Разница между командной и рыночной экономикой. И командной экономики


Чем отличается командная экономика от рыночной экономики

Спор о том, какая экономическая модель выгоднее и эффективнее, ведётся не одно десятилетие. Как показывают объективные данные, идеального устройства национального хозяйства не существует. Названные модели нигде не воспроизводятся в чистом виде, однако стремление к их построению во многом определяет политику государств. Во всём цивилизованном мире общепринято мнение, что идеальным вариантом является смешанная экономика. Чем больше её функций отдано на откуп гражданскому обществу и частному бизнесу, тем лучше.

Определение

Командная экономика – это тип хозяйственно-экономической системы, основанный на национализации, главенствующей роли государства. Потребности общества определяются путём планирования производства, которое далеко не всегда является объективным. Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка. Частная собственность сведена к минимуму, в то время как приоритет отдаётся именно государственной.

Рыночная экономика – это тип хозяйственно-экономической системы, при котором ведущую роль играет частный бизнес. Роль государства сведена к минимуму, оно выступает в роли «ночного сторожа», борясь лишь с монополизацией национального хозяйства, перепроизводством, демпингом и другими негативными факторами. Количество товаров, цены, целевые группы формируются рынком. Как государственная, так и частная собственность находятся в равных условиях, а все противоречия и споры разрешаются в гражданско-правовом порядке.

к содержанию ↑

Сравнение

Командно-административная и рыночная экономики имеют свои достоинства и недостатки. Как показывает практика, первый тип порождает коррупцию, дефицит продукции и убивает свободу выбора, так как решения о выпуске товаров и их распределении принимаются узким кругом лиц. Тем не менее, командная экономика не допускает социального расслоения общества, но это – «равенство в нищете».

Рыночная экономика даёт шанс прославиться и заработать много денег. Её девиз – «Разбогатей или умри в попытках», стал своеобразным символом нового времени. Однако рынок порождает социальную напряжённость, перепроизводство, постоянную борьбу между конкурентами, которая зачастую приобретает нецивилизованный характер. На данный момент именно рыночная экономика показала большую жизнеспособность и склонность к развитию.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.
  2. Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.
  3. Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.
  4. Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.
  5. Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

thedifference.ru

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества.

Административно-командная (или командно-административная) система — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, в частности, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Главная черта административно-командной экономики — господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйство представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно-командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др.

К странам с административно-командной экономикой относились бывшие социалистические страны, теперь — КНДР. Ядром административно-командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в начале 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы так называемого военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-1920) и период новой экономической политики (нэп, 1921-1928).

Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов:

  1. социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт;
  2. мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками — они считались «центральной фигурой земледелия»;
  3. частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности;
  4. государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием;
  5. патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку.

В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян.

В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов.

Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате, начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы — коллективные хозяйства, совхозы — имеющие государственный характер; МТС — машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнительную оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам.

Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927-1928 гг. производство средств производства составило 49%, а производство предметов потребления 51%; в 1937 г. соответственно 57% и 43%.

Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промышленности. В 1927-1928 гг. производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5%, а для легкой — 60,5%, в 1937 г. — соответственно 57,8% и 42,2%.

Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической.

Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно-командной экономики. Важную роль в данной системе играло государственное директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно-командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.

Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.

В целом административно-командная экономика — хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

discovered.com.ua

Административно-командная экономика. — МегаЛекции

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, гос-во полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Условия функционирования командной экономики.

 

Условия функционирования командной экономики:

- государственная собственность на средства производства;

- государственное планирование всей экономики;

- административные методы управления экономикой;

- нет экономических стимулов к эффективной работе.

Смешанная экономика.

Смешанной экономической системой мы можем назвать такую систему, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях. Вообще если посмотреть на Россию, то мы увидим, что у нас собирают налоги – это из административно-командной системы, большинство сажают картошку просто потому, что так надо – это из традиционной системы, частная собственность – это из рыночной системы. Но обычно (например США) страна больше придерживается принципов какой–то одной эк. системы (рыночной), хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим эк. систему к преобладающей ( т.е. в США рыночная эк. система).

Модели смешанной экономики.

1)Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

2)Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

3)Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

4)Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Тема 1.5. Собственность. Формы собственности.

