Импортозамещение в сельском хозяйстве: особенности, задачи и функции. Импортозамещение в сельском хозяйстве


особенности, задачи и функции :: BusinessMan.ru

Агропромышленный комплекс всегда считался одной из самых доходных отраслей России. Сельскохозяйственные ресурсы вкупе с должным уровнем технического оснащения позволяли стабильно поддерживать производство задействованных в этой сфере предприятий. Однако на данном этапе развития законы конкурентной борьбы требуют повышения эффективности участников рынка. Отчасти неспособность отечественного производителя уверенно противостоять зарубежным конкурентам обусловила необходимость проведения коренных изменений в экономической политике. В качестве оптимального способа решения назревшей проблемы было предложено импортозамещение. В сельском хозяйстве оно должно себя оправдать как мера, позволяющая безболезненно для экономики отрасли перейти на новый, более развитый технологически уровень производства.

Концепция импортозамещения в сельском хозяйстве

Разработка концепции импортозамещения полностью укладывается в идею доктрины продовольственной безопасности, которая была составлена еще в 2010 г. В последующем она не раз подвергалась доработке, но общий смысл оставался прежним. Он заключается в создании условий на отечественном рынке, при которых российские производители смогут укрепить свои позиции, а экономика отрасли будет менее зависима от зарубежных товаров. В некотором роде импортозамещение отрасли сельского хозяйства стало инструментом достижения задач доктрины.

Впрочем, ограничение импортных поставок сельскохозяйственной продукции способствовало и внесению существенных корректив в программы развития агропромышленного сектора. Вместе с этим появились и некоторые угрозы, затрагивающие макроэкономический климат, технологическую платформу и агроэкологические факторы. К реализации подобных угроз может привести полный отказ от импорта или ограничения с высокими коэффициентами, поэтому специалисты по экономическому и промышленному развитию отмечают необходимость соблюдения баланса в ограничительных мерах.

Функции импортозамещения

Достижение поставленных стратегических целей, которые выражаются в укреплении национального агропромышленного комплекса, реализуется через целый комплекс задач. В первую очередь импортозамещение призвано поддерживать интеграционные функции, которые ориентируются на оптимизацию процессов взаимодействия хозяйствующих сельскохозяйственных субъектов на разных уровнях управления. Во многом укрепление модели эффективного контроля и управления комплексом позволяет создавать условия для более производительной работы фермерских хозяйств как основной единицы отрасли.

Что касается косвенных функций, то импортозамещение в сельском хозяйстве должно способствовать активному внедрению экономических инструментов поддержки сектора, оптимизации логистических процессов взаимодействия между партнерами, решению проблем распределения и потребления не только продукции, но и сырьевой базы. Как показывают данные исследований сельскохозяйственных предприятий, лишь небольшая часть из них способна в полной мере отвечать запросам современного потребителя. Причем это касается не только основных качественных характеристик продукта, но и второстепенных аспектов взаимодействия производителя и участников рынка.

Программа импортозамещения в сельском хозяйстве

Государственную программу иимпортозамещения формирует комплекс долгосрочных стратегических целей. В частности, к основным подпрограммам можно отнести стимуляцию развития растениеводства, животноводства и мясного скотоводства. В каждом из этих направлений предполагается также развитие процессов переработки исходного сырья и реализации конечной продукции. То есть вновь формулируются задачи разработки более эффективных схем взаимодействия участников цепочки от непосредственного производителя до потребителя. Связано это с тем, что импортозамещению в сельском хозяйстве в немалой степени препятствует технологическая отсталость многих предприятий. В связи с этим основная программа также предусматривает начало технической и технологической модернизации с активным внедрением инновационных решений.

Задачи импортозамещения

Достижение стратегических целей, сформулированных в государственной программе импортозамещения, возможно только при условии решения реальных задач, стоящих перед представителями отрасли. В частности, необходимо повышение объема инвестиций в сельское хозяйство, стимулирование процессов улучшения эффективности эксплуатации земельных ресурсов, мелиорация земель, преодоление стагнации в сегменте скотоводства, развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения и т. д. Как видно, в каждой подотрасли импортозамещение, развитие сельского хозяйства реализуется со своими особенностями, которые обуславливаются и характерными многолетними проблемами. Но есть и общая специфика программы замещения импорта в агропромышленном комплексе, которую стоит рассмотреть отдельно.

Особенности импортозамещения в сельском хозяйстве

Особенности развития отрасли сельского хозяйства в условиях отказа от импортных товаров и перехода на новый технологический уровень обуславливаются несколькими факторами. Прежде всего, это определенная зависимость от зарубежных поставщиков. Часть отраслей все еще не может оптимально покрывать своей продукцией соответствующие ниши. Поэтому отмечается неравномерность и в производственной эффективности предприятий от разных подотраслей. Помимо этого, импортозамещение в сельском хозяйстве невозможно без поддержки государства. В связи с этим разрабатываются и программы стимуляции частных фермерских хозяйств – особенно в регионах, которые имеют все возможности для эффективной реализации агропромышленного потенциала.

Проблемы осуществления программы импортозамещения

К основным проблемам можно отнести отсталость технико-технологической платформы, от которой зависит эффективность работы агропромышленных предприятий. Связано это с минимальными доходами товаропроизводителей, которых не хватает на модернизацию технических средств. Также большое значение имеет доступ производителей к рынку. Опять же, отсталая и малоэффективная инфраструктура не позволяет импортозамещению в сельском хозяйстве решать поставленные задачи в части улучшения экономической ситуации. Особенно это касается малых предприятий, которые вынуждены бороться с крупными монопольными сетями товаропроизводителей из отечественного сегмента.

Показатели реализации программы импортозамещения

Индикаторы эффективности импортозамещения в свое время были заложены в программе стратегического развития сельского хозяйства, а затем перешли в доктрину продовольственной безопасности. На данный момент по ним как раз и оценивается укрепление отечественного производства в контексте отсутствия конкурентной борьбы с зарубежными производителями, как и предусматривает импортозамещение России. Сельское хозяйство и, в частности, темпы его развития оцениваются по индексам производства сельхозпродукции, основному капиталу предприятий и физическому объему вкладываемых инвестиций.

Перспективы развития сельскохозяйственной отрасли

В оценке перспектив развития отечественного агрокомплекса важно учитывать естественные, но негативные факторы, которые будут тормозить этот процесс. Во-первых, это логичное снижение доходов от импортной продукции, которые получают российские контрагенты. Во-вторых, это неизбежная модернизация технической платформы, на которую потребуется немалая часть финансовых и организационных ресурсов. Тем не менее на этом фоне импортозамещение сельском хозяйстве РФ может показать весьма заметные темпы развития в основных сегментах, среди которых растениеводство, скотоводство, производство зерновых и т. д. По мере увеличения мощностей предприятий будет закономерно укрепляться и экономическое состояние участников рынка в данной отрасли.

