СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Функции совета федерации рф


Основные функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ 🚩 ОГП

ПЛАН-КОНСПЕКТ 

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с сержантским составом.

 

ТЕМА: «Основные функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

Дата: __________

Время: 1 час.

Место: комната досуга.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) Конституции, в которых отражены наиболее важные и принципиальные черты государства (см. схему 1). Ни одна норма права не может противоречить основам конституционного строя. Не могут противоречить им и решения должностных лиц, государственных органов и граждан

Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в стране. «Российская Федерация, — отмечается в статье 1 Конституции, — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ Федеральное Собрание (Совет Федераций и Государственная Дума), Правительство РФ и суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный) (см. схему 3)

Президент Российской Федерации является главой государства Его правовой статус, полномочия и порядок избрания определены в главе 4 Конституции РФ Он избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительным и законодательным органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент РФ, который состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждою субъекта Российской Федерации — по одному от представительного и исполнительною органов государственной власти (178 депутатов) Государственная Дума состоит из 450 депутатов Федеральное Собрание избирается, как и президент на четыре года.

Необходимость разделения Федерального Собрания на две палаты вызвана разграничением функций каждой (они показаны на  схеме 3), а также определенным порядком рассмотрения и принятия законов.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые законы, в течение 5 дней, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным, Советом Федерации, если за него проголосовало более половины, от общего числа членов этой палаты, либо, если, в течение 14 дней, он не был рассмотрен Советом федерации. Принятый федеральный закон, в течение 5 дней, направляется Президенту Российской Федерации, который, в течение 14 дней, подписывает закон и обнародует его. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, (не менее трех четвертей голосов) от общего числа, членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов, от общего числа, депутатов Госдумы.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров Основные из задач, которые решает Правительство, отражены на схеме 3

В сфере военного строительства на Правительство возложены обязанности по организации оснащения Вооруженных Сил вооружением и военной техникой, обеспечению их всеми необходимыми ресурсами, для успешного выполнения своих функций. Правительство: организует разработку и выполнение государственных программ вооружения, осуществляет руководство мобилизационной подготовкой, ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения. Оно осуществляет и иные полномочия в области обороны, определенные Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента России.

 

shtab.su

председатель, состав, полномочия :: SYL.ru

Как указывает 95-я статья Конституции, Федеральное Собрание, т. е. парламент, - это две палаты: Госдума и Совет Федерации. Последнюю неофициально называют также Сенатом. Основным документом, регламентирующим его деятельность, выступает Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сенат реализует множество задач на самом высоком уровне. Важность его деятельности для государства сложно переоценить. Рассмотрим далее особенности верхней палаты в парламенте.

Общие сведения

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – должностное лицо, представляющее конкретный регион страны от имени высшего исполнительного или законодательного института власти. В Сенате присутствует по два служащих от каждого субъекта. Всего в верхней палате в настоящее время насчитывается 170 человек. Стоит сказать, что это число менялось несколько раз с 1993 г. в связи с объединением регионов и образованием новых.

Историческая справка

Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.

С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен Председатель Совета Федерации. Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.

Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Всего историки выделяют 4 этапа создания верхней палаты. Первый приходится на период с января 94-го по январь 1996 г. Переходные положения Конституции от 1993 г. содержали указание на то, что первый Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации созывается путем избрания гражданами представителей по одномандатным округам на 2 года. В дальнейшем предполагалось установить порядок созыва отдельным законом. Соответственно, выборы прошли 12.12.1993 г.

Первый Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Как показал анализ практической работы Сената, он не всегда справлялся с возложенными на него задачами по "фильтрации" законопроектов, принимаемых в Госдуме. Председатель Совета Федерации – Шумейко – был избран 13 янв. 1993 г. Он являлся депутатом от Калининградской области.

Второй этап

Он приходится на период с января 1996-го по декабрь 2001 г. Учитывая не совсем удовлетворительный опыт работы первого созыва, было решено реформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Состав Сената претерпел ряд изменений. В частности был утвержден закон, согласно которому губернаторы, а также главы заксобраний регионов входили в СФ по своей должности. Каждый член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работал на непостоянной основе. Представители регионов приезжали в Москву на регулярные заседания. Они также участвовали в работе комиссий и комитетов. В качестве главы Сената в этот период выступал Строев. Он был избран Председателем в 1996 г., 23 января.

