Тема 3.2. Тезисы лекции. «Коррупция в правоохранительных органах». Формы коррупции в правоохранительных органах


КОРРУПЦИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | Опубликовать статью РИНЦ

Егорова А.С.

Магистрант кафедры «Национальная безопасность», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

КОРРУПЦИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов коррупции в правоохранительных органах и их влияние на национальную безопасность Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, коррупционное посягательства, коррупционное влияние, предотвращения коррупционных преступлений.

Egorova A.S.

Undergraduate, Department of National Security, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

CORRUPTION IN LAW ENFORCEMENT AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The article is devoted to consideration of issues of corruption in law enforcement and their impact on national security of the Russian Federation.

Keywords: corruption, national security, corruption attacks, the impact of corruption, prevent corruption crimes.

Коррупция в правоохранительных органах является одной из основных угроз национальной безопасности, поскольку подрывает финансовую систему, доверие населения к государству, а также способность государственных служащих защищать национальные интересы путем использования должности для собственного обогащения.

Борьба с коррупцией не является отраслевой реформой. Она имеет влияние на все сферы жизни общества, но нуждается в системных институциональных изменениях, которые, в конце концов, должны изменить общественное сознание. Только нулевая толерантность к коррупции позволит ввести новые стандарты поведения для госслужащих и восстановит доверие к государственным институтам.

По своей сути коррупция, коррупционные проявления и явления – это категории общественного бытия, которые, конечно, не являются новыми для нашего государства, но в последние годы эта проблема приобрела особую актуальность. Относительно правоохранительной деятельности можно однозначно утверждать, что этот негативный фактор влияет и на национальную безопасность государства. Среди причин возникновения этого явления в сфере деятельности правоохранительной системы можно назвать следующие:

– стремление человека избежать ответственности за совершенное правонарушение;

– низкий уровень правового сознания и игнорирование взяткодателем требований законодательства, его убеждение в целесообразности взяток;

– необоснованная доверчивость лица, склонность действовать «по совету» других лиц;

– убеждение, что даже правомерные требования невозможно удовлетворить законно;

– недостаточное финансирование трудовой деятельности работников правоохранительных органов и др.

Типичными причинами коррупционных проявлений со стороны милиционера являются: корыстность, стремление получить дополнительные блага, используя свои служебные полномочия; неоправданная «мягкость» характера, неумение проявить принципиальность, отказать другим лицам в их незаконных просьбам; конформизм, склонность действовать под влиянием других лиц, предотвращения принятия самостоятельных решений; острая потребность в средствах по стечению сложных личных (семейных) обстоятельств. В этой совокупности детерминант ведущей можно назвать недостаточное финансовое обеспечение работников правоохранительных органов [5]

В условиях распространения этого негативного явления в вышеупомянутой сфере, с одной стороны, в обществе возникает социальная напряженность, недоверие граждан к деятельности правоохранительной системы в целом, а с другой – формируется профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О противодействии коррупции» [1] коррупцией является использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

В свою очередь, согласно упомянутому выше закону неправомерная выгода – это средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной стоимости.

То есть можно сказать, что с целью улучшения своего материального положения работник правоохранительного органа использует должность в личных интересах или в интересах других лиц и как следствие получает вознаграждение в виде средств, услуг или подарков. Чаще всего так поступают работники с низкой заработной платой.

Международные исследования доказывают, что все страны с высоким уровнем коррумпированности относятся к категории государств с низким доходом населения. Итак, прослеживается обратно пропорциональная взаимосвязь между величиной совокупного дохода населения и уровнем восприятия коррупции. Поэтому любые усилия в борьбе с коррупцией при отсутствии мер, направленных на экономическое развитие страны и повышение доли так называемого среднего класса в общей массе населения, будут неэффективными и всегда будут обречены на провал.

Следовательно, работник правоохранительного органа обязан соблюдать нормы и предписания законодательства для обеспечения личной безопасности от коррупционных посягательств, несмотря на собственные интересы или материальные потребности, а также психологическое воздействие со стороны коллег. В случае, если работник нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации и легкомысленно относится к возложенным на него обязанностям, он привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, следствием чего является освобождение от должности, наложение штрафа или лишения свободы. [4]

Коррупцию следует рассматривать не только как объект правового исследования, но и как психологическое и моральное явление, ведь это не только определенные действия, но и система негативных взглядов, убеждений, установок, способ мышления, который формирует стиль жизни милиционера. Коррупция – не просто взятка, не просто злоупотребление служебным положением и завуалированные виды подкупа чиновников. Это явление, которое можно назвать личной «болезнью» государственного служащего, которая требует постоянной профилактики. Искоренить коррупцию возможно тогда, когда работники правоохранительных органов будут иметь высокие нравственные качества, чувство собственного достоинства и будут неподкупными.

