Вопрос 4. Государственно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения. Города имеющие федеральный статус


ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - это... Что такое ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ?

 ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. - Москва и Санкт-Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • ГОРОД-ГЕРОЙ
  • ГОРОДНИЧИЙ

Смотреть что такое "ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ" в других словарях:

  • Город федерального значения — один из шести видов субъектов РФ. Город федерального значения имеет свой устав и законодательство. В состав РФ входят два города федерального значения: Москва и Санкт Петербург. См. также: Поселения Российской Федерации Субъекты Российской… …   Финансовый словарь

  • ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство …   Юридическая энциклопедия

  • Город федерального значения — Политика  Портал:Политика Россия …   Википедия

  • Город федерального значения — Города федерального значения это города, имеющие статус самостоятельных субъектов Российской Федерации: Москва и Санкт Петербург. См. также Регионы России …   Бухгалтерская энциклопедия

  • ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт Петербург (см. Субъект Российской Федерации). (Г.И.) …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения Москва, Ленинград и Севастополь, особый… …   Энциклопедия юриста

  • город федерального значения — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство …   Большой юридический словарь

  • Город федерального значения (Россия) — Политика  Портал:Политика Россия Эта статья  часть серии: Политическая система России Политическая система …   Википедия

  • Российские города федерального значения — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента …   Википедия

dic.academic.ru

Вопрос 4. Государственно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

В составе РФ 6 краев, 49 областей и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией РФ (ст.65) придан статус её субъектов.

Статус краев, областей, городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл.З), Федеративным договором от 31 марта 1992г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ, другими федеральными актами. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определённой учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организация местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения обладают своей территорией. Изменение которой возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Края и области имеют свои административные центры. Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация этих связей осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами краев, областей, городов федерального значения.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменён только по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта, согласно федеральному конституционному закону.

Определёнными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, в связи с осуществлением городом функций столицы РФ. Закон РФ "О статусе столицы РФ" от 15 апреля 1993 года.

Вопрос 5. Государственно-правовой статус автономной области, автономного округа.

В составе РФ в качестве её субъектов находятся одна автономная область (Еврейская) и 10-ть автономных округов.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ - национально-государственным образованием. Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ в РФ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 года.,включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст.66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономный округ вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Изменение возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти. Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация этих связей осуществляется федеральными органами государственной власти РФ. Взаимоотношение между автономными округами, находящимися в составе краёв или областей, определяются уставами этих краёв, областей и уставами соответствующих автономных округов. Статус автономной области и автономного округа может быть изменён по взаимному согласию РФ и автономной области или автономного, округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

studfiles.net

Что такое внутригородское муниципальное образование. Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса

Казалось бы, такое распространенное, простое и знакомое еще со школьной скамьи словосочетание "города федерального значения". На самом же деле не все так однозначно, и далеко не все понимают до конца суть и значение этого правового явления, а также его особенности, которые отличают носителя особого статуса от положения других субъектов Российской Федерации.

Анализ данных по перемещению внутри города показал тесную связь между интенсификацией потока и периферийным ростом и наличием причинно-следственной связи между внутригородской миграцией и интенсификацией коммутации. Анализ данных о ежедневных внутригородских передвижениях показал, что 42, 4% людей, совершивших поездку на работу, проживали в городе менее пяти лет, из них 50, 3% объявили федеральный округ своим прежним местом жительства.

Возможность интегрированного управления городским хозяйством, которую дает определение «Поездка», безусловно, станет важным инструментом для смягчения текущих проблем. Среди противоречий, с которыми сталкивается городское управление в регионе, - вопрос конфликтов, порожденных владением землей для городского использования и незаконности в внутригородской оккупации.

Субъекты федерального значения

Главным критерием их выделения является особый способ организации в них местных органов управления. Не следует их путать с муниципальными образованиями, так как сами они являются объектами территориального деления Российской Федерации и могут включать в себя сразу несколько их видов. Также стоит подчеркнуть, что находятся они на одном правовом уровне с другими субъектами.

