Кто такие GR-менеджеры и где их искать. Gr менеджер это кто


Кто такие GR-менеджеры?

19 сентября 2011 в 16:09

19254

Сегодня на интернет-порталах, через которые ведется поиск сотрудников, можно встретить совершенно новую вакансию – GR-менеджер. Что же это за профессия? «Джиарщик» – специалист по связям с государственными структурами.

Чем крупнее становится бизнес, тем больше им начинает интересоватьcя государство. Одних собственников эта российская аксиома учит не высовываться, других – выстраивать взаимодействие с органами власти. О специалистах, в задачи которых входит налаживание контакта с чиновниками, нам рассказала редактор пресс-службы кадрового центра «ЮНИТИ» Татьяна Баева.

Есть ряд компаний, которые уже не могут справиться с задачами коммуникации с чиновниками без включения в структуру фирмы GR-менеджеров. Среди них организации, работающие с госресурсами, имеющие в своих активах долю госсобственности, зависимые от госзаказов, получающие квоты на экспорт продукции, тесно связанные с безопасностью страны, да и просто вышедшие на федеральный уровень. Широкое распространение новой профессии доказывают и проведенные исследования. Так, в первом рейтинге Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru на звание «Лучший GR-специалист 2008 года» присутствовали представители только нефтегазовой, металлургической, телекоммуникационной, табачной, пивной отраслей. Теперь в нем фигурируют и специалисты из таких отраслей хозяйства, как фармацевтика, электроэнергетика, машиностроение. Кроме того, если раньше GR-специалиста можно было встретить только в крупной компании, то сейчас и средние фирмы вводят у себя эту должность.

Искусство договариваться

В задачи GR-менеджера входит налаживание контактов, с помощью которых можно решать рабочие вопросы без свойственных госаппарату проволочек.

Установление отношений с органами государственной власти – весьма расплывчатое описание обязанностей. Чем же занимаются GR-менеджеры? «Эти специалисты должны участвовать в специализированных выставках, конференциях, семинарах для представителей государственных органов, отслеживать законодательные и политические тенденции и изменения, продвигать и защищать интересы компании в различных ведомственных структурах», – поясняет управляющий департамента «Финанс» кадрового центра «ЮНИТИ» Юлия Винча. Безусловно, растущая востребованность «джиарщиков» обусловлена растущими доходами предприятия от их деятельности. С одной стороны, этот сотрудник может влиять на финансовые потоки компании, грамотно прописывая механизмы реализации создаваемых проектов, «продвигая» их на городской, региональный или федеральный уровень за счет привлечения бюджетных средств. С другой – нередко основной проблемой, которую вынуждены устранять GR-менеджеры, является разрешение спорных ситуаций с надзорными органами в случае проверки или давления. «Грамотный «джиарщик» должен максимально нивелировать негативные последствия госполитики или отношения к компании отдельных чиновников», – считает Ярослав Кабаков, кандидат экономических наук и ректор Учебного центра инвестиционного холдинга «ФИНАМ». GR-менеджер – это как раз тот специалист, который способен даже в самой невыгодной для компании ситуации провести переговоры, чтобы разрешить конфликт в рамках закона и при этом избежать штрафов. Так, недавно ФАС наложила санкции на металлургическую компанию «Мечел» за повышение стоимости своей продукции. Однако при расчете суммы штрафа учитывалось, что организация тесно сотрудничала с антимонопольным ведомством, и это результат работы специалистов компании. Следует понимать, что GR-менеджер не тот человек, который будет выполнять работу за других сотрудников. Он не станет ездить в налоговую вместо бухгалтера, чтобы быстро, без проволочек подать отчетные документы. В его задачи входит налаживание взаимоотношений с ИФНС так, чтобы вопросов у госорганов к специалисту учета не возникало. Поэтому для бухгалтера «джиарщик» – незаменимый помощник, ведь сейчас многим специалистам компаний приходится самостоятельно выстраивать контакт с чиновниками.

Интерес власти

День GR-менеджера расписан по минутам. Большинство чиновников он должен посетить лично и обсудить все детали сотрудничества. Компании взаимодействие с госорганами выгодно. Интересно знать, почему же чиновники соглашаются «выкроить» время на визит такого специалиста? В условиях бюджетного дефицита государство ищет партнеров для реализации социально значимых проектов и программ, организации общественных и культурно-массовых мероприятий. И это те выгоды, которые в свою очередь получает власть в качестве бонуса за сотрудничество с компаниями. Примеры такого взаимодействия окружают нас сплошь и рядом. Компании благоустраивают детские площадки, покупают необходимое оборудование в школы и больницы и т. д. При этом задачи GR-менеджера – не только составить программу взаимодействия с властями и рассчитать бюджет, но и в последующем контролировать обоюдное выполнение своих обязательств и договоренностей; в том числе в задачи «джиарщика» входит контроль над «аппетитами» чиновников. При этом в работе GR-менеджера есть одно табу – никаких взяток. Все вопросы должны решаться законными методами. Заинтересовать чиновника можно спонсорской поддержкой, выделением денег на благоустройство, но никак не деньгами в карман госслужащего.

GR-спрос

В работе GR-менеджера есть одно табу – никаких взяток. Все вопросы должны решаться законными методами.