Такие требования предусмотрены в процессе подготовки работника к работе в правоохранительной сфере. Это, в частности: верность высоким принципам и государству; приоритет государственных интересов над индивидуальными; постоянная готовность выступить в защиту Конституции и законов Российской Федерации; соблюдение составленной на верность государству и народу Российской Федерации присяге и безотказное выполнение должностных обязанностей; создание положительного имиджа государственного служащего правоохранительных органов; предотвращения злоупотреблений служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

В современных условиях непрерывного выполнения сложных задач, которые стоят перед работниками правоохранительных органов, трудно бывает сохранить достаточный уровень самоконтроля, чувство уверенности в себе, помнить о служебной этике и одновременно оценивать риски в опасной ситуации и вести поиск оптимальных действий. Это обусловлено особенностями деятельности сотрудника правоохранительных органов, которая происходит в условиях высокой эмоциональной напряженности, экстремальности, стресса. При этом милиционер обязан всеми возможными средствами избегать любых конфликтных ситуаций, не допускать возникновения конфликтов, которые могут представлять угрозу собственной жизни и здоровью. [2] Важным средством противодействия коррупции как разновидности злоупотребления должностными лицами законодательством и властью является внедрение в Российской Федерации принципа равенства гражданина и государства перед законом и судом. Именно отсутствие этого принципа сегодня приводит к тому, что работники правоохранительных органов под видом реализации приоритета государственных интересов злоупотребляют своими полномочиями. И это делает невозможным противодействие этим злоупотреблениям со стороны граждан. Исходя из этого, следовало бы законодательно обеспечить гражданам России право на конституционную жалобу.

Таким образом, успешная служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов возможна при наличии многих условий, из среды которых одним из важнейших является уверенность в надежной защите государством их прав, свобод, интересов и обязанностей и как граждан, и как лиц, осуществляющих функции сотрудников государственного органа. Отсутствие моральной удовлетворенности от содержания работы, уверенности в правовой и социальной защищенности, недовольство организацией, условиями и оплатой труда, становятся сегодня главными причинами оттока квалифицированных работников с аппарата правоохранительных органов. Действительно, организация имеет ряд обязанностей перед работником, которые сейчас должным образом не выполняются. И дело не только и не столько в низкой заработной плате или задержках с ее выплатой, сколько в характере и содержании работы, обеспечении правовой и социальной защиты, возможностей повышать профессиональную квалификацию, перспективах служебного роста. Ведь бесспорно, что чем более привлекательной для работников с точки зрения удовлетворения их потребностей и интересов является организация, тем больше у нее возможностей для эффективного функционирования.

Литература

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
  2. Гамза В. А. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? // [Электронный ресурс] / Режим доступа: Nacbez.ru
  3. Латов Ю. В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности /[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/297024.html
  4. Сулакшина А. С., Вилисов М. В. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ // Труды Центра. Выпуск № 6. М.: Научный эксперт, 2006.
  5. Шекультиров Б.И. Коррупция в России как угроза государственной и национальной безопасности [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-rossii-kak-

References

  1. Federal Law of the Russian Federation “On Combating Corruption” [Electronic resource] / Access: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
  2. Hamza VA shadow economy and corruption: how to break the vicious circle? // [Electronic resource] / Access: Nacbez.ru
  3. Latov YV Russian shadow economy in the context of national economic security / [electronic resource] / Access: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/297024.html
  4. Sulakshina AS, Vilisov MV corruption and shadow economy: problem analysis // Proceedings of the Centre. Issue number 6. M .: Scientific Expert 2006.
  5. Shekultirov BI Corruption in Russia as a threat to the state and national security [electronic resource] / Access: http: //cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-rossii-kak-

research-journal.org

Коррупция в судебных органах

Коррупция в судебных органах

Коррупция в судебной системе - эксплуатация статуса, организационных и властных полномочий судьи и должностных лиц, осуществляющих административное руководство судебными органами, вопреки установленных Конституций РФ и законодательством норм их функционирования, которая наносит ущерб охраняемым законодательством правам и интересам граждан.

Среди коррупционных злоупотреблений в сфере отправления правосудия можно выделить следующие:

1). Связанные с корыстной заинтересованностью судьи:

а) Взяточничество – получение судьей денег или иных материальных благ (например, оплачиваемых заинтересованным лицом туристических путевок, или приобретаемых на имя судьи или указанных им лиц недвижимости или других материальных ценностей) в обмен на использование судьей своих властных полномочий в целях исполнение просьбы лица, дающего взятку, как то вынесение неправосудного судебного решения, создание процессуальных препятствий в защите своих прав и интересов другим лицам, а также совершение судьей иных действий, входящих в его компетенцию, для обеспечения защиты с помощью суда интереса взяткодателя.

б). Лоббирование судьей интересов преступных сообществ – создание председателем суда, либо судьей по договоренности с другими судьями благоприятной обстановки для правового закрепления через суд определенных этапов деятельности организованной преступной группировки, как-то захват и обращение в свою собственность промышленных объектов, ценных бумаг, освобождение из-под стражи или от уголовной ответственности челнов указанной группировки.

