Параметры функциональных зон населенных пунктов сельского поселения. Функциональные зоны населенных пунктов


Территориальное зонирование земель населенных пунктов

Зонирование территорий населенных пунктов вызвано установлением порядка использования земель. Поэтому земли населенных пунктов, которые находятся в пределах административных границ, разделены на зоны, с учетом градостроительных требований.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93Санкт-Петербург, Ленинградская область

+8 (800) 550-72-15Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Территориальное зонирование населенных пунктов

Зонирование земель представляет собой разделение территории населенного пункта на участки, которые имеют различное целевое назначение и соответствующий правовой режим использования. Зонирование производится согласно утвержденному плану по развитию населенного пункта.

Положение о проведении зонирования и основные его принципы утверждены Правительством Российской Федерации. Решение о проведении зонирования принимается распорядительным документом территориального органа государственной власти или решением органа местного самоуправления.

В состав жилых зон входят земельные участки, которые предназначены для индивидуальной и общественной жилой застройки, а также возведения объектов культурно-бытового и социального назначения.

Недвижимость, которая располагается в жилой зоне, может быть представлена индивидуальными жилыми домами, малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройкой. Кроме жилых домов, по градостроительному плану могут располагаться и другие виды застройки.

Большая часть территорий населенных пунктов отводится под жилищную застройку, что соответствует целевому назначению категории земель населенных пунктов.

Однако населенные пункты не могут существовать без административных зданий, объектов образовательного, культурно-бытового и социального назначения. Поэтому такие объекты также включаются в градостроительные планы по застройке жилых зон населенных пунктов.

Определенная часть земель населенных пунктов отводится под промышленную застройку, объекты коммунально-складского назначения, инженерную и транспортную инфраструктуру. Такие объекты имеют санитарно-защитные зоны, чтобы обеспечить безопасность жителей населенного пункта.

Благоустройством таких территорий занимаются собственники производственных объектов за свой счет.

Правовой режим земель населенных пунктов, который предусматривает градостроительное зонирование, предусмотрен земельным и градостроительным законодательством.

Зонирование территорий представляет собой двусторонний процесс, предусматривающий плановое использование земель населенного пункта путем принятия нормативных документов на уровне органов местной власти.

Планирование застройки территории и установление правил землепользования осуществляется в следующих целях:

  • для создания условий по устойчивому развитию территориального муниципального образования;
  • сохранности окружающей среды и объектов, которые относятся к памятникам культурного наследия;
  • планирования границ административной территории населенного пункта;
  • надлежащего обеспечения прав собственников земельных участков и защиты их интересов по использованию наделов и размещенных на них зданий и сооружений;
  • создание благоприятного инвестиционного климата путем предоставления широкого выбора по использованию выделяемых земель, а также объектов, относящихся к капитальному строительству.

Утвержденные соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления правила землепользования и осуществления застройки территории населенного пункта, предусматривают порядок их применения, внесения в них соответствующих изменений.

Неотъемлемой частью данных нормативов являются:

  • карта по градостроительному зонированию;
  • градостроительные регламенты;
  • положение о регулировании землепользования и застройки со стороны органов местного самоуправления;
  • порядок изменения видов разрешенного пользования земельными участками и объектами капитального строительства;
  • регламент по подготовке документации по планированию территории;
  • порядок проведения общественных и публичных слушаний по вопросам, связанным с порядком землепользования и застройки земельных участков;
  • порядок внесения соответствующих изменений в правила землепользования.

Также могут быть включены и другие вопросы, которые требуют своего рассмотрения. На карту градостроительного зонирования наносятся утвержденные границы согласно территориальным зонам.

При этом каждый земельный участок может принадлежать только к одной территориальной зоне, что и находит свое отображение в соответствующих границах.

Сформировать один земельный участок из нескольких, которые расположены в разных территориальных зонах, невозможно, так как территориальные зоны не устанавливаются для одного участка.

На градостроительной карте обязательно отражаются зоны, границы которых относятся к территориям, на которых расположены объекты культурного наследия.

Состав земель населенных пунктов

В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, относящиеся к населенным пунктам, входят в состав земель всей страны.

В соответствии с законом, земли, которые используются и предназначены для проведения застройки, входят в состав земель населенных пунктов, так как по своему целевому назначению они предназначены для развития населенных пунктов.

В соответствии с положениями статей 85 Земельного кодекса и 35 Градостроительного кодекса, земельные участки, которые составляют земли населенных пунктов, могут относится к таким территориальным зонам, предусмотренным градостроительным регламентом:

  • жилым территориальным зонам;
  • общественно-деловым территориальным зонам;
  • производственным территориальным зонам;
  • предназначенным для инженерных сетей и транспортной инфраструктуры;
  • относящимся к реакреационным зонам;
  • используемых в сельскохозяйственном производстве;
  • имеющих статус зон специального назначения;
  • предназначенных для размещения военных объектов;
  • относящихся к иным территориальным зонам.

В состав жилых зон входят земельные участки, которые предназначены для строительства жилых домов, а также объектов культурно-бытового назначения.

O-NEDVIZHKE.RU

В жилых зонах возможно как индивидуальное, так и промышленное жилое строительство. При этом как в первом, так и во втором случаях, жилая застройка может быть представлена малоэтажными, средней этажности и многоэтажными зданиями.

Градостроительным регламентом могут быть предусмотрены и другие виды застроек, связанных с реализацией жилищной программы.

