Формально-юридический метод в правовых исследованиях: современные подходы. Формально юридическое направление и его методология


описание, особенности и функции :: BusinessMan.ru

Метод формально-юридического анализа достаточно широко используется при изучении нормативного материала. Он способствует выявлению логических связей, абстрагированию от различных социально-экономических, политических, идеологических и прочих явлений. Формально-юридический метод юридической науки отличается ограниченной сферой применения. Однако, несмотря на это, он имеет огромное значение для формирования и реализации нормативного материала, узнаваемого гражданами и находящегося под контролем соответствующих институтов гражданского общества. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет формально-юридический метод познания права.

Предпосылки к появлению

Одним из основоположников исторической правовой школы Г. Гуго юридическая догматика рассматривалась в качестве одного из трех элементов юриспруденции. Наряду с ней в состав института включалась философия и история нормативного материала. При этом юридической догматикой Гуго называл сочетание догмы и доктрины позитивного права. Он рассматривал ее как ремесло, для которого достаточно располагать информацией об источниках действующих норм. Юридическая методология стала предметом изучения многих деятелей, например Г. Ф. Пухты. Она представляла собой открытую систему, обладающую способностью к приспособлению к разнообразным условиям и развитию. Поднимался этот вопрос и в работах К. Ф. фон Савиньи. Он изучал системную сторону права с учетом специфики его сущности и истории. Таким образом, последователи школы внесли большой вклад в процесс разработки догматического подхода. С одной стороны, они подчеркивали системность, а с другой – действенность права.

Развитие мысли

В рамках юридико-догматического подхода стала формироваться аналитическая сторона науки. Идеи этого направления получили свое развитие в работах неопозитивистов 20 столетия. Например, Г. Кельзен, разъясняя подход к нормативному институту и свою теоретическую концепцию, указывал на то, что чистое учение является дисциплиной позитивного права вообще, а не конкретного правопорядка. И далее он объяснял свою позицию. Кельзен указывал, что учение о праве именуется чистым, поскольку занимается изучением только этого института. Оно в определенной степени очищает предмет от всего, что не является нормативным материалом в строгом смысле. Проще говоря, оно стремится к освобождению института от элементов, чуждых ему.

Формально-юридический метод в правовом исследовании

Позитивистские разработки этого подхода внесли существенный вклад в развитие всей дисциплины. Они способствовали обогащению ее понятийного аппарата, комплекса инструментов изучения. Формальный юридический метод оказал большое влияние на процесс совершенствования и рационализации нормативного материала в соответствии с доктринальными положениями о его источниках, структуре и системе, способах толкования, систематизации и унификации. Он также способствовал формированию надлежащих моделей нормотворчества и деятельности, связанной с применением предписаний. Между тем представители естественных воззрений указывают, что формально-юридический метод исследования – это подход, с помощью которого нормативный материал, существующий в данном обществе на конкретный период времени является строго определенной реальностью. Другими словами, его, вне зависимости от отношения к нему социума и реализации тех или иных действий, изменяющих его, необходимо понимать и применять в таком виде, в каком он определен в своих источниках (законах и пр.).

Особенности развития

В разработке догматического подхода существенная роль принадлежит римскому праву и процессу его рецепции. Кроме этого, широкое развитие он получил в рамках нормативного института Нового и Новейшего времен, приобретая в ряде случаев гипертрофированное выражение. Формально-юридический метод относится к методам, с которыми необходимо обращаться крайне аккуратно. Изучение материала только лишь с его использованием может привести к абсолютизации нормативного регулирования отношений в обществе.

Нюанс

Рассматривая формальный юридический метод как одно из направлений дисциплины, сторонники функциональной концепции выделяют догматику, технику, философию и социологию права как относительно обособленные элементы. Таким образом, они признают догматику в качестве сравнительно самостоятельного компонента общей теории.

