24. Государство в условиях командно-административной хозяйственной системы. Государство в условиях командно административной экономики


24. Государство в условиях командно-административной хозяйственной системы

1)

разрабатывает антимонопольное законодательство

2)

выдает лицензии на разработку нефтяных месторождений

3)

определяет уровень цен на товары и услуги

4)

поддерживает конкуренцию товаропроизводителей

Ответ: 3

25*. Установите соответствие между типами экономики и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИКИ

1)

свободная конкуренция

А)

рыночная

2)

цены определяет спрос и предложение

Б)

традиционная

3)

государство директивно руководит экономикой

В)

плановая

4)

преобладает натуральное хозяйство

Ответ: ААВБ

26. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Малая социальная группа включает ограниченный круг людей.

Б. Члены малой группы находятся в непосредственном контакте друг с другом.

1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба суждения

4)

Оба суждения неверны

Ответ: 3

27. Укажите пример позитивного отклоняющегося поведения:

1)

разработка интернет-сайта

2)

употребление нецензурной брани

3)

создание сложного симфонического произведения

4)

посещение концерта классической музыки

Ответ: 3

28. Поведение человека, не соответствующее общепринятым социальным нормам, называется

1)

социальной мобильностью

2)

девиантным поведением

3)

общественной активностью

4)

социальной деятельностью

Ответ: 2

29. Социальная роль, характерная и для подростка и для взрослого

1)

выпускник профессионального колледжа

2)

кандидат в депутаты законодательного собрания

3)

футбольный болельщик

4)

военнослужащий- контрактник

Ответ: 3

30* Укажите два института, выполняющие роль «социальных лифтов» в современном обществе.

Ответ:

В ответе могут приводиться следующие позиции:

31. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Методами политического регулирования являются убеждение и принуждение

Б. Политика как сфера властных отношений всегда предполагает доминирование одних и подчинение других

1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба суждения

4)

Оба суждения неверны

Ответ: 3

32. Какой из указанных признаков характеризует государство тоталитарного типа?

1)

Внесудебное преследование представителей оппозиционных движений

2)

Разделение и независимость ветвей власти

3)

Свободное распространение информации по каналам средств массовой информации

4)

Регулярные конкурентные выборы в представительные органы всех уровней

Ответ:1

33. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Важным признаком политической партии является устойчивость состава и наличие программы

Б. Партия стремится к завоеванию и осуществлению политической власти

1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба суждения

4)

Оба суждения неверны

Ответ: 3

34. Отличительной чертой демократического режима является

1)

наличие разветвленной системы законов

2)

верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

3)

многообразие средств массовой информации

4)

гарантии свободы средств массовой информации

Ответ: 4

35* Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

ИНСТИТУТЫ

1)

представительство совокупных интересов общества

А)

государство

2)

разработка политических программ

Б)

партии

3)

Выражение интересов различных социальных групп

4)

Осуществление контроля над исполнением законов

Ответ: АББА

36. Документ, закрепляющий правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, - это

1)

Конституция

2)

Закон о выборах главы государства

3)

Указ Президента

4)

Обращение парламента

Ответ: 1

37. Верны ли следующие суждения о праве?

А. Конституционное право определяет основы государственного строя и правового положения граждан.

Б. Документом, обладающим высшей юридической силой на территории Российской Федерации является Конституция.

1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба суждения

4)

Оба суждения неверны

Ответ: 3

38. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А) Граждане обладают правом на неприкосновенность личности и жилища.

Б) К политическим правам граждан относится свобода слова, печати и собраний, право на обращения в органы государственной власти.