В общественно-деловых зонах земельные участки используются для возведения административных зданий, объектов, предназначенных для использования в сфере образования, культуры, быта.

Кроме того, на данной категории земель могут быть возведены здания для общественного использования, что также предусматривается градостроительным регламентом.

К производственным зонам относятся земельные участки, на которых проводится застройка зданиями промышленного и коммунального назначения, складскими помещениями, а также другими постройками, которые указаны в градостроительном регламенте.

К зонам инженерной и транспортной инфраструктуры относятся земельные участки, на которых располагаются объекты:

  • железной дороги;
  • автомобильного, речного, морского и воздушного транспорта;
  • трубопроводного транспорта;
  • связи;
  • инженерной инфраструктуры.

Также могут входить и объекты, которые имеют иное назначение, однако, входящие в градостроительный регламент.

В состав земель, которые входят в рекреационные зоны, относятся земельные участки, на которых находятся городские леса, скверы, парки, городские сады, пруды, озера, водохранилища, а также те, которые используются для отдыха жителей города и туристов.

К земельным участкам, которые расположены в черте населенного пункта, относятся особо охраняемые территории, на которых находятся объекты природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения.

В некоторых населенных пунктах имеются зоны с земельными участками, которые имеют сельскохозяйственное назначение. Такие земли, в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, используются под пашни, многолетние насаждения, здания и сооружения, которые предназначены для сельскохозяйственного производства

Отдельную категорию земель населенных пунктов составляют земельные участки, которые предназначены для использования их в общем пользовании. На них располагаются площади, улицы, проезды, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты, которые не подлежат приватизации.

Границы территориальных зон в населенных пунктах

Все территориальные зоны земель населенного пункта излагаются на градостроительной карте. В регламенте, который является неотъемлемой частью градостроительной карты, указаны все виды разрешенного использования земель, их предельные размеры, а также ограничения, которые установлены в отношении конкретных земельных участков или территориальных зон. В градостроительном регламенте указан правовой режим земельных участков населенного пункта.

Действие правового режима распространяется не на все земли населенного пункта. В поле его действия не входят земли, занятые под объекты культурного наследия, территории мест общего пользования, а также находящиеся под линейными объектами.

При этом соблюдается требование о том, что земельный участок определенной территориальной зоны не может входить в состав другой территориальной зоны.

Согласно правилам землепользования и застройки, для каждой территориальной зоны устанавливается отдельный градостроительный регламент, который разрабатывается с учетом особенностей места расположения земельного участка, а также необходимости сочетать различные виды по использованию земельных участков населенного пункта.

На первоначальном этапе застройки населенного пункта, требования градостроительного регламента могут не соблюдаться, так как на данном этапе практически невозможно выделить отдельные территориальные зоны с однотипным видом использования.

Поэтому в дальнейшем, в границах территориальной зоны могут появиться участки, которые использовались в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако, после проведения зонирования стали не соответствовать предъявляемым требованиям градостроительного регламента.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93Санкт-Петербург, Ленинградская область

+8 (800) 550-72-15Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

o-nedvizhke.ru

Функциональное зонирование территории населенного пункта

Функциональное зонирование территории производится с целью рационального формирования его планировочной и пространственной структуры. Оно во многом способствует исключению влияния вредных индустриальных факторов на условия жизни и здоровье жителей.

На территории населенного пункта выделяют следующие функциональные зоны:

1. селитебную для жилых районов, общественных центров, зеленых насаждений,

2. промышленную для размещения промышленных предприятий,

3. коммунально-складскую для различных складов, гаражей и депо городского транспорта,

4. зону внешнего транспорта для пассажирских и грузовых станций, депо, пристаней и т.д.,

5. рекреационную, представленную парками, лесопарками, пляжами и другими местами кратковременного отдыха, расположенными в границах города (городской черты).

Кроме основных зон, городская территория включает земли, находящиеся за пределами застройки, где размещаются городские подсобные хозяйства, питомники деревьев, кладбища, резервные земли, временно используемые для других целей. Все территории, принадлежащие городу, ограничивает черта поселения (городская черта).

В крупных городах на территории, прилегающей к городу, создается пригородная зона, необходимая для последующего развития города, размещения объектов его хозяйственного обслуживания. Природная зона влияет на микроклимат, здесь могут располагаться плодовоовощные фермы - обеспечивают продуктами питания (фруктами, овощами), для отдыха населения (пионерлагеря, дома отдыха, дачи), здесь же могут располагаться коммунальные устройства и сооружения, предприятия сельскохозяйственной переработки, должен быть лесопарковый зеленый пояс.

В зависимости от профиля города в его структуре могут быть выделены и другие зоны: в городах научного профиля - зона научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и высших учебных заведений, в курортных городах - курортная зона.

В крупных поселениях сельского типа выделяют 2 зоны - селитебную и производственную; в последней по существу объединены промышленная и коммунально-складская зоны.

Гигиеническое значение имеет правильное взаимное расположение этих зон с учетом возможности их территориального развития и организации санитарно-защитных зон и разрывов между селитебной зоной и другими. Все зоны должны быть расположены по отношению друг к другу с учетом розы ветров.

1. Селитебная зона должна располагаться с наветренной стороны по отношению к промышленной зоне. Для размещения данной зоны отводят участки с наиболее благоприятными природными и санитарными условиями,  по возможности вблизи поверхностных водных объектов, массивов зелени. Селитебная зона предназначена для жилых районов, общественных центров, зеленых насаждений.

