Государственные корпорации в России. Справка. Государственные корпорации это


Государственная корпорация - это... Что такое Государственная корпорация?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности и невозможность банкротства.

Особенности правового статуса

  • ГК создается на основании федерального закона.
  • Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.
  • ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
  • ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
  • ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы [2] без согласия ГК не могут:
  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Список госкорпораций России

Название Федеральные законы,определяющие правовой статус Руководитель Судьба
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор — Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель — Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771)
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:
  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО».
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Фонд действует до 1 января 2013 года
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:
  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р)
Организация прекратит свою деятельность после решения уставных задач
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор — Кириенко Сергей Владиленович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 1663) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. "«Стратегическая цель Росатома – глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли»" (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:

«Рассматривая саму сущность понятия „государственная корпорация“, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как „размывание“ системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права».[3]

По его мнению:

«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».[3]

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[4].

7 августа 2009 года Президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[5].

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 1113 дней] государственной корпорации (Автодор).

12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной, что обосновано, поскольку менеджмент госкорпорации объективно склонен к оппортунистическому поведению. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[6]

См. также

Примечания

  1. ↑ Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  2. ↑ Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этот список не входит собственно Правительство Российской Федерации, но входят органы исполнительной власти, ряд из них возглавляют министры — члены Правительства. Источник (здесь и далее) — ст.7.1 Федерального закона от N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральные законы от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ и одобренный Госдумой законопроект о ГК «Ростехнологии».
  3. ↑ 1 2 Комитет Совета Федерации по промышленной политике раскритиковал создание госкорпораций
  4. ↑ Советники Медведева предлагают ему упразднить все госкорпорации NEWSru 19 марта 2009.
  5. ↑ Медведев усомнился в необходимости госкорпораций NEWSru 7 августа 2009.
  6. ↑ Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт Президента Российской Федерации, 12 ноября 2009

dic.academic.ru

Государственные корпорации в России. Справка

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику - начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.

Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании). Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон "О некоммерческих организациях".

Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).

Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.

В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой"). Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.

В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета "Коммерсант", эта идея содержалась в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику - начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.

 

ria.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - это... Что такое ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ?

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью Г.к. Не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам Г.к., если законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. Особенности правового положения Г.к. устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Г.к. как организационно-правовая форма юридического лица введена ФЗ "О внесении дополнения в ФЗ "О некоммерческих организациях" от 8 июля 1999 г.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ" в других словарях:

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ, некоммерческая организация, учрежденная органами государственной власти на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, общественно полезных функций. В Российской Федерации… …   Энциклопедический словарь

  • Государственная корпорация — некоммерческая организация, учрежденная органами государственной власти на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, общественно полезных функций. В Российской Федерации государственные корпорации… …   Политология. Словарь.

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ — (public corporation) Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Британская радиовещательная корпорация – Би Би Си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная …   Финансовый словарь

  • государственная корпорация — Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Британская радиовещательная корпорация Би Би Си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная корпорация, прежде… …   Справочник технического переводчика

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ — (publlic corporation) Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Би би си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная корпорация (British Coal Corporation),… …   Словарь бизнес-терминов

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ — (public corporation) Организационная форма компаний в национализированных отраслях в Великобритании. Предполагалось, что государственные корпорации будут действовать в общественных интересах, используя предоставленный государством капитал, но… …   Экономический словарь

  • Государственная корпорация — в РФ форма некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной РФ на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Г.к. создается на основании федерального… …   Энциклопедия права

  • Государственная корпорация — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов …   Википедия

  • Государственная корпорация — 1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных… …   Официальная терминология

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ — (public corporation) государственная компания, организованная с целью оказания услуг в масштабах страны или управления национализированными отраслями. Так, например, в Великобритании называется компания, управляющая угольной промышленностью… …   Внешнеэкономический толковый словарь

dic.academic.ru

Государственная корпорация

Государственная корпорация

 

Государственная корпорация аббревиатура ГК это своего рода некоммерческая организация, которая создана властями российской федерации для осуществления управленческих и социальных функций для общества. По сути, государственная корпорация создано на основании федерального закона означает, является собственностью государственный возможно именно по этой причине статус, у корпорации наименее контролируемый со стороны государственных органов.

