Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Гарегин тосунян состояние


Тосунян Гарегин Ашотович, президент Ассоциации российских банков: биография, семья :: BusinessMan.ru

Банкир, руководитель и создатель Ассоциации российских банков, в прошлом советник премьер-министра России, доктор юридических наук, завкафедрой банковского права в Академии народного хозяйства, кандидат физико-математических наук – перечислять звания и регалии этого человека можно долго. Это Гарегин Тосунян.

Биография банкира

Будущий банкир родился в мае 1955 года в Ереване в интеллигентной семье папы историка и мамы учительницы русского. Высшее образование получил в МГУ, став ядерным физиком. Последующие 10 лет он посвятил именно физике, работая в институте ядерных исследований, расположенном в городе Дубне, и в электротехническом институте в столице. В последнем он защищался с диссертацией, получив звание кандидата физико-математических наук.

Вскоре после получения ученой степени в 1988 году Тосунян Гарегин Ашотович покинул науку и стал госслужащим – работал в Мосгорисполкоме, где не только создал, но и возглавил управление научно-производственной кооперации. В нем занимались тем, что переводили на самофинансирование внебюджетные структуры. Параллельно с государственной службой Тосунян получает свое второе высшее образование по новой для него специальности "правоведение", на этот раз во Всесоюзном юридическом институте.

Начало банковской карьеры

В самом начале 90-х Академия народного хозяйства совместно с Госстрахом и другими организациями принимает участие в организации "Технобанка" ("Московский банк развития науки и технологий"). Тосуняна приглашают присоединиться к созданию учреждения и его управлению. Через год, уже будучи главой "Технобанка", Тосунян Гарегин учреждает Ассоциацию российских банков и становится ее вице-президентом.

В этот же период Тосунян учреждает еще несколько структур, среди которых и Межбанковский финансовый дом с особым центром научных исследований и даже информагентством при нем.

90-е годы обозначены в карьере Тосуняна еще и получением новых специальностей. Так, в 92-ом он получил третье высшее образование в той же Академии народного хозяйства и в этот же период защитил диссертацию, став кандидатом юридических наук. Спустя три года он защитит очередную диссертацию по теме банковского дела и получит уже докторскую степень.

Карьера советника при управленческом аппарате

В 1997 году Тосунян оставляет управление "Технобанком", оставшись его президентом, и сосредотачивается на деятельности советника в управленческом аппарате страны. Так, Юрий Лужков назначает банкира своим собственным советником в финансово-правовой области, а также действующий в тот период как вице-премьер Виктор Христенко делает его своим советником. Тосунян принимает участие и в разработке экономической реформы.

1999 год поставил точку в отношениях "Технобанка" и его бывшего президента. Тосунян Гарегин покидает этот пост и становится советником премьер-министра Примакова, он консультирует его по кредитным и другим финансовым вопросам.

Далее в правление Агентства по реструктуризации кредитных организаций входит Гарегин Тосунян. Состояние "Технобанка" как раз в этот период крайне плачевно – у него отзывают лицензию за выявленные в большом количестве нарушения.

Новейшая история – 2000-е годы в карьере

В 2000 году Тосунян покидает госаппарат и государственную службу и вскоре становится президентом созданной им банковской ассоциации. К этому избранию он шел 10 лет. С самого основания этой организации Тосунян Гарегин Ашотович – президент Ассоциации российских банков. Он занимает эту должность бессменно.

На посту президента он сразу начал вести активную деятельность. Так, он протестовал против того, чтобы в России началось открытие представительств иностранных банков, ратовал за снижение ставок рефинансирования, всячески опровергал передел банковского поля, о котором писала пресса в свете громких убийств банкиров в тот период. Также он протестовал против практики предоставления банками в органы полиции информации об их клиентах и их операциях.

Помимо основной деятельности, Тосунян занимает ряд позиций в смежных межбанковских организациях, таких как Московский банковский союз, региональная Ассоциация банков в Центральной России, а также Совет региональных банковских объединений.

Публикации и научная деятельность

Тосунян Гарегин Ашотович за свою долгую научную, банковскую и государственную карьеру создал множество публикаций и монографий, посвященных самым разным темам. Большой список работ имеет отношение к банковскому и финансовому праву. Это и журнальные статьи, и крупные монографии, и учебные курсы, и даже первый в России учебник по банковскому праву, вышедший в 4 томах.

Также Тосунян в последние годы заведует кафедрой банковского права в Академии народного хозяйства и руководит финансово-правовым сектором в Российской Академии наук. Помимо этого, он входит в ученый совет Института государства и права, преподает в Академическом правовом университете и осуществляет деятельность члена редакционного совета нескольких специализированных изданий по банковскому праву и финансово-юридическим вопросам.

Семья

Тосунян Гарегин Ашотович состоит в законном браке. Его жену зовут Еленой. У супругов имеется трое уже взрослых детей.

Старший сын Рубен родился в 1981 году. Сегодня он совместно с отцом владеет компанией "Лейла и Р", которая занимается тем, что сдает в наем коммерческую недвижимость в Москве.

Также у Тосуняна двое дочерей. Анна родилась в 1985 году и ранее занимала пост генерального директора в компании своего отца и старшего брата. На данный момент она работает в "МСП Банке", где руководит департаментом малого и среднего предпринимательства.

Младшая дочь Гарегина Аштотовича, Диана, родилась в 2000 году и сейчас еще учится.

Увлечения

О личной жизни Тосунян Гарегин Ашотович не любит распространяться. Пресса пишет только о том, что он увлекается бильярдом. Однако Гарегин Ашотович успел попробовать себя и в кино. В 2010 году на экраны вышел отечественный фильм "Однажды в шоу-бизнесе" с участием банкира. Это комедия режиссера Александра Барщевского с Мариной Александровой, Маратом Башаровым и Михаилом Ефремовым в главных ролях.

В интервью банкир признается, что интересуется устройством Вселенной и теорией черных дыр, а также любит путешествовать. Если бы у него было больше свободного времени, он бы тратил его на сон и интересные поездки.

businessman.ru

Тосунян Гарегин Ашотович , Биография

Тосунян Гарегин Ашотович фото

Президент Ассоциации российских банков с 2002 года, один из основателей ассоциации. Бывший основатель и глава Технобанка с 1990 по 1999 год, в 1999 году был советником премьер-министра и первого вице-премьера РФ. С 1996 года заведует кафедрой банковского права и финансово-правовых дисциплин Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Кандидат физико-математических и доктор юридических наук.

Г.А.Тосунян родился 14 мая 1955 года в г.Ереван. Отец - Ашот Карпович Тосунян, историк. Мать - Кима Гедеоновна, учительница русского языка. После окончания школы в 1971 году Тосунян поступил на физический факультет Московского государственного университета, выпускником которого по специальности «ядерная физика» он стал в 1977 году. До 1988 года Тосунян работал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне и во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) имени В. И. Ленина в Москве: был научным сотрудником, старшим научным сотрудником и заместителем начальника отдела. В 1986 году он защитил в ВЭИ диссертацию, получив ученую степень кандидата физико-математических наук.

В 1988 году Тосунян ушел из науки на работу в Московский городской исполнительный комитет (Мосгорисполком) в главное управление по науке и технике. Там он стал основателем и начальником управления научно-производственной кооперации. Одним из его начальников был будущий владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков. Под руководством Тосуняна осуществлялась организация внебюджетных территориальных производственно-технических управлений и их перевод на хозрасчет и самофинансирование. Параллельно в 1987 году Тосунян поступил на факультет правоведения Всесоюзного юридического заочного института, окончив его в 1989 году.

В 1990 году Тосуняна пригласили создать и возглавить Московский банк развития науки и технологий (Технобанк). Банк создавался при участии Академии народного хозяйства, Госстраха, АО «Камея» и издательства «Художественная литература». На посту главы Технобанка в 1991 году Тосунян участвовал в создании Ассоциации российских банков (АРБ), тогда же был избран на пост вице-президента АРБ. Через год был основан Межбанковский финансовый дом (МФД), сопредседателями которого стали Тосунян и Александр Смоленский. В 1994 году при МФД Тосунян основал центр научных исследований, а в 1996 году на основе МФД было создано информационное агентство «МФД-ИнфоЦентр».

В 1992 году Тосунян получил третье высшее образование на экономическом отделении Академии народного хозяйства при правительстве РФ и в том же году в Московском юридическом институте защитил диссертацию «Административно-правовой статус организационных форм местного управления: На примере территориальных межотраслевых производственно-технических управлений», получив ученую степень кандидата юридических наук.

В 1993 году Тосунян вошел в общефедеральный список избирательного объединения — политического движения «Преображение» на выборах в Государственную Думу первого созыва, однако до выборов оно допущено не было. «Преображение» выражало интересы российского бизнеса: движение возглавляли генеральный директор акционерного общества «Уралмаш» Виктор Коровин, директор Центра информационных и социальных технологий Евгений Сабуров и руководитель фирмы «Ринако» Дмитрий Суфиненко, в избирательный список также входил Леонид Невзлин.

