ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К РЕЖИМУ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РФ. Инфляционное таргетирование в россии


Таргетирование инфляции в России :: BusinessMan.ru

Таргетирование инфляции – это единственный показатель, на который в долгосрочном периоде может оказывать влияние Центробанк. К тому же для устранения лишних движений, регулятор обязан вести предсказуемую и прозрачную политику, у которой должна быть чётко прописанная цель. Ему должно доверять население. Для проведения политики таргетирования также важен порядок в государственной сфере, особенно финансовой. Это необходимо для устранения рисков покрытия государственных затрат за счёт выпуска денег. Другими словами – власти должны быть независимы, им в первую очередь не следует занимать напрямую у Центробанка. Важен и оптимальный подход при формировании бюджета государства.

Понятие

Под изучаемым определением кроется свод правил, используемых руководством страны, когда инфляция растёт быстрыми темпами, а основная задача страны – это уменьшение скорости её роста.

В первую очередь монетарная политика государства формирует уровень инфляции, который необходимо достичь в среднесрочном периоде. Также обозначается набор методик и инструментов для реализации монетарной политики. После запуска таргетирования регулярно проводится мониторинг целесообразности применяемых мер, в случае необходимости осуществляется корректировка.

Характерные черты таргетирования

Рассмотрим, что из себя представляет таргетирование инфляции. Особенности её следующие:

  1. Политика в основном направлена на удержание цен в державе на необходимом уровне. У государств, где проводится таргетирование инфляции, основной задачей выступает снижение инфляции и поддержание низкого уровня в долгосрочной перспективе.
  2. Показатели, которые хотят достичь власти, фиксируются. И они могут разниться в сравнении с другими странами. К примеру, в Израиле инфляцию стараются держать в ценовом диапазоне, а не добиваться достижения одного целевого показателя. В Швеции и Канаде, наоборот, есть показатель, который необходимо достичь. Однако он находится в границах ценового диапазона. Общая характеристика для всех стран, кто применяет подобную политику – это поддержание инфляции в определённых рамках.
  3. Центральный банк имеет право самостоятельно установить показатель ключевой ставки или какого-нибудь другого инструмента. Важно, чтобы регулятор имел все инструменты для проведения это политики.
  4. Политика Центральных банков должна быть абсолютно прозрачной. Это важно для того, чтобы таргетирование инфляции ЦБ было предсказуемым. Политика подразумевает понятные и простые шаги для выработки решений при её осуществлении.
  5. Все Центробанки, которые проводят эту политику, обязаны отчитываться за её итоги.

Смысл политики

В итоге таргетирование инфляции – это абсолютно прозрачная деятельность властей, которые проводят денежную политику. Этот показатель имеет больший вес и важность в сравнении с непосредственно целью, которая касается инфляции. Она выступает неким маяком, который посылает сигналы об определённых шагах власти.

Что означает таргетирование инфляции? Всё предельно просто. Экономика в результате проведения политики становится более защищённой и подготовленной к каким-либо поступкам со стороны Центрального банка. Кроме того, устраняется неопределённость. Это, в свою очередь, благоприятно воздействует на сбалансированное и оптимальное развитие.

Независимость банка

Часто некоторые банки вызывают опасения, что они не смогут справиться с инфляцией и потерять контроль над ней. Для того чтобы этого избежать, важно выполнить ряд условий. В первую очередь банк должен быть независимым. Здесь важны не только грамотные законодательные акты, но и реальная возможность проводить какие-либо действия для осуществления денежной политики либо использовать какие-либо её инструменты. Главное, чтобы не было фискального преимущества – денежная политика не должна подчиняться и ограничиваться бюджетной политикой.

Это предусматривает следующие шаги:

  • создание обширной базы доходов;
  • отсутствие или сведение к минимуму займов властей у Центробанка или коммерческих банковских учреждений;
  • оптимальная глубина финансовых рынков.

Денежной политики также не должен мешать государственный долг и его динамика.

Таргетирование инфляции ЦБ РФ

Политика денежных властей не должна задевать другие показатели, такие как заработная плата и валютные показатели. Это должно учитывать государство, которое поддерживает регулярный курс обмена.

Если выбран плавающий управляемый курс, то таргетирование инфляции призвано максимально улучшить инвестиционную ситуацию в стране. Появятся новые возможности для извлечения прибыли. Выполнение этих условий достаточно для проведения денежной политики, которая соответствует принципам таргетирования. В этом случае в её состав должны быть включены такие компоненты:

  • формирование целей инфляции на определённое время вперёд;
  • достижение этой цели должно выступать приоритетом;
  • формирование оптимальной модели экономического развития;
  • применение ясных принципов при реакции на появляющуюся инфляцию.

Это подразумевает, что у властей есть технические и институциональные возможности создавать и прогнозировать инфляцию, оценивать влияние своих шагов на неё в будущем и прочие главные показатели макроэкономики.

Действия Центробанка РФ

Политика таргетирования инфляции в России происходит путём оказания влияния на стоимость денег, т. е. ключевую ставку. Банк РФ прямым образом воздействует на наиболее краткосрочные ставки монетарного рынка, приближая их к уровню рефинансирования. При этом руководство ЦБ предполагает, что этого влияния должно хватить, чтобы изменения по ключевой ставке повлияли на депозитные ставки банков, оказывающие влияние на решения населения о сбережении, потреблении, вкладывании свободных ресурсов.

И как результат, на уровень инфляции и основные показатели экономической жизни. ЦБ РФ устанавливает показатель ключевой ставки так, чтобы достичь поставленные цели по уровню инфляции в среднесрочном периоде. Это объясняется тем, что проводимая монетарная политика воздействует на экономику постепенно, на протяжении определённого периода.

Протекание инфляционных процессов

Таргетирование инфляции в России выделяется своей спецификой. В первую очередь тем, что немонетарные факторы, вызывающие инфляцию, имеют большое значение. Сюда относят высокую стоимость услуг и продукции естественных монополий. Вследствие этого инфляция в РФ трансформируется в инфляцию затрат. То есть, рост стоимости товаров и услуг предприятий, относящихся к естественным монополиям, вызывает повышение её уровня. Как следствие, рост инфляции ведёт к повышению издержек в компаниях, что также вынуждает повышать тарифы. Налицо некая инфляционная спираль. Наряду с этим, «замораживание» тарифов либо перенесение сроков их повышения вызывает уменьшение инфляционных процессов. Вопрос повышения ценовых показателей необходимо решать не их замораживанием, а за счёт уменьшения издержек в этих организациях, оптимального регулирования формирования стоимости их продукции и услуг.

Напрашивается вывод, что в условиях значимости для формирования инфляции немонетарных факторов применение её таргетирования не даст нужного ожидаемого эффекта. Важно при этом отметить, что повышение цен на потребительские товары, который вызван неэффективной немонетарной политикой, не принимается во внимание как инфляция, которую должен регулировать Центральный банк.

Вместо заключения

Таргетирование инфляции и её гибкие принципы поддерживают независимость от внешних воздействий на экономику, создавая при этом возможность достичь выбранных целей проводимой денежной политики. Её реализация даёт позитивный эффект, который выражается в замедлении роста цен потребительского рынка, в падении его волатильности. Принципы этих действий дают возможность сопоставить выбранный режим денежной политики с особенностями проводимой национальной и глобальной экономик, предоставляя возможность достичь основную цель – стабильность цен.

businessman.ru

Инфляционное таргетирование - это что такое? Политика инфляционного таргетирования

Инфляция представляет собой общее увеличение цен. Для измерения ее уровня используется показатель изменения стоимостного индекса относительно базисного периода. инфляционное таргетирование это

Классификация

Инфляция бывает двух типов. Первый обусловлен повышением спроса на товары. Соответственно, именуется он инфляцией спроса. В этом случае за конкретную продукцию потребитель готов заплатить больше. При этом экономическая система может стремиться к определенной точке, которая находится вне производственных возможностей. Предприятия, таким образом, в зависимости от обстоятельств или повышают цены на товар, или увеличивают его выпуск. Инфляция предложения имеет место при относительно постоянном спросе. Цены на продукцию увеличиваются в этом случае за счет роста издержек (повышается себестоимость изделий). Поскольку предприятия не могут реализовывать продукцию в убыток себе, они вынуждены увеличивать ее цену. В соответствии с законом спроса-предложения, в случае увеличения стоимости число реализованных единиц товара уменьшается. Если правительство страны не предпримет никаких адекватных мер, то в экономике начинается спад.

