Расходы государственного бюджета. Гос расходы это


Государственные расходы

Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности.

Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений.

И те, и другие виды расходов производятся в целях расширения производства (путём финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счёт государственных инвестиций собственность передаётся специальным органам управления госимуществом.

Система государственных расходов

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на целевом направлении средств, безвозвратности расходования государственных ресурсов, соблюдении режима экономии.

Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Финансирование государственных расходов

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах – самофинансирования, бюджетного финансирования, кредитного обеспечения:

  • Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счёт их собственных финансовых ресурсов.
  • Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.
  • Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения  государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

Загрузка... 2015-11-30

fingramm.ru

Понятие, виды и принципы организации государственных расходов.

Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Государственные расходы включают в себя:

- прямые расходы государства, осуществляемые через систему бюджетных и внебюджетных фондов,

- расходы государственных предприятий, организаций, учреждений.

Виды государственных расходов:

1. Расходы по финансированию народного хозяйства: государственные капитальные вложения, дотации на развитие народного хозяйства, расходы по льготному кредитованию и др.

2. Расходы по финансированию социально-культурных мероприятий: расходы на здравоохранение, расходы на образование, расходы на учреждения культуры, расходы на социальное обеспечение

3. Расходы по финансированию науки

4. Общегосударственные расходы: расходы на оборону, расходы на управление, расходы на содержание судебных и правоохранительных органов. расходы по содержанию государственных резервов, расходы по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.расходы по ликвидации аварии на ЧАЭС

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.

Принципы осуществления государственных расходов:

1. Целевая направленность расходования государственных средств (Государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренных в финансовых планах.).

2. Безвозвратность государственных расходов и эффективность их использования (Принцип безвозвратности расходованиягосударственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении).

3. Соблюдение режима экономии (данный принцип способствует достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов).

Формы финансирования государственных расходов:

- самофинансирование (используется для покрытия расходов государственных предприятий за счёт их собственных финансовых ресурсов).

- бюджетное финансирование (применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение).

- кредитное обеспечение (применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита).

 

 

16. Понятие бюджета, его необходимость и условия возникновения.

 

Слово «бюджет» в переводе означает «карман», «мешок», «кожаный мешок.

Первые попытки составления бюджета, в форме смет доходов и расходов, в Европе зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 году.

В настоящее время почти все государства финансируют свою деятельность из государственного бюджета страны.

Бюджет, как неотъемлемая часть общегосударственных финансов, возникает и функционирует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения.Государственный бюджет – основное звено финансовой системы государства.

Существует три основные характеристики государственного бюджета:

1. По форме: государственный бюджет – это основной финансовый план государства.

2. По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.

3. По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.

Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются:

1. Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, в валовом внутреннем и чистом продукте страны.

2. Неполная покрываемость бюджетных расходов доходами (дефицит) или избыток поступлений по отношению к расходам (профицит).

3. Структура бюджетных расходов, в частности доля затрат на хозяйственные, социальные, оборонные нужды, обслуживание государственного долга в общей сумме расходов.

Основными функциями бюджета являются:

1. Перераспределение НД и ВВП.

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

3. Финансовое обеспечение социальной политики.

4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Усиление роли бюджета и его практическое использова­ние в системе государственного регулирования экономиче­ских и социальных процессов в условиях трансформацион­ной экономики Республики Беларусь обеспечивается его следующими специфическими свой­ствами:

· обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам, что создает возможность маневрирования бюджетными средствами;

· влияние бюджета на национальную экономику через систему государственных доходов и расходов;

· обеспеченность расходов бюджета финансовыми ресурсами, максимальная их централизация и своевременное фи­нансирование предусмотренных мероприятий через систему казначейства;

· осуществление государственного контроля за деятельностью экономических агентов в процессе исполнения бюд­жета;

· формирование бюджетов по территориальному принципу, что обеспечивает проведение общей бюджетной поли­тики в отдельных регионах, а также выравнивание уровней их социально-экономического развития;

· возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэконо­мических показателей, направлений бюджетной политики и других факторов;

бюджет государства с переходной экономикойпред­ставляет собой систему специфических финансовых отноше­ний, опосредующих формирование и использование бюджет­ного фонда для обеспечения макроэкономического регулиро­вания и стабилизации социальных процессов, организации управления и обороны страны.

17 . Сос­тав доходов и расходов бюджета

 

Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов – покрывать расходы бюджета.

Доходы бюджета как экономическая категория – это совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет.

Эти отношения всегда имеют:

· распределительный характер,

· стоимостную форму,

· их обязательным участником является государство.

