Функции социального конфликта. Функции социального конфликта


Функции социального конфликта

Количество просмотров публикации Функции социального конфликта - 702

И НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

И ИХ ПОЗИТИВНЫЕ

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

4.1. Функции социального конфликта.

4.2. Позитивные проявления функций конфликта.

4.3. Негативные проявления функций конфликта.

Что принято понимать под функцией конфликта? Для объяснения функций социального конфликта следует обратить­ся прежде всœего к понятию ʼʼфункцияʼʼ. В общественных на­уках функция вообще (от лат. — совершение, исполнение) — но та роль, которую определœенный социальный институт или частный субъект выполняет.

Функция конфликта — выражение социального (позитив­ного или негативного) назначения конфликтного столкнове­ния, зависимости между конфликтом и другими явлениями общественной жизни; это та роль, которую конфликт выпол­няет по отношению к обществу и (или) его структурным обра­зованиям: социальным группам, организациям и индивидам. И первом случае принимаются во внимание последствия кон­фликта͵ во втором — направленность отношений конфликту­ющих субъектов социальных связей.

Актуален вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедея­тельности не только отдельного человека или социальной группы, но и организации, и общества в целом.Большинство тех ученых, кто закладывали фундамент конфликтологии, указывали на конфликты как на средство разрешения соци­альных противоречий и поддержания равновесия в обществен­ном устройстве. На современном этапе четко выделяются

как осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфлик­тов, в установлении взаимопонимания и сотрудничества меж­ду людьми в рамках конфликтного взаимодействия.

Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфлик­та в качестве положительной или отрицательной всœегда носит персонифицированный характер. Размещено на реф.рфС точки зрения одного субъекта конфликта последний может рассматриваться как положитель­ный, другого — как отрицательный. Другими словами, суще­ствует субъектная относительность в оценке характера функ­ции конфликта. Вместе с тем, один и тот же конфликт в раз­личных отношениях и в разное время может оцениваться с противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивист­ском характере функций конфликта.

Сказанное подтверждает вывод о том, что конфликт — функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций должно рассматри­ваться конкретно.

Нередко имеют в виду и некий объективный критерий оценки функций конфликта. В случае если социальный конфликт спо­собствует развитию более широкой социальной системы, он имеет функциональный характер, и наоборот, в случае если социальный конфликт ограничивает, тормозит развитие более широкой со­циальной системы, он носит дисфункциональный характер. Размещено на реф.рфНередко приходится сталкиваться с функциональной противо­речивостью конфликта — не всœе, что идет на пользу развитию более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов.

Уже в силу самой своей природы конфликт может являть­ся носителœем и созидательных и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам, в связи с этим его функции характеризуются с учетом как позитивных, так и негативных последствий.

По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интере­сами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную (способность повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей), что сказывается на эффективности совместной деятельности.

Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, под­тверждающих функциональное разнообразие конфликтов по результативной направленности, т. е. полезным и вредным последствиям.

Можно выделить ряд функций, имеющих наиболее суще­ственное значение в рамках существования социума в целом, или организации, в частности, либо в делœе управления поведе­нием персонала.

Интегративная (объединяющая) функция—одна из ос­новных функций конфликта͵ благодаря которой достигается интегрирующий эффект, которая влияет на устойчивость и стабильность социальной системы, формирование и консоли­дацию групп, соотношение индивидуальных и коллективных интересов, переналадку управленческого механизма. Интегра­ция выигрывает в тех конкретных ситуациях, когда конфликт приводит к объединœению совместных усилий на базе согла­сования взаимных интересов, и проигрывает, в случае если конфликт­ное столкновение наносит трудно восполнимый ущерб органи­зованности и единству коллектива. Вместе с тем, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках ныхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чув­ство причастности к решению общей задачи.

Функция активизации социальных связей— придание вза­имодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности, что сказывается на темпах социально-эконо­мического развития как в обществе, так и в пределах отдельно шятой организации.