Самые популярные гос. корпорации в российской федерации: внешэконом банк, агентство по страхованию вкладов, гос. корпорация по строительству объектов для проведения олимпийских игр ее развития города Сочи как горнолыжного курорта, рос атом и т. д. Организационно-правовая форма гос. корпорации конкретно в российском законодательстве относится к промышленной государственной политики в гражданском кодексе никак нигде не встречается. Поэтому юристы не любит дела связанные с государственными корпорациями и считают это понятие размытые системой для правового регулирование.

Рассмотрим особенности правового статуса в более подробной форме. Итак, мы уже знаем, что корпорация создается на основе федерального закона это что является собственностью государства, чем собственное отличается от предпринимательской деятельности и коммерции никакой роли не играет. Поэтому если говорить об ответственности госкорпорации перед законом то заставить отвечать по обязательствам госкорпорацию может только счетная палата федерации, кстати, контроль за деятельностью корпорации также ведет счетная палата. Но опять же не забываем, что ответственность каких-либо обязательств ГК за российскую федерацию не несет, также как и госорганы ответственности, предназначенные изначально для выполнения государственной корпорации. Корпорация также отличается от того же акционерного общества тем что отчётные документы ни о какой финансово-хозяйственной деятельности в государственные органы ГК не сдает.

 

alt="Государственная корпорация"Но это совершенно не значит, что корпорация не ведет никаких финансово-хозяйственных дел, не занимается деятельностью и так далее разница в том, что она не отчитывается государству, потому что оно создано им. Поэтому далее будет правильным рассмотреть одно из направлений госкорпорации, которая была создана государством для поддержки предпринимателей.

Критические показатели налоговой нагрузки вынуждают бизнесменов объединяться. Коммерсанты при поддержке профессиональных инвесторов добиваются смягчения условий обложения, введения льгот и дифференцированной системы взимания сборов. Одной из последних инициатив, одобренных Правительством РФ, стало создание государственной корпорации по защите интересов предпринимателей.

 

Кто российскому бизнесу помог выжить в кризис

Представители власти приняли решение о формировании нового федерального органа. Ключевой его задачей станет развитие в стране среднего, а также малого предпринимательства. Структуру планируют выстроить на базе существующих образований и фондов, сделав ее централизованной и упорядоченной. К реализации идеи уже приступили. Образование появится в России к концу 2015 года в форме акционерного общества.

На первом этапе в роли собственника объединения выступит государство. Доля в уставном капитале составит 100%. Однако в дальнейшем допускается сокращение участия до 50%. Целью деятельности корпорации будет разработка и реализация на практике программ поддержки. Круг полномочий акционерного общества планируют определить в ближайшем будущем. По предварительным данным, представители органа смогут предоставлять гранты, оказывать финансовую, информационную, технологическую помощь. В числе приоритетных направлений специалисты называют создание специальных инкубаторов для начинающих предпринимателей.

 

Мнения и оценки экспертов

Руководство общественно-политического объединения «Опора России» неоднократно заявляло о необходимости формирования в стране единого куратора. Бизнес нуждается в сильном представителе во властных структурах. Создание государственной корпорации позволит гарантировать хотя бы минимальный уровень защиты интересов. Конечно, вмешательством властных структур в коммерческие отношения довольно рискованное мероприятие. Однако во время экономического спада оно необходимо.

Высказались по этому вопросу и сотрудники Счетной палаты РФ. По их мнению, меры, принятые в мае 2014 года, оказались неэффективными. Агентство кредитных гарантий не смогло предложить бизнесу адекватных программ финансирования. Ставки по займам были установлены на крайне высоком уровне (около 28% в год). План же по выдаче гарантий выполнили всего на 21%. Предпринимателей попросту не привлекли условия.

