62. Следственный комитет рф. Структура следственного комитета рф. Функции следственного комитета рф кратко


62. Следственный комитет рф. Структура следственного комитета рф.

 Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

8. Следственный комитет выпускает специальные издания.

 Система Следственного комитета

1. В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные следственные управления  и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

2. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.

3. В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться научные и образовательные организации, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

4. В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности.

5. В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Следственного комитета (за исключением лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.

6. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.

studfiles.net

Полномочия и функции Следственного Комитета РФ — журнал "Рутвет"

Содержание:

  1. Цели и задачи СК
  2. Состав Коллегии Следственного Комитета
  3. Кто может оспорить?
  4. Сроки и решение
  5. Кто контролирует?

В рамках полномочий СледКома находятся дела о преступлениях, предусмотренных действующим законодательством, которые рассмотрены прокурором. Главнейшей функцией СК РФ является расследование:

  1. особо тяжких преступлений: убийств;
  2. изнасилований;
  3. умышленное причинение значительного вреда здоровью, которое повлекло за собой смерть человека;
  4. похищения людей, их насильственное удержание;
  5. правонарушения, осуществляющиеся лицами, имеющими особое правовое положение в обществе, например, к ним относятся: сотрудники внутренних органов, депутаты, адвокаты, судьи, должностные лица;
  6. значительные налоговые правонарушения.

Функции и полномочия СК РФ реализуются с помощью выполнения поставленных перед этим органом задач и целей. Только их реализация в полном объеме позволяет снизить уровень преступности и правонарушений. 

Следственный Комитет РФ: цели и задачи

СК РФ деятельность свою производит по реализации следующего списка задач и целей:

  1. оперативное, а также качественное расследование правонарушений. Раскрываемость происходит на основе установленных законов уголовным и процессуальным кодексом Российской Федерации;
  2. обнаружение обстоятельств, помогающих полностью закончить раскрытие преступлений, исключать их совершение;
  3. защита правовых основ и свобод гражданина;
  4. организация контроля функции следственных органов, а также их должностных лиц;
  5. определение порядка предоставления отчетных ведомостей по организации следственных мероприятий;
  6. осуществление сотрудничества с подразделениями, входящими в сферу судопроизводства, иных государств;
  7. разработка любых мер, способствующих реализации государственных политических устоев, входящих в сферу исполнения законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство;
  8. обеспечение соблюдения законов во время приема любой поступающей в подразделение информации и правонарушениях;
  9. распространение среди людей знаний о законах, а также организация контроля их соблюдения;
  10. организация мероприятий, главной целью которых является защита прав граждан;
  11. контролирование деятельности нижестоящих подразделений.

Коллегия Следственного Комитета: состав

  1. Руководством СК РФ является президент – В. Путин, а также председатель Следственного Комитета – А. Бастрыкин. 
  2. Заместителями председателя являются:
  3. В. И. Пискарев – первый зампредседателя, осуществлявший свою деятельность до 30 апреля 2016 года;
  4. А. С. Сорочкин – зампредседателя, осуществляющий свою деятельность и в настоящий момент;
  5. Е. Е. Леоненко – занимает действующую должность;
  6. Б. М. Карнаухов – действующий заместитель;
  7. А. В. Федоров – осуществляет профессиональную деятельность по настоящий момент;
  8. А. В. Лавренко, осуществлявший свою деятельность до 17 марта 2016 года;
  9. И. В. Лазутов – действующий зампредседателя;
  10. И. В. Краснов – заместитель председателя, занимающий действующую должность.

В этом видео опубликован интересный материал об академии Следственного комитета РФ.

Также в СК Российской Федерации существует должность руководителя управления со СМИ:

  1. до 6 октября 2016 года ее занимал В. И. Маркин;
  2. в настоящий момент эту должность занимает С. Л. Петренко.

Следственный Комитет: кто может оспорить?

Бывают случаи, когда участник уголовного процесса уверен, что его права во время делопроизводства были нарушены. В таких ситуациях, на основании Уголовно-Процессуального кодекса Российской Федерации гражданин имеет право обжаловать процессуальные действия или бездействия, решения следователя. Подобная жалоба может быть подана:

  1. руководителю следственного органа;
  2. в суд;
  3. в прокуратуру.

