Основные экспортёры и импортёры нефти. Главные импортные грузопотоки топлива и сырья в японию


§ 34. Япония. | Экономическая и социальная география мира, 10-11 класс

§ 34. Япония.

Вспомните

?

  1. Каковы особенности геологического происхождения имеют Японские острова?
  2. Каково влияние геологического происхождения Японских островов на наличие здесь месторождений полезных ископаемых?
  3. В каких условиях формировалась японская нация и культура?

Визитная карточка

Площадь: 372 тыс км2

Населения:127 079 000 (2010)

Столица: Токио

Официальное название: Япония

Государственное устройство: Конституционная монархия с парламентским правительством

Законодательной орган: Двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей)

Глава государства: Император

Административное устройство: Унитарное государство (9 областей, объединяющих 46 префектур; столичный округ и 2 городских префектуры; административная область Хоккайдо)

Распространенные религии: Синтоизм и буддизм

Член ООН

Государственный праздник: День рождения Императора Aкихито, 23 декабря (1933)

Административно-территориальное деление

ЭГП и природно-ресурсный потенциал. Япония, государство  Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку,  архипелаг Рюкю и др.., всего около 4 тыс.), которые омываются Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Ближайшими соседями страны являются Китай, Южная Корея и Россия. До последней страна имеет наибольшие территориальные претензии относительно так называемых «северных территорий », которые Япония считает своими (Кунашир, Итуруп, Шикотан и островная гряда Хабомаи).

Рельеф страны преимущественно горный с наличием многочисленных действующих (60) и потухших вулканов. Высшая точка - вулкан Фудзияма на о. Хонсю (3776 м). Процессы горообразования продолжаются и сегодня, поэтому землетрясения бывают здесь от полутора до восьми тысяч раз в год. Все современные здания строятся на противосейсмических основе. Тихоокеанское побережье страдает от цунами высотой от 30 до 50 м. Климат от умеренного на севере до муссонного тропического на юге. Средние температуры января - от-50С на о. Хоккайдо до 160С - на архипелаге Рюкю, июля - соответственно от 22 до 280С. Осадков на большей части страны - от 1700 - 2000 до 4000 мм в год, осенью обычно бывают тайфуны. В районах вулканической деятельности есть термальные источники. Япония относится к странам мира, почти полностью усвоили свои земельные ресурсы.

Реки короткие, но многоводные, непригодные для судоходства. Их используют для сооружения ГЭС и водоснабжения. Более 2 / 3 территории покрыто лесами (от хвойных до вечнозеленых субтропических) и кустарниками, но потребность в древесине они покрывают только  на 50%.

Недра страны бедны. Например, нефти за год добывают меньше, чем в США за день, потребности в железной руде, свинце, цинке собственные ресурсы обеспечивают лишь на 1 - 2% от необходимых потребностей, поэтому страна полностью зависит от импортного минерального сырья.

Населения. По численности населения Япония занимает 10 место в мире. Япония - типичная однонациональная страна, 99,9% населения страны составляют японцы, кроме них есть корейцы, китайцы, айны - потомки древнего населения островов. В стране имеет место поликонфессиональность - большинство населения страны исповедует две религии: синтоизм и буддизм, кроме того есть христианская меньшинство.

Низкая рождаемость, высокая средняя продолжительность жизни (мужчины - 79  лет, женщины - 86) приводят к старению нации - пенсионеры составляют 20, а дети - 16% населения, это в ближайшие годы грозит дефицитом трудовых ресурсов.

Плотность населения - Одна из крупнейших в мире: 321 чел. на км2, на прибрежных равнинах она достигает 10 000, а в крупных местах - еще больше. 70% населения страны живет на тихоокеанской прибрежной полосе. Городское население составляет 80%, 40% из них живет в трех крупнейших городских а агломерациях, которые образуют мегалополис Токайдо. По занятости в сферах производства население страны делится  следующим образом: в сельском хозяйстве занято 4,4%, в промышленности - 27,9%, в сфере услуг - 66,4%.

Крупнейшие города страны - Токио, Йокогама, Осака, Нагоя, Саппоро, Киото, Кобэ, Фукуока, Сендай, Хитати, Тиба, Китакюсю, Кагосима, Хиросима, Кумамото.

Токио, столица Японии, расположена на юго-востоке о. Хонсю,  на равнине Канто, в месте впадения рек Едогава, Аракава, Сумида, Тама  в Токийский залив, одно из крупнейших и быстрорастущих городов мира, средняя плотность населения в котором составляет 800 - 1000 чел. на 1 км2.

В центре Токио

Токио - Главный финансовый и промышленный центр Японии, один из крупнейших финансовых центров мира. По объему финансовых операций Токийскую фондовую биржу можно сравнить только с фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. Здесь концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.)., Крупнейших банков (Банк Японии, Банк развития и проч.), представительств иностранных корпораций.

Это основной транспортный узел Японии с международными аэропортами Ханеда и Нарита, морским портом (грузооборот около 70 млн т в год), скоростными автотрассами, железными и монорельсовой дороги, метрополитеном. Многие крупные предприятия вынесены за городскую полосу. Работают наукоемкие и высокотехнологичные производства машиностроения, приборо-, авто-, авиа-, судостроение, электротехническое, электронное, оптико-механическое производство, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, химическая, полиграфическая, текстильная, кожаная, керамическая, мебельная, пищевая промышленность, производство стройматериалов, ювелирных изделий, сувениров подобное.

Токио - крупнейший научный и культурный центр Японии из более 100 государственными, муниципальными и частными вузами, является  Национальная аэрокосмическая лаборатория, онкологический центр, исследовательский  центр защиты от стихийных бедствий и т.п.. В городе около 400 картинных галерей, несколько десятков музеев, зоопарк (с 1882), аквариумы.

В токийском ресторане

С

участни Токио традиционное прямоугольная планировка городских кварталов, принятое в Японии издревле. Однако местоположение отдельных  городских кварталов относительно друг друга не подчиняется точной прямоугольной проекции. Каждая конкретная адрес выходит из очередности сооружения, но не из расположения относительно других зданий в уличном ряду.  Улицы Токио нет названий, кроме главной торговой улице Токио - Гинза («Серебряная»), для других является название городского квартала плюс цифровое обозначение здания.

В деловом центре - сейсмостойкие небоскребы высотой в 50 этажей и выше. В спорткомплексе Кокугикане проводятся турниры по борьбе сумо.

В Токио насчитывается около 1750 синтоистских и 2900 буддийских храмов, православный собор Воскресения Христа. В 12 км от Токио создано токийский Диснейленд (1983, около 48 га).

Осака, Город и порт в Японии, на о. Хонсю, на побережье Осакского залива, второй по величине и экономическому значению город страны. Значительный торгово-пассажирский порт, важный транспортный узел с международным аэропортом Итами (1992). Большой торгово-финансовый центр Японии: акционерные общества, хлопчатобумажная и рисовая фондовые биржи, банки, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, легкой, химической, керамической, деревообрабатывающей, рыбоконсервной, мукомольной, сахарной промышленности. Работает метрополитен и вторая по величине и значению в стране фондовая биржа.

Северную промышленную и южную историческую часть города с севера на юг пересекает бульвар Мидосудзи - центральная магистраль города. Аквариум в городе Осака - один из крупнейших в мире. Город называют «Японской Венецией» из-за многочисленных каналов. Осакак - значительный научный и культурный центр страны: есть два университета и другие вузы, музеи: художественный, замка Осака, японских художественных ремесел, планетарий, численные парки.

Нагоя, Город и порт в Японии, в центральной части  о. Хонсю, третий после Токио и Осаки финансово-промышленный, транспортный и торговый центр страны, один из основных портов Японии (Грузооборот порта 110 млн т в год). Здесь производится около 10% промышленной продукции страны. В городах-спутниках работают предприятия машиностроение (особенно транспортное, в том числе автомобилестроения, судостроение и судоремонт, а также текстильное и точное машиностроения), электротехнической промышленности, черной и цветной металлургии.

Значительный культурный центр, основанный в XVI в. как феодальный замок. Сегодня здесь работают университеты, художественный музей Токугава, художественная галерея музей сокровищ замка Нагоя, ботанический сад, зоопарк, многочисленные архитектурные памятники.

Экономическая карта

Экономика. В состав ВВП краны сельское хозяйство дает 1,4% стоимости, промышленность - 26.4%, сфера услуг - 72,2% стоимости.

Япония является азиатским лидером по уровню ВВП на душу населения - 38 000 $, Занимает первое место в мире по объемам золотовалютных резервов (521 млрд $), третье место (после США и Китая) - по производству промышленной и  пятое - по производству сельскохозяйственной продукции. В течение последнего десятилетия страна имеет устойчивое положительное сальдо внешней торговли. Япония вступила в постиндустриальную стадию развития, значительное долю ВВП составляют доходы от сферы услуг, здравоохранения, науки, финансово-торговой деятельности и связи.

