1. Налоги как экономическая основа государства. Государство и налоги


1. Налоги как экономическая основа государства.

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством методов прямого (инвестиции, дотации, субвенции или субсидии, трансферты, цены) и косвенного (промышленная, денежно-кредитная, страховая, амортизационная и налоговая политика) воздействия.

От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота.

С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

Налоговый механизм применяется для снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий благоприятных для экономического роста.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансов государства.

Финансовое обеспечение государственного бюджета:

- налоговые поступления (все виды федеральных, региональных и местных налогов, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение законодательства), примерно 90%;

- неналоговые поступления (доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от ВЭД, доходы от приватизации и др.), примерно 10%

2. Понятие налога и налогообложения.

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и Ю и ФЛ, с другой – носят объективный характер и имеют назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют часть финансовых отношений.

Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства, базовая составляющая государственного финансового плана.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). Пример: сбор за регистрацию и постановку на налоговый учет, выдача различных лицензий, сбор в нотариальной конторе.

Налогообложение (обложение налоговым платежом) – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

studfiles.net

Налоги и государство

налоги и государство

Содержание статьи

  1. Налоги в экономической системе государства
  2. Общая роль налогов в современном государстве

Налоги в экономической системе государства

Основной ролью системы налогообложения является сбор денежных средств, направляемых в бюджет страны для дальнейшего их перераспределения и финансирования государственной деятельности. Каждый дееспособный гражданин России в течение всей своей сознательной жизни регулярно выплачивает налог в пользу государства. Иногда это происходит даже неосознанно. С налогами на частную собственность, подоходным налогом и косвенными налогами, в частности НДС, сталкиваются все.

Все аспекты налогообложения строго определяются законодательным актом – Налоговым кодексом.

Своевременная уплата налогов является обязательной, в противном случае с плательщика взыскивают денежные средства в принудительном порядке.

Попытка уклониться от данной обязанности заканчивается судебным разбирательством, для юридических лиц и ИП возможно привлечение к уголовной ответственности.

Таким образом, налоги в финансовой системе государства имеют первостепенную значимость. Хорошо отлаженные механизмы налогообложения могут гарантировать стране стабильность в экономическом плане.

Общая роль налогов в современном государстве

Кроме главной роли налогов, то есть фискальной функции, заключающейся в формировании бюджета государства, выделяется ряд прочих задач системы налогообложения.

Распределительная функция, другое название которой социальная, состоит в том, чтобы перераспределить доходы общества таким образом, чтобы обеспечить средствами к существованию граждан, по каким-либо причинам временно или постоянно ограниченным в своей трудоспособности.

Следующая функция, регулирующая, заключается в контроле экономических отношений.

Она предполагает три подвида, к которым относятся:

• стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных экономических процессов, которая реализуется через систему предоставляемых льгот;• дестимулирующая подфункция, направлена на препятствие развитию определенных экономических процессов;• воспроизводственная подфункция, предназначенная для сбора финансовых средств на восстановление необходимых ресурсов.

Последняя, контрольная функция, заключается в отслеживании государственными органами своевременности и полноты поступления в бюджет средств, которые обязаны выплачивать налогоплательщики.

nalogomania.ru

Главный источник дохода государства – налоги

Налоги

Главный источник дохода государства – налоги. Благодаря налоговой политики гос-во влияет на экономику.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.

Если в стране высокий уровень инфляции, то возникает необходимость уменьшения денежной массы в обращении. Для этого гос-во увеличивает налоги, снижая экономическую активность фирм и населения.

Если в стране наблюдается спад потребления и производства, то гос-во уменьшает налоги. Это приводит к оживлению экономики (рост производства и платёжеспособности населения).

Налоговую политику гос-во осуществляет при помощи налаженной налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения

Налоговая система РФ формируется в соответствии с налоговым кодексом РФ. Предметом налогового права являются ОТНОШЕНИЯ, возникающие в процессе аккумуляции публичным субъектом своих финансовых ресурсов. А также ОТНОШЕНИЯ, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения.

Принципы налоговой системы:

· Каждый плательщик обязан уплачивать установленные налоги

· Налоги устанавливаются в целях финансовог8о обеспечения функционирования государства

· Не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства

· Не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта

Основная задача налога – формировать государственный бюджет, необходимый государству для решения социальных задач.

Признаки налога:

1. обязательность

2. Индивидуальная безвозмездность платежа

3. денежная форма

4. Отчуждение, принадлежавшего на праве собственности (или ином вещевом праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства)

Налоги выполняют в экономике следующие функции:

1. Фискальную

2. Регулирующую

3. Стимулирующую, дестимулирующая

4. Распределительную (перераспределительную)

5. Воспроизводственная

Функции налогов

Их содержание

Перераспределительная

Налоги фактически перераспределяют через госбюджет: финансовые средства от налогоплательщикам —– к нуждающимся (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным и т.д.)

Фискальная (касающаяся интересов казны)

Налоги покрывают расходы на содержание государственного аппарата, на оборону и другие структуры, которые не имеют собственных источников доходов.