Переход к инфляционному таргетированию

Во многих развитых странах общий рост цен является актуальной социально-экономической проблемой. Инфляция - это не только рост стоимости продукции. Она приводит к обесценению сбережений, утечке капиталов в недвижимость, драгметаллы и зарубежные активы, снижению инвестиционной привлекательности. Это, в свою очередь, замедляет экономический рост, осложняет долгосрочное планирование, усиливает напряженность в обществе. В настоящее время многие государства используют валютные курсы и денежные агрегаты как промежуточные цели финансово-кредитной программы. Но в девяностые годы многие страны отошли от этой традиции. Некоторые специалисты полагают, что финансово-кредитную программу некоторых государств можно в определенной степени характеризовать как инфляционное таргетирование. Так, к примеру, известный экономист Дж. Тэйлор считает, что в США она опирается на эмпирическое положение этого подхода. В соответствии с этим правилом, резервная федеральная система периодически осуществляет корректировку процентной ставки по фондам. Так она реагирует на отклонения внутреннего выпуска от потенциального объема производства, а инфляции - от прогнозного показателя. Некоторые страны специально выбирают такой подход. Несомненно, существуют плюсы и минусы инфляционного таргетирования. Но для таких государств достижение стабильного уровня цен выступает как важнейший фактор, обеспечивающий рост экономики. политика инфляционного таргетирования

Политика инфляционного таргетирования

Как показывает практика, все попытки достичь иных целей экономической устойчивости (производственного роста и высокой занятости населения) противоречат принципам стабильности цен. В ситуации, когда развитой стране угрожает инфляция, центробанки, как правило, начинают повышать процентную ставку, используя инфляционное таргетирование. Это, безусловно, вызывает массу недовольства, в особенности от субъектов, задействованных в реальном секторе экономики. Такой подход, однако, позволяет предотвратить конфликт интересов. Это обусловлено тем, что в качестве основной цели финансово-кредитной программы выступает не стимулирование высокого показателя занятости либо производственного роста, а плановое "формирование" инфляции. Кроме этого, на основании этого подхода можно предпринять адекватные меры реагирования еще до наступления кризиса. режим инфляционного таргетирования

Суть метода

Как действует инфляционное таргетирование? Центробанк прогнозирует предполагаемую динамику роста цен и сравнивает ее с целевыми показателями, которых желательно достичь. Полученная разница указывает на необходимые масштабы корректировки финансово-кредитной программы. В результате устанавливается плановый инфляционный уровень. Власти при этом используют все средства, чтобы достичь этого показателя. Государства, в которых используется этот подход, считают, что он способствует повышению эффективности кредитно-денежной политики в сравнении со стандартными приемами.

Исходные требования

Существует два условия, выполнение которых необходимо, чтобы осуществить инфляционное таргетирование. Это:

  1. Достаточная степень независимости Центробанка от правительства. Финансовый институт должен быть свободен в выборе инструментов, с использованием которых предполагается достичь целевого уровня.
  2. Отказ властей от таргетирования прочих экономических показателей. К ним, в частности, относятся зарплата, валютный курс или уровень занятости. переход к инфляционному таргетированию

Разъяснения

Чтобы выполнить первое условие, следует отказаться от "фискального доминирования". Это значит, что бюджетно-налоговая система не должна оказывать никакого влияния на финансово-кредитную. При отказе от фискального доминирования предполагается крайне низкий либо нулевой уровень государственных заимствований у Центробанка, а также достаточную развитость внутреннего денежного рынка. Последнее необходимо для поглощения дополнительных эмиссий правительственных обязательств. Кроме этого, государство должно иметь большую доходную базу. При сохранении фискального доминирования налоговая система будет стимулировать давление инфляции. Это, в свою очередь, снизит эффективность финансово-кредитной программы. Что касается второго условия, то если страна будет проводить политику фиксированного курса валют, при высокой мобильности международного капитала у нее не будет возможности одновременно применять инфляционное таргетирование. Это сказывается на участниках рынка, которые не будут знать, какой из нескольких целей правительство отдаст предпочтение в случае ухудшения ситуации. Например, если возникнет вероятность стабильности курса валют, Центробанк должен будет выбрать: продолжать удерживать фиксированный показатель и отказаться, таким образом, от инфляционной цели, или сохранять плановый уровень, но пожертвовать курсом.

Схема действий

Основные мероприятия, которые необходимы, чтобы провести эффективное инфляционное таргетирование, это:

  1. Разработка методологии или модели прогнозирования.
  2. Установление количественных инфляционных показателей на предстоящий период.
  3. Заверение участников рынка в том, что поставленные цели более актуальны, чем остальные.
  4. Подбор подходящего монетарного инструментария. С его помощью будет снижаться инфляция до целевого уровня.
  5. Создание институциональных и технических предпосылок прогнозирования и моделирования внутреннего роста цен.
  6. Определение лага между момента внедрения монетарного инструментария и временем его воздействия на уровень инфляции.
  7. Исследование степени эффективности отдельных инструментов. инфляционное таргетирование в россии

Определение целевого показателя предполагает также:

  1. Выбор типа ценового индекса.
  2. Формирование задач с точки зрения инфляционной ставки или уровня цен.
  3. Расчет динамики предстоящего повышения.
  4. Формулировку цели как диапазона колебаний или точечного значения.
  5. Оговорку вероятных отклонений от целевых показателей или отказ от ориентира при возникновении особых обстоятельств.

Ситуация в РФ

На сегодняшний день специалисты считают, что Центробанк придерживается "догоняющей стратегии", в рамках которой планируется переход России на инфляционное таргетирование. Так, в частности, в проекте Основных направлений финансово-кредитной программы на 2013-2015 гг. было указано, что в трехлетний период будет сохраняться преемственность применяемых принципов. К 2015 году планировалось установить режим инфляционного таргетирования в стране. В проекте также указывалось, что, благодаря комплексу мер, направленных на усовершенствование системы инструментов, повышение гибкости курса рубля, была достигнута управляемость действующими процентными ставками. Однако механизмов, которые использует Центробанк, недостаточно для обеспечения стабильности в экономике. переход россии на инфляционное таргетирование

Проблемы

Инфляционное таргетирование в России затрудняется рядом существенных обстоятельств. В качестве обычных мер при таком подходе выступают мероприятия по сокращению бюджетных расходов, ужесточение финансовой дисциплины, уменьшение объема кредитов для коммерческих банков. Вследствие этого возникают негативные явления. В частности, снижается кредитование банками промышленного сектора, падает ликвидность, потребительский и инвестиционный спрос, прекращается рост доходов граждан. Инфляционный уровень определяется показателями, динамику которых предсказать практически невозможно. К таким монетарным переменным можно отнести монополизацию внутренних рынков, дисбаланс на мировых торговых площадках, в особенности, на рынке энергоносителей. Замедление инфляционного темпа за счет снижения денежного предложения может способствовать дальнейшему падению ликвидности. Это, в свою очередь, вызовет существенные проблемы в банковском секторе. Поскольку инфляция в РФ преимущественно импортирована, повышение процентных ставок не сможет оказать значительного влияния на стоимость углеводородного сырья. Пока в стране не предпринимаются меры, ориентированные на ограничение воздействия мировых цен на внутренние, последние будут повышаться вслед за первыми. Традиционным подходом для таргетирования считается увеличение процентных ставок ЦБ. Эта мера может способствовать уменьшению совокупного спроса. Он, в свою очередь, затормозит экономику и ограничит повышение стоимости ряда услуг и товаров, в особенности, неторгуемых. Однако данные действия сами по себе не в состоянии снизить инфляцию до запланированных показателей. плюсы и минусы инфляционного таргетирования