Структура селитебной территории зависит от величины города, его функциональной характеристики (промышленный, курортный, город науки и т.д.), природных условий. В крупнейших, крупных и больших городах создают наиболее крупные структурные элементы - планировочные (городские) районы, границами которых часто являются природные (овраги, холмы, реки) или искусственные (дороги, каналы) объекты.

На селитебной территории больших, крупных и крупнейших городов формируются жилые районы, состоящие из 3-8 микрорайонов и общественного центра с учреждениями и предприятиями обслуживания.

Микрорайон. Основным структурным элементом селитебной зоны городов и поселков городского типа является микрорайон. Микрорайон -  первичная структурная единица жилой территории. В пределах его размещаются жилые здания, здания общественного назначения, учреждения и предприятия обслуживания, повседневно необходимые населению (детские дошкольные учреждения, школы, аптеки, раздаточные пункты молочной кухни, торговые центры, продовольственные магазины, приемные пункты бытового обслуживания), а также озелененные участки с площадками для отдыха населения, занятий оздоровительными видами спорта, хозяйственные площади, гаражи и стоянки для индивидуального автотранспорта.

Кроме микрорайонов, в составе селитебной зоны на специально выделенных территориях организуются административно-культурный центр города, административно-культурные центры жилых районов, озелененные территории (скверы, сады, парки, лесопарки). Должна быть сеть пешеходных дорожек, аллеи.

Важным структурным элементом территории поселения является транспортная сеть, представленная улицами различных характеристик, площадями, проездами, переулками. Жилые районы обычно  ограничиваются улицами районного значения, а отдельные микрорайоны разделяются жилыми улицами и проездами, которые не должны пересекать их территорию.

Условная линия, разделяющая территорию жилой застройки и территорию улиц, проездов и площадей называется красной линией. Расположение зданий на жилой территории по отношению к красной линии может быть различным. Жилые дома в микрорайоне для защиты от неблагоприятного влияния городского транспорта рекомендуется располагать с отступом от красной линии на 3 - 6 м и использовать полосу между красной линией и линией регулирования застройки для посадки зеленых насаждений.

Создание благоприятных условий микроклимата и инсоляции на территории жилой застройки и в помещениях жилых и общественных зданий обеспечивается использованием разнообразных приемов застройки и благоустройства жилого района и микрорайона. Выбор типа застройки зависит от многих факторов: рельефа местности, ветрового режима территории, наличия зеленых насаждений, автодорог, условий инсоляции, проветривания застройки.

Системы жилой застройки микрорайона:

а) периметральная (вдоль улиц по четырем сторонам квартала, образуя замкнутый квадрат) - это сплошная застройка квартала без отступов от тротуаров внутрь квартала. Отрицательной стороной периметральной застройки при небольшой ширине улицы является сложность обеспечения хороших условий инсоляции жилищ и проветривания территории микрорайона;

б) строчная (здания располагаются параллельно друг другу). Использование строчной застройки позволяет успешно решить вышеназванные вопросы, однако возникают трудности с организацией внутренней территории микрорайона;

в) группами домов. Групповая застройка применяется при строительстве крупных микрорайонов с многоэтажной застройкой;

г) свободная застройка.

При гигиенической оценке выбора типа жилой застройки следует исходить из возможности обеспечения достаточной инсоляции фасадов, шумозащищенности как домов, так и территории микрорайона, проветриваемости или ветрозащищенности (в зависимости от климатических особенностей) микрорайона. На выбор застройки также влияет рельеф местности.

2. Промышленная зона предназначена для размещения промышленных предприятий. Ёе расположение должно устранить вредное влияние на селитебную зону, поэтому должна быть максимально удалена от жилой зоны (дорога должна занимать не более 70 минут). Предприятия располагаются ниже города по течению реки, должен быть организован сбор промышленных отходов, размещаются с подветренной стороны по отношению к жилой части города.  

Вокруг промышленной зоны устраивается санитарно-защитная зона. Организация санитарно-защитных зон промышленных предприятий регламентируется «СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09, изм. №2 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10, изм. и доп. №3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция». Санитарно-защитные зоны снижают уровень шума и загрязнения атмосферного воздуха. На территории СЗЗ возможно размещение пожарных депо, прачечных, гаражей, площадок для стоянок автотранспорта, автозаправочных станций, а также связанных с обслуживанием данного предприятия зданий управления, конструкторских бюро.

3. Коммунально-складская зона

Обычно эта зона состоит из отдельных подрайонов, в состав которых входят торговые склады, предприятия по обслуживанию средств транспорта: трамвайные депо, троллейбусные, автобусные парки, предприятия бытового обслуживания (фабрики-прачечные, химчистки) и т.д. Торговые площадки разделяются по назначению: для хранения продовольственных товаров, овощей, промышленной продукции и т.д. В крупных городах коммунально-складские зоны лучше размещать рассредоточено, с учетом транспортной  связи с жилыми районами. Для складских зданий и сооружений установлены санитарные разрывы до жилых и других зданий и территорий. Они колеблются от 50 м до 500 м в зависимости от характера хранимых материалов, вместимости складов и их грузооборота.

