Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и её функции (стр. 1 из 2). Функции госдумы и совета федерации


Функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ :: BusinessMan.ru

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается "Палатой регионов". Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Конституционные полномочия Совета Федерации

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  1. Генпрокурора и его заместителей.
  2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

Нормотворчество

В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

Одобрение и отклонение законопроектов

В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

Порядок посещения заседаний

Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода "компенсации" был сформирован так называемый "консультативный орган". Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Заключение

Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

businessman.ru

О Государственной Думе

История представительного законодательного органа государственной власти в России началась с учреждения в 1905 году первой Государственной Думы. За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве. Депутаты занимались разработкой мер социальной защиты малоимущих и других слоев населения. Были выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота после поражения в русско-японской войне. Особое внимание уделялось народному просвещению и развитию социальной сферы: выделялись средства на строительство школ, больниц, храмов, домов призрения. 

В период существования РСФСР и СССР представительные и законодательные функции выполняли в зависимости от исторического периода ВЦИК и различные формы Советов. Сначала – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем высшими органами власти становились Всероссийские и Всесоюзные съезды Советов, Верховные советы РСФСР и СССР, советы народных депутатов СССР. Принцип их формирования и сфера компетенций менялась в соответствии с принимаемыми Конституциями Республики и Союза. 

В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.

Подробная информация

duma.gov.ru

4. Структура Госдумы и Совета Федерации. Фракции Госдумы

Структура палат ФС:

1. Председатель палаты

Избирается палатой

Основные его полномочия связаны с организацией работы палаты и

представлением палаты в отношениях с другими органами власти.

2. первый заместитель и заместители председателя

3. Совет Гос. Думы и Совет Палаты Совета Федерации

- коллегиальный орган, который создается для предварительной подготовки

и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

Совет Госдумы:

а) члены: председатель, первые замы председателя, замы председателя

б) решения принимается большинством голосов от общего числа членов

Совета, присутствующих на заседании Совет Палаты СФ:

а) члены: председатель СФ, первый зам преда, замы преда, преды

комитетов и постоянных комиссий СФ

б) решения принимаются большинством голосов от общего числа членов

4. Комитеты и комиссии Палат

- образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по

реализации конституционных полномочий палаты, предварительного

рассмотрения проектов законов, а также др. вопросов, отнесённых к

ведению палат

(в Госдуме сейчас более 29 комитетов и 6 комиссий, в СФ – 10 комитетов и

4 временных комиссий – это число постоянно меняется)

5. Депутатские объединения (только в Госдуме)

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам

рассматриваемым Госдумы, депутаты Госдумы образуют фракции.

Фракция – объединение депутатов ГД, избранных в составе федерального

списка кандидатов, который был допущен к распределению

депутатских мандатов ГД.

Внутрифракционные группы (появились с января 2008 г. Постановление ГД

от 16.01.2008 г. N 35-5):

1) может создаваться в составе фракции численностью более 100 депутатов

2) численность не может составлять менее 50 депутатов

3) в части материально-технического обеспечения руководитель

внутрифракционной группы, численность которой превышает численность

любой фракции в ГД, за исключением «своей фракции», приравнивается к

руководителю фракции

6. Представители Палат

- должностные лица палат, представляющие интересы палаты во

взаимоотношениях с иными органами (с КС РФ, в согласительных

комиссиях и тд.)

7. Аппараты Палат

- осуществляют правовое, организационное, документационное,

аналитическое, информационное и прочее обеспечение деятельности палат

(«самое ценное, что есть в Думе»)

5. Регламенты Палат фс. Порядок работы Палат. Кворум. Нормы голосования

Регламент Палаты ФС – базовый нормативный правовой акт, регулирующий

внутреннюю деятельность соответствующей палаты ФС

Предмет регулирования регламентов:

- внутреннее устройство палат

- органы и должностные лица палат

- законодательный процесс

- порядок рассмотрения вопросов ведения палат (например, войны и мира)

- международное сотрудничество

Порядок работы Палат:

I. Сессия – организационная форма деятельности палаты объединяющая ряд

заседаний

Госдума: весенняя – 12.01.-20.06; осенняя – 01.09.-31.12.