Изучение в России

Формально-юридический метод познания начал выделяться в рамках философского направления. В конце 19 столетия передовые русские ученых обозначили круг наиболее актуальных вопросов. Они касались в первую очередь понимания сути нормативного материала как регулятора социальных отношений. По мнению Новгородцева, право должно быть уяснено не только в качестве факта общественной жизни, но и как принцип личности. Муромцев указал, что догма, выступая как руководство, является частью искусства, предназначение которого состоит в изучении какого-либо действующего положения в интересах последующей его реализации на практике. Формально-юридический метод не стремится к проникновению вглубь явлений. Он описывает, классифицирует, обобщает определения разных фактов на основе системности. В результате образуются правила и трактовки, руководящие судебной практикой.

Современные реалии

В настоящее время формально-юридический метод рассматривается как способ обработки положительного нормативного материала, как основание техники. В широком смысле последняя отождествляется с догмой в целом. Она изучается как часть общей теоретической концепции вместе с социологией и философией. В узком смысле техника представляет собой комплекс средств, приемов, инструментов одной из сфер нормативной деятельности: законотворческой, интерпретационной, контрактной и так далее.

Особенности применения

Формально-юридический метод используется потому, что государственно-нормативные явления отличаются двусторонней структурой. Каждое из них обладает своей внутренней организацией. Формально-юридический метод обеспечивает целостность изучаемого явления, его элементов, определенный порядок и связи между компонентами. С другой стороны, каждый объект выступает как часть суперструктуры. Государство является элементом политической, право – нормативной, его отрасль – юридической системы. Догматический подход направлен на выявление принципов, характеризующих структурность изучаемого института. В процессе создания законодательной базы они могут подвергаться изменениям. Имеет место корреляция принципов в соответствии с волей нормотворца. При этом последняя далеко не всегда совпадает с социальным интересом. Используя формально-юридический подход, важно выявить связи элементов, придающие системе целостность и единство. В частности, в процессе анализа государства и правовой системы устанавливаются иерархические взаимодействия (субординация, подчиненность), координационные и пр.

Использование нормативных конструкций

Представители догматики основывались на позитивистской гносеологии и ограничивались формально-логическим исследованием юридического материала, в первую очередь анализируя правовые модели. В общем виде под нормативной конструкцией понимают способ изучения, направленный на обращение дисциплины в связанную систему точных определений и понятий. Она является своеобразным модельным построением обязанностей, прав, ответственности, их типовых схем, в которые и облекается юридический материал. Вместе с этим нормативная конструкция может успешно применяться только при ясном понимании принципов, лежащих в основе законодательных положений на конкретный период, и постоянной проверке обобщений. Выступая в качестве средства формализации юридических предписаний и построения законодательного текста, является частью догматики. Это обуславливается тем, что конструкция раскрывает суть и структурирует нормы.

Источники

В них находит свое выражение юридическая конструкция. Под источниками понимают в общем смысле официально созданные/изданные или санкционированные тексты, содержащие нормы. Из него выходит информация о том или ином положении. Официальный текст, не содержащий норму, а только определяющий обязанности и права для конкретных субъектов, источником, как правило, не считается. Более того, он признается как "вытекающий" из него. К примеру, приговор суда – акт реализации права. Между тем в ряде случаев и ненормативный текст может выступать как источник. При отсутствии необходимого законодательного положения в таком акте могут устанавливаться обязанности и права конкретных субъектов. Однако такая ситуация характерна для стран с недостаточно хорошо развитой нормативной системой.

Роль доктрины

Она достаточно продолжительное время выступала в качестве основного, а иногда и главного источника права в различных системах. Сегодня ее роль также важна в процессе установления и применения позитивных норм. В некоторых современных системах она признается как источник действующего права. Ее специфика в таком контексте заключается в том, что она выступает не как результат практической работы госорганов или конкретных социальных групп. Доктрина при таком подходе выражается в форме принципов, суждений, конструкций, идей, положений в судебных решениях, договорах, обычаях. Имея определенную силу, эти элементы выступают как инструменты регулирования отношений в обществе.