 

Собственность.

 

Собственность представляет собой взаимоотношения, складывающиеся между людьми и материальным объектом, в виде отсоединения данного объекта и присвоения его субъектом.

Одну из пассивных сторон возникающих отношений собственности, выступающую в виде имущества, информации, интеллектуальных и духовных ценностей и многих других, составляет объект собственности.

Субъект собственности – это собственник, т. е. активное лицо, выступающее в отношениях собственности и обладающее возможностью владения объектами собственности.

Владение объектами собственности представляет собой основную исходную форму собственности, которая оформлена юридически и документально, иначе говоря, это, предназначенное для определенной цели, пользователем по его собственному фактическое право обладания объектом. Использование объекта собственности усмотрению характеризует понятие пользования. В случае, если пользователь не считается распорядителем объекта собственности, он реализует отношения пользования в определенный срок времени с учетом условий, которые заданы субъектом собственности.

В настоящее время наиболее распространенный способ выражения отношений между объектом и субъектом по поводу собственности означает распоряжение. Право распоряжения дает субъекту возможность установления полномочий собственника по поводу реализации сделок купли—продажи, дарения, аренды.

 

megalektsii.ru

Командная экономика - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Командная экономика

Cтраница 1

Командная экономика ( command economy) - способ организации экономики хозяйства, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного экономического планирования.  [1]

Теоретики командной экономики старались выработать принт ально WHOM подход к эволюции экономической системы советского 1 Согласно этому подходу, зависимость от определенной идеологии и п тической структуры не позволяет этой системе развиваться, лишает еа кости, способности к органическому приспособлению. При сохраш основ командной системы попытки усвоить элементы рыночного м низма носили формальный характер и были обречены на неудачу.  [2]

В командной экономике при разработке своих планов предприятие получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов, которые автоматически закладывались в основу разработки планов.  [3]

В командной экономике цели предприятий нестабильны, так как зависят от решений вышестоящих органов управления.  [4]

Поскольку концепция командной экономики не признает наличия это.  [5]

Опять наблюдаем командную экономику.  [6]

Китай имеет командную экономику: большая часть производственных решений принимается плановыми органами, устанавливающими уровни выпуска и цен по большинству продуктов. В результате цены не реагируют на воздействия рынка. Центральные плановые органы, таким образом, должны знать относительные производственные возможности каждого предприятия, индивидуальные предпочтения и способы координации взаимосвязанных производственных процессов, позволяющие избегать узких мест. Но для правильного установления плановых заданий предприятия должны выявлять свои истинные возможности. Проблема заключается в том, что если информация, предоставляемая фирмами, используется при установлении минимальных заданий плана, то у них появляется стремление к занижению их действительных возможностей.  [7]

Вот почему и старая командная экономика ( директивы во имя вала), и предлагаемая рыночная экономика ( манипуляции спросом во имя прибыли) не являются гуманистическими и социально-эффективными.  [8]

В западной литературе командную экономику часто отождествляют с социализмом или даже коммунизмом, который нигде не был построен.  [10]

Неэффективность, присущая командной экономике, тридцатилетнее торговое эмбарго со стороны Соединенных Штатов и недавнее прекращение помощи от Советского Союза - все это ведет кубинскую экономику к краху.  [11]

Сегодня ситуация осложнилась: командная экономика разрушена, рыночная не сложилась, экономика находится в аморфно-критическом состоянии.  [12]

Альтернативой чистому капитализму является командная экономика, или коммунизм. Эту систему характеризуют государственная собственность практически на все материальные ресурсы и принятие экономических решений органами централизованного экономического планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Соотношение в совокупном продукте инвестиционных и потребительских товаров ( средств производства и предметов потребления) также устанавливается централизованно, и средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых центральным плановым органом.  [13]

Системы чистого капитализма, командной экономики и смешанных систем ( о них разговор ниже) относятся к характеристике индустриально развитых стран: стран развитого капитализма, стран бывшей мировой социалистической системы и некоторых развивающихся стран, например, так называемых новых индустриальных держав - Южной Кореи, Гонконга, Сингапура, Тайваня. Во всех остальных странах, а их около 140, существуют традиционные системы. В том виде, в каком описывается традиционная система ниже, она существует в 98 - 100 странах. Остальные сорок находятся в переходном состоянии от традиционной системы к индустриальным обществам.  [14]