Возможные решения

При отсутствии целенаправленной структурной и инвестиционной программы технологические преобразования в отечественной экономике оцениваются специалистами как регрессивные. Они выражаются, по мнению экспертов, в достаточно быстрой деградации структуры хозяйственной системы. Наиболее серьезный регресс коснулся современных производств, которые совершили "откат" на 15-20 лет назад. Это означает, что таргетирование в первую очередь должно быть направлено не на инфляцию, а на экономический рост. В реальном секторе отмечается сильный износ основных фондов. Для ускоренного их обновления потребуются огромные вложения. Изыскать капитал в собственных средствах предприятий невозможно. В сегодняшней ситуации производства не могут обходиться без заимствований.

fb.ru

Инфляционное таргетирование Википедия

Инфляционное таргетирование (таргетирование инфляции, англ. Inflation targeting) — режим денежно-кредитной политики, при котором конечной целью денежно-кредитной политики заявлена ценовая стабильность, центральный банк посредством процентной политики предпринимает меры по ее обеспечению и несет публичную ответственность за результаты своей политики.

Автор инфляционного таргетирования

Автором идеи инфляционного таргетирования считается известный шведский экономист Кнут Викселль, занимавшийся теорией капитала, цен и заработной платы. В 1896 году Викселль на встрече в Шведской экономической ассоциации впервые озвучил идею о том, что стабилизация уровня цен должна выступить главной целью политики центрального банка. В XIX столетии, напротив, ни у кого не вызывало сомнения, что центральный банк должен стабилизировать валютный курс по отношению к цене на золото, а не потребительские цены. В 1898 году Викселль писал: «Если цены растут, процентная ставка должна быть увеличена; и если цены падают, процентная ставка должна быть снижена; и процентная ставка должна сохраняться в последующем на своем новом уровне, пока изменение цен не потребует дальнейших изменений в одном или другом направлении»[1].

Квалификационные признаки инфляционного таргетирования

  • Денежные власти устанавливают и публично объявляют количественную цель по инфляции, которая признается главной (конечной) целью денежно-кредитной политики.
  • Центральный банк опирается на процентную политику (управление краткосрочной процентной ставкой), что отличает инфляционное таргетирование от других режимов денежно-кредитной политики.
  • Решения по денежно-кредитной политике основаны на широком массиве информации, включая прогнозы развития экономики и инфляции.
  • Центральный банк несет публичную ответственность за достижение количественной цели по инфляции, для чего обеспечивает транспарентность решений по денежно-кредитной политике[2].

После глобального финансового кризиса 2007—2008 годов произошла модификация инфляционного таргетирования, которая смешала его квалификационные признаки. Хотя ценовая стабильность как конечная цель денежно-кредитной политики сохранилась, другие отличительные особенности режима претерпели изменения. Центральные банки приобрели двойной мандат (ценовая и финансовая стабильность), появились элементы таргетирования денежного предложения, произошёл отход от краткосрочной процентной ставки как основного инструмента денежно-кредитной политики, новации в политике коммуникаций коснулись раскрытия прогноза будущей ставки и альтернативных оценок инфляции.

Модель инфляционного таргетирования

  • Центральный банк в рамках целевой функции минимизирует отклонение текущей инфляции от её целевого ориентира и текущего ВВП от его потенциального долгосрочного уровня.
  • Целевая функция основывается на макроэкономической модели, учитывающей инерцию и лаги денежно-кредитной политики, через которую применение инструмента центрального банка отражается на совокупном спросе и предложении.
  • Денежно-кредитная политика может описываться функцией ответной реакции центрального банка, которая показывает, каким образом он должен оптимально реагировать на изменение макроэкономических переменных, чтобы добиться выполнения поставленных задач.

Макроэкономические эффекты инфляционного таргетирования

Инфляционное таргетирование позволяет достигнуть несколько макроэкономических успехов[3]:

  • обеспечить стабильность потребительских цен, не оказывая влияния на долгосрочный экономический рост;
  • поддерживать низкие и устойчивые инфляционные ожидания, которые увеличивают эффективность денежно-кредитной политики;
  • снизить зависимость долгосрочного реального валютного курса от процентной политики центрального банка.

Однако макроэкономические эффекты могут быть сведены на «нет» прочими факторами, особенно если они являются институциональными. Для инфляционного таргетирования необходимо, чтобы центральный банк обладал политической и экономической независимостью, что, в свою очередь, требует высокой транспарентности его политики и публичной подотчетности. Эффективность денежно-кредитной политики может быть ограничена, если отсутствуют структурные реформы и адекватная налогово-бюджетная политика. Денежно-кредитная политика может также быть слабо эффективной в отсутствие качественного пруденциального надзора за финансовым сектором.

Международное распространение инфляционного таргетирования

С конца 1980-х годов около десятка экономически развитых стран решили перейти на инфляционное таргетирование. Первыми стали Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. Последующее распространение режима привело к тому, что он стал новым стандартом денежно-кредитной политики. По состоянию на 2017 год МВФ считает, что режим инфляционного таргетирования действует в 38 странах, включая Японию и еврозону. Неопределенными остаются режимы денежно-кредитной политики Швейцарского национального банка и ФРС США, которые ввели целевые ориентиры инфляции в свою политику, соответственно, в 2000 и 2012 годах. Не в последнюю очередь благодаря МВФ после Азиатского финансового кризиса 1997-98 годов инфляционное таргетирование приобрело большую популярность в мире развивающихся экономик. По состоянию на 2017 год доля развивающихся экономик среди приверженцев инфляционного таргетирования достигает 73% и медленно продолжает расти за счет стран Азии[4].

Инфляционное таргетирование Банка России

Банк России перешел на инфляционное таргетирование в конце 2014 года под влиянием макроэкономического кризиса, вызванного падением цен на нефть. По согласованию с Правительством РФ Банк России установил среднесрочную цель по инфляции на уровне 4% в год[5].

Примечания

  1. ↑ Orphanides A. Reflections on inflation targeting // Speech at the 6th Norges Bank Monetary Policy Conference on Inflation targeting twenty years. — 2009. — 11 июня. — С. 10.
  2. ↑ Вудфорд М. Таргетирование инфляции: совершенствовать, а не списывать в утиль // Вопросы экономики, 2014. — № 10. — С.44—55.
  3. ↑ Трунин П.В., Божечкова А.В., Киюцевская А.М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит, 2015. — № 4. — С.61—67.
  4. ↑ Моисеев С. Одиссея инфляционного таргетирования // Вопросы экономики. — 2017. — № 10.
  5. ↑ Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России (2017).

Литература

  • Вудфорд М. Таргетирование инфляции: совершенствовать, а не списывать в утиль // Вопросы экономики, 2014. — № 10. — С.44—55.
  • Картаев Ф. Полезно ли инфляционное таргетирование для экономического роста? // Вопросы экономики, 2017. — № 2. — С.62—74.
  • Картаев Ф.С. Увеличивает ли управление валютным курсом эффективность инфляционного таргетирования? / / Деньги и кредит, 2017. — № 2. — С.63—68.
  • Матовников М. Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики // Деньги и кредит, 2012. — №. 1. — С. 32—34.
  • Моисеев С.Р. Инфляционное таргетирование. — М.: Маркет ДС, 2005.
  • Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.
  • Трунин П.В., Божечкова А.В., Киюцевская А.М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит, 2015. — № 4. — С.61—67.