Заключение

На данном этапе реализации программ импортозамещения можно констатировать факт закрытия отечественного рынка для импортной продукции. Но это вовсе не означает, что российские аграрии должны отказываться от опыта своих зарубежных коллег. В частности, импортозамещение в сельском хозяйстве вполне может перейти на принципы так называемого замкнутого производства внутри отрасли. Это значит, что непосредственные изготовители продукции также занимаются продвижением своей продукции по логистической цепочке вплоть до прилавка. Данная схема, конечно, требует серьезной трансформации моделей взаимодействия между участниками рынка на разных уровнях. Однако этот переход обещает тем же товаропроизводителям значительное повышение прибыли, а потребителям – понижение стоимости продукции.

businessman.ru

Импортозамещение в сельском хозяйстве: первые итоги

Импортозамещение в сельском хозяйстве: первые итоги

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Из неоднократно декларируемого лозунга импортозамещения в сельском хозяйстве, которым власть оправдывала введение эмбарго на поставки продовольствия, спровоцировавшее инфляцию, стремясь в действительности нанести ответный удар по Европе, не реализовано фактически ничего. Во-первых, анализ расходов федерального бюджета показывает, что средства для сельского хозяйства в планируемом объеме не только не выделены, но даже сокращены (рис.1), хотя премьер и уверял, что дополнительные деньги в любом случае будут найдены. Единственная победа аграриев в новом бюджете – это отказ властей вводить налог на прибыль сельхозпредприятий, хотя Д. Медведев не исключил такой возможности в будущем.

Рис.1. Данные по финансированию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Во-вторых, Распоряжение Правительства от 02.10.2014 г. №1948-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещения в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы» фактически является планом по написанию планов к концу 2015 года, когда запреты будут отменены, громкие патриотические лозунги позабыты. Все инициативы в сфере импортозамещения согласно распоряжению состоят в подготовке изменений в соответствующие законы и госпрограммы к сентябрю 2015 года. К примеру, поправки в Доктрину продовольственной безопасности будут внесены только в IV квартале 2015 г.

Проблема развития сельского хозяйства значительно шире вопросов продовольственной безопасности: поддержка отечественного производителя не только позволит стране выйти на уровень самообеспечения (как это было в СССР), но и возродит село, остановив его вымирание. Но для этого нужны не бумажные планы, а реальные действия. Успешный опыт решения этих вопросов у страны есть – это деятельность потребительской кооперации, возглавляемая Центральным Союзом. В советские времена потребительские кооперативы выполняли множество функций, позволяющих стране поддерживать сельского производителя и обеспечивать население отечественным продовольствием.

Во-первых, это закупка у населения, совхозов и колхозов овощей и фруктов, сырья (кожа, мех), молочного и мясного сырья, дикорастущих культур (ягоды, грибы, лекарственные травы). Благодаря стабильной и гарантированной системе закупок население получало гарантии сбыта своей продукции на перспективу. В сельских населенных пунктах заготовители объявляли дни и места приема, где население по установленной (справедливой нужно отметить) цене продавало излишки. Это позволяло жителям сельских районов заниматься подсобным хозяйством, не покидать села в поисках трудового заработка.

Во-вторых, производство продуктов питания из закупленного сельскохозяйственного сырья (предприятия по овощепереработке, хлебопекарни, пивные заводы и прочее), а также производство непродовольственных товаров. Благодаря этой цепочке производитель получал сырье по закупочной стоимости, то  есть устранялись многочисленные цепочки посредников. Цена произведенных продуктов питания оказывалась существенно ниже импортной, качество оставалось высоким, поскольку на всех предприятиях действовали строгие правила контроля над соблюдением государственных стандартов. Полученная выручка  шла на расширение производственных мощностей, то есть в инвестиции в основной капитал.

В-третьих, торговля, а фактически обеспечение всех республик Союза необходимым сырьем. В единый центр поступала информация об излишках и дефиците сырья по регионам. Кооперация продавала другому потребкооперативу сырье, доставка осуществлялась через единую систему транспортных перевозок. Она также выступала фактически единственным розничным продавцом в сельской местности.

В-четвертых, это оказание широкого спектра услуг – образовательные (институты кооперации), услуги бытового характера в сельской местности, предоставление на договорной  основе комбикорма, техники и других материально-технических ресурсов.

В последние годы Союза потребкооперация обслуживала 40 % населения страны. Она заготавливала около половины картофеля, осуществляла треть закупок овощей, производила более трети выпечки хлеба. Выступала крупнейшим налогоплательщиком в стране. Таким образом, система потребительских кооперативов решала сразу несколько сверхзадач: обеспечивала продовольственную безопасность, развитие села и поддержание уровня жизни сельских граждан. Она охватывала все звенья цепи: от обеспечения уверенности сельхозпроизводителя до закупки сырья и его перераспределения по стране.

В 90-ые годы система была парализована: на село пришли частные скупщики, которые не смогли гарантировать ежегодную закупку. Гиперинфляция обесценила оборотные средства потребительской кооперации, покупательная способность населения упала, в результате многие кооперативы стали убыточными. Ориентация экономики на сырьевую составляющую уже в 2000-ые годы, разрушение производственных мощностей привели к росту импорта, от этого система потребительской кооперации, которая и без того пребывала в кризисе, оказалась практически никому не нужной. Однако наличие крупных активов, которыми располагала потребкооперация со времен СССР, привело к перераспределению ресурсов, в итоге во главе потребкооперации стал человек системы.  Центросоюз превратился в организацию, далекую от областных потребсоюзов, а показатели его деятельности пошли вниз.

Сейчас представительства потребкооперации действуют по всей стране, но масштаб и эффективность их деятельности не сравним с советским временем. На всем постсоветском пространстве эту систему удалось сохранить только в Белоруссии, которая не только самообеспечивает себя сельхозсырьем и продовольствием, но и активно экспортирует его.

Для России восстановление успешного опыта стало бы самым эффективным и наименее затратным способом проведения масштабной кампании по импортозамещению. Ниже приведены первоочередные меры стимулирования развития сельского хозяйства через восстановление системы потребительской кооперации.

1. Необходимо финансирование потребкооперации из бюджета, привлечение частных инвесторов (пайщиков), предоставление льготных кредитов (в советское время кредиты потребкооперации выдавались под 1%). Полученные средства будут направлены в фонд оборотных средств для закупки сырья у населения. Через три года постоянной работы население увеличит объемы производства при условии дополнительных мер в виде льготных кредитов на закупку сельхозтехники, облегченных процедур продажи земли.

2. Должна быть отлажена система сбора информации о нуждах и объемах производства по регионам.