Япония имеет две острые проблемы: огромный правительственный долг, который в сумме  составляет 170% ВВП страны, и старение населения (демографические прогнозы для страны крайне неблагоприятны, если ситуация в стране не изменится, то к началу следующего столетия численность японцев сократится вдвое), медленно меняется менталитет японцев: стереотип «трудоголика» постепенно меняется на стереотип «человека, который работает ради денег, обеспечивают ему комфортную жизнь ». Кроме того в стране продолжаются дебаты относительно содержания реформ в реструктуризации экономики страны и менеджменте. Последние мировые тенденции подорожания минеральной сырья, от которой зависит экономика страны, привели к сокращению объемов производства в алюминиевой промышленности более чем в 20 раз, в нефтяной промышленности - на 40%, черной металлургии - на 25%. Постепенно  возрастают экологические проблемы.

В Японии принята программа «Технополис», она предусматривает сооружение 19 научных городков среднего размера для равномерного разделения научных  кадров по стране. Ведь сегодня 80% научных сотрудников и инженеров работает в Токио и крупных городах.

Промышленность. Япония - высокоразвитая постиндустриальная страна. Наряду с гигантскими предприятиями здесь действуют  многочисленные мелкие, особенно в легкой и пищевой промышленности. Экономика Японии зависит от импорта сырья и топлива, добывающая промышленность дает 0,2% ВВП страны.

Энергетика страны более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей, однако Япония занимает третье место в мире по производством электроэнергии. Почти 60% ее дают тепловые электростанции,  работающие на импортном топливе (уголь, природный газ, мазут), добыча каменного угля Японии уменьшается (из-за высокой себестоимость) и увеличивается объем его импорта в частности из Австралии. Этому способствует введение в эксплуатацию новых ТЭС.

30% приходится на АЭС. 60% топлива для АЭС импортируется из Австралии и Канады. В стране работает крупнейшая в мире АЭС «Фукусима», 53 ядерных реакторы, 3 строятся и 13 проектируемых.

В середине 90-х годов XX в. Япония уступила первое место по производства стали Китая, но и сегодня черная металлургия страны - одна из  наиболее совершенных в мире. Крупнейший в мире металлургический комбинат работает в Фукуяме. Две трети стали выплавляется в конвертерах, другая - в  электропечах.

Через высокую энергоемкость производство цветных металлов в Японии почти полностью обращено (особенно алюминия), значительно заметна тенденция к  замены цветных металлов другими материалами (медные электропровода заменены на оптоволоконные кабели). По производству основных видов химической продукции Япония занимает второе место в мире (резина, пластмасса, синтетические смолы).

На мировом рынке Япония - основной поставщик продукции современных конструкционных материалов, сложных наукоемких отраслей промышленности. К  середины 90-х годов XX в. страна была мировым лидером в автомобилестроении, но уступила США. Сегодня страна остается главным экспортером автомобилей, здесь работают крупнейшие компании отрасли  «Тойота Мотор», «Ниссан Мотор», «Мицубиси Мотор», «Хонда Мотор», «Мазда  Мотор "," Судзуки Мотор ». Рынки сбыта готовой продукции отрасли - Америка, Европа, Австралия. Автомобильной столицей Японии является Нагоя, а крупнейший автомобильный завод работает в городе Тойота. Автомобильный гигант «Ниссан Мотор» продал крупный пакет акций французской компании «Рено», а немецко-американский концерн «Даймлер-Крайслер» купил пакет акций компаний «Мицубиси Мотор» и «Хонда Мотор». Эти действия дают положительный  результат для дальнейшего развития отрасли, ведь открывают возможности доступа к новым рынкам сбыта и современных технологий.

«Сони», «Тошиба», «Хитачи», «Фудзи», «Шарп» являются лидерами электронной промышленности. Основными центрами области являются Токио, Иокогама, Фудзисава, Кавасаки, Итихара (промышленная зона Кэйхин). Япония остается мировым лидером по производству видеокамер, видеомагнитофонов, фотоаппаратов. Страна контролирует также часть производства мировой электроники, а  за выпуском интегральных схем, оптического волокна, полупроводников, компьютеров и комплектующих уступает лишь США.

Японский ППК сформирован на базе четырех крупных портов и их гинтерланду: Токио, Иокогама, Кавасаки, Тиба. Их грузооборот - более 400 млн т в год, а специализация - прием сырой нефти и нефтепереработка, припортовая черная и цветная металлургия, припортовая теплоэнергетика (на австралийском угле) отправка генеральных грузов.

За выпуском шелковых тканей страна занимает первое место в мире, синтетических - третьих, по объему производства целлюлозно-бумажной продукции - четвертое.

Непроизводственная сфера страны является одной из наиболее развитых в мире, кроме того страна также один из крупнейших финансовых центров мира: из пяти крупнейших банков мира два - японские.

Территориально страна поделена на восемь компактно расположенных экономических районов, мощнейшими из которых являются Канто (Токио, Тида, Кавасаки, Иокогама; специализация - электроника, судостроение, сфера услуг), Кинки (Осака, Кобе, Киото; электроника, черная и цветная металлургия, химическая промышленность) и Тюбу (Нагоя, Тойота, Хамамацу; специализация - автомобилестроение, область дает треть автомобилей страны), которые относятся к промышленной Тихоокеанской полосы, сконцентрировала около 80% населения и хозяйственного потенциала страны. 40% ВВП страны дает Канто - основной индустриальный район страны. А. Кюсю называют «силиконовой» за высокого уровня развития здесь электронной промышленности. Район Тогоюку с экономическим центром в Хиросиме специализируется на тяжелом, в том числе и судостроении. Ура-Ниппон - аграрная «тыльная» сторона Японии протянулась вдоль побережья Японского моря

Сельское хозяйство в стране ведется на интенсивной основе. Но по показателям обеспечения населения страны собственной сельскохозяйственной продукции по сравнению с другими развитых стран Япония значительно отстает. Полностью покрывает свои потребности страна лишь в  рисе, овощах и яйцах, спрос на фрукты удовлетворяется на 75%, на молоко и молокопродукты - на 80%, на телятину - 64% и т.д.. В сельском хозяйстве используются территории крупнейших равнины - Канто, или Токийская, на о. Хонсю, Исикари на о. Хоккайдо подобное. Они почти сплошь обработаны, но земель, пригодных для земледелия, в Японии мало. Преобладает мелкое землевладение (участки преимущественно до 1,5 га.). Основную часть продукции дает растениеводство, ведущей культурой которого является рис. Развиты также овощеводство и садоводство. Традиционно развито цветоводство.

Япония занимает одно из первых мест в мире по вылову рыбы и добыче  морепродуктов. Разводят крупный рогатый скот, свиней, птиц, шелкопряда.

Сложились ярко выделены зоны пригородной сельскохозяйственной специализации, основной из которых является полоса от долины Канто в долину Кинки в  пределах мегаполиса Токайдо.

Транспорт. Япония обладает одной из наиболее развитых транспортных сетей мира, особенностью которой является почти полное отсутствие трубопроводного и речного транспорта. 55% грузооборота и 67% пассажирооборота выполняет автомобильный транспорт. Автопарк Японии уступает только США. Общая протяженность шоссейных дорог около 1,2 млн км, по плотности и длиной автодорог страна занимает соответственно первое и пяти городах в мире. Морской транспорт преобладает во внешней торговле страны и занимает второе место по грузообороту и третий по пассажирообороту. Основные порты: Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя, Осака, Кавасаки, Токио, Хакодатэ, Китакюсю.

Длина железных дорог - Свыше 20,1 тыс. км, но роль железнодорожного транспорта в последние времена снижается, он занимает второе место по пассажирообороту и играет незначительную роль в грузообороте. В стране действуют скоростные железнодорожные магистрали, первая из них «Токайдо-Синкансэн» функционирует между Осакой и Токио с 1964 г. Максимальная скорость составляет 300 км на час., Длина пути 515 км. За день она перевозит более 375 тыс. пассажиров. Один поезд состоит из 16 вагонов.

Основная воздушная ворота страны - международный аэропорт Ханеда в Токио,  его площадь более 500 га, а длина взлетно-посадочной полосы составляет 3 500 м. К числу крупнейших аэропортов мира входит также аэропорт в городе Осака. Кроме того, международные аэропорты работают в городах Фукуока, Кагосима, Кансай, Нагоя. В 2003 г. в страны принята программа дальнейшего  развития авиации по созданию первого национального реактивного пассажирского авиалайнера.

Между островами функционируют паромы, мосты, подводные тоннели, самый  из них между Хонсю и Хоккайдо имеет длину 53 км. Более 40% домашних хозяйств и 90% предприятий страны пользуются Internet.

Внешнеэкономические связи. По общим объемам внешней торговли Япония уступает только США и Германии. Экспорт: машины и оборудование, в том числе транспортное (более 68% стоимости), полупроводники, сталь, морские суда, химические продукты, текстиль. Основные партнеры: США, Китай, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.

Япония - крупнейший всемирный импортер сжиженного природного газа и второй крупнейший импортер нефти. Импортируют также машины и оборудование, топливо, пищевые продукты, продукцию химической отрасли, ткани, сырые материалы, главным образом из Китая, США, Саудовской Аравии, ОАЭ, Австралии, Южной Кореи, Индонезии.