Ссылки

wikiredia.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К РЕЖИМУ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РФ

А. УлюкаевС. ДробышевскийП. Трунин

Причины перехода к режиму таргетирования инфляции

В течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они стремились сдерживать инфляцию и в то же время не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 г., после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепление рубля. В представленных в августе 2006 г. "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год" Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою I главную задачу - борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 - 8% по итогам 2007 года. Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода к режиму I таргетирования инфляции, то есть такой политики, когда именно параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.

Главным уроком использования фиксированных обменных курсов в конце XX в. стало понимание того, что такой режим не способен справиться с нестабильностью на денежном и валютном рынках в условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов к денежно-кредитной I и бюджетно-налоговой политике, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению вероятности спекулятивных атак на национальные валюты и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного обменного курса (напомним, что именно поддержание фиксированного обменного курса в условиях масштабного оттока капитала из страны стало одной из существенных характеристик кризиса 1998 г. в России). Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость к шокам при использовании режима фиксированного курса увеличивается, в то время как использование плавающего курса становится более оправданным и приводит к ускорению экономической динамики.

Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетироваиие инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции в 2010 г.

Режим таргетирования инфляции и институциональная среда

До недавнего времени в экономической литературе доминировала точка зрения, согласно которой режим таргетирования инфляции является гораздо более требовательным к институциональной и макроэкономической среде по сравнению с альтернативными режимами денежнокредитной политики. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к таргетированию инфляции, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно подходить к реализации нового режима денежно-кредитной политики. Такая точка зрения подробно изложена в работе Б. Айхенгрина и др., авторы которой утверждали, что без необходимых технических навыков и независимости ЦБ не стоит и пытаться переходить к таргетированию инфляции. Более того, в исследовании рекомендовалось развивающимся странам, перешедшим к использованию инфляционного таргетирования, вернуться к режимам денежно-кредитной политики, которые они применяли ранее (1) .

В последнее время, после того как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к режиму таргетирования инфляции, в экономической литературе также стала преобладать более нейтральная точка зрения. Например, А. Караре и др. утверждают, что не существует абсолютно жестких условий, выполнение которых необходимо для внедрения режима инфляционного таргетироваиия2. Другими словами, невыполнение каких-либо из ряда условий не должно становиться препятствием для перехода к инфляционному таргетированию. По мнению Е. Трумэна, многие из условий, указываемых в качестве необходимых для успешного применения режима таргетирования инфляции, являются на самом деле желательными, а не обязательными (3) .

Стоит отметить, что большая часть таких условий на самом деле относится не только и не столько к режиму таргетирования инфляции, сколько к любому режиму денежно-кредитной политики. Более того, практика показывает, что выполнение жестких технических условий может оказаться менее важным, чем постоянное улучшение таких условий после перехода к таргетированию инфляции. Перечислим эти условия (4), а также оценим степень их выполнения в Российской Федерации.

1. Институциональная независимость: центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.

2. Высокая квалификация аналитиков и надежная, статистика: для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ должен быть способен достоверно ее прогнозировать.

3. Требования к структуре экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.

4. Развитая финансовая система - для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

Таким образом, ни одно условие в РФ не выполнено полностью. Однако очевидно, что все приведенные условия важны для любого режима денежно-кредитной политики, а некоторые из них являются более значимыми для режимов, альтернативных таргетированию инфляции. В частности, независимость ЦБ от фискальных властен и бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание соответствующего режима, являются более значимыми для режима фиксированного обменного курса, чем для инфляционного таргетирования. В то же время, конечно, есть и такие условия, которые более важны для успешного осуществления именно таргетирования инфляции, например наличие качественной статистики по макроэкономическим показателям страны.

Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после момента перехода к новому режиму денежно-кредитной политики. Во всех странах, совершивших переход к режиму таргетирования инфляции, не выполнялись условия успешного внедрения такого режима. В то же время после перехода к новому режиму степень выполнения этих условий увеличивалась.

Н. Батини и Д. Лакстон утверждают, что не существует жестких обязательных условий, которые должны выполняться при успешном переходе к режиму таргетирования инфляции (5). Конечно, это не означает, что начальные условия абсолютно неважны: опыт стран, применяющих инфляционное таргетироваиие, говорит о том, что чем более точно соблюдались условия успешного внедрения данного режима, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты. Однако практически при любых начальных условиях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, осуществившие переход к таргетированию инфляции, развивались динамичнее, чем прочие страны.

Результаты перехода к режиму таргетирования инфляции в развитых и развивающихся странах

Отметим, что после перехода к режиму таргетирования инфляции результаты, достигнутые развитыми странами, были в целом выше, чем полученные в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Действительно, развивающиеся страны чаще не выполняли целевые ориентиры по снижению инфляции, чем развитые. Так, в работе С. Роджера и М. Стоуна утверждается, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не достигали объявленных показателей в 50% случаев, в то время как развитые - лишь в 33% случаев (6). Данный результат отражает две тенденции. С одной стороны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, как правило, значительно снижают темпы инфляции после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики. С другой - высокая волатильность инфляции и, следовательно, более частое невыполнение объявленных целей характерно прежде всего для тех стран, которые добиваются значительного снижения инфляции, а не для тех, у кого целевые ориентиры изменяются слабо.

Опыт стран, перешедших к режиму таргетирования инфляции, также говорит о том, что плохие начальные условия могут быть улучшены за достаточно короткий срок. Например, Роджер и Стоун говорят о том, что волатильность инфляции в тех странах, которые после введения инфляционного таргетирования ее снижают, уменьшается вдвое в течение 3 лет.

Вообще говоря, тот факт, что макроэкономические показатели значительно улучшаются после начала применения режима таргетирования инфляции, даже если начальные условия были не слишком благоприятными, свидетельствует в пользу высокой значимости для макроэкономической динамики инфляционных ожиданий и веры экономических агентов в то, что центральный банк будет стараться выполнить заявленную цель по инфляции. В работе М. Шервина показано, что политическая поддержка перехода к режиму таргетирования инфляции является ключевым элементом успеха такой меры денежно-кредитной политики (7) .

Отметим также, что многие страны, которые собираются внедрять режим инфляционного таргетирования, характеризуются лучшими макроэкономическими условиями, чем страны, которые уже перешли к такому режиму денежно-кредитной политики. Как правило, у кандидатов на внедрение инфляционного таргетирования меньшие темпы инфляции, бюджетный дефицит и более быстрый экономический рост. Следовательно, можно ожидать, что таким странам режим таргетирования инфляции принесет еще больше выгод по сравнению со странами, которые начали применять таргетирование инфляции ранее.

Политические условия перехода к режиму таргетирования инфляции

В то же время целесообразно выделить ряд ситуаций, при которых переход к режиму таргетирования инфляции является нежелательным (8), а также оценить степень близости ситуации в РФ к описываемым.

1. В некоторых небольших экономиках с малым ВВП на душу населения возможности ЦБ по проведению денежно-кредитной политики и независимость финансовой системы столь малы, что эффективная реализация режима таргетирования инфляции практически невозможна.

2. В ряде небольших открытых экономик зарплаты и цены практически полностью определяются ценами за границей и обменным курсом; в таком случае режим инфляционного таргетирования не будет иметь преимуществ по сравнению с режимом фиксированного обменного курса.

3. До настоящего времени практически не было стран, которые бы осуществляли переход к режиму инфляционного таргетирования при двузначных темпах инфляции; несмотря на то, что в таких условиях объявление целей по инфляции способно снизить инфляционные ожидания, ЦБ может понести значительные репутациодные издержки, так как данные цели с большой вероятностью не будут выполняться, кроме того, если цели не будут выполнены несколько раз подряд, инфляционные ожидания могут вновь вырасти.