4. Зона внешнего транспорта

Предназначена для размещения пассажирских и грузовых станций, депо, пристаней, аэродрома, автовокзалов и т.д. Расположение должно предупредить неблагоприятное влияние транспорта на жилые районы, обеспечить населению удобство пользования транспортом. Для этого устанавливают С33 (для железной дороги 200 м). При размещении предъявляются требования по ограничению шума и вибраций, уменьшению напряжения электромагнитных полей, снижению атмосферного воздуха, водоемов и почвы.



biofile.ru

21. Зонирование территории населенных пунктов

Вся территория населенных пунктов разделена на соответствующие зоны:

  • Жилая

  • Производственная

  • Санитарная

  • Рекреационная

  • Природоохранная

  • Заповедная и др.

Размещение каждой зоны в пределах населенного пункта производится с учетом определенных условий и требований. Одним из главных условий зонирования территории является разработка территориальных планов, использование земель в городах и других населенных пунктах, туда включаются характеристики и соотношение земель по категориям, наличие и выполнение генеральных планов, оценку существующего и перспективного использования земельных ресурсов с точки зрения развития отраслей городского хозяйства.

Зонирование земельной территории имеет свои особенности и каждый вид такого зонирования имеет свою специфику и направление использовании, поэтому зонирование земельной территории может включать:

1) зонирование по природно-климатическим условиям

2) зонирование по природно-хозяйственному использованию земель

3)зонирование с целью проведения земельно-оценочных работ

4) зонирование территории по разрядам для цели налогообложения

5) зонирование территории для размещения и функционирования народного хозяйства

6) природоохранное зонирование и др.

Целью установления и закрепления границ земельных участков является передача их и прочно связанного с ними имущества в населенных пунктах в собственность или аренду для последующей регистрации, налогообложения, осуществления других сделок с землей. При этом решаются следующие задачи:

1) установление границ сложившихся земельных участков с закрепленными на них объектами недвижимости

2) формирование новых земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости в черте застройки населенных пунктов

Установление границ землепользований производится как на застроенных, так и на подлежащих застройке территориях в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки поселений, а также другими документами территориального развития.

При межевании объектов должны соблюдаться правила:

1) границы и площадь земельных участков переданных в собственность или аренду не должны изменяться

2) в границы земельных участков должны включаться все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним при обеспечении доступа ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры

3)при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами

4) при межевании территории населенных пунктов проводится выделение структурных планировочных единиц – зон, районов, микрорайонов, с выделением территорий транспортных и инженерных коммуникаций, а также границ существующих и новых участков с объектами недвижимости.

Межевание включает подготовительные работы (сбор заявок, материалов и документов, их изучение и обработка), зонирование, районирование, выделение кварталов, согласование границ со всеми физическими и юридическими владельцами и установление границ в натуре.

Границы земельных участков, зон, районов, микрорайонов устанавливают по красным линиям, осям проездов и другим границам, поэтому к плану межевания прилагаются:

  1. акты согласования границ использования зон, районов, микрорайонов, кварталов.

  2. каталог координат границ землепользований и других образований

  3. перечень сервитутов

  4. пояснительная записка.

План межевания утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков в натуре, закрепление их межевыми знаками и регистрация в установленном порядке.

studfiles.net

2.4.3 Функциональное зонирование территории населенных пунктов.

Зонирование территории является одним из основных инструментов регулирования градостроительной деятельности. Зонирование ставит рамочные условия использования территории, обязательные для всех участников градостроительной деятельности, в части функциональной принадлежности, параметров застройки (этажность, плотность и др.), ландшафтной организации территории.

Разработанное в составе Генерального плана функциональное зонирование учитывает:

  • результаты комплексного градостроительного анализа территории

  • историко-культурную и планировочную специфику населенного пункта

  • сложившиеся особенности использования территории.

При установлении территориальных зон учтены положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, Федерального Закона РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, требования специальных нормативов и правил, касающиеся зон с нормируемым режимом градостроительной деятельности.

Ниже приводится перечень функциональных зон, отраженных на основном чертеже Генерального плана:

Жилые зоны:

- малоэтажная жилая застройка

- зона индивидуальной жилой застройки

Общественно-деловые зоны:

- зона общественно-деловой застройки

Рекреационные зоны:

- зона парков, скверов

- зона зеленые насаждения

- зоны занятые водными объектами

Производственные зоны:

- зона промышленных предприятий

- зона коммунально-складских предприятий

Зоны специального назначения:

- зона кладбища

- зона полигона ТБО

- зона скотомогильников

Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры:

- дороги

2. 5. Жилой фонд и территории жилой застройки.

Основные цели жилищной политики – улучшение качества жизни, включая качество жилой среды и повышение в связи с этим инвестиционной привлекательности самого села.

Основные проектные предложения в решении жилищной проблемы и новая жилищная политика:

  • уплотнение жилой застройки со строительством высококачественного жилья на уровне среднеевропейских стандартов;

  • ликвидация ветхого и аварийного фонда;

  • наращивание темпов строительства жилья за счет всех источников финансирования, включая индивидуальное строительство;

  • создание благоприятного климата для привлечения частных инвесторов в решение жилищной проблемы села, путем предоставления им налоговых льгот, подготовки территории для строительства (расселение населения из сносимого фонда и проведение всех инженерных сетей за счет муниципального бюджета), сокращения себестоимости строительства за счет применения новых строительных материалов, новых технологий;

  • активное вовлечение в жилищное строительство дольщиков, развитие и пропаганда ипотечного кредитования;

  • поддержка стремления граждан строить и жить в собственных жилых домах, путем предоставления льготных жилищных кредитов, решения проблем инженерного обеспечения, частично компенсируемого из средств бюджета, создания облегченной и контролируемой системы предоставления участков под застройку;

  • поквартирное расселение населения с предоставлением каждому члену семьи комнаты;

  • повышение качества и комфортности проживания, полное благоустройство домов.