СФ: весенняя – 25.01.-15.07; осенняя – 16.09.-31.12.

II. Заседания – организационная форма деятельности палат в виде совместного

собрания членов или депутатов палаты, обсуждения вопросов и

принятия решений.

1. открытые – закрытые

2. очередные – внеочередные

3. пленарные (когда собираются все члены палаты) – заседания комитета

4. совместные заседания палат

III. Парламентские слушания – организационная форма деятельности палат,

заключающаяся в обсуждении определённых

вопросов, входящих в компетенцию палаты

депутатами или членами палаты, а также иными

лицами желающими принять участия в

обсуждении.

По итогам слушаний обычно принимаются рекомендации.

IV. Работа в комитетах и комиссиях - здесь осуществляется разработка

базовых, концептуальных предложений

по реализации конституционных

полномочий…

V. Иные мероприятия:

- совещания

- круглые столы

- семинары

- конференции

- и другие, связанные с законодательной деятельностью

- рабочие группы с правом их выезда в субъекты РФ

- экспертные советы на общественных началах

- консультативные советы

Кворум – категория, характеризующая количественное присутствие членов или

депутатов палаты, при котором палата правомочна принимать решения.

Нормы голосования – нормы регламентирующие порядок проведения голосования и подсчёт его результатов.

Голосование: 1) открытое/ тайное

2) поимённое как вид открытого

3) электронное

4) бюллетенями

5) лично / по доверенности

Голосование может быть

1. количественным

2. рейтинговым – голосование проводится не в целом а по каждому отдельному предложению, за которое больше проголосовали, то и приняли

3. альтернативным – голосование отдаётся «за» одно из нескольких предложений

4. качественным - голосуют как оценки на экзамене ставят (хорошо, плохо, очень плохо и т.д.)

Виды большинства голосов:

1. простое – больше чем за остальные позиции

2. абсолютное – 50% + 1 голос

3. квалифицированное большинство – 2/3, ¾, 3/5

Голосование «большинства»

1. от числа присутствующих

2. от общего числа

studfiles.net

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом.

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII–XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением. Большое распространение парламенты как представительные законодательные собрания получили после буржуазных революций конца XVIII–XIX в. Вплоть до XX в. преобладали двухпалатные парламенты, в XX в. большинство парламентов состоят из одной палаты.

Общепринятый способ формирования представительных органов государственной власти – выборы. Верхние палаты формируются и иными способами, например путем назначения или наследования. Состав нижних палат определяется волеизъявлением избирателей.

Главная функция современного парламента – разработка и принятие законодательства. Конституция строго регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации (§ 24).

В России парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 94 Конституции РФ, «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации». «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы» (ст. 95).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Они делегируются в Совет Федерации субъектами РФ. Главы субъектов РФ вошли в Государственный Совет Российской Федерации, возглавляемый Президентом РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ заседают раздельно. Заседания Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ являются открытыми. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.

К ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьей 111 (трехкратное отклонение Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ) и статьей 117 (несогласие Президента с выраженным Думой недоверием Правительству РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играют органы представительной власти в демократических государствах?

2. Что такое парламентаризм?

3. Как определяет Конституция статус Федерального Собрания РФ?

4. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

5. Как формируется Совет Федерации?

6. Как избирается Государственная Дума?

7. Каковы предметы ведения Совета Федерации?

8. Каковы предметы ведения Государственной Думы РФ?