 

Таким образом, создание государственной корпорации – это очередная попытка повлиять на ситуацию. Объединение усилий откроет новые возможности по стимулированию коммерческого сектора.

 

Госкорпорация как локомотив для экономики страны

Для обеспечения высокой эффективности и конкурентоспособности в мировых масштабах отечественная экономика и ее системообразующие субъекты нуждаются в организации своих производственных отношений в эффективную их форму - корпоративную.

То есть, производство в отечественной экономической системе должно получить свою главную движущую силу - ряд крупных и средних отечественных корпораций.При этом надо особо подчеркнуть, речь идет о «вертикальных» корпорациях, тех, в состав которых входят предприятия, которые способны обеспечить всю вертикаль организационного, технико-технологического, научного, финансового процесса производства конечных потребительских товаров и услуг. Конечно, в отечественной экономике уже сегодня существует ряд компаний, которые себя называют корпорациями. Но это, в основном, «горизонтальные» корпорации, в состав которых входят предприятия по однотипным видам деятельности и с одно-, двух-, или мало операционным производственным процессом. Это корпоративные объединения, например, металлургических комбинатов, или угледобывающих предприятий, или химических заводов, и т.п. Эти корпоративные объединения ограничены производством промежуточной, сырьевой продукции, которая далеко не является конечным продуктом, а только начальным звеном производства потребительской продукции. При этом большую часть производимого сырья отечественные «горизонтальные» корпорации реализуют за пределами страны - как раз из-за отсутствия отечественных «вертикальных» корпораций, которым это сырье потребовалась бы для массового производства конечных потребительских товаров и услуг. Когда основную часть отечественного экспорта составляют сырьевые материалы, то такую экономику нельзя отнести к эффективной и современной. - Покажите мне, чем торгует страна, и я скажу какой уровень ее экономического развития.

 

 

alt="Государственная корпорация"Изменить уровень отечественной экономики с низкоэффективной на высокоэффективную можно только, организовав высокую эффективность производства.

А это возможно сделать, только организовав эффективную форму производственных отношений - корпоративную.

 

Поскольку окружающий экономический мир, который является для нас конкурентным, уже давно работает в такой форме, то для поступательного приближения и выравнивания конкурентной борьбы, отечественной экономике необходимо как можно быстрее и продуманнее организовать эти корпоративные формы на каждом из основных рынков товаров и услуг.

Таким образом, для обеспечения максимальной эффективности и высокой конкурентной отечественной экономики в условиях глобализации необходимо формирование высокоэффективного производства отечественной экономической системы через проведение системного организационного процесса - корпоратизации.

Этот организационный механизм должен стать соответствующим направлением государственной экономической политики и проводиться с учетом соблюдения всех прав собственности и инвестиционных и кредитных обязательств отечественных предприятий.

Корпоратизация является единственным средством и последним шансом вывода отечественной экономики на уровень самых продуктивных экономических систем мира. Можно и нужно сформировать около ста вертикальных корпорации: 30 - в аграрной сфере, 30 - в промышленной сфере, 30 - в сфере услуг, и десяток в высокотехнологичной Hi-TECH сфере, составив, таком образом, "большую сотню" отечественной экономики.

Конечно, производство не может, и не будет выполняться с помощью только корпоративной формы организации производственных отношений, но и с помощью отдельных малых и средних предприятий. Но крупные корпорации в современных развитых странах мира являются локомотивами национальных экономик.

Поэтому и отечественная экономика для вхождения в число ведущих экономик мира должна построить у себя эти локомотивы - вертикальные корпорации.

 

Роль государственной финансовой корпорации в XXI веке

Весомым аргументом, который обусловливает актуальность исследования государственной финансовой политики (далее - ФП), является объективное отличие, непохожесть современной экономической системы от тех ее форм, которые подробно изучены западной экономической наукой и распространились как стереотипы - либерализм, кейнсианство, посткейнсианство.