Сводные данные, предоставленные администрацией сельского поселения, свидетельствуют, что в настоящее время общая площадь жилого фонда р.п. Любытино составляет 94,2 тыс. м2, с.Зарубино – 47,3 тыс. м2. Ветхое и аварийное жилье отсутствует.

Средняя жилищная обеспеченность р.п. Любытино составляет 31,1 м2 на человека, с.Зарубино – 33,7 м2 на человека.

На расчетный период Генерального плана (2030г.) жилищная обеспеченность принимается в размере 36 м2/чел. При расчете объемов нового строительства учитывалась современная ситуация и необходимость выдержать тенденцию постепенного нарастания ежегодного ввода жилья для достижения через 20 лет благоприятных жилищных условий.

Рабочий поселок Любытино

Расчет объемов жилищного строительства рабочего поселка Любытино, таблица 9.

Таблица 9 Расчет объемов жилищного строительства рабочего поселка

п/п.

Показатель

Единицы

измерения

Расчетный срок

1

Проектная численность населения

чел.

3100

2

Средняя жилищная обеспеченность

м2/чел.

36

3

Итого потребный жилищный фонд

тыс.м2

111,6

4

Существующий жилищный фонд

тыс.м2

94,2

5

Убыль существующего жилищного фонда

тыс.м2

-

6

Сохраняемый жилищный фонд

тыс.м2

94,2

7

Объем нового жилищного строительства

тыс.м2

17,4

7.1

из них на территориях:

- на свободных

тыс.м2

17,4

7.2

- на реконструируемых

тыс.м2

-

8

Потребность в территориях для:

жилищного строительства - всего

га

23,1

8.1

в том числе:

- свободных

га

23,1

8.2

- реконструируемых

га

-

Для размещения 17,4 тыс.м2 потребуется территория 23,1 га.

Село Зарубино

Расчет объемов жилищного строительства села Зарубино, таблица 10.

Таблица 10 Расчет объемов жилищного строительства села Зарубино

№ п/п.

Показатель

Единицы измерения

Расчетный срок

1

Проектная численность населения

чел.

1450

2

Средняя жилищная обеспеченность

м2/чел.

36

3

Итого потребный жилищный фонд

тыс.м2

52,2

4

Существующий жилищный фонд

тыс.м2

47,3

5

Убыль существующего жилищного фонда

тыс.м2

-

6

Сохраняемый жилищный фонд

тыс.м2

47,3

7

Объем нового жилищного строительства

тыс.м2

4,9

7.1

из них на территориях:

- на свободных

тыс.м2

4,9

7.2

- на реконструируемых

тыс.м2

-

8

Потребность в территориях для:

жилищного строительства - всего

га

8,3

8.1

в том числе:

- свободных

га

8,3

8.2

- реконструируемых

га

-

Для размещения 4,9 тыс.м2 потребуется 8,3 га свободных территорий. Объем нового жилищного строительства – 4,65 тыс.м2 - должен разместиться на свободных территориях (8,3 га), оставшиеся 0,25 тыс.м2 за счет уплотнения существующей застройки.

В принципе объемы жилищного строительства, рассчитанные для Любытинского сельского поселения, не высоки, учитывая темпы ввода жилья последнего времени, и необходимы для того чтобы удержать молодежь в населенных пунктах.

studfiles.net

Тема 2. Функциональная организация территории сельского населенного места

Быт, отдых и труд жителей сельского населенного места — главные составляющие функционального содержания его жизне­деятельности. Каждую из названных функций осуществляют на обособленной территории населения, называемой функциональ­ной зоной. Дифференциацию территории населенного места по характеру использования называют функциональным зонирова­нием.

Функциональную зону можно размещать компактно в одном месте или рассредоточить на нескольких участках. Для сельского населенного места характерно наличие двух основных функцио­нальных зон: жилой, или селитебной, и производственной.

В селитебной зоне происходят бытовые процессы и повседнев­ный отдых населения. Поэтому в ней не размещают производст­ва, выделяющие вредные вещества, запахи, создающие шум, по­токи техники (сельскохозяйственных машин и механизмов) и другие причины неблагоприятной санитарно-гигиенической об­становки для жителей. В то же время чисто жилая застройка в данной зоне не будет создавать полноценной социальной жизни. Для этого необходимо включение в нее учреждений и предпри­ятий общественного назначения, мест приложения труда непро­изводственного характера. Следовательно, селитебная зона пред­назначена для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и дру­гих мест общего пользования, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон (рис. 5).

В свою очередь, производственные предприятия сельскохо­зяйственного назначения — фермы, комплексы, дворы, как боль­шой, так и малой мощности, выделяющие вредные вещества в виде неприятных запахов, пыли, шумов, копоти, необходимо размещать обособленно от остальной застройки, создавая само­стоятельную производственную зону. То есть производственная зона предназначена для размещения объектов производственного назначения. Производственная зона должна иметь удобные связи с жилой зоной и подъездными путям. Как правило, разделять ее на обособленные участки автомобильными дорогами общей сети нельзя.

В зависимости от размера производственной зоны, размещае­мых в ней производств и их объемов, количеств выделяемых ими вредных веществ между ней и селитебной зоной организуют санитарно-защитную зону. Такие зоны создают также между се­литебной зоной и автомагистралями, служащими подъездными путями к населенному месту и его основным зонам: жилой и производственной. Следовательно, санитарно-защитную зону

создают для улучшения санитарного режима сельского населенного места: частичного задержания вредных веществ со стороны про­изводственной зоны, пыли и выхлопных газов со стороны авто­магистрали.

