Идентификация человека в современном мире. Идентификация примеры из жизни


Идентификация в психологии - это способность перенимать качества

Здравствуйте, дорогие читатели! Как же прав народ, когда говорит: «С кем поведешься, от того и наберешься». Этот факт давно изучен психологами и ему даже присвоен особый термин – идентификация. Существуют разные виды этого вполне естественного для человека процесса. Ее можно использовать в своих целях при воспитании ребенка или для лечения собственных комплексов, развития особых навыков или достижения целей.

Идентификация в психологии — это обычное явление, когда один человек бессознательно старается походить на своего друга или знакомого, литературного персонажа или киногероя, а также какую-нибудь группу людей. Примером последнего могут служить молодежные субкультуры – панки, рокеры или хипстеры.

Первичная идентификации

Маленький ребенок старается копировать поведение своих родителей. Кстати, не всегда последние это понимают. Могу привести пример из жизни, когда мамочка изо дня в день жалуется на то, что малыш постоянно недоволен. Она не понимает, что ее собственное состояние проецируется на ребенка и его критическое отношение ко всему всего лишь попытка походить на родителя.

близнецы

Конечно же, «попыткой» называть это явление будет не совсем правильно, так как мать и уж тем более малыш действуют неосознанно. Со временем черты характера плотно закрепляются в психике ребенка, и он завершает идентификацию, полностью примеряя на себя поведение матери.

Со временем человек отдалятся от родителей и может перенимать поведение и черты характера литературных героев. Храбрость в экстремальной ситуации, честность, доблесть и прочее может быть заслугой книг, на которых воспитывался малыш или подросток.

Воздействие фильмов более слабо, так как период их воздействия на психику человека кратковременный. Отождествление с героем художественного произведения помогает лучше понять произведение и вызывает яркие эмоции, переживания.

В юном возрасте у многих девушек проявляется склонность к чтению романтической литературы. Из книг они больше узнают о том, как ведут себя истинные леди, в следствии чего у них самих появляются такие черты как нравственность, деликатность, женственность.

Стремление к идентификации вы можете использовать в собственных целях. К примеру, во время развода рекомендуется читать книги о сильных женщинах, для развития уверенности в себе – героический эпос.

Кстати, очень интересно про все это написано в книге Юлии Фоминой «Психологические особенности сказочных героев и идентификация личности». В ней как раз рассказывается как сказки влияют на ребенка и к каким последствиям приводят во взрослой жизни. Кто знает, может в этом произведении кроется ответ на вопрос: «Почему я такой?».

Коллективная идентификация

Коллективная или групповая идентификация возникает в зависимости от общества, в котором находится человек. Стремление к успеху, учебе или деструктивному поведению тоже возникает не на пустом месте. Ребенок или взрослый, общаясь в определенных кругах, может отклониться от заданного курса, понятия о добре и зле размываются или заменяются другими.

Холостые друзья недавно женившегося мужчины могут удивляться его переменам и сетовать на влияние жены. На самом деле, это жизненный механизм, в котором нет ничего предосудительного или неестественного. Как говорится, все там будем.

А также…

Помимо перечисленных видов идентификации существует еще и гендерная, когда человек осознает себя мужчиной или женщиной и действует в соответствии со сложившимися стереотипами.

Многим не понаслышке знакома этническая идентификация. Здесь вашему вниманию предстает целая россыпь стереотипов, которым человек может следовать или препятствовать.

Где же в этом всем сам человек? Неужели каждый из нас – это всего лишь набор чужих качеств и механизмов? Конечно же нет, идентификация происходит бессознательно, но большое влияние на проецируемые качества имеет личностная идентификация, которая отвечает за постоянные жизненные установки, цели и мотивы, то есть, каков человек на самом деле.

Мы не проецируем на себя невесть что, для этого должны быть предпосылки. Если верить определению Зигмунда Фрейда, то идентификация – это попытка слабого человека перенять силу значимых и сильных людей на себя. Однако, понять, что перед вами стоит сильный человек можно основываясь на изначальной схожести и преобладании каких-то новых положительных качеств.

зонты

Приведу простой бытовой пример, молодой человек попадает в компанию людей, пропагандирующих здоровый образ жизни. Изначально это соответствует его принципам. Он понимает, что он близок этой группе. Некоторые участники движения являются еще и заядлыми вегетарианцами, а потому он начинает примерять на себя и этот образ.

Тем не менее личность в социальной группе остается личностью. Если мужчина не может или не хочет отказываться от мяса, это будет идти в разрез с его жизненными устоями, в конечном итоге он этого не сделает.

Будет не совсем верно перекладывать ответственность за все действия человека лишь на влияние группы, родителей или книг.

Ну вот и все. Мы кратко разобрались с понятием идентификация. Конечно, это далеко не все, так что подписывайтесь на рассылку, чтобы узнавать больше и ждите будущих интересных публикаций. Они не заставят себя ждать.До новых встреч.

ezy-life.ru

Идентификация в психологии

Идентификация в психологииИдентификация человека представляет собой реакцию его психики, при которой он ассоциирует себя с другим индивидом или группой лиц. На уровне общения это может выражаться в бессознательном отождествлении себя с собеседником с целью познания его установок и ориентиров.

Попытки подстроиться под другого человека уходят своими корнями в раннее детство. В американской фантастической кинокомедии «Большой» с Томом Хэнксом в главной роли показана похожая ситуация. Там мальчик, страдавший от детской закомплексованности, грезил о том, чтобы поскорее стать взрослым. В конце концов, его мечта сбылась: в одно прекрасное утро он проснулся в теле 30-летнего мужчины.

Идентификация – что это?

В переводе с латинского языка данный термин означает «отождествление». Идентифицировать себя с другим – значит, ориентироваться на его стабильные параметры и, в зависимости от этого, «настраивать» свою личность. Специалисты раскладывают определение идентификации на следующие составляющие:

  • построение эмоциональной связи: имплементация в собственный внутренний мир ощущений другого человека, принятие его жизненных ориентиров и ценностей;
  • проецирование себя на этого индивида, видение его как продолжение своей личности, придание собеседнику особенностей своего характера, желаний, чувств;
  • «постановка» себя на место партнера: воображаемое переселение в мир другого индивида для усвоения его мотивов поведения.

Термин «идентификация» применяется психологами также в том случае, если индивид «вживается» в образ литературного или кинематографического персонажа. При этом возникают эмпатические переживания и мысленное перевоплощение.

Кто из мальчишек в детстве не хотел примерить на себя роль бесстрашного и благородного д’Артаньяна – героя бессмертного романа А. Дюма? А разве найдется девчонка, не мечтающая о прекрасном принце и не мнящая себя кроткой Золушкой или верной Ассоль?

Идентификация личности: особенности и виды

Процесс отождествления характеризуется относительной ограниченностью. Человек устроен таким образом, что он обладает способностью уподобления только тому, кто имеет с ним хотя бы некоторые сходные черты. Посредством идентификации вырабатывается инструмент понимания. Она является своеобразным зеркалом, отражающим общее и способствующим лучшей коммуникации.

Идентификация личности подразделяется на следующие виды:

1. Ситуативная

Эта разновидность отождествления наиболее часто находит свое проявление в детских забавах. Так, одной из любимых игр девочек до сих пор остаются «дочки-матери», во время которой «репетируется» поведение ребенка в будущих семейных условиях.