3. Должна быть хорошо отработанная логистика для оптимизации потоков. Необходима координация с РЖД , возможно субсидирование транспортных перевозок, как это было до 91 года, когда государство около трети транспортных расходов на доставку сырья и материалов по линии потребкооперации брало на себя.

4. Стимулирование производства потребкооперативами через введение льготного налогообложения в сравнении с предприятиями, производящими продукцию из импортного сырья, региональных представительств иностранных компаний.

5. Ужесточение стандартов ГОСТ к пищевой промышленности, введение обязательной маркировки содержит/не содержит ГМО для всех продуктов питания, введение запрета для кооперативов закупать ГМО продукты и производить ГМО содержащие товары.

6. Разработка дорожной карты закупок сельхозпродукции у постсоветских республик. Это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, россиянам не придется потреблять низкокачественную китайскую продукцию. Во-вторых, снизятся цены на импортные товары, которые не производятся в России, за счет оптимизации транспортных маршрутов. В-третьих, геополитическое укрепление страны на постсоветском пространстве, альтернатива проникновению китайского капитала в регион.

Однако маловероятно, что в сложившейся экономической модели возможно подобное переустройство. Для него нужна сильная воля, готовность не сберегать, а  инвестировать, высокий профессионализм управленцев. Вероятный сценарий – это отмена эмбарго, продолжение ориентации на импорт (теперь уже преимущественно китайский), выполнение соглашений ВТО (большинство пошлин снизится к 2017 году), готовность поддерживать российского сельхозпроизводителя только на словах, корректировка статистической отчетности Росстатом и несколько показательных мероприятий в этой сфере к предвыборному 2018 году.

Вернуться на главную

rusrand.ru

Импортозамещение как способ развития сельского хозяйства России

Саенко Ирина Ивановна, Ладыгина Екатерина Ивановна, Чистуха Елена Геннадьевна 1. Доцент, к. э. н., управления и маркетинга2. студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина3. студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина Saenko I. I., Ladygina E. I., Chistuha E. G. 1. Associate Professor, candidate of economic Sciences, management and marketing2. student Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin3. student Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

Аннотация: Рассмотрены возможности и перспективы импортозамещения сельскохозяйственной продукции в России и её регионах при сложившейся нестабильной экономической ситуации в условиях зарубежных санкций. Импортозамещение является одним из механизмов стимулирования отечественного производства. При грамотном использовании этот механизм может стать действенной мерой развития национальной экономики. Целые отрасли российской экономики, находящиеся сегодня в зачаточном состоянии, при должных мерах поддержки могут статьи источником отечественных товаров, востребованных не только на российском рынке, но и по крайней мере в ближнем зарубежье. Но для этого такая поддержка должна быть комплексной, не сводящейся лишь к запрету на доступ иностранных товаров. Кроме того, поддержка отечественных производителей не должна исключать по крайней мере внутренней конкуренции между ними, иначе они так и не смогут подготовиться к конкуренции внешней. В статье произведен анализ импортозамещающей продукции в России.

Abstract: The paper discusses the possibilities and prospects of import substitution of agricultural products in Russia and its regions in the current unstable economic situation in terms of foreign sanctions. Import substitution is one of the mechanisms to stimulate domestic production. With proper use of this mechanism can be an effective measure of development of the national economy. Whole sectors of the Russian economy, which is today in its infancy, with the proper support measures can become a source of domestic goods demanded not only on the Russian market, but at least in the near abroad. But that such support should be comprehensive, not limited only to the prohibition of foreign goods. In addition, support of domestic producers should not exclude at least the internal competition between them, otherwise they will not be able to prepare for foreign competition. In the article the analysis of import-substituting production in Russia.

Ключевые слова: импортозамещение, санкции, сельское хозяйство, продукция, производство, рынок, предпринимательство, сегмент.

Keywords: import substitution, sanctions, agriculture, production, trade, market, business segment.

Проблема импортозамещения в России является одной из ключевых и не теряет своей актуальности на протяжении долгого времени. На сегодняшний день усиление данной проблемы происходит засчет введения некоторыми странами жёстких санкций в отношении российской экономики. [1] В первую очередь западные эмбарго находят свое отражение в сельскохозяйственной сфере. В связи с этим процесс импортозамещения в РФ стал рассматриваться как наиболее приоритетное направление развития сельского хозяйства.[6]

Импортозамещение – это процесс снижения доли импортной продукции в товарообороте страны и замена ее отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны.

Импортозамещение приобрело особое значение вследствие того, как в 2014 году Россия в ответ на ряд торгово-экономических санкций европейских стран, США, Канады, Австралии и Японии запретила импорт ряда продуктов (мясо, рыба, ракообразные, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты и орехи). Эмбарго на данную продукцию открыло возможности для заполнения ниши в данном сегменте для российских производителей. [2] Так, в таблице 1 представлена динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в период с 2013 по 2016 гг. [5]

Таблица 1

Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации, тыс. тонн

2013

2014

2015

2016

Январь-октябрь

в % к соответствующему периоду 2015 г.

Мясо крупного рогатого

199

183

203

170

104,9

Свинина парная, остывшая, охлажденная

1232

1438

1655

1525

113,5

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы

3610

3979

4340

3683

103,1

Изделия колбасные

2502

2476

2445

1994

97,1

Рыба живая, свежая или охлажденная

1461

1167

1175

755

79,2

Ракообразные немороженые; устрицы

52,7

55,3

67,9

43,7

76,2

Филе рыбное, мясо рыбы

18,6

21,1

18,8

13,0

93,2

Рыба (кроме сельди)

2434

2347

2502

2240

100,6

Плодоовощная продукция замороженная

45

46

55,4

52,0

111,7

Фрукты, ягоды и орехи сушеные

10

12

12,2

9,7

91,4

Молоко жидкое обработанное

5386

5348

5447

4556

101,0

Творог

371

387

416

340

99,7

Масло сливочное

225

250

256

209

94,4

Сыры

435

499

589

502

101,9

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в производстве импортозамещающей продукции в 2016 году в период с января по октябрь занимает молочная продукция, ее объемы составляют 4556 тыс. тонн, что на 1 % больше, чем в 2015 году за этот же период. А наименьшая доля продукции приходится на фрукты, ягоды и сушеные орехи, которые составляют 9,7 тыс. тонн, при этом относительный прирост в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 8,6 %.

Как правило, импортозамещение происходит за счет увеличения объема собственного производства и тарифного таможенного регулирования импортных закупок.[3] Так, уже в 2015 году в России была начата реализация процесса по созданию пакета нормативных актов по поддержке отечественного производителя со стороны государства правительственной комиссией по импортозамещению.