Невыполнение неисчерпаемого спроса на жилье, вызванное ростом городов, которое, несмотря на замедление в 1980-х годах, свидетельствовало о новом динамизме в 1990-х годах, также из-за сохранения интенсивности миграционных потоков в регион в последнее десятилетие, создает новые профессии в центральных районах, требуя решений, которые не питают периферийный рост.

Проблема занятости предполагает особенности, которые усугубляют процесс исключения периферийного населения. Региональная экономика основана на трансфертах доходов, формируя большой потребительский рынок. Высокий доход, который усиливает этот потребительский рынок, обусловлен не продуктивным внедрением в регионе, а оккупацией части населения в государственном управлении, вызванной высокой заработной платой федеральной гражданской службы.

Каким образом приобретается статус?

Правовое положение города федерального значения устанавливается на законодательном уровне. В частности, такая прерогатива принадлежит основному российскому закону - Конституции РФ. Также статья пятая закона определяет, что российские города федерального значения имеют право издавать собственные нормативные правовые акты через свои представительные органы. В любом случае статус присваивается тем субъектам, которые имеют важное политическое, стратегическое или экономическое значение для всей страны в целом. Например, Москва, являясь столицей Российской Федерации, играет важнейшую политическую роль как для самой страны, так и для международного сообщества в целом.

Санкт-Петербург - бывшая столица России на протяжении почти двухсот лет, культурная столица мирового уровня на сегодняшний день, один из крупнейших экономических и научно-образовательных центров РФ. Все это служит подтверждением того, что город носит звание свое звание вполне оправданно и заслуживает его в полной мере.

Растущая тенденция безработицы в регионе свидетельствует о недостаточности местной экономики в производстве рабочих мест. В этом смысле экономическая динамика окружающей среды с новыми возможностями диверсификации экономической деятельности, способной генерировать занятость и доход, имеет чрезвычайно важное значение для сокращения социально-пространственных неравенств, что облегчает проблемы, порождаемые периферийным ростом.

Концепция «внутригородской структуры» основана на формулировках Бастида, разработанных Вильясой, и в части рассмотрения того, что термин «структура» соответствует целому, состоящему из элементов, которые связаны друг с другом таким образом, что изменение элемент или взаимосвязь изменяет все остальные элементы и все другие отношения.

С недавних пор субъектом РФ признан Севастополь - город федерального значения с одной стороны, главная военная база Черноморского флота - с другой. Это говорит об особой стратегической значимости субъекта, что также оправдывает наличие у него соответствующего правового статуса.

Специфика городов федерального значения

Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями. Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований. На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.

В результате существовали разные виды собственности: государственные земли, экспроприация; частная земля; и общие и частные земли. Некоторые города спутников даже дистанцируют себя более чем в 30 км от экспериментального плана, такого как Бразилия, Гама и Сеиландия.

Однако, полагая, что это ошибка, которую следует исправить, она была включена в область анализа. Процент городского населения по отношению к общей численности населения. Самый высокий ежегодный темп роста среди крупных мегаполисов был столичным регионом Куритиба, с 3, 11%. На Среднем Западе столичный регион Гоянии имел показатель 3, 21% в год за тот же период.

Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права. Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом. Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопро

westix.ru

Город федерального значения - «Энциклопедия»