В зависимости от размера населенного места, его конфигура­ции, производственного направления хозяйства, расположения в системе расселения, природных и других условий могут быть образованы также зоны коммунально-складская и внешнего транспорта.

В коммунально-складской зоне в этом случае размещают га­ражи, склады, баню, прачечную и другие объекты коммунально­го назначения, и она должна быть удобно связана с внешними транспортными магистралями.

Зону внешнего транспорта создают в случаях расположения населенного места при железнодорожной станции, пристани, автостанции и т. п.

В сельском населенном месте можно выделить особые функ­циональные зоны: общественный центр и зону отдыха.

Размещение общественных центров. Общественный центр — часть селитебной зоны, где сосредоточены главные функции ад­министративной, культурной жизни и бытового обслуживания жителей поселения. Функции общественного центра аналогичны функциям поселения: быт, куда относят жилые дома, торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание; отдых — развле­чения, культура, спорт; труд — управление, образование. Поэто­му здесь сосредоточены главные общественные здания сельского населенного пункта: культурно-просветительные, торговые, пи­тания, административные и др. Эти здания можно размещать по периметру площади общественного центра, или на главной улице, или используя островное расположение. Поскольку обще­ственный центр помимо функциональной нагрузки несет еще и эстетическую, так как образующие его общественные здания своим архитектурным обликом выделяют из жилой застройки, то он одновременно является центром архитектурно-планировоч­ной композиции селитебной зоны. Поэтому размещение общест­венного центра тщательно продумывают, учитывая при этом связи как внутри проектируемого поселения, так и с другими населенными местами, расположенными в общей с проектируе­мым в системе расселения (рис. 6).

В каждом сельском населенном месте создают, как правило, один общественный центр. Однако при значительных размерах поселения, сложной конфигурации его, особенностях сложив­шейся ситуации возникает необходимость в создании локальных центров (подцентров) (рис. 7).

Размещение зеленых насаждений. В населенном месте зеленые насаждения служат для организации отдыха и спорта, улучшения санитарно-гигиенического состояния окружающей среды, совер­шенствования эстетической выразительности населенного места. К зеленым насаждениям в границах сельского населенного места относят парки (нередко включающие плоскостные спортивные сооружения), скверы, бульвары, сады жилых групп, зеленые на­саждения участков общественных зданий: клубов, школ, детских садов, озеленение улиц. Особое значение отводят паркам — ос­новному месту отдыха для жителей поселения. Поэтому их раз­мещают вблизи жилых территорий в наиболее живописных мес­тах.

Уличная сеть и площади. Улицы и площади населенного места представляют собой важнейшую систему его, поскольку они объ­единяют населенное место. Главная цель уличной сети — созда­ние системы коммуникаций, обеспечивающих на территории по­селения выполнение жизненных функций населения. Другая, не менее важная цель, — визуально связать в пространстве архитек­турные ансамбли, планировочные комплексы и элементы в еди­ную архитектурно-планировочную композицию. Следовательно, улицы и площади составляют основу архитектурно-планировоч­ной композиции населенного места.

В сельском населенном месте уличная сеть должна представ­лять единую систему путей сообщения, иметь по возможности простое начертание и обеспечивать наиболее удобные и короткие связи внутри селитебной зоны между отдельными жилыми образованиями ее с производственной и внешними дорогами и т. д.

Строительное зонирование. Если жилую территорию населен­ного места застраивают домами разных типов, этажности и из различных строительных материалов, то целесообразно выпол­нять строительное зонирование жилой территории. Выделение при застройке жилой территории населенного места в соответст­вии с типами и этажностью жилых домов и строительными материалами, из которых они возведены, отдельных зон называ­ют строительным зонированием. Такое зонирование вносит оп­ределенный порядок в регулирование жилой застройки. В этом случае эффективно используют территорию населенного места, а затраты на благоустройство и инженерное оборудование будут оптимальны (см. рис. 5).

В самом общем случае при размещении жилой застройки на территории сельского населенного места выделяют три основные строительные зоны: секционной застройки в два—четыре этажа; застройки блокированными домами, застройки индивидуальны­ми домами.

Задача строительного зонирования состоит в установлении границы между строительными зонами и организации примыка­ния их друг к другу. Решать эту задачу можно двумя способами: первый — границу устанавливают по территории квартала, вто­рой — граница совпадает с осью улицы.

При первом способе обе стороны улицы застраивают домами одинаковых типа и этажности, добиваясь большей архитектурной выразительности, при этом снижаются затраты на благоустройст­во и инженерное оборудование улицы, создаются возможности для лучшей организации ее.

В случае, когда участки общественного пользования секцион­ной застройки соседствуют с приусадебными участками индиви­дуальной и блокированной застройки, их разделяют полосой зе­леных насаждений.

При втором способе границу строительной зоны совмещают с осью улицы. При этом до некоторой степени снижается архитек­турная выразительность улицы по причине застройки ее различ­ными по архитектурному решению, высоте и объему зданиями.

Для эффективного использования инженерного оборудования и снижения затрат на благоустройство рекомендуют секционные многоквартирные дома размещать в центральной части населен­ного места, вблизи общественного центра, а иногда и включать их в композицию общественного центра. Индивидуальные же дома, для благоустройства которых используют автономные сис­темы инженерного оборудования, целесообразно размещать на периферии жилой зоны.