Следует отметить, что задача минимизации импорта в аграрном секторе была поставлена еще в 2010 год. Но введение санкционных списков дало возможность отечественным производителям заполнить образовавшуюся брешь на рынке при законодательной и финансовой поддержке государства.[4]

Примером импортозамещения в данный момент могут служить уже следующие достижения в различных регионах России:

1. Нижегородская область по результатам за 11 месяцев 2016 года лидирует в Приволжском федеральном округе по мясному производству. В регионе значительно увеличилось производство мяса птицы и скота более, чем на 17% и составляют в натуральном выражении 124,2 тыс. тонн.

2. В Краснодарском крае запущено производство биоразлагаемой мульчирующей пленки. Продукт будет использоваться для покрытия почвы с целью ее защиты в сельском хозяйстве при выращивании овощей, винограда, бахчевых культур, в садоводствах и питомниках. Данный продукт разлагается в почве без вреда для окружающей среды и не требует затрат на утилизацию.

3. В Крыму возводят два животноводческих комплекса и комбикормовый завод. Комплекс будет вмещать в себя до 400 голов дойных коров, также будет оборудована молочно-товарная ферма.

На самом деле, примеров таких достижений сельского хозяйства в регионах России огромное количество. Государство дает поддержку малому и среднему предпринимательству, фермерским и другим хозяйствам в виде различных субсидий, дотаций, льготного кредитования.

По итогам программы импортозамещения к 2020 году Россия должна будет обеспечивать себя продовольствием на 90 %. В заключение можно сделать вывод о том, что реализация этой программы дает первые положительные результаты.

Библиографический список
1. Найденов А. А., Гришин Е. В. Импортозамещение как важное условие стимулирования отечественной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 19-21.2. Алтухов А. И. Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2015. — № 3. — С. 2–6.3. Саенко И. И. /Актуальные вопросы государственного регулирования регионального аграрного сектора.// Армавир, 2015 – 100 c.4. Саенко И. И. Условия успешного развития межхозяйственных связей на рынке сельскохозяйственной продукции // Вестник Университета российской академии, 2016. № 1. С. 109.5. Федеральная служба государственной статистики, 2016.6. Постникова Л.В. Проблемы импортозамещения продукции сельского хозяйства в России. - Тверь: Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2015. № 1, т.2. С. 44-48.

edrj.ru

Импортозамещение в сельском хозяйстве и других отраслях в России

К 2024 году Россия увеличит производство яблок до 1,3 млн тонн.

Агентство АгроФакт

Суббота, 25 августа 2018

Прочитали 5 130

По прогнозу Ассоциации садоводов России, валовой сбор яблок в этом году может достигнуть 900 тыс. т. Субсидирование садоводства в последние несколько лет способствовало активному росту внутреннего производства. Ежегодное увеличение объемов составляет 100−150 тыс. т. «Пять лет назад мы выращивали всего 500 тыс. т яблок, однако половину этого объема составляло техническое яблоко, которое шло только в переработку, — рассказал «Агроинвестору» президент организации Игорь […]

Читать полностью Экспорт вместо импортозамещения: новый вираж экономической политики России.

Агентство АгроФакт

Вторник, 07 августа 2018

Прочитали 5 088

Спустя четыре года после введения Россией антизападных продовольственных санкций правительство намерено резко изменить приоритеты экономической политики: теперь на первый план выходит стимулирование экспорта, а не форсированное импортозамещение. Такой подход во многом стимулирует текущая макроэкономическая динамика: показатели внешней торговли восстанавливаются гораздо быстрее доходов населения. В более долгосрочной перспективе речь, предположительно, вообще идет о смене экономической парадигмы — в моду во всем мире входит новый меркантилизм, […]

Читать полностью Минсельхоз: импорт молочной продукции необходим.

Агентство АгроФакт

Среда, 17 января 2018

Прочитали 6 985

Член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин опубликовал ответ Минсельхоза на свой запрос, согласно которому России необходимо 7,5 млн тонн импортного молока. На полное импортозамещение в молочной отрасли понадобится 9-10 лет, заявляют в министерстве сельского хозяйства. В федеральном аграрном ведомстве, отвечая на запрос депутата о реализации политики импортозамещения, подчеркнули, что «пока не удается обеспечить […]

Читать полностью Эксперты назвали срок отказа России от импортного сыра.

Агентство АгроФакт

Среда, 10 января 2018

Прочитали 14 844

По итогам девяти месяцев 2017 года производство сыров в России увеличилось на 5,2% в годовом исчислении. При этом по сравнению с 2013 годом производство снизилось на 2,5%. Эксперты связывают это с тем, что в России до введения продуктового эмбарго на определенные виды иностранных сыров не было устоявшихся традиций сыроварения в отличие от стран западной и южной […]

Читать полностью Мнение. Политика импортозамещения в РФ сохранит ограниченное влияние на торговый баланс.

Агентство АгроФакт

Вторник, 05 декабря 2017

Прочитали 4 174

Политика правительства РФ по импортозамещению продолжит обеспечивать ограниченный прирост торгового баланса страны в связи с зависимостью России от западного машиностроения и оборудования, а также в связи со слабой бизнес-средой, которая затрудняет развитие конкуренции и предпринимательства, полагает начальник отдела ценных бумаг с фиксированным доходом швейцарской группы Lombard Odier Мануэль Штрайфф. «Программа импортозамещения направлена на сокращение импорта […]

Читать полностью Импортозамещение по-русски.

Агентство АгроФакт

Пятница, 27 октября 2017

Прочитали 4 998

Статистика продовольственных закупок России на внешнем рынке поражает. Импортозамещения сейчас не видно – наоборот, растет ввоз из разрешенных стран многих видов сельскохозяйственной продукции, причем нередко с опережением отечественного производства. Хуже всего обстоят дела с молоком и говядиной. В этом случае власти, похоже, даже не надеются выйти в обозримом будущем на самообеспечение. Поголовье крупного рогатого скота […]

Читать полностью Эксперты ОНФ считают, что единый портал для агробизнеса поможет избавить АПК от импортозависимости.

Агентство АгроФакт

Понедельник, 23 октября 2017

Прочитали 4 596

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) предлагают правительству РФ создать единый портал для размещения заявок сельхозпроизводителей на приобретение российского семенного или посадочного материала, а также современных российских технологий. Это станет первым важным шагом на пути избавления отечественного агропрома от крайне высокой зависимости от зарубежных материалов. Сейчас в России производится большое количество своей сельхозпродукции, которая на деле […]

Читать полностью Прощай, импорт: как изменилась продуктовая полка за три года санкций?

Агентство АгроФакт

Суббота, 14 октября 2017

Прочитали 7 068

Введение продовольственного эмбарго очистило полки российских магазинов от импорта и дало возможность отечественным компаниям предложить альтернативу и начать поставки своей продукции в торговые сети. Как сейчас выглядит ассортимент продуктового ритейла? И в каких категориях импортозамещения не произошло? По словам заместителя коммерческого директора по продовольственным товарам METRO Светланы Лысенко, с введением продуктового эмбарго всем участникам рынка […]

Читать полностью На «Золотой осени» обсудили создание качественной селекционно-семенной базы.