2). Не связанные с корыстной заинтересованностью судьи:

а). Злоупотребления «в угоду обстоятельствам» – допускаемые судьей нарушения закона (вынесение неправосудного решения или приговора, умышленные процессуальные нарушения) совершаемые судьей по просьбе лица, от которого судья чувствует служебную зависимость (органы исполнительной власти, квалификационная коллегия судей, руководство судов и т.п.) безвозмездно или в обмен на получение тех материальных благ, которые судье положены по закону (предоставление жилья, оплата санаторно-курортного лечения и т.п.), когда такие нарушения причиняют вред охраняемым законом правам и интересам граждан и организаций. В каждом конкретном случае обстоятельства и мотивы, побудившие судью допустить злоупотребление, могут быть разными. Характерными особенностями данного вида злоупотреблений являются: - отсутствие корысти (судья может радоваться, что к нему обратились, а может, наоборот, желать, чтобы у просившего лица изменились обстоятельства и оно отказалось от своей просьбы), ущемление прав заинтересованных лиц, а также осознание судьей того момента, что ввиду допускаемых им нарушений закона ущемляются законные права и интересы других лиц.

б). Злоупотребления из личных побуждений – использование судьей своей должности для личных неимущественных благ, как-то получение информации, к которой законодательно установлен ограниченный доступ, безвозмездное содействие родственникам и знакомым и т.п. Примером подобных злоупотреблений можно считать дело одной судьи из Йошкар-Олы, которая была лишена полномочий за вынесение определения о назначении экспертизы по вымышленному ей гражданскому делу в целях сбора доказательств по иску, рассматривавшемуся в другом суде - в интересах ее близких родственников по неимущественному вопросу (устранение источника нанесения вреда здоровью).

Коррупция в суде не всегда сопровождается корыстными интересами участвующих лиц, а может иметь другие мотивы, например, месть, жажда власти, продвижение по службе и другие. На мой взгляд, коррупцию в судебных органах в зависимости от ценностной ориентации судей и должностных лиц, являющихся субъектами коррупционных действий, можно разделить на две разновидности: деяния, совершаемые судьями из прямых корыстных соображений (взяточничество, лоббирование интересов экономической структуры либо преступного сообщества), в которых явно обозначена активная ценностная ориентация судьи на извлечение выгоды, и, другая разновидность коррупции – те деяния, которые судья совершает под давлением иных властных структур, под угрозой потерять занимаемую должность. Если деяния первой группы совершаются судьями, которые расценивают занимаемую должность как возможность обогащения, то деяния второй категории может совершить судья, который готов честно выполнять свои обязанности по делам, которыми не интересуется лица, могущие прямо или через другие связи оказать влияние на смещение судьи с должности, добиться лишения его материальных благ. Однако, в случаях, когда вышестоящие чиновники и ведомства, либо судейское начальство (например, представитель квалификационной коллегии судей, председатель суда, начальник краевого (областного) управления Судебного Департамента при Верховном Суде РФ проявляют к рассматриваемому делу определенный интерес, такой судья готов выполнить чужую волю бесплатно, чтобы не ссориться с теми субъектами, к которым он тоже может быть в будущем обратиться или уже таким же образом обращался, и которых очень устраивает нахождение на судейской должности «своего» и «послушного» судьи. В этой разновидности коррупции лицо, соглашающееся использовать свои должностные полномочия вопреки интересам службы, больше ориентировано на такие ценностные категории как чувство солидарности с коллегами и вышестоящими должностными лицами, независимо от того, как соотносятся их интересы с нормами закона и с этическими нормами, желание «быть на хорошем счету» у руководства любой ценой, страх потерять занимаемую должность. Обычно, в таких случаях угроза расстаться с должностью ощущается судьями как «коллективное бессознательное»: т.е. каждый раз неблагоприятные последствие неисполнения «просьбы» определенных людей не проговариваются, однако судья осознает, что однократное и тем более многократное неисполнение подобных просьб или поручений может очень неблагоприятным способом сказаться на карьере судьи, повлечь конфликты. Последний вид коррупции, встречавшийся в судах и при советском строе, можно проиллюстрировать примером, описанным адвокатом В.Л. Чертковым, где он описывает, свойственную советскому правосудию, ориентировку на статистические данные, что понуждало некоторых судей принимать решения вразрез с собственным убеждением и с нормами законодательства: «В личной беседе спросил у члена кассационной коллегии, что он испытывает в душе, когда утверждает решение не по закону, а по негласным установкам для стабильности. Ответил честно: «Чувство бессилия». Да, не только у меня оно, но и у носителей власти. Если порядочные, то им должно быть труднее, чем мне. Все же у меня чувство правоты, пусть и не отвоеванной».

Надо отметить, что коррупция данной разновидности развита в российских судах сильнее, нежели это принято предполагать. Более того, она, в свою очередь обусловлена прежде всего отсутствием независимости у судебной власти в целом, нежели у отдельных судей.

Злоупотребления в сфере правосудия можно подразделить на коррупционные преступления и коррупционные проступки. Надо сказать, что в основном, в сфере правосудия, превалируют, конечно же, коррупционные преступления, так как любое серьезное умышленное отклонение от предусмотренных законов требований при отправлении правосудия сразу же наносит вред охраняемым интересам граждан на законный процесс судопроизводства, что является объектом преступления. Однако, все-таки можно выделить те злоупотребления, которые не являются преступлениями, но демонстрируют использование судейского статуса установленных законом функций для занимаемой должности, нарушая при этом скорее этические нормы.

