неполные сведения о чем-либо могут привести к ошибочному решению. То есть информация должна содержать необходимый набор данных. Рассмотрим на примере: «Петя Сидоров собирается делать уроки». Эта информация не является полной, так как неизвестно когда именно Петя собирается делать уроки. А информация «Петя Сидоров собирается делать уроки сегодня после обеда, в два часа дня» – является полной, потому что известно время, когда именно Петя собирается делать уроки.

Полнота информации

Довольно часто мы употребляем выражения: Обладать знаниями, не хватает знаний, со знанием дела. Что же такое знания? Можно сказать, что знания – это информация, сохраненная в памяти человека и помогающая ему осознавать окружающую реальность и происходящее вокруг.

Одной из форм распространения информации является использование СМИ (средств массовой информации). К ним относятся газеты, журналы, радио, телевидение. С распространением интернета появились и интернет-СМИ.

Чтобы информация была воспринята верно, и получатель мог правильно ориентироваться в окружающем мире, она должна быть достоверной и точной.

Информация должна соответствовать текущему моменту времени, то есть обладать актуальностью. Устаревшая информация не будет иметь применения.

Получаемые сведения должны быть полезными. Бесполезная информация создает информационный шум, который мешает человеку воспринимать полезную информацию. Полезность – является неотъемлемым свойством информации.

Нас окружают различные технические устройства. Системы управления ими непосредственно связаны с информационными процессами (получения, поиска, хранения и обработки информации). Системы управления есть практически во всей бытовой технике, в станках, транспортных средствах. Давайте на примере кондиционера рассмотрим систему управления для регулировки температуры. Специальный датчик подает сигнал о температуре воздуха в помещении. Управляющее устройство сравнивает ее с заданной температурой. Если температура выше, то срабатывает охлаждающий элемент и температура в помещении понижается.

Системы управления

Автоматические устройство, которое действует по заранее заложенной программе и выполняет производственные, научные или иные операции называется роботом.

Промышленные роботы заменяют человека на сложных или опасных производствах, например при работе с радиоактивными элементами. Такие роботы часто используются на конвейерных линиях для однообразных монотонных действий.

Роботы способны помогать человеку. Уже появились роботы, помогающие по хозяйству (робот-пылесос), строительные роботы. В медицине есть роботы помогающие проводить хирургические операции. Существуют и военные роботы. Большой интерес вызывают человекообразные роботы, копирующие своими действиями действия людей.

Аналогично тому, как человек получает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств, робот получает информацию с помощью датчиков.

Во второй половине прошлого века произошел резкий рост объема информации. В связи с этим началось развитие технических устройств, предназначенных для хранения, поиска обработки и передачи информации. Компьютер – это универсальное устройство обработки информации. Периферийные устройства, подключаемые к компьютеру (сканер, цифровые камеры и др.) позволяют человеку вводить информацию в компьютер хранить ее там и обрабатывать. Другие устройства, например, модем используются для передачи информации.

videouroki.net

1 Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Привести примеры.

Слово "информация" означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики.

Информационные процессы

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

Информационные процессы протекают в каких-либо системах (биологических, социальных, технических, социотехнических).

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией

Сбор информации

Состоит из процессов поиска и отбора информации.

Методы происка информации

  • непосредственное наблюдение;

  • общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

  • чтение соответствующей литературы;

  • просмотр видео-, телепрограмм;

  • прослушивание радиопередач и аудиокассет;

  • работа в библиотеках, архивах;

  • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; другие методы.

Хранение информации процесс распространения информации во времени.

Хранилище информации зависит от ее носителя

  • Книга-библиотека

  • Картина-музей

  • Фотография-альбом

  • Виды носителей:

  • Бумажные

  • Электронные

Передача - это процесс распространения информации во времени.

Обработка - это процесс изменения формы представления информации или её содержания. закономерный, целенаправленный, планомерный процесс.

Процессы изменения формы информации:

Процесс изменения содержания информации:

  • численные расчеты

  • редактирование

  • упорядочивание

  • обобщение

  • систематизация и т.

Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации стоит перед наукой. Овладение научными знаниями в процессе обучения позволяют человеку получить полную и точную информацию о природе, обществе и технике.

2Информатика. Определение. Основные направления информатики.

Информа́тика— компьютерная наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях

К основным направлениям информатики относят:

  • Теоретическую информатику

  • Кибернетику

  • Программирование

  • Искусственный интеллект

  • Информационные системы

  • Вычислительную технику

  • Информатику в природе и обществе

Теоретическая информатика - математическая дисциплина, использующая методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации.