В 1994 году Тосунян был избран первым вице-президентом АРБ, в том же году участвовал в создании Совета уполномоченных банков правительства Москвы, который возглавил в 1997 году. В 1995 году в Московской государственной юридической академии он защитил диссертацию «Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы» и стал доктором юридических наук.

В 1990-е годы Тосунян критиковал Центробанк, призывая к его ликвидации и созданию нового федерального банковского регулятора, который бы ставил своей первоочередной целью помощь банкам, а не производству.

В 1996 году Тосунян входил в Совета по банковской деятельности при правительстве РФ, а в следующем году мэр Москвы Юрий Лужков назначил Тосуняна своим советником на общественных началах по финансово-правовым вопросам, впоследствии он стал также членом Московской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

В 1997 году Тосунян покинул пост председателя правления Технобанка, оставшись его президентом. С 1998 года он занимал пост советника вице-премьера Виктора Христенко и участвовал в работе правительственной комиссии по экономической реформе. В феврале 1999 года премьер-министр Евгений Примаков пригласил Тосуняна на должность своего советника по кредитно-финансовым вопросам, в связи с чем банкир окончательно ушел из Технобанка, который к тому времени заподозрили в финансовых махинациях: накануне объявления дефолта по государственным краткосрочным обязательствам правительством РФ банк продал все клиентские ГКО, однако деньги клиентам не вернул. В марте того же года Тосунян как представитель правительства вошел в совет директоров возглавляемого Александром Турбановым «Агентства по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), которое в мае того же года признало экономически нецелесообразным участие в реструктуризации Технобанка (его лицензия была отозвана в 2000 году по фактам многочисленных нарушений). После отставки Примакова в мае 1999 года Тосунян некоторое время был советником первого вице-премьера Христенко, затем был назначен заместителем председателя экспертного совета при комитете Государственной Думы РФ по кредитным организации и финансовым рынкам. После ухода с этой должности в 2000 году Тосунян два года занимался преподавательской деятельностью.

В 2001 году Тосунян был избран президентом Ассоциации банков Центральной России (АБЦР).

В 2002 году Тосунян был избран президентом АРБ и впоследствии переизбирался на эту должность. Пресса писала, что поста председателя АРБ Тосунян добивался с 1990-х годов и фактически осуществил «переворот» в организации, сместив ее предыдущего главу Сергея Егорова.

На посту главы АРБ Тосунян комментировал события в банковской сфере. Он выступал против открытия в России подразделений иностранных банков. Также он категорически опровергал информацию о том, что убийства банкиров, в частности убийство зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова, произошло в рамках «передела» банковского сектора России[34]. Накануне мирового кризиса в 2008 году он заявлял, что в ЦБ РФ нет «черного списка» банков, а в его ходе призывал к снижению ставок рефинансирования.

В октябре 2011 года Тосунян как глава АРБ обратился с письмом к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, в котором выразил обеспокоенность тем фактом, что органы внутренних дел запрашивают у банков отчеты об операциях клиентов, копии правил о соблюдении контроля и другие документы. По мнению Тосуняна, предоставление этих документов органам внутренних дел противоречило законодательству.

Тосунян занимает пост председателя совета Московского банковского союза (МБС) и Всероссийского совета региональных банковских объединений. Также он является советником спикера Совета Федерации РФ Сергея Миронова и членом совета директоров ЗАО «Петербургский межбанковский финансовый дом». В 2006 году Тосунян был включен в состав президиума Российского союза промышленников и предпринимателей.

Тосунян является автором учебных курсов, а также нескольких десятков книг и монографий по банковскому праву. С 1996 года он заведует кафедрой банковского права и финансово-правовых дисциплин Академии народного хозяйства при правительстве РФ, а с 1997 года является руководителем сектора финансового и банковского права Института государства и права Российской академии наук. В 2008 году Тосунян стал иностранным членом Армянской национальной академии наук (АНАН).Является членом:    учёного и диссертационного советов Института государства и права РАН;    совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при МГЮА им. О. Е. Кутафина;    редакционных коллегий журналов «Государство и право», «Банковское право», «Вопросы правоведения»;    наблюдательного совета журналов «Долговой Эксперт» и «Национальный банковский журнал» (заместитель председателя Совета).

Также он является преподавателем Академического правового университета.Тосунян Г.А. заложил основы нового для отечественной правовой науки направления – банковского права. Им предложено решение вопроса о месте комплексной отрасли банковского права в системе российского права, ее предметном ядре, введено понятие «банковское правоотношение» и дано его определение, разработан вопрос о комплексном методе правового регулирования, сформулированы и обоснованы важнейшие принципы банковского права.

В 2008 году Тосунян неудачно избирался членом-корреспондентом РАН.В мае того же года разгорелся громкий скандал вокруг избрания академиков и членов-корреспондентов РАН: в списке соискателей оказалось больше десятка чиновников и бизнесменов, таких как Тосунян, Андрей Белоусов, Сергей Степашин и других. Академики сочли, что высокая доля VIP-персон их дискредитирует, и отвергли соискателей уже на этапе научных секций.В 2010 году Указом Президента РФ присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».2010 — один из инициаторов создания первого в России института Финансового омбудсмена.В декабре 2011 года избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению общественных наук.Заслуженный деятель науки РФ.

У Тосуняна трое детей: сын Рубен (1981 года рождения) и две дочери, Анна (1985 года рождения) и Диана (2000 года рождения). Упоминалось, что он увлекается игрой на бильярде.

Телефон: (495) 691-66-30Факс: (495) 691-66-66

ladno.ru

Гарегин Тосунян биография и карьера в Ассоциация российских банков, последние новости и фото.

Президент Ассоциация российских банков

    14 Мая 1955 Возраст : 63 года

Тосунян Гарегин Ашотович родился 14 мая 1955 года в Ереване, Армения. Его отец, Ашот Карпович, был историком, а мать, Кима Гедеоновна, работала учительницей русского языка.

Детство

Еще с детства Гарегину запомнилось понятие «тбилисский дворик»: в то время в соседнем Тбилиси сохранялись дворики, где жили семьи самых разных национальностей и достатка, при этом двери квартир всегда были открыты. В будущем именно принцип доверия известный государственный деятель станет считать одним из важнейших в жизни.

Образование и научная деятельность

В 1971 году Гарегин Тосунян поступил в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова на физический факультет, где отучился на «физика-ядерщика». С особой теплотой вспоминает он студенческие годы в МГУ, отмечая, с каким уважением преподаватели относились к ним как студентам и как, в свою очередь, в то время уважали академиков.

Гарегин Тосунян

В 1977-м он был научным сотрудником Всесоюзного электротехнического института имени В. И. Ленина, а в 1986 году там же защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук.

В 1987 году он стал студентом ВЮЗИ, учился на факультете правоведения.

В 1992 году получил в Академии народного хозяйства при правительстве РФ третье высшее образование, на этот раз экономическое. Затем защитил диссертацию в МЮИ на соискание степени кандидата юридических наук, а уже в 1995-м у него была степень доктора.

Трудовая деятельность

Вплоть до 1988 года параллельно с учебой работал в ВЭИ имени В. И. Ленина и Объединенном институте ядерных исследований в Дубне.

В 1988-м начал трудиться в Главном управлении по науке и технике Мосгорисполкома: Гарегину Тосуняну принадлежит разработка организационно-правовой базы и создание в 24 районах Москвы системы внебюджетных территориальных межотраслевых управлений.

Гарегин Тосунян и Артем Констандян на XX Международной банковской конференции

В 1990 году он создал Технобанк, главой которого оставался до 1998 года. За время руководства банком Гарегину Ашотовичу удалось поучаствовать в создании крупных организаций и компаний, а также в реализации важных преобразований и открытий в научной деятельности:

- в 1991 году была образована Ассоциация российских банков (АРБ), где он занял пост вице-президента;

- в 1992-м появился Межбанковский финансовый дом, где он стал сопредседателем;

- в 1994 году при МФД Гарегином Тосуняном был открыт центр научных исследований, в том же году при его участии был образован Совет уполномоченных банков правительства Москвы, главой которого банкир станет спустя три года;

- в 1995-м стал инициатором создания первой в России программы курса «Банковское право» для вузов, сейчас его детище стало отдельным предметом;

- в 1996 году не без участия Тосуняна на основе МФД появилось еще и ИА «МФД-ИнфоЦентр», тогда же он вошел в Совет по банковской деятельности при правительстве РФ, который спустя два года возглавил; в том же году в РАНХиГС встал во главе первой в стране кафедры «Банковского права и финансово-правовых дисциплин»;

- в 1997-м был советником мэра Москвы Юрия Лужкова, консультировал его по финансовой и правовой проблематике, а впоследствии вошел в Московскую комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

Тогда же, в 1997 году, он оставил должность предправления Технобанка, при этом остался на посту президента. Начал руководить сектором права ИГП РАН, также модернизировал и возглавил организованную им кафедру в РАНХиГС. В сфере образования академика также всегда интересовал вопрос финансовой грамотности, которая, по его словам, позволит человеку не зависеть от обстоятельств и от воли госчиновников.

Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества. В конечном счете финансовая культура позволит человеку стать более самостоятельным в своем выборе, независимым и свободным. Гарегин Тосунян

В 1998 году покинул банк и начал работать в правительстве страны, стал советником вице-премьера В. Христенко, а уже в феврале следующего года — советником по кредитно-финансовым вопросам премьера Е. Примакова.

В марте 1999-го вошел в состав директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), в том же году стал зампредседателя экспертов при Комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.

В 2000 году покинул госаппарат, а спустя год в ИГП РАН открыл Центр финансового и банковского права. Тогда же, в 2001-м, Гарегина Ашотовича избрали на пост президента Ассоциации банков Центральной России.

Гарегин Тосунян на традиционном банковском форуме Промсвязьбанка в Петербурге

В 2002 году он занял пост президента АРБ, является им и по сей день.

В 2006 году вошел в президиум РСПП.

Помимо прочего, занимает пост председателя МБС и Всероссийского совета региональных банковских объединений. Также он является советником спикера Совета Федерации РФ С. Миронова и входит в состав директоров «Петербургского МФД».

Награды:

В 2010 году был объявлен заслуженным деятелем науки Российской Федерации.

Публикации:

В 1998-2002 годах по инициативе Тосуняна и под его руководством вышел первый в стране учебник «Банковское право России. Общая и особенная часть», состоящий из четырех томов.

В общей сложности в числе его работ более 270 статей и 50 книг и монографий.

Увлечения:

Увлекается игрой в бильярд.

Попробовал свои силы и в кинематографе. Так, например, он снялся в кино «Зайцев, жги! История шоумена», премьера которого состоялась в 2010 году. Другое название фильма — «Однажды в шоу-бизнесе».

Как Гарегин признался в одном из интервью, его интересуют темы, касающиеся Вселенной, черных дыр. Также очень любит колесить по миру и признается, что с удовольствием больше времени тратил бы на сон и поездки. А вот коллекционирование и заоблачные деньги его вовсе не интересуют. Одним из важнейших моментов счастливой жизни считает внутренний комфорт.

По его мнению, человек всегда может добиться успеха, если действительно этого хочет, при этом желание добиться нужного результат должно сочетаться с упорством и трудолюбием.

В одном из своих блогов он также отметил, что всегда готов обсуждать различные темы, включая политику. При этом уточнил, что ему интересны собеседники, которые задаются вопросами собственного бытия, материи и духовности, а также способные вести конструктивный диалог.

Семья

Гарегин Тосунян состоит в браке.

У него есть дети. В 1981 году на свет появился сын Рубен, спустя четыре года, в 1985-м — дочь Анна, в 23 июня 2000 года родился младший ребенок — Диана.

Вместе со старшим сыном, Рубеном, он владеет компанией «Лейла и Р», которая занимается сдачей внаем собственного нежилого недвижимого имущества в Москве. Анна Гарегиновна, средняя дочь, была генеральным директором этой фирмы, на данный момент является руководителем проекта Департамента финансирования малого и среднего предпринимательства МСП Банка.

Гарегин Тосунян Гарегин Тосунян

Президент

Ассоциация российских банков

finparty.ru

Тосунян Гарегин | Лица | RUCOMPROMAT

Тосунян Гарегин Ашотович (родился 14 мая 1955 года, Ереван, Армянская ССР, СССР) — российский банкир, президент Ассоциации российских банков. Доктор юридических наук, кандидат физико-математических наук, член-корреспондент РАН (с 2011 года).

В 1971 году окончил среднюю школу и поступил на физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1977-1988 годах — научный сотрудник ВЭИ им. В. И. Ленина. В 1985 году защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата физико-математических наук. В 1988-1990 годах — сотрудник Главного управления по науке и технике Мосгорисполкома: разработал организационно-правовую базу, создал в 24 районах Москвы систему внебюджетных территориальных межотраслевых управлений.

В 1989 году окончил факультет правоведения Всезоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ). В 1990-1998 годах возглавлял Банк развития науки и технологий (Технобанк) (банк лишен лицензии ЦБ РФ 25 марта 2000 года). В 1991 году был избран вице-президентом Ассоциации российских банков (АРБ). В 1992 году окончил экономическое отделение Академии народного хозяйства при правительстве РФ. В 1992 году возглавил Межбанковский финансовый дом.

В 1992 году защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата юридических наук. В 1994 году был избран первым вице-президентом АРБ. В 1995 году  защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора юридических наук. Разработал первую в России вузовскую программу курса «Банковское право». В 1996 году организовал и возглавил в Академии народного хозяйства первую в России кафедру банковского права и финансово-правовых дисциплин. В 1997 году стал советником мэра Москвы по финансово-правовым вопросам. Создал и возглавил сектор банковского права, преобразованный позже в Центр банковского и финансового права в Институте государства и права РАН. В 1998 году возглавил Совет уполномоченных банков правительства Москвы.

В 1998-1999 годах работал в аппарате правительства РФ советником председателя правительства по кредитно-финансовым вопросам. В 2000-2002 годах работал в АНХ при правительстве РФ и в ИГП РАН. С 2002 года — президент Ассоциации российских банков (АРБ), председатель Совета Московского банковского союза, председатель Всероссийского совета региональных банковских объединений. В декабре 2011 года избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению общественных наук.

<!-- AddThis Button BEGIN --> <div> <a fb:like:layout="button_count"></a> <a></a> <a g:plusone:size="medium"></a> <a></a> </div> <script type="text/javascript" src="//s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=54027941"></script> <!-- AddThis Button END -->

rucompromat.com

Тосунян Гарегин Ашотович – Кандидаты

Ассоциация российских банков

Ассоциация российских банков (АРБ)  

Негосударственная некоммерческая организация, выражающая интересы российского банковского сообщества.

Учреждена в марте 1991 года, и за более чем два десятилетия своей работы объединила большинство российских банковских учреждений: 80% банков, аккумулирующих более 90% активов российской банковской системы.

Сегодня Ассоциация сотрудничает с региональными банковскими объединениями в 52 субъектах Федерации и с 18-ю представителями АРБ других регионов России. Ассоциация российских банков насчитывает 704 членов, в том числе 489 кредитных организаций. С учетом ассоциированных членов АРБ насчитывает 861 участника, в том числе 614 кредитных организаций.

Среди членов АРБ все крупнейшие российские банки, «большая четверка» аудиторских компаний, 19 представительств иностранных банков, 65 банков с иностранным участием в уставном капитале.

7 октября 2002 года на Первом Всероссийском совещании банковских объединений было подписано Генеральное соглашение о консолидации усилий банковских объединений по развитию и укреплению банковской системы Российской Федерации. В настоящее время к нему присоединился 71 участник.

АРБ реализует принятую 5 апреля 2006 года на XVII Съезде программу «Национальная банковская система России 2010–2020», определяющую стратегию развития российских банков до 2020 года.

Ассоциация видит свою миссию в совершенствовании законодательства, в том числе налогового. Одна из основных задач АРБ — продвижение законопроектов и поправок в нормативных актах в Государственной Думе, Правительстве, Банке России, других органах исполнительной и законодательной власти.

В составе АРБ работают 16 комитетов и шесть рабочих групп по всем направлениям банковской деятельности. Активно развивается Межбанковскоебизнес-сотрудничество, призванное отстаивать интересы между банками-партнерамии небанковскими организациями, обслуживающими банковский бизнес.

Организован Третейский суд, куда могут обратиться члены АРБ для защиты своихбизнес-интересов. Компании, сотрудничающие с АРБ, в их числе «ВЕК» — юридические консультации, Национальное бюро кредитных историй, Служба безопасности «Амулет» и другие, оказывают весь спектр услуг, от консультационных до информационных.

АРБ многие годы развивает свои медийные проекты — дважды в месяц членам ассоциации рассылается «Вестник АРБ».

Важным шагом в деле формирования цивилизованного банковского рынка стало учреждение по инициативе Ассоциации в 2010 году первого в России института Финансового омбудсмена.

С 1997 года АРБ является ассоциированным членом Европейской Банковской Федерации, объединяющей почти три тысячи европейских банков. С 2010 года АРБ получила «ассоциированный» статус в Международной банковской федерации. представляющей интересы крупнейших банковских объединений США, Евросоюза, Австралии, Канады, Японии, Индии, Китая, ЮАР, Южной Кореи.

Цели и задачи

История коммерческих банков в новейшей истории России началась в 1988 году, когда в течение года организовались 25 кооперативных и коммерческих банков. Годом позже их было уже 137, и тогда встал вопрос о защите интересов банковского сообщества. В августе 1989 года был создан Московский банковский союз, а в 1990 году — Российский банковский союз.

По инициативе двух банковских союзов, поддержанной Ленинградской ассоциацией банков, в конце марта 1991 года в Москве состоялся съезд коммерческих и кооперативных банков РСФСР. На съезде представители банковского сообщества решили реорганизовать Российский банковский союз в Ассоциацию российских банков, объединившую 65 коммерческих и кооперативных банков. За прошедшие два десятилетия их число увеличилось на порядок. Сейчас АРБ — крупнейшее в России объединение финансово-кредитных организаций, насчитывающее 703 члена.