2. Коллективистская

Человек зачастую уподобляет себя той общности, в которой он вращается. Индивид осознает, что он является одним из составляющих элементов коллективного «пазла». Цели и ценности данной социальной группы становятся его собственными. Так формируется «корпоративное» мышление.

3. Личностная

В психологической практике данный вид идентификации личности рассматривается как осознание человеком собственных жизненных установок и мотивов поведения в качестве субъекта деятельности. Это то, что характеризует психологическую целостность личности, ее «самость».

4. Этническая, или национальная

В силу того, что каждый из нас живет в определенной культуре, мы чувствуем свою неотрывную связь с ней. Такое понимание формируется в человеке на основании эмоционального постижения особенностей обычаев и менталитета той народности, к которой он принадлежит.

5. Политическая

В данном случае наблюдается идентификация себя с конкретной общественно-политической позицией. Личность осознает свои установки относительно какой-либо партии, идеологического течения, политического института или лидера.

Социальная идентификация

Человек обладает глубинной потребностью в признании своих внутренних убеждений со стороны общества. В определенных ситуациях индивид нуждается в защите «своих» против неблагоприятных обстоятельств окружающего мира. Цементирующим элементом выступает общность черт менталитета отдельного участника социума и группы.

Неспособность к социальной идентификации отрицательно сказывается на психологическом здоровье личности. Если же человек замечает, что группа, к которой он себя причисляет, низко оценивается обществом, он начинает вырабатывать следующие образцы поведения:

1. «Интернализация девальвированного образа»

Используя эту стратегию, индивид безропотно принимает себя «плохим». Он отказывается от протеста и как будто стремится уйти в тень, чтобы «не мозолить глаза». При этом человек притворяется, что не замечает, как общество дискриминирует его по определенным признакам. Он капитулирует, не принимая никаких мер по улучшению своего положения.

2. Агрессивное сопротивление

В этом случае происходит идентификация себя как активного «борца за справедливость». Человек выбирает протестную линию поведения и контратакует тех, кто высказывает недовольство или презрение по отношению к нему.

Как правило, такой индивид берет на вооружение насмешки либо ответное пренебрежение к устоям критиканов. Он также может действовать по принципу «чем хуже, тем лучше» и акцентировать в своем поведении именно те черты, которые отрицательно воспринимаются со стороны культуры-доминанты.

3. Ассимиляция

Выбрав данный путь, человек стремится выбраться из образа, отталкиваемого социумом, и стать «таким, как все». Поиск по определению идентификации своей персоны и доминирующих представлений может наблюдаться в различных плоскостях: от приспособления имиджа к общим представлениям до коренных мер, например, изменения имени. Подстраиваясь под других, индивид таким образом предает ту группу, к которой до недавнего времени принадлежал.

4. Компромисс

Эта стратегия носит второе название – «создание критической личности». Человек не отрекается от «своих», но приобретает некоторые черты, характерные для преобладающей системы взглядов. Он может принимать одни отрицательные оценки своего сообщества и не соглашаться с другими.

Идентификация в философии фрейдизма?

Известный австрийский знаток психоанализа Зигмунд Фрейд создал собственную концепцию этого явления. Он был первым, кто выделил следующие категории идентификации:

1. Анаклитическая

Этот вид психической реакции характерен для детей, которые отождествляют себя с поддерживающими и помогающими им родителем. К примеру, если мать проявляет по отношению к своему ребенку максимум внимания и нежности, то чадо захочет в конечном итоге быть таким же, как она.

2. Идентификация с агрессором

Австрийский психолог рассматривал эту категорию как автоматическую реакцию, обусловленную потребностью в защите от воздействия человека, обладающего большей властью. Так, если чадо боится наказания отца, оно подсознательно стремится к тому, чтобы стать таким, как родитель. В таком случае, как думает ребенок, он будет обладать тем же влиянием и той же силой.

В психологической практике нередки случаи, когда пациент идентифицирует себя с лечащим его специалистом. Фрейд предостерегал своих коллег от нарциссического искушения представлять себя в роли всемогущих «спасителей» своих клиентов. Несмотря на это, данное табу продолжает нарушаться чаще, чем остальные терапевтические запреты.

Заключение

Отождествление дает нам возможность лучше понимать других людей, ставя себя на их место. Многие явления окружающего мира с трудом поддаются индивидуальному восприятию. Человек нуждается в сопоставлении себя с конкретным образом, что и достигается посредством идентификации.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

 

Догматизм « Предыдущая запись Что делать, если ушел муж Следующая запись »

rostduha.ru

что это такое, виды идентификации

Идентификация – это уподобление человека другому индивиду, группе или выдуманному персонажу. Идентификация является механизмом защиты психики, которая содержится в бессознательном отождествлении объекту, что вызывает тревогу или страх. Идентификация переводится с лат. языка «identificare», как отождествление, корень «iden» значит то, что долго не меняется. Учитывая такое определение можно сформулировать понятие идентификация, как похожесть или соответствие чего-то существующему образцу, взятому за основу, имеющему обозначенные стабильные параметры. Механизм защиты психики бывает ситуативный, неосознанный, при котором человек уподобляет себя конкретному другому значимому человеку, как образцу. В основании такого уподобления лежит эмоциональная связь между людьми.

Виды идентификации

Идентичность в узком понимании представляет собой отождествление человека с другими людьми. Выделяют первичную и вторичную идентификацию. Первичная представляет собой отождествление младенца вначале с матерью, дальше с родителем, пол которого соответствует ребенку. Вторичная происходит немного позже с людьми, которые родителями не являются.

При идентификации с выдуманным персонажем (из литературы, кинофильма) возникает проникновение в смысл самого художественного произведения, при котором индивид начинает эстетически переживать.

Механизм идентификации начинает активно действовать с детства. У ребенка постепенно формируются подобные черты и стереотипы действий, ценностные ориентации, созревает половая идентичность.

Ситуативная идентификация зачастую проявляется в детских играх. Ситуативная идентификация примеры: отождествление ребенка с его родителями, любимым человеком, братом (сестрой). Такое отождествление выражается в интенсивном стремлении стать подобным значимому человеку.

Групповая идентификация – это устойчивое уподобление человека общности и группе, она отображается в принятии целей, ценностей группы, как собственных; постижении себя, как участника группы. Описываемое понятие часто встречается в инженерной, юридической, криминальной психологии, и служит в качестве опознания, распознавания каких-то объектов (людей), отнесение этих объектов к конкретному классу или узнавание посредством сопоставления известных признаков.

Социальная идентификация отображает процесс классификации, восприятия, оценивания, личности себя, как агента, который занимает конкретное положение в социальном кругу. Она является способом постижения собственной принадлежности к общественным группам. Идентификация человека, как биологической особи с социальными группами делает его именно социальным человеком и активной личностью, что позволяет ему оценить личные социальные связи, пользоваться термином принадлежности «Мы».

Личностная идентификация являет собой набор черт, какие отличаются своим постоянством, позволяют дифференцировать конкретного человека от остальных личностей. Под личностной идентификацией понимается комплекс характеристик, что делает личность подобной себе и отличительной от других.

Личностная идентификация (Self-identity) являет собой единство и постоянство смысложизненных установок, мотивов, целей жизнедеятельности личности, понимающей себя, как субъекта активной деятельности. Также это не совокупность особенных черт, или особое качество, каким владеет человек. Это самость человека (истинная сущность). Она проявляется в действиях, поступках человека, в реакциях других на него, больше всего в его умении понимать и поддерживать историю личного «Я».