Одной из основных особенностей коррупции в судебных органах является ее латентный характер, который отчасти порождается самой сущностью судебной власти. Эта сущность заключается в том, что в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ (в редакции Федерального Закона РФ от 27.10.1995 г. №189-ФЗ) «суд оценивает доказательства «по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы». Оценка доказательств очень важна, так как от нее в первую очередь зависит резолютивная часть будущего судебного решения.

Принцип непредустановленности судебных доказательств означает, что ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах не должны содержаться указания, предрешающие доказательственную силу и значение доказательств». Более того, даже в случае, если решение суда отменят, новый состав суда, рассматривающий дело по первой инстанции практически свободен в своем решении.

Говоря об особенностях коррупции в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах можно отметить следующее: по признанию судей в судах общей юрисдикции судьи чувствуют большую зависимость от органов исполнительной власти, нежели судьи арбитражного суда. Возбуждение процедуры прекращения полномочий, а тем более уголовного преследование в отношении судей арбитражных судов встречается значительно реже, нежели в отношении судей судов общей юрисдикции. В арбитражных судах правоприменительная практика более единообразна, нежели в судах общей юрисдикции, где чаще происходят случаи, когда в схожих ситуациях судьи выносят противоположные решения.

Коррупция в правоохранительных органах

С 2010 года отмечается всплеск популярности специализированных институтов при правоохранительных органах. Если в прошлом году конкурс отсутствовал, то с 2010 года конкурс, в такого рода учебные заведения, составил в среднем 17 человек на место.

Кроме того, на основании имеющейся в распоряжении специалистов приемной ЧИСТЫЕ РУКИ информации из обращений граждан, был сформирован рейтинг самых коррупционных должностей в правоохранительной системе.

1. Коррупционеры – в руководстве оперативных подразделений, оперативники в основном (ОБЭП, ФСБ, ФСКН), в чью обязанность входит проверка экономической сферы или борьба с организованной преступностью. Деятельность, в которой основной уклон делается на, так называемое, "крышевание" предпринимателей, рейдерство, приносит доход, как правило, не менее 20 тысяч долларов США в месяц. Данная группа имеет тесные и непосредственные контакты с криминалом и осуществляет, так называемую, "грязную работу" для своего руководства, являющегося организатором и основным получателем дивидендов.

2. Коррупционеры - прокуроры занимаются "крышеванием" предпринимателей, криминала, как правило, доход в этой сфере составляет не менее 10 000 долларов США в месяц.

3. Коррупционеры - инспекторы ГИБДД, чей месячный доход составляет от 5 тысяч долларов США.

4. Коррупционеры - дознаватели - от 3 тысяч долларов США.

5. Коррупционеры - участковые - от 2 тысяч долларов США, при этом основным источником дохода являются нелегальные мигранты.

6. Коррупционеры - ППС от 1 тысячи долларов США за счет нелегальной торговли и нелегальной рекламы.

Повальный беспредел в правоохранительной системе порождает все более извращенные формы его проявления. Например, происходят криминальные разборки под видом кампании по борьбе с коррупцией, а мнимые борцы с коррупцией получают государственные поощрения и повышения.

Если раньше основной целью "оборотней в погонах" были предприниматели, то в последнее время бандиты не прочь поживиться и за счет простых людей. В последнее время мы отмечаем всплеск преследований против простых граждан, у которых есть хоть какое-то имущество или они являются просто раздражающим фактором для сотрудника правоохранительных органов.

Так, например, в деле Лаврищевой Валентины Захаровны, ее племянник 1972 года рождения являлся владельцем неприватизированной квартиры в городе Химки. Молодой человек привлек внимание местных правоохранительных органов своей неприватизированной трехкомнатной квартирой. В результате, являясь человеком одиноким, будучи неженатым, мужчина был помещен при содействии сотрудников правоохранительных органов в психиатрическую лечебницу. Опекуном было назначено учреждение, в квартире же в настоящее время проживают посторонние люди. Настоящим сюрпризом для местного участкового и прокуратуры стало появление Валентины Захаровны. В настоящее время Валентина Захаровна пытается вызволить своего племянника из психиатрической больницы и вернуть ему незаконно изъятое у него жилье.

Необходимо отметить, что и пытки в России стали обыденным явлением. По сообщениям граждан, редки случаи, когда, проходя мимо местных отделений милиции, не услышишь криков от боли. Например, по информации Фисенко, многие жители города Валуйки Белгородской области слышат крики из местного отделения милиции в ночное время. Аналогичная ситуация, по словам Елены Уколовой, имеет место в УВД ЮВАО города Москвы и в дневное время. Как сообщила Уколова, она не могла давать объяснения, так как ее голос заглушали крики из соседнего кабинета, где, якобы у человека брали объяснения.

Бесконтрольность системы позволяет оказывать давление также и на СМИ. Стало обыденным, когда сотрудники правоохранительных органов любого уровня позволяют себе оказывать давление на федеральные СМИ с целью цензуры.