Среди задач, которые призвана решать Ассоциация российских банков:

  • развитие банковского дела в Российской Федерации, участие в мероприятиях, проводимых органами государственной власти и управления, Центральным банком РФ по стабилизации экономики, денежного обращения и осуществлениюденежно-кредитной политики;
  • защита интересов кредитных организаций в законодательных и исполнительных органах власти и управления, ЦБ РФ, судебных, правоохранительных, налоговых и других государственных органах;
  • консолидация ресурсов кредитных организаций для решения крупных народнохозяйственных программ;
  • оказание кредитным организациям организационной, информационно-аналитической, методической, правовой и иной помощи в их работе на основе зарубежного и отечественного опыта;
  • поддержка взаимного доверия, делового партнерства во взаимоотношениях кредитных организаций между собой и с клиентами;
  • сотрудничество российских кредитных организаций с зарубежными банками, их союзами и ассоциациями, международными финансовыми организациями.

Для отстаивания интересов российского банковского сообщества Ассоциация:  

  • добивается принятия законодательных и подзаконных нормативных актов с целью развития денежно-кредитной системы, повышения ее надежности и самостоятельности, разрабатывает и принимает участие в их подготовке;
  • координирует свою деятельность с Банком России;
  • разрабатывает и направляет в органы исполнительной и законодательной власти, а также в Банк России предложения по реализации денежно-кредитной политики, регулированию деятельности кредитных организаций, стабилизации денежного обращения, финансового и кредитного рынка, по совершенствованию налоговой политики в сфере банковской деятельности;
  • оказывает членам Ассоциации правовую, организационную, консультативную и иную помощь;
  • анализирует тенденции развития экономики, банковского дела, финансового и кредитного рынков, вырабатывает рекомендации для членов Ассоциации;
  • информирует кредитные организации о решениях органов власти и управления, в том числе налоговых органов и Банка России, о решениях, принятых судами по спорам, имеющим отношение к деятельности кредитных организаций;
  • организует и проводит конференции, симпозиумы, семинары, выставки по актуальным вопросам денежно-кредитной политики и банковской деятельности;
  • сотрудничает с отечественными и зарубежными союзами, ассоциациями и другими объединениями кредитных организаций, финансистов и товаропроизводителей;
  • содействует повышению профессионального уровня руководителей и специалистов кредитных организаций, созданию школ, центров и курсов переподготовки банковских кадров, организует стажировку специалистов в кредитных организациях в России и за рубежом;
  • информирует общественность о ситуации в банковской системе; издает собственный журнал — «Вестник Ассоциации российских банков».

В 1997 году Ассоциация российских банков в качестве ассоциированного члена вошла в Банковскую Федерацию Европейского Союза, объединяющую порядка трех тысяч банков Еврозоны. С 2010 года стала ассоциированным членом Международной банковской федерации, куда входят ведущие банковские объединения США, Евросоюза, Австралии, Канады, Японии, Индии, Китая, ЮАР, Южной Кореи.

2014.oprf.ru

Тосунян Гарегин Ашотович | Персона РФ

Российский банкир, президент Ассоциации российских банков. Доктор юридических наук, член-корреспондент РАН (2011).

1971 — окончил среднюю школу и поступил на физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.

1977—1988 — научный сотрудник ВЭИ им. В. И. Ленина. 

Подробнее

1985 — защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата физико-математических наук.

1988—1990 — сотрудник Главного управления по науке и технике Мосгорисполкома; разработал организационно-правовую базу, создал в 24 районах Москвы систему внебюджетных территориальных межотраслевых управлений.

1989 — окончил факультет правоведения ВЮЗИ.

1990—1998 — возглавлял банк развития науки и технологий (Технобанк) (банк лишен лицензии ЦБ РФ 25 марта 2000 года).

1991 — избран вице-президентом Ассоциации российских банков (на общественных началах).

1992 — окончил экономическое отделение Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

1992 — возглавил Межбанковский финансовый дом.

1992 — защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата юридических наук.

1994 — избран первым вице-президентом АРБ.

1995 — защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора юридических наук.

1995 — разработал первую в России вузовскую программу курса «Банковское право».

1996 — организовал и возглавил в Академии народного хозяйства первую в России кафедру банковского права и финансово-правовых дисциплин.

1997 — стал советником мэра Москвы по финансово-правовым вопросам. Создал и возглавил сектор банковского права, преобразованный позже в Центр банковского и финансового права в Институте государства и права РАН.

1998 — возглавил Совет уполномоченных банков Правительства Москвы.

1998—1999 — работал в аппарате Правительства Российской Федерации советником Председателя Правительства по кредитно-финансовым вопросам.

1998—2002 — возглавил авторский коллектив и издал первый в стране учебник «Банковское право России. Общая и особенная часть».2000—2002 — работал в АНХ при Правительстве РФ и в ИГП РАН.

С 2002 года — президент Ассоциации российских банков (АРБ), председатель Совета Московского банковского союза, Председатель Всероссийского Совета региональных банковских объединений.

С 2004 года — советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В 2006 году в связи с принятием Государственной думой Российской Федерации законопроекта, позволяющего принимать плату за услуги ЖКХ и связи от физических лиц не только банкам, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян пообещал «организовать вето президента», если депутаты и сенаторы не поймут «нецелесообразность» этого законопроекта. Таким образом Тосунян проявил себя как лоббист. Президентское вето не понадобилось — в законопроект была внесена поправка, которая предписывала небанковским учреждениям, принимающим такие платежи от физических лиц, заключать договоры с банками.

В 2008 году избран иностранным членом НАН Армении. В мае того же года разгорелся громкий скандал вокруг избрания академиков и членов-корреспондентов РАН: в списке соискателей оказалось больше десятка чиновников и бизнесменов, таких как Тосунян, Андрей Белоусов, Сергей Степашин и других. Академики сочли, что высокая доля VIP-персон их дискредитирует, и отвергли соискателей уже на этапе научных секций.

В 2010 году Указом Президента РФ присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

2010 — один из инициаторов создания первого в России института Финансового омбудсмена.

В апреле 2010 года объяснил, почему банки, по его мнению, могут нарушать договоры с клиентами-вкладчиками, отказываясь принимать пополнения открытых ранее пополняемых вкладов.

В декабре 2011 года избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению общественных наук.

Научно-организационная деятельность

Является членом:

учёного и диссертационного советов Института государства и права РАН;

совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при МГЮА им. О. Е. Кутафина;

редакционных коллегий журналов «Государство и право», «Банковское право», «Вопросы правоведения»;

наблюдательного совета журналов «Долговой Эксперт» и «Национальный банковский журнал» (заместитель председателя Совета). 

Глава АРБ не подтвердил информацию о выходе новых банков из ассоциации

Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян заявил, что ему неизвестно о выходе еще нескольких банков из организации. Об этом сообщает корреспондент РБК.

Гарегин Тосунян впервые ответил на демарш восьми крупнейших банков России, собравшихся покинуть возглавляемую им Ассоциацию российских банков, и назвал условие своего ухода

 

Банкиры пожаловались Чайке на запросы из МВД

Глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян направил генпрокурору Юрию Чайке письмо, в котором выразил озабоченность требованиями со стороны органов внутренних дел предоставлять сведения об операциях, совершенных клиентами и подлежащих обязательному направлению в Росфинмониторинг, копии правил внутреннего контроля и других документов. Об этом во вторник вечером сообщает агентство «Интерфакс». ссылка: http://lenta.ru/news/2011/10/25/toomuch/

Банкиры считают «черную» базу заемщиков подделкой

База данных на 700 тысяч заемщиков, которые брали кредиты в торговых сетях, является подделкой, заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Об этом сообщает РИА Новости.

Гарегин Тосунян отметил, что в таких базах данных лишь малая часть информации является достоверной, остальное же сфальсифицировано. Ряд представителей банков заявили агентству, что они не будут пользоваться такой базой данных. По их мнению, использование информации из сомнительного источника приведет лишь к увеличению рисков при работе с частными клиентами. Банки предпочитают работать с проверенными бюро кредитных историй.ссылка: http://lenta.ru/news/2006/08/18/base/

Банкиры предложили возвращать вклады с двухнедельной задержкой

Российские банкиры предложили ввести отсрочку на две недели при досрочной выдаче вкладов населению. Соответствующие поправки предлагает внести в 837-ю статью Гражданского кодекса Ассоциация российских банков (АРБ), рассказал руководитель АРБ Гарегин Тосунян порталу Infox. ссылка: http://lenta.ru/news/2010/01/20/bankers/

Налоговики запретили распространять черные списки банков

Распространять черные списки банков ФНС разрешил Конституционный суд. После этого налоговики предупреждали компании, через какие финансовые организации не стоит платить налоги.