Найти хорошего GR-менеджера для компании – большая удача. Профессия эта еще не имеет четких критериев оценки деятельности. «Начиная с конца 90-х «джиарщиками» преимущественно становились бывшие сотрудники органов государственной власти страны, имеющие личные, а порой и родственные связи в этих кругах», – говорит Юлия Винча. Сегодня в сфере GR работают молодые люди с дипломом о высшем образовании, не имеющие отношения к органам власти. В настоящее время обучение по данной специальности уже ведется в некоторых вузах России, а именно: в МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, МГИМО (У) МИД РФ, в Финансовой академии при Правительстве РФ и в других учебных заведениях. Казалось бы, выбор специалистов огромен – многие молодые люди мечтают занять в компании именно эту должность. Однако сделать это не так-то просто. Как утверждают эксперты кадрового центра «ЮНИТИ», работодатели крайне редко ищут GR-менеджеров открыто. И это связано с целым рядом причин. Во-первых, с теми, что лежат на поверхности: выпускники вузов редко обладают коммуникативными навыками на высоком уровне, достаточном для установления договоренностей с чиновником или решения конфликтной ситуации. Кроме того, у новичков просто нет нужных контактов, а компаниям не хочется ждать, пока юный GR-менеджер наработает связи. Во-вторых, очень многие руководители фирм еще не совсем готовы к тому, чтобы отдать это направление отдельному сотруднику. Ведь до сих пор лучшими «джиарщиками» остаются первые лица компаний. «Топ-менеджеры боятся лишиться важных контактов, если GR-менеджер вдруг решит уйти к конкурентам. В этом случае связи будут потеряны вместе со специалистом, – считает Юлия Винча. – Важный момент заключается еще и в том, что чиновник никогда на свой страх и риск не станет общаться с незнакомым человеком». Поэтому если руководители и отдают коммуникацию с чиновниками в руки отдельного сотрудника, то предпочитают, чтобы это был человек проверенный, который не покинет компанию. GR-менеджмент – та сфера деятельности, в которой смена персонала больнее всего бьет по интересам фирмы. Поэтому очень часто «джиарщиками» становятся сотрудники организации, которые положительно себя зарекомендовали и получили опыт работы с государственными органами. Кроме того, чиновники, которые в рамках своих должностных обязанностей сотрудничали с определенной фирмой, могут рассчитывать на предложение занять должность «джиарщика» в этой организации. Поэтому GR-менеджмент лучше рассматривать не как новуб профессию, а как возможность карьерного роста для людей, имеющих налаженные связи в госорганах.

delovoymir.biz

Кто такой GR-менеджер.

Кто такой GR менеджер.

Основной задачей GR-менеджера является налаживание контактов способных решить многие рабочие моменты без свойственных государственным структурам проволочек.

Установление взаимоотношений с государственными структурами это достаточно расплывчатое объяснение обязанностей. GR-менеджеры занимаются участием в специальных выставках, семинарах, конференциях, где принимают участие представители государственных структур, чтобы иметь возможность следить за всеми политическими и законодательными изменениями и тенденциями, защищать и заниматься продвижением интересов фирмы или компании в разных ведомственных структурах. Рост спроса на такие кадры как GR-менеджер обусловлены тем, что со временем доход компаний увеличивается. В большинстве случаев GR-менеджер должен быть тем самым звеном, которое отвечает за разрешение спорных рабочих моментов с надзорными структурами в случаи давления или проверки. Так же этот сотрудник может оказывать влияние на финансовые потоки предприятия, занимаясь грамотным описыванием механизмов реализации будущих проектов, а также «продвигая» их на федеральный, региональный или городской уровень при помощи привлечения средств из бюджета.

Если GR-менеджер имеет большой опыт и действует достаточно грамотно, то он может максимально нивелировать отрицательные последствия государственной политики или отношения отдельно взятых чиновников к компании. Проще говоря, GR-менеджер это тот сотрудник в кампании, который может даже в самой неблагоприятной ситуации для компании заняться переговорами для того, чтобы конфликт разрешился в рамках закона, но при этом удалось избежать штрафов. Например, недавно ФАС произвела санкцию в отношении  компании «Мечел», которая занимается металлургией, за то, что она произвела повышение стоимости производимой продукции. Но расчет суммы штрафа производился из расчета на то, что компания имеет тесные взаимоотношения с антимонопольным ведомством. Именно такие плюсы получают компании, в которых работают грамотные GR-менеджеры.

Однако стоит понимать, что GR-менеджер это не тот сотрудник, на которого надо взвалить работу других специалистов. Он не будет ездить в налоговую, заменяя при этом бухгалтера, чтобы быстро отдать отчеты о работе компании. В задачи GR-менеджера войдет налаживание переговоров с ИНФС для того, чтобы у сотрудников государственных органов не возникала куча вопросов к бухгалтеру.

15 Апрель 2014

Читайте также:

Компания PR в интернете15/01/2013

На теперешний день, скорей всего, уже очень тяжело отыскать человека, который не знает определения термина PR кампания. В наш нынешний лексикон уже уверенно попали такие слова, как пиарить и пиариться, которые уже сейчас можно...

Компании-PR. Результативный Имидж фирмы15/02/2013

Определение Public Relations либо PR появилось в словарях профессионалов в 90-е годы прошлого века. Начало возникать и, так же и много иных понятий иностранного образования, стало в основной степени не понято отечественными...

Каким компаниям действительно не нужен PR16/04/2014

В основном фирмы, которые не осуществляют проведение PR компаний и PR менеджеров, не обладают продуктом или услугой, которая позволила бы им сильно выделиться на фоне своих конкурентов, на рынке. Как, правило, продукты или...

predein.ru

Кто такие GR-менеджеры?

Кто такие GR-менеджеры?

Сегодня на интернет-порталах, через которые ведется поиск сотрудников, можно встретить совершенно новую вакансию – GR-менеджер. Что же это за профессия? «Джиарщик» – специалист по связям с государственными структурами.

Чем крупнее становится бизнес, тем больше им начинает интересоватьcя государство. Одних собственников эта российская аксиома учит не высовываться, других – выстраивать взаимодействие с органами власти. О специалистах, в задачи которых входит налаживание контакта с чиновниками, нам рассказала редактор пресс-службы кадрового центра «ЮНИТИ» Татьяна Баева.