Значительные поступления ВВП Японии от мирового туризма. Среди главных туристических объектов страны - многочисленные национальные и природные  парки, архитектурные комплексы, музеи, синтоистские и буддийские храмы.

Борьба сумо имеет в Японии давние исторические корни

Словарь терминов и понятий

Сальдо(Итал. saldo - расчет, остаток). В внешнеторговых отношениях - разница между суммой экспорта и импорта или суммой требований обязательств; в бухгалтерском учете это - разница между итогам записей по дебету и кредиту счетов.

Конвертер(От лат. Converto - меняю, превращаю), агрегат для получения стали из расплавленного чугуна, а также чернового металла (например, меди). Сталеплавильные конвертеры (Емкостью до 400 т) имеют обычно грушевидную форму, конвертеры для цветной металлургии (емкость до 125 т) имеют форму горизонтального цилиндра.

Конвертерное производство, Производство стали в конвертерах. До второй половины ХХ в. основными конвертерным процессами были бессемеровский (предложенный в 1856 г.) и Томасовский (Предложен в 1878 г.), которые затем были вытеснены кислородно-конвертерным процессом.

Кислородно-конвертерный процесс, Передел жидкого чугуна в сталь без подвода теплоты - продувкой металла в конвертере с использованием технически чистого кислорода. Под воздействием дутья примеси чугуна (Si, Mn, C и др.). окисляются с выделением значительного количества теплоты. По окончании продувки металл раскисляют (Удаляют избыточный кислород). Благодаря высокой производительности Кислородно-конвертерный процесс его роль в мировой выплавке стали постоянно растет.

ukrmap.su

Крупнейшие экспортёры и импортёры нефти

Экспортёр– субъект (компания) вывозящий определённое сырьё или товар из своей страны и продающий его за рубежным государствам.

Импортёр – это субъект, приобретающий и ввозящий зарубежное сырьё или товар на территорию своей страны.

Когда ведут речь о субъекте, то могут говорить как о компании экспортёре или компании импортёре, так и о стране, которая вывозит или ввозит.

Нефть является мировым стратегическим энергоресурсом. Экспортёры обычно чувствуют себя вольготнее всего. А импортёры, находятся всегда в некоторой зависимости от поставщиков, и конечно же от мировых цен на нефть. Каждая страна стремится обзавестись собственными месторождениям или, по крайней мере, надёжными поставщиками, некоторые пользуются своим географическим положением и тем самым снижают для себя тариф на сырьё при его транзите через свою территорию. В общем, каждое отдельно взятое государство стремится максимально выгодно использовать те условия, которые сложились в текущем моменте. Следует учесть, что ситуация на мировой арене может меняться довольно быстро. Взять хотя бы за пример Англию или Норвегию. Ещё в конце 1960 – ых годах эти страны были импортёрами, а уже через десять лет стали экспортировать нефть другим странам. Вокруг ближнего востока со стороны запада (прежде всего США) последние 60 лет велись и с не меньшим успехом ведутся агрессивные действия. Сейчас, например, Ирак, под американским давлением, находится в очень плачевном положении. Другой противоположный пример Саудовская Аравия и ОАЭ (Объединённые Арабские Эмираты), которым удалось уйти из под жёсткого давления западного конгломерата, и наладить стабильный экспорт нефти.

Основными экспортёрами нефти в мире являются 11 государств. Все страны-экспортёры логично распределить по регионам мира:

• Регион- Азия (Ближний Восток): Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Иран, Ирак, Катар. • Регион — Европа: Норвегия, Россия, Великобритания. • Регион — Америка: Канада, Мексика, Венесуэла. • Регион — Африка: Нигерия, Ангола, Алжир.

Крупнейшие экспортёры нефти в мире

Регион-Азия (Ближний Восток)

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия занимает первое место в мире по объему добычи нефти, ее ежедневный уровень превышает 8 млн. баррелей. Сегодня Саудовская Аравия является импортером продукции пищевой промышленности всех видов. Рост экономики страны за последние 20 лет был связан с ростом прибылей от экспорта продукции нефтедобывающей промышленности.  Нефть — основной источник дохода страны. Саудовская Аравия является крупнейшим экспортером нефти в мире. Уровень экспорта нефти приблизительно в 4 раза превышает уровень экспортера № 2 в мире Норвегии. Ежедневно в Аравии производится приблизительно 1,3 миллиона тонн нефти. Так же Саудовская Аравия производит 100 миллионов кубических метров природного газа в день. Доходы от экспорта нефти составляют около 90% от доходной статьи бюджета. Саудовская Аравия является основным импортером нефти в США и Японию.  Важная статья дохода страны — паломничество (хадж) мусульман со всего мира в Мекку и Медину. 2-3 млн. посетителей каждый год приносят казне доход на сумму в 2 млрд. долларов США. Всего в Саудовской Аравии насчитывается около 77 месторождений нефти и газа. Крупнейшими месторождениями являются Гавар — самое большое в мире месторождение нефти на суше, запасы которого оцениваются в 9,6 млрд. тонн нефти, — и Сафания — крупнейшее в мире шельфовое месторождение с доказанными запасами около 2,6 млрд. тонн. Кроме того, на территории страны находятся такие крупные месторождения, как Нажд, Берри, Манифа, Зулуф и Шайбах. 

Страна обладает большими нефтеперерабатывающими мощностями — около 300 тыс. тонн нефти в день. Основные нефтеперерабатывающие заводы: Арамко-Рас Танура (41 тыс. т/с), Рабиг (44,5 тыс. т/с), Арамко-Мобил-Янбу (45,5 тыс. т/с), и Petromin/Shell-аль-Джубейль (40 тыс. т/с). 

Нефтяная промышленность страны национализирована, нефтяной отраслью управляет Высший Нефтяной Совет (Supreme Petroleum Council). Крупнейшая нефтяная компания — Saudi Arabian Oil Co. (Saudi Aramco), нефтехимическая — Saudi Basic Industries Corp. (SABIC). 

ОАЭ

Сегодня правительство ОАЭ важное внимание уделяет развитию альтернатив нефтяной промышленности: идет освоение земель (на сегодня сельское хозяйство эмиратов уже в состояние удовлетворить внутренний спрос на овощи и фрукты), развитие разных отраслей промышленности, превращение портов в международные торговые центры. Важное внимание уделяется технологиям опреснения воды. 40% национального бюджета идет на военные расходы. До 1950-х годов, когда в ОАЭ открыли нефтяные месторождения, главными отраслями экономики были рыболовство и добыча жемчуга, которая уже тогда находилась в упадке. Но с 1962, когда Абу-Даби первым из эмиратов начал экспортировать нефть, страна и ее экономика изменились до неузнаваемости.

Покойный правитель Абу-Даби шейх Заид, который был президентом ОАЭ со дня основания, быстро осознал потенциал нефтяной промышленности и обеспечил развитие всех эмиратов, вкладывая прибыль от экспорта нефти в здравоохранение, образование и развитие национальной инфраструктуры. 

Развитие нефтяной промышленности также способствовало притоку иностранной рабочей силы, которая сейчас составляет примерно три четверти населения страны. Развитие бизнеса и туризма способствовало началу в эмиратах строительного бума.

Доказанные запасы нефти Объединенных Арабских Эмиратов составляют около 10% от мировых — около 13,5 млрд. тонн. Ежедневная добыча нефти превышает 2,3 млн. баррелей, из которых около 2,2 млн. экспортируется. Основными импортерами нефти ОАЭ являются страны Юго-Восточной Азии, при этом на долю Японии приходится около 60% от нефти, экспортируемой ОАЭ. 

Большая часть запасов странысконцентрирована в эмирате Абу Даби. Основными нефтяными месторождениями являются: в Абу Даби — Асаб, Беб, Бу Хаса; в Дубай — Фаллах, Фатех, Юго-западный Фатех; в Рашид Шарджа — Мубарак. Нефтеперерабатывающие мощности ОАЭ составляют около 39,3 тыс. тонн в сутки. Основными нефтеперерабатывающими заводами страны являются Рувейз иУм-аль-Нар-2. Нефтяная отрасль ОАЭ контролируется правительством страны. Государственная нефтяная компания Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC) включает нефтедобывающие, сервисные и транспортные компании. 

Иран

Доказанные запасы нефти Ирана составляют около 9% от общемировых, или 12 млрд. тонн. В настоящее время в стране добывается около 3,7 млн. баррелей в день нефти при ежедневном потреблении около 1,1 млн. баррелей. Основными импортерами иранской нефти являются Япония, Южная Корея, Великобритания и Китай. 

Иран столкнулся с серьезными экономичными проблемами в последние 20 лет. Большая часть экономики находится в тени. Несмотря на это, жизненный уровень довольно высокий по сравнению с большинством других стран региона.

Иранская экономика сильно зависит от нефтедобывающей промышленности, однако страна имеет много нереализованных возможностей. Есть много природных ресурсов, которые еще не разработаны, перспективным выглядит и сельское хозяйство, поскольку есть много бесплодных земель, которые в перспективе могут орошаться. Возможно и увеличение экспорта страны в случае нормализации отношений Ирана с соседними странами.