Классификация доходов бюджета по следующим признакам:

1. По территориальному признаку:

· доходы республиканского бюджета,

· доходы местных бюджетов.

2. По методам аккумуляции:

· добровольные (пожертвования, проведение лотереи и др.),

· обязательные (налоги, сборы, пошлины, штрафы)

3. По социально-экономическому признаку:

· от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства,

· от личных доходов граждан,

· от предприятий, учреждений и организаций.

Согласно бюджетной классификации различают 4 источника поступления доходов государственного бюджета:

-налоговые доходы;

-неналоговые доходы;

-взносы на государственное социальное страхование, безвозмездные поступления.

Расходы государственного бюджета – это экономические отно­шения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целево­му и территориальному назначению.

 



infopedia.su

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - это... Что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ?

 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

(government expenditure, public expenditure) Расходы органов государственной власти любого уровня. Государственные расходы необходимо "очищать" от платежей органов власти одного уровня органам власти другого уровня, например от субсидий центрального правительства местным органам власти. Государственные расходы состоят из расходов на реальные товары и услуги, закупаемые у внешних поставщиков; расходов на заработную плату государственным служащим, занятым, например, в аппарате государственного управления, вооруженных силах и государственной системе образования; трансфертных платежей пенсионерам, безработным и инвалидам; субсидий и дотаций отдельным предприятиям и отраслям м выплаты процентов по государственному долгу.

Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

Экономический словарь. 2000.

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ" в других словарях:

  • Государственные расходы — Государственные расходы  расходы, предусмотренные бюджетом государства. Государственные расходы связаны с исполнением государством своих основных функций. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, денежные затраты государства (см. ГОСУДАРСТВО), связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ) финансируются… …   Энциклопедический словарь

  • Государственные расходы — денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в трех формах: самофинансирования, бюджетного финансирования …   Финансовый словарь

  • государственные расходы — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN public expenditure Spending by national or local government, government owned firms or quasi autonomous non government organizations. (Source: ODE)… …   Справочник технического переводчика

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — (state expenditures) несколько различных видов расходов государства. Если предположить, что государство в капиталистическом обществе имеет две противоречащие функции накопление и легитимацию, то ОКоннор (1973) и Гау (1979) выявляют три главные… …   Большой толковый социологический словарь

  • Государственные расходы —         расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно экономического строя. Г. р. не тождественны расходам государственного бюджета, т. к. они включают и расходы государственных предприятий (за счёт их… …   Большая советская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — – затраты государства на приобретение товаров и услуг, финансирование социальных, военных, административных и ряда других программ …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • государственные расходы —    денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов …   Словарь экономических терминов

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА РЕАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ — (government spending on real goods and services) Государственные расходы на закупку товаров, например военного снаряжения, или оплату труда государственных служащих, например, полицейских. Расходы на реальные товары и услуги следует отличать от… …   Экономический словарь

dic.academic.ru

Государственные расходы

 

Абсолютно любая современная страна имеет свои государственные расходы, которые зачастую направлены на приобретение тех полезных ископаемых, необходимых продуктов и благ, которые попросту невозможно обнаружить в нужном количестве на своей территории.

Государственные чиновники ежемесячно собирают данные о том, чего не хватает в отдельном регионе или в общем в стране. После завершения этого процесса подобная информация поступает в Кабинет Министров, где и будет решаться, в каком именно месте можно приобрести все недостающее. Чаще всего, между странами составляются долгосрочные договоры на поставку того или иного товара. Как, например, транспортировка газа и нефти, которая имеется далеко не во всех государствах мира. Именно те страны, которые не могут похвастаться наличием подобных полезных ископаемых, покупают их в других государствах. Основную массу денег они направляют на государственные расходы. Последние являются весьма оправданными, если покупка совершается по умеренным ценам.

Государственные расходы – это денежные затраты любой страны мира, за счет которых осуществляется заполнение товарных и сырьевых пробелов на данной территории. Чаще всего, между двумя или даже тремя странами одновременно существует письменная договоренность о круговой торговле. К примеру, одно государство продает золото в два других, одно из них поставляет бесплатно в первое фрукты, а второе также бесплатно перевозит мясо. Из-за того, что золото дороже, чем эти два продукта, первая страна просто делает скидку двум другим, которая зависит от стоимости того товара, который они поставляют. Такие долгосрочные партнерские отношения зачастую позволяют немного снизить затраты и сохранить деньги в государственном бюджете. Оставшиеся средства можно направить либо на приобретение других товаров, либо обеспечить повышение зарплат, пенсий и стипендий тем людям, которые находятся на государственном обеспечении.