Информация к размышлению

Неприкосновенность парламентариев призвана гарантировать им возможность беспрепятственного осуществления их мандата. Она должна защитить их от силовых воздействий исполнительной и судебной власти. Ведь бывает достаточно задержать парламентария по пути на заседание палаты, где должно состояться голосование по важному вопросу, чтобы лишить его возможности принять участие в этом голосовании и тем самым порой предопределить исход голосования и характер принимаемого палатой решения…

В статье 98 Конституции РФ очерчен объем неприкосновенности парламентариев. Он охватывает: а) недопустимость задержания, б) недопустимость ареста, в) недопустимость обыска, г) недопустимость личного досмотра…

В то же время Конституция допускает два исключения из установленной для парламентариев неприкосновенности.

Во-первых, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы может быть задержан на месте преступления…

Во-вторых, они могут быть подвергнуты личному досмотру в случаях, когда федеральный закон предусматривает необходимость такого досмотра для обеспечения безопасности других лиц (Б. Страшун, правовед).

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

   а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

   б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

   в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

   г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

   д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

   е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

   ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

   з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

   и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

   а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

   б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

   в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

   г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

   д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

   е) объявление амнистии;

   ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Темы для проектов и рефератов

1. Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конституцией 1993 г., назвали V Государственной Думой. Почему?

Обсуждаем, спорим

1. Как критика представительной власти влияет на изменения в работе Госдумы? Эффективна ли она?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и её функции

ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В.Плеханова»

Факультет экономики торговли и товароведения

Реферат по политологии на тему:

«Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

и её функции»

Выполнила:

Студентка группы 623-ДЭ

Вальшина Айсылу

Проверил:

Макаренков Евгений Викторович

Москва – 2010

2

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………..стр.3

II. Основная часть……………………………………………………………стр.4

1. Порядок выборов в Государственную Думу РФ………………………..стр.4

2. Полномочия Государственной Думы РФ……………………………….стр.6

3. Порядок деятельности Государственной Думы РФ……………………стр.8

III. Заключение……………………………………………………………….стр. 11

IV. Список использованной литературы……………………………………стр.12

3

Введение.

Парламент – обобщенное название законодательного органа государства, и в каждой стране он имеет свое название (Конгресс, Ригсдаг, Стортинг, Меджлис, Рада, Кнессет, Национальное или Народное собрание, Хурал, Совет и др.).

В России парламентом является Федеральное Собрание– представительный и законодательный орган РФ. Оно состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума РФ в соответствии с теорией разделения властей представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Государственная Дума представляет интересы всего населения России, обладающего избирательным правом, являясь его законным представителем. О том, что Государственная Дума РФ является законодательным органом, говорят возложенные на неё полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции и международных договоров.

В ходе процесса перестройки и демократизации, начавшегося в СССР в конце 1980-х, после первых альтернативных выборов народных депутатов СССР в 1989 и народных депутатов РСФСР в 1990 возникают новые конституционные проекты, предусматривающие создание в России полноценного профессионального парламента в традиционном для современных демократий понимании. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент по аналогии с 1906–1917 годами Государственной Думой. Именно это название фигурирует в проекте Конституции РФ, который разработала Конституционная комиссия. Однако сложный расклад сил на Съезде народных депутатов и Верховном Совете РФ не позволяли принять проект Конституции и определиться со структурой и полномочиями нового парламента. В ходе событий осени 1993 Президент РФ, силовым путем прекратив деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ, вынес на референдум проект новой Конституции. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Одновременно были назначены выборы Совета Федерации и Государственной Думы первого созыва. Таким образом, 12 декабря 1993 стал одновременно и днем избрания первой Государственной Думы современной российской истории и днем ее институционализации как высшего законодательного органа страны.

4

Основная часть.

Порядок выборов в Государственную Думу РФ.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации).

Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до голосования. Днём голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы прежнего созыва. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы. Днём голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня роспуска. При неназначении выборов Президентом РФ это делает Центральная избирательная комиссия РФ.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам). Политические партии выдвигают федеральные списки кандидатов, самостоятельно определяя состав такого списка и порядок размещения в нем кандидатов. Выдвигать списки кандидатов могут только политические партии, имеющие региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. Для регистрации федеральных списков необходимо собрать в их поддержку не менее 200 тыс. подписей. Вместо сбора подписей можно внести избирательный залог в размере 15% от величины расходов избирательного фонда кандидата или политической партии. Партия, уже имеющая представительство в парламенте, на следующих выборах подписи в поддержку своих кандидатов не собирает.