Отличие рыночной экономической системы в начале XXI в. от предыдущих этапов состоит в значительном усилении роли и значимости сектора финансовых корпораций (далее - ФК) в формировании источников финансирования капитала и размещении ресурсов. Либеральные реформы, проводимые с начала 80-х годов прошлого века, кардинально изменили структуру экономических систем развитых стран и стран с формирующимися рынками, возросла роль сектора ФК в формировании источников финансирования капитала в экономике. О тенденции к росту роли этого сектора свидетельствуют факты стремительного подъема весомости и роли частных сбережений, проявлением которого стала долгосрочная тенденция повышения коэффициентов монетизации к ВВП, что опровергла распространенные ранее положения количественной теории денег. Это обусловило поиск новых объяснений взаимосвязи между развитием сектора ФК и финансовой стабильностью. Задачи государственной ФП усложняются и существенно меняются в связи с усилением сектора ФК, в экономической науке разворачивается дискуссия относительно позитивных и негативных последствий этого феномена.

 

alt="Государственная корпорация"С одной стороны положение о том, что уровень развития сектора ФК ускоряет экономический рост в долгосрочном периоде, находит все больше сторонников. С другой - возникает целое направление исследований, в основе которого критическое восприятие процессов усиления роли и места сектора ФК в экономике, получивших название "финансиализации". Обосновывается негативное влияние экспансии сектора ФК на экономическое развитие, которое состоит в росте рисков финансовой нестабильности и объективном сужении каналов прямого и государственного инвестирования. Между прочим, при этом мало вспоминают, что высокий спрос на финансовые активы со стороны сектора домохозяйств (далее - ДХ) конкретной страны является показателем высокого уровня экономического развития, что было доказано Пигу. Теоретико-методологическое обоснование роли и места сектора ФК в экономическом развитии является весомым научным заданием. Решение этой задачи будет иметь понятную практическую значимость для государственной ФП. Если рост сектора ФК и развитие механизмов косвенного финансирования производительного капитала в стране определяются как приоритетная задача, то для его реализации государственная ФП должна либо сместить фискальную нагрузку с сектора ДГ на сектор не финансовых корпораций, либо сократить государственные инвестиции и / или государственное потребление.

utmagazine.ru

1.1 Понятие, цели и особенности создания государственных корпораций. Государственные корпорации

Похожие главы из других работ:

Государственные корпорации

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

...

Государственные корпорации

1.2 Порядок управления имуществом государственных корпораций

В соответствии со ст.7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация...

Государственные корпорации

1.3 Ответственность государственных корпораций

Ответственность юридического лица публичного права чаще всего имеет публичный характер. Среди форм ответственности есть такие, которые не применяются к коммерческим организациям (ограничение полномочий, роспуск)...

Государственные корпорации

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

2.1 Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года. Главной функцией госкорпорации является обеспечение функционирования системы страхования вкладов...

Коммерческие организации

2. Понятие, особенности создания и деятельности ООО и ОДО

В соответствии с ГК Республики Беларусь (ст.86) обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров...

Корпорации как субъект гражданского права

2.2 Гражданско-правовая ответственность государственных корпораций

ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО...

Корпорации как субъект гражданского права

Глава 3. Виды государственных корпораций

...

Особенности создания и деятельности акционерных обществ различного типа

2. Понятие, особенности создания и деятельности ООО и ОДО

В соответствии с ГК Республики Беларусь (ст. 86) обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров...

Особенности создания и деятельности акционерных обществ различного типа

3. Понятие, особенности создания и деятельности товариществ

В соответствии с ГК Республики Беларусь (п. 1 ст. 66) полным товариществом признается товарищество...

Особенности создания, реорганизации и ликвидации корпораций

1.1 Порядок создания корпораций

Создание любого юридического лица представляет собой совокупность юридически значимых действий, направленных на придание организации определенного законодательством статуса...

Понятие юридических лиц публичного права и государственных корпораций в России и за рубежом

2. Исторические и теоретические предпосылки возникновения государственных корпораций

Как мы поняли из предыдущего раздела, государственные корпорации соотносятся с юридическими лицами публичного права так, что первые являются подвидами вторых. Тем не менее, для того...