Агентство АгроФакт

Понедельник, 09 октября 2017

Прочитали 6 981

В рамках деловой программы агропромышленной выставки «Золотая осень – 2017» состоялась конференция по вопросам развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в России. На площадке форума «Золотая осень – 2017» прошла конференция на тему «Стратегия развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в Российской Федерации на период до 2025 года». Председателем сессии выступил директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и […]

Читать полностью В возвращении турецких томатов видят угрозу демпинга.

Агентство АгроФакт

Пятница, 06 октября 2017

Прочитали 12 923

Российские производители как огня боятся возвращения турецких томатов, а ведь политическое решение по этому поводу уже принято. Плодоовощной союз предлагает собственные меры сдерживания турецкой помидорной экспансии. Но самое интересное, что усиление конкуренции дает шанс скорее нажиться торговым сетям, чем сэкономить конечному потребителю. На прошлой неделе Владимир Путин встретился с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. И […]

Читать полностью

Импортозамещение в промышленности представляет собой возможность заменить импортируемую продукцию товарами отечественного производителя. В таком случае применяют таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, выдачу субсидий предприятиям внутри страны, а также вариант прямого запрета на импорт некоторых зарубежных товаров.

Государственные меры по импортозамещению

Импортозамещение в России касается 18 промышленных областей. Именно о такой цифре заявили в Минпромторге, подготовив более полутора тысяч проектов, которые можно быстро реализовать. О них мы регулярно информируем своих читателей.

Работать над идеей импортозамещения следует после создания благоприятных условий для инвесторов, а именно:

  • дешевых кредитов;
  • налоговых послаблений;
  • прозрачного госрегулирования.

На нашем сайте можно детально ознакомиться с планами по импортозамещению именно в области сельского хозяйства, которое направлено на урегулирование вопросов таможни и тарифов на импорт всех видов сельхозпродукции, рыбы и прочих товаров. При этом во внимание берется членство России во Всемирной торговой организации и Таможенном Союзе.

Задачи импортозамещения

Основные задачи, которые ставят перед собой отрасли импортозамещения в сельском хозяйстве, состоят в том, чтобы:

  • создать государственную автоматизированную информационную систему, позволяющую обеспечить продовольственную безопасность России;
  • уточнить список и ознакомиться с методикой расчета показателей, которые отражают состояние продовольственной безопасности;
  • сделать актуальными рекомендации, направленные на рациональное потребление пищевой продукции.

Среди прочих мероприятий можно выделить более эффективное использование земель с сельскохозяйственным назначением и возможность усовершенствовать государственный ветеринарный и фитосанитарный контроль, включая государственную автоматизированную информационную систему раннего оповещения.

На данный момент происходит активное сотрудничество РФ с иностранными государствами в сфере сельского и рыбного хозяйства, а также в области продовольственной безопасности. Согласно правительственным планам, если все мероприятия будут реализованы к 2020 году, то производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существенно увеличится, а зависимость внутреннего рынка от импортного мяса снизится с 21,6% до 7,7%, от молочных продуктов — с 23,6% до 16,6%, от овощей — с 14,6% до 10,1%.

kvedomosti.ru

Горлов В.В. Развитие сельского хозяйства в условиях импортозамещения

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Образец ссылки на эту статью: Горлов В.В. Развитие сельского хозяйства в условиях импортозамещения // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 1.

УДК 330.3

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Горлов Виктор Владимирович

НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, г. Москва, ул. Артюхиной, д.6, корп.1), доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, [email protected], +7 (499) 507-86-11.

Свистунов Иван Александрович

НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, г. Москва, ул. Артюхиной, д.6, корп.1), специалист Московского экономического института, [email protected]

Актуальность статьи заключается в том, что сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики современной России. Исходя из показателей официальной статистики, в данной отрасли занято 9 % населения страны. Эта сфера экономики способствует также удовлетворению продовольственной нужды всего государства.Особая актуальность развития сельского хозяйства на данный момент связана с западными санкциями, направленными против России. В этих условиях перед сельским хозяйством стоит задача импортозамещения, что позволит в значительной мере минимизировать эффект от антироссийских санкций. Авторы сущность проблем, стоящих перед сельским хозяйством. Эти проблемы они разделяют на четыре группы. Авторы подчеркивают, что сельское хозяйство страны долгое время являлось (и в настоящее время является) одной из проблемных отраслей экономики.Ключевые слова: сельское хозяйство; импортозамещение; экономика; государственная программа.

THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN TERMS OF IMPORT

Gorlov Victor Vladimirovich

NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), Dr.Sc. (Econ.), Professor, Department of Management, [email protected], +7 (499) 507-86-11.

Svistunov Ivan Aleksandrovich

NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), expert of the Moscow economic Institute, [email protected]

The relevance of the article lies in the fact that agriculture is one of the most important sectors of the economy of modern Russia. Based on official statistics, this sector employs 9 % of the population. But this economy also contributes towards meeting the food needs of the entire state.Of particular relevance for the development of agriculture at the moment, linked to Western sanctions against Russia. Under these conditions, the agriculture sector faces the challenge of import substitution, which will greatly minimize the effect of anti-Russian sanctions. The authors of the essence of the problems facing agriculture. These problems are divided into four groups. The authors emphasize that the country’s agriculture has long been (and currently is) one of the problematic sectors of the economy.Keywords: agriculture; import substitution; Economics; government program.