Третья стадия

В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой – законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.

Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.

Последний этап

В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

  1. Достигший 30 лет.
  2. Имеющий безупречную репутацию.
  3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

Нюансы

Следует отметить важное новшество, введенное законом от 2012 г. Нормативный акт исключил возможность досрочного отзыва представителя региона по инициативе заксобрания или губернатора. Порядок прекращения полномочий сенатора аналогичен тому, который предусматривается для депутата Госдумы. Спикер СФ направляет в институт власти, выбравший представителя от региона, информацию о посещении последним заседаний.

Ограничения

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не могут входить лица:

  1. Имеющие гражданство другого государства, вид на жительство либо другой документ, удостоверяющие право постоянно проживать за пределами РФ.
  2. Признанные ограниченно или полностью недееспособными.
  3. Отбывающие тюремное заключение, согласно приговору суда.
  4. Имеющие судимость за тяжкие/особо тяжкие деяния.

Характеристика

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступает в качестве "Палаты субъектов". Он представляет интересы всех регионов на высшем уровне. Структура Совета отражает федеративный принцип устройства России. Сенат выступает как институт интеграции и консолидации субъектов. Он обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов в процессе принятия разных решений, направленных на достижение стратегических целей и развитие страны. Органы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создаются по непартийному принципу. Представители регионов не образуют фракций и иных политических объединений. Совет Федерации – орган, действующий на постоянной основе. Сенат не может распускаться президентом (в отличие от Госдумы). Заседания СФ созываются при необходимости. Однако они должны организовываться не реже двух раз в месяц. Все члены Совета наделены неприкосновенностью на период действия их полномочий. Они не могут подвергаться личному досмотру, задержанию, к ним не допускается применять меры пресечения. Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.

Назначение представителей

Кандидат от законодательного института региональной власти избирается им на период своих полномочий. Внесение предложения осуществляется его главой. Группа депутатов вправе представить альтернативную кандидатуру. Для этого ее численность должна быть не меньше трети общего числа членов заксобрания. Представитель от исполнительного института власти назначается лицом, находящимся на высшем посту в регионе. Избрание члена от законодательного органа производится тайным голосованием.

Документальное оформление

Результаты голосований по кандидатам в сенаторы указываются в соответствующем постановлении. Если выдвижение осуществляется от двухпалатного заксобрания, соответствующий акт составляется обеими палатами. Решение, которое принимает высшее должностное лицо о назначении сенатора, оформляется указом. В соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве, акт вступает в силу, если на плановом или внеочередном собрании представительной структуры 2/3 от всего количества депутатов не выскажется против кандидата. Указ исполнительного органа направляется на рассмотрение в трехдневный срок. Решения представительных органов передаются в Сенат в течение 5 дней с даты вступления их в силу.

Задачи СФ

В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит рассмотрение вопросов о следующем:

  1. Утверждении изменений границ субъектов.
  2. Назначении выборов главы государства.
  3. Утверждении президентских Указов, вводящих военное, чрезвычайное положение.
  4. Отрешении главы страны от поста.
  5. Назначении судей КС, ВС, ВАС.
  6. Утверждении кандидатуры и снятии с поста Генпрокурора.
  7. Назначении и освобождении от должностей зампредседателя и 50% аудиторов от Счетной палаты.

Дополнительные функции

Совет Федераций определяет уполномоченных представителей Экономического суда в рамках СНГ. Утверждение кандидатур производится по правилам, установленным для судей ВАС. В соответствии с законодательством Сенат может рассматривать предложения, поступившие от главы страны о назначении либо отзыве диппредставителей в международных организациях и зарубежных государствах.

Специфика деятельности

Правила работы Сената устанавливаются в Конституции, федеральном законодательстве, решениях, вынесенных Советом, а также в Регламенте. Из числа представителей выбирается глава СФ. В ведении его заместителей находятся вопросы, касающиеся внутреннего распорядка палаты. Для оперативного рассмотрения актуальных проблем создается коллегиальный орган.