Многих людей интересует то, где же берут денежные средства на приобретение товаров те государства, у которых нет своих полезных ископаемых. На это вопрос очень легко ответить, ведь в каждой стране существует налогообложение, которое позволяет приобретать другие нужные товары для своих же граждан. Государственные расходы и налоги смело можно называть круговоротом денежных средств. То есть, если обобщить данную информацию, то можно сказать, что простые граждане «помогают» стране деньгами, которая за эти средства приобретает необходимые товары, которые затем люди снова покупают. Такая ситуация всех должна устраивать, ведь самостоятельно каждый не может заказать себе у той же Саудовской Аравии немного нефти. Получается, что вы платите налоги, страна покупает нефть, а затем снова вы покупаете бензин.

Не стоит забывать и о том, что очень часто государственные расходы намного больше, чем продажи. В некоторых ситуациях не спасет даже такое условие, что все граждане будут отдавать в казну государства все свои честно заработанные деньги. На вопрос о том, что же делать в таком случае, любой чиновник ответит, что нужно брать кредит у другого государства, экономика которого более стабильна.

Постепенное развитие страны будет позволять понемногу расплачиваться с непосредственными кредиторами. Не нужно при этом и забывать о развитии своих сфер деятельности. Например, многие страны, которые не могут похвастаться своими полезными ископаемыми, очень сильно и быстро развиваются в плане туризма и сферы услуг. Эта деятельность позволит зарабатывать большое количество денег. Как следствие, государственные затраты не будут столь неподъемны для государства.

 

fb.ru

Персональный сайт - Система государственных расходов

Тема№6: Система государственных расходов.

 

6.1 Экономическое содержание государственных расходов.

6.2. Классификация государственных расходов.

6.3 Принципы организации и методы финансирования государственных расходов.

 

 

6.1

Государственные расходы- это совокупность финансовых отношений между государством и юридическими и физическими лицами, связанные с распределением части стоимости ВВП. Они конкретизируют распределительную функцию финансов на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения функции государства. Общественное назначение государственных расходов состоит в обеспечении потребностей общественной сферы деятельности, финансовыми ресурсами. Категория государственных расходов проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых характеризуется:

-качественное

-количественное

Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение государственных расходов, а количественное их величину. Экономическое содержание государственных расходов неоднородна и определяется их целевым назначением. Одни расходы выражают конечное потребление ВВП др. материализуются в инвестициях. Государственные расходы способствуют претворению в жизнь концепции человеческого развития, ориентирующей экономическое развитие не только на увеличение темпов экономического роста, но и на развитие человека и основывающийся на 4 принципах:

1-производительности(продуктивности), граждане должны иметь возможность повышать продуктивность своей жизнедеятельности полноценно участвуя в процессе формирования доходов. Поэтому экономический рост является одной из составляющих развития человеческого потенциала.

2-равенство , все граждане изначально должны иметь возможность экономической жизни и поэтому все барьеры, препятствующие предоставлению таких возможностей должны быть устранены.

3-устойчивость , доступ к возможностям должен быть обеспечен не только для нынешнего, но и для будущих поколений.

4-расширение возможностей, развитие должно осуществляться в интересах граждан и усилиями их самих. Граждане должны всемирно принимать участие в процессах принятия решений определяющих их жизнь.

Объем, состав и структура государственных расходов обуславливают результат функционирования финансовой системы. От состава и структуры государственных расходов зависит воспроизводственные пропорции, обеспечение социальной сферы, возможность создания необходимых резервов, национальная безопасность и т.д.

Государственные расходы осуществляются за счет средств бюджетной системы, правительственных внебюджетных фондов, за счет фондов международных финансовых организаций и децентрализованных средств государственных предприятий и организаций.

В рыночной экономике объектами государственных расходов являются следующие сферы деятельности:

-социальные выплаты – это образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование.

-национальная оборона – это расходы на содержание армии, миротворческих сил .

-внутренняя безопасность – это полиция, судебно правовая система, пожарная охрана и др.

-экономическая деятельность – это субсидии к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, районам особого неблагоприятствования РФ, государственное предпринимательство.

-выплата процентов по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб, гранды местным властям, и.т.д.

-прочие расходы.

Система государственных расходов – это совокупность конкретных видов государственных расходов тесно взаимосвязанных между собой. Они подразделяются в классическом варианте на:

-управление

-военные

-экономического характера

-социально культурные

 

 

 

6.2.