Виды идентификации включают также этническую идентификацию. Этническая – это один из наиболее стабильных видов социальной идентификации. Обозначается, как эмоциональный результат познавательного процесса самоопределения индивида или небольшой группы в социальном пространстве, характеризуется пониманием личной принадлежности к этнической культуре, также пониманием, переживанием и оцениванием своего положения.

Политическая идентификация – отождествление личности с конкретной жизненной позицией. Она выражается, как единство установок и ориентаций политического субъекта, совпадение способов достижения политических целей, возникает из принятия политических ролей и эмоционального соотношения личностью себя с политической силой.

Политическое идентифицирование – это установка относительно политических лидеров, институтов власти и различных вопросов, относящихся к политике.

Что такое идентификация

Определение идентификации – это глубинная потребность личности устанавливать совпадения и похожести с объектом почитания. Человек, воспринимающий мир, как систему таинственных явлений и вещей, становится не в состоянии самостоятельно осознавать смысл бытия и назначение окружающего мира. Такой человек нуждается в стойкой системе ориентации, что дала бы возможность ему сопоставить себя с конкретным образцом. Механизм такого рода впервые был разработан в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Он выделил его на основании личного наблюдения за патологическими случаями, и позже распространил это на «здоровую» духовную жизнь.

Механизм идентификации Зигмунд Фрейд рассматривал в качестве попытки слабого человека (или ребенка) перенять себе силу значимых других личностей, которые для него являются авторитетами. Таким образом, у индивида уменьшается тревога и чувство страха перед реальностью. Установлено, что у личности есть глубинная потребность постоянно наблюдать в своем поле зрения персонифицированных образцов. Прикладной психоанализ также изучает типы механизмов идентификации, связанные с организацией различных общественных движений и проявлением харизмы политических лидеров.

Существуют некоторые методы идентификации, что прилагаются в разных сферах жизнедеятельности (психологии, криминалистике, медицине).

Методы идентификации включают исследование таких биометрических показателей: отпечатков пальцев, формы лица, рисунка сетчатки, радужной оболочки глаза, уникальности голоса, оригинальности почерка и подписи, «клавиатурного» почерка и др.

Методы идентификации разделяют на статические и динамические приемы. Статические – сформированы на уникальных человеческих свойствах, данных от рождения, не отдельных от организма. Это физиологические свойства – рисунок ладони, геометрия лица, рисунок сетчатки и др.

Динамические – основаны на динамических (поведенческих) характеристиках личности. Поведенческие особенности проявляются в подсознательных движениях, осуществляемых человеком – речи, динамике набора на клавиатуре, почерке. Эти динамические характеристики испытывают воздействие управляемых и менее хорошо управляемых психологических факторов. Вследствие непостоянства биометрические образцы необходимо обновлять при использовании.

Одним из популярных методов есть дактилоскопия. Дактилоскопия основана на оригинальности папиллярных узоров пальцев каждого человека. Специальным сканером приобретается очерчивание отпечатка пальца, что можно соотнести с имеющимися отпечатками в базе данных и идентифицировать личность. Еще одним статическим методом является идентифицирование по форме кисти руки. Для этого осуществляется замер формы кисти. Отождествление по уникальности радужной оболочки и по рисунку сетчатки глаза, выполняется специальным сканером, неопасным для зрения.

Создание двух/трехмерного лица также является статическим методом. С помощью камеры и специальной программы выделяются черты лица (контуры губ, носа, глаз, бровей и т. д.). Подсчитывается расстояние между данными показателями и другие параметры. По полученным сведениям формируется образ лица индивида.

Динамическим методом является идентифицирование человека по особенностям его подписи и почерка. В данном методе главным является стабильность уникальности почерка каждого человека (нажим пера, завитки, объем и др.). Характеристики почерка исследуются, затем их перерабатывают в цифровой образ и подвергают обработке компьютерной программой.

Еще одним динамическим методом есть распознание по динамике набора по клавиатурным клавишам («клавиатурный почерк»). Процесс аналогичен методу распознавания по почерку. Однако здесь используется вместо бумаги клавиатура, а вместо подписи определенное кодовое слово. Главной характеристикой есть динамика компьютерного набора этого кодового слова.

Метод распознавания по голосу – это метод, который очень удобен в своем применении. Его начали применять, в силу обширного распространения телефонных связей и различных гаджетов с микрофонами. Проблемой этого метода есть факторы, которые оказывают воздействие на качественное распознавание голоса: шумы, помехи, ошибки в произнесении, неровное эмоциональное состояние и т. д.

Идентификация в психологии

Данное понятие в психологии описывает процесс, где человек частично или абсолютно диссимилируется (отторгается) от себя. Бессознательная проекция человеком собственной личности на то, кем и чем он действительно не является: другого человека, дело, объект, местоположение. Это отождествление, бессознательное уподобление с другой персоной, идеалом, группой, явлением, процессом.

Идентификация является значимой частью нормального формирования личности.

Идентификация примеры: отождествление ребенка с отцом, что означает усвоение его способа мышления и стереотипов действий или отождествление родных братьев, которые обмениваются информацией, постоянно взаимодействуют, будто по отдельности не являются индивидуалами.

Идентификацию могут спутать с имитацией. Однако она отличительна, потому что имитация – это чисто сознательное подражание другому человеку, а идентификация – бессознательное. Она содействует развитию человека, пока его индивидуальный путь не проложен. При возникновении лучшей возможности она раскрывает патологический характер, в дальнейшем приводит к приостановке развития, хотя до этого содействовала развитию. Этот механизм способствует диссоциации личности, то есть расщеплению субъекта на две чуждые друг другу личности.

Идентификация касается не только одних субъектов, но также предметов, явлений, психологических функций. Идентификация психологических функций приводит к созданию вторичного характера, индивид настолько идентифицирует себя с самой развитой у себя функцией, что сильно отдаляется от начального уклона собственного характера, в результате истинная индивидуальность переходит в бессознательное.

Подобный исход является регулярным у личностей с развитой первичной (ведущей) функцией. Это имеет некоторое значение на пути индивидуализации человека. Уподобление ребенка самым близким членам семьи отчасти является нормальным явлением, потому что сходится с первоначальным семейным тождеством. Здесь уместнее говорить о тождестве, а не идентификации.

Идентификация с близкими, в отличие от тождества не является априори фактом, но слагается вторичным образом в последующем процессе. Индивид, исходящий из начального семейного тождества на пути личностного развития и приспособления встречается с преградами, требующими для их преодоления усилий, в результате образовывается застой либидо (жизненной энергии), которое начинает поиски пути регрессии. Регрессия позволяет возвратиться в предшествующие состояния, и в семейное тождество. На данном пути складывается любая идентификация, она имеет собственную цель – постигнуть способ мышления и стереотипы действия другого субъекта, ради достижения определенной выгоды или устранения какого-то препятствия, разрешения задачи.

Коллективистская идентификация проявляется в коллективной деятельности, когда переживания одного члена группы предлагаются другим, как мотивы поведения, образовывающие их общую деятельность. Это значит единство мотивации и формирование взаимоотношений, основанных на нравственных принципах. Больше всего выражается в соучастии и сочувствии, когда участник группы эмоционально откликается на успехи, счастье или огорчения каждого. Коллективистская идентификация выражается через признание за собой и остальными равноправных обязательств, проявляется в оказании поддержки и участия, требовательном отношении остальных к себе.