Издания, позволившие проигнорировать цензуру, подвергается проверкам, а журналисты - провокациям, фабрикациям уголовных дел, физическому устранению. Так, в деле Артема Фролова на журналистку одной из московских газет сотрудники милиции оказывали давление, закончившееся для нее увольнением из издания, где женщина проработала более 10 лет.

Наглядные примеры показывают, что правоохранительная система находится в глубоком кризисе. Более того, сложившаяся ситуация усугубляется неуверенными и непоследовательными шагами в борьбе с коррупцией.

Поэтому прежде чем, начинать борьбу с чиновничьей коррупцией необходимо навести порядок в правоохранительной системе, и первую очередь ликвидировать коррупцию в самих правоохранительных органах. С учетом мирового опыта, только путем проведения кадровой чистки среди представителей правоохранительных органов, осуществлением нового набора должностных лиц и обеспечения постоянной ротации представителей правоохранительных органов по регионам РФ с ограничением срока работы в регионе до одного года, при одновременном повышении материального и социального обеспечения нового состава правоохранительных органов можно ликвидировать укоренившиеся коррупционные связи, круговую поруку и, как следствие, добиться успеха в борьбе с коррупцией. Подчеркиваем, что мы ведем речь не только о коррупции в милиции и прокуратуре, но и коррупции среди сотрудников спецслужб, являющейся неотъемлемой частью правоохранительной системы. Именно, со спецслужб необходимо начинать реформирование правоохранительной системы.

При этом необходимо внести изменения и на законодательном уровне в уголовное и административное законодательство: ввести уголовную ответственность за предложение дачи взятки и согласие принять взятку. Напомним, что указанное деяние, согласно действующему российскому законодательству, не подлежит ответственности.

Так же, важным элементом в борьбе с коррупцией является стимулирование антикоррупционного поведения путем введения института защиты прав потерпевших от коррупции. Для этого в России необходимо разработать законопроект о защите и неприкосновенности сотрудников правоохранительных органов, работников судов, иных органов власти, заявивших о ставших им известными фактах коррупции в ходе профессиональной деятельности.

studfiles.net

Формы проявления коррупции в органах внутренних дел

Количество просмотров публикации Формы проявления коррупции в органах внутренних дел - 771

Введение

Характерной чертой коррупции является использование представителями властных структур (должностными лицами) прав и возможностей, которыми они обладают по должности, незаконно, в ущерб государственным интересам и с целью личного обогащения. Более всœего распространена коррупция, выразившаяся в подкупе чиновников и общественно-политических деятелœей, а также в протекционизме.

К правонарушениям коррупционного характера относятся в первую очередь: коммерческий подкуп, воспрепятствование законной коммерческой деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, контрабанда, совершаемая должностными лицами с использованием своего служебного положения, организация преступного сообщества (для совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений) и т.д.

Исходными причинами коррупции в Российской Федерации являются: высокая степень закрытости в работе государственных ведомств, скрытая статистическая отчетность и, наконец, кадровая политика, способствующая продвижению чиновников независимо от их профессионализма, а также результатов их деятельности.

Данное явление сегодня проникло во всœе или почти во всœе сферы нашего общества: суды, здравоохранение, образование, органы правопорядка – вот далеко не полный перечень пораженных метастазами коррупции ʼʼклетокʼʼ. Главная беда коррупции не в масштабах украденного, главная беда в том, что растущая государственная машина ежегодно получает ʼʼкоррупционные палки в колесаʼʼ, в связи с этим работает всœе хуже и хуже. А плохая работа вызывает снижение роста благосостояния населœения, что приводит к развалу экономики, к нестабильности в обществе.

Мы предлагаем рассмотреть в данной лекции лишь один из сегментов коррупции - коррупцию в органах внутренних дел РФ, в связи с чем остановимся также на зарубежном опыте по борьбе с этим злом и предложим возможные пути решения данной проблемы.[35]

Рассматривая проблему предупреждения и пресечения коррупции в органах внутренних дел, крайне важно отметить, что она имеет различные специфические формы выражения, ᴛ.ᴇ. проявляется в различных аспектах: социально-экономическом, политическом и организационно-правовом. Изучение практики предупреждения и пресечения коррупции в органах внутренних дел, а также научной литературы (А.Д. Сафронов, Р.В. Руденко и др.) позволяет выделить следующие формы коррупции в деятельности государственной службы.

1. Системные коррупционные отношения. Данная форма проявляется при систематическом участии сотрудников органов внутренних дел в перераспределœении доходов субъектов предпринимательской деятельности.

2. Точечные коррупционные отношения. Систематическое незаконное получение денежных средств сотрудниками ОВД оставляет безнаказанной противоправную деятельность отдельных лиц или групп, к примеру, торговлю в неустановленных местах, организацию азартных игр и др.[36]

Надо отметить, что при точечных коррупционных отношениях могут проявляться (в основном в общественных местах) более опасные формы коррупции сотрудников ОВД. К примеру, непринятие соответствующих мер к сбытчикам наркотических средств и психотропных веществ, поборы с нищих и бродяг, проституток и др. Размещено на реф.рфКоррупционная связь обязывает сотрудников оберегать правонарушителœей. 30% сотрудников обеспечивают оперативное прикрытие коммерческих структур (так называемая ʼʼкрышаʼʼ)[37].