Особенности заседаний

Слушания организуются с 16.09 по 15.07. Заседание считается правомочным, если явилось больше половины от всего количества представителей. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются обязательными для исполнения. В качестве первоочередных вопросов, подлежащих обсуждению, выступают:

  1. Послания и обращения главы государства.
  2. Изменения в главах 3-8 Конституции, законопроектах, утвержденных Госдумой и подлежащих обязательному рассмотрению.
  3. Проекты постановлений Сената по вопросам, отнесенным к его ведению.
  4. Предложения о пересмотре положений, закрепленных главами 9 и 1, 2.
  5. Законы, утвержденные Госдумой по денонсации и ратификации международных договоров.
  6. Предложения о направлении в КС запросов.

К числу ФЗ, принятых в Госдуме и подлежащих обязательному рассмотрению, относят нормативные акты, касающиеся:

  1. Федеральных сборов, налогов.
  2. Кредитного, таможенного, финансового, валютного регулирования, а также денежной эмиссии.
  3. Статуса и защиты госграницы.
  4. Федерального бюджета.
  5. Войны и мира.

Как правило, Сенат рассматривает большую часть законов, принятых в нижней палате. Как указывает 105-я статья Конституции (ч. 4), ФЗ признается одобренным, если за него проголосовало больше половины от выбранных членов Совета либо он не обсуждался 14 дней. В случае отклонения ФЗ палаты могут образовать согласительную комиссию. С ее помощью осуществляется урегулирование разногласий, появившихся в процессе принятия нормативного акта. Утвержденные законы передаются президенту в пятидневный срок для подписания и обнародования.

Правотворческая инициатива

Сенат обладает достаточно большим объемом полномочий. В частности он может вносить в нижнюю палату проекты законов либо положений Конституции, предложения о внесении поправок или дополнений последних. Стоит сказать, что такой же возможностью обладают и представительные региональные органы. Сенат также может вносить поправки в содержание законопроекта в ходе его рассмотрения в нижней палате.

Дополнительно

Организационное, правовое, документационное, аналитическое, финансовое, информационное, материально-техническое, медицинское, транспортное, хозяйственное, социально-бытовое обеспечение возлагается на аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Эта единица работает на постоянной основе. Расходы, штат, структура определяются главой Сената. Сотрудники наделяются статусом госслужащих. В соответствии со 101-й статьей Конституции создаются комитеты и комиссии при Госдуме и Совете Федераций. Они также постоянно действующие.

Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решают конкретные вопросы, отнесенные к их компетенции. В частности они проводят подготовку, предварительное рассмотрение проектов законов, организуют парламентские слушания, созываемые палатами. В их компетенцию входит решение вопросов, касающихся их собственной деятельности. Комитеты также могут заниматься другими проблемами, относящимися к ведению палат. По законам, принятым Госдумой, они подготавливают заключения. Своей деятельностью комитеты Сената способствуют реализации конституционных положений, норм законодательства. Совет Федерации может формировать временные комиссии. Их деятельность ограничена определенным периодом либо конкретными задачами.

Функции комиссии, срок, в течение которого она будет работать, штат, а также полномочия определяются в нормативных актах Сената. СФ образует также и постоянно действующую комиссию. Она занимается вопросами, связанными с парламентскими процедурами и регламентом. Аналогичные единицы создаются и в Госдуме. Они также решают конкретные задачи в рамках своей компетенции. При необходимости комиссии и комитеты обеих парламентских палат проводят совместные заседания. На них может присутствовать и глава государства.

www.syl.ru

Понятие Федерального Собрания. Совет Федерации РФ. Правоведение

Понятие Федерального Собрания. Совет Федерации РФ

Федеральное Собрание – это двухпалатный парламент Российской Федерации, состоящий из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата), являющийся высшим представительным и законодательным органом РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума работают раздельно и общих решений не принимают. Вместе они собираются лишь на принесение присяги Президентом РФ, а также чтобы заслушать ежегодные послания главы государства.

Совет Федерации (СФ) – верхняя палата российского парламента, представляющая интересы субъектов федерации (регионов). Она не избирается (подобное случилось лишь в 1993 г.). Палата составляется: в нее входят по два представителя от каждого субъекта федерации. Один из них – от законодательной власти данного субъекта, другой – от исполнительной. Оба представителя должны быть утверждены законодательным органом субъекта федерации. Этот орган никогда целиком не переизбирается, он функционирует постоянно и обновляется автоматически. Сроки деятельности Совета Федерации отсутствуют.