Психологическая основа коллективистской идентификации – это индивидуальная готовность действовать в коллективной деятельности, переживать, чувствовать других, как себя. Данное явление преобладает в группе значительного развития, не обращая особенного внимания на персональные предпочтения членов коллектива. Проявления коллективисткой идентификации, опосредованные ценностными ориентациями совместной деятельности, смысловыми установками становятся стабильными характеристиками каждого участника коллектива и перестают быть зависимыми от субъективных симпатий.

Коллективистская идентификация возникает примерно в дошкольном и школьном возрасте во время сотрудничества между собой детей.

Нарциссическая идентификация проявляет самопроецирование на «Я», как потерянного субъекта если отстраненное либидо ориентировано на «Я», при этом индивид относится к персональному «Я», как к оставленному объекту и устремляет на него амбивалентные импульсы, что кроме прочих включают агрессивные компоненты.

Половая идентификация выражает целостность поведения и самосознания индивида, что относит себя к одному из полов, ориентируется на соответствующие своему полу требования.

Гендерная идентификация выражает один из аспектов половой принадлежности, что определяется, как самоидентификация персоны с конкретным гендером, как самоощущение женщины, мужчины или промежуточного состояния. Стоит помнить то, что гендерная идентичность часто, но не всегда будет соответствовать биологическому полу. Так, женщина, воспитанная в определенной обстановке, может больше ощущать себя мужчиной, и наоборот.

psihomed.com

Идентификация человека в современном мире

Горожанкин М.А. (Владивосток)

Идентификация человека в современном мире

В современном обществе крайне остро стоит вопрос о личностной идентификации, особенно после того когда, хотя мы и пережили сравнительно давно период рассвета экзистенциальной философии, но её отголоски слышатся в умах наших современников. Давайте, для начала, определим, что именно мы подразумеваем под понятием идентификации. В данной работе мы будем использовать не позднелатинское «identif'ico», а несколько более раннее употребление этого слова всё в том же латинском языке «identificare». Разница на первый взгляд не большая, первое переводится как «отождествляю», второе как «отождествлять» или «уподоблять». Главным образом различие заключается в том, что первое понятие «отождествляю», внесенное в обиход Фрейдом, обозначает процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом. Для нас важно более экзистенционально ориентированное определение идентификации, как «глубинная, трудно удовлетворяемая потребность человека к уподоблению, к поиску объекта поклонения. Индивид, воспринимающий мир как систему таинственных вещей и явлений, оказывается не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которые дали бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом»[3]. В данном случае речь не идет о некоем кумире, на которого ориентируется человек, будь то любимый артист или родители, а о более сущностном, онтологическом образце, который есть у каждого из нас, пусть мы его и не осознаем.

В связи с этим я бы хотел более подробно остановиться на вопросе священного в жизни современного человека. «Одним из явлений нового времени является процесс десокрализации, процесс обезбожения. Это выражение не означает простого изгнания богов, грубого атеизма. Обезбожение — двоякий процесс, когда, с одной сторону, картина мира расхристианизируется, поскольку под основание мира подводится бесконечное, безусловное, абсолют, а с другой — христианские церкви осовремениваются, перетолковывая свое христианство в мировоззрение (христианское мировоззрение). Обезбоженность есть состояние нерешенности относительно бога и богов. В ее укоренении христианским церквам принадлежит главная роль. Но обезбоженность настолько не исключает религиозности, что, наоборот, благодаря ей отношение к богам впервые только и превращается в религиозное переживание. Если это произошло, значит, боги улетучились»[3]. Это воззрение принадлежит философу двадцатого века Мартину Хайдеггеру. Данная работа в некотором смысле полемична со словами философа. В ней я попытаюсь передать опыт современного человека в вопросе идентификации себя с онтологическим началом и показать, что религиозное переживание является лучшим доказательством божества. Попробуем ответить на вопрос, есть ли Бог?

Само наше существование фундирует постановку такого вопроса. Наверное, в мире-то и не найдешь задачи популярней. Рано или поздно, но каждый человек задается этим вопросом. Как-то раз, совсем еще маленьким, мне тогда было шесть лет, лежа в постели, впервые задумался о смерти. Не помню, что именно подтолкнуло к этому, но как сейчас помню, я лежал и пытался представить то, как я умру, пусть это будет через много лет, но это произойдет в любом случае, и что тогда? Какого это, когда тебя просто нет. Когда мир продолжает существовать таким же, каким его видишь ты, но вот только тебя в нем уже нет. Тогда, в шесть лет, это меня напугало и я просто заплакал, я плакал и говорил, что не хочу умирать. Это, наверное, был первый мой опыт экзистенциального переживания. И тогда, я даже не знал, что именно это было, мне было просто страшно от того, что я не мог понять, как это, когда тебя нет.

Подобные моменты бывают, наверное, в жизни каждого человека. И каждый ищет выход по-своему. Трудно мириться с тем, что мы смертны, но, к сожалению, больше нам ничего не остаётся делать. По моему мнению, именно осознание конечности своего бытия подталкивает нас на искания Бога. Может быть кто-то и ищет ответ на вопрос «Есть ли Бог?», но тогда он рискует его не найти, и ему ничего не остается, как только признать абсурдность своего существования. А как иначе может быть? Ведь если мы, это всего лишь набор клеток, соединённых определенным образом, которые имеют свойства образовываться и отмирать, и больше ничего из себя не представляем, то насколько жалкой и бессмысленной должна казаться нам наша жизнь. Великий писатель земли русской граф Лев Николаевич Толстой, придя к пониманию абсурдности бытия, писал, что восхищается людьми, которые пришли с ним к одному и тому же понимаю бессмыслицы жизни, но у которых, в отличие от него, хватило мужества уйти из жизни. А ведь действительно, зачем жить, если всё равно умрешь? И вот тут человек начинает искать смыслы жизни. Для меня вопрос о наличии Бога и Смысле жизни это один и тот же вопрос, но облаченный в разную форму. Именно от того, что человек ищет и не может найти ответа для себя на вопрос «Есть ли Бог?», он начинает наполнять жизнь суетными смыслами. От этого и рождается философия гедонизма. Да, пока мы молоды, нам она очень привлекательна, порой мы восхищаемся Йоханнесом Сёрена Керкегора или Дорианом Оскара Уальда. Эти персонажи воплощение эстетов. А молодость всегда стремиться к наслаждению. Но очень быстро, как и скоротечна сама молодость, мы понимаем, что это всё суетно, и что жизнь не сводится лишь к поиску наслаждений. Мы начинаем стремиться к правильной жизни, мы становимся людьми, которые думают о поступках и их последствиях, но лишь в пределах одной жизни, ведь другой нам не дано, мы становимся этическими людьми, идеал которых воплощен в цзюань цзы или, по другому, в благородном муже. Но что делать, если правильные поступки, соблюдение законов и отношение к другим как к самому себе не могут заполнить ноющую пустоту в душе, а страх перед ничто так и не проходит? Именно тут и наступает стадия религиозности человека. Человек становится Homo Religion. Но как это происходит в сознании человека? Мы не можем ответить на вопрос зачем мы живем и кто мы такие, но ведь нам и не нужно искать ответы, они давно найдены другими, а нам остается лишь их принять, а это куда как проще, чем искать самому. И человек идет в религиозную общину, где все такие любящие и заботливые, где все говорят, что путь прост, просто стоит в это верить и молиться. Что тебе обязательно придет ответ, а если ответ долго не приходит, значит, ты не достаточно усердно молишься, и человеку проще убедить себя в том, что ему действительно кто-то ответил, чем пытаться понять и подвергнуть сомнению слова учителя.