Строительное зонирование не является строго обязательным во всех без исключения случаях. При соответствующих условиях в кварталах жилой застройки можно предусматривать и смешан­ную застройку.

Контрольные вопросы

  1. Функциональные зоны сельского населенного пункта- перечислить, дать краткое определение

  1. Селитебная территория сельского населенного места.

  1. Производственная и санитарно- защитная зоны сельского населенного пункта.

  2. Размещение общественных центров сельского населенного пункта

  3. Размещение зеленых насаждений. Уличная сеть и площади в сельском населенном пункте.

  4. Строительное зонирование жилой территории

  5. Условия пригодности территорий для строительства поселений

studfiles.net

Функциональное зонирование территории населенного пункта. Зоны.

Функциональное зонирование территории производится с целью рационального формирования его планировочной и пространственной структуры.

На территории населенного пункта выделяют следующие функциональные зоны:

  1. селитебную для жилых районов, общественных центров, зеленых насаждений,
  2. промышленную для размещения промышленных предприятий,
  3. коммунально-складскую для различных складов, гаражей и депо городского транспорта,
  4. зону внешнего транспорта для пассажирских и грузовых станций, депо, пристаней и т.д.,
  5. рекреационную, представленную парками, лесопарками, пляжами и другими местами кратковременного отдыха, расположенными в границах города (городской черты).

Селитебная зона

должна располагаться с наветренной стороны по отношению к промышленной зоне. Для размещения данной зоны отводят участки с наиболее благоприятными природными и санитарными условиями.

На селитебной территории больших, крупных и крупнейших городов формируются жилые районы, состоящие из 3-8 микрорайонов и общественного центра с учреждениями и предприятиями обслуживания.

Микрорайон. Основным структурным элементом селитебной зоны городов и поселков городского типа является микрорайон. Микрорайон —  первичная структурная единица жилой территории.

Системы жилой застройки микрорайона:

а) периметральная (вдоль улиц по четырем сторонам квартала, образуя замкнутый квадрат) — это сплошная застройка квартала без отступов от тротуаров внутрь квартала. Отрицательной стороной периметральной застройки при небольшой ширине улицы является сложность обеспечения хороших условий инсоляции жилищ и проветривания территории микрорайона;

б) строчная (здания располагаются параллельно друг другу). Использование строчной застройки позволяет успешно решить вышеназванные вопросы, однако возникают трудности с организацией внутренней территории микрорайона;

в) группами домов. Групповая застройка применяется при строительстве крупных микрорайонов с многоэтажной застройкой;

г) свободная застройка.

При гигиенической оценке выбора типа жилой застройки следует исходить из возможности обеспечения достаточной инсоляции фасадов, шумозащищенности как домов, так и территории микрорайона, проветриваемости или ветрозащищенности (в зависимости от климатических особенностей) микрорайона. На выбор застройки также влияет рельеф местности.

 Промышленная зона

предназначена для размещения промышленных предприятий.

Вокруг промышленной зоны устраивается санитарно-защитная зона. Организация санитарно-защитных зон промышленных предприятий регламентируется «СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09, изм. №2 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10, изм. и доп. №3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция». Санитарно-защитные зоны снижают уровень шума и загрязнения атмосферного воздуха. На территории СЗЗ возможно размещение пожарных депо, прачечных, гаражей, площадок для стоянок автотранспорта, автозаправочных станций, а также связанных с обслуживанием данного предприятия зданий управления, конструкторских бюро.

Коммунально-складская зона

Обычно эта зона состоит из отдельных подрайонов, в состав которых входят торговые склады, предприятия по обслуживанию средств транспорта: трамвайные депо, троллейбусные, автобусные парки, предприятия бытового обслуживания (фабрики-прачечные, химчистки) и т.д.

Зона внешнего транспорта

Предназначена для размещения пассажирских и грузовых станций, депо, пристаней, аэродрома, автовокзалов и т.д.

alexmed.info

Параметры функциональных зон населенных пунктов сельского поселения

Поиск Лекций
Название зоны Зонирование территории н.п. га
Существующее положение Расчётный срок
Суммарно по населенным пунктам сельского поселения
Жилая 311,68 236,4
Общественно-деловая 1,02 1,02
Сельскохозяйственного использования 486,87 466,41
Производственного использования 226,7 74,65
Транспортной инфраструктуры 18,15 18,15
Рекреационная 55,11 55,11
Специального назначения 5,42 5,42
Инженерной инфраструктуры 7,7 7,7
Общая площадь 1112,65 864,86
деревня Михали
Жилая 189,34 114,06
Общественно-деловая 1,02 1,02
Сельскохозяйственного использования
Производственного использования 226,7 74,65
Транспортной инфраструктуры 15,67 15,67
Инженерной инфраструктуры 7,7 7,7
Рекреационная 10,62 10,62
Общая площадь 685,05 457,72
деревня Возжихино
Жилая 6,2 6,2
Сельскохозяйственного использования 33,73 33,73
Транспортной инфраструктуры 0,02 0,02
Рекреационная 2,17 2,17
Общая площадь 42,12 42,12
деревня Козлаково
Жилая 16,05 16,05
Сельскохозяйственного использования 5,07 5,07
Транспортной инфраструктуры 0,01 0,01
Общая площадь 21,13 21,13
деревня Межетчина
Жилая 20,24 20,24
Сельскохозяйственного использования 122,81 102,35
Транспортной инфраструктуры
Рекреационная 16,35 16,35
Специального назначения 2,83 2,83
Общая площадь 164,23 143,77
деревня Михайловское
Жилая 7,74 7,74
Сельскохозяйственного использования 9,3 9,3
Транспортной инфраструктуры 0,02 0,02
Рекреационная 1,6 1,6
Общая площадь 18,66 18,66
деревня Орлово
Жилая 21,03 21,03
Сельскохозяйственного использования 22,35 22,35
Транспортной инфраструктуры 0,04 0,04
Рекреационная 6,7 6,7
Специального назначения 2,59 2,59
Общая площадь 52,71 52,71
деревня Раево
Жилая 31,41 31,41
Сельскохозяйственного использования 64,09 64,09
Транспортной инфраструктуры 0,37 0,37
Рекреационная 17,67 17,67
Общая площадь 113,54 113,54
деревня Рябики
Жилая 1,31 1,31
Сельскохозяйственного использования 4,9 4,9
Транспортной инфраструктуры 0,01 0,01
Общая площадь 6,22 6,22
деревня Лысково
Жилая 6,66 6,66
Сельскохозяйственного использования 2,32 2,32
Транспортной инфраструктуры 0,01 0,01
Общая площадь 8,99 8,99