Обжалование может иметь как устную форму, так и письменную. Устные жалобы обладают юридической силой аналогичной письменным обращениям. Обжалование в устной форме обязательно заносится в протокол, составляемый на основе общих правил предварительного следствия.

В прокуратуру жалоба может быть подана:

  1. на личном приеме;
  2. в канцелярию;
  3. по почте;
  4. обращение к прокурору может быть осуществлено через администрацию места содержания под стражей, а также администрацию медицинского и психиатрического стационара. 

Сроки и решение

Жалобное обращение на действия, бездействия и решения следователя, которые поступают к надзирающему прокурору, рассматриваются в пределах 3 суток со дня его вручения. В некоторых случаях срок рассмотрения жалобы увеличивается до 10 суток, об этом заявитель должен быть обязательно извещен. Ситуации, требующие увеличенного срока рассмотрения:

  1. перевод жалобного обращения на русский язык;
  2. необходимость запроса или получения справок;
  3. необходимость получения характеристик.

После того как было установлено наличие или полное отсутствие правонарушающих факторов или законных гражданских интересов, сотрудник прокуратуры обязан вынести постановление:

  1. полное удовлетворение;
  2. частичное удовлетворение;
  3. отказ в удовлетворении.

В этом постановлении указываются краткие доводы заявителя, производится их анализ, рассматриваются мотивы принятия решения.

Следственный Комитет: кто контролирует?

Осуществлением надзора за проведением законных действий Следственным Комитетом Российской Федерации осуществляется прокурором, который наделяется правом отмены вынесенного следственного постановления:

  1. об отказе в возбуждении уголовного судопроизводства;
  2. о закрытии уголовного дела;
  3. о приостановлении предварительного следствия.

Также в полномочия прокурора входит возможность истребования ликвидации иных нарушений федерального законодательства, которые были допущены следственным органом во время осуществления предварительного следствия. 

Как перестать нервничать на работе: советы и подсказки.

Как устроиться на работу в посольство: советы и подсказки.

В этом видео показан фрагмент Весеннего бала Следственного комитета Российской Федерации. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.

www.rutvet.ru

Глава 1 Общая характеристика следственного комитета рф

53

Введение

Тема дипломной работы «Методика расследования преступлений против жизни».

Жизнь человека охраняется Конституцией РФ, где записано, что каждый имеет право на жизнь, не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Умышленное, противоправное лишение жизни человека-убийство, является одним из тяжких видов преступления против личности.

Вопросы предупреждения, раскрытия и расследования преступлении против личности всегда находятся в центре внимания.

При расследовании убийств необходимо хорошо владеть криминалистической методикой расследования данной категории преступлений.

Данная тема актуальна, так как много вопросов возникает при расследовании убийства. Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что охрана права на жизнь, является одной из важнейших задач государства и уголовного законодательства РФ, в частности.

Предотвращение, раскрытие и расследование убийств представляет собой одну из наиболее важных задач правоохранительных органов. С развитием научно – технических средств преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых требует от следователя мобилизации всех его усилий, высокого профессионализма, знания и умелого применения на практике новейших достижений науки криминалистики.

Раскрытие и расследование, а также судебное разбирательство данной категории преступлений является важным фактором.

Целью данной работы является рассмотрение криминалистической методики расследования убийств.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

- Рассмотреть типичные следственные ситуации при совершении убийств;

- Рассмотреть методику проведения предварительного расследования убийства на первоначальном и последующих этапах расследования;

- Рассмотреть методику проведения основных следственных действий, проводимых при расследовании убийств.

1.1 Общее положение о следственном комитете рф

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.

Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.

В случае если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, руководитель следственного органа Следственного комитета направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета.

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы.

На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство.

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Граждане, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по целевому направлению Следственного комитета за счет средств федерального бюджета, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

studfiles.net

Глава 2. Деятельность Следственного комитета

Российской Федерации.

2.1. Полномочия и задачи Следственного комитета Российской Федерации.

Следственный комитет РФ является федеральным органом исполнительной власти, основной целью деятельности является, осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Основными задачами Следственного комитета РФ являются Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

  • организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;

  • разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

  • обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

  • оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

  • организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

  • обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

  • возмещение ущерба, причиненного преступлениями.

  • обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

  • участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;

  • организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;

  • организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификаций и стажировку кадров; разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;

  • осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;

  • разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепления здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;

  • обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

  • обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственных органов Следственного комитета;

  • обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;

  • представляет в установленном порядке в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета;

  • организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;

  • организует работу по комплектованию, хранению, учету и использование архивных документов Следственного комитета;

  • осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечения деятельности Следственного комитета;

Согласно ст. 1 ФЗ «О Следственном комитете РФ» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет РФ осуществляет иные полномочия, установленные Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Полномочия и обязанности Следственного комитета РФ регулируются нормами УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174 - ФЗ (в ред. ФЗ от 3 февраля 2014 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921; 2014. - № 6. - Ст. 558.; ФКЗ «О чрезвычайном положении» Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. ФЗ от 7 марта 2005 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст.2277; 2005. - № 10. - Ст. 753.; Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии

терроризму» Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 года № 130-ФЗ) // СЗ РФ. - 2006. - № 11. - Ст. 1146; Российская газета. - № 101. - 07. 05. 2014. и другими актами.

Следственный комитет РФ в процессе своей деятельности выполняет следующие полномочия Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

  • разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных

законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

  • принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

  • принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

  • взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

  • участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

  • образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

  • осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

  • учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

  • обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;

  • участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников Следственного комитета;

  • организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета, а также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

Взаимодействие Следственного комитета Российской Федерации с общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации является реализацией конституционного права ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы граждан.

К сожалению, общественная деятельность Общественного совета не сформулирована в задачах Следственного комитета, хотя одной из целей Общественного совета при Следственном комитете является защита прав и свобод граждан Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2012. - С. 23.. Однако, в задачах Следственного комитета не отмечено, что обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов в сфере деятельности Следственного комитета. Защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации является ключевым для разработки мер формирования государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет в целях реализации своих полномочий имеет право Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

С.32

  • запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

  • привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

  • участвовать в формировании федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти.

  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.

Создание Следственного комитета РФ влечёт за собой немало новшеств

в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности. Одно из таких новшеств касается полномочий сотрудников этого органа.

В ст. 7 ФЗ от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусмотрено, что сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки. При пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (п. 2 ч. 1).

На первый взгляд, появление такой нормы представляется вполне разумным. Сотрудникам следственных органов при осуществлении процессуальных полномочий порой действительно приходится действовать «в расположении» подозреваемого, обвиняемого или просто на конституционно охраняемой территории - при производстве обыска, выемки, наложении ареста на имущество и т. п. Указанная норма в такой ситуации легализовала бы процесс попадания сотрудника на подобную территорию.

Однако в приведённой норме ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» есть внутренняя несогласованность, обусловленная необоснованной попыткой соединить в одной норме различные по своей правовой природе положения. С одной стороны, гипотеза нормы недвусмысленно указывает на уголовно-процессуальный характер сферы её применения: речь идёт о её действии при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на сотрудника уголовно-процессуальным

законодательством РФ. С другой стороны, само правило поведения явно выходит за рамки уголовно-процессуальной деятельности и в большей мере характерно для полномочий силовых спецподразделений, регулируемых административным законодательством, - пресечение преступлений, преследование подозреваемых. То есть право входить даётся здесь не для производства обыска, выемки или какого-то иного следственного действия, а для того чтобы схватить подозреваемого, обезоружить его и препроводить к следователю для разбирательства и принятия процессуального решения.

Отмечая внутреннюю противоречивость приведённой нормы, следует обратить внимание на то, что реализация её на практике может повлечь

за собой негативные правовые последствия. Пресечение преступления и преследование подозреваемых - удел оперативных и силовых спецподразделений, предполагающий применение силы, спецсредств, оружия и представляющий собой исполнение процессуального решения.

Сотрудник Следственного комитета, действующий при осуществлении процессуальных полномочий, - лицо процессуальное, в силу чего всякое его действие имеет процессуальное значение. Если он действует в соответствии с законом, то результатом будут доказательства (обвинительные или оправдательные - ход дела покажет). Если он действует с нарушением закона, то результатом тоже будут доказательства, только недопустимые. Особенностью их является то, что они, в соответствии со ст. 75 УПК не имея юридической силы, исключают возможность получения допустимых доказательств и становятся основой для развала обвинения.