Понятие юридических лиц публичного права и государственных корпораций в России и за рубежом

3. Нормативное правовое закрепление статуса государственных корпораций

Исходя из описанного исторического развития государственных корпораций, Российская Федерация пришла к особому виду такого института. Действительно, вдохновение на первую госкорпорацию законодатель получил от опыта США. Тем не менее...

Сравнительный анализ правового статуса работника государственной компании и правового статуса государственного гражданского служащего

Глава 1 Особенности правового статуса работников государственных корпораций, государственных компаний

Для исследования данного вопроса мною были проанализированы два нормативно-правовых документа. Это трудовой кодекс РФ ст. 349.1 «Особенности регулирования труда работников государственных корпораций...

Сравнительный анализ правового статуса работника государственной компании и правового статуса государственного гражданского служащего

Глава 3. Особенности правового статуса работников государственных корпораций или государственных компаний

Анализ положений ст. 349.1 ТК РФ в части, касающейся ограничений правового статуса работников государственных корпораций, позволяет говорить о неоднозначности в их правоприменении. Так, в ней установлено...

Юридические проблемы в деятельности государственных корпораций

1. Имущество и функции государственных корпораций

Любое детальное научное исследования государственных корпораций приводит обязательно к вопросу об имуществе и функциях государственных корпораций. Другими словами, это наиболее важные составляющие любого субъекта права...

pravo.bobrodobro.ru

1. Терминологическое введение.

Словосочетание «государственная корпорация», помимо строгого юридического значения, принятого в российском законодательстве, несет в себе иной смысл - «корпорация, которой владеет государство». Англоязычная калька этого термина – “government-owned corporation” или “State-owned corporation” ‑ обозначает просто предприятие, находящееся в государственной собственности, причем обычно подразумевается акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. Часто встречающаяся в публикациях ссылка на большое число государственных корпораций, существующих в зарубежных странах, справедлива только в том случае, если понимать под «государственными корпорациями» именно акционерные общества.

Настоящий доклад посвящен государственным корпорациям в специфическом смысле, а именно, юридическим лицам, имеющим организационно-правовую форму «государственная корпорация», существующую в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях». Именно так понимаемые «государственные корпорации» стали предметом активного обсуждения в России в последнее время. Предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности в той или иной организационно-правовой форме (акционерные общества, государственные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, автономные учреждения) не являются предметом доклада.

2. Государственная корпорация как организационно-правовая форма.

Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она появилась в результате поправки в федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон об НКО), введенной в 1999 году федеральным законом от 08.07.1999 №40-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Данная организационно-правовая форма была решением ad hoc, принятым с целью придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. По-видимому, разработчиков закона «О реструктуризации кредитных организаций», как и законодателей, не устроили имевшиеся на тот момент организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ и законом об НКО, однако чем именно не устроили ‑ неясно, т.к. никакого обсуждения данной нормы в ходе прохождения закона через Федеральное Собрание фактически не состоялось.

Следующим этапом в истории данной организационно-правовой формы стало создание Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в 2003 году. И АРКО, и АСВ являлись соответственно кредитной и страховой организациями, поэтому подпадали под весьма жесткое регулирование, применяемое в этих сферах деятельности.

Наблюдаемый ныне всплеск активности по созданию государственных корпораций представляет собой эксплуатацию этой нормы, принятой ad hoc, в совершенно новых сферах и условиях, а также в совершенно иных целях.

В соответствии с п.1 ст.50 ГК РФ некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками; согласно п.3. той же статьи «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». ГК РФ перечисляет некоторые виды некоммерческих организаций, но никак не упоминает государственные корпорации (как и ряд других организационно-правовых форм, введенных после выхода первой главы ГК).

Закон об НКО определяет государственные корпорации следующим образом:

Статья 7.1. Государственная корпорация

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

На основании этой статьи можно выделить следующие принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации.

1) Ввиду расплывчатости формулировки п.1 не существует никаких принципиальных юридических ограничений на цели и функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Например, государственная корпорация не может выполнять функции исполнительной власти как таковой (это противоречило бы ст.110 Конституции РФ), но может принимать на себя всевозможные частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.