Из состава СФ тайным голосованием избираются председатель и четыре заместителя. Основной формой работы СФ являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить и закрытые собрания. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов. Деятельность СФ обеспечивается его аппаратом, состоящим из секретариатов председателя и заместителя председателя СФ, а также ряда подразделений.

Полномочия у Совета Федерации следующие:

? утверждение законов, принятых Государственной Думой;

? утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

? утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

? утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

? решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

? назначение выборов Президента Российской Федерации;

? отрешение Президента Российской Федерации от должности;

? назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

? назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора Российской Федерации;

? назначение на должность и освобождение от нее заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Счетная палата является парламентским органом, создаваемым совместно двумя палатами для проверки расходования средств федерального бюджета.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией. Они одобряются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Конституционные функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — Конституционное право

Статья 102 Конституции РФ к исключительному ведению Совета Федерации относит:

Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции решение по этому вопросу Совет Федерации вправе принимать только при наличии взаимного согласия субъектов Федерации об изменении их границ. Поэтому для реализации Советом Федерации рассматриваемого полномочия требуется принятие органами власти субъектов, границы которых изменяются, соответствующего решения. Функция же Совета Федерации состоит в одобрении решения, принятого субъектами РФ, путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.

Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

Это положение обязывает Президента незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории России или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Это может рассматриваться как особая гарантия обеспечения интересов субъектов РФ, поскольку военное и чрезвычайное положения означают особый правовой режим деятельности государственных органов в субъектах Федерации.

Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Назначение выборов Президента РФ.

Это могут быть как, очередные выборы, которые назначаются по истечении срока полномочий Президента, так и внеочередные - при досрочном прекращении его полномочий. Согласно ч. 2 ст. 92 Конституции РФ досрочно прекращаются полномочия Президента в случаях его отставки, неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Ни Конституция, ни законодательство не урегулировали вопроса о назначении президентских выборов в случае смерти Президента РФ.

Отрешение Президента РФ от должности.

В процедуре отрешения Президента от должности Совет Федерации выступает в качестве верхней палаты парламента - на основании решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента он принимает окончательное решение по этому вопросу.1

Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, при голосовании не наберет требуемого количества голосов, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобождение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетной палаты образуется Советом Федерации и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета. Состав аудиторов этого контрольного органа формируется палатами на паритетных началах, т. е. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности половину состава Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты.1

Решения по вопросам своего исключительного ведения Совет Федерации принимает в форме постановлений.

ifreestore.net

Положение об Экспертном совете | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Положение об Экспертном совете при Комитете Совета Федерации по международным делам(в редакции от 21 апреля 2011 года № 301–7)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет правовые основы, цели, задачи и функции Экспертного совета Комитета Совета Федерации по международным делам Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет).

1.2. Совет является постоянно действующим на общественных началах аналитической структурой Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам (далее – Комитет) и создан в соответствии со статьей 93 Регламента Совета Федерации.

1.3. Совет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, а также настоящим положением.

1.4. Положение о Совете, а также изменения и дополнения к нему утверждаются на заседании Комитета.

2. Цель и задачи деятельности Совета

2.1. Целью деятельности Совета является оказание содействия, в пределах своей компетенции, Комитету по реализации полномочий, законодательно отнесенным к вопросам его ведения.

2.2. Основными задачами деятельности Совета являются:

2.2.1. разработка рекомендаций и предложений по основным вопросам международных отношений, анализ наиболее важных мировых тенденций, их последствий в контексте обеспечения национальных интересов и безопасности Российской Федерации;

2.2.2. подготовка рекомендаций и предложений по ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, её участия в международных многосторонних механизмах, выполнения Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств;

2.2.3. подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию форм межпарламентского сотрудничества, как в рамках многосторонних межпарламентских форумов, так и на уровне двусторонних контактов между российскими и зарубежными парламентариями; 

2.2.4. подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию законотворческой деятельности, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся вопросов ведения Комитета; 

2.2.5. подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию связей с соотечественниками за рубежом и защите их интересов; 

2.2.6. решение других задач в соответствии с поручениями руководства Комитета.