3. Вымогательство денег с лиц, которые привлекаются к уголовной или административной ответственности. В этом случае сотрудники органов внутренних дел получая от граждан незаконное вознаграждение, выносят необоснованные постановления о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении, уничтожают вещественные доказательства, фальсифицируют доказательства, свидетельские показания и др.[38].

4. Незаконное сотрудничество сотрудников ОВД с частными детективными и охранными структурами (незаконный обмен информацией, а также нелœегальное предоставление организационно-технических ресурсов органов внутренних дел и др.)[39].

5. Получение незаконного вознаграждения от потерпевшего за выполнение своих служебных обязанностей, в частности, розыск угнанного автотранспорта или иного имущества, сбор информации и др.[40].

6. Получение незаконного вознаграждения от подчинœенных сотрудников за прием на службу, направление на учебу, устройство в образовательные учреждения, присвоение очередных и досрочных специальных званий, продвижение по службе, выделœение жилья, путевок и др.

7. Сбор информации о конкурентах по бизнесу в процессе проведения оперативно-разыскной деятельности в интересах отдельных физических и юридических лиц и др.[41]

Выявление и пресечение указанных деяний со стороны сотрудников органов внутренних дел является приоритетным направлением в деятельности подразделœений собственной безопасности органов внутренних дел. По имеющимся статистическим данным 60% коррупционных правонарушений сотрудников органов внутренних дел пресекается службой собственной безопасности[42].

Как отмечают специалисты по обеспечению собственной безопасности правоохранительных органов, ʼʼв современных условиях для правоохранительных органов крайне важно обеспечить собственную безопасность, так как преступные организации пытаются получить упреждающую информацию, стремятся устроить на работу в правоохранительные органы своих осведомителœей, вовлечь в правоохранительную деятельность кадровых сотрудниковʼʼ[43].

Учитывая зарубежный опыт борьбы с коррупцией в органах полиции, крайне важно совершенствовать механизм работы порядка приема регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений и иной информации о происшествиях по фактам коррупции в органах внутренних дел.

Сегодня нормативная база, регламентирующая порядок работы с обращениями граждан, практически сформирована, принят Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 ᴦ. ʼʼО порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерацииʼʼ[44]; кроме того, данный вопрос урегулирован и на ведомственном уровне приказом МВД России от 1 декабря 2005 ᴦ. № 985 ʼʼОб утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествияхʼʼ[45].

Жалобы на факты коррупции в деятельности органов внутренних дел могут касаться отдельных событий, сотрудников, а также структурных подразделœений органов внутренних дел. Должностные лица, рассматривающие обращения граждан, в которых может содержаться информация о фактах коррупции сотрудников органов внутренних дел, обязаны детально разобраться в существе обращения, а также принять предусмотренные законом меры по пресечению коррупции в органах внутренних дел. Подтверждение этому мы находим в информации ДСБ МВД России, опубликованной в открытых источниках. Так, как уже отмечалось, в ДСБ МВД России в 2006 ᴦ. поступило 3985 жалоб на противоправные действия сотрудников ОВД, что на 3,5% больше чем в 2005 ᴦ.

referatwork.ru

Тема 3.2. Тезисы лекции. «Коррупция в правоохранительных органах»

3.2.1. Правовые основы противодействия коррупции в правоохранительных органах

Любое государство и общество заинтересовано в том, чтобы деятельность правоохранительных органов строилась в соответствии с принципами законности и уважения прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение указанных принципов позволяет соблюсти баланс интересов всех членов общества, формирует определенную стабильность и служит гарантией защиты от произвола. Именно поэтому деятельность правоохранительных органов всегда должна находится под пристальным вниманием государства.

По представленной статистике Следственного комитета Российской Федерации расследования преступлений коррупционного характера в 2010 году следователи рассмотрели 31251 сообщение о коррупционных преступлениях, по результатам было возбуждено 11465 уголовных дел. По сообщению Следственного комитета Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений особый порядок привлечения к уголовной ответственности применялся в отношении 71 следователя органов внутренних дел, 3 следователей наркоконтроля, 11 следователей Следственного комитета, 13 прокуроров, 35 адвокатов, 214 депутатов органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти, 1 депутата Государственной думы и 2 судей, – говорится в сообщенииведомства1.

Правовую основу противодействия коррупции в правоохранительных органах составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Информационное обеспечение реализации законодательства в области противодействия коррупции в правоохранительных органах может включать следующие меры:

1. Информирование общественности о деятельности правоохранительных органов, в том числе о формировании и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников этих органов.

2. Систематическая публикация информационных материалов об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области.

3. Проведение публичных информационных мероприятий для обсуждения проблем противодействия коррупции в правоохранительных органах, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения.

4. Обеспечение свободы средств массовой информации в получении и распространении информации о коррупции в правоохранительных органах, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников указанных органов .