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, разновидность субъектов Российской Федерации. Такой статус имеют Москва и Санкт-Петербург, крупнейшие по численности населения города, занимающие особое место в Российской Федерации. Как и другие субъекты Российской Федерации, оба города имеют свой устав и законодательство, создают свои органы государственной власти. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения регулируются федеральными законами. Каждый представлен двумя членами в Совете Федерации. Законодательные собрания Москвы и Санкт-Петербурга избираются по смешанной системе: приблизительно половина депутатов по пропорциональной системе по единому округу, которым является территория города, другая половина - по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства (в Москве это соотношение депутатов составляет 20 и 15). Глава исполнительной власти в Москве - мэр, в Санкт-Петербурге - губернатор. Оба они наделяются полномочиями главы субъекта Российской Федерации законодательным органом по представлению Президента Российской Федерации. Мэр и губернатор назначают министров и формируют коллегиальный орган - правительства Москвы и Санкт-Петербурга. Муниципальными образованиями в Москве и Санкт-Петербурге являются районы (в Москве - 125, в Санкт-Петербурге - 111). В районах созданы избираемые муниципальные собрания (советы), избирается мэр (глава муниципальной администрации). Есть небольшой аппарат муниципальных служащих, муниципальным советом избирается контрольный орган. В Москве созданы также районные управы, их руководители назначаются мэром города. Управы осуществляют некоторые полномочия исполнительной власти субъекта Российской Федерации на местном уровне.

В некоторых зарубежных странах также есть города, являющиеся субъектами федераций. Так, в Германии это Берлин, Гамбург и Бремен; в Австрии - Вена; в США округ Колумбия (город Вашингтон - столица федерации) выделен из числа субъектов федерации и обладает самостоятельным статусом.

В. Е. Чиркин.

knowledge.su

Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения

Количество просмотров публикации Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения - 79

В составе РФ 6 краев, 49 областей и два города федерального значения − Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации и имеют статус её субъектов (ст. 65 Конституции РФ).

Их статус определяетсяКонституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий; другими федеральными актами.

Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет˸

· конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения;

· организацию государственной власти;

· порядок нормотворческой деятельности;

· административно-территориальное деление;

· организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая, как и её граница, не должна быть изменена без их согласия.

Каждый субъект образует органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на базе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Важно заметить, что органы власти краев, областей, городов республиканского значения являются органами государственной власти субъектовФедерации (раньше относились к органам местной власти).

Каждый субъект вправе иметь свою символику (герб и флаг в Иркутской области). Порядок использования символики области определяется её законом.

Все субъекты являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РФ, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

Координация международных и внешнеполитических связей осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти субъектов.

Статус края, области, города федерального значения должна быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта, согласно ФКЗ (путем референдума в Краснодарском крае).

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ (депутаты в Государственной Думе и по два представителя в Совете Федерации).

Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрениепроекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.

referatwork.ru

Город Федерального Значения

Значение термина Город Федерального Значения в Энциклопедии Юриста

Город Федерального Значения - один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения - Москва, Ленинград и Севастополь, особый статус которых объяснялся их исключительным административно-политическим, экономическим или военно-стратегическим значением. Этими же соображениями объясняется закрепление Конституцией РФ статуса Город Федерального Значения за Москвой и Санкт-Петербургом. Город Федерального Значения равноправен с другими субъектами Федерации. Так же как области и края, Город Федерального Значения не имеет своей конституции. Его статус определяется уставом. города, принимаемым его представительным органом. Устав г. Москвы принят 28 июня 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ он определяет предметы ведения города как субъекта Федерации, его территориальное устройство, статус всех органов власти, порядок их формирования и взаимодействия, их полномочия и ответственность, бюджет и финансы, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти. Кроме того, отдельные главы посвящены отношениям собственности и осуществлению Москвой функций столицы РФ. Представительным (законодательным) органом является Московская городская Дума, избираемая жителями путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. В ее составе 35 депутатов. В таком же порядке и на тот же срок избираются мэр - высшее должностное лицо города, возглавляющее назначаемое им правительство, и вице-мэр.Во многом сходную структуру имеет организация власти в г. Санкт-Петербурге. Глава его исполнительной власти, также избираемый населением, именуется губернатором. Губернатор возглавляет Администрацию Санкт-Петербурга. в которую входит также Правительство города. Законодательная власть принадлежит Законодательному Собранию, состоящему из 50 депутатов, избираемых на 4 года.

Рядом со словом Город Федерального Значения в Энциклопедии Юриста

Статья про Город Федерального Значения была прочитана 4199 раз

eyu.sci-lib.com