Функция сигнализации об очагах социальной напряжен­ности.Конфликтное столкновение позволяет не только обна­ружить нерешенные проблемы и серьезные упущения в рам­ках социального процесса, но и предоставляет возможность для открытого выражения потребностей, интересов и устрем-мений людей, их неудовлетворенности или протеста.

Инновационная функция.Конфликт значим как средство инновации, содействия творческой инициативе. В конфликт­ных условиях люди яснее осознают как свои, так и чуждые им интересы, объективные тенденции и противоречия обществен­ного развития, крайне важно сть преодоления препятствий на пути прогресса и достижения максимальной пользы.

Функция трансформации (преобразования) межличност­ных и межгрупповых отношений.Конфликт, поляризуя и сталкивая противоположные силы, одновременно содействует как деформации или разрушению старых, так и возникнове­нию новых межличностных или межгрупповых отношений.

Информационная функция.Конфликт, как правило, рас­ширяет возможности получения информации о состоянии орга­низации, взаимоотношениях ее членов, занятых совместной деятельностью. Он обогащает кругозор участников конфликта и повышает уровень их осведомленности друг о друге, спосо­бен служить источником жизненного опыта͵ средством обуче­ния и воспитания, а также зондирования настроений в том или ином коллективе.

Профилактическая функция.Конфликт способствует пре­дотвращению более разрушительных противоборств, предуп­реждению столкновений с потенциально значительным мате­риальным ущербом и нравственными потерями.

Функция социальных изменений.Конфликт может со­действовать изменению или обновлению внутригрупповых или индивидуальных норм и отношений в соответствии с насущ­ными потребностями отдельных индивидов, подгрупп или со­циальной системы в целом.

Адаптивная функция.Конфликт должна быть способом адекватного приспособления социальных и индивидуальных норм к изменившимся обстоятельствам.

Функция распада социальной структуры.Конфликт мо­жет нести в себе опасность распада социальной структуры в том случае, в случае если конфликтующие стороны больше не разде­ляют тех ценностей, на которых базировалась социальная груп­па, и в результате конфликта не удается консолидировать со­циальные группы на базе новых норм и ценностей.

referatwork.ru

Функции социального конфликта.

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Существуют объективные субъективные оценки последствий конфликта. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой, и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям (Рис. 1).

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур:

  • конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;

  • в открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;

  • конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу;

  • в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;

  • конфликты способствуют получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;

  • внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, мобилизует внутренние ресурсы, он также помогает находить друзей и союзников, выявлять врагов и недоброжелателей;

  • внутренние конфликты выполняют следующие функции:

  1. создание и поддержание баланса сил;

  2. социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

  3. создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;

  4. адаптация и социализация индивидов и групп

  5. группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

  6. установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

  7. установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров;

  • конфликт выясняет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

  • ведет к беспорядку и нестабильности;

  • общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

  • борьба ведется насильственными методами;

  • следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

  • возникает угроза жизни и здоровья людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются конфликты, затрудняющие принятие негативных решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

  • конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

  • конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;

  • конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

  • конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;

  • конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;

  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

  • межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Помимо конструктивных функций, конфликт, как правило, имеет и деструктивные последствия (мы говорили об этом выше, сейчас же уточняем негативные функции межличностных конфликтов):

  • большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

  • неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

  • конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

  • конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

  • конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;

  • конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

  • конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

  • конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т.д.

Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различия конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.

studfiles.net

Функции социального конфликта в обществе

Функции социального конфликта в обществе оцениваются по-разному. Одни исследователи считают, что функции социального конфликта преимущественно отрицательные, потому что сопровождаются нервными перегрузками, разрушениями, жертвами и т.п. С их точки зрения они замедляют развитие общества, его институтов, организаций, индивидов. Это ненормальное явление для общества – результат дестабилизирующих факторов, ошибок в управлении, случайного стечения обстоятельств. Так оцениваются Первая и Вторая мировые войны, Октябрьская революция, война в Чечне и т.п. Их в принципе можно было бы избежать, если бы участники социального конфликта правильно оценивали ситуацию (возможность победы и ее цену), стремились бы не к победе друг над другом, а к согласию. Но, к сожалению, этих «если» невозможно избежать, и социальный конфликт – постоянный фактор человеческой истории.