Заключение

Юриспруденция может реализовывать свои цели и применяться по своему назначению тогда, когда она формулирует положения, выступающие как аксиомы в рамках конкретной системы права. Доктрины могут стать предметом изучения и осмысления дисциплины, рассматривающей законы существования нормативного материала как языка, на котором происходит общение субъектов перед лицом государственной власти. Вместе с этим превалирование формально-юридического подхода в теории и на практике может спровоцировать смысловую ограниченность в процессе познания права, поскольку наука выстраивается на базе позитивистской методологии.

businessman.ru

Формально-юридический метод в правовом исследовании — Мегаобучалка

Формально-юридический метод исследования. Он представляет собой определенную систему обработки и анализа действующих норм права и существующей юридической практики. Суть его заключается в определении юридических понятий, в выявлении внешних признаков правовых явлений, их отличия друг от друга, установлении классификаций, создании логических конструкций на базе законодательных (легальных) понятий и определений. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права, связанных с материальным и классовым его содержанием. Задача, которая при этом ставится, в уяснении и объяснении его систематического устройства для целей правоприменительной и правотворческой практики. Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют правовые нормы и которые оказывают влияние на их содержание.

Формально-юридический метод порой неправомерно отождествляют с методами толкования норм права, сводя тем самым научный метод к техническому средству правоприменительной и правотворческой деятельности и умаляя его значение не только для разработки концептуальных средств правопознания, но и для получения определенной информации о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.

Юснатурализм и юспозитивизм в истории юридической науки.

Юснатуралистическое направление (от лат. jus – право, naturale - естественное) в теории конституционализма основывается на естественно-правовом учении, в основе которого максимы справедливости, свободы, равенства Основной тезис юснатурализма заключается в том, что наряду с правовыми нормами, принимаемыми государством, существует также неписанное право – естественное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека, которыми все люди обладают в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. Естественное право вытекает из самой природы человека, возникает естественным путем, а не создается людьми. При этом государство не может посягать на эти неотъемлемые права человека.

Современный юснатурализм в юридической литературе характеризуют как теорию возрождения естественного права. Основной смысл этого направления в том, что позитивное право, т.е. созданное государством, является правом только в том случае, если оно не противоречит праву естественному, т.е. общечеловеческим ценностям, принципам свободы, равенства, справедливости и т.д. В результате естественное право признается неким ориентиром для права позитивного, своего рода критерием для оценки правового содержания закона (писанного права)

юспозитивизм, акцентируя вопросы юридической догматики, конструирует правосознание в контексте «культуры правил», в рамках которой знак и его употребление определяют и формулируют свой референт («существует то, что правильно») и которая нацелена на определение и упорядочивание еще не данного содержания. Иначе говоря, правосознание здесь рассматривается под углом его формирования, регуляции, проецирования общеобязательных, государственно обеспеченных нормативов социального существования; оно, по сути, представляется в качестве отражения юридического бытия, одной из форм, каналов, средств реализации и воспроизводства системы официального права и правопорядка, «проводника» установленных публичной властью нормативных принципов и предписаний.

В этом смысле юспозитивизму противостоят естественно-правовая и социологическая интерпретации правосознания, осуществляемые через призму «культуры выражения», нацеленной на нахождение правильной, соответствующей уже данному содержанию репрезентативной формы («правильно то, что существует»). Юснатурализм сопряжен с постижением и содержательным конструированием идеи права, его глубинных первооснов и конституирующих целей, реализуя «этико-политическую», деонтологическую трактовку правосознания.

На протяжении всей истории отношения между юснатурализмом и юспозитивизмом складывались достаточно драматично. Драматический характер дискуссий был следствием фатального недопонимания позитивистами принципов и целей естественно-правовой доктрины. Особенно такой характер был свойственен на первых этапах становления позитивизма - в XVIII - начале XX вв. Этому периоду было свойственно категорическое отрицание существования универсальных и внеисторичных естественно-правовых норм. Естественное право объявлялось иллюзией, которая не только не помогает в определении действительности правовых норм, но и создает для этого существенные препятствия

Законы и категории диалектики в правовом исследовании

Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

megaobuchalka.ru

Формально-юридический метод в правовых исследованиях: современные подходы

(Берлявский Л. Г., Шматова Е. С.)

("Юридический мир", 2012, N 6)

Текст документа

ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Л. Г. БЕРЛЯВСКИЙ, Е. С. ШМАТОВА

Берлявский Леонид Гарриевич, профессор кафедры конституционного и муниципального права Ростовского государственного экономического университета "РИНХ", доктор исторических наук, кандидат юридических наук.

