Федеративное устройство Российской Федерации. Федеративное устройство


24. Понятие федеративного устройства

Понятие федеративного устройства.

Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

Принципы федеративного устройства.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

Государственная целостность РФ. Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

Особенности федеративного устройства России.

Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область

Федеративное устройство Российской Федерации было установлено в январе 1918 года III съездом Советов, на котором была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая:

Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию.

В настоящее время (на 2009 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

С 1 марта 2008 года таких субъектов 83.

21 республика

46 областей

9 краёв

1 автономная область

4 автономных округа

2 города федерального значения.

.

studfiles.net

20.Федеративное устройство рф

Понятие федеративного устройства.

Федеративное устройство- форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

Принципы федеративного устройства.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

  • Государственная целостность РФ. Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

  • Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

  • Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

  • Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

Особенности федеративного устройства России.

Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область

Федеративное устройство Российской Федерации было установлено в январе 1918 года III съездом Советов, на котором была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая:

Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию.

В настоящее время (на 2009 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

С 1 марта 2008 года таких субъектов 83.

21 республика

46 областей

9 краёв

1 автономная область

4 автономных округа

2 города федерального значения.

studfiles.net

Федеративное устройство России: понятие, принципы, общая характеристика - Конституционное право

Понятие федеративного устройства России

Под государственным устройством понимается политико-тер­риториальная организация власти, определяющая правовое поло­жение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройст­во определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

Основные формы государственного устройст­ва:
  1. унитарная;
  2. федеративная;
  3. конфедеративная.

Унитарное государство — это единое государство, внутри кото­рого нет государственных образований, а административно-тер­риториальные единицы не обладают политической самостоятель­ностью. Большинство государств мира приняли именно эту фор­му государственного устройства.

Федеративное государство — это союз государственных обра­зований, каждое из которых обладает определенной самостоя­тельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одина­ковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму госу­дарственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объе­динение носит уже не государственно-правовой, а международ­но-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формаль­но сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно пре­вратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда вы­двигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Федеративное государство — это только общая форма госу­дарственного устройства, а ее конкретное содержание — полити­ческое и правовое — весьма неоднородно. Сами федерации, пра­вовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом не­одинаковы.

Федеративные государства юридически закрепляют добро­вольность объединения народов, но, как правило, не предусмат­ривают права выхода того или иного субъекта федерации из сою­за. Субъекты федерации добровольно ограничивают свою компе­тенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты яв­ляются унитарными государствами, хотя внутри их могут созда­ваться автономные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и вла­стью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную само­стоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федераль­ную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совме­стную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями фе­дерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политиче­ская культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок. Федерация не может ис­ключить всех кризисов, разногласий и различий в способах реше­ния общегосударственных проблем, но она, и особенно в круп­ных государствах, создает единственно возможную демократиче­скую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

Федеративный договор — совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее прези­дента и органами государственной власти субъек­тов РФ в лице их высших должностных лиц или глав админист­раций (президентов, губернаторов):

    1. разграничение предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ;
    2. разграничение предметов ведения и пол­номочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга;
    3. разграничение предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти РФ и органами власти автоном­ной области, автономных округов в составе РФ.

В ч. 3 ст. 11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуще­ствляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными до­говорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Однако Федеративный договор не является составной частью Конституции РФ и не имеет равнозначной с ней юридической силы. В разделе втором «Заключительные и переходные положе­ния» Конституции прямо указывается (п. I), что в случае несоот­ветствия положениям Конституции РФ положений Федеративно­го договора (отмечены все три его части) действуют положения Конституции РФ. Конституция ввела для всех государственных образований единое понятие субъекта Федерации и закрепила их равноправие.

Договоры не решили основных проблем государственного устройства РФ и не привели к полной лик­видации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равнопра­вие, по существу, закреплено не было.