Нежелание исламистского правительства приспосабливаться к международному сообществу, а так же затяжной конфликт с США, привели к уменьшению международных инвестиций в экономику страны и сокращению внешней торговли.

Основные месторождения нефти в Иране — Гаджаран, Марун, АвазБанджистан, Ага Джари, Радж-и-Сафид и Парс. Около 1 млн. б/с извлекается из морских месторождений нефти, крупнейшими из которых являются Доруд-1, Доруд-2, Салман, Абузар и Форозан. В дальнейшем министерство нефти Ирана планирует широкомасштабное развитие и освоение существующих шельфовых месторождений. 

Иран занимает исключительно выгодное положение с геополитической и стратегической точек зрения для прокладки маршрутов транспортировки нефти, позволяющее значительно удешевить доставку сырья на мировые рынки.

Мощности по нефтепереработке в стране составляют около 200 тыс. тонн нефти в день. Основными нефтеперерабатывающими заводами являются Абадан (65 тыс. т/с), Исфаган (34 тыс. т/с), Бандар Аббас (30 тыс. т/с) и Тегеран (29 тыс. т/с). 

Нефтяная и газовая отрасли Ирана находятся под полным контролем государства. Государственная нефтяная компания — Национальная Иранская нефтяная компания (NIOC — National Iranian Oil Company) ведет разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений, занимается переработкой и транспортировкой сырья и нефтепродуктов. Решение вопросов нефтехимического производства возложено на Национальную нефтехимическую компанию (NPC — National Petrochemical Company).

Ирак

Ирак занимает второе место в мире по доказанным запасам нефти, уступая лишь Саудовской Аравии. Объем доказанных запасов нефти в Ираке составляет около 15 млрд. тонн, а прогнозных — 29,5 млрд. 

В 1972 году Иракская нефтяная компания была национализирована, и к 1979, когда президентом стал Саддам Хусейн, нефть давала 95 процентов валютных поступлений страны. Но война с Ираном, которая продолжалась с 1980 до 1988 года, а также война в Персидском заливе в 1991 году после оккупации Ираком Кувейта и последующее введение международных санкций, оказали разрушительный эффект на экономику страны и ее население. В 1991 году ООН объявила, что Ирак превратился в государство доиндустриального периода, а отчеты следующих лет свидетельствовали, что уровень жизни в стране упал до прожиточного минимума.

В настоящее время Ирак не имеет квоты на добычу. Экспорт его нефти регламентируется санкциями ООН, которые были введены после войны в Персидском заливе в 1991 году. Программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие» направлена на обеспечение страны продуктами питания и медикаментами, а также на выплату репараций. Сейчас объем нефтедобычи Ирака составляет 1,5-2 млн. б/с. Однако в случае отмены санкций ООН он может в течение одного года выйти на уровень добычи 3 млн. б/с, через 3-5 лет — на 3,5 млн. б/с. Уровень ежедневного потребления нефти в стране составляет около 600 тыс. б/с. При полной загрузке своих трубопроводов Ирак способен экспортировать 1,4-2,4 млн. б/с. 

Основными месторождениями страны являются Меджнун с доказанными запасами около 2,7 млрд. тонн нефти и Западная Курна — 2 млрд. Наиболее перспективными запасами обладают также месторождения Восточный Багдад (1,5 млрд. т) и Киркук (1,4 млрд. т).

Основная нефтедобывающая компания в стране — Иракская государственная нефтяная компания (Iraq National Oil Company), ей подчинены автономно работающие компании: 

Государственная компания нефтяных проектов (State Company for Oil Projects — SCOP), отвечающая за работы, связанные с развитием upstream (разведка и добыча нефти) и downstream (транспортировка, маркетинг и сбыт) проектов;

Oil Exploration Company (OEC), отвечающая за геологоразведочные и геофизические работы;

State Organization for Oil Marketing (SOMO), занимающаяся торговлей нефтью, в частности, отвечающая за связи с ОПЕК;

Iraq Oil Tankers Company (IOTC) — транспортная танкерная компания;

Северная (Northern Oil Company — NOC) и Южная (Southern Oil Company — SOC) нефтяные компании.

Катар

Экономика Катара полностью зависит от добычи нефти. Запас нефти оценивается в 3,3 миллиарда баррелей, по прогонам его хватит на 25 лет. Сегодня страна производит 140 миллионов баррелей в год. Производство нефти дает приблизительно 85% от дохода страны. В то же время залежи природного газа в Катаре еще не достаточно разработаны, в стране находиться месторождение «North Dome Field» — третье по величине в мире.

Производство природного газа держится на уровне 8,2 млрд. в год. Поскольку на долю Катара приходится больше 15 процентов доказанных запасов газа на планете, власти надеются превратить страну в одного из подлинных энергетических гигантов современного мира. 

Попытки развивать промышленность имели ограниченный успех. Для иностранных инвесторов законодательство Катара предусматривает освобождение от налогов сроком до 12 лет, иностранным компаниям разрешено владеть 100% собственности. В настоящее время в Катаре средний доход на душу населения — один из самых высоких в мире.

Кувейт

Освоение нефтяных месторождений началось здесь в 1930-е годы. Развитие нефтяной отрасли ускорилось после Второй мировой войны и провозглашения независимости в 1961-ом. С тех пор нефть остается доминирующим фактором в экономике страны, принося около 90 процентов всех экспортных доходов. Запасы нефти Кувейта оцениваются в 10% от мировых запасов нефти и при существующем темпе их добывания нефти хватит еще на 150 лет. 

Так же отдельная статья дохода страны — доход от инвестиций Кувейта за границей. На иностранные инвестиции уходит 10% от нефтяных доходов.

Регион – Европа

Норвегия

Доказанные запасы нефти Норвегии оцениваются в 1,4 млрд. тонн и являются крупнейшими среди стран Западной Европы. Ежедневный уровень добычи нефти достигает 3,4 млн. баррелей. Из них около 3 млн. б/с поставляется на экспорт. 

Большая часть нефти добывается Норвегией на шельфовых месторождениях Северного моря.

Крупнейшими месторождениями страны являются Статфьорд, Озеберг, Галфакс и Экофиск. Последними крупными открытиями геологов стали месторождение Норн, открытое в 1991 году в Норвежском море, и Донателло в норвежском секторе Северного моря.

Ведущей компанией в стране является государственная компания Statoil, основанная в 1973 году. В ноябре 1998 года Statoil подписала соглашение о сотрудничестве (NOBALES) с такими компаниями, как Saga Petroleum, Elf Aquitaine, Agip, Norsk Hidro и Mobil, предусматривающее проведение совместных работ в Баренцевом море. Кроме того, в стране действует частная нефтегазовая группа Saga Petroleum, в настоящее время Saga работает на таких месторождениях, как Снорр, Вигдис, Тордис и Варг. В начале сентября Saga подписала соглашение с Национальной Иранской Нефтяной компанией о проведении поисково-разведочных работ в северной части Персидского залива. Помимо этого, Saga ведет работы в Ливии (месторождение Мабрук) и Намибии (бассейн Людеритц).   Россия

Доказанные запасы нефти в России составляют около 6,6 млрд. тонн, или 5% от мировых запасов. Необходимо отметить, что сейчас Россия вместе со странами СНГ восстанавливает объемы производства нефти в размерах, которые существовали в бывшем Советском Союзе. В 1987 году добыча нефти в СССР достигала 12,6 млн. б/с (около 540 млн. т в год), что составляло почти 20% от мировой добычи, при ежедневном объеме экспорта 3,7 млн.

На сегодняшний день Россия является одним из крупнейших производителей нефти в мире, по объемам добычи она занимает третье место после Саудовской Аравии и США. Вместе с другими странами СНГ Россия обеспечивает около 10% от общего объема поставок на мировой рынок нефти. 

Нефтяной комплекс России включает в себя 11 крупных нефтяных компаний, на долю которых приходится 90,8% от общего объема нефтедобычи в стране, и 113 мелких компаний, объем добычи которых составляет 9,2%. Нефтяные компании России осуществляют полный комплекс нефтяных работ — от разведки, добычи и переработки нефти до ее транспортировки и сбыта нефтепродуктов. Крупнейшими российскими нефтяными компаниями являются ЛУКОЙЛ, ТНК, Сургутнефтегаз, Сибнефть, Татнефть, Роснефть, Славнефть.

На территории России открыто около 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, крупнейшие из которых находятся на шельфе Сахалина, Баренцева, Карского и Каспийского морей. Большая часть разведанных запасов нефти сосредоточена в Западной Сибири и на территории Уральского федерального округа. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке добыча нефти практически не ведется. Наиболее старыми и истощенными районами нефтедобычи в России являются Урало-Поволжье, Северный Кавказ и остров Сахалин. Месторождения Западной Сибири и Тимано-Печорского региона открыты сравнительно недавно и находятся на самом пике своего развития.