Регулирующая

Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, органы власти создают условия, которые регулируют, экономические процессы (деловую активность, переливание капиталов и т.д.)

Стимулирующая

С помощью налогов гос-во поощряет такие экономические процессы, которые необходимы и выгодны обществу, и, наоборот, душит налогами такие, которые ему не нужны. Стимулирующая функции заключается в том, что гос-во посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая функция реализуется через систему различных льгот, предусмотренных для определённой категории налогоплательщиков. Льготы могут предоставляться путём изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Т.о., гос-во обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

Дестимулирующая

Проявляется в том, что гос-во, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжёлое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, гос-во заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходя игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Воспроизводственная

Сущность этой функции заключается в том, что гос-во, взимая налоги с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким приме6ром реализации этой функции может служить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налога позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество. Т.о, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны

Налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, т.е. налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений – государства. Формирование налоговых отношений зависит только от воли государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Государство по своему усмотрению формирует правила субъекта налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны.

ВИДЫ НАЛОГОВ

Классификацию налогов можно провести по различным основаниям

1.

Общие

Специальные

Поступления от общих налогов идут в бюджет, а затем полученные суммы распределяются по тем или иным направлениям и могут быть потрачены на любые цели

Поступления от специальных налогов направляются в специальные бюджетные и внебюджетные фонды и могут быть потрачены только на определённые цели. Например, сборы от дорожного налога поступают в дорожные фонды, которые расходуются только на содержание и ремонт автомобильных дорог, их реконструкцию и строительство Другим примером специального налога могут быть налоги на воспроизводство минерально – сырьевой базы для финансирования работ геологов и буровиков

2

Прямые

Косвенные

Это налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.

Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определённых видов имущества (сбережений).

К прямым налогам относятся:

· Личный подоходный налог

· Налог на прибыль

· Налог на имущество

· Налог с владельцев транспортных средств и пр.

Плательщик – владелец собственности и получатель дохода. Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентированы на неё.

Косвенный налог – это налог на потребление, уплата которого, в конечном итоге, производится налогоплательщиком за счёт конечного потребителя.

Например, налогом на добавленную стоимость облагается продавец. Однако, он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства гос-ву.

Косвенный налог взимается в процессе расходования материальных благ.

Как пример косвенных налогов можно указать акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые, в конечном итоге, оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включается этот налог.

К косвенным налогам относятся:

· Налог на добавленную стоимость – НДС

· Налог с оборота

· Налог с продаж

· Акцизный налог

· Таможенная пошлина

3Деление налогов по уровню. По своему уровню налоги бывают

Наименование

Сущность

Федеральные налоги

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ и поступающие в бюджет РФ. Например,

· Налог на добавленную стоимость (НДС)

• Акцизы

• Таможенная пошлина

• Подоходный налог

• Налог на покупку валюты и др.

Региональные налоги

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налоги поступают в казну соответствующего субъекта РФ. Например,

• Налог на имущество предприятий

• Лесной налог

• Плата за воду и др.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в казну соответствующего муниципального образования. Например,

Земельный налог

• Курортный налог

• Налог на рекламу

• Налог на содержание жило­го фонда и др.

В зависимости от того , каким образом соблюдаются или не соблюдаются принципы соответствия доходов и налогов, налоги различают как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

· 1 Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. . Такие налоги позволяют производству, предпринимателю расширять своё хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем самым, способствовать улучшению социальной обстановке стране, регионе, городе.

· Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается

· Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода

Принципы налогообложения, налоговая система должна быть (Адам Смит)

1. справедливой, т.е каждый гражданин обязан платить налоги соразмерно своим доходам;

2. понятной, т.е налогоплательщик должен знать цель, сумму, способ и время налогового платежа

3. удобной, т.е. налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков, а не для того, кто собирает налоги;

4. недорогой, т.е расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше суммы налоговых поступлений.

Субъект налоговй системы – налогоплательщик, объект – налогообложение, налоговая база, единица налога, налоговая ставка и пр.

Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая ставка – 13 %.

Уплата налогов является одной из основных конституционных обязанностей граждан. Сокрытие доходов от налогообложения мало чем отличается от кражи государственного имущества.

Специфическим обязательным налоговым платежом является налоговый сбор.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определённых прав или выдачу лицензий

Направления совершенствования налоговой системы в России:

· Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в разви­тие новых технологий.

· Уменьшение структуры нало­говых поступлений за счет по­этапного увеличения доли фи­зических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соот­ветственно, сокращения до­ли, приходящейся на бизнес.

· Сокращение налоговых льгот.

· Расширение налогообла­гаемой базы за счет пере­крытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Государственный бюджет

Важное звено финансовой системы.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год (утверждается парламентом, в РФ – Федеральным Собранием РФ).