1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба суждения

4)

Оба суждения неверны

Ответ: 3

39. Гражданство РФ приобретается

1)

c 14 лет

2)

c момента рождения

3)

c 16 лет

4)

c 18 лет

Ответ: 2

40* Среди приведенных правонарушений укажите уголовные деяния (преступления):

1)

нарушение пассажиром Правил пользования метрополитеном

2)

опоздание на службу милиционера без уважительной причины

3)

разбойное нападение с нанесением увечий

4)

неявка студента на экзамен без уважительной причины

5)

изготовление фальшивых документов на имущество

6)

лжесвидетельство на суде в пользу обвиняемого

Ответ: 356

studfiles.net

Государство в условиях командно-административной экономики

Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

Экономическая теория изучает

Основой экономической жизни общества является

Форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией

А. демократия В. республика

Б. государство Г. федерация

18. Конституция – это:

А. свод всех законов государства

Б. единый и единственный закон государства

В. высший и основной закон государства

Г. политическая декларация

19. Основной источник права в современном обществе:

А. закон В. обычай

Б. судебный прецедент Г. нормативно-правовой акт

20. К политическим правам человека не относится:

А. право на свободу собраний

Б. право на личную неприкосновенность

В. право на участие в выборах и референдумах

Г. право на свободу слова

21. Устойчивая правовая связь лица с государством-республикой:

А. президентство В. правоспособность

Б. гражданство Г. подданство

А. регулирование социальных отношений
Б. производство материальных благ
В. разработка ресурсосберегающих технологий
Г. взаимодействие государства и политических партий
А. воздействие производства на природу
Б. расположение природных ресурсов
В. способы хозяйственной деятельности в условиях ограниченности ресурсов
Г. пути удовлетворения духовных потребностей человека
А. земля
Б. техника
В. выращиваемая культура
Г. земледелец

25. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.

Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.

1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
А. законодательно закрепляет господство одной формы собственности
Б. разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий
В. вводит льготное налогообложение малого бизнеса
Г. предоставляет экономическую самостоятельность производителям

27. Как называется сложившееся в мировой культуре представление об истинном, беззаботном, естественном существовании общества и человека:

А. Золотой Век В. Бронзовый Век

Б. Серебряный Век Г. Каменный Век

28. Какое из отношений к культуре пропагандирует автор следующего четверостишия:

«Мы во власти мятежного, страстного хмеля,

Пусть кричат нам: вы красоты палачи!

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы»:

А. Нигилистическое В. Консервативное

Б. Новаторское Г. Традиционное

29. Как называется художественный стиль первой трети XIX в., зародившийся в наполеоновской империи в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, являющийся продолжением и завершением классицизма:

А. Романтизм В. Рококо

Б. Готика Г. Ампир

30. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

А. экономической В. политической

Б. социальной Г. духовной

studlib.info

Роль государства в командной экономике

Деятельность государства в командной экономике

Замечание 1

Государство имеет неограниченную политическую, административную и экономическую власть в командной экономике.

Как политический орган, государство является надстройкой общества, однако его деятельность проникает во все базисные экономические отношения. Необходимость всеохватывающего присутствия государства в экономике советские экономисты обосновывали следующим образом: после социалистической национализации средства производства стали достоянием народа, они должны быть использованы не в интересах каких-либо частных лиц, а для реализации целей всего общества и нации в целом.

В силу данного обстоятельства распоряжение и управление общими средствами производства осуществляется из единого центра, который представляет интересы всех трудящихся в одинаковой степени. Поэтому в данной ситуации интересы государства отождествлялись общественным и общенародным интересам. Поскольку государственные средства производства играют ведущую и преобладающую роль в командной экономике, постольку система государственного управления охватывает общественное производство полностью.

Бездефицитность государственного бюджета командной экономики объяснялась тем, что в него направлялось не 10 %, а почти 90 % прибыли функционирующих субъектов хозяйствования.

Управление командной экономикой

Замечание 2

В модели командно-административного управления преобладают распорядительно-приказные механизмы и методы внеэкономического принуждения.

Характерные черты системы государственного управления командной экономикой:

  • осуществление прямого управления предприятиями из единого центра;
  • наличие полного контроля государства за сферами производства и распределения;
  • использование в управлении административно-приказных методов.