Принципы федеративного устройства России

Федеративное устройство РФ основано на (ст. 5 Конституции РФ):

    • ее государственной целостности;
    • единстве системы государственной власти;
    • разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • равноправии и самоопределении народов в РФ;
    • равноправии всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Общая характеристика федеративного устройства России

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномо­чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-гео­графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу­дарственных основ российского федерализма, особенно в отно­шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:

  1. Россия — это мно­гонациональное государство;
  2. республики — субъекты Федерации признаются националь­ными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
  3. русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных инте­ресов в создании многонационального демократического право­вого государства — РФ.

jurkom74.ru

Федеративное устройство России

Федеративное устройство России в целом и его основные нормы установлены положениями Первой главы Конституции. Основной Закон не может быть изменен в обычном режиме. Для его изменения требуется фактически принятие нового проекта. Такое положение ориентировано на принципы Федерации в России, не допускающие кардинального изменения существующей системы. Основы конституционности распространяют суверенитет страны на всю территорию со всеми субъектами без исключения. Государственное устройство России предусматривает верховенство Конституции на территории всей страны.

Только РФ имеет право обеспечивать неприкосновенность и целостность своей территории и всех единиц, ее составляющих.

Федеративное устройство России базируется на конституционных основах. Среди них необходимо выделить:

  1. Государственную целостность.
  2. Единство всей структуры госвласти.
  3. Разграничение между органами госвласти страны и власти субъектов по предметам ведения их полномочий.
  4. Самоопределение и равноправие народов РФ.

Все субъекты страны наделены равноправием между собой в процессе установления взаимоотношений с федеральными органами. При закреплении равноправия для всех субъектов Конституция устанавливает равное и единое гражданство РФ, вне зависимости от оснований, по которым оно было приобретено. Федеративное устройство России предусматривает наличие прав и свобод, а также равных обязанностей, установленных Конституцией, на всей территории страны.

Основные регулирующие вопросы отражены в главе 3. В частности, в тексте 65-й статьи приведен полный перечень субъектов. Кроме того, положение закрепляет национальный и территориальный принцип их формирования. Это указывает на существование федерализма совместно с автономностью и унитарностью. Таким образом, обеспечивается целостное федеративное устройство России как самостоятельной, единой страны. Немаловажным является тот факт, что в тексте закона субъекты указаны поименно. Это свидетельствует о том, что внесение каких-либо изменений в общий состав субъектов потребует как минимум изменения в содержании самой Конституции.

Под государственной целостностью страны понимается отсутствие права на выход из состава Федерации. Таким образом, реализуется право сецессии. В связи с тем, что все субъекты относятся к единой стране, территория которой включает в себя все территории субъектов, отделение какого-либо субъекта будет указывать на нарушение целостности державы. Как правило, в современных странах с рассматриваемой формой правления не предусмотрено в основном законе права добровольного выхода из состава страны. Однако такое право предусматривалось Конституциями Югославии, СССР и Чехословакии. Такое положение было обусловлено марксистско-ленинской идеей о праве наций самоопределяться, вплоть до отделения. Прочие Федерации не признавали этот принцип, однако даже в социалистических федерациях не был закреплен четкий механизм воплощения права субъекта на выход из состава фактически централизованной страны в одностороннем порядке.

Необходимо отметить, что отсутствие права на добровольный выход из состава целостной страны не противоречит демократическим основам и соответствует общепринятым в мире тенденциям. Однако вместе с этим в Конституции РФ предусмотрено принятие в состав страны и формирование нового субъекта в соответствии с законом.

В Основном Законе закреплен статусный характер субъектов. В соответствии с ним положение республики как субъекта определяется самой Конституцией страны и республики. В других же случаях, например, для города, края или области, кроме положений Основного Закона принимаются во внимание и уставы территориальных образований.

fb.ru

Тема 15. Федеративное устройство России

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах.

Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной Федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.

humanitar.ru

Федеративное устройство России

РЕФЕРАТ

по теме: «Федеративное устройство России».

1.ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации[1] .

Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта;

вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов;

государственная символика Российской Федерации;

предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Анализируя конституционные основы федеративного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации” и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.

Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

1. Равноправие субъектов Федерации.

Рассмотрим содержание этих принципов:

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Этот принцип построения Российского государства формировался исторически.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации.

Равноправие наций проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во вза­имоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции РФ, все субъекты имеют равный статус в Федерации, равный круг полномочий.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Многонациональный характер, сложный исторический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Федерацией по действовавшей тогда Конституции, в России начались процессы суверенизации бывших автономных республик, изменения форм государственности бывших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.

Заключение Федеративного договора представляет собой создание конституционных основ Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что, суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью Федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа.