Как и рыночная экономика, командная экономика является самоедской, экономикой ради экономики: крайности сходятся. Человек с его потребностями игнорируется.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Командная экономика и ее характерные черты

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Командная экономика и ее характерные черты……………………4

1.1 Начало формирования административно – командной экономики…4

1.2 Сущность командно – административной экономики СССР………..6

1.3Положительные и отрицательные стороны административно – командной экономики…………………………………………………………………...9

2. Реформирование командой экономики в России………………….13

2.1 Начало реформирования командной экономики…………………….13

2.2 Последствия реформирования командной экономики………………22

2.3 Перестройка и ее итоги………………………………..……………….25

Заключение………………………………………………………………...29

Библиографический список……………………………………………..30

Введение

Экономическая система – упорядоченная связь между товаропроизводителями материальных и нематериальных благ. [6.c.10]

В каждой экономической системе есть своя экономическая основа. Собственность на ресурсы и результаты, есть свои организаторские отношения, свой способ регулирования хозяйственной деятельности людей, своя системе материального и морального поощрения людей, своя мотивация хозяйственной деятельности, свои законы и правила, свои традиции, опыты, обычаи. Классификация экономических систем в разных направлениях экономической мысли своя.

Особое место в классификации экономических систем занимает командно – административная экономика или тоталитарная система хозяйствования.

При такой системе хозяйствования в сфере производства существовала общенародная форма собственности. В масштабах всего общества воспроизводилась цеховая организация, т.е. все абсолютно решалось государством: устанавливались твердые объёмы производства, ассортимент товаров и услуг, устанавливались неизменные цены, устанавливались объемы реализации, устанавливалась твердая заработная плата. Такая система предусматривала удовлетворению минимальных потребностей людей. В этой системе административный аппарат собирал в своих руках все функции работодателя. Данная система предполагала высокую степень монополизации в лице министерства ведомства. В этой системе слабо действовали экономические законы.

В командной экономике доминирует государственная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Рассмотрим данный тип системы хозяйствования более широко. Ярким примером того является развитие командной экономики в СССР.

Глава I . Командная экономика и её характерные черты.

1.1 Начало формирования Административно-командной экономики в СССР.

Процесс свертывания нэпа и формирование командно- административной системы.

Процесс свертывания нэпа начался постепенно. Экономическое развитие страны в 1924-1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х годов пропорции обмена между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики стали заметно нарушаться. Промышленность не поставляла в деревню нужного количества своей продукции. Сельское хозяйство, в свою очередь, с перебоями снабжало города сырьем и продовольствием, а также сдавало недостаточное количество зерна на экспорт для закупок за границей необходимого промышленного оборудования. Таким образом, осенний кризис хлебозаготовок, который произошел в 1925 году, был не случайным, а закономерным явлением. Крестьянство не стремилось расширять свое производство, так как промышленные товары становились дороже, и ощущался их дефицит.

Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика страны дальше. Еще в конце 1925 года был созван XIV съезд РКП (б), где был утвержден «курс на индустриализацию». В открытых выступлениях Сталин требовал того, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечают социалистическим идеалам.

Итак, заготовительные кризисы 1926-1928 годов означали полное свертывание Нэпа, поскольку она вписывалась лишь в обстановку «гражданского мира». Командная же система могла существовать только в условиях чрезвычайного напряжения сил, путем устрашения, террора, всеобщего подчинения приказам, что противоречило сущности нэпа.

Целенаправленное свертывание нэпа в стране шло по всем направлениям. Уже в 1927 году для промышленных предприятий стал устанавливаться государственный производственный план. В конце 1929 года тресты потеряли хозяйственную самостоятельность и постепенно превратились в посредническое звено системы управления. Синдикатам, напротив, были переданы дополнительные функции в сфере планового регулирования деятельности предприятий. Синдикаты уже больше не занимались оптовой торговлей, поскольку ее заменили централизованным распределением по фондам и нарядам.

В начале 1930-х годов происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. На протяжении 1930-1932 годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение.

Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 года вводится карточная система распределения.