Подобное развитие происходит не всегда и не у всех людей. Кто-то останавливается на стадии эстета, кто-то на стадии этического человека, и конечно не все нашедшие Бога, идут по ложному пути, который был мною описан. Но таких очень много. И поэтому не нужно ставить вопрос о том, есть ли Бог, а потом доказывать Его существование, примеров чему мы легко находим в истории. Достаточно вспомнить пять онтологических доказательств ангельского доктора или доказательство Декарта, которое идет через представление об идеальном человеке, и не важно, что оно очень сильно напоминает доказательство Ансельма, просто действительно очень мало нового можно сказать о существовании Абсолютного Начала посредством одно лишь разума. К сожалению, но ответить на вопрос о существовании Бога каждый человек должен самостоятельно. Сколько бы раз нам не говорили, что Бог есть, пока мы не ощутим близость с Ним, мы не сможем сказать, что Он действительно есть. Лишь в момент переживания «нуменозного»[2], в момент переживания Абсолютного Бытия все вопросы и ответы перестают иметь смыслы. Мы переживаем то, что есть на самом деле, переживаем единение с Истиной. Для нас вопрос о наличии Бога уже не актуален, у нас есть на него ответ. Но что представляет из себя это переживание? Это, по сути, и есть религиозный акт чистой воды. Ведь именно в этот момент мы восстанавливаем связь с Первопричиной, что мы обычно называется religio. Что же такое есть религиозный акт сам по себе, как некий феномен человеческого бытия?. «Поскольку человек живет не отдельными актами, а скорее непрерывным потоком состояний, занятых некими содержаниями, то нужно научиться отбирать из огромного и мутного потока случайных содержаний и поверхностных состояний свои содержания и им же посвящать свои акты, именно это и будет являться неким, верно направленым, интенциональным действием»[1], каков, по сути, религиозный акт. Как, например, рыбак, поймав сетью множество рыбы, выпускает мелочь и разный сор, оставляя только то, что ему необходимо. Следует так же отметить, что на подобное действие способен не любой человек, хотя бы он был и религиозен. Для различения человеческой веры Ильин говорит о двух разных состояниях этой самой веры. Первая это гетерономия, которая скорее походит на то, как слепой, живя в мире изобилующим красками, только веря другому человеку, может словами описать цвета, никогда их не видев сам, и он постоянно ведом кем-то, кто может видеть. Второй же тип веры, это вера автономная, но автономия заключается не в том, что человек сам придумывает себе Бога, но научившись видеть, человек, для себя воспринимает мир в свете Божьем и уже не кто-то ведет его, а он сам, соединяясь синергийно с Богом, шагает по земле. Религиозный акт есть, прежде всего, человеческое религиозное переживание.

Если попытать эксплицировать то, что сказано выше о религиозном акте и определив для себя религиозный акт, как интеция сознания на объект поклонения мы легко придем к тому, что интенция возможна лишь в том случае , если Объект действительно существует, так как сознание не может быть направленно на ничто. Но это явление, этот феномен исключительно индивидуальный и каждый должен пережить его самостоятельно. Объяснить это просто невозможно. Для подтверждения тезиса о невозможности объяснить другому о своем переживании я хотел бы привести небольшой пример. Представим себе двумерный мир, где живут умные ящерки, и в этот мир мы помещаем шар, но так как восприятие у ящерок двумерное, то они видят не шар, а круг, но некоторым из них, мы оденем специальные очки, позволяющие видеть трехмерные объекты и вот эти избранные будут видеть шар, но как бы они не старались они не смогу объяснить своим сородичам, что это не круг, а шар, поскольку кому одеть очки решают не они, а мы. Так же происходит и в момент «нуменозного»[2], не мы решаем, когда и как, а за нас это решили и просто поставили перед фактом.

Само понимание этой «агонии одиночества», понимание того, что существование без смысла не подразумевает поиска Смыслов, приводит меня к тому, что хотя объективно наличие Бога невозможно как доказать, так и опровергнуть, но в жизни есть смысл, такой, который бы не закончился со смертью нашего тела.

Подводя итог всему вышесказанному, могу лишь добавить, что хотя в современном обществе и сильны тенденции на секуляризацию и профанацию мира, человек не может жить без сакрального и ему необходимо идентифицировать себя с чем-то, что выходит за пределы эмпирического мира. В этом и проявляется трансгрессия современного нам социума, в выходе за пределы обыденного, потребительского мировоззрения и направления своего сознания на вневременные и внепространственные ценности.

Список литературы

  1. Ильин И. «Аскиомы религиозного опыта».
  2. Отто. Р. «Священное».
  3. Хайдеггер М. «Время картины мира».
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

№18 Идентификация зрителя | ArtGang о Кино

… толпа нуждается в кумире —будь то герой, орёл или священная реликвия.Солдаты превращаются в титанов, когда им есть что защищатьи есть за чем следовать;иначе они всего лишь — простые люди,боящиеся смерти и боли.Уорнер Мунн. Кольцо Мерлина

«Идентификация зрителя»

Здравствуйте.

Надеюсь, вы осилили предыдущее пятистраничное интервью американского сценариста. Оно, конечно, огромное, но, тем не менее, очень полезное. http://artgang.ru/15-kak-dobitsya-uspexa-bob-parnos.html

В статье Браун Парнос говорил о том, как сделать сценарий лучше и успешней, и очень часто в примечаниях я писала слово «идентификация».Осознанно или не осознанно, но без этого пункта не обходится ни одно произведение, будь то реклама, фильм, спектакль, рассказ соседа и т.д.Так что же такое «Идентификация», зачем она нужна, как ее достигнуть и почему на нее так часто ссылаются, не произнося самого этого слова?

Есть такая байка: как бы сильно не расхваливал ваш сценарий продюсер, но если он вдруг мельком скажет, что не может себя идентифицировать с главным героем, то можете быть уверены – денег вам не дадут и помогать не будут.И наоборот: бывает, что история скудновата, но если спонсор крепко идентифицировал себя с главным героем, то более чем вероятно, что удача улыбнулась вам своей голливудской улыбкой.

Наводящие на понимание вопросы.

Идентификация от лат. identifico — отождествлять.Как часто у вас бывало, что вы представляете себя на месте главного героя? Переживаете за него как за себя, улавливаете в нем давно знакомые вам черты характера или сложившуюся ситуацию? Сколько мегабайт картинок у вас хранится на компьютере, только потому, что вам кажется, что изображение на ней очень похоже на вас или ярко вас характеризует? А сколько песен вы закачали в свой плей лист, только потому что вам кажется, что поют именно о вас и о вашей ситуации?После этих вопросов вы уже начинаете понимать, как важна идентификация и как много она занимает не только в кино или обычном сценарии, но и в нашей повседневной жизни?

Что такое идентификация зрителя?