В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

В 1992 г. в содержание Федеративного договора был включен Договор о разграничении предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Таким образом, произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправными и равноправными субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный принцип был дополнен территориально-административным принципом формирования субъектного состав федерации. В этой связи характер взаимоотношении между Федерацией и субъектами значительно усложняется, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования, таким образом, являются одновременно самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят в состав краев и областей - субъектов Федерации. Отношения между ними регулируются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти.

mirznanii.com

Федеративное устройство Российской Федерации - это... Что такое Федеративное устройство Российской Федерации?

В настоящее время (на 2009 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

В списке субъекты идут в том же порядке, что и в статье 65-й Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа, дополнительные. Внутри этих подразделов субъекты упорядочены по алфавиту.

№ Субъект федерации Флаг Герб Площадь(км²) Население9 октября 2002 Центр Административное деление (согласно ОКАТО) Код ОКАТО Муниципальные образования Административное деление субъекта федерации (подробно)

Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможные названия — Поморский край, Архангельский край, Северный край.

Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. В связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия применительно к части иностранного государства реальное расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус. Из соседних с Россией государств, желающих с ней интеграции, Белоруссия и Абхазия не изъявили желания стать субъектами Российской Федерации, а Южная Осетия хоть и имеет такое желание, но в ближайшие годы Россия вряд ли пойдет на его осуществление.

В собственности России также находятся некоторые территории в Китае, Палестине и Италии — общей площадью 0,18 км².