По словам президента Ассоциации региональных банков Гарегина Тосуняна, банки уже жаловались на черные списки, так как объективных критериев для включения той или иной финансовый организаций в подобные списки нет.ссылка: http://lenta.ru/news/2009/04/23/fns/

Гарегин Тосунян: экономику страны убивают процентные ставки по кредитам

Уровень кредитных ставок, который существует сейчас в России, может убить экономику страны. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции президент Ассоциации Российских Банков Гарегин Тосунян. По мнению банкира, это результат непродуманной денежно-кредитной политики, а кризис, как обострение болезни, должен помочь российской финансовой системе перестроиться и оздоровиться.ссылка: http://www.ibk.ru/55307.html

Гарегин Тосунян: я заставлял подписовать

«Мы считаем – надо разжевывать, объяснять, но при этом объяснять права и обязанности, а не только права – возможность оспаривать, не выполнять свои обязательства… Поэтому, мое раздражение связано с тем, что действительно нигде силами прокуратуры не выдаются кредиты! Прокурорский надзор – очень действенный инструмент, но он должен, особенно в условиях нашей страны, когда мы на каждом шагу сталкиваемся с такого рода безобразиями, на которые почему-то не реагируют вплоть до того, что уголовное дело приходится по явным признакам мошенничества, фактам уговаривать возбудить. На это, оказывается, не хватает сил у следственных органов, у прокуратуры и у других представителей правоохранительной системы и вдруг прокуратура задалась идеей – имеете ли вы право вписывать в договор приоритетность списания средств – с чего это вдруг такая повышенная озабоченность правами и интересами трудящихся? – В этом есть свой позитив – хорошо, что прокуратура дает людям возможность свои права отстаивать – но не слишком ли однобоко? – Это еще дает индульгенцию и тем, кто не хочет свои обязательства выполнять и говорят: «Хорошо, опротестовали и еще массу пунктов может быть опротестуют в договоре – тогда я вообще к договору буду относиться, как к бумажке, каждый пункт в которой — посижу, подожду, может быть, еще чего-нибудь опротестуют».ссылка: http://www.gorodfinansov.ru/monitor/index.php?article=7599 

Гарегин Тосунян: «России нужна экономика, которая дает шанс»

5 апреля в Москве пройдет 23-й съезд Ассоциации российских банков, в котором примут участие руководители многих ведущих кредитных организаций и представители Банка России. О том, какие вопросы будут вынесены на обсуждение в ходе съезда, накануне съезда в интервью Bankir.Ru рассказал президент АРБ Гарегин Тосунян.Подробнее: http://bankir.ru/publikacii/s/garegin 

Гарегин Тосунян: «Банкофобия искусственно нагнетается, потому что всегда нужно находить крайних»

Банк — это своего рода магазин денег. В полной мере такое определение применимо к сфере потребительского кредитования. Люди получают деньги и возможность приобрести то, что является для них жизненно необходимым (или представляется таковым). Доступность заемных средств зависит, в том числе, от правильного построения работы кредитной отрасли. О путях развития кредитной сферы, природе кризиса, особенностях отечественного рынка ипотеки рассказал Президент Ассоциации российских банков, заведующий кафедрой АНХ при Правительстве РФ Гарегин Тосунян.ссылка: http://ipocred.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=138

Президент ассоциации российских банков Гарегин Тосунян о ситуации в российской экономикессылка: http://radiovesti.ru/articles/2012-01-31/fm/31363 

«Делай что должен, и будь что будет!» — считает глава АРБ Гарегин Тосунян

Ассоциация российских банков (АРБ) сегодня проводит XXIII съезд, где соберется более тысячи банкиров и финансистов. О том, какие проблемы волнуют банкиров и как их следует решать, глава АРБ Гарегин Тосунян рассказал корреспонденту РБК daily Наталье Старостиной.ссылка: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=3723755 

Глава АРБ Гарегин Тосунян о работе в ассоциации и о том, кто его научил «уважать всех, но ни под кого не прогибаться»

Сегодня в Москве пройдет XXII съезд Ассоциации российских банков (АРБ), которая в этом году празднует двадцатилетний юбилей. За эти годы банковская отрасль изменилась до неузнаваемости. О том, что произошло в банковском секторе, его отношениях с государством, о финансовой конкуренции президент АРБ ГАРЕГИН ТОСУНЯН рассказал корреспонденту РБК daily ЕКАТЕРИНЕ БЕЛКИНОЙ.Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/04/05/finance/562949979998654 

Если кредит стал не нужен

Бывает, что товар, купленный в кредит, приходится возвращать. Как быть с кредитом? Можно ли отказаться от оформленного кредита? Сколько длится «период охлаждения» и  как его вычисляют?ссылка: http://infox.ru/blog/94843/2012/05/10/YEsli_kryedit_stal_n.phtml 

Гарегин Тосунян: «Банки страдают от избыточного разделения надзора»

Как сообщает РБК Daily, в докладе Федеральной службы по финансовым рынкам для президентского совета по развитию финансовых рынков предлагается наделить службу функциями консолидированного надзора в отношении финансовых групп, имеющих в составе холдингов банки, страховые компании и другие финансовые компании рынков капитала. Если ЦБ надзирает за группами с долей банковской деятельности не менее 40%, то ФСФР хочет получить такие же полномочия в надзоре за группами, имеющими долю ниже 40%. Также в докладе отмечается, что в долгосрочной перспективе целесообразно рассмотреть возможность объединения консолидированного надзора на финансовом рынке с банковским надзором. Кроме того, ФСФР претендует на контроль за эмиссией банковских акцийПодробнее: http://bankir.ru/novosti/s/garegin 

Экономист Гарегин Тосунян – о безналичных перспективах России

В российском правительстве обсуждаются меры по законодательному стимулированию безналичных платежей, в том числе и среди граждан страны. Готова ли Россия сегодня значительно сократить долю наличных расчетов в денежном обращении?ссылка: http://www.svobodanews.ru/content/article/24539855.html

whoiswhopersona.info

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян

Данила Гальперович: Гость нашей программы - президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. А вопросы ему будут задавать Роланд Фритше, Второе немецкое телевидение (ZDF), и Инесса Паперная, заместитель главного редактора журнала «Профиль».

В этой передаче мы поговорим про состояние российской банковской системы, про то, как на этом состоянии сказывается вообще ситуация с финансами в мире, как российские банки смотрят на те стресс-тесты и проверки на прочность, которые проходят европейские банки. Но сначала, по традиции – биография нашего гостя.

Диктор: Гарегин Ашотович Тосунян родился 14 мая 1955 года в Ереване. В 77-ом году окончил физический факультет Московского государственного университета по специальности «ядерная физика», факультет «Правоведения» Всесоюзного заочного юридического института в 89-ом году и экономическое отделение Академии народного хозяйства при правительстве России в 92-ом году. С 77-го года по 88-ой год – научный сотрудник, старший научный сотрудник, заместитель начальника отдела Всесоюзного электротехнического института. С 88-го по 90-ые годы – главный специалист, начальник отдела, начальник Управления научно-производственной кооперации в Главном управлении по науке и технике Исполкома Моссовета. В 90-ом году создал Московский банк развития науки и технологий «Технобанк» и возглавил его в качестве президента, занимал этот пост по 98-ой год. В 91-ом году участвовал в создании Ассоциации российских банков и был избран вице-президентом АРБ. В июне 2002-го года был утвержден президентом Ассоциации российских банков. В 1995-ом году разработал первую в России вузовскую программу курса «Банковское право». Гарегин Тосунян автор более 50 научных работ и многочисленных статей по проблемам банковской системы и банковского законодательства. В 90-ые – член легендарного Клуба «Взаимодействие», главой которого был Егор Гайдар.

Данила Гальперович: Надеюсь, не переврали ничего?

Гарегин Тосунян: Чуть-чуть. Но это мелочи.

Данила Гальперович: Я совершенно точно помню, что последняя фраза в этой биографии правдива по одной простой причине – я сидел на заседании Клуба «Взаимодействие», где была живописнейшая картина: вы и Каха Бендукидзе.

Гарегин Тосунян: Только он назывался «Реформ-клуб», а не «Взаимодействие».

Данила Гальперович: Да. Тем не менее, когда приглашали отдельных, редких журналистов на клуб, говорили, что приглашают к Гайдару на «Взаимодействие». И я прекрасно помню обсуждения, которые Егор Тимурович пытался сделать максимально конструктивными, но все были очень эмоциональны.

Гарегин Тосунян: А мы в последние годы даже стали втроем сопредседателями. Но, к сожалению, Каха в Грузии, Егор на том свете.

Инесса Паперная: Гарегин Ашотович, каково сегодня общее состояние банковской системы, как она пережила непростые годы, я имею в виду 2008-2009 годы? И каковы ваши прогнозы на ближайшее будущее?