Общественные противоречия и социальные конфликты – необходимые стороны общества. Но из этого не следует, что все социальные конфликты необходимы. Многие социальные конфликты – действительно результат ошибок и непродуманности действий субъектов (вождей, групп, организаций). Поэтому можно было избежать и Первой мировой войны, и Октябрьской революции, и войны в Чечне или не доводить эти социальные противоречия и конфликты до уровня развертывания. В этой связи важнейшая функция социального конфликта в обществе и изучающей их социальной конфликтологии состоит в обнаружении социальных конфликтов, их прогнозировании, умении не допустить до стадии развертывания. Последнее связано с общим интеллектуальным и моральным развитием человечества, народов, политических руководителей. В конечном счете многое зависит от уровня экономики, развития демократии, культуры и воспитания всех людей.

Нужно различать нежелательность и ненормальность социального конфликта. Нежелательность социального конфликта объяснятся тем, что он сопровождается психическими стрессами его участников, значительными экономическими и человеческими жертвами, особенно в случае войн. С этой точки зрения социальные конфликты, действительно, нежелательны. Но без определенного ущерба и потерь для людей социальные конфликты невозможны. Прогресс человечества невозможен без потерь, что отмечается и крупнейшими мыслителями, и подтверждается практикой жизни. Развитие общества невозможно без социальных конфликтов, а существование общества невозможно без его развития. Развитие является неотъемлемым свойством всей материи и ее части – общества.

В советском обществознании господствовала точка зрения, что социальные конфликты, особенно в их антагонистической (непримиримой) форме, возможны только при капитализме и других антагонистических (с враждебными классами) общественных формациях (рабовладельческой, феодальной, буржуазной). Утверждалось, что в социалистическом (советском) обществе можно обойтись без социальных конфликтов и вызывающих их противоречий. Тем самым утверждалось, что в СССР невозможны непродуманные и ошибочные решения, так как во главе страны стоит КПСС, руководствующаяся научной марксистско - ленинской теорией, позволяющей избежать ошибок во внутренней и внешней политике Советского государства.

Для ликвидации социального конфликта в СССР были уничтожены классы, социальное неравенство и создано социальное равенство и однородность. Это привело к ликвидации условий социального конфликта на корню, но одновременно СССР и страны социализма потеряли способность к саморазвитию. В них инициатива стала наказуемой, а развитие стало возможным с разрешения и по инициативе бюрократии и высшего политического руководства страны. Произошло быстрое отставание стран социализма по темпам технического развития, совершенствованию экономики, улучшению политического устройства и качества жизни людей. Многие социальные конфликты были за-гнаны внутрь, например, межнациональный.

В конечном счете странам социализма пришлось отказаться от советской организации общества и встать на путь радикальных реформ, которые сейчас переживает и Россия. В условиях формирования демократического капитализма, демократизации всей жизни, необходимо пересмотреть оставшееся после советизма отношение к социальным конфликтам. Нужно признать, что социальные конфликты являются естественным состоянием общественной жизни. Бесконфликтной жизни нет и быть не может. А если ее искусственно делать бесконфликтной, то это загонит социальные конфликты внутрь, что в конечном счете приведет к взрывному разрешению их. Это и произошло с межнациональными конфликтами в процессе развала СССР.