Классификация государственных расходов – это группировка расходов по определенным признакам:

 

1.по роли в воспроизводстве:

- в сферу материального воспроизводства

- в непроизводственную сферу

- создание государственных резервов

 Государственные расходы подразделяются на:

-трансформационные

-трансфертные

Если к государственным расходам противостоят выраженные в труде услуги то происходит трансформация потоков государственных денежных средств в другие блага. Среди них выделяют:

-государственное потребление - это зарплата работников государственного сектора, платежи за товары, дотации в производстве, межбюджетные субсидии и суды в части, используемой на выше указанные цели.

-государственные инвестиции - вложение в основной капитал и прирост оборотных фондов  государственных предприятий, инвестиционные субсидии, создание государственных запасов и резервы долгосрочные бюджетные кредиты.

Если расходы государства направляются на выплату различного рода пенсий, пособий, то происходит специфическая, опосредованная государством передача средств – трансферт.

-от налогоплательщиков к получателям данных выплат

 

2.по целевому назначению:

-текущий (связан с государственным потреблением, текущими субсидиями и трансфертами).

-капитальный( связан с финансированием инвестиционной и инновационной деятельностью).

 

3. по экономическому содержанию подразделяют на зарплату, стипендии, пенсии и пособия, медикаменты, питание, ремонт, приобретение инвентаря и др.

 

4. по территориальному признаку:

-общегосударственный

-субъектов федерации

-местные

 

5. по критерию ориентации:

-обслуживание людей(личные доходы)

-обслуживание капитала (текущие вложения и инвестиции)

6. функциональный признак – соответственно расходы делятся:

- социальные

- экономические

-исследовательские

- управленческие

-внешнеполитические

 

6.3

 

-Плановость – это один из основных принципов организации государственных расходов.

Планирование, как составная часть планирования экономического и социального развития, должно опираться на научно обоснованные нормы и нормативы. В ходе планирования государственных расходов определяется оптимальное соотношение централизованных и децентрализованных источников финансирования.

 

-Безвозвратность – означает что выделяемые средства не требуют обязательного их возмещения, как при кредитном методе, при котором средства должны быть возвращены заемщикам в определенный срок и с уплатой процента. В современных условиях необходимо увязывать в единой системе принцип безвозвратного расходования средств с наиболее результативным инвестированием.

 

-Целевая направленность – означает что государственные расходы определяются строго по целевому назначению предусмотренному в утвержденных бюджетах, финансовых планах и сметах учреждения.

 

-Соблюдение режима экономии и эффективного расходования средств. Режим экономии представляет собой систему форм и метода последовательной минимизации затрат, ресурсов, относительно получаемого результата, отношение конечного результата процесса ( программы проекта, к затратам по достижению результатов).

 

-Мера выполнения планов – это выполнение производственных и сметных показателей и осуществление плановых мероприятий.

 

Важное значение в правильной организации государственных расходов существуют следующие формы финансирования:

-самофинансирование (используются государственные предприятия для покрытия своих расходов за счет собственных ресурсов, прибыли, а при их недостачи используются кредитные ресурсы и заемные средства).

-бюджетное финансирование, делится на 2 вида:

а)государственные предприятия (для покрытия текущих и инвестиционных затрат)

б)государственными структурами разного уровня управления прибегающие к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

 

Существуют 2 метода финансирования государственных расходов:

1-      финансирование предприятий и организаций функционирующих на коммерческой основе.

2-      Бюджетное финансирование государственных предприятий (реализация крупных проектов и программ). 

 

Удельный вес государственных расходов на социально – культурные мероприятия к общему объему расходов и выражен в процентах.

    G                GSC

W         =                   *100%

    GSC             G

 

 

 

GSC - государственные расходы на социально – культурные мероприятия

G – объем государственных расходов.

 

*Удельный вес государственных расходов на социально – культурные мероприятия к ВВП и выражена в процентах.

 

    GDP             GDP

W        =                       *100%

    GSC           GSC   

 

 

 

Удельный вес государственных расходов на социально – культурные мероприятия по категории к общему объему государственных расходов на социально – культурные мероприятия и выражается в процентах.

 

 

   GSC             GSCi

W        =                   *100%                   - категория социально – культурных мероприятий

   GSC               GSC

volkofff-1990.narod.ru

Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части:

1 - связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры;

2 - используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств.

В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление.

Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была относительно стабильной. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства; около трети - на социально-культурные мероприятия.

Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальной функции.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете сохраняется целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, приобретение оборудования, питание, капитальный ремонт. Классификация расходов по целевому назначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств претерпевает существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ.

Сокращение объема бюджетного финансирования затрат по народному хозяйства связывается со следующими мерами:

  • постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования;

  • сведением до минимума участия государства в производственных инвестициях за счет сокращения централизованных капитальных вложений и акционирование строящихся объектов;

  • отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному числу продовольственных и промышленных товаров в связи с либерализацией цен;

  • жесткой экономией в расходовании бюджетных средств.