Кибернетика - наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах

в области создания и использования автоматических или автоматизированных систем управления разной степени сложности.

Программирование - сфера деятельности, направленная на создание отдельных программ и пакетов прикладных программ,

Искусственный интеллект-раскрытие тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями.

информационные системы- изучения потоков документов, исследования способов представления и хранения информации, создания систем, предназначенных для поиска и выдачи информации по запросам пользователей.

Вычислительная техника развивает и совершенствует архитектуру, принципы функционирования компьютера, его элементной базы (Hardware),а также разрабатывает новые операционные системы и все программное обеспечение (Software )

Современное общество можно назвать информационным. В рамках направления информатики в природе и обществе рассматривают влияние процессов информатизации на человека и на его взаимоотношения с действительностью

studfiles.net

Что такое информационные процессы? Информационные процессы: презентация, урок

Информационные процессы – это процедуры, которые относятся к поиску, хранению, трансляции, обработке и, конечно же, использованию различной информации. При этом все они подразделяются на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности и тонкости.

Поиск

Это информационные процессы, направленные на извлечение хранимых данных. Существует несколько вариантов того, как может осуществляться поиск:

  • непосредственный осмотр;
  • общение с различными специалистами касательно интересующего вас вопроса;
  • изучение соответствующей документации и литературы;
  • просмотр телепрограмм и видео;
  • прослушивание аудиозаписей и передач;
  • непосредственная работа в архивных и библиотечных учреждениях;
  • запрос к специализированным информационным системам, а также банкам и базам компьютерных данных;
  • прочие методы.что такое информационные процессы

Понять, какая именно информация должна быть найдена в той или иной жизненной ситуации, а также осуществить непосредственно сами информационные процессы поиска – это именно те умения, которые становятся наиболее важными в наши дни.

Сбор и хранение

Сразу стоит отметить, что сам по себе сбор информации не может являться самоцелью. Для того чтобы информационные процессы имели смысл, и полученные данные могли быть тем или иным образом использованы, нужно обеспечить их хранение, то есть использовать способ распространения данных в пространстве и времени. В таком случае способ непосредственно будет зависеть от используемого носителя. ЭВМ применяется для того, чтобы обеспечить компактное хранение нужных данных и при этом предоставить пользователю возможность получения быстрого доступа к интересующим его файлам.

что такое информационные процессы в информатике

Информационная система сама по себе является универсальным хранилищем информации, имеющим процедуры ввода, поиска, размещения, а также последующего предоставления различных данных. Другими словами, такая система может осуществлять практически любые информационные процессы. Наличие таких процедур – основная особенность современных информационных систем, которая кардинально отличает их от стандартного скопления данных, не выполняющего какие-либо информационные процессы.

К примеру, какая-нибудь личная библиотека, в которой сможет сориентироваться исключительно ее владелец, не имеет ничего общего с тем, что такое информационные процессы в системе. В то же время в различных публичных хранилищах порядок складирования книг является строго определенным. Именно благодаря этому процедура поиска и последующая выдача книг или размещение тех, которые недавно поступили в библиотеку, представляет собой формализованные процедуры. Именно поэтому, посещая библиотеки, человек быстро понимает, что такое информационные процессы и как они выполняются.

Передача

Передача данных – это транслирование информации от источника к получателю. При этом, рассматривая, что такое информационные процессы типа передачи, стоит сразу отметить, что здесь обязательно принимает участие источник и приемник, причем первый занимается непосредственно передачей данных, в то время как второй ее получает. Между ними используется определенный канал передачи информации, который в профессиональных кругах принято называть просто каналом связи.

что такое информационные процессы в технике

Вспоминая уроки, на которых объяснялись информационные процессы (10 класс), мы отметим, что помимо приемника и получателя, в состав связи входит несколько устройств:

  • технические элементы, которые передают сигнал получателю от определенного источника;
  • кодирующее устройство, преобразовывающее исходное сообщение в уникальный вид, который является наиболее удобным для передачи;
  • декодирующая составляющая осуществляет преображение изначально кодированного устройства в исходное.

Что такое информационные процессы? Наша жизнь непосредственно связана с транслированием данных. В процессе передачи информация может несколько искажаться или даже теряться. Ярким примером этому служат всевозможные атмосферные помехи в радио, изменения звука в телефонной трубке, затемненное изображение в телевизоре, а также множество других ситуаций. Такие моменты, или же, как их называют профессиональные специалисты, шумы, несколько искажают данные, однако благодаря постоянным разработкам в сфере криптологии подобные явления становятся все менее и менее заметными.