Гарегин Тосунян: Пережила достойно этот период. Надо сказать, что предполагались гораздо более сложные процессы в банковской системе, но они были минимизированы общими усилиями, в том числе и действиями финансовых властей, тут не отнять, довольно оперативно и эффективно с точки зрения преодоления ликвидности краткосрочной, которая тогда парализовала систему. Но всегда медаль имеет обратную сторону – эти оперативные действия были эффективными, но они были направлены все-таки на ограниченный круг банков, хотя это системный характер имело, безусловно. И они несколько нарушили конкурентную среду, но неизбежно нарушили. И эта логика пока продолжает давать о себе знать. Тем более что у нас всегда с конкурентной средой и с таким стремлением к централизации на рынке была исторически тяга к этому. Поэтому мы основных, фундаментальных задач не сумели решить, преодолевая этот локальный кризис, а не хронические проблемы. И проблемы диверсификации рынка, создания нормальной конкурентной среды на финансовом рынке, долгосрочных ресурсов, доступных кредитов не только пока не решены, но, наоборот, эта болезнь, проблема загнана вглубь. Потому что сегодня наблюдается хотя и некое оживление рынка, но все-таки оживление в условиях стагнирующего рынка.

Сейчас Центральный банк, вроде бы, сказал, что объемы кредитования довольно серьезно за последний месяц увеличились, что для меня приятная неожиданность. Прошлый год дал 11 с лишним процентов абсолютного снижения по потребкредитованию, которое претерпевало бум роста за 2004-2008 годы. По ипотеке была довольно серьезная динамика развития, но сейчас она, естественно, несравнима. Более того, ипотека тоже была в шоковом состоянии в конце 2008 – начале 2009, но здесь довольно приличные средства были выделены государством. И вот это начинает работать. Гигантские средства выделены, поэтому и Агентство по реструктуризации ипотечных кредитов по АИЖК, по ипотечным кредитам, и «дочка» по реструктуризации ипотечных кредитов, и другая «дочка» по страхованию ипотечных кредитов дают свои результаты.

Данила Гальперович: Вы упомянули очень важную вещь, что фактически государство оказало помощь банкам отнюдь не всем, а некой группе, которую оно сочло системообразующими. Критики правительства говорят, что на самом деле правительство, вообще российская власть спасала тех, кто к ним наиболее близок. Таким образом, развеивается миф о равноудаленности финансовых и вообще коммерческих структур от правительства, чего, собственно, и добивались в начале 2000-ых годов – снижения влияния бизнеса на государство и так далее. Можно ли сказать, что действительно те, кому оказали помощь, к власти ближе, чем те, кому не оказали?

Гарегин Тосунян: Безусловно, можно. Но здесь нужно быть все-таки объективным и понимать, что когда речь идет о системной поддержке, то можно пойти двумя путями. Можно эту поддержку оказать так, чтобы принципы были соблюдены, при которых доступ к этой поддержке равный для всех. А можно оказать все-таки системную поддержку путем точечного воздействия на системообразующих участников рынка. Мы ближе ко второму пути. Потому что вам любой из принимающих решения скажет: «Вы думаете, что мы будем мониторить каждого участника рынка, в том числе и маленького, и ему выделять какие-то средства? Поэтому мы, в лучшем случае, по некоторым объективным критериям – по капиталу, по другим параметрам – выделяем поддержку, а они, потом обеспечивая некоторую деятельность, за собой тянут и второй эшелон». Но все-таки когда мы смотрим на наш рынок, то мы понимаем, что во многом системная поддержка может быть оказана, если оказывается среднему слою, ниже среднего слоя. И это тоже можно сделать на достаточно прозрачных, понятных принципах. Когда ты оказываешь поддержку, всегда кажется правильнее оказать поддержку «крупняку»...

Данила Гальперович: Вы же и объединяете «крупняк»?

Гарегин Тосунян: Нет, мы объединяем всех. Не надо нас упрекать. Мы объединяем 700 с лишним участников. И никогда АРБ не отличалось какой-то особой приверженностью к интересам... но мы и крупных тоже учитываем. Так вот, когда вы поддерживаете тех, кто выше определенного уровня, средний уровень требует поддержки по другому принципу. Давайте поддерживать, в том числе, по каким-то опциям поддержки тех, кто ниже определенного уровня. Вот у нас с этой частью есть недостаток.

Роланд Фритше: Гарегин Ашотович, кризис имеет же и положительный результат, а именно – произошла некая чистка рынка от недобросовестных, ненадежных банков. Все-таки есть и такие банки в России.

Гарегин Тосунян: И не только в России.

Роланд Фритше: Скажите, процесс чистки рынка или наведение порядка уже закончен или следует ожидать закрытия каких-то банков, которые не оправдывают стандартов банковского законодательства?

Гарегин Тосунян: Процесс очистки бесконечный, поэтому смешно было бы сказать, что он прошел, он закончен, и теперь все прекрасно и хорошо. Тем более что я уже попытался объяснить, что не так все идеально проходило. В то же время, конечно, идет процесс определенного повышения требований к банкам и банков к самим себе. Уровень риск-менеджмента очень сильно повысился за этот период. Да, это некое положительное проявление кризиса, но повышение уровня риск-менеджмента привело и к застою на кредитном рынке. И потому что ожидания довольно серьезные были каких-то возможных негативных сценариев – с учетом мирового кризиса, внутренних особенностей, фактически банки, во многих случаях на краткосрочной ликвидности сидя, не рисковали, и пока не очень рискуют выдавать кредиты. А это еще и результат той денежно-кредитной политики, которая очень сильно длительный период завышала стоимость ресурсов. Только за последние полтора года мы 14 или 18 раз опускали ставку рефинансирования. Большие усилия потребовались, в том числе и усилия банковского сообщества, чтобы тренд пошел в обратную сторону. Ставка рефинансирования еще номинальная, формальная. А по существу, ресурсы не сильно пока удешевились, хотя тренд в сторону снижения реальной ставки кредитования наметился.

Инесса Паперная: Сейчас все чаще говорят о том, что будет обратный тренд – повышения учетной ставки и повышения кредитных ставок в связи с ростом инфляции.

Гарегин Тосунян: Категорически буду возражать, причем всеми фибрами своей души и всеми своими возможностями, против этого бунтую. Потому что много раз я лично и представители банковского сообщества предупреждали: не торопитесь перебарщивать с понижением ставки рефинансирования, уже хорошо, что вы тренд наметили, уже хорошо, что вы аккуратно, медленно его спускали с 13% до 12, 11, 10, 9. Но вот там мы уже заговорили: остановитесь, не торопитесь, можно не торопиться, опускать до 8 и 7,75. Не нужно административно призывать: «Кредитуйте подешевле», - потому что административно эти вопросы не решаются. Но ни в коем случае не изменяйте тренд, тем более, не заявляйте: «А может быть - повысим, а может быть - понизим». Потому что когда у рынка есть неопределенные ожидания, тем более, на уровне довольно высоком... Когда уровень 2-3% - это понятно. Но когда это уровень 8% - ставка рефинансирования, кредитный рынок – 12-14, и вы заявляете, что, может быть, он пойдет обратно, кредиторы держат риск-маржу очень высокой. А это стагнирует рынок.

Данила Гальперович: А как вы сами отнеслись к перемене тренда? Потому что примерно полгода правительство хвасталось тем, что это самая низкая инфляция за новейшую российскую историю, и было очень много разговоров об этом. На этой волне снижались ставки рефинансирования до какого-то момента.

Гарегин Тосунян: Не на этой волне.

Данила Гальперович: Там был некий лаг, но это было связано. И вот теперь это все меняется. Как вы считаете, что это означает для банков, для банковской сферы? Ну, инфляция, деньги. Вам-то что?

Гарегин Тосунян: Давайте разделим вопросы. Тренд по инфляции, может быть, изменится, но он пока не изменился все-таки, и тренд по рефинансированию – это разные вещи. И я сразу хочу сказать, что инфляцию мы очень долго в денежно-кредитной политике и политику по рефинансированию и по денежно-кредитной части связывали с инфляцией напрямую, прямолинейно, что не было оправдано. И Ассоциация российских банков даже специально на съездах ставила вопрос о том, что нет корреляции прямой. Вы должны понять, что реальные источники инфляции, в первую очередь, а особенно за последние годы, - это тарифы: ЖКХ, электроэнергия, РЖД.

Данила Гальперович: Но государство хочет зарабатывать больше.

Гарегин Тосунян: Это очень хорошо, что хочет. Но за чей счет? За счет граждан, которые потом будут задорого кредитоваться у банков и не иметь возможности решить элементарных своих проблем, в том числе и проблем жилищного финансирования. Ведь ипотека – это один из тех фундаментальных элементов экономики, который тянет за собой не только экономику, но и «социалку». Поэтому сейчас, когда государство действительно стало в ипотеку вкладывать и серьезную поддержку оказывать, все равно я должен сказать: да, это существенный шаг вперед, но, извините, Канада в 50-ые годы додумалась застраховать для малоимущих первый кредит целиком и полностью. А мы к этому только-только движемся, но не в полном объеме. И поэтому до сих пор ипотечное кредитование было, в первую очередь, инструментом, который использовали спекулянты на жилищном строительстве. Поэтому у нас элитное жилье сильно развивалось, а жилье для малоимущих особой динамики за это время не показало. Так что к инфляции не надо привязываться. Инфляцию с рефинансированием не надо напрямую связывать. В этот кризисный период мы по тарифам сделали такой рывок, что волосы дыбом становятся.

Данила Гальперович: А если все-таки изменится положение с инфляцией на обратное, на рост инфляции, что это будет для банковской сферы?