Большинство ученых (Аристотель, Маркс, Вебер и др.) считают социальные конфликты постоянным и неизбежным спутником общества. Любой дефицит каких-то благ, неравенство субъектов, неправильное понимание ситуации и своих интересов и т.п. может вызвать социальные конфликты. Функции социального конфликта в обществе многообразны, что еще раз подчеркивает их большую (положительную и отрицательную) роль в обществе и в жизни социальных общностей, социальных институтов и организаций (рис. 4.1). Нужно признать позитивную роль социальных конфликтов в общественном развитии. Разумеется, мы не отвергаем утверждение, что социальные конфликты имеют и деструктивную сторону. Обращается внимание лишь на то, что без социальных конфликтов и некоторых издержек (цены развития) прогресс общества невозможен. Нужно стремиться не к ликвидации социальных конфликтов, а к созданию механизмов их оптимального разрешения. В условиях демократизации общества это предполагает уважительное отношение к самым разным точкам зрения, программам.

1. Прежде всего, социальные конфликты служат способом выявления и разрешения социальных противоречий, позволяют выявить противоборствующие стороны, противоположность интересов субъектов и тем самым начать процесс разрешения социальных конфликтов и общественного противоречия, не дожидаясь его эскалации. Поэтому Е.И. Степанов считает, что «социальный конфликт может быть определен как разрешаемое социальное противоречие».

2. Далее, появление социального конфликта в обществе – это признак назревших общественных противоречий и необходимости соответствующих реформ. Нельзя замечать социальные конфликты и откладывать их разрешение на длительный срок. Это может привести к социальным катаклизмам типа Октябрьской революции или Чеченской войны. Сейчас в нашей стране обостряются социальные конфликты между богатыми и бедными, демократами и националистами. Если не принять мер, то он может закончиться социальным взрывом и возвратом к отжившей советской системе. Это тоже будет развитие, т.е. переход данной вещи (общества) из одного качества в другое или в другую вещь. Но данное развитие не будет прогрессивным. Следовательно, разрешение социального конфликта может привести не только к прогрессу, но и регрессу.

3. Наконец, разрешение социального конфликта является источником развития (прогрессивного или регрессивного) самих противоборствующих субъектов и того общественного целого, в котором возник социальный конфликт. Наиболее важным этапом развития социального конфликта является именно разрешение. В зависимости от его характера происходит преобладание прогресса или регресса в развитии того явления, содержанием которого выступает данный социальный конфликт: общества, государства, города, предприятия.

Если конфликтующие стороны оказываются в состоянии добиться урегулирования социального конфликта не доводя его до взаимного уничтожения, происходит прогрессивное развитие как конфликтующих субъектов, так и того общественного целого, внутри которого возник социальный конфликт. Например, западноевропейские пролетарии и буржуазия договорились между собой, пойдя на взаимные уступки, и добились согласия (консенсуса). Западноевропейские пролетарии отказались от революции и уничтожения капитализма, а буржуазия дала рабочим восьмичасовой рабочий День, высокую зарплату, нормальные условия труда, оплачиваемый отпуск, возможность создавать профсоюзы и участвовать в политической жизни. В результате возник буржуазный социализм в Швеции, Германии, Франции и других странах.

Если конфликтующие стороны доводят социальный конфликт до эскалации и победы одной стороны над другой, то и победившая сторона, и само общественное целое оказываются разрушенными и отброшенными назад в своем регрессивном развитии. Так, в результате Октябрьской революции пролетариат победил буржуазию, разрушил до основания Россию и на ее обломках создал пролетарский социализм, в чем-то отбросивший страну в прошлое, а в чем-то продвинувший вперед.

Чтобы позитивная роль социального конфликта стала очевидной, нужно, с одной стороны, избегать случайных социальных конфликтов (которых можно избежать), а, с другой стороны, до предела снизить цену, которую платит общество за необходимые социальные конфликты. Для этого нужно больше внимания уделять субъективным (психологическим, познавательным, методологическим) условиям социального конфликта, воспитывать людей и руководителей в духе терпимости, создать в стране конфликтологическую службу, способную профессионально заниматься прогнозированием, диагностикой и разрешением социального конфликта.