Какими бывают каналы передачи?

Сами по себе каналы передачи данных подразделяются на симплексные и дуплексные, в зависимости от того, как именно осуществляется транслирование. Рассматривая, что такое информационные процессы в информатике, чаще всего приходится сталкиваться с дуплексными процессами, когда данные транслируются в оба направления, в то время как симплексные предусматривают только передачу в одну сторону и ассоциируются с телевидением. Через один канал одновременно может транслироваться несколько сообщений, при этом каждое из них отделяется от прочих при помощи специализированных фильтров. К примеру, можно установить фильтр по частоте транслируемых сообщений, что достаточно часто можно встретить в радиоканалах.

Какие характеристики имеют каналы?

Канал передачи данных имеет две основные характеристики, такие как пропускная способность и помехозащищенность.

Первая определяется тем, какое количество символов может передаваться при полном отсутствии помех. Данная характеристика непосредственно зависит от физических свойств канала.

информационные процессы 8 класс

Для того чтобы обеспечить более высокую помехозащищенность, применяются специализированные технологии передачи, которые позволяют уменьшить влияние шумов. К примеру, сюда можно отнести лишние символы, которые сами по себе не имеют никакого действительного содержания, но могут применяться для того, чтобы обеспечить оптимальный контроль над правильностью сообщения после его получения адресатом.

В частности проблема помехозащищенности является актуальной в том случае, если рассматривается, что такое информационные процессы в технике.

Обработка

Обработка данных представляет собой их преобразование из одного вида в другой, причем данная процедура осуществляется в соответствии со строгими формальными правилами.

Сама по себе обработка должна осуществляться аналогично принципу черного ящика – процессу, в котором пользователю необходима только определенная входная и выходная информация, но при этом правила, по которым осуществляется обработка, его вообще не интересуют и могут даже не приниматься во внимание.

информационные процессы в природе

Черный ящик представляет собой уникальную систему, которая полностью скрывает, что такое информационные процессы. В информатике такие устройства часто называются регистраторами. При обработке данных внешнему наблюдателю предоставляется только информация на входе и выходе данной системы, в то время как строение и внутренние процессы остаются незаметными.

Использование

Полученная информация используется в процессе принятия тех или иных решений. В данном случае достоверность, полнота и, что наиболее важно, объективность полученной информации позволяют вам принимать правильные решения, а также понять, какие должны осуществляться информационные процессы. 8 класс в различных учебных учреждениях предусматривает изучение данной темы более подробно. Ваша способность ясно, а также доступно для окружающих излагать информацию пригодится в коммуникации с другими людьми, вследствие чего можно без преувеличения сказать о том, что умение общаться, то есть обмениваться информацией и правильно использовать ее в своих целях – это одно из наиболее важных умений человека на сегодняшний день.

Что должен знать и уметь современный человек?

Компьютерная грамотность в наше время предусматривает:

  • знание того, какое имеет назначение любое основное устройство в современном компьютере;
  • понимание основных видов программного обеспечения, используемого в компьютерах, а также типов пользовательских интерфейсов;
  • умение искать, хранить, а также обрабатывать графическую и числовую информацию, используя специализированное программное обеспечение.информационные процессы 10 класс

Если вы все это умеете, разбираетесь в том, что такое информационные процессы в природе и в компьютере, а также можете грамотно их использовать – у вас есть все задатки стать успешным человеком. А это на сегодняшний день самое главное.

fb.ru

Человек: информация и информационные процессы

2015-09-05

п.1 Сигналы выживания

Для безопасного существования, а иногда и для выживания в условиях окружающего мира человеку необходимо из этого мира получать сигналы. Этими сигналами являются: температура, свет,  давление. Эти сигналы человек принимает с помощью 5-и органов чувств:

1. Зрения (зрительная информация) - 90% всей получаемой информации

2. Слуха (звуковая информация) - 9% всей получаемой информации

3. Обоняния (запахи) - менее 1% всей получаемой информации

4. Вкуса (вкус) - менее 1% всей получаемой информации

5. Осязания (температура, шероховатость) - менее 1% всей получаемой информации

Все эти сигалы позволяют человеку принимать правильные решения о своей деятельности и позволяет человеку безопасно жить. Но для этого эти сигналы необходимо не только принять, но и обработать в мозгу, чтобы на основе этих сигналов принять правильное решение (через дорогу переходим на зеленый свет, а на красный - ждем).