Представим, что сотрудник Следственного комитета, преследуя подозреваемого, настиг последнего в его жилище, при этом отобрал у него орудие преступления, оружие, наркотики. Допустим, действовал он при этом на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусматривающего право входить в помещения и на участки граждан. А дальше? Дальше нужны доказательства виновности злоумышленника (они же, кстати, будут доказательствами правомерности действий сотрудника Следственного комитета). Где он их возьмёт? Оформит обыск или выемку? Но это будет фальсификация, он не производил этих следственных действий. Проведёт «самодопрос»? Ещё более непонятно. В итоге сотрудник Следственного комитета оказывается в процессуальной ловушке, когда всё, чтобы он ни предпринял, оборачивается недопустимостью полученных им доказательств.

Эту ситуацию можно домысливать в разных направлениях, но итог будет один: для квалифицированного доказывания вины злоумышленника надо, чтобы пресечением преступлений и преследованием подозреваемых занимались специально созданные для этого силовые спецподразделения. А

сотрудник Следственного комитета, действуя в рамках процессуальных полномочий, выяснял соответствующие обстоятельства путём производства следственных и иных процессуальных действий и получения необходимых доказательств.

studfiles.net

Следственный комитет РФ и принципы его деятельности - Правоохранительные органы

Деятельность Следственного комитета РФ регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

 

Следственный комитет РФ (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ. Он является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основные задачи Следственного комитета:
  1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  2. обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  3. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  4. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  6. разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  7. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
Принципы деятельности Следственного комитета

Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

  1. действуют на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета;
  2. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством РФ;
  3. действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне;
  4. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.

Сотрудники Следственного комитета:

  • не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются;
  • в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений;
  • не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

jurkom74.ru

понятие, система, задачи, полномочия, правовое регулирование.

СК РФ-является фед. гос. органом, осущ. в соотв.с закон-ом РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства и    сост.  единую       фед. централиз. систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим  и   Председателю СК  РФ. Руководство деятельностью  СК   осущ. Президент РФ.

 Задачи:1)  операт.  и  качественное  расследование       преступлений в соотв. с подследственностью, установ. уголовно-процессуальным законодательством РФ;     2)  обеспечение  законности  при  приеме, регистрации,     проверке сообщений  о  преступлениях,  возбуждении  уг. дел,   производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека   и гражданина;     3) осущ. процесс. контроля деятельности след. органов СК и их должн.лиц; 4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие  мер   по устранению таких обстоятельств; 5)  осущ. в  пределах  своих  полномочий     междун. сотрудничества в сфере уг. судопроизводства.Правовое регулирование.  СК  руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и   нормами международного права, международными  договорами  Р ;ФЗ "О Следственном комитете РФ" . Полномочия .1)  осущ. проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, роизводство предварительного расследования по уг.делам, процесс.контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деят-ть, а  также  проверку  деятельности   след.органов и учреждений СК;     2) проводит  анализ  реализации  гос.    политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;3) взаимодействует с компетентными органами ин.государств,заключает соглашения,  сотрудничает  с  межд.    организациями ;4) осуществляет взаимодействие со СМИ   в целях  информирования  общественности  о   деятельности     СК;5) организует прием граждан;6)  обеспечивает внедрение в  деятельность  СК достижений науки, техники и положительного опыта;7)  участвует  в  обеспечении  исполнения   гражданами    воинской обязанности, осуществляет  полномочия  по  организации  воинского   учета сотрудников СК;  8) представляет в установленном порядке  в  Министерство   финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета;9)  является  субъектом  бюджетного  планирования  и   осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов  бюджета,  главного  администратора  источников    финансирования дефицита бюджетаи др.СК в целях реализации своих  полномочий   имеет право:     1) запрашивать и получать в устан. порядке на   безвозмездной основе документы,  материалы  и  информацию,  необх.  для   принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;     2) привлекать в устан.  порядке  для  выработки    решений по вопросам, отнесенным к устан. сфере деятельности, научные и   иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;     3)  участвовать  в  формировании  фед.  учетов,  баз   данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их, а также пользоваться в установленном порядке фед. учетами, базами данных в этой области федеральных органов исп. власти.