Шматова Елена Сергеевна, доцент кафедры теории государства и права и отечественной истории Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), кандидат философских наук.

Статья посвящена изучению формально-юридического метода в правовых исследованиях. Юридические науки широко используют метод формально-юридического (или формально-логического) анализа исследуемого нормативного материала. Он состоит в уяснении сути и значимости закона или иного нормативного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права.

Ключевые слова: формально-юридический метод, правовые исследования, догма права, юридическая методология, юридическая техника.

Formal-legal method in legal studies: contemporary approaches

L. G. Berlyavskij, E. S. Shmatova

The article is devoted to studying of the formal-legal method in Legal researches. Jurisprudence uses widely the formal-legal (or formal-logic) method of analysis of the investigated normative material. It consists in explanation of the essence and the importance of the law or other statutory act, proceeding from its own maintenance. This method sometimes name still is formal-dogmatic as it is directed on disclosing of dogma of the Law.

Key words: formal-legal method, legal researches, dogma of the Law, legal methodology, the legal technics.

Юридические науки широко используют метод формально-юридического (или формально-логического) анализа исследуемого нормативного материала. Формально-юридический метод способствует изучению "догмы" права, выявлению формально-логических связей, абстрагированию от иных социально-экономических явлений (экономических, идеологических, политических). Этот метод имеет ограниченное применение, но важное значение с точки зрения формирования и функционирования права как целостного явления, "узнаваемого" людьми и контролируемого соответствующими институтами гражданского общества [1].

Один из основоположников исторической школы права Г. Гуго рассматривал юридическую догматику как одну из трех составных частей юриспруденции наряду с философией позитивного права и историей права. При этом под юридической догматикой он имел в виду сочетание доктрины и догмы позитивного права. Этот правовед трактовал юридическую догматику как "юридическое ремесло", для которого достаточно эмпирического знания об источниках действующего права [2].

По мнению Г.-Ф. Пухты, юридическая методология представляет собой открытую систему, способную к развитию и приспособлению к разным условиям. Системная сторона права с учетом своеобразия сущности права и его истории становится важным вопросом в исследованиях и Карла Фридриха фон Савиньи. Тем самым сторонники исторической школы права внесли существенный вклад в разработку догматического метода в Германии XIX в., подчеркнув, с одной стороны, системность права, а с другой - его действенность [3].

В русле юридико-догматической трактовки права сформировалась и аналитическая юриспруденция (Д. Остин, Ш. Амос и др.) [4]. Идеи данного направления получили дальнейшее развитие в трудах неопозитивистов в XX в. (Г. Харт и др.). Объясняя свой подход к праву и свою концепцию юридической науки, Г. Кельзен указывал, что чистое учение о праве есть теория позитивного права: позитивного права вообще, а не какого-либо конкретного правопорядка. "Это учение о праве, - утверждал он, - называется "чистым" потому, что оно занимается одним только правом и "очищает" познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Другими словами, оно стремится освободить правоведение от чуждых ему элементов" [13].

В целом позитивистские разработки формально-юридического метода внесли значительный вклад в развитие юриспруденции, в обогащение ее понятийного словаря и методологического арсенала. Своими исследованиями в области доктрины и догмы позитивного права они оказали большое влияние на процесс рационализации и совершенствования действующего права в духе соответствующих доктринальных положений об источниках, системе и структуре позитивного права, способах его толкования, унификации и систематизации, о надлежащих формах правотворчества, правоприменительной деятельности.

Представители естественно-правовых воззрений интерпретируют формально-юридический метод иначе. Как считает С. С. Алексеев, выражение "догма права" в области юридической деятельности и знаний означает то, что объективное (позитивное) право, существующее в данном обществе, в каждый данный момент, - это "то, что есть" - строго определенная реальность - "данность" и "неизменность". То есть действующее право, независимо от нашего отношения к нему и действий по его изменению, в каждый данный момент нужно понимать и применять таким, каково оно есть в действующих законах, иных источниках права [5].