Гарегин Тосунян: Для банковской сферы инфляция – это не самый смертельный фактор. Мы не потому, конечно, пытаемся развязать инфляцию от рефинансирования, что для нас инфляция не является самым смертельным фактором, а потому что из-за инфляции потом начинают бороться с кредитным рынком, пытаться ограничивать возможности кредитования и формировать дополнительные фонды на всякий случай, про запас. Так что для кредитного рынка, для банков это не есть какая-то главная проблема. Но должен признаться, что в чем-то, наверное, банкам бывает выгодна инфляция.

Роланд Фритше: Коль скоро мы заговорили о кредитах, такое ощущение, что долгое время и законодатели, и Ассоциация российских банков тянули с тем, делать ли эту область более прозрачной. Потому что очень часто критиковали непонятные кредитные условия, ставки и так далее. Почему этот процесс настолько медленно продвигается? Ведь до сих пор нет четких критериев и нет прозрачности этой политики. Когда я вижу рекламу – за выдачу кредита есть отдельная ставка, за обслуживание, и получается, что эффективная ставка для кредитов иногда гораздо выше, чем указано в рекламе. Почему так долго длится процесс наведения порядка в этой области?

Гарегин Тосунян: Если объективно, то все-таки есть серьезная динамика. Я согласен, может быть, она могла бы быть и более быстрой. Но за очень короткий промежуток времени банки стали обязанными указывать эффективную ставку в конце договора, причем это распечатка помесячных выплат, где вся сумма платежа за весь период кредита указана до копейки. Одно дело – реклама, другое дело – то, что вы получаете в качестве расшифровки в случае, если подпишите кредитный договор. За это время некоторые банки по своей инициативе, а потом уже по указанию Центрального банка отказались от платы за открытие ссудного счета и за ведение ссудного счета. Потому что действительно это глупо. Можно все отразить в этой эффективной ставке, и ничего голову морочить.

С другой стороны, что касается рекламы, то тут и до абсурда доходили требования к банкам. Например, все антимонопольные службы требовали, что все существенные условия договора должны быть отражены в рекламе. А что является существенными условиями договора? Они говорят: «Все». И тогда получалось, что если вы стенд на улице выставляете, то вы должны весь рекламный договор одним шрифтом распечатать в рекламе. Ну, это глупость. Потому что 10 страниц текста вы не распечатаете и на улице никто ничего не прочитает. Поэтому был сдвиг, наряду с этим были некоторые абсурдные требования, но я думаю, что потребкредитование за эти годы, буквально за 5-6 лет претерпело такой бум, а потом такой серьезный спад, что на это 20-30 лет другие тратили. Наверное, мы далеки от совершенства, но здесь все-таки мы движемся. И нас теребят со всех сторон – Роспотребсоюз, прокуратура, естественно, сами потребители, и очень часто необоснованно.

Инесса Паперная: Гарегин Ашотович, вы сказали, что инфляция не станет той опасностью, которая дестабилизирует банковский рынок. А может ли нанести угрозу отказ от поддержки банковской системы, которая объявлена с осени?

Гарегин Тосунян: Поддержка, конечно, имеет расслабляющее свойство, и в принципе, надо оценивать, в чем выражалась эта поддержка. Ряд материальных решений, которые в виде кредитов без залоговых аукционов, рефинансирования Центрального банка осуществлялись, они, безусловно, свою позитивную роль сыграли. Но когда эти ставки возросли до 19%, когда Центральный банк стал рефинансировать под 19, они сыграли очень негативную роль. И последующая их отмена, точнее, снижение ставки, а потом и отмена, - наверное, это больше благо, чем негатив. Потому что мы потянули за собой весь депозитный рынок до 19%, а потом стали кричать: «А за сколько тогда кредитовать мы будем?».

Второе. Мы изменили определенные надзорные требования, но отменили их с июля, точнее, по старым сохранили, а по новым отменили. И я считаю, что рановато, потому что эти надзорные требования смягченные были нормальными надзорными требованиями, они не столько антикризисные, сколько нормальные. В этих условиях банкам более-менее нормально работалось. А когда они восстановлены в старом объеме и по резервированию, и по другим параметрам, то они сдерживают банки в возможностях кредитования. Так что здесь ничего смертельного нет. И поддержка, конечно, должна быть не централизованной по узкому кругу, а диверсифицированной. И в этом смысле вам многие банки скажут, что огромное количество банков никакой особой поддержки не получили. Ну да, по ряду параметров 100 банков получили, по ряду параметров – может быть, 2 сотни. Но отнюдь не 9 сотен, и даже не 5 сотен.

Данила Гальперович: Гарегин Ашотович, я хотел бы продолжить тему взаимоотношений государственного банка и государственных структур вообще с коммерческими банками, и прогнозных высказываний, например, представителей госструктур в России относительно судьбы банков. Конец 2008-го, 2009-ый год, даже в начале 2010-го было несколько заявлений о том, что из довольно большого количества банков, которые есть в России, удержатся на плаву, может быть, 30-40. С чем были связаны эти высказывания? И насколько это реалистично, насколько действительно может случиться так, что 30-40 банков – и все?

Гарегин Тосунян: Слава Богу, что это нереалистично. Я уж не буду называть это более крепкими эпитетами. Название «банк» можно по-разному трансформировать. Вот мы, например, предложили термин «региональный банк», имея в виду локальный, который работает на ограниченной территории, чтобы отличался его статус с точки зрения регулирования от статуса того, кто работает на межрегиональном, на федеральном уровне, от того, который имеет право выхода на транснациональный уровень. Можно сегментировать. Очень любят ссылаться на Великобританию, там действительно вроде количество банков небольшое, но там роль банков в полном смысле слова играют десятки тысяч финансовых институтов, которые кредитуют, привлекают. В Соединенных Штатах – 9 тысяч, по одним оценкам, они сами точно не знают, они сами разные цифры дают. 9 тысяч банков – наверное, имея в виду входящих в Федеральную резервную систему. И масса банков, кредитных учреждений, еще несколько десятков тысяч, которые даже в систему резервирования не входят. Они работают там на совсем ограниченной территории.

И мы вдруг при своих масштабах, при своем уровне потребности будем говорить о том, что нам надо 30-40 банков. У нас же какая-то патологическая тяга к монополизации, централизации, и это все поддерживается и властью чаще всего, и крупными участниками рынка, потому что им мешают мельтешащие между ногами конкуренты. А это действительно конкуренция. Нормальная среда подразумевает многомасштабный, разномасштабный уровень участников рынка. Финансовый уровень настолько не обеспечен у нас, что нам нужно думать о том, как максимально обеспечить банкизацию страны (я такой термин ввел и даже монография так называется, и даже один съезд был этому посвящен), а не пытаться сузить. Мы и по бизнесу тоже пытаемся монополизировать, централизовать и все собрать в одних руках. Не получится.

Данила Гальперович: Роланд, можно ли что-то говорить о Германии в этом смысле – маленькие банки, большие банки? На какие финансовые услуги натыкается житель среднего немецкого города? Это разветвленная сеть какого-то крупного кредитного учреждения или что-то свое родное за углом?

Роланд Фритше: В Германии есть крупные банки, которые имеют очень большие сети. И стандарты, которые есть, не только на уровне земли, они действуют для всей страны. Доступность банковских услуг увеличивается благодаря интернет-банкингу – то, что здесь еще для многих, если не брать Москву или Санкт-Петербург, это все-таки в диковину. А там это настолько уже вошло в привычку, что для меня, который постоянно живет в России, и я тоже пользуюсь услугами немецких банков, но так как я мало через Интернет это делаю, то получается, что я должен платить, чтобы внести, допустим, на свой депозитный счет деньги. В этом плане немцы быстро поняли: чтобы экономить в банковской сфере, надо через Интернет связаться с банком. И они это делают с большой охотой и очень эффективно. Но это беда в России: финансовая грамотность населения еще на таком низком уровне, что России еще далеко до западных стандартов.

Данила Гальперович: Но я все-таки спросил о другом. Германия – это несколько больших и хорошо разветвленных банков или много маленьких?

Роланд Фритше: Это много крупных банков.

Данила Гальперович: Много отделений крупных банков?

Роланд Фритше: Да. И мне кажется, что это даже лучше. Потому что это внушает доверие, потому что эти банки имеют иногда уже многовековую традицию, что ценит потребитель. А в России еще очень много банков, которые имеют историю в 10-20 лет. И 20 – это уже много для современной России.

Данила Гальперович: Например, у Сбербанка довольно специфическая история.

Гарегин Тосунян: Многовековых традиций у нас, к сожалению, нет. Но должен сказать, что в масштабах наших временных промежутков у нас в регионах очень много банков, которые 20 лет уже существуют. Кстати, они в силу ряда обстоятельств особо не наращивали капитал, но при этом очень успешно и устойчиво функционировали, переживая многие кризисы. И когда мы начинаем административным образом требовать сокращения банков и искусственно повышать планку по капиталу, то мы, в первую очередь, ударяем по тем банкам, которые в наших масштабах времени имеют, условно, многовековую историю, имеют свою клиентуру, свой уровень доверия. А клиенты при этом видели представителей и крупных банков, которые возникали, а потом вдруг исчезали, потому что они приходили в регионы с другими целями, а не с целью работы со средним бизнесом. Хотя сейчас и ряд государственных банков с госучастием, например, Ассоциация российских банков с Российским банком развития очень активно проводит программу по рефинансированию банков региональных для среднего и малого бизнеса. Есть и позитивные примеры взаимодействия «крупняка» с агентами на местах. Но в основном все-таки местные, небольшие банки должны иметь возможность к развитию, а не ссылаться на то, что они по масштабам подо что-то не подходят, поэтому их надо устранить с рынка.