Есть ряд компаний, которые уже не могут справиться с задачами коммуникации с чиновниками без включения в структуру фирмы GR-менеджеров. Среди них организации, работающие с госресурсами, имеющие в своих активах долю госсобственности, зависимые от госзаказов, получающие квоты на экспорт продукции, тесно связанные с безопасностью страны, да и просто вышедшие на федеральный уровень. Широкое распространение новой профессии доказывают и проведенные исследования. Так, в первом рейтинге Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru на звание «Лучший GR-специалист 2008 года» присутствовали представители только нефтегазовой, металлургической, телекоммуникационной, табачной, пивной отраслей. Теперь в нем фигурируют и специалисты из таких отраслей хозяйства, как фармацевтика, электроэнергетика, машиностроение. Кроме того, если раньше GR-специалиста можно было встретить только в крупной компании, то сейчас и средние фирмы вводят у себя эту должность.

Искусство договариваться

В задачи GR-менеджера входит налаживание контактов, с помощью которых можно решать рабочие вопросы без свойственных госаппарату проволочек.

Установление отношений с органами государственной власти – весьма расплывчатое описание обязанностей. Чем же занимаются GR-менеджеры? «Эти специалисты должны участвовать в специализированных выставках, конференциях, семинарах для представителей государственных органов, отслеживать законодательные и политические тенденции и изменения, продвигать и защищать интересы компании в различных ведомственных структурах», – поясняет управляющий департамента «Финанс» кадрового центра «ЮНИТИ» Юлия Винча. Безусловно, растущая востребованность «джиарщиков» обусловлена растущими доходами предприятия от их деятельности. С одной стороны, этот сотрудник может влиять на финансовые потоки компании, грамотно прописывая механизмы реализации создаваемых проектов, «продвигая» их на городской, региональный или федеральный уровень за счет привлечения бюджетных средств. С другой – нередко основной проблемой, которую вынуждены устранять GR-менеджеры, является разрешение спорных ситуаций с надзорными органами в случае проверки или давления. «Грамотный «джиарщик» должен максимально нивелировать негативные последствия госполитики или отношения к компании отдельных чиновников», – считает Ярослав Кабаков, кандидат экономических наук и ректор Учебного центра инвестиционного холдинга «ФИНАМ». GR-менеджер – это как раз тот специалист, который способен даже в самой невыгодной для компании ситуации провести переговоры, чтобы разрешить конфликт в рамках закона и при этом избежать штрафов. Так, недавно ФАС наложила санкции на металлургическую компанию «Мечел» за повышение стоимости своей продукции. Однако при расчете суммы штрафа учитывалось, что организация тесно сотрудничала с антимонопольным ведомством, и это результат работы специалистов компании. Следует понимать, что GR-менеджер не тот человек, который будет выполнять работу за других сотрудников. Он не станет ездить в налоговую вместо бухгалтера, чтобы быстро, без проволочек подать отчетные документы. В его задачи входит налаживание взаимоотношений с ИФНС так, чтобы вопросов у госорганов к специалисту учета не возникало. Поэтому для бухгалтера «джиарщик» – незаменимый помощник, ведь сейчас многим специалистам компаний приходится самостоятельно выстраивать контакт с чиновниками.

Интерес власти

День GR-менеджера расписан по минутам. Большинство чиновников он должен посетить лично и обсудить все детали сотрудничества. Компании взаимодействие с госорганами выгодно. Интересно знать, почему же чиновники соглашаются «выкроить» время на визит такого специалиста? В условиях бюджетного дефицита государство ищет партнеров для реализации социально значимых проектов и программ, организации общественных и культурно-массовых мероприятий. И это те выгоды, которые в свою очередь получает власть в качестве бонуса за сотрудничество с компаниями. Примеры такого взаимодействия окружают нас сплошь и рядом. Компании благоустраивают детские площадки, покупают необходимое оборудование в школы и больницы и т. д. При этом задачи GR-менеджера – не только составить программу взаимодействия с властями и рассчитать бюджет, но и в последующем контролировать обоюдное выполнение своих обязательств и договоренностей; в том числе в задачи «джиарщика» входит контроль над «аппетитами» чиновников. При этом в работе GR-менеджера есть одно табу – никаких взяток. Все вопросы должны решаться законными методами. Заинтересовать чиновника можно спонсорской поддержкой, выделением денег на благоустройство, но никак не деньгами в карман госслужащего.

GR-спрос

В работе GR-менеджера есть одно табу – никаких взяток. Все вопросы должны решаться законными методами.

Найти хорошего GR-менеджера для компании – большая удача. Профессия эта еще не имеет четких критериев оценки деятельности. «Начиная с конца 90-х «джиарщиками» преимущественно становились бывшие сотрудники органов государственной власти страны, имеющие личные, а порой и родственные связи в этих кругах», – говорит Юлия Винча. Сегодня в сфере GR работают молодые люди с дипломом о высшем образовании, не имеющие отношения к органам власти. В настоящее время обучение по данной специальности уже ведется в некоторых вузах России, а именно: в МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, МГИМО (У) МИД РФ, в Финансовой академии при Правительстве РФ и в других учебных заведениях. Казалось бы, выбор специалистов огромен – многие молодые люди мечтают занять в компании именно эту должность. Однако сделать это не так-то просто. Как утверждают эксперты кадрового центра «ЮНИТИ», работодатели крайне редко ищут GR-менеджеров открыто. И это связано с целым рядом причин. Во-первых, с теми, что лежат на поверхности: выпускники вузов редко обладают коммуникативными навыками на высоком уровне, достаточном для установления договоренностей с чиновником или решения конфликтной ситуации. Кроме того, у новичков просто нет нужных контактов, а компаниям не хочется ждать, пока юный GR-менеджер наработает связи. Во-вторых, очень многие руководители фирм еще не совсем готовы к тому, чтобы отдать это направление отдельному сотруднику. Ведь до сих пор лучшими «джиарщиками» остаются первые лица компаний. «Топ-менеджеры боятся лишиться важных контактов, если GR-менеджер вдруг решит уйти к конкурентам. В этом случае связи будут потеряны вместе со специалистом, – считает Юлия Винча. – Важный момент заключается еще и в том, что чиновник никогда на свой страх и риск не станет общаться с незнакомым человеком». Поэтому если руководители и отдают коммуникацию с чиновниками в руки отдельного сотрудника, то предпочитают, чтобы это был человек проверенный, который не покинет компанию. GR-менеджмент – та сфера деятельности, в которой смена персонала больнее всего бьет по интересам фирмы. Поэтому очень часто «джиарщиками» становятся сотрудники организации, которые положительно себя зарекомендовали и получили опыт работы с государственными органами. Кроме того, чиновники, которые в рамках своих должностных обязанностей сотрудничали с определенной фирмой, могут рассчитывать на предложение занять должность «джиарщика» в этой организации. Поэтому GR-менеджмент лучше рассматривать не как новуб профессию, а как возможность карьерного роста для людей, имеющих налаженные связи в госорганах.