Система государственного управления командной экономикой состоит из связующих элементов - структур, осуществляющих руководство из единого центра народного хозяйства.

Распорядительно-приказные механизмы управления возможны в странах имеющих разное социальное устройство. Они могут совмещаться с общественной собственностью на основные производственные фонды (как это было в России), или элементами частной собственности (как это было в фашистской Германии).

Использование приказного управления оправдано в случае чрезвычайных обстоятельств, которые вызваны военными действиями, хозяйственным разорением или голодом. В таких условиях оно позволяет оперативно сосредоточить людские и материальные ресурсы на значимых участках, с успехом решать актуальные проблемы народного хозяйства. Для экстремальных условий этот тип может стать более эффективным и единственно возможным.

Бюджетные ограничения в командной экономике

Повсеместное внедрение централизованных механизмов загоняет все структуры предпринимательства в рамки специальной системы бюджетных ограничений, которая препятствует ответственному хозяйствованию.

Формами бюджетных ограничений являются:

  1. установление директивных цен;
  2. жесткая система налогообложения;
  3. отсутствие государственной помощи на безвозмездной основе;
  4. отсутствие возможностей для получения кредита;
  5. невозможность финансовых вложений из внешних источников.

Рыночная экономика имеет представленную жесткую систему бюджетных ограничений, которая стимулирует эффективность хозяйствования, материальную ответственность и заинтересованность в использовании денежных активов. Для командно-административной экономики характерна ориентация на «мягкую» систему бюджетных ограничений: налоговые льготы или отсрочка уплаты налогов; дотации и субсидии как безвозмездная финансовая помощь; выдача кредита при отсутствии гарантий или обоснованного целевого назначения и т.п.

spravochnick.ru

условия и роль государства — КиберПедия

Необходимость ре­формирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастаю­щей из года в год неспособностью административно-ко­мандной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования администра­тивно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, не­гибкостью, неспособностью этой системы быстро адапти­роваться к экономическим переменам. Формальное суще­ствование товарно-денежных отношений подрывало здо­ровую конкуренцию производителей, а централизован­ное, директивное планирование подавляло хозяйствен­ную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношени­ях. Все это и обусловило необходимость реформирова­ния административно-командной экономики, ее преобра­зования в рыночную.

Процесс становления современной ры­ночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общест­ва, когда прежняя система социально-экономических отно­шений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в пере­ходной экономике, являются преимущественно изменения­ми развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху то­талитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

cyberpedia.su

И эволюция командно-административной экономики — Мегаобучалка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра «Экономической теории»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Командно-административная система хозяйства: основные характеристики, сущность, необходимость реформирования

 

 

Студент

_____________________ _______________ _______________

 

Руководитель _______________ ________________

 

МИНСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………….………….3

1 Причины возникновения и эволюция командно-административной экономики………….………….5

2 Понятие командно-административной системы, ее сущность и характерные черты………….……...7

2.1 Понятие и основные черты системы…………………………………………………………….……..7

2.2 Достоинства командно-административной системы…………………………………………………18

2.3 Недостатки командно-административной системы…………………………………………………..21

3 Кризис командной экономики и необходимость ее реформирования………………………………...26

Заключение………………………………………………………………………………………………….28

Список использованных источников………………………………………………………………………30

Приложение А. Сравнительная характеристика основных показателей рыночной, командно-административной и смешанной экономик ……………………………………………………………….31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Возникает дилемма – с одной стороны, неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в государственном регулировании, с другой - неизбежность регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого “административного” решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций.

Следовательно, задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы максимальную эффективность.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха “государственно-монополистического капитализма” (ГМК). Её практика подтолкнула к идее “государственного социализма” – попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Развитие этой идеи привело к возникновению “административно-командной экономики” [3].