5. Организация телефонов доверия в государственных органах для получения сообщений о фактах коррупции в правоохранительных органах и последующего реагирования на них.

6. Создание интернет-страниц на официальных сайтах государственных органов в целях информирования общественности о фактах коррупции в правоохранительных органах и принятых по ним мерах, мероприятиях по противодействию коррупции в указанных органах.

7. Использование антикоррупционной рекламы, направленной на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции.

К сожалению, антикоррупционная модернизация действующего законодательства не завершена. Это же может произойти и на этапе правоприменения и на региональных уровнях и т.п. Необходимо видеть явные пробелы и даже некоторые изъяны нового законодательства и добиваться их устранения.

studfiles.net

КОРРУПЦИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ - PDF

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА УТВЕРЖДЕНО Приказом 87 от 24.04. 2015 г. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника

Подробнее

3. Используемые понятия и определения.

3. Используемые понятия и определения. ПОЛОЖЕНИЕ об антикоррупционной политике Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования центра детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Подробнее

Коррупция и борьба с ней

Коррупция и борьба с ней Зиборова Диана Владимировна РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) Факультет экономики и финансов 3 курс Коррупция и борьба с ней Согласно современному российскому законодательству,

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ ( ГБУЗ НО «НАВАШИНСКАЯ ЦРБ»)

ПОЛОЖЕНИЕ ( ГБУЗ НО «НАВАШИНСКАЯ ЦРБ») ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ «НАВАШИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА» Утверждено Приказ главного врача ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» от 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ О

Подробнее

(наименование государственного органа)

(наименование государственного органа) Приложение Информация о мерах, принятых по активизации работы подразделений по кадровой службы (соответствующих должностных лиц этой службы) и по повышению эффективности деятельности комиссий по соблюдению

Подробнее

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА на годы

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА на годы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 69 комбинированного вида» Приложение к приказу МДОУ «Д/с 69» от 05.12.2014г. 01-12/182 ПРИНЯТО Советом Учреждения Протокол 2 от 02.12.2014г.

Подробнее

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В общепринятом понимании коррупция термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных

Подробнее

Приложение 2 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Приложение 2 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ Приложение 2 1. Совершенствование деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне в условиях продолжения реформы. 2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения

Подробнее

Детский дом» Е:А. Головинкина 20-/^г.

Детский дом» Е:А. Головинкина 20-/^г. 1 УТВЕРЖДАЮ Исполняющий обязанности директора краевого государственного казенного образовательного учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения род}я йей. V VCv- - ОБРЛЗооЛТ^ Детский дом»

Подробнее

Антикоррупционное просвещение граждан.

Антикоррупционное просвещение граждан. Антикоррупционное просвещение граждан. Согласно Федеральному закону от 25.12.2006 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции", КОРРУПЦИЯ Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,

Подробнее

ПРИКАЗ 35 от

ПРИКАЗ 35 от ПРИКАЗ 35 от 20.12.2016 Об утверждении Положения об антикоррупционной политике в ЦЭМИ РАН В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,

Подробнее

docplayer.ru

Коррупция в правоохранительных органах: В чем она выражается

Коррупция является одним из главных врагов любого государства, а если страдает государство, то страдает и весь народ. Из-за коррупции достойные лица могут не на значиться на должность, виновные могут быть не привлечены к ответственности, а невиновные привлечены. Данный вопрос очень важен, поэтому мы обсудим, что такое коррупция, как проявляется коррупция в правоохранительных органах, какая есть ответственность за коррупцию, борьба с коррупцией и привлечение к ответственности.

Что такое коррупция

Если говорить просто, то коррупция представляет собой предоставление вознаграждения за какую-нибудь услугу от должностного лица, наделенного властными полномочиями. Коррупция предусматривает злоупотребление своими полномочиями или воздержания от каких-либо действий, которые по закону должны были быть исполнены.

Коррупция не всегда присутствует в чистом виде, когда должностному лицу были предоставлены денежные средства, например, за подписание некоторых бумаг. Часто коррупция проявляется в скрытом (латентном виде), когда, например, оба должностных лиц оказали друг другу какие-либо услуги. Либо богатый человек оказывает услугу должностному лицу, взамен на его действия. Такие услуги могут быть самыми разными: помощь в устройстве на работу родственников, подписание различных бумаг, воздержания от каких-либо действий, затягивания сроков и т. д.

Главной проблемой расследования преступления против коррупции является ее латентность. Не всегда можно определить, были ли совершены данные действия по коррупционным причинам, либо это является, например, простой ошибкой. Кроме того, проблема коррупции заключается в ее большой развитости, например, при обнаружении коррупционных действий, сам орган обнаруживший преступление может быть коррумпирован, а значит, таким образом, данные ситуации будят «замята».

коррупция в правоохранительных органах выражается борьба

Как проявляется коррупция в правоохранительных органах

В правоохранительных органах коррупция тоже весьма развита. За вознаграждение сотрудники правоохранительных органов делают массу коррумпированных действий. Например, известны случаи, когда уголовные дела закрывались после того, как следователю было заплачено большое количество денежных средств. Методов закрытия таких дел, естественно, множество, например, не были обнаружены улики, потерялись какие-то показания и т. д. Просто взять и закрыть дело невозможно, так как об этом идет отчет в надзорные органы.