Ирина Голова

hr-portal.ru

Кто такие GR-менеджеры и где их искать — Forbes Kazakhstan

Фото: solo.ru

Недавно мы столкнулись с задачей привлечения GR-директора (Government Relations – взаимодействие с органами государственной власти) для крупного казахстанского предприятия. В ходе поиска стало понятно, что специалистов этой профессии редко встретишь не только на казахстанском рынке труда, но и во всем СНГ. Хотя ее роль важна, масштабна и интересна - как для карьерных возможностей, так и с точки зрения цивилизованного диалога «бизнес-государство».  Особенно сегодня, когда с каких только трибун не говорят о необходимости взаимодействия государственных и коммерческих структур. 

Поэтому я решила поделиться с вами информацией о задачах, которые ставятся перед GR-специалистами, и о том, где их найти.

GR-менеджер отвечает за продвижение интересов компании в органах госуправления, отраслевых ассоциациях и общественных организациях, а также за эффективное взаимодействие на площадке «компания-государство».  Иногда  ожидания работодателей от GR сводятся к сфере госзакупок, но это слишком узкое понимание функции.

Основные задачи GR таковы:

- поддержка связей с госорганами для минимизации рисков деятельности компании,

- лоббирование интересов компании и индустрии,

- организация переговоров с представителями власти, участие в специализированных и государственных мероприятиях, значимых для компании,

- отслеживание изменений в законодательстве, которые могут повлиять на деятельность компании, а также подготовка рекомендаций относительно действий и позиционирования компании в сложившейся политико-экономической ситуации,

- решение кризисных и предотвращение конфликтных ситуаций,

- поддержка благоприятного имиджа компании и адекватное позиционирование ее деятельности среди представителей госструктур.

Несмотря на высокий спрос на таких специалистов, на рынке ощущается их острая нехватка. В крупных международных корпорациях, как правило, есть GR-департаменты, но для большинства  казахстанских компаний  эта должность является совершенно новой, а многие о ней и вовсе не слышали. Даже у предприятий крупного бизнеса, не говоря о среднем, порой нет ни единого специалиста по связям с органами государственной власти. Функции GR-менеджера, как правило, здесь поручаются PR-службе, юридическому департаменту или гендиректору. А чаще всего собственник лично решает вопросы через свои связи «наверху».

Иллюстрация: ibusiness.ru

Задавшись целью привлечь GR-менеджера в организацию, следует четко понимать его приоритеты. И уже, исходя из них, ориентироваться на то, какой опыт и навыки от него требуются. На эту позицию могут претендовать сотрудники из следующих сфер:

1. Бывшие государственные чиновники. Их преимущество – налаженные связи в правительстве, администрациях, муниципальных органах. Эти люди смогут достаточно быстро ознакомить профильные государственные организации с проектами, планами компании и получить оперативную реакцию. Они по определению хорошие лоббисты. Опыт проведения тендеров на госзакупки также является их сильным качеством.

2. Руководители отраслевых ассоциаций и общественных организаций. Это опытные специалисты, способные продвигать интересы предприятия в рамках отрасли.

3. Профессионалы в PR и маркетинге. Зачастую в организациях на них также возложены коммуникации в рамках госпрограмм и проектов, которые интересны для продвижения компании, – поэтому первичный опыт GR у них есть. Кроме того, эти специалисты, как правило, отлично понимают стратегию предприятия, продукт, специфику продвижения и имеют опыт работы в коммерческой организации – что немаловажно. Но их успех как GR-менеджеров будет зависеть от построения отношений с «людьми, принимающими решения». Не секрет, что устройство государственной и коммерческой структуры сильно отличаются, и такие специалисты не всегда могут завоевать нужный авторитет в среде чиновников.

4. Коммерческие специалисты, отвечающие за госзакупки и тендерные продажи. Их преимущество – четкое понимание, что коммерческая организация призвана зарабатывать, а потому в большинстве случаев должна выигрывать контракты. Коммерсанты будут хороши в вопросах тендеров, поскольку умение продавать и строить отношения - их профессиональный “must have”. Но вот что касается отраслевого лоббирования, аналитики, продвижения программ, а также господдержки конкретного предприятия и индустрии в целом – здесь способность решать вопросы уже будет зависеть от потенциала каждого конкретного человека из этой категории. Если задачи вашего GR сводятся к победе на тендерах и привлечению госзаказов, то такие менеджеры – лучший вариант.

5. Руководители предприятий, имеющие большой опыт лоббирования и хорошие связи в органах власти. Это идеальные GR, но, как правило, они не мотивированы для подобной роли в структуре организации, потому что и так уже находятся на ее вершине.

В большинстве своем GR-специалисты имеют экономическое образование и, конечно, практический опыт в связях с общественностью и госорганами.  Кандидат на эту должность должен обладать колоссальной энергией, силой убеждения и способностью объединять людей. Он подобен политику, поскольку его профессия - это построение связей, отношений, продвижение и отстаивание интересов, постоянные переговоры на самом высоком уровне. При этом такие люди могут быть не всегда публичными.  Однако их харизма должна создать уважительное отношение к организации, которую они представляют.