Итак, начиная с 1929 года, в экономике утвердилась административная система управления, которая фактически вернула страну к политике «военного коммунизма», но уже в новых условиях. Директивное плановое распределение ресурсов и продукции окончательно вытеснило рыночные отношения. К концу первой пятилетки полностью сформировалось сверх централизованная экономика, которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-х годов.

Советская экономика в годы войны.

Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат черных металлов – в три раза, цветных металлов – в 430 раз и т.д.

В это тяжелое время достаточно оперативно и энергично проявила себя сверх централизованная директивная система управления. Под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны, созданного 30 июня 1941 года, была проведена эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы.

В целом, несмотря на большое неравенство экономического потенциала СССР и Германии к началу войны, советская экономика в этот период оказалась более эффективной. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений. Каждая тонна металла, цемента, угля, каждый киловатт электроэнергии, каждая единица оборудования использовались у нас лучше, чем в германской экономике. В расчете на тысячу тонн выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность.

Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) было восставлено и построено заново 6 тысяч крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и прежде, по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения.

Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны.

Дальнейшее развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Выросла целая армия специальных уполномоченных, или «толкачей», которые занимались добыванием сырья, дефицитных материалов, оборудования на заводах, в министерствах и ведомствах. Все отчеты руководителей предприятий, министров, партийных организаций разных уровней обрастали приписками о выполнении и перевыполнении планов, поэтому официальные статистических данные следовало воспринимать очень осторожно из-за их явной недостоверности.

1.2 Сущность командно – административной системы экономики.

Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Эту систему характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объемы используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организация производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причём план контролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже распределялись согласно плану по географическим регионам. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом. Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары следует производить, как их следует производить и для кого, то есть самостоятельно отвечает на классическую тройку вопросов. Все его решения носят директивный характер. Опора исключительно на централизованное планирование является характерной чертой командной экономики. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, как потребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике. Затем он должен точно определить, как производить потребительские товары и оборудование. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудование должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган должен разрабатывать методы распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каждая фабрика имеет все необходимые факторы производства для выполнения поставленных перед ней производственных задач. На практике центральное планирование возможно благодаря двум факторам. Во-первых, проблему нужно решать каждый день заново. Функционирующая экономика, способная производить определенные товары, при этом труд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начинать не с нуля, а с уже сложившегося положения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов. Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских товаров и перемещение их в производстве оборудования. Как результат – совокупное текущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредством сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника. Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда. Может имеет место так называемый итеративный (повторяющийся) процесс, при реализации которого центральный плановый орган рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что директора предприятий посчитают план производства определенного выпуска продукции недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обоснованность этой претензии (хотя это зависит от идеологии партии, стоящей за органом) и, возможно, скорректирует план. Корректировки возможны даже после того, как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей потребительские товары может быть перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование. Решить проблему распределения ресурсов только командными методами невозможно. В таком случае, утверждают экономисты социалистических стран, для облегчения проблемы распределения могут быть введены цены.

mirznanii.com

Административно-командная экономика - Энциклопедия по экономике

Ныне в российской экономике действуют государственные и муниципальные коммерческие предприятия, которые создаются в форме унитарного предприятия. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена, в рыночной экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований. Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. Унитарное — это единое, не разделяемое на части. Унитарным предприятием является такая коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.  [c.72] Административно-командная экономика. Распорядительное размещение и развитие  [c.15]

Переход от административно-командной экономики к рынку придает управлению налогообложением глубокий экономический смысл и предъявляет к нему совершенно иные требования. Постепенно управление выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. Недопоступление налогов может сигнализировать о том, что  [c.134]

В условиях административно-командной экономики кредитные отношения носили  [c.8]

В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.  [c.121]

Бизнес-планирование в современной России часто рассматривается как деятельность, направленная лишь на получение финансовых средств от внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций, партнеров). В странах с развитой рыночной экономикой планирование бизнеса изначально несет другую смысловую нагрузку — осознание ситуации и определение путей наиболее эффективного развития организации. К сожалению, само понятие планирование в России было существенно скомпрометировано. Как показывает практика, большинство российских предприятий не имеет не только долгосрочных (на 3—5 лет), но и краткосрочных (на 1 год) планов. Аргументом против планирования у российских менеджеров является представление о том, что оно является атрибутом административно-командной экономики, не свойственным рыночному хозяйству. Такое отношение к планированию является неадекватным. В действительности бизнес-план является инструментом рационального хозяйствования в рыночной экономике.  [c.372]