4. Переход к режиму таргетирования инфляции может быть нежелательным в том случае, если органы государственной власти не поддерживают такой шага, при этом эффективное применение данного режима невозможно без здравой бюджетно-налоговой политики.

5. Режим таргетирования инфляции стоит внедрять лишь тогда, когда руководители ЦБ страны готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений: режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

Таким образом, в настоящее время, после снижения инфляции в РФ до уровня около 10% и по мере роста поддержки перехода к режиму таргетирования инфляции органами государственной власти в нашей стране выполнены, хотя и частично, все необходимые условия для введения нового режима денежно-кредитной политики. Не выполняется лишь условие, связанное с независимостью динамики денежного предложения и инфляции в стране от внешних факторов, что создает определенные трудности для перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ.

Особенности перехода к режиму таргетирования инфляции в развивающихся странах

Несмотря на то что есть страны, в которых переход к режиму таргетирования инфляции представляется нецелесообразным, в целом данный режим является весьма гибким инструментом денежно-кредитной политики, который может быть адаптирован для применения в конкретных государствах. Как правило, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой финансовые сложности отличаются от проблем, возникающих в развитых странах. Г. Кальво и Ф. Мишкин выделяют 5 важнейших негативных характеристик развивающихся стран (9) :

- некачественный финансовый менеджмент в общественном секторе;

- слабый финансовый сектор и неразвитость институтов на финансовом рынке;

- недостаточное доверие экономических агентов к органам государственной власти, осуществляющим денежно-кредитную политику;

- значительная долларизация экономики;

- высокая чувствительность экономики к динамике международных потоков капитала.

Кроме того, для многих развивающихся стран характерна значительная неопределенность по поводу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, который работает в стране.

Необходимым условием повышения доверия населения к проводимой центральным банком денежно-кредитной политике является улучшение качества управления государственными финансами. В то же время отметим, что переход к таргетированию инфляции может сам по себе создать предпосылки для ужесточения денежно-кредитной политики. Это может произойти в том случае, если значительные расходы бюджета будут приводить к регулярному невыполнению заявленных целей по инфляции.

При переходе к режиму таргетирования инфляции необходимо принимать во внимание слабость финансовых институтов страны. Как: утверждают эксперты МВФ, указанная слабость изменяет эффективность и скорость работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики (10). Недостаточно развитые финансовые рынки также могут снизить надежность использования рыночных инструментов денежно-кредитной политики. При этом необходимо помнить, что очень важной для успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность центрального банка влиять на рыночные процентные ставки в стране. Таким образом, при внедрении инфляционного таргетирования в случае необходимости следует принимать меры по повышению устойчивости и развитию финансовой системы страны.

Проблема недостаточного доверия экономических агентов к действиям денежных властей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой является весьма серьезной, так как успешность реализации режима таргетирования инфляции во многом зависит от инфляционных ожиданий. Если же цели по инфляции не будут выполняться, то инфляционные ожидания не только не снизятся, но и могут вырасти. Впрочем, на первом этапе перехода к инфляционному таргетированию органы денежно-кредитного регулирования могут принять ряд мер, чтобы увеличить вероятность достижения объявленных целей. Такими мерами являются выбор подходящего целевого ориентира инфляции, ширины коридора, в который должна уложиться инфляция, а также размах допустимых колебаний фактического уровня инфляции вокруг целевого.

Значительная долларизация экономики также создает препятствия для успешного перехода к режиму инфляционного таргетирования, так как она может сильно повлиять на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. В частности, долларизация экономики повышает значимость обменного курса по сравнению с внутренними процентными ставками. При этом центральный банк начинает уделять большее внимание платежному балансу, а не инфляции. В то же время степень долларизации во многом зависит от действующего режима денежно-кредитной политики, то есть инфляционное таргетирование способно со временем само по себе снизить долларизацию экономики.

Наконец, успешному переходу к режиму таргетирования инфляции может помешать отсутствие надежной статистики. В большинстве развивающихся стран качественная статистика малодоступна. Применение инфляционного таргетирования в таких условиях затруднено, что приводит к большей волатильности инфляции, чем она могла бы быть при более качественной статистике. Впрочем, недостающие данные можно попытаться получить по альтернативным каналам, например с помощью экспертных оценок. Конечно, качество таких оценок, как правило, далеко от идеала, однако их использование все же может несколько улучшить прогноз инфляции.

Таргетирование инфляции и обменный курс

Некоторые страны, переходящие к режиму таргетирования инфляции, имеют дело со значительными потоками капитала, идущими как в страну, так и из нее. В ряде стран органы денежно-кредитного регулирования пытались совмещать таргетирование инфляции и фиксацию обменного курса внутри заданного коридора. Но практически во всех таких странах, включая Чили, Израиль, Польшу и Венгрию, возникал конфликт между выполнением целей по инфляции и выполнением целей по обменному курсу, что приводило к расширению коридора и в конечном итоге к отказу от него. Вообще говоря, фактически переход к инфляционному таргетированию полностью осуществлялся лишь после отказа от прочих целей денежно-кредитной политики.

Отметим, что страны могут постепенно переходить от фиксированного обменного курса к режиму таргетирования инфляции. При этом промежуточным режимом денежно-кредитной политики может быть комбинация управляемого плавания национальной валюты с неформальной целью по инфляции. Такой режим может оказаться полезным, так как дает органам власти время для подготовки ключевых элементов, необходимых для полноценного внедрения инфляционного таргетирования. В то же время на определенном этапе органам денежно-кредитного регулирования придется в явном виде отказаться от целеполагания по обменному курсу в пользу целеполагания по инфляции, так как основные выгоды от режима инфляционного таргетирования появляются лишь после этого момента.

Политика в отношении обменного курса при инфляционном таргетировании не должна быть слишком активной. Избыточный контроль над обменным курсом может привести к нестабильности инструментов денежной политики, реального обменного курса и, как следствие, выпуска. Политика чрезмерного контроля за динамикой обменного курса может иметь своим следствием переключение ожиданий населения с инфляции на обменный курс. Также существует риск неадекватной оценки причин шоков обменного курса и последующей неправильной корректировки обменного курса (11), что может привести к ухудшению экономической ситуации в стране с переходной экономикой. Однако контроль курса со стороны денежных властей в некоторой степени все же необходим. Степень участия центрального банка в динамике обменного курса должна соответствовать степени открытости экономики.

В мировом экономическом сообществе нет единой точки зрения по поводу допустимости активных интервенций центрального банка на валютном рынке, осуществляемых с целью поддержания стабильности обменного курса. Так, Р. Кабальеро и А. Кришнамурти высказываются за ограничение таких интервенций, из-за того, что они могут увеличить уязвимость экономики к колебаниям потоков капитала (12). П. Дисьятат и Г. Галати показывают, что имеющаяся статистика свидетельствует в пользу большей эффективности интервенций в развивающихся странах по сравнению с развитыми (13). Впрочем, интервенции оказывают значительное влияние на обменный курс лишь в краткосрочном периоде.

Т. Холуб предлагает два простых правила, соблюдение которых позволит эффективно совмещать интервенции и таргетирование инфляции (14):

- корректировка процентных ставок должна осуществляться лишь в ответ на изменение динамики инфляции;

- интервенции должны использоваться лишь как вспомогательный инструмент денежно-кредитной политики.

Использование таких правил позволит снизить интенсивность интервенций и поддержать их направленность именно на ограничение колебаний обменного курса.

Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в России

Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии. Наиболее ярким примером здесь является Китай. Контролируя и поддерживая заниженный курс юаня, китайские власти стимулируют экспортно-ориентированный рост. Однако в последнее время по мере возникновения альтернативных точек роста, увеличения внутреннего потребления власти Китая уже делали некоторые заявления об отказе от полностью фиксированного курса.

Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на не сырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цеп, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и. технологий. Наконец, огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности играет Стабилизационный фонд. Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции. Мировой опыт также говорит о том, что инфляционное таргетирование может успешно применяться в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (в качестве примеров можно привести Чили, Мексику, Норвегию).

Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях инфляционного таргетирования не является приемлемым, так как в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране.

Следовательно, в настоящее время в России начинают формироваться условия, необходимые для успешного перехода к инфляционному таргетированию. В 2006 г. впервые была достигнута объявленная цель по инфляции. Кроме того, в прошлом году Банк России дважды понижал ставку рефинансирования при сопутствующем повышении ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ РФ, что имело своей целью повысить роль процентных ставок в денежно-кредитной политике. Период постоянного роста цен на энергоносители также, по всей видимости, остался в прошлом. И хотя в силу описанных выше проблем ЦБ РФ вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции, постепенное смещение акцента от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции будет совершенно оправданно.

(1) Eichengreen В., Masson P., Savastano M., Sharma S. Transition Strategies and Nominal Anchors on the Road to Greater Exchange-Rate Flexibility // Essays in International Finance. 1999. Vol. 213. (Princeton, New Jersey: International Finance Section, Department of Economics, Princeton University).

(2) Carare A., Schaechter A., Stone M., ZelmerM. Establishing Initial Conditions in Support of Inflation Targeting // IMF Working Paper 02/102. Washington, 2002.

(3) Truman E. Inflation Targeting in the World Economy / Institute lor International Economics, Washington. 2003.

(4) Данные условия были получены экспертами МВФ на основе опросов руководителей центральных банков ряда стран.

(5) Batini N.. Laxton D. Under What Conditions Can Inflation Targeting Be Adopted? The Experience of Emerging Markets / Paper prepared tor the Ninth Annual Conference of the Central Bank of Chile "Monetary Policy Under Inflation Targeting". Santiago, Chile. October 20-21, 2005.

(6) Roger S., Stone M. On Target: The International Experience with Achieving Inflation Targets / IMF Working Paper 05/163. Washington, IMF. 2005.

(7) Sherwin M. Institutional Frameworks for Inflation Targeting? / Reserve Bank of New Zealand Bulletin. 2000. Vol. 63.

(8) См.: Monetary Policy Implementation at Different Stages of Market Development IMF staff team led by B. Laurcns // IMF Occasional Paper No 244. Washington, 2005.

(9) Calvo С. Mishkin F. The Mirage of Exchange Rate Regimes for Emerging Market Countries // NBER Working Paper No 9808. 2003; см. также: Praga A., Goldfajn /.. Minella А. Inflation Targeting in Emerging Market Economics // NBER Working Paper No 10019. Cambridge, MA, 2003.

(10) Monetary Policy Implementation at Different Stages of Market Development.

(11) Так, обесценение поминального обменного курса может быть обусловлено портфельными решениями, а значит, оно приведет к росту инфляции в будущем, поэтому органы денежно-кредитного регулирования должны повышать процентные ставки и отпет па такой шок обменного курса. В то же время обесценение валюты может быть следствием отрицательного шока условий торговли, уменьшающего спрос па экспорт. Такой шок приводит к снижению агрегированного спроса и, вероятно, будет сопровождаться сокращением роста цеп. Следовательно, в таком случае необходима политика уменьшения процентных ставок.

(12) Caballero R., Krishnamurthy A. Inflation Targeting and Sudden Stops // The Inflation Targeting Debate/ B. Bernarke, M. Woodford (cds.). Chicago: Chicago Press. 2005. P. 423-442.

(13) Disyatat P., Galati G. The Effectiveness of Foreign Exchange Intervention in Emerging Markets: Evidence from Czech Koruna //' BIS Working Paper 172. Basel: Bank for International Settlements, 2005.

(14) Holub T. Foreign Exchange Intervention Under Inflation Targeting: The Czech Experience // Czech National Bank Internal Research and Policy Note. 2001.

НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (часть №1)< Предыдущая Следующая >МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ КОАЛИЦИИ
 

institutiones.com

Инфляционное таргетирование и экономический рост в России

Рассмотрим взаимосвязь инфляционного таргетирования и экономического роста в России.

В настоящее время Центральный банк России придерживается догоняющей стратегии по переходу к инфляционному таргетированию. Так, в проекте «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов» Центральным Банком указывалось, что «в предстоящий трехлетний период сохранится преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планируется к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции», а также отмечалось, что «благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости валютного курса рубля, была достигнута высокая управляемость процентными ставками денежного рынка».

Стабильные инфляция и управление процентной ставкой ЦБ в качестве единственного инструмента макроэкономики являются недостаточным для обеспечения экономической стабильности.

Обычными для режима инфляционного таргетирования являются меры по сокращению расходов бюджета, введение жесткой бюджетной дисциплины, снижение объема кредитования коммерческих банков со стороны ЦБ. Как следствие – возникают такие явления, как: снижение кредитования промышленности банками, падение ликвидности, инвестиционного и потребительского спроса, прекращение роста доходов населения.

Уровень инфляции определяется переменными, динамика которых практически непредсказуема. К числу таких немонетарных факторов можно отнести, прежде всего, монополизацию локальных рынков и импорт инфляции, связанный с глобальными дисбалансами на мировых товарных рынках, особенно на мировом рынке энергоносителей. Замедление темпов инфляции за счет торможения денежного предложения чревато дальнейшим снижением ликвидности, а, следовательно, ощутимыми проблемами в банковском секторе.

Трансмиссионный канал банковских процентных ставок оказывает достаточно слабое влияние на уровень инвестирования, промышленного производства и в целом на рост ВВП. Чтобы ускорить темпы экономического роста, нужно, прежде всего, переоснастить основные фонды реального сектора экономики, доведя уровень инвестирования в стране с нынешних 20% до 40% от ВВП.

Так как инфляция в России главным образом импортирована, подъем процентных ставок не окажет сильного воздействия на цены на углеводородное сырье (в 2012 году в страны дальнего зарубежья было экспортировано 332,6 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, 112,6 млрд.м природного газа), которые определяются на международных рынках. До тех пор пока в России не принимают меры, направленные на ограничение воздействия глобальных цен на цены внутри страны, внутренние цены будут повышаться вслед за ценами на мировом рынке.

Привычной мерой для инфляционного таргетирования является повышение процентных ставок по кредитам ЦБ. Подъем процентных ставок может уменьшить совокупный спрос, который может затормозить экономику и ограничить рост цен на некоторые товары и услуги, особенно на неторгуемые. Но эти меры сами по себе не могут сбить инфляцию до запланированного уровня, если только ставки не будут повышены до запредельного уровня.

Например, даже если глобальные цены на энергию и продукты питания будут увеличиваться более умеренно, чем сегодня, и будут отражаться на внутренних ценах, снижение общей инфляции потребовало бы заметного снижения других цен. Скорее всего, это повлекло бы за собой заметный экономический спад и высокий уровень безработицы. Важно также отметить: снижение темпов инфляции при сжатии денежной массы не носит линейного характера.

При уменьшении количества денег в обращении экономика ищет новую точку равновесия и отвечает на недостаточность средств платежа бартером и падением производства. Ослабленная экономика и более высокая безработица, к которым приводит таргетирование инфляции, не сильно повлияют на инфляцию; они лишь усложнят выживание в этих и без того трудных условиях.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», Банк России «является кредитором последней инстанции для кредитных организаций» и должен поддерживать инвестиционную активность коммерческих банков. Однако сложившаяся модель российского банковского рынка неадекватна потребностям российской экономики и лишь частично выполняет свои функции.