3. Основные функции Совета

Для достижения поставленных целей и решения задач Совет в пределах своей компетенции:

3.1. Принимает участие в разработке материалов к проектам законодательных и нормативно – правовых актов по вопросам, находящимся в ведении Комитета.

3.2. Осуществляет (выборочно) предварительную экспертизу принятых Государственной Думой Российской Федерации федеральных законов по вопросам обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации, в том числе на предмет их соответствия ратифицированным Российской Федерацией международным актам и договорам.

3.3. Участие в подготовке предложений о проектах запросов в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации не вступающих в силу международных договоров, в которых участвует Российская Федерация.

3.4. Осуществляет изучение зарубежного опыта законотворческой деятельности и правоприменительной практики. 

3.5. Принимает участие в информационно-аналитическом обеспечении и проведении парламентских слушаний, «круглых столов» и других мероприятий по вопросам законодательного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации.

3.6. Участвует в проведении мероприятий, ориентированных на содействие развитию связей с российскими диаспорами за рубежом. 

3.7. Готовит аналитические доклады и другие информационно-аналитические материалы, осуществляет консультативно-методическую помощь членам Комитета. 

3.8. Выполняет иные виды работ по отдельным поручениям Комитета.

4. Права и обязанности Совета

4.1. Вносит на рассмотрение Комитета предложения по приоритетным направлениям деятельности, вытекающим из содержания решаемых Советом задач и выполняемых функций.

4.2. Получает из Комитета информационно – справочные материалы, необходимые для решения поставленных задач. 

4.3. Создает рабочие группы, тематические секции, назначает специальных докладчиков по конкретной тематике из числа членов Совета. 

4.4. Члены Совета могут быть приглашены, по мере необходимости, для участия в совещаниях, проводимых в аппарате комитета, и в заседаниях комитета. 

4.5. Члены Совета имеют право выступать с докладами, выходить с инициативами в пределах компетенции Совета. 

5. Состав, организационная структура и порядок работы Совета

5.1. Экспертный совет состоит из председателя Совета, двух заместителей председателя Совета, членов Совета – специалистов в области международных отношений, мировой экономики, международного права, политологии, которые исполняют свои функции на общественных началах, а также ответственного секретаря.

5.2. Председателем Совета является председатель Комитета Совета Федерации по международным делам (далее – председатель Комитета).

5.3. В целях оперативного взаимодействия Совета с Комитетом Совета Федерации по международным делам и его аппаратом из числа членов Совета создается Бюро Совета.

5.4. Персональный состав Совета и Бюро Совета утверждается решением Комитета Совета Федерации по международным делам по представлению председателя Комитета. 

5.5. Председатель Совета:

  • совместно с Бюро Совета определяет основные направления деятельности Совета и организует его работу;
  • назначает заместителей председателя Совета;
  • назначает ответственного секретаря – из числа сотрудников аппарата Комитета Совета Федерации по международным делам;
  • утверждает планы деятельности Совета;
  • согласует по представлению Бюро Совета материалы для публикации в средствах массовой информации, научных изданиях;
  • подписывает и визирует документы, относящиеся к деятельности Совета;
  • распределяет функциональные обязанности между членами Совета и дает им разовые поручения.

5.6. Бюро Совета вносит предложения по составу Совета, по повестке дня заседаний Совета, по кандидатурам приглашаемых докладчиков и другим вопросам, касающимся основных задач и функций Совета.

5.7. В отсутствие председателя Совета по его поручению функции председателя Совета выполняет заместитель председателя Совета

5.8. Ответственный секретарь Совета обеспечивает организационно-информационную работу Совета, ведет и контролирует документооборот Совета (оформляет повестки, протоколы заседаний Совета, готовит материалы к заседаниям Совета, проекты планов работы Совета и отчеты об их выполнении).

5.9. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания созываются по инициативе председателя Совета или заместителя Председателя Совета.

5.10. Члены Совета участвуют в его заседаниях лично.

5.11. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее половины от общего числа его членов.

5.12. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председателя Совета является решающим.

5.13. Решения Совета носят рекомендательный характер.

5.14. По итогам работы Совета ежемесячно готовится информационный бюллетень.