  Республики
01 Адыгея 7.600 447.000 Майкоп 7 районов и 2 города 79 7 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
02 Алтай 92.600 203.000 Горно-Алтайск 10 районов и 1 город 84 10 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
03 Башкортостан 143.600 4.103.000 Уфа 54 района и 21 город 80 54 муниципальных района, 9 городских округов подробнее
04 Бурятия 351.300 981.000 Улан-Удэ 21 район и 2 города 81 21 муниципальный район, 2 городских округа подробнее
05 Дагестан 50.300 2.584.000 Махачкала 41 район и 10 городов 82 41 муниципальный район, 10 городских округов подробнее
06 Ингушетия 4.000 469.000 Магас 4 района и 4 города 26 4 муниципальных района, 4 городских округа подробнее
07 Кабардино-Балкарская 12.500 901.000 Нальчик 10 районов и 3 города 83 3 городских округа, 10 муниципальных районов подробнее
08 Калмыкия 76.100 292.000 Элиста 13 районов и 1 город 85 13 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
09 Карачаево-Черкесская 14.100 440.000 Черкесск 8 районов и 2 города 91 8 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
10 Карелия 172.400 717.000 Петрозаводск 16 районов и 13 городов 86 16 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
11 Коми 415.900 1.019.000 Сыктывкар 12 районов и 8 городов 87 15 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
12 Марий-Эл (Марийская) 23.200 728.000 Йошкар-Ола 14 районов и 4 города 88 14 муниципальных районов, 3 городских округа подробнее
13 Мордовия 26.200 889.000 Саранск 22 района и 7 городов 89 22 муниципальных района, 1 городской округ подробнее
14 Саха (Якутия) 3.103.000 948.000 Якутск 33 района и 5 городов 98 34 муниципальных района, 2 городских округа подробнее
15 Северная Осетия — Алания 8.000 710.000 Владикавказ 8 районов и 1 город 90 8 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
16 Татарстан 68.000 3.780.000 Казань 43 района и 14 городов 92 43 муниципальных района, 2 городских округа подробнее
17 Тыва (Тува) 170.500 306.000 Кызыл 17 районов и 2 города 93 17 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
18 Удмуртская 42.100 1.571.000 Ижевск 25 районов и 5 городов 94 подробнее
19 Хакасия 61.900 546.000 Абакан 8 районов и 5 городов 95 8 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
20 Чеченская 15.300 1.100.000 Грозный 16 районов и 5 городов 96 Границы и статус муниципальных образований не установлены подробнее
21 Чувашская 18.300 1.314.000 Чебоксары 21 район и 9 городов 97 21 муниципальный район, 5 городских округов подробнее
  Края
22 Алтайский 169.100 2.607.000 Барнаул 60 районов и 11 городов 01 60 муниципальных районов, 12 городских округов подробнее
23 Забайкальский 431.500 1.156.000 Чита 31 район и 5 городов 67 28 муниципальных районов, 4 городских округа (без Агинского Бурятского АО) подробнее
24 Камчатский 472.300 359.000 Петропавловск-Камчатский   30 11 муниципальных районов, 3 городских округа подробнее
25 Краснодарский 76.000 5.124.000 Краснодар 38 районов и 15 городов 03 37 муниципальных районов, 11 городских округов подробнее
26 Красноярский 2.339.700 2.966.000 Красноярск 54 района и 19 городов 04 подробнее
27 Пермский 160.600 2.824.000 Пермь 33 района и 14 городов 57 подробнее
28 Приморский 165.900 2.068.000 Владивосток 22 района и 12 городов 05 22 муниципальных района, 12 городских округов подробнее
29 Ставропольский 66.500 2.731.000 Ставрополь 26 районов и 10 городов 07 26 муниципальных районов, 9 городских округов подробнее
30 Хабаровский 788.600 1.435.000 Хабаровск 17 районов и 6 городов 08 подробнее
  Области
31 Амурская 363.700 903.000 Благовещенск 20 районов и 7 городов 10 подробнее
32 Архангельская [1] 587.400 1.336.000 Архангельск 20 районов и 8 городов 11 19 муниципальных районов, 7 городских округов подробнее
33 Астраханская 44.100 1.007.000 Астрахань 11 районов и 3 города 12 11 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
34 Белгородская 27.100 1.512.000 Белгород 21 район и 6 городов 14 21 муниципальный район, 1 городской округ подробнее
35 Брянская 34.900 1.379.000 Брянск 27 районов и 5 городов 15 27 муниципальных районов, 7 городских округов подробнее
36 Владимирская 29.000 1.525.000 Владимир 16 районов и 10 городов 17 16 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
37 Волгоградская 113.900 2.703.000 Волгоград 33 района и 6 городов 18 33 муниципальных района, 6 городских округов подробнее
38 Вологодская 145.700 1.270.000 Вологда 26 районов и 4 города 19 26 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
39 Воронежская 52.400 2.379.000 Воронеж 32 района и 7 городов 20 31 муниципальный район, 3 городских округа подробнее
40 Ивановская 21.800 1.149.000 Иваново 21 район и 6 городов 24 21 муниципальный район, 6 городских округов подробнее
41 Иркутская 767.900 2.582.000 Иркутск 33 района и 14 городов 25 27 муниципальных районов, 9 городских округов подробнее
42 Калининградская 15.100 943.000 Калининград 13 районов и 6 городов 27 15 муниципальных районов, 6 городских округов подробнее
43 Калужская 29.900 1.041.000 Калуга 24 района и 4 города 29 24 муниципальных района, 2 городских округа подробнее