Можно также сказать — сопоставление себя с персонажем.Это означает, что читатель или зритель эмоционально ставит себя на место героя. Осознанно или не осознанно зритель воспринимает происходящее на экране с героем, будто это происходит с ним самим.Другими словами зритель отождествляет себя с персонажем. Появляется прочная эмоциональная связь.Зритель активно сопереживает, «включается» в действие, потому что проблемы героя уже проблемы зрителя.

Фрейд понимал идентификацию по образу сегодняшненго понятия слова кумир. Самоотождествление человека со значимой для него личностью, по образцу которой он стремится действовать. Это перенос на себя желаемых или недоступных качеств, действий, чувств и мыслей.Пытаясь расширить собственные границы человек старается возвысить себя до другого, заимствуя его мысли, чувства, черты характера.

Зачем она нужна?

Конечно, чтобы зритель смотрел и смотрел дальше вашу работу.Чтобы держать зрителя в эмоциональном напряжении, сохранять его интерес. Что бы следующую серию ждали с нетерпением, а трагический конец вызывал шквал слез и доводил до катарсиса.Чтобы ваш продукт купили, потому что это решит вашу проблему.Или потому что вы(зритель) хотите быть соответствовать герою, на которого «так похожи».

А нужна ли она вообще?

Ответ вы наверно уже поняли, однозначно ДА и еще раз ДА.Идентификация необходима, как воздух.Но как же добиться отождествления с главным героем, если даже определение не так уж и легко описать?

Попробуем разобраться в способах достижения.

Это приблизит нас на один шаг ближе к созданию действительно хорошей работы.Главным образом эти принципы относятся к главному герою, но применимы (и должны применяться!) и к второстепенным персонажам.Каждый пункт подробно рассказывать в этом посте не буду, мне кажется что фактически все они заслуживают отдельного разбора. Поэтому просто обозначим их.

1. Условием всякой идентификации является то, что сущность лица или вещи резко выражена и живо схватывается.Т.е вам необходимо: тщательно продумать характер главного героя и второстепенных персонажей. Характер должен быть яркий, запоминающийся, резко выраженный и хорошо проработанный.

2. Внешняя мотивировка героя.Т.е то, чего герой хочет достигнуть до конца фильма. Соответственно эту же цель будет преследовать зритель, вслед за героем.

3. Внутренние мотивы героя.Это ответ на вопрос «Почему герой хочет достигнуть своей цели?». Если причины стремлений героя будут совпадать со внутренним мироощущением зрителя, то есть шанс что вам удалось.

4. Конфликт должен быть предельно понятен. Актуален (своевременен).

5. Поместите события в знакомую зрителю обстановку.Именно поэтому инопланетные города так похожи на наши, лондонские улицы для российского зрителя странно отличаются от настоящих, а Средневековье похоже на привычные нам бомжеватые трущобы.

6. Создайте знакомую зрителю ситуацию (проблему).Если вы сейчас остро переживаете разрыв с любимым, вы с удовольствием посмотрите фильм, где будет описана похожая ситуация.Молодые девочки, мечтающие о незабвенном мальчике, с удовольствием смотрят фильмы про вампиров, потому что мечтают о том, чтобы то же случилось с ними.Изгой в классе смотрит фильмы о супергероях и о тех, кто вылез из грязи в князи и наказал обидчиков.

7. Определитесь с возрастной группой и тем, как она решает эту проблему.Ждала я фильма «Пастырь» и, когда наконец дождалась, поняла, что зря ждала. Возрастная группа для подростков, фильм а-ля супермен. Я просто выросла из этих фильмов и даже знакомые ситуации и возникшие у главного героя проблемы не волнуют меня.Почему? Потому что я, как взрослый человек, решу эту проблему эффективней, проще и без тупого геройства.Т.е. вместе с тем, чтобы проблема и ситуация была знакома зрителю, должен быть еще один пункт – обьективное для зрителя решение проблемы.

Прежде чем закончить пост выпиской из книги Червинского, хочу сказать о:

Опасности идентификации и о том, какое оружие вы берете в свои руки, углубляясь в индустрию кино.

Люди, проводящие много времени перед телевизором, начинают воспринимать происходящее на экране как реальность.Например, вы знаете что пушечные ядра не взрываются при ударе о борт корабля? Именно это нам охотно показывают в голливудских фильмах. На самом деле во все стороны просто разлетаются щепки, которые и являются причиной смерти.Например, многие дети не знают, что, когда ведут машину, не крутят рулем из стороны в сторону.Например, прямой пример идентификации — это разговор «крутого» главного героя со своим врагом и десятиминутный эффектный махач за свою красавицу. Как часто вы воображали такой эффектный разговор у себя в голове, когда проблема уже решена? И как часто вы воображали у себя в голове, как уложили своего обидчика на обе лопатки не снимая очков и не запыхавшись?Вот этот кусок фильма – ваши сбывшиеся надежды. Прямая идентификация.

А в чем же опасность, спросите вы?Посмотрев такой фильм, неопытные молодые люди будут кидать напыщенные фразы и не снимать очков перед дракой. Хотя в реальности этот «крутой» момент закончился бы стулом, разбитым о голову обидчика, причем со спины и без лишних слов.Но фильм об этом не расскажет!Посмотрев фильм про пожарных, вы будете действовать так, как действовали главные герои этого фильма. И хорошо, если их действия хоть немного соответствуют реальности!Посмотрев фильм, молодые люди будут носить ножи и думать, как весело его достать во время драки. Только им никто не обьяснил, что этот самый нож очень быстро окажется в них самих. Потому что у них нет никаких навыков.Фильм расскажет, как легко справиться с пятью мужиками, обидевшими вашу девушку. Хотя в реальности драка с двумя противниками вашей весовой категории требует специальной подготовки.Дети не выпускают сигареты изо рта, копируя поведение главных героев ганстерских фильмов.А молодые девушки, вместо того, чтобы находить себе хороших парней, ищут парней больше похожих на быдло, чем на продолжателя рода.

СМИ, кино и телевидение активно воздействуют на память человека и на его мировосприятие.Это очень сильный фактор воздействия и, фактически, монополист пропаганды. Главный манипулятор и авторитет.Очень важно научить своих детей и себя не верить всему, что показано на экране.Анализируйте, думайте, сопоставляйте и узнавайте Как действительно это происходит.ArtGang.ru

Принципы, хорошо описанные в книге Червинского. Колесо не придумываю, просто копирую.

1. Герой должен вызывать симпатиюЭто наиболее употребимый способ вызвать у читателя сопереживание, сопоставить себя с героем. Часто понятия «вызвать симпатию» и «сопоставить себя» имеют один смысл.Если вы можете заставить зрителя жалеть героя, сделав его жертвой незаслуженной беды, вы немедленно достигнете высокой степени сопереживания, идентификации зрителя с героем. Примеров применения этого способа так много, что труднее найти пример фильма, где этого нет. Герой «Роксаны» страдает из-за своего носа, «Ганди» мы видим впервые, когда его сбрасывают с поезда, потому что он «цветной». Даже в комедии «Истребители привидений» героя выгоняют из университета.Незаслуженная беда может быть результатом определенного события (женитьба отца на злой мачехе в сказке) или составлять часть обстоятельств жизни героя («Роксана»).В любом случае, чем раньше на экране будет задействован этот способ — как обстоятельство жизни героя или событие, происшедшее в самом начале сюжета, — тем эффективнее и сильнее будет сопереживание зрителя. Это, без сомнения, самый эффективный способ идентификации, который может применить автор.