Государственная бюджетная система РФ включает Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета. Министерство финансов – проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета

Счетная палата РФ:

Осуществляет финансовый контроль в РФ подотчетна в своей деятельности Федеральному собранию

Бюджет проходит 5 стадий своего процесса:

· Составление проекта бюджета

· Рассмотрение его проекта ГД и Советом Федерации Федерального Собрания, Счётной палатой РФ

· Утверждение бюджета

· Исполнение бюджета

· Составление отчёта об исполнении бюджета

clip_image001

clip_image002clip_image002[1]clip_image003Структура ГБ

clip_image004clip_image005clip_image006clip_image006[1]clip_image006[2]clip_image006[3]clip_image007

Платежи по государственному долгу: внутреннему и внешнему.

Административно – управленческие расходы (содержание правительственных органов, органов юстиции и пр.)

Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и пр.)

Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики.

Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в производство, дотации государственным предприятиям, осуществление государственных программ и пр.)

clip_image008clip_image008[1]clip_image008[2]clip_image008[3]clip_image009clip_image010

Займы у международных организаций

Эмиссия (выпуска) бумажных и кредитных денег

Государственные займы – государство одалживает деньги у граждан и хозяйственных организаций своей страны через продажу облигаций государственного займа.

clip_image011

Доходная часть (статья дохода( – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества, т.е. источники поступления денежных средств

Расходная часть (статьи расхода) – показывает, на какие цели направляются денежные средства

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

clip_image002[2]Расходы равны доходам

ГБ является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета

clip_image012Расходы больше¸ чем доходы

 
  clip_image013

ГБ является дефицитным

clip_image014Доходы больше, чем расходы

ГБ является профицитным

Дефицит бюджета (когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов) приводит к тому, что не хватает денег для покрытия расходов, связанных с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами. Поэтому государство ищет источники покрытия бюджетного дефицита.

                   
   

Источники покрытия бюджетного дефицита

 
    clip_image015
  clip_image016   clip_image017   clip_image018
 
 

Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

· Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).

· Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

-       Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

Одной из статей расходов государственного бюджета являются платежи по государственному долг

           
   

Государственный долг – это сумма задолженности гос-ва по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним %

 
 

Внутренний государственный долг – задолженность гос-ва гражданам и хозяйственным организациям своей страны, выраженная в национальной валюте.

 

Внешний государственный долг =- задолженность гос-ва иностранным гражданам, фирмам, государствам, выраженная в иностранной валюте.

. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

В соответствии с законодательством в России сложилась бюджетная система.

Бюджетная система Российской Федерации

Уровень бюджета

Составляют бюджет и отвечают за его исполнение

Утверждают бюджет

Органы исполнительной власти

Органы законодательной (представительной) власти

Федеральный бюджет

Правительство РФ

Федеральное Собрание

Бюджеты Субъектов РФ

Правительства (администрации) Субъектов РФ

Государственные собрания. Законодательные собрания, областные думы, парламенты и др.

Местные бюджеты (городские, районные, сельские)

Городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др.

Выборные собрания, районные городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др.

Составление бюджета обычно включает три основные фразы: необходимо поставить финансовые цели, оценить доходы и спланировать расходы.

               
   

Постановка финансовых целей

     

Оценка доходов

 

Планирование расходов

clip_image019clip_image020=

Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных средств, поступающих из ряда источников в распоряжение правительства и расходуемых по законодательно установленным направлениям.

kursak.net

Налоговая система государства, налоги и их виды

Государственный Комитет

Российской Федерации

по высшему образованию

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по экономической теории на тему:

“ Налоговая система государства, налоги и их виды ”

Выполнил студент

II курса дневного отделения

ОЭФ группы 9206

Паршенцев Артем Александрович.

Научный руководитель:

Москва, 1996.

ПЛАН

1. Введение.

2. Понятие налоговой системы.

2.1. Общие понятия.

2.1.1. Сущность и принципы налогообложения.

2.1.2. Элементы налога.

2.1.3. Способы взимания.

2.1.4. Виды налоговой системы.

2.1.5. Функции налога.

2.1.6. Виды налога.

2.1.7. Стабильность и подвижность налогов.

2.2. Система налогообложения в России.

2.2.1. Классификация налогов в российской экономике.

2.2.2. Основные налоги в России.

2.2.3. Особенности налогообложения в России.

3. Заключение.

1. Введение.

Право облагать налогом... — это не только право уничтожать, но и право созидать.

Верховный суд США

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого­вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши­рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной под­чиненности, форм собственности и организационно-правовой формы пред­приятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимате­лей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, вклю­чая привлече­ние иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль пред­приятия. С помощью налогов государство получает в свое распо­ряжение ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет на­логов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые из­меняют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управле­ния к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора ры­ночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хо­зяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в раз­витии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предме­том дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сей­час существует масса всевозможной литературы по налогообло­жению в запад­ных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налого­вая система России создается практически заново, сегодня очень мало моно­графий отечественных авторов по налогообло­жению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским усло­виям.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о нало­говой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добав­ленную стоимость" и другие.

2. Понятие налоговой системы.

2.1. Общие понятия.

Сущность и принципы налогообложения

Прежде всего остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак,налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша­лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:

"1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

mirznanii.com