Инесса Паперная: Ваши взаимоотношения с вашими, условно, коллегами, я имею в виду Ассоциацию региональных банков.

Гарегин Тосунян: У Ассоциации региональных банков нормальные взаимоотношения, и они имеют предысторию. Это Ассоциация промстройбанковская, которая, преобразовываясь в Ассоциацию региональных банков, добавила еще «Ассоциация «Россия». Они на определенном сегменте работали. По масштабам они, конечно, в разы меньше АРБ, по числу участников – есть совокупность дублеров, которые если вычесть, то, конечно, совсем масштаб становится маленьким. Но основная проблема, что есть некий элемент дублирования. Я сторонник того, чтобы было множество ассоциаций, и они есть, и мы в определенной степени интегрируем их. Тем более что есть региональные ассоциации, которые находятся в регионах. И мы создали Всероссийский совет региональных банковских объединений в 2002 году. Их учредили 14 участников, а сегодня их состав уже превышает 70 региональных ассоциаций. То есть АРБ – это вторая палата в АРБ. Есть Совет АРБ, а есть вторая палата – Всероссийский совет. Туда входит подавляющее большинство представителей других ассоциаций, в том числе и профильные ассоциации. У Ассоциации региональных банков – очень существенный вопрос – они дублируют многие вещи. Хотя, с другой стороны, это поле, которое надо вспахивать. И чем больше будет пахарей на этом поле... ну, иногда будут поперек или где-то рядышком – ни к чему страшному это не приведет. Хотя, конечно, есть небольшое дублирование. И я спокойно к этому отношусь, и мои коллеги тоже достаточно, мне кажется, спокойно на это смотрят.

Данила Гальперович: Я хочу исторически заглянуть немножко назад. Вы упомянули, что корни Ассоциации региональных банков России в ассоциации, когда-то сделанной Промстройбанком. Можно ли говорить, что это отголоски того соперничества середины 90-ых, когда первые коммерческие банки, и говорили про «семибанкирщину», называли ее «большой восьмеркой» в России, противостояла банкам с государственным участием, в том числе и Промстройбанку, и так далее? Это оттуда идет?

Гарегин Тосунян: Нет, это было не противостояние. Дело в том, что Промстройбанк, будучи довольно мощной структурой, в начале 90-ых годов решил... а Ассоциация российских банков включала и банки с госучастием, имея в виду Сбербанк, ВЭБ, Банк внешней торговли. И «семибанкирщина» к этому не имеет никакого отношения. Потому что как раз в начале 90-ых годов Промстройбанк со своей ассоциацией решил быть автономным, а в середине 90-ых годов он все-таки вошел в состав Ассоциации российских банков. И Дубинецкий тогда даже был заместителем председателя Совета Ассоциации российских банков. И потом, когда Ассоциация российских банков по ряду кадровых вопросов не поддержала некоторых руководителей Центрального банка, то когда эти некоторые руководители вернулись в Центральный банк после дефолта, они решили на базе Промстройбанка некую оппозиционную структуру создать. Ну, это такие мелочи, которые давно уже ушли в прошлое.

И по срокам я тоже должен сказать. Ассоциация российских банков была создана в 1990 году, но ей предшествовала Всесоюзная ассоциация, которая в 88-ом году на базе Московского банковского союза создалась. Но мы строго придерживаемся – Ассоциация российских банков, март 1991 года. Мы не начинаем свою историю отсчитывать от 88-го года. Ассоциация региональных банков отсчитывает свою историю чуть ли не от каких-то доисторических времен. Поэтому здесь некое разночтение есть, конечно.

Роланд Фритше: По-моему, в 90-ых годах было большое сопротивление притоку иностранного банковского капитала, созданию филиалов на территории России иностранными банками. И сейчас, если мы смотрим на российский банковский рынок, есть большие игроки, которые здесь присутствуют, - «Raiffeisenbank» из Австрии или банк «Santander» из Испании, который в Латинской Америке чуть ли не лидирующий банк иностранный. Каков сейчас этот процесс? Есть ли еще некое сопротивление из-за боязни, что это испортит конкурентную борьбу, или сейчас уже рынок настолько либерализован, что пусть еще больше иностранных игроков приходили бы на российский рынок?

Гарегин Тосунян: Очень интересно, что сегодня ситуация в этом смысле достаточно спокойная и понятная. Есть много участников с иностранным капиталом, российские банки, но с иностранным капиталом. К ним всегда мы относились максимально лояльно. Речь шла только о том, чтобы разрешить или не разрешить открытие филиалов, потому что они по другой юрисдикции работают. Позиция Ассоциации российских банков была очень однозначной: филиалы – нет, а «дочки» - это же наши члены. Практически все «дочки» иностранных банков – члены Ассоциации российских банков. Сегодня удельный вес – до 30% по капиталу. И он не сильно бурно стремится расти, в то же время, он все равно постепенно, но рос, даже в кризисный период. Банк Кипра, например, открыл в самый горячий момент, и молодцы, они проявили в этом смысле доверие рынку, и не только банк Кипра. Я сам был в свое время апологетом того, что филиалы – это потеря управляемости рынка и по капиталу. Если по требованиям ВТО, в принципе, иностранный капитал может быть до 67% наращен. Такой опасности сегодня нет. С другой стороны, когда кризис начался, я сам сказал: «Слава Богу, что у нас есть банки с иностранным участием». Потому что они, по крайней мере, гарантируют нам, что конкуренцию на рынке убить полностью уже не удастся. Кстати, к вопросу о централизации и монополизации. Только в тоталитарном режиме можно обеспечить, чтобы было бы 3-5 банков, кого я назову, те и будут, и чтобы все работали, чтобы были две нефтяные компании, чтобы было одно ЖКХ и чтобы все цены тарифами устанавливались. Это, конечно, можно сделать, но не может быть в демократическом обществе. Поэтому, слава Богу, у нас есть защита от этого. И на банковском рынке, слава Богу, есть гаранты, в том числе, я не хочу сказать, что они единственные гаранты нашей конкурентной среды. Важно, чтобы был частный капитал, а частный капитал может быть и иностранным, и российским. И банки с госучастием тоже должны быть.

Данила Гальперович: Роланд, немецкие банки, как и многие европейские банки, проходили это лето стресс-тесты. Каковы результаты? И потом будет вопрос Гарегину Тосуняну: насколько возможен такой стресс-тест в России и будут ли банкиры верить в честность, что называется, в справедливую игру со стороны государства?

Роланд Фритше: Немецкая экономическая печать с гордостью докладывала, что немецкие банки успешно проходили стресс-тесты. То есть они доказывали способность покрывать, допустим, убытки своими собственными средствами и резервами, и они выполнили некий стандарт, чтобы было 7% дохода в качестве резервов, чтобы именно в таких кризисных ситуациях как-то выдержать эти сложные ситуации. То есть в Германии они гордятся и, в принципе, довольны тем, что они успешно прошли.

Данила Гальперович: Гарегин Ашотович, если бы наше государство устроило такие стресс-тесты, оно по-честному играет с банками?

Гарегин Тосунян: Я как раз хотел сказать, что то ли к счастью, то ли к сожалению, но мы чуть ли не каждый день эти стресс-тесты проходим. Потому что к нам такие требования по резервированию и такая презумпция виновности присутствует, когда мы каждый раз должны доказывать, что у нас достаточно средств, что мы имели право кредитовать этого заемщика, что этот заемщик вернет средства, мы уверены в этом. Но немножечко здесь надо понять психологию наших взаимоотношений, чтобы говорить о том, если бы эти стресс-тесты проводились. Боюсь, что они у нас в некоторой форме проводятся и через стресс-тестирование, мы под таким стресс-кредитованием и находимся, что у нас в рамках стресс-ситуации кредитование развивается так, что оно находится на уровне заоблачных высот с точки зрения доступности. С другой стороны, сами себя, безусловно, с точки зрения оценки риск-менеджмента банки очень серьезную школу за эти два года прошли. Но нельзя перебарщивать в этой части. А вот негативные ожидания, что вдруг изменится тренд и так далее, у банков есть страх панический, которые не авантюрные и не мифические: «Я лучше пересижу на деньгах, я лучше понесу потери (правда, потом Центральный банк спросит, почему у тебя такие низкие убытки), я лучше здесь понесу, чем вдруг я не смогу ответить на вопрос – почему. И поэтому резервы у нас на среднем уровне». Под 20%. А это высоко, нельзя, недопустимо. А если брать ниже второго яруса банков, там как раз высоки

www.svoboda.org