44 Кемеровская 95.500 2.900.000 Кемерово 19 районов и 18 городов 32 28 муниципальных районов, 16 городских округов подробнее
45 Кировская 120.800 1.504.000 Киров 39 районов и 5 городов 33 39 муниципальных районов, 6 городских округов подробнее
46 Костромская 60.100 738.000 Кострома 24 района и 8 городов 34 24 муниципальных района, 6 городских округов подробнее
47 Курганская 71.000 1.020.000 Курган 24 района и 9 городов 37 24 муниципальных района, 2 городских округа подробнее
48 Курская 29.800 1.236.000 Курск 28 районов и 5 городов 38 28 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
49 Ленинградская 84.000 1.671.000 Санкт-Петербург [2] 17 районов и 20 городов 41 17 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
50 Липецкая 24.100 1.213.000 Липецк 18 районов и 2 города 42 18 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
51 Магаданская 461.400 183.000 Магадан 8 районов и 1 город 44 8 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
52 Московская 46.000 6.627.000 Москва [3] 38 районов и 56 городов 46 36 муниципальных районов, 36 городских округов подробнее
53 Мурманская 144.900 893.000 Мурманск 5 районов и 13 городов 47 5 муниципальных районов, 14 городских округов подробнее
54 Нижегородская 76.900 3.524.000 Нижний Новгород 48 районов и 12 городов 22 48 муниципальных районов, 4 городских округа подробнее
55 Новгородская 55.300 695.000 Великий Новгород 21 район и 3 города 49 21 муниципальный район, 1 городской округ подробнее
56 Новосибирская 178.200 2.692.000 Новосибирск 30 районов и 7 городов 50 30 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
57 Омская 139.700 2.079.000 Омск 32 районов и 6 городов 52 32 муниципальных района, 1 городской округ подробнее
58 Оренбургская 124.000 2.178.000 Оренбург 35 районов и 12 городов 53 подробнее
59 Орловская 24.700 861.000 Орёл 24 района и 3 города 54 24 муниципальных района, 3 городских округа подробнее
60 Пензенская 43.200 1.453.000 Пенза 28 районов и 5 городов 56 28 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
61 Псковская 55.300 761.000 Псков 24 района и 2 города 58 24 муниципальных района, 2 городских округа подробнее
62 Ростовская 100.800 4.407.000 Ростов-на-Дону 43 района и 16 городов 60 43 муниципальных района, 12 городских округов подробнее
63 Рязанская 39.600 1.228.000 Рязань 25 районов и 4 города 61 25 муниципальных районов, 4 городских округа подробнее
64 Самарская 53.600 3.240.000 Самара 27 районов и 10 городов 36 27 муниципальных районов, 10 городских округов подробнее
65 Саратовская 100.200 2.669.000 Саратов 38 районов и 13 городов 63 38 муниципальных районов, 4 городских округа подробнее
66 Сахалинская 87.100 547.000 Южно-Сахалинск 17 районов и 9 городов 64 2 муниципальных района, 17 городских округов подробнее
67 Свердловская 194.800 4.490.000 Екатеринбург 30 районов и 34 города 65 5 муниципальных районов, 67 городских округов подробнее
68 Смоленская 49.800 1.051.000 Смоленск 25 районов и 2 города 66 25 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
69 Тамбовская 34.300 1.180.000 Тамбов 23 районов и 7 городов 68 23 муниципальных района, 7 городских округов подробнее
70 Тверская 84.100 1.473.000 Тверь 36 районов и 12 городов 28 36 муниципальных районов, 7 городских округов подробнее
71 Томская 316.900 1.046.000 Томск 16 районов и 6 городов 69 16 муниципальных районов, 4 городских округа подробнее
72 Тульская 25.700 1.676.000 Тула 23 районов и 9 городов 70 23 муниципальных района, 3 городских округа подробнее
73 Тюменская [4] 1.435.200 3.266.000 Тюмень 38 районов и 26 городов (с ХМАО и ЯНАО) 71 21 муниципальный район, 5 городских округов(без ХМАО и ЯНАО) подробнее
74 Ульяновская 37.300 1.382.000 Ульяновск 21 район и 6 городов 73 21 муниципальный район, 4 городских округа подробнее
75 Челябинская 87.900 3.606.000 Челябинск 24 района и 23 города 75 27 муниципальных районов, 16 городских округов подробнее
76 Ярославская 36.400 1.368.000 Ярославль 17 районов и 6 городов 78 17 муниципальных районов, 3 городских округа подробнее
  Автономные округа
77 Ненецкий [1] 176.700 42.000 Нарьян-Мар 1 город 11 1 муниципальный район, 1 городской округ подробнее
78 Ханты-Мансийский [4] 523.100 1.433.000 Ханты-Мансийск 9 районов и 14 городов 71 9 муниципальных районов, 13 городских округов подробнее
79 Чукотский 737.700 54.000 Анадырь 8 районов и 1 город 77 8 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
80 Ямало-Ненецкий [4] 750.300 507.000 Салехард 7 районов и 7 городов 71 7 муниципальных районов, 6 городских округов подробнее
  Автономная область
81 Еврейская 36.000 191.000 Биробиджан 5 районов и 1 город 99 5 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
  Города федерального значения
82 Москва 1.064 10.358.000 Москва 10 округов и 1 город, 125 районов 45 125 внутригородских муниципальных образований подробнее
83 Санкт-Петербург 1.433 4.669.000 Санкт-Петербург 20 районов и 1 город 40 111 внутригородских муниципальных образований подробнее
 — Вся Россия 17.075.400 145.182.000 Москва 1 864 районов и 650 городских районов

dal.academic.ru