 

7.Том II Раздел II. Перечень мероприятий по территориальному планированию Подраздел II.I.2 Мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры сельского поселения дополнить таблицей:

Перечень мероприятий по территориальному планированию в отношении объектов регионального значения в соответствии со Схемой территориального планирования Калужской области

 

№ п/п Назначение объекта регионального значения Наименование объекта Краткая характеристика объекта Местоположение планируемого объекта Срок реализации Зона с особыми условиями использования территории
1. Планируемые к размещению объекты регионального значения и инвестиционные площадки
82-7-1 Промышленные площадки (Гринфилды) Инвестиционная площадка н/д дер.Возжихино, дер. Раево, сельское поселение «Деревня Михали» Износковский район, Калужская область Первая очередь -
7. Планируемые объекты капитального строительства в области транспортной инфраструктуры
66-7-1 Объекты капитального строительства в области транспорта Реконструкция автодороги Износки- Шанский Завод -Михали На участке Шанский Завод – Михали протяженность 16 км Износковской район, Шанский Завод -Михали, Калужская область Первая очередь санитарный разрыв до 100 м
5. Объект капитального строительства в области инженерной инфраструктуры
5.1. Объект капитального строительства в области газоснабжения
5.1.1.Строительство газораспределительных газопроводов
21-7-1 Объект капитального строительства в области газоснабжения Строительство распределительных газопроводов 5,79 км Граница МО СП «Деревня Михали» - дер. Михали, МО СП «Деревня Михали», Износковский район, Калужская область Первая очередь охранная зона до 100 м
21-7-2 13,2 км (Граница МО СП «Деревня Михали» - дер. Михали, МО СП «Деревня Михали») – дер. Раево, МО СП «Деревня Михали», Износковский район, Калужская область Первая очередь охранная зона до 100 м
21-7-3 7,71 км дер. Михали – дер. Межетчина – дер. Козлаково – дер. Орлово, МО СП «Деревня Михали», Износковский район, Калужская область Первая очередь охранная зона до 100 м
5.1.3. Строительство газорегуляторных пунктов
40-7-1 Объект капитального строительства в области газоснабжения Строительство газорегуляторных пунктов Планируется размещение ГРП шкафного типа дер. Орлово, МО СП «Деревня Михали», Износковский район, Калужская область Первая очередь охранная зона до 100 м
40-7-2 Планируется размещение ГРП шкафного типа дер. Козлаково, МО СП «Деревня Михали», Износковский район, Калужская область Первая очередь охранная зона до 100 м
40-7-3 Планируется размещение ГРП шкафного типа дер. Межетчина, МО СП «Деревня Михали», Износковский район, Калужская область Первая очередь охранная зона до 100 м
40-7-4 Планируется размещение ГРП шкафного типа дер. Михали, МО СП «Деревня Михали», Износковский район, Калужская область Первая очередь охранная зона до 100 м
40-7-5 Планируется размещение ГРП шкафного типа дер. Раево, МО СП «Деревня Михали», Износковский район, Калужская область Первая очередь охранная зона до 100 м

8.Том II Раздел II. Перечень мероприятий по территориальному планированию. II.1.8 Мероприятия по сохранению объектов культурного наследия дополнить следующей информацией:

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом.

На основании ст. 5.1 в границах территории объекта культурного наследия (памятника или ансамбля) запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 30, 31 и 32 Федерального закона земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее – историко-культурная экспертиза) в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения вышеуказанных работ, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

Вместе с тем, на основании п. 1 ст. 36 Федерального закона проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее – выше обозначенных объектов), либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, мер по обеспечению сохранности выше обозначенных объектов в соответствии с требованиями статьи 36 Федерального закона.

Также, согласно п. 4 ст. 36 в случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.

Правообладатели, землепользователи и арендаторы земельных участков, а также проектные, изыскательские и строительные организации будут уведомлены администрацией МР «Износковский район» о необходимости обеспечить готовность осуществить проведение до начала производства земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельных участках, планируемых к переводу земель из одной категории в другую, согласно данному проекту, государственной историко-культурной экспертизы земель, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

 

 



poisk-ru.ru