2. Герой должен оказаться в опасностиК «вызыванию симпатии к герою» близко стоит способ заставить зрителя волноваться за героя, попавшего в опасную ситуацию. Отличные примеры — фильмы про Индиану Джонса, которые начинаются эпизодами, где жизнь героя в страшной опасности.Угроза поимки, раскрытия тайны, потерянности, поражения в борьбе могут быть также эффективны в зависимости от содержания фильма. Разные фильмы дают примеры разных физических или эмоциональных угроз, относящихся к героям и увеличивающих сопереживание зрителя.

3. Герой может вызывать любовь зрителяЕсли зритель полюбит вашего героя, это несомненно укрепит сопереживание, так же как это происходит в жизни, когда нас больше волнует тот, кто нам нравится. Есть три способа заставить читателя полюбить героя. Их можно применять поодиночке или все разом:Сделайте героя хорошим и добрым.Сделайте героя смешным.Сделайте героя умелым в своем деле.Используйте по крайней мере один из способов индентификации с вашим героем. Иначе ваш читатель не будет в достаточной мере заинтересован в его судьбе, чтобы воспринимать развитие событий эмоционально. Если это окажется возможным и вы примените два или три указанных приема, сопереживание герою еще более усилится.И еще. Вы должны позаботиться о решении проблемы идентификации немедленно. Создайте симпатию к герою, опасность для него, вызовите у зрителя любовь к нему, как только он будет представлен на экране.Лишь после того как вы создадите идентификацию, вы можете заняться демонстрацией его пороков. Вы можете сделать героем кого угодно. Убийцы, диктаторы и растлители малолетних — все уже побывали в положительных героях, но сперва позаботьтесь о сопереживании, а потом показывайте отрицательную сторону вашего героя. В противном случае зритель не будет ему сочувствовать.

4. Познакомьте зрителя с героем как можно скорееЗритель ждет появления кого-нибудь, чтобы начать ему сопереживать и «болеть» за него. Чем скорее этот персонаж появится на экране, тем эффективнее будет работать сценарий. Остается лишь пожалеть о фильмах, где герой не появляется в первые 10 минут.

5. Наделяйте героя какой-то силойСила вызывает у зрителя восхищение и способствует идентификации на самом фантастическом уровне. Мы все хотели бы быть сильнее, и посредством идентификации себя с сильным героем это нам удается. Сила проявляется героем в трех вариантах.Сила над людьми. Это такие характеры, как Чарльз Фостер Кейн в «Гражданине Кейн», Дон Карлеоне в «Крестном отце». Эти характеры привлекают внимание не потому, что они похожи на зрителя, но потому, что стоящие за ними богатство, сила и власть вызывают наше тайное восхищение, и мы испытываем особое удовольствие в сопоставлении себя с ними, отделяя при этом себя от зла и аморальности совершаемых ими с помощью своей силы поступков.Способность к действию без колебаний. Нынешняя популярность героев типа Рэмбо не столько в том, что страна политически поправела, сколько в том, что эти герои умеют действовать не колеблясь. В их действиях нет неопределенности. Они видят, что должно быть сделано, и они это немедленно делают, невзирая на опасности, малые шансы на победу или несоответствие политическим или моральным нормам. Они обладают силой, превышающей отпущенные природой пределы, которой остальные люди, увы, лишены.Когда Рэмбо узнает о судьбе военнопленных, реакция его проста: «Они должны быть освобождены, и я должен это сделать». Его не волнует мнение об этом политиков, опасность или численность противника. Он просто применяет свою силу. Для зрителя, чувствующего себя бесконечно бессильным перед лицом войны, преступности, отравления окружающей среды, политиков. начальства и налоговой инспекции, сила Рэмбо неодолимо привлекательна.Смелость выразить свои чувства, невзирая на реакцию окружающих, выражена многими ролями Джека Николсона и Эдди Мерфи. Они постоянно создают характеры, выражающие гнев, юмор и желание, совершенно не адаптируясь к восприятию окружающих.Когда Бобби заказывает пшеничных гренок в «Пять маленьких пьес», когда Мак Мерфи восстает против сестры Рэчел в «Кто пролетел над гнездом кукушки», когда дьявол демонстрирует свое желание обладать женщинами в «Ведьмах из Иствика» или когда Аксель Фоли орет на гостиничного администратора в «Полицейском из Беверли Хиллз», характеры демонстрируют силу необузданных эмоций, и эта сила притягательна для всех нас, боящихся поднять голос. Будучи такой, она создает необходимую идентификацию зрителя с героем.

6. Поместите героя в знакомую обстановкуВремя жизни героини, место, где она работает, ее дом и семейные обстоятельства — все это может стать дополнительным средством идентификации. Например, в картине «Деревня» Джессика Лан играет жену и мать, живущую на современной американской ферме. Естественно, это не означает, что идентифицировать себя с нею может лишь та, кто живет в таких же условиях. Подразумевается, что зритель знает о множестве людей, живущих в такой обстановке. Этого не произойдет, если кино будет про пещерных людей или русского князя.Подобным образом легче идентифицировать себя со школьниками и студентами колледжей, копами, докторами, секретаршами, родителями или рабочими парнями, чем с Амадеусом. Фильмы, подобные такому, нуждаются в отличных от предложенного списка способах создать ощущение причастности.

7. Придайте герою узнаваемые недостатки и слабостиЭто близко к тому, что говорилось о незаслуженном несчастье или смешном характере. Если ваш герой, как все мы иногда, натыкается на стены, вы достигнете эффекта узнавания.Главным образом это применимо в сфере социальных или сексуальных странностей. Когда стали популярны ранние комедии Вуди Аллена, многие молодые парни чувствовали свое сходство с героем, хотя никакого внешнего сходства между двухметровым крепким лоботрясом и хилым юным евреем, изображенным Вуди Алленом, не было и в помине. Дело в том, что мы, независимо от роста и физической силы, в определенном возрасте сталкиваемся со схожими проблемами общения с другим полом. Или многими другими проблемами.Таковы семь основных способов создания идентификации зрителя с вашим героем. Есть еще два своеобразных способа, годные лишь для определенных фильмов и применяемые редко, но попадающие в этот же список.

8. СверхгеройГерои фантастических и приключенческих фильмов, такие как Супермен, Индиана Джонс и Джеймс Бонд, проникают в подсознание зрителя и достигают эмоционального эффекта как фигуры. Сходные с героями мифов, легенд и сказок.Даже если нет ни малейшего сходства наших жизней с существованием героев таких фильмов, мы идентифицируем себя с ними на фантастическом уровне. Сила нашего воображения идентифицирует нас с самыми невероятными поступками мифических героев.