Исторически в разработке формально-юридического метода в правоведении значительную роль сыграли римская юриспруденция и процесс рецепции римского права. Кроме того, догма права получила широкое развитие в юриспруденции Нового и Новейшего времени, приобретая иногда гипертрофированные формы. Изучение права исключительно в формально-логическом аспекте способно привести к правовому фетишизму, и в частности - к абсолютизации правового регулирования общественных отношений. Позиционируя догматику права как научное направление, следует отметить, что сторонники функционального подхода в теории права выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права. В рамках данного подхода юридическая догматика представляет собой относительно самостоятельный элемент общей теории права.

В российской правовой науке формально-юридический метод стал изучаться в рамках философии права. Вопросы, находившиеся в центре обсуждения русских ученых конца XIX в., касались уяснения сущности права как социального явления, регулятора общественных отношений - нормы права. Право, утверждал П. И. Новгородцев, должно быть понято не только как факт социальной жизни, но также как норма и принцип личности [6].

На вопрос о том, является ли догматика права наукой, С. Н. Муромцев более ста лет назад ответил однозначно: в качестве руководства догма права есть часть юридического искусства, предназначенного для исследования какого-либо действующего права в интересах применения его на практике. Догма права не претендует на проникновение в суть явлений. Она лишь описывает, обобщает, классифицирует определения различных юридических фактов на основе системы права, чтобы "дать правила и определения, способные руководить судебным практиком и облегчить его трудное дело"[7].

В современной юриспруденции юридическая догматика понимается как метод обработки положительного права, основание юридической техники. В широком понимании юридическая техника практически отождествляется с догмой права в целом, т. е. исследуется как структурная часть общей теории права наряду с философией и социологией права. В узком понимании юридическая техника - это совокупность средств, методов, приемов одной из сфер юридической деятельности: законотворческой, правоприменительной, интерпретационной, контрактной и т. д. [8].

Использование формально-юридического метода обусловлено тем, что государственно-правовые явления характеризуются двусторонней структурной организацией. С одной стороны, каждое из них имеет внутреннюю структуру, внутреннее строение (целостность изучаемого объекта, его элементы, определенный порядок организации, связи между ними). С другой - каждое из них выступает как элемент суперструктуры: государство - элемент политической системы общества; право - элемент правовой системы, системы нормативного регулирования; отрасль права - элемент системы права.

Тем самым формально-юридический метод нацелен на выявление юридических принципов, выражающих систему права, организуя различного рода институты и отрасли права. При формировании системы законодательства данные принципы могут изменяться. Происходит корреляция принципов системы права в соответствии с волей законодателя, которая не всегда совпадает с общественными интересами. Кроме того, при системно-структурном анализе важно выявить связи между ее элементами, которые придают структурно-организованному объекту качество единства, целостности. Так, при анализе аппарата государства и системы права определяются иерархические связи (связи субординации, подчиненности), различного рода функциональные связи (координации, взаимодействия) между органами государства, элементами системы права. Важное место в системно-структурном подходе отводится функциональной характеристике элементов структуры, разграничению и взаимосвязи их функций.

Представители юридической догматики, основываясь на позитивистской гносеологии, ограничивались формально-логической обработкой нормативного материала, прежде всего посредством анализа юридических конструкций. В этом плане юридическая догматика, рассматриваемая в контексте догматического метода обработки позитивного права, является средством формализации права путем построения юридических конструкций. В общем виде юридическая конструкция - метод догматического изучения права, имеющий целью обратить право в связную систему понятий и точных определений. Юридическая конструкция - это своеобразное модельное построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, в которые облекается "юридический материал" [5].

Вместе с тем юридическая конструкция может быть применима успешно лишь при условии постоянной проверки ее обобщений и при ясном понимании тех принципов, которые лежат в основе юридических норм данного времени. Юридическая конструкция как средство формализации правовых положений и построение нормативного текста является частью юридической догматики, поскольку раскрывает догму права и структурирует нормативный материал.

Свое овеществление юридические конструкции получают в источниках права. Источники права в формальном смысле (текстуальные источники права) - это официальные юридические тексты: официально сформулированные (созданные, изданные) или санкционированные тексты, в которых содержатся нормы права и другие правоположения.

