История правового регулирования рекламы в РФ. Федеральный закон о рекламе был принят в каком году


История правового регулирования рекламы в РФ - История рекламы

История правового регулирования рекламы в современной России начинается с принятием в 1991 году закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Это первый антимонопольный закон в нашей стране, который определял понятие «конкуренция», «монополистическая деятельность», «доминирующее положение на товарных рынках», а также «недобросовестная конкуренция». Среди форм недобросовестной конкуренции статья 10 закона впервые называла введение в заблуждение и некорректное сравнение. Закон 1991 года просуществовал 15 лет, и в 2006 году был принят уже второй антимонопольный закон – «О защите конкуренции». Однако указанные выше определения практически не изменились. Согласно антимонопольному законодательству, к формам недобросовестной конкуренции, в том числе, относятся:

 - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

 - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

 - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

Другой важный правовой акт был принят 27 декабря 1991 года. Это Закон РСФСР «О средствах массовой информации», который, во-первых, указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации и, во-вторых, ограничивал объем рекламы в СМИ, не зарегистированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

7 апреля 1992 года вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», который:

1) установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя;

2) ввел ответственность за нарушение права потребителей на информацию.

22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Данный правовой акт вводил запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещенных методов лечения и лекарственных средств.

В 1994 году по стране прокатилась волна финансовых банкротств. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков осаждали здания государственных учреждений с требованием возвратить их вклады. В целях быстрого реагирования на создавшуюся ситуацию 10 июня 1994 года были приняты Указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите прав инвесторов». В этих указах устанавливались отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, и вводился государственный контроль рекламной деятельности.

Однако этого было явно недостаточно для предотвращения распространения недобросовестной рекламы. 18 июня 1995 года был принят первый Закон РФ «О рекламе». Он являлся центральным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную деятельность в РФ. В то же время продолжали действовать и ряд иных законов и подзаконных правовых актов, содержащих нормы, посвященные регулированию рекламной деятельности.

В период с 1995 по 2005 годы первый закон о рекламе, конечно же, претерпевал изменения. Это было связано с активным развитием товарных рынков, и, как следствие, с развитием рекламной индустрии. На сегодняшний день российский рекламный рынок оценивается как один из наиболее перспективных. В то же время первый закон о рекламе, хотя и являлся крайне востребованным в тот период, в последние годы уже не отвечал требованиям интенсивно развивающейся отрасли. В связи с этим 13 марта 2006 года был принят новый закон о рекламе, который вступил в действие 1 июля 2006 года и на сегодняшний день уже претерпел несколько изменений.

Рассмотрим теперь действующие правовые акты в сфере рекламы в порядке их иерархии.

Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция РФ, как Основной Закон государства, закладывает начала правового регулирования всех отраслей законодательства. В частности, к рекламной сфере можно отнести нормы статьи 29 Конституции, согласно которой,  во-первых, каждому гарантируется свобода мысли и слова, во-вторых, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, и, в-третьих, закрепляется свобода информации.

Кодифицированные нормативно-правовые акты.

Гражданский кодекс РФ 1994 года. Данный нормативно-правовой акт применяется:

1)к регулированию договорных отношений в сфере рекламы – главы 21-26 – общие положения об обязательствах, главы 27-29 – общие положения о договоре; глава 34 – аренда, глава 37 – подряд, глава 39 – возмездное оказание услуг и др.;

2)к регулированию отношений по созданию, реорганизации и ликвидации саморегулирующихся организаций – глава 4 – юридические лица;

3) к отношениям по поводу защиты чести и достоинства, а также деловой репутации лица – глава 8 – нематериальные блага и их защита, глава 59 – обязательства вследствие причинения вреда и т. д.