При возникновении мирового финансово-экономического кризиса в России одни организации практически мгновенно оказались на грани банкротства, другие успешно противодействовали кризисным явлениям. Это может объясняться многими причинами: наличием антикризисного потенциала предприятия, который можно охарактеризовать как совокупность средств, условий, необходимых для сохранения и развития организации в изменяющихся условиях, профессионализмом управления, экономической активностью, и даже стечением обстоятельств. Однако среди этих причин все чаще выделяют социально ответственное поведение организации, позволяющее избегать возникновения или обострения кризисов в масштабе отдельных организаций [6, с. 14-18, 2, с. 10-12].Низкая результативность сельского хозяйства обусловлена рядом проблем, которые можно разделить на четыре группы. Во-первых, это экономические проблемы, что выражается в невысоком уровне финансирования государством сельскохозяйственного сектора экономики и высоких процентных ставках на кредит; имеет место также диспаритет цен межотраслевого обмена с промышленными отраслями в ущерб сельхоз-производителям. Во-вторых – социальные проблемы: низкая компетентность управления, незаинтересованность крупных агрохолдингов в улучшении уровня жизни и социальных условий сельчан. В-третьих, климатический фактор (лишь 30 % земель в России находятся в полосе благоприятного климата, где возможно ведение безрискового сельского хозяйства) [7, с. 194-196]. Наконец, в-четвертых, это технические и технологические проблемы: устаревшая физически и морально техника, отсутствие современных технологий на производстве (следовательно, отсюда вытекают низкая производительность труда и высокая стоимость продукции).Неоспорим тот факт, что государство должно уделять как можно больше внимания развитию сельского хозяйства и применяемых в отрасли технологий, созданию условий для производства высококачественной, конкурентоспособной продукции. Утвержденные в последнее время законодательные акты, несомненно, позволят осуществить комплекс хозяйственных, технологических, технических, организационных и экологических мер по развитию сельского хозяйства.В условиях принятых в отношении нашей страны санкций зарубежным производителям закрыт выход на российские рынки. Поэтому появляется уникальная возможность для отечественных производителей занять на них уверенные места. Товар, который производится на территории страны, является более доступным по цене, так как он не облагается таможенными пошлинами. Импортозамещение снизит зависимость от иностранной продукции, позволит улучшить торговый баланс, значительно увеличатся бюджетные поступления. Несомненно, улучшится и качество отечественных продуктов.В этих условиях крайне важно, чтобы развитие села осуществлялось не на устаревших «вчерашних» технологиях, а на последних достижениях научно-технического прогресса. Принятая Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013 — 2020 гг. должна претворить в жизнь такие цели, как обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных производителей, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, устойчивое развитие сельских территорий и т.д. [1]. Госпрограмма открывает дорогу для ликвидации отставания в области развития малых форм хозяйствования, развитию оптово-логистических центров, освоению новых технологий (например, выращиванию овощей в закрытом грунте). Очевидно, что импортозамещение будет способствовать развитию птицеводства, свиноводства, производства молока, картофеля и других овощей. Как отмечают эксперты, рост объемов производства сельскохозяйственной продукции на 1% способствует росту производства в смежных отраслях на 1-2% [5, с. 2-11].В современных условиях российским сельскохозяйственным производственным организациям необходимо использовать передовые методы маркетингового анализа. Сельскохозяйственные производственные организации товарным планируют продажи, зрения однако еще именно недостаточно используют являеттся такой важный товарной инструмент, как распределяют определение размера attempt продаж по вместе регионам. Логистические количественная системы управления ассортиментных предусматривают использование модели методов анализа, рынкеанализ применяемых в управлении завьялова товарными запасами, новых например, ABC- и базе XYZ-анализы. Первый стадии позволяет определить based группу товаров, приносящих потребность наибольший валовый прибыли доход предприятию. XYZ-анализ именно позволяет структурировать прибыли потребление товаров анализа по фактору стабильности запасовпроведение потребления и возможности высокий его предвидения [3, с. 27].По результатам проведения Госпрограммы к 2020 г. планируется увеличение удельного веса продовольственных товаров: зерна – до 99,7 %, картофеля – до 98,7 %, мяса и мясопродуктов – до 91,5 %, молока и молочных изделий – до 90,2 %. Общее же увеличение продукции сельского хозяйства в 2020 г. должно составить 24,8 % (по сравнению с 2012 г.). Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев отметил, что в настоящее время прилавки отечественных магазинов на 80 % заполнены продуктами отечественного производства, и только на 20 % – зарубежного. Министр считает, что в 2017 г. урожайность зерновых и зернобобовых культур составит более 100 млн. тонн, а специалисты оценивают внутренние потребности в 70 млн. тонн. Самодостаточности внутреннего рынка в мясе планируется достичь в течение 2-3 лет, а молочной продукции – через 7-10 лет. Что касается полного обеспечения отечественных потребителей овощами и фруктами, то это произойдет через 3-5 лет.Тем не менее, с экономической точки зрения будет неправильным, если работники сельскохозяйственной отрасли будут стремиться к полному вытеснению импортной продукции. Это приведет к отрицательным последствиям в отечественной экономике, хотя бы потому, что потребители не будут иметь возможности сравнить качество российской и зарубежной продукции. В данном случае требуется достигнуть оптимального баланса между импортом и экспортом на основе формирования конкурентных преимуществ. Ведь импортозамещение как тактическая задача может привести к росту цен на продовольствие. Поэтому, заглядывая вперед, нужно решить проблему импортозамещения в контексте решения проблем, направленных на поддержание необходимого уровня жизни граждан, стимулирования платежеспособного спроса, развития логистических систем доставки продукции до российских регионов.Стоит также отметить, что одним из самых серьезных недостатков поддержки товаропроизводителей является не только небольшой размер бюджетных средств, но и неравномерность их распределения. Возникает резонный вопрос о том, кто пользуется преимуществом при распределении денежных средств. Конечно же, это крупные агрохолдинги. Поэтому так остро стоят вопросы обеспечения финансовыми ресурсами фермерских (крестьянских) хозяйств.Таким образом, упрощать проблему импортозамещения не следует, поскольку оно может повлиять на экономику двояко. С одной стороны, импортозамещение может создать дополнительные рабочие места, увеличить прирост отечественной продукции; с другой – привести к потере преимущества страны в мировом хозяйстве.

Список литературы

1. Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013 – 2020 гг. URL: http://www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selskogo-hozyaystva/.2. Ильченко С.В., Кивит Е.А., Оришев А.Б. Кадровая политика предприятия. М.: ООО «Самполиграфист», 2015.3. Колядов Л.В., Горлов В.В. Управление товарными запасами: теоретический анализ // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 4. С. 27.4. Распределение среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности. URL: www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/03-07.doc.5. Семенова Н.Н. Увеличение государственной финансовой поддержки сельского хозяйства – реальная необходимость // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. №17 (302). С. 2-11.6. Соклакова И.В. Роль корпоративной социальной ответственности в антикризисном развитии организации // Современные тенденции развития общественных наук. Материалы международной (заочной) научно-практической конференции. М.: Институт Мировой экономики и информатизации, 2015. С. 14-18.7. Яковлев Р.О. Основные проблемы сельского хозяйства / Р.О. Яковлев [и др.] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-3. С. 194-196.

References1. Gosprogramma razvitiya selskogo hozyaystva na 2013 – 2020 gg. URL: http://www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selskogo-hozyaystva/.2. Ilchenko S.V., Kivit E.A., Orishev A.B. Kadrovaya politika predpriyatiya. M.: OOO «Sampoligrafist», 2015.3. Kolyadov L.V., Gorlov V.V. Upravlenie tovarnymi zapasami: teoreticheskiy analiz — Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal. 2016. no 4. p. 27.4. Raspredelenie srednegodovoy chislennosti zanyatykh po vidam ekonomicheskoy deyatelnosti. URL: www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/03-07.doc.5. Semenova N.N. Uvelichenie gosudarstvennoy finansovoy podderzhki selskogo hozyastva – realnaya neobhodimost — Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost. 2015. no 17 (302). p. 2-11.6. Soklakova I.V. Rol korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v antikrizisnom razvitii organizatsii // Sovremennye tendentsii razvitiya obshhestvennykh nauk. Materialy mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: Institut Mirovoy ekonomiki i informatizatsii, 2015. p. 14-18.7. Yakovlev R.O. Osnovnye problemy selskogo hozyastva / R.O. Yakovlev [i dr.] — Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2015. no 12-3. p. 194-196.