 

п.2 Информация в форме сообщений

Но человеку не достаточно только безопасно жить в уловиях окружающего мира. Ему еще необходимо комфортно уживаться с другими членами человеческого общества, чтобы эффективно выполнять отведенную ему социальную роль. Например, ребенок должен беспрекословно выполнять указания родителей, родители должны заботиться о здоровье и безопасности детей, ученики должны хорошо учиться, а учителя должны контролировать качество обучения и т.д. Для этих целей человек должен уметь принимать информацию в форме сообщений от других людей. Чтобы правильно принимать эти сообщения человек должен понимать язык, на котором разговаривает его народ. Следовательно, разговорный язык является важнейшим инструментом для обмена информацией с другими членами общества.

Однако не достаточно лишь уметь говорить на родном языке. Необходимо, чтобы информация, которой мы обмениваемся друг с другом была понятной. Понятность - важнейшее свойство информации. Для того чтобы научиться составлять понятные сообщения необходимо регулярно общаться и учиться.

 

п.3 Информация в форме знаний

Для того чтобы человек мог воспользоваться опытом предыдущих поколений, этот опыт должен быть сохранен в форме знаний. Точно также и вы свой опыт, свои достижения должны преобразовать в знания, чтобы их сохранить и передать последующим поколениям. Самым распространенным способом сохранения информации в форме знаний было сохранение информации на бумаге. На бумаге человек хранит и хранил информацию уже 2000 лет. До изобретения бумаги китайцами примерно в 100 году н.э. знания хранились в виде наскальных рисунков, на пергаменте (кожа), глиняных табличках, папирусе.

В последние 150 лет появились новые носители информации:

1. Граммпластинки

2. Намагниченные проволочки

3. Магнитные ленты (для магнитофонов)

4. Оптические диски (CD и DVD и др.)

5. Жесткие магнитные диски (винчестеры)

6. Микросхемы постоянной памяти ПЗУ (флеш-носители)

Интересно! Несмотря на технический прогресс, все вышеперечисленные носители уступают бумаге в длительности хранения информации, т.к. все эти носители довольно быстро либо размагничиваются, либо физически разрушаются в течении 10-20 лет.

Для того чтобы Вашими знаниями могли воспользоваться последующими поколения информация, которую Вы хотите передать должна быть полной и точной - это еще два важнейших свойства информации.

 

п.4 Средства массовой информации (СМИ)

К средствам массовой информации относятся газеты, радио, телевидение и многие интернет-ресурсы. Назначение СМИ - донести информацию до каждого члена общества. Информация, которую мы получаем из СМИ должна для нас быть достоверной, актуальной и полезной.

К сожалению в современном мире СМИ все чаще используются для передачи недостоверной информации, что приводит к разжиганию конфликтов и к социальным потрясениям. Не нужна нам и неактуальная информация, поскольку вряд ли мы воспользуемся информацие о том как изготовить папирус или как выточить из камня наконечник для стрелы. Встречается в СМИ и бесполезная информация, которая создает "информационный шум" и которая мешает поиску действительно нужной для нас информации.

6 важнейших свойств информации: понятность, полнота, точность, достоверность, актуальность и полезность.

 

Обобщение. Для успешного и целесообразного поведения человеку нужна информация . Информацию мы можем получать непосредственно из окружающего мира в форме сигналов, которые мы принимаем органами чувств. Информацию мы можем получать от родственников и других людей из окружающего общества. Это информация в форме сообщений. Информацию мы можем получать из носителей информации (бумага, магнитные носители, оптические носители) - это информация в форме знаний. Наконец, информацию мы можем получать из СМИ - это просто информация.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как мы получаем сигналы из окружающей среды?

2. Каким органом чувств мы получаем наибольшее количество информации?

3. Что мы делаем с принятыми из окружающей среды сигналами?

4. Каким свойством должна обладать информация в форме сообщений?

5. До появления бумаги на каких носителях хранилась информация?

6. Какой из известных Вам носителей информации самый долговечный?

7. Какой носитель информации самый распространенный?

8. Какими свойствами должна обладать информация в виде знаний?

9. Какими свойствами должна обладать информация, получаемая нами из СМИ?

10. Каковы главные 6 свойств информации?

 

Пройти тест по теме урока

 

aaginfo.ru