Несмотря на снижение за последнее десятилетие уровня добычи и переработки нефти, Россия остается одним из ведущих экспортеров нефти и нефтепродуктов. На ее долю приходится около 7% общемировых мощностей по нефтепереработке. К сожалению, этот потенциал реализуется не в полной мере: доля России по объему переработанной нефти снизилась с 9% от мирового объема в 1990 году до 5% в настоящее время. По масштабам фактической нефтепереработки Россия переместилась со второго места после США на четвертое, пропустив вперед Японию и Китай. А по уровню потребления нефтепродуктов на душу населения Россия находится сейчас на 14-м месте в мире, уступая, помимо развитых стран, таким государствам, как Нигерия. Кроме того, отечественные НПЗ сильно изношены, оборудование на них устарело. По износу основных фондов нефтепереработка лидирует в отечественном топливно-энергетическом комплексе, средний показатель износа по которому составляет 80%. 

Существенным препятствием для России на пути увеличения доли поставок на мировой рынок нефти являются ограниченные транспортные мощности. Основные магистральные трубопроводы России ориентированы на старые районы добычи, а транспортная схема, связывающая новые перспективные месторождения с потребителями обеспечена недостаточно. Однако в результате ввода в эксплуатацию в 2001 году двух новых трубопроводных систем — Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и Балтийской трубопроводной системы (БТС) — появятся дополнительные экспортные маршруты через Балтийское и Черное моря. 

Великобритания

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Великобритании является одной из ведущих отраслей экономики. Большинство нефтегазовых месторождений страны расположено в британской части Северного моря. С 70гг. прошлого века, в их освоение было вложено более 205 млрд.ф.ст. На британском континентальном шельфе разрабатывается 270 месторождений, из которых 150 – нефтяные, 100 – газовые, 20 – газоконденсатные. На материковой части Великобритании разрабатывается 31 месторождение нефти и несколько газовых месторождений.

В Великобритании нет разнообразия полезных ископаемых, но некоторые из них сыграли огромную роль в формировании промышленных районов. Особенно велико было значение месторождений каменного угля, рассредоточенных по всем экономическим районам, кроме трех южных и Северной Ирландии. 

В 60-х годах были найдены новые энергоресурсы — нефть и природный газ на шельфе Северного моря. Крупные месторождения расположены недалеко от берегов юго-востока Англии и северо-востока Шотландии. В британском секторе сосредоточено порядка 1/3 достоверных запасов нефти шельфа Северного моря (45 млрд. тонн или 2% мировых). Добыча ведется на полусотне месторождений, из которых крупнейшие Брент и Фортис. К середине 90-х годов добыча достигла 130 млн. тонн, почти половина из которых экспортируется — главным образом в США, Германию, Нидерланды. Сохраняется импорт нефти (50 млн. тонн, что связано в том числе с преобладанием легких фракций в североморской нефти и необходимостью получать всю гамму нефтепродуктов на НПЗ). По оценкам экспертов, Великобритания и в начале следующего столетия останется крупным производителем нефти.

Протяженность подводных трубопроводов, используемых для транспортировки нефти, газа и конденсата – 11 тыс.км.

Общее производство энергоносителей в Великобритании в 2007г. составило 185,6 млн.т. нефтяного эквивалента, что на 5,7% меньше, чем в 2006г. Вместе с тем, имеет место некоторое замедление падения объемов их производства.

 Регион – АмерикаКанада Канада экспортирует около 68% добываемой нефти в сыром виде и частично как нефтепродукты и почти весь этот объем идет в США. Среди отдельно взятых стран северный сосед является крупнейшим поставщиком в США нефти и нефтепродуктов.

В топливно-энергетическом балансе Канады около 3/4 приходится на жидкое и газообразное топливо. Существенно колеблется за последние 20 лет добыча нефти (89 млн. тонн в 1995 году), более устойчиво растет добыча природного газа, достигшая 158 млрд. кубометров (третье место в мире). Восточные провинции Канады импортируют нефть. Значителен экспорт нефти и газа в США.

Нефтяное богатство представляет собой на самом деле движущую силу канадской экономики. Кстати, что такое нефтеносные пески? Это – полезное ископаемое, состоящее из глины, песка, воды и битума. Из нефтяных песков с помощью, в частности специальных очистительных заводов производятся обычная нефть и нефтепродукты. доступные резервы нефти в Канаде составляют 179 млрд. баррелей. Тем самым она занимает в мире второе место после Саудовской Аравии по этому показателю.» Правда, в основном из этих запасов 174 млрд. баррелей находятся в нефтеносных песках и могут быть освоены с помощью дорогих и наносящих ущерб окружающей среде технологий. Нефтеносный песок добывается на открытых разработках или непосредственно сама нефть после того, как она посредством горячего пара разжижается под землей и затем откачивается на поверхность. Оба метода требуют в дальнейшем проведения специальных химических процессов, прежде чем можно будет продавать полученный продукт как синтетическую нефть.

Канада была восхождений в списке мировых производителей нефти в течение многих лет, и в настоящее время является девятой по величине экспортером нефти в мире. Начиная с 2000 года Канада стала крупнейшим поставщиком нефти в США, и была получить значительное внимание китайского рынка. Он предсказал, что к 2010 году Китай потребностей в импорте нефти удвоится, и совпадало с США к 2030 году. В настоящее время Канада позиционируется как крупнейший экспортер нефти в Китай.

Мексика

Мексика является одним из крупнейших производителей нефти в мире, ее доказанные запасы нефти оцениваются в 4 млрд. тонн. По объему добычи, которая составляет сейчас около 3,5 млн. б/с, Мексика обогнала Венесуэлу, и по праву занимает лидирующее положение в Латинской Америке. Около половины добываемой в стране нефти поставляется на экспорт, в первую очередь в США.Более половины нефти добывается на шельфе в заливе Кампече. 

Важным достижением нефтяной промышленности стало быстрое развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей, которые сегодня являются главными отраслями мексиканской обрабатывающей промышленности. Основные НПЗ расположены на побережье Мексиканского залива. За последние годы наряду со старыми центрами — Рейноса, Сьюдад-Мадеро, Поса-Рика, Минатитлан, — введены в действие новые — Монтеррей, Салина-Крус, Тула, Кадерейта. 

Согласно закону 1993 года об иностранных инвестициях, исключительные права на разведку и разработку нефтяных месторождений в стране сохраняются за государством, и прежде всего за государственной компанией Pemex. При Pemex действует Мексиканский институт нефти, который ведет научно-исследовательские работы. 

Венесуелла

Венесуэла, крупнейший региональный производитель нефти, создает благоприятный инвестиционный климат в своей газовой отрасли. Тем не менее роль нефтяного топлива по-прежнему велика. Мощности нефтехимических заводов увеличиваются, в потреблении продукции нефтепереработки растет доля сложных типов перегонки — термического и каталитического крекинга и риформинга. Крупнейший производитель нефти в регионе, Венесуэла, предпринимает активные попытки поднять добычу газа и выступить на мировой арене в качестве экспортера не только нефти, но и природного газа. Ориентация на разработку газовых ресурсов стала одной из приоритетных целей администрации нового президента страны УгоЧавеса, избранного в 1998 году. 

Доказанные запасы природного газа Венесуэлы составляют более 4 трлн. м3, что ставит Венесуэлу на 8-ое место в мире. В то же время в ряде стран, значительно уступающих Венесуэле по этому показателю, экспорт газа играет значительную или даже основную роль в экономике (например, Канада, Нидерланды, Индонезия, Малайзия и др.). Особенность газового потенциала Венесуэлы состоит в том, что в основном это попутный газ нефтяных месторождений. Запасы же свободного газа составляет только 9% суммарных. Добыча газа, примерно 62 млрд. м3 в год, тоже практически полностью формируется попутным нефтяным газом. Более 70% утилизированного газа используется для нужд нефтяной промышленности, и только 30 % поступает на внутренний рынок. 

Разработка газовых месторождений сдерживается главным образом отсутствием четкого правового режима деятельности в газовой сфере, а также тем обстоятельством, что основные месторождения находятся на востоке страны, а центры потенциального потребления газового топлива — на западе. Таким образом, для реализации амбициозной газовой программы правительству необходимо решить две задачи: создать условия, способствующие притоку иностранного и местного капитала на разработку газовых месторождений, и реализовать проекты по созданию газотранспортной инфраструктуры. Нынешнее руководство страны ставит своей задачей довести годовой уровень добычи газа к 2010 году до 150 млрд м3. Все операции со свободным газом газовых месторождений, начиная от разведки и добычи и кончая сбытом, отныне могут осуществляться частными инвесторами, как национальными, так и иностранными. При этом участие государственной компании не является обязательным. 

Регион – Африка

Африка прочно закрепилась в когорте нефтедобывающих районов мира с ее 12 процентами разведанных на планете запасов нефти и 11 процентами мирового объема добычи. Темпы роста разведанных месторождений и масштабов добычи говорят о том, что в будущем столетии роль Африки в нефтяных вопросах будет только расти. Один из главных ее козырей, помимо прочего, — близость и удобство транспортировки добытого сырья, до крупнейших потребителей — США и Бразилии.

Нигерия

Нигерия обладает значительными запасами нефти, природного газа, угля, колумбита, урана, олова, железной руды. 