5.15. На основе информационных бюллетеней и иных материалов издается сборник «Россия в новом веке: внешнеполитическое измерение».

5.16. Обеспечение заседаний Совета осуществляется аппаратом Комитета Совета Федерации по международным делам с привлечением других подразделений Аппарата Совета Федерации.

international.council.gov.ru

Совет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества — Положение

Утвержденораспоряжением Председателя Совета ФедерацииФедерального СобранияРоссийской Федерацииот 1 декабря 2015 года№ 222рп-СФ

Положение о Совете при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества

I. Общие положения

1. Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества (далее — Совет) является постоянно действующим экспертно-консультативным органом при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Председатель Совета Федерации).

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и решениями Совета палаты, распоряжениями Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – распоряжения Председателя Совета Федерации), а также настоящим Положением.

II. Основные задачи Совета

3. Основными задачами Совета являются:

1) обеспечение взаимодействия Совета Федерации с институтами гражданского общества;

2) мониторинг практики применения федерального законодательства по вопросам развития гражданского общества;

3) выработка рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам развития гражданского общества;

4) анализ мер государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества, подготовка предложений о дополнительных мерах государственной поддержки этих организаций, включая предоставление субсидий из федерального бюджета;

5) участие в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам развития гражданского общества;

6) подготовка предложений по совершенствованию механизмов общественного контроля;

7) взаимодействие с российскими, иностранными и международными организациями по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций;

8) взаимодействие со средствами массовой информации с целью популяризации деятельности институтов гражданского общества, организации общественного обсуждения законодательных инициатив Совета Федерации, направленных на развитие гражданского общества;

9) выработка рекомендаций по вопросам координации деятельности институтов гражданского общества и их взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

10) экспертный анализ социально значимых проектов федеральных законов;

11) организация общественных обсуждений социально значимых направлений развития законодательства Российской Федерации;

12) взаимодействие с консультативными и совещательными органами при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, иных федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций;

13) привлечение институтов гражданского общества к участию в законодательном процессе путем проведения независимых антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

14) укрепление международного сотрудничества в области развития гражданского общества.

III. Функции Совета

4. В соответствии с возложенными на него основными задачами Совет осуществляет следующие функции:

1) осуществляет анализ, экспертизу и прогностическую оценку проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов, долгосрочных и среднесрочных государственных программ по вопросам развития гражданского общества;

2) взаимодействует с научными и иными организациями, консультативными и экспертными советами;

3) обеспечивает Председателя Совета Федерации информацией и материалами, содержащими научно-экспертную оценку общественно-политических процессов в области развития гражданского общества, проходящих в стране и мире, а также информацией и материалами по ключевым направлениям деятельности институтов гражданского общества;

4) участвует совместно с комитетами Совета Федерации в подготовке и проведении парламентских слушаний, «круглых столов», иных мероприятий по вопросам развития гражданского общества;

5) готовит по поручению Председателя Совета Федерации заключения по социально значимым проектам федеральных законов.

IV. Права Совета

5. Совет имеет право:

1) привлекать к работе на общественных началах специалистов в качестве экспертов;

2) осуществлять взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, другими организациями в Российской Федерации и за рубежом по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций;

3) запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций материалы по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций;

4) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных объединений, других организаций и средств массовой информации;

5) создавать из числа своих членов рабочие группы для подготовки конкретных вопросов для рассмотрения на заседании Совета, подготовки и проведения мероприятий.

V. Состав Совета

6. Совет состоит из председателя Совета, его заместителя, ответственного секретаря Совета и членов Совета.

7. Исполнение обязанностей председателя Совета, его заместителя, ответственного секретаря Совета и членов Совета осуществляется на общественных началах.

8. Председателем Совета является Председатель Совета Федерации.

9. Состав Совета утверждается распоряжением Председателя Совета Федерации.

10. В состав Совета входят члены Совета Федерации, а также по согласованию представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, руководители научных и образовательных организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, независимые эксперты. В состав Совета могут входить сотрудники Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Аппарат Совета Федерации).

11. В целях повышения эффективности выполнения задач, возложенных на Совет, по решению председателя Совета создаются секции по основным направлениям деятельности Совета.