В отсутствии целенаправленной инвестиционной и структурной политики технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выражаются в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил современные производства и выразился в «откате» страны по уровню их развития на 15-20 лет.

Таким образом, таргетировать в первую очередь необходимо не инфляцию, а экономический рост. Для России даже годовые темпы прироста ВВП на уровне 3-4 % не вполне достаточны для того, чтобы стать в обозримом будущем страной с высоким уровнем дохода на душу населения. Хорошо известен тот факт, что в российском реальном секторе экономики очень сильно изношены основные фонды.

Для их ускоренного обновления требуются колоссальные капитальные вложения, осуществить которые только лишь за счет собственных средств предприятий невозможно: требуется привлечение инвестиций с финансового рынка в виде банковского кредитования. Для того чтобы увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни граждан, государство должно проводить следующую стимулирующую политику.

В первую очередь необходимо стимулировать внутренние инвестиции и сбережения. Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Чем выше доля инвестиций в процентах от ВВП, тем выше темпы экономического роста. Поскольку рост запаса капитала непосредственно влияет на рост производительности труда, то основное условие экономического роста - увеличение инвестиций.

Очевидно, что увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций. Необходимо также стимулировать иностранные инвестиции, снимая множественные ограничения для ведения бизнеса. Новый подход таргетирования экономического роста является наиболее эффективным и оптимальным для решения проблем в российской экономике.

Таким образом, между инфляционным таргетированием и экономическим ростом в России существует тесная и противоречивая взаимосвязь. Для эффективной реализации политики стимулирования инновационного экономического роста государству необходимо учитывать все аспекты взаимосвязи указанных экономических явлений.

newinspire.ru

Инфляционное таргетирование в России — Documentation

Материал из Documentation.

Инфляционное таргетирование в России — режим денежно-кредитной политики в России. Центральный банк России перешёл на политику инфляционного таргетирования с 2014 года.

[править] Удержание процентных ставок на целевом уровне

Инфляционное таргетирование предполагает удержание процентных ставок денежного рынка на определённом целевом уровне (или управление процентными ставками денежного рынка) путём установления ключевой ставки. Центральный банк России переходит (фактически уже перешел) к использованию процентных ставок денежного рынка, то есть процентных ставок, по которым банки кредитуют друг друга на короткие сроки, в качестве основного канала своего влияния на экономику. Достигается это следующим образом.[1]

Центральный банк проводит операции рефинансирования банков под залог либо ценных бумаг (в основном облигаций), либо кредитов заемщикам с высокой платежеспособностью. Объемы этих операций в совокупности устанавливаются так, чтобы процентные ставки оставались в заданном диапазоне. В нашем случае это ключевая ставка ЦБ плюс-минус 1 п. п. Центральный банк ежедневно следит за спросом и предложением ликвидности банков, на этой основе устанавливает лимиты аукционных операций, чтобы удержать ставку на соответствующем уровне. Отметим, что термин «ликвидность» мы понимаем в узком смысле: объем денег на корреспондентских счетах банков, используемый для проведения расчетов. Часто его трактуют шире, но в своих операциях в рамках описываемого механизма Центральный банк РФ принимает во внимание размер корсчетов как отражение объемасредств, необходимого для нормального осуществления расчетов.[2]

Основные операции денежно-кредитной политики — это операции недельного РЕПО (покупка с обратным выкупом) с ценными бумагами, которые проводятся по ключевой ставке, устанавливаемой Советом директоров ЦБ РФ. Ежедневные операции по фиксированным ставкам — кредитные и депозитные — проводятся по ставкам «ключевая плюс—минус 1 п. п.» соответственно. Такой набор инструментов позволяет удерживать ставки денежного рынка внутри коридора процентных ставок, то есть на уровне ниже «ключевая плюс 1 п. п.».[3]

Это классический набор инструментов, применяемый во многих странах. Обычно в операциях предоставления ликвидности используют только государственные бумаги — аналоги российских ОФЗ. Но поскольку в России рынок государственных бумаг очень узкий, ЦБ РФ включает в список ценных бумаг, принимаемых в залог по своим операциям (так называемый Ломбардный список), широкий круг корпоративных и ипотечных облигаций. Однако и этот рынок в России ограничен, поэтому в последнее время расширялось кредитование под залог кредитов платёжеспособным компаниям. Основной объём таких кредитов предоставляется на аукционах на срок три месяца по ставкам «ключевая плюс 0,25 п. п.», что согласуется с задачей удерживать рыночные ставки на уровне ниже «ключевая плюс 1 п. п.». Но в систему ставок не вписывается такой инструмент, как введённое по просьбе банковского сообщества рефинансирование под залог кредитов и золота на срок от 2 дней до 1,5 лет. Цель данного инструмента — страховать на случай возникновения проблем, а не регулярно предоставлять ликвидность. Поэтому ставки по нему выше.[4]

[править] Принципы выбора целевого уровня процентных ставок

Динамика изменения индекса потребительских цен в России, накопленным итогом за 12 месяцев, с января 2014 года по январь 2018 года, в % Динамика изменения индекса потребительских цен в России, накопленным итогом за 12 месяцев, с января 2014 года по январь 2018 года, в %

Ставки выбирают так, чтобы инфляция в среднесрочной перспективе (через год—полтора) вышла на целевые ориентиры. Поэтому такой режим и называется таргетированием инфляции (от английского слова target — цель) — он направлен на достижение целей по инфляции.[5]

Цель ставится на среднесрочный период, поскольку политика ЦБ влияет на инфляцию не напрямую, а косвенно. ЦБ может воздействовать на ставки денежного рынка. Последние, в свою очередь, влияют на другие кредитные и депозитные ставки в экономике, а также на валютный курс. Исходя из уровня ставок и динамики курса, экономические агенты принимают решения о сбережениях, инвестициях, потреблении и ценообразовании. Причем все эти решения тоже влияют друг на друга. Поэтому влияние денежно-кредитной политики на инфляцию происходит с большим временным лагом. Чтобы его оценить, нужны специальные математические модели, учитывающие комплекс экономических факторов.[6]

Безусловно, в каждый конкретный период на инфляцию влияют не только денежно-кредитная политика, но и другие факторы (скажем, политика правительства в сфере налогов или тарифов), которые могут воздействовать на инфляцию иначе, чем денежно-кредитная политика. Но следует понимать, что влияние этих факторов не отменяет влияния денежно-кредитной политики.[7]

Цель по инфляции может быть любой, даже 100 %. Стандартная цель в развитых странах 2—2,5 %. Удержание инфляции на этом уровне в течение длительного времени существенно повышает уровень доверия к национальной валюте и национальной финансовой системе. Боязнь инфляции в таких странах не препятствует тому, чтобы люди и бизнес держали сбережения в национальной валюте. Обычные люди фактически перестают реагировать на изменение валютного курса, поскольку он не оказывает заметного влияния на покупательную способность их доходов и сбережений. Бизнес не стремится менять цены при снижении курса, а в случае роста спроса на свою продукцию скорее повысит выпуск, чем цены. Именно это позволяет проводить контрциклическую денежно-кредитную политику. Её смягчение неминуемо ведёт к снижению валютного курса. Чтобы такая политика была эффективной, люди не должны реагировать на неё, покупая иностранную валюту, а компании — немедленно повышая цены.[8]

В странах с формирующимся рынком, к которым относится Россия, обычно велики колебания относительных цен, то есть цен одних групп товаров по отношению к другим. Вот почему в этих странах инфляцию чаще таргетируют на уровне, близком к 4 %. Именно такую политику и начал проводить Центральный банк России.[9]

[править] Курсовая политика

В рамках инфляционного таргетирования центральные банки не теряют полностью возможность влиять на валютный курс. Это влияние может быть как прямым (с помощью интервенций), так и косвенным (через управление ставками денежного рынка).[10]