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.  [c.628]

Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).  [c.642]

Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный ( шоковая терапия ). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.  [c.642]

Нерыночная система экономики, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий экономика дефицита , административно-командная экономика , нетоварный социализм и т.д.  [c.427]

Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.  [c.87]

Административно-командная экономика 87 Амортизационные отчисления 162 Анализ 105  [c.200]

Рынки — это не иерархические структуры. Они состоят из людей, которые вступают в добровольный договор, приносящий преимущества и той и другой стороне. В иерархии же люди, стоящие на более высокой ступени, заставляют людей более низкого ранга выполнять нужные им действия. Если полагаться на рынок, а не на иерархию, для многих это станет наилучшим путем выстроить устойчивую саморегулирующуюся экономику. Административно-командная экономика тут не сработает.  [c.162]

Реализация излишнего имущества в прошедшем десятилетии была одним из основных методов получения денежных средств для финансирования текущей деятельности. В годы административно-командной экономики практически каждому предприятию удалось создать обширную, часто избыточную производственную инфраструктуру, обеспечивающую выпуск продукции на уровне максимальной производственной мощности. После открытия российского рынка для иностранных производителей коэффициент использования производственных мощностей отечественных предприятий резко упал [86] (таблица . 3.). Соответствующая производственная инфраструктура оказалась невостребованной предприятия активно перешли к сдаче в аренду и распродаже неиспользуемого имущества.  [c.12]

Говоря о проблеме рисков в предпринимательской деятельности, следует учитывать, что многие риски, реально существующие в настоящее время в экономике России, с одной стороны, вызваны тем, что цивилизованные экономические рыночные отношения в России еще только складываются и соответственно не являются типичными, как в развитых странах. С другой стороны, методы и способы ведения экономической деятельности российскими предпринимательскими организациями, доставшиеся в наследство от эпохи социализма, в свою очередь обусловили присущие только России разновидности рисков и их проявлений. В административно-командной экономике предприятиям приходилось иметь дело с риском невыполнения государственного плана, нарушением договорных обязательств, недопоставок продукции и т. п., т. е. риски были обусловлены чаще всего несоблюдением правил и норм хозяйственной деятельности той поры. Многие предпринимательские риски в рыночной экономике России также обусловлены неэкономическими факторами.  [c.514]

АДМИНИСТРАТИВНО - КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА, хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.  [c.9]

Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.  [c.9]

Административно-командная экономика сформировалась в СССР в начале 1930-х гг., действовала также в странах Центральной и Восточной Европы, Китае, Вьетнаме и др. В результате применения единых негибких административных форм и методов хозяйствования, в равной степени использовавшихся для всех отраслей и регионов страны, для всех типов предприятий и организаций, снижалась производительность труда, росли затраты матери-  [c.9]

В административно-командной экономике роль инфраструктуры выполняли Госплан, Госбанк, Арбитраж, министерства и ведомства, которые с помощью принятия директивных решений, доведения их до предприятий и контроля за их выполнением обеспечивали организационно-экономические и юридические условия производства. Социальные условия для работников производственной сферы создавались благодаря деятельности системы государственных учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения. 3. Для рыночной системы хозяйства требуется особая рыночная инфраструктура, обеспечивающая функци-  [c.106]

Сеть фирм оптовой торговли, товарные биржи, торговые дома, посреднические центры, аукционы и ярмарки призваны заменить распределительные органы материально-технического снабжения и государственной реализации, выполнявшие функции инфраструктуры при административно-командной экономике. Для осуществления государственного регулирования рынка возникла необходимость в таких специальных органах, как Антимонопольный комитет, Счётная палата, инспекции по контролю за ценами и ценными бумагами, за использованием государственного имущества и т. п.  [c.106]