. Система СК:      1) центральный аппарат СК;      2)  главные  след.  управления  и  следственные    управления СК по субъектам РФ и приравненные к ним специализир.(в том числе военные) следственные  управления   и следственные отделы СК;   3)  межрайонные  следственные  отделы,   следственные       отделы и следственные отделения СК  по  районам,    городам и приравненные к ним, включая специализированные (в  том  числе   военные), следственные подразделения СК.. В систему Следственного комитета входят научные, образовательные (в  том  числе  общеобразовательные,  кадетские),    санаторно-курортные,оздоровительные,     реабилитационные,     культурные         учреждения,физкультурно-спортивные организации,  редакции  электронных  и   печатных изданий,  типографии,  иные  создаваемые  для  обеспечения   деятельности СК учреждения и организации, являющиеся ЮЛ , а также экспертные и ревизионные  подразделения,   информационные подразделения,  подразделения   физич.   защиты   для     обеспечения безопасности сотрудников СК.      СК является ЮЛ, имеет печати с изображением Государственного герба  Российской  Федерации  и  со   своим наименованием .СК имеет геральдический знак - эмблему, флаг и знамя, учреждаемые Президентом Российской Федерации.. Финансирование расходов на содержание  Следственного   комитета,его  центрального  аппарата,  следственных  органов,  других     органов,учреждений и организаций Следственного комитета осуществляется  за   счет средств федерального бюджета.. Местонахождение Следственного комитета - г. Москва.

studfiles.net

Следственный комитет РФ: система, задачи и полномочия

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 14Следующая ⇒

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовногосудопроизводства.

Правовую основу деятельности СК РФ составляет Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основными задачами Следственного комитета являются:

o оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

o обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод че­ловека и гражданина;

o осуществление процессуального контроля деятельности следствен­ных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

o организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

o осуществление в пределах своих полномочий международного со­трудничества в сфере уголовного судопроизводства;

o разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном Судопроизводстве;

o совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

o определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящими и Председателю Следственного комитета

Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

o осуществляют полномочия независимо от федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общест­венных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

o действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и сво­боды человека и гражданина, не противоречит требованиям законо­дательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

o информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следст­венной деятельности.

Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и ихорганизаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной дея­тельности не связаны решениями политических партий и иных обществен­ных объединений.

Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основ­ную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме препо­давательской, научной и иной творческой деятельности.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганов местного самоуправления, общественных объединений и организаций* иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответст­венность, установленную законодательством Российской Федерации.

Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затраги­вающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для озна­комления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

\ В систему Следственного комитета входят:

o центральный аппарат Следственного комитета;

o главные следственные управления и следственные управления След­ственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том чис­ле их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

o следственные отделы и следственные отделения Следственного ко­митета по районам, городам и приравненные к ним, включая специа­лизированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного коми­тета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной поли­тики в установленной сфере деятельности.

Председатель Следственного комитета назначается на должность и ос­вобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета ежегодно представляет Прези­денту Российской Федерации доклад о реализации государственной полити­ки в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Служба в Следственном комитете является федеральной государствен­ной службой.

Сотрудники Следственного комитета находятся под государственной ЗАЩИТОЙ.

Государственная защита сотрудников в случаях исполнения ими слу­жебных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, осуществляется в соответствии с Федераль­ным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите су­дей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Меры го­сударственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников сотрудников, а в исключительных случаях также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягатель­ство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Следственный комитет имеет службы обеспечения собственной безо­пасности и физической защиты сотрудников Следственного комитета.

Сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и спе­циальных средств, а также на применение их в порядке, установленном зако­нодательством Российской Федерации. Типы и модели указанного оружия, порядок его приобретения Следственным комитетом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Военные следственные органы Следственного комитета осуществля­ют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным зако­ном предусмотрена военная служба.

Офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществ­им ют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему про­куроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

 

Читайте также:

  1. I I. Цели, задачи, результаты выполнения индивидуального проекта
  2. II. Основные задачи управления персоналом.
  3. II. Решить следующие ниже финансовые задачи на листе “Задачи”.
  4. II. Цели, задачи и предмет деятельности
  5. III. Задачи, решаемые организацией с помощью ИСУ и ИТУ.
  6. III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА
  7. III. Экономико-управленческие задачи производственной практики
  8. А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Пути воплощения сверхзадачи
  9. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  10. Анализ использования основных фондов: задачи, объекты, этапы, источники информации, основные показатели.
  11. Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.
  12. Анализ финансовых результатов: задачи, объекты, этапы, источники информации, основные показатели.

lektsia.com