Рецензенты:

Мальцева Е.С. – кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Проданова Н.А. – доктор экономических наук, профессор кафедры финансового контроля, анализа и аудита ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Работа поступила в редакцию: 18.12.2017 г.

obe.ru

Импортозамещение в сельском хозяйстве: особенности, задачи и функции

Агропромышленный комплекс всегда считался одной из самых доходных отраслей России. Сельскохозяйственные ресурсы вкупе с должным уровнем технического оснащения позволяли стабильно поддерживать производство задействованных в этой сфере предприятий. Однако на данном этапе развития законы конкурентной борьбы требуют повышения эффективности участников рынка. Отчасти неспособность отечественного производителя уверенно противостоять зарубежным конкурентам обусловила необходимость проведения коренных изменений в экономической политике. В качестве оптимального способа решения назревшей проблемы было предложено импортозамещение. В сельском хозяйстве оно должно себя оправдать как мера, позволяющая безболезненно для экономики отрасли перейти на новый, более развитый технологически уровень производства.

импортозамещениеКонцепция импортозамещения в сельском хозяйстве

Разработка концепции импортозамещения полностью укладывается в идею доктрины продовольственной безопасности, которая была составлена еще в 2010 г. В последующем она не раз подвергалась доработке, но общий смысл оставался прежним. Он заключается в создании условий на отечественном рынке, при которых российские производители смогут укрепить свои позиции, а экономика отрасли будет менее зависима от зарубежных товаров. В некотором роде импортозамещение отрасли сельского хозяйства стало инструментом достижения задач доктрины.

Впрочем, ограничение импортных поставок сельскохозяйственной продукции способствовало и внесению существенных корректив в программы развития агропромышленного сектора. Вместе с этим появились и некоторые угрозы, затрагивающие макроэкономический климат, технологическую платформу и агроэкологические факторы. К реализации подобных угроз может привести полный отказ от импорта или ограничения с высокими коэффициентами, поэтому специалисты по экономическому и промышленному развитию отмечают необходимость соблюдения баланса в ограничительных мерах.

Функции импортозамещения

Достижение поставленных стратегических целей, которые выражаются в укреплении национального агропромышленного комплекса, реализуется через целый комплекс задач. В первую очередь импортозамещение призвано поддерживать интеграционные функции, которые ориентируются на оптимизацию процессов взаимодействия хозяйствующих сельскохозяйственных субъектов на разных уровнях управления. Во многом укрепление модели эффективного контроля и управления комплексом позволяет создавать условия для более производительной работы фермерских хозяйств как основной единицы отрасли.

Что касается косвенных функций, то импортозамещение в сельском хозяйстве должно способствовать активному внедрению экономических инструментов поддержки сектора, оптимизации логистических процессов взаимодействия между партнерами, решению проблем распределения и потребления не только продукции, но и сырьевой базы. Как показывают данные исследований сельскохозяйственных предприятий, лишь небольшая часть из них способна в полной мере отвечать запросам современного потребителя. Причем это касается не только основных качественных характеристик продукта, но и второстепенных аспектов взаимодействия производителя и участников рынка.

Программа импортозамещения в сельском хозяйстве

Государственную программу иимпортозамещения формирует комплекс долгосрочных стратегических целей. В частности, к основным подпрограммам можно отнести стимуляцию развития растениеводства, животноводства и мясного скотоводства. В каждом из этих направлений предполагается также развитие процессов переработки исходного сырья и реализации конечной продукции. То есть вновь формулируются задачи разработки более эффективных схем взаимодействия участников цепочки от непосредственного производителя до потребителя. Связано это с тем, что импортозамещению в сельском хозяйстве в немалой степени препятствует технологическая отсталость многих предприятий. В связи с этим основная программа также предусматривает начало технической и технологической модернизации с активным внедрением инновационных решений.

Задачи импортозамещения

Достижение стратегических целей, сформулированных в государственной программе импортозамещения, возможно только при условии решения реальных задач, стоящих перед представителями отрасли. В частности, необходимо повышение объема инвестиций в сельское хозяйство, стимулирование процессов улучшения эффективности эксплуатации земельных ресурсов, мелиорация земель, преодоление стагнации в сегменте скотоводства, развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения и т. д. Как видно, в каждой подотрасли импортозамещение, развитие сельского хозяйства реализуется со своими особенностями, которые обуславливаются и характерными многолетними проблемами. Но есть и общая специфика программы замещения импорта в агропромышленном комплексе, которую стоит рассмотреть отдельно.

Особенности импортозамещения в сельском хозяйстве

Особенности развития отрасли сельского хозяйства в условиях отказа от импортных товаров и перехода на новый технологический уровень обуславливаются несколькими факторами. Прежде всего, это определенная зависимость от зарубежных поставщиков. Часть отраслей все еще не может оптимально покрывать своей продукцией соответствующие ниши. Поэтому отмечается неравномерность и в производственной эффективности предприятий от разных подотраслей. Помимо этого, импортозамещение в сельском хозяйстве невозможно без поддержки государства. В связи с этим разрабатываются и программы стимуляции частных фермерских хозяйств – особенно в регионах, которые имеют все возможности для эффективной реализации агропромышленного потенциала.

Проблемы осуществления программы импортозамещения

К основным проблемам можно отнести отсталость технико-технологической платформы, от которой зависит эффективность работы агропромышленных предприятий. Связано это с минимальными доходами товаропроизводителей, которых не хватает на модернизацию технических средств. Также большое значение имеет доступ производителей к рынку. Опять же, отсталая и малоэффективная инфраструктура не позволяет импортозамещению в сельском хозяйстве решать поставленные задачи в части улучшения экономической ситуации. Особенно это касается малых предприятий, которые вынуждены бороться с крупными монопольными сетями товаропроизводителей из отечественного сегмента.

Показатели реализации программы импортозамещения

Индикаторы эффективности импортозамещения в свое время были заложены в программе стратегического развития сельского хозяйства, а затем перешли в доктрину продовольственной безопасности. На данный момент по ним как раз и оценивается укрепление отечественного производства в контексте отсутствия конкурентной борьбы с зарубежными производителями, как и предусматривает импортозамещение России. Сельское хозяйство и, в частности, темпы его развития оцениваются по индексам производства сельхозпродукции, основному капиталу предприятий и физическому объему вкладываемых инвестиций.