Страны, таргетирующие инфляцию и использующие в качестве основного операционного механизма управление процентными ставками денежного рынка, в отдельных случаях могут проводить валютные интервенции в целях финансовой стабильности, то есть для корректировки резких скачков валютного курса. Но они обычно не проводят регулярных интервенций для поддержания конкретного уровня курса. Это связано с тем, что интервенции ведут к изъятию ликвидности (или национальной валюты) из обращения, поскольку иностранную валюту ЦБ продает за национальную. Если, продавая валюту, пытаться удерживать процентные ставки на более низком уровне, то нужно каким-то образом возвращать ликвидность в обращение, или стерилизовать интервенции. Для этого обычно расширяют операции предоставления ликвидности.[11]

На валютный курс можно влиять не только интервенциями, но и процентными ставками. Повышение ставок делает активы в национальной валюте более привлекательными, а спекуляции против неё — невыгодными. Обратное тоже верно. В развитых странах, где население и бизнес, не связанный с импортными операциями, практически не следит и не реагирует на валютный курс из-за исторически низких инфляции и инфляционных ожиданий, центральные банки при формировании своей политики фактически не обращают внимания на валютный курс. В странах с формирующимся рынком центральные банки чаще реагируют на курс, так как для них это один из каналов контроля инфляции.[12]

Центральный банк России с 10 ноября 2014 года перешёл к плавающему валютному курсу.[13]

  1. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  2. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  3. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  4. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  5. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  6. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  7. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  8. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  9. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  10. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  11. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  12. ↑ Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации
  13. ↑ О параметрах курсовой политики Банка России. 10 ноября 2014

newsruss.ru

Инфляционное таргетирование — WiKi

Автор инфляционного таргетирования

Автором идеи инфляционного таргетирования считается известный шведский экономист Кнут Викселль, занимавшийся теорией капитала, цен и заработной платы. В 1896 году Викселль на встрече в Шведской экономической ассоциации впервые озвучил идею о том, что стабилизация уровня цен должна выступить главной целью политики центрального банка. В XIX столетии, напротив, ни у кого не вызывало сомнения, что центральный банк должен стабилизировать валютный курс по отношению к цене на золото, а не потребительские цены. В 1898 году Викселль писал: «Если цены растут, процентная ставка должна быть увеличена; и если цены падают, процентная ставка должна быть снижена; и процентная ставка должна сохраняться в последующем на своем новом уровне, пока изменение цен не потребует дальнейших изменений в одном или другом направлении»[1].

Квалификационные признаки инфляционного таргетирования

  • Денежные власти устанавливают и публично объявляют количественную цель по инфляции, которая признается главной (конечной) целью денежно-кредитной политики.
  • Центральный банк опирается на процентную политику (управление краткосрочной процентной ставкой), что отличает инфляционное таргетирование от других режимов денежно-кредитной политики.
  • Решения по денежно-кредитной политике основаны на широком массиве информации, включая прогнозы развития экономики и инфляции.
  • Центральный банк несет публичную ответственность за достижение количественной цели по инфляции, для чего обеспечивает транспарентность решений по денежно-кредитной политике[2].

После глобального финансового кризиса 2007—2008 годов произошла модификация инфляционного таргетирования, которая смешала его квалификационные признаки. Хотя ценовая стабильность как конечная цель денежно-кредитной политики сохранилась, другие отличительные особенности режима претерпели изменения. Центральные банки приобрели двойной мандат (ценовая и финансовая стабильность), появились элементы таргетирования денежного предложения, произошёл отход от краткосрочной процентной ставки как основного инструмента денежно-кредитной политики, новации в политике коммуникаций коснулись раскрытия прогноза будущей ставки и альтернативных оценок инфляции.

Модель инфляционного таргетирования

  • Центральный банк в рамках целевой функции минимизирует отклонение текущей инфляции от её целевого ориентира и текущего ВВП от его потенциального долгосрочного уровня.
  • Целевая функция основывается на макроэкономической модели, учитывающей инерцию и лаги денежно-кредитной политики, через которую применение инструмента центрального банка отражается на совокупном спросе и предложении.
  • Денежно-кредитная политика может описываться функцией ответной реакции центрального банка, которая показывает, каким образом он должен оптимально реагировать на изменение макроэкономических переменных, чтобы добиться выполнения поставленных задач.

Макроэкономические эффекты инфляционного таргетирования

Инфляционное таргетирование позволяет достигнуть несколько макроэкономических успехов[3]:

  • обеспечить стабильность потребительских цен, не оказывая влияния на долгосрочный экономический рост;
  • поддерживать низкие и устойчивые инфляционные ожидания, которые увеличивают эффективность денежно-кредитной политики;
  • снизить зависимость долгосрочного реального валютного курса от процентной политики центрального банка.

Однако макроэкономические эффекты могут быть сведены на «нет» прочими факторами, особенно если они являются институциональными. Для инфляционного таргетирования необходимо, чтобы центральный банк обладал политической и экономической независимостью, что, в свою очередь, требует высокой транспарентности его политики и публичной подотчетности. Эффективность денежно-кредитной политики может быть ограничена, если отсутствуют структурные реформы и адекватная налогово-бюджетная политика. Денежно-кредитная политика может также быть слабо эффективной в отсутствие качественного пруденциального надзора за финансовым сектором.

Международное распространение инфляционного таргетирования

С конца 1980-х годов около десятка экономически развитых стран решили перейти на инфляционное таргетирование. Первыми стали Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. Последующее распространение режима привело к тому, что он стал новым стандартом денежно-кредитной политики. По состоянию на 2017 год МВФ считает, что режим инфляционного таргетирования действует в 38 странах, включая Японию и еврозону. Неопределенными остаются режимы денежно-кредитной политики Швейцарского национального банка и ФРС США, которые ввели целевые ориентиры инфляции в свою политику, соответственно, в 2000 и 2012 годах. Не в последнюю очередь благодаря МВФ после Азиатского финансового кризиса 1997-98 годов инфляционное таргетирование приобрело большую популярность в мире развивающихся экономик. По состоянию на 2017 год доля развивающихся экономик среди приверженцев инфляционного таргетирования достигает 73% и медленно продолжает расти за счет стран Азии[4].

Инфляционное таргетирование Банка России

Примечания

  1. ↑ Orphanides A. Reflections on inflation targeting // Speech at the 6th Norges Bank Monetary Policy Conference on Inflation targeting twenty years. — 2009. — 11 июня. — С. 10.
  2. ↑ Вудфорд М. Таргетирование инфляции: совершенствовать, а не списывать в утиль // Вопросы экономики, 2014. — № 10. — С.44—55.
  3. ↑ Трунин П.В., Божечкова А.В., Киюцевская А.М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит, 2015. — № 4. — С.61—67.
  4. ↑ Моисеев С. Одиссея инфляционного таргетирования // Вопросы экономики. — 2017. — № 10.
  5. ↑ Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России (2017).

Литература

  • Вудфорд М. Таргетирование инфляции: совершенствовать, а не списывать в утиль // Вопросы экономики, 2014. — № 10. — С.44—55.
  • Картаев Ф. Полезно ли инфляционное таргетирование для экономического роста? // Вопросы экономики, 2017. — № 2. — С.62—74.
  • Картаев Ф.С. Увеличивает ли управление валютным курсом эффективность инфляционного таргетирования? / / Деньги и кредит, 2017. — № 2. — С.63—68.
  • Матовников М. Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики // Деньги и кредит, 2012. — №. 1. — С. 32—34.
  • Моисеев С.Р. Инфляционное таргетирование. — М.: Маркет ДС, 2005.
  • Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.
  • Трунин П.В., Божечкова А.В., Киюцевская А.М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит, 2015. — № 4. — С.61—67.

Ссылки

ru-wiki.org