Национализация проводится и в странах с рыночной экономикой, но у неё другая цель. Если в СССР и в странах с административно-командной экономикой национализация стала основой для социалистических преобразований, для крутой ломки ранее существовавших производственных отношений, то в развитых странах национализация — средство повышения экономической эффективности работы предприятия, отрасли. Поэтому национализация проводится здесь путём выкупа государством неэффективно действующих предприятий (напр., шахт). Так, в Великобритании и во Франции после 2-й мировой войны 1939—45 гг. бьш национализирован ряд убыточных предприятий.  [c.185]

Рыночная экономика, в отличие от натуральной традиционной экономики (см. Натуральное хозяйство), а также в отличие. от централизованно управляемой (см. Административно-командная экономика), характеризуется двумя важнейшими особенностями в ответе на поставленные вопросы. Во-первых, в такой экономике предприниматели самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают эти решения, ориентируясь на рыночные сигналы. Такими сигналами для них являются цены. Характеризуя рыночную экономику, великий экономист А. Смит (см. Английская классическая политическая экономия) писал Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причём в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным  [c.253]

Отчасти по причине пренебрежения данными предпосылками, многие фирмы потеряли свои конкурентные преимущества в течение 1980-х гг. в период обострения конкуренции во всем мире. Диагноз возможных причин ясно указывает на краткосрочность и отсутствие ориентации на потребителей как на причины. Данный диагноз приобрел дополнительное значение после поражения коммунизма и разрушения административно-командной экономики в странах Советского блока в конце 1980-х гг.  [c.436]

При существовавшей до недавнего времени в России административно-командной экономике роль денег была ограничена. Этому способствовали и бытовавшие взгляды о возможной полной отмене денег и переходу к прямому продуктообмену. Деньгам отводилась вспомогательная роль, главным образом как инструменту учета и контроля со стороны центральных и других органов управления хозяйством.  [c.47]

В условиях административно-командной экономики объем и ассортимент производимой продукции устанавливался вышестоящими органами для каждого предприятия в форме планов в натуральных и стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели планируемого объема и ассортимента продукции имели подчиненное значение и рассчитывались на основе натуральных показателей, исходя, как правило, из цен, установленных центральными органами.  [c.47]

В административно-командной экономике роль денег снижается, что связано с применением стабильных цен, устанавливавшихся центральными органами. Такие цены оставались неизменными и при различных  [c.47]

Вместе с тем использование денег имело немаловажное значение и в административно-командной экономике. Так, лишь при применении денег становилось возможным определение совокупного объема различных издержек (материалов, амортизации, заработной платы и др.) на изготовление продукции, составляющих ее себестоимость. Сопоставление планового и фактического уровней себестоимости предоставляло возможность оценивать отклонения фактического уровня от планового и предпринимать меры по его нормализации, что без применения денег оказалось бы невозможным.  [c.48]

Применение денег усиливало и в условиях административно-командной экономики возможность учета и контроля выполнения различных плановых натуральных показателей и определение мер по улучшению деятельности предприятий.  [c.48]

Каковы особенности применения денег в административно-командной экономике  [c.50]

Аккредитивная форма расчетов. Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.  [c.85]

Переход на рыночные отношения приводит к изменению источников и структуры ресурсов кредитных организаций. В качестве одного из источников финансовых ресурсов выступает акционерный капитал, образованный за счет размещения акций на финансовом рынке, тогда как в условиях административно-командной экономики собственные средства кредитных организаций формировались за счет государственных ресурсов. Расширяется круг банковских операций, что сопровождается ростом источников финансовых ресурсов кредитных организаций, в том числе за счет операций на финансовом рынке, с драгоценными металлами и иностранными валютами, а также проведения лизинговых, факторинговых, форфейтинговых и других операций.  [c.201]

На государственную политику занятости в Республике Беларусь оказывают воздействие особенности формирования ее рынка труда отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда совпадение периода становления рынка труда с формированием других рынков наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики. Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства. В настоящее время отношения занятости в стране регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом о занятости населения Республики Беларусь, а также Кодексом законов о труде и другими нормативными актами.  [c.188]

Экономический строй любого государства может основываться только на двух организационных началах на субъективной воле руководящего органа или на объективных экономических законах. В первом случае речь идет о планово-директивной экономике, основанной на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. В основе такого распределения лежит волюнтаристский подход одного человека или группы людей, наделенных (обычно сами себе присвоивших) правами принимать решения. Поэтому планово-директивная экономика именуется зачастую как административно-командная экономика. Во втором случае имеется в виду создание подлинно научной экономики, более известной под термином "рыночная экономика".  [c.5]