Уголовный кодекс РФ 1996 года. В настоящее время содержит два состава, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере рекламной деятельности. Статья 242 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов.  Статья 242.1 - изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 года устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе - Статья 14.3. КоАП. Это общая норма, которая, по сути, может применяться к любым случаям нарушения закона о рекламе и иных нормативно-правовых актов в сфере рекламы, кроме тех, о которых говорится специально. Например, статья 14.33 кодекса – Недобросовестная конкуренция, статья 14.37 – Нарушение требований к установке рекламных конструкций, статья 14.38 – Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах.

Специальное законодательство. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Закон представляет собой кодифицированный правовой акт, охватывающий различные сферы рекламной деятельности, в том числе контроля и ответственности в сфере рекламы.

Закон состоит из 6 глав.

Глава I – Общие положения

Глава II – Особенности отдельных способов распространения рекламы

Глава III – Особенности рекламы отдельных видов товаров

Глава IV – Саморегулирование в сфере рекламы

Глава V – Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе

Глава VI – Заключительные положения

Целями Закона о рекламе являются:

развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;

обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;

реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;

предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Сфера применения Закона о рекламе. Закон действует в отношении всех видов коммерческой и социальной рекламы, распространяемой на территории РФ, независимо от места производства рекламы. По кругу лиц закон распространяется на всех физических и юридических лиц, являющихся субъектами рекламной деятельности (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица).

В то же время в статье 2 Закона дается довольно большой перечень информации, на которую не распространяется действие закона. К такой информации относится:

1) политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;

2) информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5)  вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере,  размещенная на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Иные федеральные законы, содержащие нормы, посвященные правовому регулированию рекламы. К таким актам, прежде всего, относятся:

1)Закон РФ «О защите прав потребителей»;

2)Закон РФ «О средствах массовой информации»;

3)ФЗ РФ «О защите конкуренции»;

4)ФЗ РФ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ»;

5)ФЗ РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

6)ФЗ РФ «О государственном языке РФ»;

и другие.

Подзаконные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты, принимаемые органами государственной исполнительной власти в пределах своих полномочий по вопросам, связанным с правовым регулированием рекламной деятельности. Например, Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения закона «О рекламе», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508.

Таким образом, можно сказать, что в России, в отличие от некоторых европейских государств и США, складывается так называемый «смешанный» способ правового регулирования рекламных отношений: наряду с кодифицированным правовым актом (Закон о рекламе) существуют и другие источники регулирования.

 Анна Арзуманян

 

www.advertiser-school.ru

Федеральный закон "О рекламе"

Реклама прочно вошла в жизнь общества и используется повсеместно. Закон «О рекламе» является основополагающим актом, который постоянно видоизменяется под действием вносимых в него поправок.

Описание закона

Закон «О рекламе» принят 13 марта 2006 года. Законопроект регулирует всесторонние требования к материалам, содержащие информацию рекламного характера, методы передачи, налагает запрет или уменьшает рекламирование определенных видов товаров и устанавливает основные принципы муниципального контроля в этой области.

Федеральный закон №38-ФЗ состоит из 6 глав и 40 статей. Краткий обзор дает читателю представление о содержании данного законопроекта:

  • общие сведения о стоящих задачах, требованиях, о терминологии и т. д.;
  • характерные черты методов распространения различных типов рекламы;
  • характер рекламирования особых видов продукции;
  • союз рекламодателей, уполномоченный защищать интересы своих представителей и создавать и регулировать соблюдение этических норм использования рекламного извещения;
  • правительственный контроль в области рекламирования и виды ответственности за нарушение положений ФЗ;
  • заключительные положения.

Последние поправки вносились Президентом 1 апреля 2017. Однако, закон имеет также новую редакцию, которая обретет законную силу только 1.09.2017.

Скачать

Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе» с последними изменениями можно скачать по ссылке. Текст закона «О рекламе» представлен в последней редакции на 2017 год.

Этот закон поможет рекламодателям и прочим организациям, занимающимся рекламной деятельностью, защитить свои права и обозначить обязанности.