VI. Организация деятельности Совета

12. Совет создается, реорганизуется и упраздняется распоряжениями Председателя Совета Федерации.

13. Положение о Совете утверждается распоряжением Председателя Совета Федерации.

14. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

15. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа его членов.

16. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председателя Совета является решающим. Решения Совета носят рекомендательный характер.

17. Председатель Совета:

1) определяет основные направления деятельности Совета;

2) проводит заседания Совета;

3) утверждает руководителей и персональные составы секций Совета, направления деятельности секций Совета;

4) определяет материалы Совета для публикации;

5) представляет Совет во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и должностными лицами по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета;

6) утверждает планы работы Совета и отчеты об их выполнении.

18. Заместитель председателя Совета:

1) председательствует в отсутствие председателя Совета и по его поручению на заседаниях Совета;

2) участвует в подготовке заседаний Совета;

3) взаимодействует по поручению председателя Совета с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и должностными лицами по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета;

4) осуществляет по поручению председателя Совета иные функции по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета.

19. Ответственный секретарь Совета:

1) осуществляет организационное обеспечение деятельности Совета, оформляет протоколы заседаний Совета, готовит рабочие материалы к заседаниям Совета;

2) обеспечивает взаимодействие с комитетами Совета Федерации, структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации, должностными лицами Совета Федерации и Аппарата Совета Федерации по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета;

3) взаимодействует по поручению председателя Совета, заместителя председателя Совета с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, научными и экспертными организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями по вопросам, планируемым для рассмотрения на заседаниях Совета.

20. Член Совета вправе:

1) участвовать во всех формах деятельности Совета;

2) вносить предложения, свободно выражать свои взгляды по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета;

3) пользоваться в установленном порядке базами данных Совета Федерации по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета.

21. Работа Совета осуществляется на основании текущих и перспективных планов.

22. Совет взаимодействует по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций, с постоянно действующими экспертно-консультативными органами при Совете Федерации, другими постоянно действующими экспертно-консультативными органами при Председателе Совета Федерации, со структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации.

23. Председатель Совета может привлекать в установленном порядке для аналитических и экспертных работ, а также для работы, проводимой в соответствии с планами работы Совета, сторонние организации и специалистов, в том числе на договорной основе.

24. Материалы, подготавливаемые Советом, могут быть направлены председателем Совета в Совет палаты, комитеты Совета Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также в другие органы и организации.

25. По итогам работы Совета за год готовится отчет, который утверждается председателем Совета.

26. Совет имеет бланк установленного образца.

27. Обеспечение деятельности Совета осуществляет Аппарат Совета Федерации.

council.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

одна из палат Федерального Собрания - парламента РФ - в настоящее время. Согласно ст. 11 Конституции РФ, Совет Федерации (СФ) участвует в осуществлении государственной власти. Он относится к законодательной ветви власти.

В СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. в СФ входят по должности главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Если законодательный орган субъекта РФ является двухпалатным, представитель определяется совместным решением обеих палат.

Таким порядком формирования СФ был одновременно решен и вопрос о порядке работы членов СФ и палаты в целом. Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, они периодически заседают и выполняют иные функции в Москве, остальное время проводят в своих субъектах, где исполняют штатные функции.

СФ считается верхней палатой парламента, Государственная Дума (ГД) - нижней. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность, что ГД подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" и идет "вверх". Первой должна рассматривать законопроекты ГД. Поскольку далее принятый ею закон поступает в СФ, у СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, однако уже квалифицированным большинством - не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.

К ведению СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положений;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

СФ участвует в законотворческом процессе. Принятые ГД федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение СФ. Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Причем принятые ГД законы подлежат обязательному рассмотрению в СФ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ;

войны и мира.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент наложит вето, оно может быть преодолено не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов в ГД и членов СФ.

Структура и организация работы СФ в главных чертах определяются Конституцией РФ, в деталях - Регламентом палаты (принят 6 февраля 1996 г.). СФ избирает из своего состава Председателя СФ и его заместителей. В первом созыве СФ эти лица работали на постоянной основе. СФ имеет 11 комитетов: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по вопросам экономической политики; по международным делам;

по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов. Кроме того, СФ имеет комиссию по регламенту и парламентским процедурам. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.

constitutional_law.academic.ru