2) Имущество и денежные средства, переданные государственной корпорации ее учредителем – государством – перестают быть объектом государственной собственности. То есть, государство не имеет ни вещного права на имущество государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия и автономного учреждения), ни обязательственных прав в отношении самой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с государственным участием или некоммерческого партнерства).

3) Отсутствуют общие механизмы организации, правового регулирования государственных корпораций и влияния учредителя на деятельность государственной корпорации. В отношении каждой их них эти вопросы регулируются отдельным законом. Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций неизбежно подменяется индивидуально-правовым, и тем самым государственные корпорации фактически выводятся за пределы регулярного правового поля.

4) Минимальные требования в отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на предельно низком уровне – требование ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества «в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации» (ст.7, п. 2). В частности, закон о создании конкретной государственной корпорации может свести такой контроль практически к нулю.

Неопределенность, свойственная законодательным нормам о государственных корпорациях, вызывает серьезную критику со стороны профессиональных юристов. Например, в учебнике по гражданскому праву, подготовленном кафедрой гражданского права юридического факультета СПбГУ, говорится:

Появление государственных корпораций – в ряду некоммерческих организаций – опасный симптом размывания всей системы некоммерческих юридических лиц. Законодатель начинает утрачивать всякие ориентиры, последовательно отказываясь от каких-либо классификационных критериев системы юридических лиц. Статья 7.1 [закона об НКО] отличается таким лаконичными и в то же время каучуковыми формулировками, что ее толкование практически лишено смысла1.

Вопрос о контроле за деятельностью государственных корпораций со стороны учредителя является ключевым при анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их экономическое поведение. Поскольку для каждой их государственных корпораций эти вопросы регулируются отдельным законом, ниже представлен эмпирический анализ шести подобных законов с точки зрения (а) возможности контроля со стороны учредителя за достижением уставных целей государственной корпорации и (б) полномочий учредителя по определению руководящего состава государственных корпораций.

studfiles.net

государственная корпорация - это... Что такое государственная корпорация?

не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью Г.к. Не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам Г.к., если законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. Особенности правового положения Г.к. устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Г.к. как организационно-правовая форма юридического лица введена ФЗ "О внесении дополнения в ФЗ "О некоммерческих организациях" от 8 июля 1999 г.

* * *

- в РФ форма некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной РФ на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций. Г.к. создается на основании федерального закона.

Г.к. - новая и весьма своеобразная форма некоммерческой организации, которая не была предусмотрена ни ГК РФ*, ни ФЗ «О некоммерческих организациях»** до внесения в него дополнения 8.07.1999 г. Правовое регулирование Т.к., как и др. некоммерческих организаций, должно осуществляться на основе норм ГК РФ ФЗ «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения Г.к. устанавливаются законом, предусматривающим создание конкретной Г.к. Причем такой закон имеет приоритет по отношению к ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку согласно п. 4 ст. 71, которой был дополнен этот федеральный закон, положения ФЗ «О некоммерческих организациях» применяются к Т.к., если иное не предусмотрено данной статьей и законом о создании Г.к.

Имущество, переданное Г.к. Федерацией, является собственностью Г.к. Г.к. не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам Т.к., если законом, предусматривающим создание Т.к., не предусмотрено иное. Г.к. использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание Г.к. Г.к. может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Г.к. обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание Г.к.

Для создания Г.к. не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ. Данное положение спорно, поскольку в соответствии со ст. 52 ГК РФ юридическое лицо (а Г.к. - юридическое лицо) имеет учредительные документы, хотя некоммерческие организации и могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В случае же с Г.к. отсутствуют и учредительные документы, и соответствующее общее положение.

В законе, предусматривающем создание Т.к., должны определяться наименование Г.к., цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в т.ч. органы управления Г.к. и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации Г.к. и порядок использования имущества Г.к. в случае ее ликвидации.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

jurisprudence.academic.ru