Позитивный тренд - в том, что казахстанский бизнес сегодня как никогда заинтересован в создании благоприятной законодательной среды для своей деятельности и в такой корпоративной политике, которая будет координироваться с программами господдержки.  И если прежде подобные вопросы были зоной ответственности исключительно первого руководителя  или собственника, то сейчас для их эффективного и цивилизованного решения компании привлекают профессиональных GR-специалистов. Главное - ясно понимать, каких целей они призваны достичь. 

forbes.kz

GR-менеджеры в России

В последнее время все большей популярностью пользуются профессии, так или иначе связанные с отношениями — relations. Кроме популярного PR — public relations, на рынке труда стали появляться и такие вакансии как HR менеджер — специалист по «человеческим ресурсам», GR — менеджер по связям с государственными структурами, и FR — менеджер, занимающийся систематическим поиском спонсорских средств для осуществления социальных проектов. На западе существует довольно много профессионалов, занимающихся в сфере relations, однако в России такие специалисты только начали появляться.

Внедрение GR в Российские компании

Российские бизнесмены постепенно стали осознавать, что каждой компании необходима должность GR-менеджера. Человека, который организовывал бы успешное взаимодействие с представителями государственной власти и адаптировал бы компанию к действиям государства. В наше время доля успеха любой компании зависит от того, насколько удачно она преподнесет себя власти и как хорошо наладит отношения с ее представителями. Именно поэтому в современных компаниях этими вопросами занимаются профессиональные GR-менеджеры.

Тем не менее, до настоящего времени ни в одном вузе страны не было специальности GR, хотя потребность в специалистах росла с каждым днем. И только недавно в Высшей школе экономики открылась кафедра «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти». И нет сомнения, что выпускники без работы не останутся.

Что касается современных «джиарщиков», уже работающих в этой сфере, то это, чаще всего выходцы из органов исполнительной и законодательной власти, политики. Одним словом люди, умеющие разговаривать с клиентами на их языке и имеющие связи в государственных органах.

Кто такой GR?

Менеджер по взаимодействию с органами власти — это ответственное лицо, осуществляющее управление отношениями компании с органами власти. Специалист по GR должен уметь строить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью не путем подкупа, а с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании.

Таким образом, «джиарщик» должен быть человеком, похожим на чиновников по ряду критерий, чтобы ему было проще налаживать с ними отношения.

Что касается требований, предъявляемых к кандидату на должность GR-менеджера, то их можно свести до трех определяющих показателей: опыт, образование, знания и умения.

Образование обязательно должно быть высшее, приоритетными считаются сферы государственного управления, юриспруденции и экономики. Приветствуется также образование в сфере деятельности компании, будь то химия, журналистика или коммерция.

Обязателен и опыт работы, например, на аналогичной должности в бизнес-компаниях, общественных организациях, государственной администрации.

Среди качеств, которыми должен обладать «джиарщик», можно отметить высокие коммуникативные способности, так как без умения правильно организовать диалог с представителем государственного органа цель GR-менеджера может быть не достигнута. К качествам, предъявляемым кандидатам, относятся также навыки эффективного межличностного общения, стратегическое мышление, умение формулировать проблемы и задачи и лидерские качества. Ко всем перечисленным требованиям можно добавить глубинное понимание особенностей функционирования законодательной и исполнительной власти, специфики межведомственных отношений и навыки лоббирования, а также креативность, то есть способность к нестандартному мышлению. Дополнительным плюсом будет наличие персональных связей в государственных органах власти, опыт участия с предвыборных компаниях и знание иностранных языков. Клиентами также высоко ценится наличие научной степени или прочих званий, так как это вызывает уважение.

Основой деятельности «джиарщика» является наличие серьезных навыков межличностного общения и коммуникационных способностей. Опытный GR-менеджер должен уметь выстроить и поддерживать связь не только с органами государственной власти, СМИ, но и с самой компанией — ее высшим руководством, руководителями функциональных подразделений, сотрудниками. GR-менеджер должен обладать организаторскими способностями, так как реализация крупных проектов требует сложной системы мероприятий: конференций, кампаний в СМИ, реализации социальных проектов компании.

Оплата труда «ДЖИАРЩИКА»

Что касается заработной платы, то она зависит от ряда факторов. На минимальную зарплату от кандидата требуется высшее образование и опыт работы по специальности, имеющей отношение к GR. Таким образом, на зарплату от $1000 как предлагаемую работодателями, так и ожидаемую соискателями, претендуют выпускники вузов, имеющих небольшой опыт работы. Чем больше профессиональных навыков окажется у кандидата, тем выше будет его зарплата. На максимальную московскую зарплату в $25000 может претендовать только опытный «джиарщик» с хорошей репутацией, нужными связями и рекомендациями, так называемый профессионал, акула GR-бизнеса. Безусловно, он должен знать иностранные языки, уметь обращаться с компьютером, обладать необходимыми навыками одним словом, соответствовать всем требованиям, предъявляемыми не только работодателями, но и самими государственными структурами.

Москва

Санкт-Петербург

Работодатели

От $1000 до $25000

От $1000 до $15000

Соискатели

От $1000 до $9000

От $1000 до $8000

Как отмечают специалисты, главное для «джиарщика» — правильный настрой на длительную и кропотливую работу. Каждому GR-менеджеру важно научиться слушать и понимать людей, взаимодействуя не с абстрактным понятием власти, а с ее конкретными представителями. Соответственно, среди личных качеств «джиарщика» должна присутствовать настойчивость, терпение, умение не только правильно говорить, но и слушать собеседника. Но без оптимизма и чувства юмора GR-менеджеру тоже нельзя обойтись.

По данным агентства по подбору персонала «Виват Персонал».

www.rabotka.ru

GR-менеджмент: как выстраивать взаимоотношения «бизнес – власть»

Ольга Бакасова

Традиционно, GR-менеджмент (англ. government relations management – взаимодействие с органами власти – Executive.ru) считается «привилегией» крупнейших российских и международных компаний. В должностные обязанности GR-менеджера входит налаживание эффективного взаимодействия бизнес-структуры с органами публичной власти, продвижение (лоббирование) интересов компании, выстраивание партнерских отношений с властью, формирование положительной репутации бизнес-организации и ее адаптация в среде государственного и муниципального управления.