Сейчас у большинства людей (особенно у молодого поколения, которое воспитано на критике коммунистических идей) не вызывает сомнения, что командно-административная экономическая система в принципе не способна на эффективное функционирование, и путь преобразований от централизованной к рыночной экономике, является единственно верным. В то же самое время при реформировании экономических основ необходимо учитывать особенности национальной экономики, потому как «слепое копирование чужого опыта и следование чужим рецептам» не принесет желаемого результата. Ведь основы рыночной экономики зарождались не на пустом месте, а на обломках командно-административной системы, а потому для осознания того, что происходило во время реформ, недостаточно только понимать процессы рыночной экономики, необходимо также знать, как функционируют предприятия, управляемые из Центра и принадлежащие государству.

Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан и рассмотреть основные черты и противоречия командно-административной системы.

Причины возникновения

и эволюция командно-административной экономики

 

Возникновение и эволюция командно-административной экономики — один из наиболее сложных и противоречивых процессов, оказавших огромное влияние на глобальное развитие мировой цивилизации в XX веке. Основная причина, обусловившая зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей экономики данного типа — это общесистемный кризис и обнаружившаяся историческая предельность капиталистического способа производства. Объективно формировавшиеся глобальные тенденции посткапиталистического цивилизационного перехода нашли одно из своих проявлений в возникновении административно-командной экономики. Этому же способствовали факторы усиления сознательного управляющего воздействия на развитие общества, распространение антикапиталистической идеологии и прежде всего социалистических теорий. Сказался тот факт, что практическая попытка посткапиталистических преобразований была осуществлена в России, а затем и в других странах, решавших задачи «догоняющего развития». Исключительная сложность стоявших перед ними экономических и политических задач потребовала концентрации ресурсов и централизации управления, что объективно способствовало усилению административных методов хозяйствования.

Командно-административная экономика исторически возникла в форме хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны в России. Данная система характеризовалась максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом, экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была предпринята в условиях НЭПа, что привело к созданию первой в мировой практике исторической модели смешанной экономики, в рамках которой сочетались методы государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы, особенно на микро- и мезоуровнях. Достаточно эффективная хозяйственная система НЭПа была ликвидирована в конце 20-х годов, после чего утвердились типичные формы командно-административной экономики с присущей ей бюрократической централизацией управления, ограничением товарно-денежных отношений и преобладанием неэффективных экстенсивных методов хозяйствования. Так, альтернативой частной собственности провозглашалась государственная (общенародная) собственность. Место рыночного механизма, с его спонтанным переливом капитала и непрерывным поиском рыночного равновесия, должна была занять планомерность, обеспечиваемая государством как единым экономическим центром. Через доведение каждому предприятию конкретного производственного задания (объем выпуска, численность, уровень зарплаты, темпы роста производительности труда) предусматривалось ликвидировать противоречия между частным и общественным трудом. Считалось, что включенный в плановую систему хозяйствования каждый вид частного труда еще до реализации товара приобретал общественно-необходимую форму. Социалистическая планомерность должна была исключить нерациональность в поведении рыночных субъектов, свести на нет трансакционные издержки [1].

Таблица 1 – Теоретическая парадигма административно-командной системы

Основные черты
Рыночная экономика Административно-командная экономика
Частная собственность Государственная собственность
Рыночный механизм Команда из центра
Предприятие как хозяйствующий субъект Государство
Развитие экономического самоуправления Огосударствление и бюрократизация экономики
Конкуренция и перелив капитала Планомерность
Экономическая эффективность Политические ценности

Примечание – Источник [6, с.524]

Безусловно, в таблице 1 выделены далеко не все основные признаки рыночной и административно-командной экономики. Но их сравнительный анализ все же позволяет оттенить историческую «альтернативность» социалистической экономики.

После второй мировой войны различные модели командно-административной экономики распространились во многих странах, однако это распространение продемонстрировало, что независимо от всех страновых и региональных особенностей хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не способствовал успеху этих попыток. Кризис командно-административной системы углубился и в конце 80-х годов привел к ее разрушению.

megaobuchalka.ru