Нефтегазовая отрасль продолжает оставаться лидером реального сектора экономики. Экспорт сырой нефти дает более 90 % всех валютных поступлений страны. По темпам развития этой отрасли, уровню капиталовложений (10 млрд долл.США) Нигерия занимает одно из первых мест в мире. Нигерия намерена увеличить свою квоту в ОПЕК до 4 млн барр. в день к 2007 г., а к 2010 г. — до 4,5 млн. барр. в день. 

Разработкой нефтяных месторождений занимаются иностранные компании, однако, государство получает более половины всех доходов. Уровень благосостояния Нигерии повышался или понижался в зависимости от цен на нефть на мировом рынке. Большая часть месторождений находится на юге страны, где река Нигер протекает через район лагун, болот и мангровых рощ. Нефть перерабатывается в Порт-Харкорте, откуда также экспортируются другие товары, в том числе пальмовое масло, арахис и какао. Много заводов и предприятий пищевой промышленности работает в таких крупных городах страны, как Лагос и Ибадан. Доходы от нефтяного промысла правительство Нигерии использует для усовершенствования системы образования, развития сельского хозяйства и новых отраслей промышленности. Около половины населения Нигерии занимается фермерством, используя традиционные методы ведения хозяйства. В последнее время получила развитие горная промышленность, особенно добыча каменного угля и олова.

Ангола

Ангола является вторым крупнейшим производителем нефти в Африке после Нигерии. Ведущим оператором нефтедобычи является компания Chevron Angola. В 2005 г. добыча нефти в Анголе составляла порядка 1,25 млн. баррелей в день. Запланировано, что в 2008 г. добыча нефти в Анголе возрастет до 2 млн. баррелей в день. В Анголе, несмотря на обострение гражданской войны, идет настоящая нефтяная лихорадка. Права на добычу там раскупаются нарасхват по ценам, превышающим еще недавние самые смелые прогнозы.

Последнее время нефтяной рынок Африки становится объектом обостряющейся конкуренции между Китаем и США. Китай, чтобы укрепить свои позиции на нефтяном рынке Африки, намерен предоставить Анголе в 2006 г. кредит в размере $3 млрд. Эти средства пойдут на строительство в Анголе нового НПЗ и на освоение глубоководных нефтяных месторождений на морском шельфе.

В Анголе уже открыто с полдюжины очень крупных месторождений. Добыча нефти в Анголе, как ожидается, должна достигнуть 1 млн. баррелей в день в 2000 году и 2 млн. — в 2005 году, т.е. уровня Нигерии. Особенно успешно идет разведка на нефть на севере Анголы: удачными оказываются 75 проц. пробуренных скважин американской компании «Экссон», 100 проц. — американской же «Шеврон» и французской «Тоталь» и лишь немногим меньше у другой французской компании «Эльф-Акитэн». «Экссон» и «Шеврон» ожидают в ближайшем будущем открытие запасов нефти минимум на 500 млн. баррелей. Рост нефтедобычи идет настолько бурно, что государственная компания «Сонангол» явно не поспевает за этими темпами. Только что она расширила свой штат за счет 300 молодых специалистов, которые в начале десятилетия были отправлены на учебу за границу для освоения новых технологий, но это пополнение — капля в море. Подготовка собственных кадров стала задачей номер один. Ведь, по оценкам администрации США, скоро ангольская нефть будет составлять 10 проц. всего импорта «черного золота» в США. Именно этим объясняется резкое увеличение интереса США к Анголе в последние годы.

Алжир

Экономика Алжира находится на подъёме, стимулируемым быстрым развитием нефте-газового комплекса, который обеспечивает 90 % экспортной выручки страны. Запасы углеводородов в нефтяном эквиваленте составляют 120 млрд баррелей, добыча нефти – около 60 млн т и газа – 130 млн т в год. 

После того как в 1986 году Алжир разрешил иностранным компаниям вернуться в нефтеразведку и добычу, нефтяной сектор совершил крупный скачок. Государственная компания «Сонатрак» не располагает необходимой технологи ей и персоналом для рывка вперед. Лишь с помощью иностранных инвесторов Алжир смог открыть крупнейшее месторождение в Гадамесе. Именно там специалисты американской компании «Андарко» открыли залежи объемом до 3 млрд. баррелей, что составляет треть всех национальных запасов. Новые технологии позволили поднять добычу на 65 проц. Лидером добычи нефти в Африке остается

Алжир уже сегодня – 2-й в мире производитель сжиженного газа (8.5 млн т в год) и 3-й в мире экспортёр природного газа. Предусмотрено значительное увеличение экспорта газа. Компания «Сонатрак» заявила о намерении инвестировать в эксплуатацию действующих и разработку новых месторождений нефти и газа 19 млрд долл. в ближайшие 2 года, что вызывает необходимость в оборудовании. Правительством создана новая законодательная база – приняты Законы о Недрах и Газе, делающие нефтегазовые отрасли открытыми для иностранных инвестиций. С их принятием начинают осуществляться крупнейшие проекты: 2 газопровода через Средиземное море и газопровод Алжир – Нигерия.

Крупнейшие страны-импортёры нефти Страна, которая закупает сырьё, называется импортёром. Крупнейшими импортёрами естественно являются экономически развитые регионы, такие как США, Европа и Япония. Доля США в мировом обороте занимает главенствующую роль, т.к. на эту страну приходится около 28% всей импортируемой нефти. Хочу заметить, что Америка не только закупает, но и сама производит примерно пятую часть потребляемого объёма сырья. Есть конечно же и собственные добывающие мощности. Безусловно нельзя забывать и о развивающихся странах, таких, как Китай и Индия. Это страны, которые очень активно набирают экономические обороты. 

Соединенные Штаты Америки

США являются крупнейшим потребителем нефти в мире. Ежедневный уровень потребления нефти в стране составляет около 23 млн. баррелей (или почти четверть от общемирового), при этом около половины потребляемой в стране нефти приходится на автотранспорт. 

За последние 20 лет уровень добычи нефти в Штатах снизился: так, в 1972 г. он составлял 528 млн. т, в 1995 г. — 368 млн. т, а в 2000 г. — только 350 млн. т, что является следствием возросшей конкуренции между американскими производителями и импортерами более дешевой зарубежной нефти. Из потребляемых 23 млн. б/с в США добывается только 8 млн. б/с, а остальная часть импортируется. При этом США по-прежнему занимают второе место в мире по объему добываемой нефти (после Саудовской Аравии). Доказанные запасы нефти США составляют около 4 млрд. тонн (3% от мировых запасов). 

Большая часть разведанных месторождений страны находится на шельфе Мексиканского залива, а также у Тихоокеанского побережья (Калифорния) и берегов Ледовитого океана (Аляска). Главными районами добычи являются Аляска, Техас, Калифорния, Луизиана и Оклахома. В последнее время возросла доля нефти, добываемой на морском шельфе, в первую очередь, в Мексиканском заливе. Крупнейшими нефтяными корпорациями страны являются Exxon Mobil и Chevron Texaco. Основными импортерами нефти в США являются Саудовская Аравия, Мексика, Канада, и Венесуэла. США сильно зависимыми от политики ОПЕК, и именно поэтому заинтересованы в альтернативном источнике нефти, которым может стать для них Россия.

Страны Европы Основными импортёрами нефти в Европе являются Германия, Франция, Италия.

Европа импортирует 70% (530 млн тонн) от объема потребления нефти, 30% (230 млн тонн) — покрывается за счет собственной добычи, в основном, в Северном море. 

Импорт в страны Европы составляет 26% от общего объема импорта нефти в мире. По источникам поступления импорт нефти в Европу распределяется следующим образом:

– Ближний Восток — 38% (200 млн т/год) – Россия, Казахстан, Азербайджан — 28% (147 млн т/год) – Африка — 24% (130 млн т/год) – другие — 10% (53 млн т/год).

В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ. 

Япония

Поскольку природные ресурсы страны ограничены, Япония очень зависит от иностранного сырья и импортирует разнообразные товары из-за границы. Основными партнерами Японии по импорту являются Китай — 20,5%, США — 12%, ЕС — 10,3% Саудовская Аравия — 6,4%, ОАЭ — 5,5%, Австралия — 4,8%, Южная Корея — 4,7%, а также Индонезия — 4,2%. Главные импортные товары — техника и оборудование, природное топливо, пищевые продукты (особенно говядина), химикаты, текстиль и промышленное сырье. В целом, основными торговыми партнерами Японии являются Китай и США.

Япония, пережив два нефтяных кризиса в 70-х и начале 80-х годов, смогла минимизировать уязвимость экономики перед изменением цен на нефть, благодаря внедрению крупными корпорациями систем экономии энергии и правительственным инициативам по разработке альтернативных источников энергии.

Китай

Экономика Китая продолжает развиваться бурными темпами, требуя все больших объемов энергоресурсов. Кроме того, решение правительства КНР по созданию стратегического запаса нефти также оказывает влияние на рост импорта. К 2010 году резерв нефти должен будет покрывать потребности страны в течение 30 дней. 