Источник права представляет собой нормативный юридический текст. Из него "проистекает" информация о норме права. Официальный текст, который не содержит норму, а лишь формулирует права и обязанности конкретных субъектов, - это, как правило, не источник права, а такой юридический текст (акт), который "вытекает" из источника права (например, акт применения права - приговор суда). Но и ненормативный текст можно считать своего рода источником права - для конкретной правовой ситуации. Когда нет соответствующей нормы права, в ненормативном тексте, тем не менее, могут быть установлены права и обязанности конкретных субъектов (такие случаи более характерны для исторически неразвитых правовых систем). Это судебные решения ad hoc и договоры частных лиц с последствиями inter partes, не основанные на существующих нормах права [9].

Долгое время доктрина права (так называемое право юристов) являлась в различных системах права (в римском праве, в системах романо-германского права, в мусульманском праве) одним из основных, а в ряде случаев и главных источников действующего (позитивного) права. В настоящее время она продолжает играть существенную роль во всем процессе установления и применения позитивного права, а в некоторых системах права она официально признается в качестве источника действующего права. Специфика данного источника состоит в том, что он представляет собой не результат практической деятельности органов государства или определенных человеческих сообществ, а выраженные соответственно в нормативно-правовых актах, договорах, судебных решениях и обычаях, обоснованные и разработанные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения по проблемам права. Они, имея известную юридическую силу, обладают свойствами социального регулятора общественных отношений. Древнеримскими правоведами в качестве анализируемого источника права признавались ответы знатоков права в форме суждений и мнений, которым позволено было создавать право [10].

Являясь базовым источником права ряда правовых систем, юридическая доктрина служит основанием их объединения в правовые семьи. Это характерно для семьи религиозно-традиционного права, романо-германской правовой семьи. В данном случае под догмой права понимаются общепринятые в правовой доктрине той или иной юридической школы, направления и т. д. исходные основные положения о позитивном праве, его установлении и действии. При этом речь идет о доктрине права как об основном компоненте юридической догматики.

Юриспруденция способна выполнять собственное предназначение, когда формулирует аксиоматичные в рамках данной системы права положения, т. е. доктринальные суждения. Правовые доктрины способны стать предметом осмысления юридической науки, исследующей законы существования права как языка общения субъектов права перед лицом официальной власти. Однако превалирование юридического догматизма в правовой науке и практике чревато смысловой ограниченностью в познании государства и права, так как теория права построена на основании позитивистской методологии.

Добавление к этому естественно-правовых представлений в духе либерального юридизма не меняет сути дела. В частности, в результате отсутствия общей исходной методологической и мировоззренческой позиции в теории государства и права порой присутствуют диаметрально противоположные идеи и установки - естественно-правовые и позитивистские. Особенно ярко это проявляется в трактовке понятия права. С одной стороны, признаются теория естественного права, неотчуждаемые права человека, необходимость правового законодательства и многое другое, а с другой - право определяется по-прежнему в духе юридического нормативизма [11].

Мысли о взаимосвязи естественно-правового и позитивного смыслов права были высказаны еще в XVII - XVIII вв. Видный голландский юрист XVII в. Г. Гроций писал о естественном праве как "праве в собственном смысле слова", "предписании здравого разума". Источником этого естественного права (которое и есть, по Гроцию, справедливость) является не чья-либо воля, интерес и выгода, а сама разумная природа человека как социального существа, которому "присуще стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными" [12].

Волеустановленное право - в отличие от естественного права - имеет своим источником волю человека или бога и делится Гроцием на право человеческое (внутригосударственное и международное право) и право божественное (Закон божий, выраженный в Библии). Как внутригосударственное право (т. е. позитивное право, установление гражданской власти), так и международное право (право народов) основаны в конечном счете на естественном праве [13].

Таким образом, именно понятие естественного права (его объективные, неволеустановленные свойства разумности и справедливости) определяет правовую природу и правовой характер позитивного (волеустановленного) права и тем самым обеспечивает в подходе Гроция единство предмета юриспруденции как науки о праве.