Аналитические исследования и отчеты кадровых интернет-порталов говорят о возрастающей популярности должности GR-менеджера и стремительном осознании российскими компаниями ее необходимости. Профессия GR-специалиста попадает в топы всевозможных рейтингов востребованных уже завтра (и чуть ли не сегодня вечером) профессий. Однако практическое деловое взаимодействие с множеством компаний показывает, что осознание – не такое стремительное, а завтра – все никак не наступает. То есть, должности GR-менеджера в компаниях нет, не было, и не совсем планируется. Однако это не значит, что у компаний нет потребности в выполнении всех тех функций, которые эта должность предполагает. Просто их снова выполняет «многорукий» PR-менеджер. В этом есть определенный здравый смысл: за такой подход выступают факторы – классификация GR-деятельности как одного из направлений PR, экономия бюджета и отсутствие необходимости у компании выстраивать отношения с властью «с размахом» – которая есть в основном у узкого круга отраслевых направлений. Но вот организовать успешное сотрудничество с властью в рамках регулярных проектов для привлечения финансовых и человеческих ресурсов в компанию со стороны органов власти, – в этом есть необходимость у каждой второй компании.

За 20 лет своего существования мы в компании регулярно сталкиваемся с этой необходимостью – выстраивать эффективный диалог с представителями власти. Наши задачи, относящиеся к сфере GR:

  • Привлечение экспертов из органов публичной власти для участия в семинарах в качестве лекторов;
  • Выстраивание бартерного сотрудничества с органами власти;
  • Позиционирование себя как надежного партнера на рынке дополнительного профессионального образования в секторе государственного и муниципального управления и в социальной сфере;
  • Участие в мероприятиях, проводимых органами власти, как элемент PR-стратегии компании.

Стоит отметить, что осознание стратегического планирования решения данных задач в компании пришло не сразу. Определенным стимулом перехода GR-коммуникаций с уровня установления личных доброжелательных отношений с отдельными представителями органов власти на уровень, требующий комплексного подхода к планированию GR-коммуникаций, стало получение компанией лицензии на осуществление образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования. Это означало для нас выход на рынок образовательных услуг в качестве равноправного участника, способного составить конкуренцию таким провайдерами услуг в сфере ДПО как государственные и негосударственные вузы, государственные центры дополнительного профессионального образования.

Направления GR-коммуникаций и фронт работы

На современном этапе развития GR-коммуникаций взаимодействие нашей компании с органами публичной власти осуществляется в рамках четырех основных направлений:

1. В рамках наших семинаров. Специалисты-практики из сферы государственного и муниципального управления выступают в качестве экспертов-лекторов на семинарах. Этого удается достичь благодаря прямому воздействию и установлению доброжелательных профессиональных связей с органами власти. Безусловно, какие бы эффективные инструменты и техники ни изобретались в сфере GR, основой всего является нетворкинг – умение установить личный контакт, что является гарантией продуктивного сотрудничества.

2. Внимание к репутации в компании позволяет выстраивать взаимоотношения с властными структурами и на системном уровне. Наши семинары для аудитории из числа работников государственного и муниципального управления, социальной сферы носят узкоспециализированный характер. Репутацию надежного партнера формируем некоторой консервативностью, академичностью в позиционировании бренда, качеством услуг и сервисного обеспечения.

3. В рамках бартерных соглашений о сотрудничестве мы предлагаем бесплатное обучение сотрудника органов власти в обмен на выступление их эксперта в качестве лектора на том или ином семинаре. Соглашения такого типа являются взаимовыгодными. Кроме того, такой обмен позволяет госслужащим убедиться на своем опыте в качестве предоставления услуг компанией, что в дальнейшем часто приводит к заказу корпоративного обучения группы сотрудников. Это является еще одной формой взаимодействия компании с властными структурами – в качестве провайдера образовательных услуг.

4. Особый формат нашего сотрудничества с органами власти, который, фактически, является следствием налаженных партнерских отношений, – это наше участие в мероприятиях, организаторами которых является администрация Санкт-Петербурга и другие органы власти. Стоит ли говорить, что такой вид взаимодействия является эффективным PR-инструментом.

Чему и как учить PR-менеджера для успешной GR-деятельности?

Несмотря на то, что в GR-менеджменте используются многие знакомые PR-инструменты, пиарщику часто не хватает конкретных и специальных знаний, чтобы работа с органами власти складывалась систематично и эффективно. Так что наиболее важно? Во-первых, безусловно, репутация. Во-вторых, история взаимоотношений компании и власти. В-третьих, личный контакт. Следовательно, PR-менеджер, погружающийся в сферу GR, должен уметь анализировать коммуникационные потоки и чувствовать сложившиеся отношения между бизнес-структурой и властью, оценивать репутацию компании во властных кругах, знать, какие инструменты управления репутацией использовать для создания доверительного климата, который станет базой для выстраивания системы взаимоотношений. Навыки нетворкинга, умение определять психологический тип и особенности собеседника, обладать гибкостью в нахождении правильного подхода для соблюдения взаимных интересов, – все они являются обязательными. И этому можно тренировать, этому стоит учить.

Важный информационный блок, которым придется овладеть PR-менеджеру – это устройство системы власти, государственной и муниципальной, структура, кто за что отвечает, как принимаются решения, а также необходимо освоить тонкости деловой корреспонденции с представителями органов власти. Для достижения целей компании при GR-взаимодействии надо точно знать, как устроены общественные и экспертные советы при органах власти, какие функции они выполняют, в каких направлениях и по каким вопросам можно с ними работать.

Что дальше?

Сейчас можно говорить о том, что кризисная ситуация и стремление компаний экономить деньги не способствует формированию потребности в должности GR-менеджера. В то же время, активное взаимодействие бизнеса и власти нуждается в воспитании в компании специалистов, владеющих тонкостями и знающих особенности GR-коммуникации. Повышение профессиональных компетенций PR-специалистов в направлении GR будет являться эффективным решением в данной ситуации.

www.e-xecutive.ru

GR-менеджер

«Суть GR-менеджмента не в налаживании коррупционных схем, а в поиске официальных способов сотрудничества с органами власти».