Темпы прироста импорта в июне оказались почти самыми высокими в этом году, уступив лишь апрельским, когда импорт нефти вырос на 23%. 

Общая стоимость нефтяного импорта Китая за первое полугодие выросла на 5,2% и составила $35 млрд. В июне импорт обошелся в $6,6 млрд. При этом импорт нефтепродуктов даже сократился на 1% до 18,1 млн. метрических тонн в первом полугодии. В июне импорт нефтепродуктов составил 3,26 млн. метрических тонн.

Индия

В Индии в настоящее время имеется дефицит энергоресурсов во многих сферах. В сельской местности мы потребляем традиционные энергоносители – древесину, сельскохозяйственные отходы. Это вызывает загрязнение атмосферы и почвы. В этой связи подобное энергопотребление должно быть замещено более чистыми источниками энергии, что является частью развития энергетической стратегии Индии.

Индийцы пошли своим путем и полностью доверяли советским специалистам. В августе 1996 года была создана государственная Комиссия по нефти и природному газу (ONGC).Подчеркнем, что до начала сотрудничества с Советским Союзом Индия потребляла 5,5 млн. тонн импортной нефти, своей же нефти не было. Но всего лишь за 10 лет (по состоянию на 1 декабря 1966 года) было открыто 13 нефтяных и газовых месторождений, подготовлены промышленные запасы нефти в объеме 143 млн. тонн, добыча нефти составила более 4 млн. в год. В Индии трудились более 750 лучших советских специалистов-нефтяников. А в 1982 году в Государственной Индийской Корпорации работало уже 25 тысяч человек, в том числе 1,5 тысячи специалистов с высшим образованием, многие из них учились в советских ВУЗах.

smart-lab.ru

Основные страны экспортёры и импортёры нефти в мире

Треть государств на планете располагают разведанными запасами нефти, пригодными для добычи и переработки в промышленных масштабах, но далеко не все торгуют сырьём на внешнем рынке. Определяющую роль в этой сфере мировой экономики играют всего полтора десятка стран.Ведущими игроками на рынке нефти являются крупнейшие экономики-потребители и немногие государства-производители.

Нефтедобывающие державы каждый год суммарно извлекают из недр более одного миллиарда баррелей сырья. На протяжении десятилетий общепринятой эталонной единицей измерения жидкого углеводорода является условная бочка - американский баррель, который равняется 159 литрам. Суммарные общемировые запасы по разным оценкам специалистов составляют от 240 до 290 миллиардов тонн.

Страны-поставщики специалистами разделяются на несколько групп:

  • государства-члены ОПЕК;
  • страны Северного моря;
  • североамериканские производители;
  • прочие крупные экспортеры.

Наибольший сегмент мировой торговли занимает ОПЕК. На территории двенадцати государств-участников картеля залегает 76% разведанных объемов этого невозобновляемого ресурса. Члены международной организации ежедневно извлекают из недр 45% мирового объема легкой нефти. Аналитики IEA – Международного энергетического агентства – полагают, что в ближайшие годы зависимость от стран ОПЕК будет только расти в связи с сокращением запасов у независимых экспортеров. Государства Ближнего Востока поставляют нефть покупателям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке и Западной Европе. https://www.offbank.ru/

Одновременно как поставщики, так и покупатели стремятся к диверсификации логистической составляющей торговых сделок. Объемы предложений традиционных производителей подходят к своему верхнему пределу, поэтому некоторые крупные покупатели, в первую очередь КНР, все чаще обращают внимание в сторону так называемых стран-изгоев: например, Судана и Габона. Игнорирование Китаем международных норм не всегда встречает понимание в международном сообществе, однако, во многом оправдано для обеспечения экономической безопасности.

Рейтинг ведущих экспортеров нефти

Абсолютными лидерами по экспорту нефти являются рекордсмены по извлечению сырья из недр: Саудовская Аравия и Российская Федерация. Последнее десятилетие список крупнейших продавцов нефти выглядит следующим образом:

  1. Саудовская Аравия неизменно занимает верхнюю строчку с самыми обширными доказанными запасами и ежедневным экспортом 8,86 млн. баррелей, это почти 1,4 млн. т. В стране около 80 обширных месторождений, крупнейшими потребителями являются Япония и Соединенные Штаты.
  2. Россия поставляет 7,6 млн. барр. в сутки. В стране доказанных запасов черного золота более 6,6 млрд. т, что составляет 5% от общемировых запасов. Основными покупателями являются страны ближнего зарубежья и ЕС. Учитывая разработку перспективных месторождений на Сахалине, ожидается увеличение экспорта Дальневосточным покупателям.
  3. ОАЭ экспортирует 2,6 млн. барр. Ближневосточное государство обладает 10% запасов нефти, основными торговыми партнерами являются страны АТР.
  4. Кувейт – 2,5 млн. барр. Небольшое государство располагает десятой частью от мировых запасов. При существующих темпах добычи, ресурсов хватит минимум на столетие.
  5. Ирак – 2,2 - 2,4 млн. барр. Располагается на втором месте по имеющимся запасам сырья, разведанных залежей более 15 млрд. т. Эксперты же заявляют, что нефти в недрах в два раза больше.
  6. Нигерия - 2,3 млн. барр. Африканское государство на протяжении многих лет стабильно занимает шестую позицию. Разведанные запасы составляют 35% от всего объема найденных залежей на черном континенте. Удачное географическое положение позволяет транспортировать сырье как в Северную Америку, так и в страны Дальневосточного региона.
  7. Катар – 1,8 - 2 млн. барр. Доходы от экспорта на душу населения самые высокие, что делает эту страну богатейшей в мире. Объемы разведанных запасов превышают 3 млрд. т.
  8. Иран - более 1,7 млн. барр. Объем запасов – 12 млрд. т, что составляет 9% богатств планеты. Ежедневно в стране извлекается около 4 млн. баррелей. После отмены санкций поставки на внешний рынок будут возрастать. Невзирая на снижение цен, Иран намерен экспортировать не менее 2 млн. барр. Основными покупателями являются КНР, Южная Корея и Япония. оффбанк.ру
  9. Венесуэла - 1,72 млн. барр. Крупнейшим торговым партнером являются США.
  10. Норвегия - более 1,6 млн. барр. Скандинавская страна обладает самыми обширными запасами среди стран ЕС – полтора миллиарда тонн.
  • Крупными экспортерами, объем ежедневных продаж которых превышает 1 млн. баррелей в сутки, являются Мексика, Казахстан, Ливия, Алжир, Канада, Ангола. Менее миллиона в день экспортируют Британия, Колумбия, Азербайджан, Бразилия, Судан. Всего в числе продавцов значатся более трех десятков государств.

Рейтинг крупнейших покупателей нефти

Список крупнейших покупателей сырой нефти остается стабильным на протяжении многих лет. Однако в связи с активизацией в Соединенных Штатах добычи сланцевой нефти и ростом экономики Китая в ближайшие годы лидер может поменяться. Объемы суточных закупок следующие:

  1. США ежедневно приобретают 7,2 млн. баррелей. Треть ввозимой нефти арабского происхождения. Импорт постепенно снижается за счет расконсервации собственных месторождений. В конце 2015 года в отдельные периоды чистый импорт снижался до 5,9 млн. барр. в день.
  2. КНР импортирует 5,6 млн. барр. По объему ВВП является крупнейшей экономикой мира. Стремясь обеспечить стабильность поставок, госкомпании инвестируют огромные средства в нефтедобывающие отрасли в Ираке, Судане и Анголе. Географический сосед Россия также рассчитывает увеличить долю поставок на китайский рынок.
  3. Япония. Японская экономика ежедневно нуждается в 4,5 млн. барр. нефти. Зависимость местной нефтеперерабатывающей промышленности от внешних закупок составляет 97%, в недалеком будущем составит 100%. Основным поставщиком является Саудовская Аравия.
  4. Индия ввозит в сутки 2,5 млн. барр. Зависимость экономики от импорта составляет 75%. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие закупки на внешнем рынке будут увеличиваться на 3 – 5% в год. По закупкам «черного золота» в ближайшей перспективе Индия может опередить Японию.
  5. Южная Корея – 2,3 млн. барр. Основными поставщиками являются Саудовская Аравия и Иран. В 2015 году впервые были осуществлены закупки в Мексике.
  6. Германия – 2,3 млн. барр.
  7. Франция – 1,7 млн. барр.
  8. Испания – 1,3 млн. барр.
  9. Сингапур – 1,22 млн. барр.
  10. Италия – 1,21 млн. барр.
  • Более полумиллиона баррелей в сутки закупают Голландия, Турция, Индонезия, Таиланд и Тайвань. //www.offbank.ru/

По оценкам IEA в 2016 году спрос на жидкие углеводороды увеличится на 1,5%. В будущем году рост составит 1,7%. В долгосрочной перспективе спрос также будет неуклонно расти и не только за счет увеличения количества транспортных средств, использующих двигатели внутреннего сгорания. Современные технологии требуют все больше синтетических материалов, производным которых является нефть.

www.offbank.ru

География. охарактеризуйте основные грузопотоки газа. охарактеризуйте основные грузопотоки газа.