Вместе с тем догма права настолько же вариативна, настолько динамично естественное право. На основе догматического понимания право формализуется, структурируется, а затем систематизируется. С другой стороны, догма права есть продукт неперсонифицированной социальной реальности, которая, в свою очередь, порождает юридическую практику. Можно согласиться с точкой зрения С. С. Алексеева, который называл догму права объективированной юридической реальностью, свободной от сознания ее носителей и мыслей субъектов права. Опредмечивание права происходит непосредственно в правовых отношениях, деятельности субъектов права, реализации их прав и обязанностей, где непосредственно проявляется весь смысл существования и ценность догмы права [5].

Таким образом, в современной науке о праве и правовой действительности юридическая догматика проявляет свою сущность в следующих вариантах: 1) как нормы действующего права; 2) структурная часть теории права; 3) источник права (юридическая доктрина) и учение о позитивном праве; 4) важный компонент правовой системы общества; 5) метод исследования государственно-правовых явлений.

Литература

1. Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2009. С. 18; См. также: Иванников И. А. Теория государства и права. М., 2011. С. 12 - 13; Малько А. В. Краткий курс теории государства и права. Саратов, 2003. С. 10; Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2007. С. 23; Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2005. С. 674; Теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2002. С. 46 - 47; Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2002. С. 15.

2. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2003. С. 117.

3. Дьячек Т. И. Правовое учение Георга Фридриха Пухты: догматический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009. С. 4, 13.

4. История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2003. С. 535 - 538, 657 - 661.

5. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1998. С. 117, 169.

6. Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма. 1902. С. 279.

7. Муромцев С. Что такое догма права? М., 1885. С. 11, 19.

8. Волкова С. В., Малышева Н. И. Межвузовская конференция о проблемах юридической техники // Правоведение. 2006. N 2.

9. Четвернин В. А. Лекции по теории права. Вып. 1. М., 2000. С. 115.

10. Дождев Д. В. Римское право. М., 1996. С. 91.

11. Байниязов Р. С. Философия правосознания: Постановка проблемы // Правоведение. 2001. N 5. С. 12.

12. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 45 - 46, 71.

13. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2009. С. 114.

------------------------------------------------------------------

Название документа

www.center-bereg.ru

Формально-юридический метод познания государства и права. — КиберПедия

Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, потому что помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий(определение категорий, которое заключается в том, что категории рассматриваются, как правило, в качестве предельно широких понятий, в которых отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира, либо в качестве предельно общих, фундаментальных понятий, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания), дефиниций, конструкций специально-юридическими приёмами. Он даёт возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Помня об узкоцелевом назначении формально-юридического метода, нельзя придавать ему преимущественное значение, и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования государства и права.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.

Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.

Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. Один из основателей «чистой» теории права (нормативистской школы права) австрийский ученый Ганс Кельзен, с 1948 г. работавший и живший в США, писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле»[4].

Формально-юридический метод среди других специальных методов можно с наибольшим основанием назвать частным, поскольку он применяется только при изучении права. Пользуясь этим инструментом, можно проникнуть в глубины правовой материи, детально разобраться в анатомии права. Только «препарируя» право и его элементы, законодательство, отдельные правовые предписания, применяя данный метод как скальпель, можно выяснить, из каких элементов состоит юридическая норма, как должна строиться ее санкция, какие составные части обязательны для каждого нормативно-правового акта и т.д.

Помня об узко-целевом назначении этого метода, нельзя придавать ему преимущественное значение и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования права.

Применение формально-юридического метода ведет к формированию в правоведении направления, которое называется догмой права. Догма права — составная часть теории права.

Догма (от греч. dógma — мнение, учение, постановление), положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике.

Билет №5.

1. Толкование законов 12 таблиц: словесная и тождественная форма. Дятельность децемвиров, ее греческие истоки.

2. Юснатурализм и юспозитивизм в истории юридической науки.

cyberpedia.su

Формально-юридический метод познания теории государства и права

Формально-юридический метод познания государства и права.

Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, потому что помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий(определение категорий, которое заключается в том, что категории рассматриваются, как правило, в качестве предельно широких понятий, в которых отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира, либо в качестве предельно общих, фундаментальных понятий, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания), дефиниций, конструкций специально-юридическими приёмами. Он даёт возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Помня об узкоцелевом назначении формально-юридического метода, нельзя придавать ему преимущественное значение, и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования государства и права.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.

Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.

Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. Один из основателей «чистой» теории права (нормативистской школы права) австрийский ученый Ганс Кельзен, с 1948 г. работавший и живший в США, писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле»[4].

Формально-юридический метод среди других специальных методов можно с наибольшим основанием назвать частным, поскольку он применяется только при изучении права. Пользуясь этим инструментом, можно проникнуть в глубины правовой материи, детально разобраться в анатомии права. Только «препарируя» право и его элементы, законодательство, отдельные правовые предписания, применяя данный метод как скальпель, можно выяснить, из каких элементов состоит юридическая норма, как должна строиться ее санкция, какие составные части обязательны для каждого нормативно-правового акта и т.д.

Помня об узко-целевом назначении этого метода, нельзя придавать ему преимущественное значение и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования права.

Применение формально-юридического метода ведет к формированию в правоведении направления, которое называется догмой права. Догма права — составная часть теории права.

Догма (от греч. dógma — мнение, учение, постановление), положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике.

mirznanii.com

Формально-юридический метод познания теории государства и права - реферат

Формально-юридический метод познаниягосударства и права.

Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, потому что помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий(определение категорий, которое заключается в том, что категории рассматриваются, как правило, в качестве предельно широких понятий, в которых отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира, либо в качестве предельно общих, фундаментальных понятий, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания), дефиниций, конструкций специально-юридическими приёмами. Он даёт возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Помня об узкоцелевом назначении формально-юридического метода, нельзя придавать ему преимущественное значение, и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования государства и права.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.

Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.

Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. Один из основателей «чистой» теории права (нормативистской школы права) австрийский ученый Ганс Кельзен, с 1948 г. работавший и живший в США, писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле»[4].

Формально-юридический метод среди других специальных методов можно с наибольшим основанием назвать частным, поскольку он применяется только при изучении права. Пользуясь этим инструментом, можно проникнуть в глубины правовой материи, детально разобраться в анатомии права. Только «препарируя» право и его элементы, законодательство, отдельные правовые предписания, применяя данный метод как скальпель, можно выяснить, из каких элементов состоит юридическая норма, как должна строиться ее санкция, какие составные части обязательны для каждого нормативно-правового акта и т.д.

Помня об узко-целевом назначении этого метода, нельзя придавать ему преимущественное значение и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования права.

Применение формально-юридического метода ведет к формированию в правоведении направления, которое называется догмой права. Догма права — составная часть теории права.

Догма (от греч. dógma — мнение, учение, постановление), положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике.

2dip.su

§ 3 Формально-догматический.

«Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики»10.

1. Формально-юридический метод дает возможность познать ТГП в общем, универсальном смысле, в общем виде. Стремимся объяснить, что есть государство в общем смысле, т.е. критерии, которые выделяют признаки государственности во всех странах планеты.

2. Конкретно-юридический подход - дает возможность идентифицировать государство по ряду признаков, т.е. речь идет об определенном государстве в конкретный промежуток времени.

3. Юридико-социологический. Привлекаются методы юридической социологии и применяются методы, используемые социологами – анкетирование интервьюирование. Позволяет познать государство и механизмы его действия.

4. Компаративистский подход - это совокупность методов, позволяющих через сопоставление выявить сущность государства.

5. Интерпретационный подход - это совокупность методов толкования юридических явлений в государстве и праве. Способы и есть методы толкования.

Формально-юридический метод означает особую совокупность способов обработки и анализа содержания действующей системы права. Его специфическим свойством является отвлечение от некоторых сущностных сторон права, связанных с материальной и классовой обусловленностью правовой системы. На первый план выделяются здесь чисто логические, языковые и иные абстрактные стороны, выражающие структурные закономерности права. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права, связанных с материальным и классовым его содержанием. Задача, которая при этом ставится, в уяснении и объяснении его систематического устройства для целей правоприменительной и правотворческой практики. Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют правовые

нормы и которые оказывают влияние на их содержание»11.

Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический или статистический и др. методы. Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса «пакета» методов, в том числе и тех, которые успешно применяются в других областях современного знания. Одним из таких методов выступает правовое моделирование, исходящее из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале).

studfiles.net