Помимо этого, известны также случаи, когда, наоборот, уголовные дела были возбуждены против невиновных лиц. В этой ситуации могут появляться неизвестные улики, подставные свидетели с места происшествия и т. д. На практике были ситуации, когда в деле заинтересована целая коррумпированная сеть органов, когда правоохранительные органы создавали дело «как попало», а потом суд принимал любые доказательства. Если у вас возникли проблемы с различными документами и другими юридическими вопросами лучше обратиться за помощью к квалифицированным специалистам в юриспруденции.

Главный вопрос заключается в том, что данные вопросы возникают на пустом месте: ваши права могут нарушаться даже при вашем отсутствии, поэтому стоит внимательно относится к правоотношениям, в которых вы состоите. Изучив суть самих правоотношений, можно подать жалобы в различные государственные органы: прокуратуру, правоохранительные органы, органы по защите прав потребителей и т. д. если действия государственных органов в отношении каких-то документов не законы, то вполне можно подать жалобу в надзорный орган.

В конце концов все может добраться до судебной плоскости, так как все первоначальные виды защиты прав использованы. В судебных органах стоит внимательно подходить ко всей процедуре, соблюдать все сроки, правильно оформлять документы, предоставлять необходимые доказательства и заявлять ходатайства.

Ответственность за коррупцию

Уголовный кодекс регулирует ответственность за коррупцию, поэтому за получение и дачу взятки есть отдельные уголовные преступления.

Диспозиция статьи выглядит так: «Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

За общий состав установлен максимальный срок лишения свободы до трех лет. В данной ситуации все зависит от размеров, и при самом квалифицированном составе такой срок может увеличиться до 15 лет.

К сожалению, на практике мы часто видим, что крупные коррупционеры отделываются уголовными сроками, реально несоразмерным совершенному деянию по общественной опасности. Если вы понимаете, что ваши права нарушаются, то самое время предпринять некоторые шаги. Сначала стоит определиться, в чем заключается суть данных правоотношений. Возможно для этого вам понадобится юрист, практикующийся в этой области юриспруденции. Чтобы понять суть правоотношений, естественно, нужно изучить все необходимые нормативно-правовые акты по данному вопросу.

Далее можно начать с обычных жалоб и претензий на субъект, нарушающий наши права и свободы. Возможно все решится достаточно мирно и вам не придется выполнять более сложные процедуры. В зависимости от правоотношений можно подать жалобы в различные государственные органы: прокуратуру, полицию и др. Например, если действия государственных органов в отношении каких-то документов не законы, то вполне можно подать жалобу в прокуратуру.

В конечном итоге все может добраться до судебной плоскости, так как все первоначальные виды защиты прав исчерпаны. В суде стоит внимательно подходить ко всей процедуре, соблюдать все сроки, правильно оформлять документы и предоставлять необходимые доказательства.

коррупция в правоохранительных органах выражается борьба

Борьба с коррупцией

Борьба с коррупцией – это сложный процесс, в котором участвует множество различных государственных органов. В первую очередь это касается законодателя, который обязывает государственные органы сдавать отчеты о собственности, обязывает проводить проверки и т. д.

Естественно, существует множество органов занимающимися вопросами коррупции, такие органы принимают жалобы граждан, проводят проверки и т. д. Проблема заключается в том, что коррупционеры обычно знают обо всех этих проверках и маскируют свои доходы и другие коррумпированные действия.

Главной проблемой по-прежнему является латентность. Даже если представить ситуацию, когда деньги даются напрямую: обычно об этом знают два лица, тот кто дает деньги, и тот, кто принимает. Оба лица заинтересованы в такой «сделке», а значит обращаться по факту коррупции никто не хочет. В реальной жизни такие схемы более сложны, поэтому расследовать их не так просто. При возникновении проблем с различными документами и другими юридическими вопросами лучше обратиться за помощью к квалифицированным специалистам в области права.

Проблема заключается в том, что данные вопросы возникают на пустом месте: ваши права могут нарушаться даже при вашем отсутствии, поэтому стоит внимательно относится к правоотношениям, в которых вы участвуете. Как только вы начете замечать, что ваши права нарушаются чуть ли не каждый день, вы сможете научиться защищать их, и заметите, что оказывается защищать свои права бывает действительно выгодно. Естественно обыватель первоначально не может защитить свои права, как не может и просто обнаружить нарушение своих прав, так как он знает слишком мало общественных и тем более прав и обязанностей участников этих правоотношений. Поэтому важно обращать внимание на правовой статус каждого субъекта, чем мы и занимаемся в данной статье.

Узнав права и обязанности, мы понимаем, что можно, а что нельзя делать тому или иному субъекту, включая вас.

Важно! По всем вопросам о коррупции и коррупционных примерах, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по уголовному законодательству, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

коррупция в правоохранительных органах выражается борьба

jur24pro.ru