Экономика как совокупность экономических отношений представляет экономическую систему общества, в основе которой лежит господствующий тип собственности (общий, частный или смешанный). История знает три формы общественного хозяйства натуральное хозяйство, административно-командная экономика и рыночная экономика с господством частной собственности и на современном этапе с господством смешанной собственности.  [c.333]

Заемные средства представляют собой краткосрочные кредиты банков, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотном капитале. В условиях административно-командной экономики заемные средства составляли достаточно большую долю в источниках формирования оборотного капитала. Сложности кредитования пополнения оборотного капитала связаны с воздействием инфляции, кризисом неплатежей, замедлением оборота средств.  [c.342]

Российская экономика переходна от тоталитарной (административно-командной) экономики к рыночной и через нее — к смешанной. Переходной к рыночной она не может быть в конечном итоге потому, что рынок есть форма, система хозяйствования, а не экономическая система.  [c.496]

Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы сверху по важнейшим показателям объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.  [c.253]

Еще одно уникальное свойство инновационной системы административно-командной экономики - это особая структура организаций, осуществляющих НИОКР. Для нее было естественным и характерным наличие крупных, а иногда гигантских организаций, несвойственных рыночной экономике. Исследовательские организации в СССР часто достигали численности в несколько тысяч человек. Такие организации плохо управляемы, инерционны, подчиняются собственным внутренним законам.  [c.74]

Поскольку все страны отличны друг от друга, то не только переходная экономика, но и сам характер перехода в них различен. Можно выделить два типа перехода от административно-командной экономики к рыночному хозяйству постепенный, растянутый во времени на десятилетия переход (градуализм) и реформирование по принципу шоковой терапии . Градуализм (англ, gradual — постепенный) получил своё распространение в таких странах, как Китай, Вьетнам, Венгрия. Характерные черты этого типа реформирования значительная роль государства, а также нейтрализация (посредством государственных регуляторов) наиболее негативных социальных и экономических последствий для населения, прежде всего последствий для уровня жизни. Так, напр., Китай начал реформирование экономики с 1980-х гг. и в настоящее время за счёт экономического роста (темпы 10% в год) вышел в десятку ведущих стран, при этом значительно повысив уровень жизни населения. Спецификой китайской переходной эконо-  [c.207]

С середины 20 в., в период индустриального, а затем и постиндустриального развития, усложнения экономических связей рыночный механизм, особенно в макросфере, начинает давать серьёзные сбои. В этих условиях усиливается роль государства, которое всё больше вмешивается в экономику с помощью антимонопольной политики, регулирования цен и доходов, государственной поддержки частного сектора. Сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования позволило развитым индустриальным странам осуществить технологическую и структурную перестройку в соответствии с требованиями нового этапа научно-технического развития, информатизации и интернационализации хозяйства. В современной России в 1990-х гг. переход от административно-командной экономики к рыночной проходил в форме поспешной приватизации и отказа от государственного управления экономикой (шоковая либерализация цен, открытие национального рынка для внешней конкуренции, резкое уменьшение государственных инвестиций и т. д.). Фактически государство отказалось от регулирования развития реального сектора экономики. Роль государства в экономике стала ограничиваться только регулированием денежной массы монетаристскими методами. В результате уход государства от экономического регулирования привёл к широкому распространению мафиозно-теневых связей и отношений.  [c.308]

В эпоху административно-командной экономики в стране планирование считалось центральным звеном управления как на макроуровне, так и на уровне отдельного предприятия. Планирование на предприятии сводилось к деятельности в узком коридоре определенных вышестоящими органами директив и показателей. Отказ от централизованного руководства плановой работой на разных уровнях совпал с резким ухудшением экономического и производственного климата деятельности. Непредсказуемость рыночных условий нарождающейся экономики, потеря привычных сложившихся связей, неизученность спроса на рынке, инфляции, произвол в ценообразовании, кризисы неплатежей — все эти факторы, с одной стороны, снизили качество планирования на предприятиях, с другой стороны, определили сложности планирования как такового.  [c.221]

economy-ru.info