Избиратели при проведении выборов по пропорциональной системе голосуют не за отдельных кандидатов, а за политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов в депутаты. Каждая партия получает число депутатских мест, пропорциональное числу поданных за неё голосов избирателей. Чем более популярной является политическая партия в обществе, тем больше депутатских мест она получит, а значит, её политика окажет более значительное влияние на законодательную деятельность и решение других важных вопросов, находящихся в компетенции парламента.

К распределению депутатских мест в Государственной Думе Федерального Собрания РФ допускаются федеральные списки кандидатов, за которые подано не менее

5

7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (на предыдущих выборах проходной барьер составлял 5%). Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Государственную Думу. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего

состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции12 декабря1993 года сроком на два года. Срок полномочий остальных созывов Государственной думы – четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять летhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0 - cite_note-3. Выборы в Государственную Думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 годах.

6

Полномочия Государственной Думы Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Государственная Дума может быть досрочно распущена:

1) после трёхкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;

2) если в течение трёх месяцев дважды по собственной инициативе выразит недоверие Правительству РФ;

3) если отказывает Правительству РФ в доверии.

В первом случае роспуск Государственной Думы неизбежен, в двух других решение принимается на альтернативной основе (Президент РФ либо отправляет в отставку Правительство РФ, либо распускает Государственную Думу).

Государственная Дума не может быть распущена:

1) в течение года после её избрания;

2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ и до принятия решения Советом Федерации;

3) в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения;

7

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

По общеполитическим вопросам Государственная Дума может выступать с заявлениями, которые принимаются в том же порядке, что и постановления (простым большинством от общего числа депутатов). Однако решение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Государственная Дума РФ участвует в законотворческой деятельности парламента. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

mirznanii.com

Таблица полномочий Президента РФ, Госдумы и Совета Федерации - Мои статьи - Каталог статей

- Определяет основные направления внутренней и

внешней политики государства

- Назначает с согласия Государственной думы

Председателя Правительства РФ

-Принимает решение об отставке Правительства РФ

-Утверждает военную доктрину

-Формирует Администрацию Президента РФ

-Представляет Государственно думе кандидату для

назначения на должность Председателя

Центрального банка РФ. Ставит перед

Государственной думой вопрос об освобождении от

должности Председателя Центрального банка РФ

-Назначает на должность и освобождает от

должности заместителей Председателя

Правительства РФ, федеральных министров

-Представляет Совету Федерации кандидатуры для

назначения на должности судей Конституционного

Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего

Арбитражного Суда РФ и других федеральных

судов, а также кандидатуру Генерального

прокурора РФ

- Назначает и освобождает полномочных

представителей Президента РФ

- Назначает и отзывает дипломатических

представителей РФ в иностранных государствах и

международных организациях

-Назначает Выборы Государственной думы в

соответствии с Конституцией РФ и федеральным

законом

- Распускает Государственную думу в случаях и

порядках, предусмотренных Конституцией РФ

- Осуществляет руководство внешней политикой

Российской Федерации

- Ведет переговоры и подписывает международные

договоры Российской Федерации

-Подписывает ратификационные грамоты

- Принимает верительные и отзывные грамоты

аккредитуемых при нем дипломатических

представителей

- Решает вопросы гражданства Российской

Федерации и предоставления политического

убежища

- Награждает государственными наградами

Российской Федерации, присваивает почетные

звания Российской Федерации, высшие воинские и

высшие специальные звания

- Осуществляет помилование

- Издает указы и распоряжения, которые

обязательны для исполнения на всей территории

Российской Федерации

uchltel-lstoria.ucoz.org