Природный газ — самое дешевое и экологически чистое топливо. Лидером в -мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн - -Западная Сибирь. Крупнейшей газодо-бывающей страной являются США, далее Канада, Туркмения, Нидерланды, Великобритания. В отличие от нефтедобывающих, главными газодобываю-щими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. По запасам природного газа выделяются два района: СНГ (западная сибирь, туркмения, узбекистан) и Ближний Восток (иран) . Главными экспортерами газа являются Россия, по­ставляющая газ в Восточную и Западную Европу; Канада и Мексика, поставляющие газ в США; Ни­дерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий газом Западную Европу и США; Индонезия, страны Ближнего Вос­тока, Австралия, экспортирующие газ в Японию. Транспортировка газа обеспечивается двумя спосо­бами: по магистральным газопроводам и с помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа. Главные страны экспортёры и импортеры газа. Главные грузопотоки газа. Самая большая доля по размерам потребления природного газа, как и по размерам его производства, сохраняется за Северной Америкой - 32 %, в составе которой США были и остаются крупнейшими в мире потребителями этого вида топлива (600-650 млрд. м3 в год) . Доля стран Зарубежной Европы в потреблении газа составляет -21,1 %, среди стран выделяются следующие: Германия - 80 млрд. м3, Великобритания - 90 млрд. м3. Доля стран Зарубежной Азии в потреблении газа составляет- 19 % (выделяются Индонезия, Малайзия, Саудовская Аравия, Иран) . Страны с переходной экономикой - 22,4 % (Страны СНГ, Китай) . Доля Латинской Америки в мировом потреблении природного газа сравнительно невелика - 3,9 %. Т. е. из всего сказанного видно, что главными импортерами газа -являются Зарубежная Европа, США и Япония, а главные экспортеры -страны СНГ (Россия, Туркмения) , Зарубежная Европа (Нидерланды, Норвегия) , Зарубежная Азия (Малайзия, Индонезия, ОАЭ) , Африка (Алжир) , а так же Канада. Экспортно-импортные операции с природным газом осуществляют двумя способами: по магистральным газопроводам (75 %) и с использованием морского транспорта в сжиженном виде (25 %).По магистральным газопроводам обслуживают внутриконтиненталъную торговлю (Канада -США; Нидерланды, Норвегия - другие европейские страны; Россия - страны Восточной и Западной Европы) . В отдельных случаях по газопроводам осуществляется и межрегиональная и межконтинентальная торговля (Африка — Западная Европа) . Россия была и продолжает оставаться крупнейшим экспортером природного газа (200 млрд. м3 в год) . В отличие от нефти пока преждевременно говорить о мировом рынке П. Г. Правильней вести речь о нескольких региональных рынках. В международной торговле сжиженным газом в мировом хозяйстве сложились две главные газотранспортные системы - система Азиатско-Тихоакеанскогорегиона — самая мощная и разветвленная, обеспечивает более Уц всех мировых Экспортно-импортных поставок сжиженного природного газа (С. П. Г. ) . Азиатско-Тихоакеанскийрегион (ведущая страна экспортер - Индонезия) поставляет газ в Японию, республику Корея, Тайвань. Африкано-Западноевропейская газотранспортная система (ведущие страны экспортеры - Алжир, Ливия, Нигерия) поставляет газ во Францию, Испанию, Бельгию.

Ну и хули ты там настрочил? Я че, нахуй, все это в сам. работе напишу?

Основными направлениями транспортировки природного газа («газовые мосты») являются: Россия – Европа и СНГ; Канада – США; Мексика – США; Нидерланды, Норвегия – Западная Европа; Алжир – США; Алжир – Западная Европа; Индонезия, Ближний Восток, Австралия – Япония.

touch.otvet.mail.ru

Международные грузоперевозки и грузопотоки :: urfotrans.ru

Зародившись в глубокой древности, логистика, или изначально наука, изучающая грузоперевозки во всех аспектах, приобретает характер устойчиво развивающейся отрасли на стыке восемнадцатого и девятнадцатого веков. Это обусловлено созданием в экономически развитых странах крупных производств, ориентированных на регулярный импорт сырья из стран Азии, Африки и Латинской Америки с соответствующими обратными грузопотоками, состоящими преимущественно из потребительских товаров. В итоге грузоперевозки в мировой торговле складываются из двух основных грузопотоков: в развитые страны сырье, в развивающиеся  - товары с высокой степенью обработки.

С течением времени грузоперевозки пережили несколько этапов развития. В первой половине двадцатого века, до второй мировой войны, основные грузопотоки, более чем на 60% процентов состояли из продовольствия, сырья и топлива. Во второй половине столетия международные грузоперевозки переживают период бурного роста и  закладываются основы современной логистики, основы контейнерных перевозок, т.к. становится очевидно, что обработать такие объемы можно лишь опираясь на высокотехнологичные процессы обработки и перемещения грузов. Сегодня на контейнерные грузоперевозки приходится более 50% мирового товарооборота, что в абсолютном исчислении составляет, по состоянию на 2007 год порядка 380 млн. TEU. Из Китая в Европу было перевезено около 15 млн. TEU грузов, большая часть которых прошла морским путем. На транзит через Россию пришлось менее полупроцента грузов, или 100 тыс. TEU. По прогнозам на 2016 год, объем контейнерных перевозок из Китая в Европу составит порядка 35 млн. TEU.

Таким образом, контейнерные грузоперевозки в России черезвычайно актуальны и обладают большим потенциалом, который складывается из увеличения объема внутренних контейнерных перевозок, доля которого на сегодня составляет 15% и транзита. Стратегия развития транспортной системы России предполагает интенсивное развитие транспортного коридора Восток-запад (см.статью "Трансконтинентальные автоперевозки за круглым столом").

Если оценить в общем структуру грузопотоков в современном мировом товарообороте, то немногим более 60% придется на долю обрабатывающей промышленности, порядка 20% -  топливо, по десять процентов дают сырьевой и продовольственный сектора (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.  Грузоперевозки в мировой торговле. Структура основных грузов.

Морской транспорт, являясь самым дешевым видом транспорта, обеспечивает международные грузоперевозки на 70%, что составляет порядка 4 млрд. тонн.

Перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ) в морских перевозках занимают особое место. Из четырех миллиардов тонн ежегодно добываемой нефти, на рынок международных перевозок попадает порядка сорока процентов, что составляет  1,6 млрд. тонн в год. Большой территориальный разрыв между странами добычи и потребления нефтепродуктов обуславливает большие грузопотоки. Основные направления перевозок нефти: Персидский залив - Западная Европа, Персидский залив – Япония, Персидский залив - США. наиболее оптимизированы грузоперевозки СПГ: Тринидад и Тобаго – США,  Алжир – Западная Европа,  Малайзия, Индонезия – Япония, Южная Корея, Тайвань. Рынок СПГ перспективен. При значительном увеличении расстояния транспортировки, прирост транспортной составляющей для СПГ намного меньше, чем для природного газа, транспортируемого по трубопроводам. Точка пересечения прямых зависимости расстояния транспортировки и цены – 3500 км.

Значителен объем морских  перевозок угля, не смотря на то, что на рынок международных перевозок попадает не более десяти процентов ископаемого. Среди массовых сухих грузов уголь занимает первое место.  Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США и ЮАР.

Перевозки железной руды осуществляются на сверхдальние расстояния: Бразилия – Япония, Австралия – Западная Европа.

Замыкают перечень наиболее значимых "морских грузов"  зерновые культуры. Основные экспортеры – США, Канада, Австралия и Аргентина.

Общий объем международных грузоперевозок оценивается в 6,7 млрд. тонн. На автоперевозки  приходится 1,4 млрд. тонн в год, железная дорога обрабатывает 0,8 млрд. тонн грузов (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Международные грузоперевозки  по видам транспорта

Интерполировав некоторые величины, имеющиеся в нашем распоряжении, можно сделать несмелый вывод о том, что в целом, мировой паутине грузопотоков (имеются в виду экспортно-импортные и внутренние грузоперевозки в совокупности) циркулирует порядка 15-16 млрд. тонн различных грузов.

Наибольшая плотность перевозок, безусловно, приходится на маршруты, соединяющие наиболее развитые экономики мира: страны ЕС, США, Япония, Китай, Россия.   Причем за последний десяток лет возрастает интенсивность  внутрирегиональных грузопотоков. Международные грузоперевозки объединяются вокруг так называемых, мировых кластеров. Это страны Евросоюза, доля которых  в совокупном импорте составляет 40%, т.е. на внутренний грузооборот приходится больше, чем на всех прочих внешнеэкономических партнеров. Для Китая и Японии возрастает доля импорта и, соответственно объем перевозок из стран Азии до 65 и 50 процентов соответственно с одновременным снижением потока из США.

На экспортные грузоперевозки Китая 18% приходится на страны ЕС, столько же на США.  Доля экспортных перевозок в страны юго-восточной Азии составляет порядка 50%.

Для США стратегические направления – это Западная Европа, Ближний Восток, Китай и страны юго-восточной Азии.

Urfotrans.ru

urfotrans.ru