Тенденция к сокращению бюджетных расходов на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. Государственный сектор экономики требует разработки и реализации государственных инвестиционных программ. Для стабилизации экономики необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.

Значительные бюджетные средства направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение социального обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течение многих лет была на втором плане. По оценкам некоторых экономистов, на образование, медицину и экологию вместе взятые, приходилось в конце 80-х в начале 90-х годов лишь около 14% валового национального продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30%.

Динамика бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов народного хозяйства. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказались без источников финансирования. Например, принятый Закон «О ветеранах» не работает.

Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники, затем - затраты по текущему содержанию армии и флота, финансирование научно-исследовательских работ, остальное - на долю военного строительства, пенсии военнослужащим.

Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения, при благоприятной военной обстановке они сокращаются.

Расходы на управление - это расходы, которые несет государство по содержанию аппарата управления исполнительной и законодательной органов власти.

Постоянно проводится сокращение расходов на управление, осуществляется совершенствование структуры управления.

Планирование расходов бюджета осуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаются Постановлением Правительства.

Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий, является смета расходов. Если финансируемые в сметном порядке учреждение имеет какие-либо доходы, то эти поступления учитываются в отдельной приходно-расходной смете специальных средств.

Учрежденная смета является планом финансирования учреждений и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.

При составлении и исполнении смет расходов предусматривается строго целевое назначение сметных ассигнований. Все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.

В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря и капитальный ремонт. Капитальные вложения финансируются по особым сметам.

Расходы на текущее содержание делятся на операционные и административно-хозяйственные. Операционные являются основными. Операционные расходы медицинского учреждения включают, например, заработную плату медицинского персонала, расходы на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и обмундирования. К административно-хозяйственным относятся: заработная плата административно-хозяйственного персонала, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт зданий.

При планировании бюджетных расходов надо правильно определить исходную базу, т.е. переходящую сеть и контингенты. И второй элемент смежного расчета расходов на текущее содержание - это нормы расходов. Расчетной единицей для разработки норм служит основной производственный показатель для соответствующих учреждений (класс, койка).

Различают нормы материальные и денежные.

Материальная - отражает затраты материальных ресурсов (в количественном выражении) на единицу измерения расходов, например: состав и количество продуктов питания на одного больного, количество электроэнергии для освещения 1 м2 площади помещения.

Денежная норма - это стоимостное выражение материальной нормы. Денежная норма может быть бюджетной и финансовой.

Бюджетная - используется для расчетов расходов, финансируемых из бюджетов.

Финансовая - используется для планирования расходов из внебюджетных источников (например, часть расходов на содержание детей в детских садах покрывается за счет средств родителей).

studfiles.net

Государственные расходы - это... Что такое Государственные расходы?

 Государственные расходы Государственные расходы

денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в трех формах: самофинансирования, бюджетного финансирования, кредитного обеспечения.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011.

.

  • Государственные минимальные социальные стандарты
  • Государственные фонды

Смотреть что такое "Государственные расходы" в других словарях:

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — (government expenditure, public expenditure) Расходы органов государственной власти любого уровня. Государственные расходы необходимо очищать от платежей органов власти одного уровня органам власти другого уровня, например от субсидий… …   Экономический словарь

  • Государственные расходы — Государственные расходы  расходы, предусмотренные бюджетом государства. Государственные расходы связаны с исполнением государством своих основных функций. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, денежные затраты государства (см. ГОСУДАРСТВО), связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ) финансируются… …   Энциклопедический словарь

  • государственные расходы — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN public expenditure Spending by national or local government, government owned firms or quasi autonomous non government organizations. (Source: ODE)… …   Справочник технического переводчика

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — (state expenditures) несколько различных видов расходов государства. Если предположить, что государство в капиталистическом обществе имеет две противоречащие функции накопление и легитимацию, то ОКоннор (1973) и Гау (1979) выявляют три главные… …   Большой толковый социологический словарь

  • Государственные расходы —         расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно экономического строя. Г. р. не тождественны расходам государственного бюджета, т. к. они включают и расходы государственных предприятий (за счёт их… …   Большая советская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — – затраты государства на приобретение товаров и услуг, финансирование социальных, военных, административных и ряда других программ …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • государственные расходы —    денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов …   Словарь экономических терминов

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА РЕАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ — (government spending on real goods and services) Государственные расходы на закупку товаров, например военного снаряжения, или оплату труда государственных служащих, например, полицейских. Расходы на реальные товары и услуги следует отличать от… …   Экономический словарь

dic.academic.ru