Таким образом, социальный конфликт вечен и неизбежен. Он источник движения вперед усовершенствования общества. Наилучшим политическим устройством является демократия, которая представляет собой способ цивилизованного, открытого, законного разрешения накапливающегося в обществе социального противоречия. Отказ от демократии загоняет болезни общества внутрь (как случилось при советской власти), увеличивает степень социальной напряженности и опасность революционного взрыва (как случилось в СССР в 1991 г.). Это значит, что тоталитаризм в любой его форме (советизм, фашизм, национал-социализм, франкизм) обречен. К каким бы ухищрениям не прибегали сторонники тоталитаризма, им не отменить противоположность интересов и социальную конфликтность. Рано или поздно наступает время, и люди требуют свободы, подлинного, а не иллюзорного участия в управлении обществом. Это случилось с фашизмом в Италии (Муссолини), национал-социализмом в Германии (Гитлер), франкизмом в Испании, пролетарским социализмом (советизмом) в СССР и других странах.

Переход к демократии – это переход к разнообразным конфликтам, о чем свидетельствует нынешняя российская действительность. В этой связи нужно напомнить слова Р. Дарендорфа: «Политика свободы – это политика жизни в условиях конфликта». Постсоветская Россия оказалась в состоянии политической свободы (и экономической зависимости для многих россиян) и мы видим, что она представляет собой перманентный конфликт во всех направлениях и на всех уровнях. Этот конфликт – вполне нормальное явление для демократического общества, но воспринимается бывшими советскими людьми как нечто ненормальное. Последняя оценка относится прежде всего к характеру завершения конфликта преимущественно в интересах власть и богатство имущих, а не в интересах законопослушных граждан.

psyera.ru

Социальный конфликт: понятие, функции, виды и типы

История человеческой цивилизации насыщена различными конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты, десятки стран и народов, другие - большие и малые социальные сообщества, третьи происходили между отдельными л людьми. С древнейших времен люди пытались решать противоречия и мечтали о бесконфликтное общество. Возникновение государства можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для пред едження и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя. Хаммурапи содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По легенде, царь. Соломон прославился своей мудростью и умением в никаты и решать конфликтлікти.

протяжении веков лучшие ученые, мыслители создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а иногда пытались воплотить их в жизнь. Однако, все эти попытки заканчивались неудачно и порождали еще более жестокие конфликти.

Сегодня конфликты - повседневная реальность. Они охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социальных отношений

. Социальный конфликт (от лат conflictus - столкновение) - крайний случай обострения социальных противоречий, который выражается в столкновении различных социальных общностей, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развитияу.

Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен. А. Смитом, который считал его основой деления общества на классы и экономической борьбы между ними. Основателями собственно социологической теории конфликта счи ажають. К. Маркса,. М. Вебера и. Г. Зиммельммеля.

Сам термин"социальный конфликт"впервые ввел в научный оборот немецкий социолог. Г. Зиммель, который считал конфликт универсальным явлением, а бесконфликтное общество недееспособным есть он говорил, что конфликт может стать средством развития обществ суспільства.

Внимание конфликта уделяли и представители структурного функционализма частности,. Т. Парсонс трактовал конфликт как социальную аномалию, фактор, дезорганизует и дестабилизирует жизнь. По его мнению, главное е задача общества состоит в предупреждении конфликтетів.

Американский социолог. Л. Козер в работе"Функции социального конфликта"обосновал идею позитивной функции социального конфликта. Он считал его своеобразным клапаном, с помощью которого общество прис стосовуеться к новым условиям жизни. Все социальные конфликты разделил на позитивные, то есть те, которые ведут к развитию социальной системы, и негативные, которые угрожают существованию социальной системы. Л. Козер в также принадлежит распространенное в мировой социологии трактовка конфликта как борьбы за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсвладу й ресурси.

Немецкий социолог. Р. Дарендорф рассматривал конфликт вездесущим, поскольку каждое общество опирается на принуждение одних его элементов другими. Конфликты влекут неравенство социальных позиций и в различие интересов людией.