Алексей Владимирович, что традиционно понимают под термином «GR-менеджмент»?Последние два – три года в зарубежной и отечественной политической науке распространяется тенденция к расширению значения термина «GR-менеджмент», под которым понимается не просто взаимодействие бизнес-структур с органами государственного и муниципального управления, но и сотрудничество с некоммерческими организациями в сфере реализации социально ориентированных проектов, направленных на развитие общественного сектора российской экономики. GR-менеджер всё чаще становится похожим по своим функциям на PR-менеджера, поскольку ему приходится вести деловые переговоры, организовывать и принимать участие в различного рода выставках, презентациях, ярмарках, культурно-массовых мероприятиях, проводимых органами государственной власти, исполнять представительские функции и продвигать бренд своей компании. 

С Вашей точки зрения, какова роль GR-менеджера в ведении со-временного бизнеса?Не секрет, что стабильность бизнеса в России во многом зависит от на-личия деловых контактов с представителями органов государственной вла-сти. Однако стоит заметить, органов государственного и муниципального управления в Российской Федерации настолько много, что иметь своего человека в каждом из них не представляется возможным. Одним из вариантов решения подобной проблемы могло бы стать обращение к фирме-посреднику, которая бы занималась согласованием Ваших проектов и программ в органах государственной власти. Тем не менее, подобный вариант хорош при условии разработки и реализации готовых разовых проектов и не срабатывает, когда речь заходит о постоянном каждодневном взаимодействии Вашей фирмы с представителями органов власти, в особенности при реализации Вами государственного или муниципального заказа после прохождения необходимых конкурсных процедур. Для выполнения этой функции и существует GR-менеджер, который в режиме «постоянного присутствия» осуществляет диалог Вашей фирмы с властью.

Не значит ли это, что GR-менеджер – это посредник в осуществле-нии коррупционных схем? Возможно, какая-то доля истины присутствует в Вашем неоднозначном вопросе. Однако следует заметить, что по статистике Министерства внутренних дел РФ более 75% коррупционных сделок между представителями бизнеса и органов власти осуществляется без участия посредников. Я вполне допускаю элемент присутствия GR-менеджера при формировании теневых схем взаимодействия, однако в них сам менеджер занимает отнюдь не ключевую роль. Суть GR-менеджмента заключается в поиске официальных способов сотрудничества, реализации совместных проектов социально-экономической направленности. При этом GR-менеджер, несомненно, должен обладать багажом знаний о государственной системе и набором всевозможных инструментов по психологическому стимулированию государственного или муниципального служащего. Вы спросите, что кроме денег может быть стимулом для современного чиновника? Ответ прост – карьерный рост, за которым всегда следует ста-бильность и финансовое благополучие. Именно поэтому GR-менеджер на начальном этапе переговоров должен чётко определить для представителя власти, каким образом реализация предлагаемого им бизнес-проекта повысит авторитет чиновника, будет способствовать его продвижению по службе в долгосрочной перспективе.История GR-менеджмента показывает, что на рубеже конца 1990-х – начала 2000-х гг. GR-менеджерами преимущественно становились бывшие сотрудники органов государственной власти РФ, хорошо знакомые со спецификой принятия значимых управленческих решений, имеющие стабильные личные связи в «высших эшелонах» власти. В этих условиях вопроса о применении коррупционных схем и механизмов при решении бизнес-задач, как правило, не возникало. Типичный пример – это работа высшего менеджмента РАО ЕЭС России. Времена меняются. Сейчас в сфере GR-менеджмента нередко работают молодые специалисты с дипломом о высшем профессиональном образовании, не имеющие в прошлом отношения к органам власти, что затрудняет их вхождение в государственную среду и провоцирует на разработку не всегда официальных схем сотрудничества. Однако даже в современных условиях есть позитивные примеры успешной работы GR-менеджмента в российском бизнесе: ООО «Аби Софтвер», ЗАО «Лаборатория Касперского», ОАО «Центр-Телеком», ООО «Доктор Веб» и др.Я привёл примеры компаний только из сферы информационных технологий (IT-аутсорсинга, IT-услуг), поскольку именно эта область экономики в условиях мирового финансового кризиса развивается наиболее динамично и взаимодействует с представителями власти, используя прозрачные официальные схемы, открыто рекламируя результаты частно-государственного партнёрства.   

А какими профессиональными и личностными навыками должен обладать GR-менеджер?GR-менеджеру в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей зачастую приходится осуществлять взаимодействие с представителями власти и общественности различного уровня. Несомненно, менеджер обязан обладать навыками ведения деловых переговоров и консультаций, быть хорошим психологом, чтобы с точностью определять настроения собеседника в ходе переговорного или консультационного процессов. Не секрет, что эмоциональные симпатии или антипатии играют не последнюю роль в ведении переговоров, а многие решения руководителей органов государственной власти зачастую принимаются нерациональным образом. В то же время GR-менеджеру не помешают и знания политэкономии, теории рациональности и теории игр, элементы которых в той или иной степени могут быть использованы при первичной оценке ресурсного потенциала собеседника. Следует также отметить, что знания GR-менеджера структуры и процедурных особенностей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления должны быть дополнены умением анализировать механизм и процесс принятия государственных решений, то есть базовыми навыками информационно-аналитической работы.