Перспективы развития сельскохозяйственной отрасли

В оценке перспектив развития отечественного агрокомплекса важно учитывать естественные, но негативные факторы, которые будут тормозить этот процесс. Во-первых, это логичное снижение доходов от импортной продукции, которые получают российские контрагенты. Во-вторых, это неизбежная модернизация технической платформы, на которую потребуется немалая часть финансовых и организационных ресурсов. Тем не менее на этом фоне импортозамещение сельском хозяйстве РФ может показать весьма заметные темпы развития в основных сегментах, среди которых растениеводство, скотоводство, производство зерновых и т. д. По мере увеличения мощностей предприятий будет закономерно укрепляться и экономическое состояние участников рынка в данной отрасли.

Заключение

На данном этапе реализации программ импортозамещения можно констатировать факт закрытия отечественного рынка для импортной продукции. Но это вовсе не означает, что российские аграрии должны отказываться от опыта своих зарубежных коллег. В частности, импортозамещение в сельском хозяйстве вполне может перейти на принципы так называемого замкнутого производства внутри отрасли. Это значит, что непосредственные изготовители продукции также занимаются продвижением своей продукции по логистической цепочке вплоть до прилавка. Данная схема, конечно, требует серьезной трансформации моделей взаимодействия между участниками рынка на разных уровнях. Однако этот переход обещает тем же товаропроизводителям значительное повышение прибыли, а потребителям – понижение стоимости продукции.

bishelp.ru

два способа импортозамещения в сельском хозяйстве

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что объем расходов федерального бюджета нашей страны на 2018 год в рамках поддержки аграрно-промышленного комплекса сохранится на том же уровне, какой имеет место быть в рамках федерального бюджета 2017 года.

Финансирование аграрного сектора в 2018 году останется на прежнем уровне

Об этом Медведев заявил на заседании правительства, посвященного расходам федерального бюджета на 2018 год и на период 2019-2020 годов, что говорит нам о том, что формирование федерального бюджета на будущий год входит сейчас в самую последнюю стадию.

Кроме того, Медведев заметил, что программа государственной поддержки сельского хозяйства и рыбного производства осуществляется с помощью двух госпрограмм, финансирование которых как раз и останется на уровне 2017 года и не будет подвергнуто какой-либо ревизии.

Интересно, что Медведев также пришел к выводу, что главное здесь не потерять темпы развития аграрного сектора, которые были заложены Россией в прошлые годы, и это можно связать с тем обстоятельством, что именно продукты питания являются предметом наших контрсанкций.

Напомним, что Россия в ответ антироссийские санкции Евросоюза ввела в 2014 году торговое эмбарго на продукты питания, которые мы раньше закупали у государств, входящих в это общеевропейское объединение. Поэтому вопрос поддержки аграрного сектора – это не просто государственное стимулирование определенной отрасли российской экономики, а стратегически важная проблема, которая для правительства представляет собой особый приоритет.

Финансирование – это не главная проблема аграрного сектора

Заместитель Института актуальной экономики Иван Антропов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что на сегодня общий объем государственных расходов не является для нашего сельского хозяйства определяющим фактором в рамках перспектив его развития.

«Объем государственных субсидий в аграрный сектор сегодня действительно немаленький, поэтому основной вопрос здесь заключается в том, как они в итоге распределяются. И здесь есть существенные проблемы, которые на текущий момент пока не решены», - констатирует Антропов.

По словам Ивана Александровича, сейчас порядка девяносто процентов субсидий в России получают крупные агрохолдинги, которые являются очень большими и массивными структурами производства, поэтому они не в состоянии быстро адаптироваться к экономическим реалиям.

«Ситуация в российской экономике меняется очень быстро, поэтому это обстоятельство является для нас существенной проблемой. При этом, малым фермерским хозяйствам практически невозможно получить от государства нужную им финансовую помощь», - заключает Антропов.

Именно в этом, как считает эксперт, и кроется основная проблема российского аграрного сектора, а не в том, какие расходные объемы по этому направлению указаны в нашем бюджете.

Правительству нужно подумать о программе поддержки фермеров

«Если взять некоторые направления – например, лесное животноводство, то в целом ряде наших регионов 97 процентов субсидий может получить один крупный агрохолдинг, из-за чего всем другим предприятиям региона на свое развитие ничего не остается», - резюмирует Антропов.

Поэтому сохранение правительством существующих объемов помощи аграрному сектору – это, конечно, положительный момент, но который в действительности не так сильно важен.

«Все это вполне нормальная практика, но самый главный вопрос здесь заключается в том, как все эти средства будут распределяться в следующем году, и вот над этой существенной проблемой нашему правительству и предстоит в первую очередь подумать», - констатирует Антропов.

На сегодня нет программных изменений по этому вопросу, которые были бы направлены на поддержку фермеров и малых предприятий в сфере сельского хозяйства. Впрочем, решение этой проблемы не зависит напрямую от структуры федерального бюджета и есть основания полагать, что оно может быть принято российским правительством уже в рамках текущего года.

Проблема импортозамещения упирается в эффективность сельского хозяйства

Ведь здесь надо понимать, что перед Россией стоит задача импортозамещения, которая в нашей стране пока полностью не решена даже в отечественном сельском хозяйстве. И это чрезвычайно важно, учитывая то обстоятельство, что режим санкций и контрсанкций, очевидно, будет продолжаться еще не один год, что накладывает на сельское хозяйство серьезные требования.

«По политике импортозамещения в рамках сельского хозяйства есть много вопросов, и она на сегодня удалась только в ряде отраслей. Например, в свинине и мясе птицы – здесь мы сейчас себя полностью обеспечиваем, и здесь действительно проблем нет», - заключает Антропов.

Другой вопрос, что, опять же, в импортозамещении главный вопрос заключается не в выделяемых суммах, а в том, как они затем распределяются в рамках нашего аграрного сектора.

«Ведь если рассматривать только сельское хозяйство вне всего аграрного сектора, у нас деньги в основном вкладываются в экстенсивное развитие, что выражается в увеличении размеров пашни и прочем в этом духе. При этом, у нас нет развития в производстве своего семенного материала, а также возможностей для его хранения и прочих «проблем селекции», - резюмирует Антипов.

В этом плане мы все еще сильно отстаем от западных стран, и это сказалось в текущем году, когда пришла плохая погода и сразу повлияла на сельскохозяйственное производство в России.

«Пострадали какие-то культуры, что повлекло за собой рост цен и необходимость использования целого ряда импортных продуктов для нужд национального рынка», - констатирует Антипов.

Все это говорит нам о том, что по российскому аграрному сектору есть много вопросов и там существует немало проблем, но решаться они будут, естественно, не в рамках обсуждения нашего фелерального бюджета.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Дмитрий Сикорский

rueconomics.ru