Американский социолог. К-Э. Боулдинг в своей работе"Конфликт и защита: общая теория"утверждал, что конфликт является неотъемлемым элементом общественной жизни, определенной разновидностью социального взаимодействия, а су участниками общества способны изучать и регулировать йогулювати його.

Можно выделить следующие атрибуты конфликта:

1 - столкновение (борьба, несовместимость, расхождение) - момент противостояния несовместимых, противоречивых позиций, интересов, тенденций;

2 - наличие полярных начал (левое и правое, добро и зло), что означает одновременно и взаимосвязанность, и взаемопротилежнисть;

3 - наличие субъектов как носителей полярных позиций в схватке;

4 - активность субъектов направлена ??на преодоление противоречия;

5 - субъекты не помогают друг другу, а препятствуют или блокируют реализацию интересов друг друга

Итак, социальный конфликт включает ряд основных составляющих: участников (субъектов) конфликта, причины конфликта, объект и предмет, определенную конфликтную ситуацию

Субъектами конфликта могут быть отдельные индивиды, различные социальные группы, классы, нации, государства

Объектом конфликта всегда дефицитный ресурс. Это, например, одно директорское кресло, на которое претендуют несколько кандидатов

Предметом конфликта является объективно существующая или воображаемая проблема, которая выступает причиной спора между субъектами. Собственно говоря, это и есть противоречия, ради решения которой и начинается борьба

Причины конфликта могут быть как объективными и субъективными: наличие социального неравенства, разнонаправленность идеологических принципов, социально-психологические и морально-этические причины

Значимость конфликта для общества лучше всего раскрывается через функции, которые он выполняет в обществе. Среди основных можно назвать сигнальную, информационную, дифференцирующую и динамическую функции. Как видите имо, из самого названия, сигнальная функция"сигнализирует"о определенное состояние общества. Если есть конфликт, значит есть определенная проблема, которая требует немедленного решенияого вирішення.

Близкой по своей сути к сигнальной является информационная функция. Информационная функция значительно шире простую констатацию неблагополучия. Конфликт всегда вызван определенными объективными причинами. Изучение ц этих причин помогает лучше познать суть социальных процессов в обществе. Поскольку конфликт всегда является крайним обострением социальных противоречий, его детальное изучение помогает более четко выяснить пот требности, интересы, стремления, причины недовольства противоположных сториорін.

Основная задача дифференцируя функции - в структуризации общества или социальных групп. Каждый конфликт способствует четкому разграничению враждующих сторон. Социальная общность распадается на две четко окр реслени группы, которые вовлекают в свою орбиту и тех, кто хотел бы остаться в сторонень.

Динамическая функция социального конфликта впервые была детально разработана в марксизме. Конфликт - двигатель общественного прогресса

Процесс развития социального конфликта содержит несколько стадий: 1 - предконфликтная ситуация. На этой стадии формируются предпосылки для конфликта. Это рост напряженности между потенциальными субъектами конфликтах го пункта, что вызвано определенными противоречиями. Однако противоречия не всегда перерастают в конфликтахікт.

Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. Причины возникновения социальной напряженности могут быть различными (реальное приду ушення интересов, потребностей и ценностей людей; неверна или искаженная информация об определенных фактах, события) предконфликтной стадии можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны след и особенности во взаимодействии сторонн:

• возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта, рост недоверия и социальной напряженности, предъявления претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

• стремление показать правомерность своих требований и обвинений противника в нежелании решить спорные вопросы"справедливыми"методами;

• разрушение структур взаимодействия, переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агрессивности

Таким образом конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим др. нциденнт.

2 - инцидент - формальный повод для начала конфликта. Например, убийство в м. Сараево наследника австро-венгерского престола. Франца. Фердинанда группой боснийских террористов 28 августа 1914 г стало форм минимальной причиной для начала. Первой. Мировой войны. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектами конфликта. Иногда конфликт может заканчиваться именно на этой стадии. Это бывает тогда, когда конфликтанты решают свои недоразуменияуміння.