То есть получается, что GR-менеджер должен быть не только хорошим психологом и экономистом, но и высококвалифицированным аналитиком?! В связи с этим возникает другой вопрос. Готовят ли в российских вузах специалистов с такими профессиональными навыками?  К сожалению, должен констатировать, что в российских вузах таких специалистов почти не готовят. Хотя федеральные университеты работают в этом направлении, они не способны восполнить имеющуюся потребность бизнеса в GR-менеджерах. Объективно назрела необходимость внесения изменений в государственные образовательные стандарты, в учебные планы вузов с целью насыщения учебного процесса дисциплинами психологического и информационно-аналитического профиля, которые дают учащимся не знания, зачастую получаемые в процессе чтения профессиональной литературы, а умения и навыки работы с живыми людьми.Приятным исключением являются московские вузы, где готовят GR-менеджеров, а именно: МГИМО-Университет МИД РФ, Высшая школа экономики, МГУ им. М.В. Ломоносова, РАГС при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ и некоторые другие.Интерес к проблемам взаимодействия бизнеса и власти постепенно за-рождается и в российском политико-академическом (научном) сообществе. Не случайно, в ноябре 2009 г. на V Конгрессе политологов, организованном Российской ассоциацией политических наук (РАПН) была организована специализированная секция «Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия», на которой были обсуждены вопросы оценки социального партнёрства. Проблема подготовки GR-менеджеров также регулярно поднимается и при проведении конвентов Российской ассоциации международных исследований (РАМИ). Определённый потенциал подготовки GR-специалистов в российских вузах имеется, однако государственная образовательная система ещё пока не готова выпускать их массово.  

Каковы, с Вашей точки зрения, должны быть результаты работы GR-менеджера?  Оптимальный результат деятельности GR-менеджера – это принятие решения, удовлетворяющего интересам Вашей фирмы и органа государст-венной власти. Однако должен отметить, что и это не самое главное. Гораздо важнее будет организовать открытый постоянный диалог с органами власти с целью нахождения общих интересов и ценностей совместного развития. Речь идёт о частно-государственном партнёрстве, где Ваша фирма может выступать не просто как финансовый партнёр, а как инициатор инновационных проектов в социально-экономической сфере субъекта РФ или отдельно взятого муниципального образования.

Есть ли заинтересованность органов государственной власти и ме-стного самоуправления в развитии диалога с бизнес-сообществом? Если есть, то в чём она заключается? Несомненно, есть. Заинтересованность органов государственного и муниципального управления объясняется, прежде всего, ограниченностью бюджетных ресурсов субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований. Мировой финансово-экономический кризис поставил под сомнение реализацию в субъектах РФ ряда инновационных социальных проектов, прямо не относящихся к основным полномочиям (полномочиям в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и т. п.). Без бюджетного финансирования остались многие проекты в области туризма, спорта и сферы услуг. Дабы восполнить этот пробел, многие регионы стараются оживить коммерческий сектор, призвать бизнес к социальной ответственности и передать ему ряд неосновных полномочий, что в политической науке получило обозначение социального аутсорсинга. С этой точки зрения, показателен опыт Пермского края, где развитие получил образовательный аутсорсинг. Органы государственной власти всё больше стремятся создать вокруг себя сектор коммерческих и некоммерче-ских организаций, предоставляющих на качественном уровне услуги населению и, тем самым, экономящих бюджетные ассигнования. Добавим к этому и то, что ряд государственных полномочий не может быть реализован только государственными предприятиями и организациями, а требует софинансирования извне. 

Как Вы относитесь к высказыванию ряда российских специалистов о том, что GR-менеджмент в России с момента зарождения «впитал» в себя много мифологических черт? Действительно, с момента появления GR-менеджмента в России прошло не так уж много времени, однако сегодня существует несколько устойчивых мифов и стереотипов относительно сущности взаимодействия бизнеса и власти. Вот лишь некоторые из них.Миф №1. «Большинство органов государственного и муниципального управления РФ не заинтересованы в развитии открытого диалога с представителями российского бизнеса». В действительности, как я утверждал ранее, такой интерес присутствует всегда, для его развития необходимо на начальном этапе переговорного процесса лишь определить общие потребности бизнеса и власти, смотивировать представителя власти к продолжению открытого диалога по актуальным проблемам социально-экономического развития.Миф №2. «Исключительно все значимые для бизнеса решения прини-маются руководителем органа государственной власти».  В реальности большинство типовых социально значимых решений прорабатываются на уровне конкретных специалистов или руководителей низовых подразделений органа государственной власти (сектора, отдела, управления) и лишь после этого руководитель выбирает из совокупности представленных вариантов решения то, которое, с его точки зрения, является наиболее оптимальным и соответствует интересам органа власти. Вот почему важно знать структуру органов государственного и муниципального управления РФ.Миф №3. «В органах государственной власти все решения принимаются закрыто и повлиять на этот процесс фактически невозможно».Этот миф целенаправленно создаётся специализированными фирмами-посредниками, занимающимися лоббированием интересов биз-нес-сообщества и зарабатывающими на своих посреднических услугах. Смею утверждать, что при подготовке ряда решений руководители органов власти специально приглашают внешних консультантов для того, чтобы понять, насколько принимаемое решение будет способствовать вовлечению в процесс реализации решения бизнес-структуры.В зарубежной политической науке существует представление, согласно которому не приветствуется любое внешнее воздействие на этапе «утверждения решения», в то же время допускается и даже приветствуется участие бизнес-сообщества на первых этапах разработки и принятия решения, особенно при формировании повестки дня, а также в качестве контролирующих органов на этапе реализации уже принятого управленческого решения.Миф №4. «Бизнесу гораздо выгоднее иметь теневых лоббирующих агентов внутри органа власти, чем вести открытый диалог с ней».Необходимо знать, что личные связи, как правило, утрачиваются с уходом из органа власти конкретного должностного лица. Официальные связи гораздо прочнее и надёжнее даже при ликвидации структурного подразделения органа власти, отвечающего за взаимодействие с бизнесом, поскольку при этом полномочия равномерно распределяются по оставшимся структурным подразделениям.     Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям, кто интересуется проблемами GR-менеджмента?Прежде всего, хочу пожелать читателям и всем, кто интересуется про-блемами GR-менеджмента, внутреннего осознания острой необходимости построения в России единой отлаженной системы частно-государственного партнёрства, при которой взаимодействие бизнеса и власти не будет отождествляться с чем-то сверхъестественным, а будет органично вписываться в логику развития современного общества.

www.profguide.ru