9. Глазами герояИногда идентификация крепнет по мере того, как зритель всего лишь получает информацию одновременно с тем, как она становится доступна герою. В детективах, например, зритель получает улики по мере того, как ими овладевает герой. «Жар тела» — прекрасный пример фильма, где герой служит глазами зрителя, ибо мы понимаем, что происходит в этой истории лишь по мере того, как понимает это Нед Расин.Иногда зритель воспринимает события не глазами героя, а глазами второстепенного персонажа. В фильме «Выбор Софи» героиней несомненно является сама Софи. но отправной точкой для идентификации и выяснения правды относительно героини является молодой человек по имени Стинго. Достоинство этого способа в том, что сперва и очень быстро можно достигнуть идентификации с очень знакомым образом, а затем, по мере движения сюжета перенести эту идентификацию на героя.Хороший пример того, как работают все эти способы, — фильм «Тутси». Герой картины Майкл Дорси — в общем-то ничтожный тип, равнодушный к мнению окружающих. Его заботят только его актерская работа, возможность подцепить новую женщину или вовремя смыться, если поймают на вранье. Однако зритель готов идентифицировать себя с ним, симпатизировать ему и смотрит сквозь пальцы или даже приветствует его нечестность и эгоизм.Самые первые сцены с Майклом (первое представление его) показывают, как его выгнали с показа не потому, что он плохой артист, а потому, что он маленького роста и слишком скромен, или потому, что они просто не обратили на него внимания. (Незаслуженная беда.) Затем мы немедленно видим, что он уважаем как преподаватель актерского мастерства (хорош в своей профессии!) и хочет помочь Терри и Санди (хороший человек!). Кроме того, он смешной, живет и работает в знакомой обстановке, и ему грозит опасность разоблачения, когда он притворяется женщиной.Комбинированное применение разных приемов в этом сюжете — блестящий пример того, что характер может обладать недостатками, слабостями, даже весьма отрицательными чертами, но остаться в фокусе симпатии и эмоционального сопереживания.Александра Давыдова

artgang.ru

Идентификация это (в психологии)

Идентификация в психологии понимается сразу в нескольких значениях. Но в общем, простыми словами, идентификация – это процесс отождествления себя с группой, другим человеком или образом. Значения, в которых рассматривается этот психологический процесс в науке, зависят только от целей процесса.

Значение слова «идентификация» происходит от латинского «identificatio», что означает «отождествляю». Идентификация личности человека происходит с профессией, с полом, с народом. Она может являться как позитивной, так и негативной.

Благодаря идентификации человек присваивает какие-то аспекты других людей или идеальных образов. По сути, изменения происходят бессознательно, но выбор объекта, с которого человек берет пример, вполне сознателен. Во многих случаях отождествление становится основной адаптивных изменений.

Развитие

С тех пор как Фрейд предложил термин, а также назвал виды идентификации человека (эротическая и миметическая), влияние отождествления и его роль в становлении личности изучались многими философами и психологами. Фрейд, заложивший основы учения, называл эротическими идентификации с теми людьми, которыми нам хотелось бы обладать.

Второй выделенный им вид был направлен на тех людей, которыми мы бы хотели быть. Благодаря процессу миметической идентификации толпа становится управляемой, так как все её элементы отказываются от своих идеалов и принимают единый, массовый идеал, выраженный в лидере.

Понятие идентификации активно используют в социальной психологии. Самые оригинальные теории связаны с именами Тэджфела и Эриксона. Тэджфел разработал теорию социальной идентичности. Группы, к которым принадлежат люди, являются источником гордости и самоуважения, они интегрируют человека в социальный мир и создают ощущение принадлежности к большой группе людей.

Рекомендуем: Что такое отождествление личности?

Негативным аспектом подобного процесса является попытка повысить свою самооценку через возвеличивание группы, к которой принадлежит человек, и окрашивания черными красками других групп. Деление на «мы» и «они» приводит к уменьшению эмпатии по отношению ко вторым. При этом нам становится важно помочь и поддержать тех, кто входит в группу «мы».

Предубеждения, которые рождаются в культуре как результат этого разделения, иногда выливаются в масштабные и жестокие конфликты. Примерами являются расизм и геноцид. Социальная идентификация ведет к преувеличению различий между группами и стиранию различий внутри них. Таким образом, мы не видим за всем этим личностей, индивидуальностей, начинаем воспринимать окружающих из других групп стереотипно.

Тэджфел и Тернер выделили три стадии идентификации. Сначала мы классифицируем объекты, чтобы понять их и идентифицировать. Название этого этапа – категоризация. В самой по себе категоризации нет ничего плохого, так как без неё нам было бы довольно сложно жить, категории дают нам достаточно много информации о человеке и его ролях в группе.

На втором этапе мы сами начинаем приписывать себя к какой-то из групп, что определили ранее. И только этап социального сравнения таит в себе угрозы. Когда мы уже отнесли себя к определенной группе, начав сравнивать её с другими, мы можем с предубеждением относиться к их представителям, особенно если наши группы конкурируют. Для продуктивного и экологичного общения необходимо очищать свое мышление от бессознательных попыток очернить людей из других групп.

Рекомендуем: Понятие идентичности в психологии

Идентификация – важный термин в теории идентичности Эриксона. Чтобы обрести себя, стать индивидуальностью, человек должен совершить множество отождествлений с другими и интегрировать их. Обретение идентичности сопровождается осознанием своей неотрывности от социального и культурного поля, восприятием целостности личности, непрерывности её развития через идентификации с разными социальными группами. В его теории, идентификация – путь к достижению идентичности.

Конкретные аспекты

Методы идентификации, или, точнее, механизмы, благодаря которым она происходит, можно разделить на сознательные и бессознательные. Для рассматриваемого психологического процесса характерны:

  • Сравнение и сопоставление с другими.
  • Подражание примерам.
  • Эмпатия (т.е. способность вжиться в роль другого, почувствовать себя другим человеком и понять).
  • Проекция своего внутреннего мира на других.

При помощи идентификации мы усваиваем необходимые модели поведения, этические нормы, формы реагирования на происходящее. Позитивное влияние ясно, но есть и негативное, выраженное в опасности выхолащивания индивидуального. Этот психологический процесс помогает нам расширить наш опыт, эмоционально обогатиться.

Рекомендуем: Персонализация — это

Профессия также накладывает свой отпечаток на личность. Отождествление с профессией не может считаться чисто негативным, но и не всегда оказывает позитивное влияние. Оно проявляется в том, что человек начинает оценивать реальность и людей с профессиональной точки зрения, пользуясь теми приемами и навыками, которые обычно применяет в своей профессии. Благодаря этому человек часто может расти как профессионал не только на работе. С другой стороны, остается открытым вопрос: а хорошо ли это, полезно ли для индивидуальности и восприятия мира?

Идентификация личности человека по признакам внешности натыкается на множество курьезов. Так, понять другого человека исходя из внешних признаков часто оказывается невозможно. Мы приписываем красавцам положительные качества, незнакомцев воспринимаем похожими на себя.

Психология использует понятие в разных контекстах. Так, с одной стороны, идентификация – способ перенять какие-то свойства иных людей, с другой – это способ понять людей в процессе межличностного взаимодействия.

Сознательная работа по пониманию того, как другие люди чувствуют и думают в зависимости от своего опыта, попытки поставить себя на место другого человека – второй случай. Осуществить переход от себя к другому чрезвычайно тяжело, и такие попытки редко заканчиваются полным успехом.

Рекомендуем: Психология личности

Разобравшись с тем, что такое идентификация, определение её роли не составит труда. Субботина вполне убедительно называет её основой для формирования личности. Культурная идентификация помогает нам соответствовать времени, окружающим людям, при этом не уничтожает индивидуальности.

Профессиональная – способствует становлению специалиста. Идентификация помогает нам понимать других и становиться лучше, если мы выбираем достойные примеры для подражания. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Идентификация (психология) - это... Что такое Идентификация (психология)?

Эта статья — о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.[1]

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Литература

Примечания

dic.academic.ru