3 - эскалация. Проявляет себя в том, что конфликт реализуется в отдельных актах - действиях и противодействиях конфликтующих сторон

4 - кульминация. Это крайняя точка эскалации, когда напряжение выражается во взрывном акте

5 - завершение конфликта происходит с помощью насилия, примирения, разрыва. Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участник ков, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, или другими способами. Это, в частности, могут быть такие: устранение объекта конфликта, замена одного объекта другим; устранение одной стороны участников к онфликту, изменение позиций одной из сторон; недопущения непосредственной или опосредованной взаимодействия участников 6 - послеконфликтная ситуацииція.

Существуют различные классификации социальных конфликтов:

•. По формам проявления выделяют социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, семейные, военные, юридические, бытовые

•. По принципу целесообразности-нецелесообразности - неизбежны, необходимы, вынуждены, функционально непринужденные

•. По принципу динамики - стихийные, запланированные, спровоцированные, инициативные, кратковременные, длительные, затяжные, управляемые, неуправляемые, те, спонтанно прекращаются, прекращаются под действием средств, найденных них противоборствующими сторонами; решаются вмешательства внешних си.

•. По составу конфликтующих сторон - внутриличностные, межличностные и групповые, межгрупповые, конфликты в организациях

•. По масштабу выделяют микро-, макро-, мегаконфликты

•. По остроте проявления - мирные и вооруженные, явные и скрытые

•. По особенностям протекания - простые (бойкот, саботаж, преследования, вербальная и физическая агрессия) и сложные (общественный протест, бунт, социальная революция, война)

При всем разнообразии критериев классификации социальных конфликтов каждый из них играет важную роль в изучении причин, значение, последствий конфликтов для функционирования и развития общества

Конфликтологи рассматривают такие способы разрешения конфликтов: компромисс, сотрудничество, доминирование, приспособления, согласие, бегство. При этом они предлагают соблюдать правила бесконфликтного поведут инки. Суть их в следующему:

• стремиться адекватно оценить собственное поведение в конфликтной ситуации, избегать предвзятости в оценке действий оппонентов;

• попытаться оценить ситуацию с позиций противоположной стороны, понять точку зрения оппонента;

• избегать обвинений в адрес оппонента, что может спровоцировать включение психологических механизмов защиты и поток обвинений в свой адрес

• контролировать свои эмоции и призвать противоположную сторону действовать аналогично;

• побуждать своего оппонента к открытому обсуждению спорных вопросов, совместного решения конфликтной ситуации;

• проверять объективность информации, связанной с предметом конфликта, действиями оппонентов и своими собственными

Психологи считают, что избежать конфликта можно и путем ухода взаимодействия с так называемыми конфликтными людьми, при этом выделяют различные их типы. Вот некоторые из них:

1) агрессивные - затрагивают других и раздражаются сами, если их не слушают;

2) ябиды - всегда на что-то жалуются, но сами ни чего не делают для решения проблемы;

3) молчуны - никто не знает о том, что они думают на самом деле;

4) покорны - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова не соблюдают;

5) вечные пессимисты - всегда во всем видят неудачи, считают, что ничего не получится;

6) всезнайки - умнее всех;

7) нерешительные - затягивают с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

8) максималисты - хотят что-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

9) невинные лгуны - вводят других в заблуждение

Итак, социальные конфликты возникают во всех сферах общественной жизни, вызывают значительное влияние на их функционирование и развитие. Поэтому закономерно возникает вопрос: все-таки, конфликт - это хорошо или плохо о? ?

Часть социологов считает, что позитивная, другая часть - негативная

Если попытаться оценить социальный конфликт объективно и беспристрастно, то можно сказать, что он никогда не бывает исключительно положительным, или исключительно негативным. Конфликт является положительным моментом социального р развития, когда он способствует общественному прогрессу. Однако каждый конфликт всегда приводит к материальных и моральных издержкахат.

uchebnikirus.com