Последние изменения

Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:

Статья 3

Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:

  • реклама — краткие сведения о товаре, призванные продвигать его на рынке и сохранять интерес к нему;
  • объект рекламирования — объект, который нуждается в анонсе и продвижении на рынке;
  • товар — объект/работа/услуга, которые требуется продать;
  • ненадлежащая реклама — такой вид материала, который не отвечает стандартам закона РФ;
  • рекламодатель — изготовитель/продавец, который при помощи рекламирования продвигает свой товар;
  • рекламопроизводитель — человек, который придумывает для продукта анонс;
  • рекламораспространитель — человек, который осуществляет распространение извещений, информационного типа любым способом и в любой форме;
  • потребители рекламы — публика (потенциальные покупатели), чей интерес должно пробудить рекламное извещение;
  • спонсор — человек, помогающий финансово;
  • спонсорская реклама — материал, который выпускается с обязательным упоминанием в ней спонсора;
  • социальная реклама — материал, который направлен на благотворительность и на защиту интересов государства;
  • антимонопольный орган — общегосударственный антимонопольный орган.

Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.

Статья 16

По данной статье закона «О рекламе», рекламные извещения должны содержаться в периодических печатных изданиях в объеме не более 45%, вместо 40%, как это было ранее. Также текст рекламного характера должен идти с пометкой «реклама».

Статья 27

Статья закона №38-ФЗ посвящена рекламе азартных игр. Она не должна:

  • обращаться к лицам, не достигшим 18-и лет;
  • вводить в заблуждение, что азартные игры являются методом заработать деньги для обеспечения существования;
  • уверять, что риски минимальны, а вероятность выигрыша больше, чем есть на самом деле;
  • содержать доказательства получения выигрыша лицами, которые не получили его;
  • уверять, что азартные игры приведут к общественному признанию и успеху;
  • негативно отзываться о лицах, которые не участвуют в азартных играх;
  • создавать эффект, что получение выигрыша гарантировано;
  • использовать человеческие и звериные образы.

Во вторую часть закона №38-ФЗ были уже внесены изменения. Реклама допускается:

  • в теле- и радиопрограммах с 10 вечера до 7 утра, но реклама букмекерских контор разрешена в любое время, если продолжительность составляет не более 20% от общего времени;
  • в строениях, где проводятся азартные игры, кроме зданий транспортной инфраструктуры;
  • в газетах, журналах и т. д.

Также в закон №38-ФЗ введены пункты, описывающие, где допускается реклама:

  • проводимая организаторами в букмекерских конторах — в газетах, журналах и других печатных изданиях физкульторно-спортивного характера, в Интернете;
  • в спортивных сооружениях;
  • на спортивной форме игроков или в спортивных клубах.

Извещения информационного типа должны содержать по закону:

  • срок розыгрышей призов;
  • сведения об организаторе, правила проведения, период, место и время получения призов.

Однако, уже существует редакция закона, которая вступит в силу в начале сентября текущего года. В ней были внесены изменения в следующие статьи:

Статья 5

В законе №38-ФЗ рассказывается о требованиях, применяемых к материалам рекламного характера. Изначально она состояла из 11 пунктов, но в новой редакции был введен 12 пункт. Он гласит, что в случае размещения, на основании полученных данных от анализа объема аудитории, рекламы на телеканале, рекламодатели и распространители должны использовать указанную информацию в соответствии с соглашениями, которые они заключили с организациями. Данные организации являются уполномоченными на проведение исследований федеральной службой исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере СМИ.

В остальном, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Она должна быть на русском языке — это обязательное условие. Закон запрещает рекламирование, побуждающее к агрессии, насилию. Материалы рекламного характера не должны прерывать детские, религиозные и образовательные передачи. Это возможно только при согласии правообладателя. Выход на рекламу не должен происходить чаще, чем раз в 15 минут.

Статья 38

Описывает ответственность, которую несут рекламодатели, распространители за нарушение Федерального закона №38-ФЗ:

  • физ. и юрлица будут нести ответственность по ГК;
  • лица, чьи интересы были нарушены в ходе рекламы, могут обратиться в суд/арбитражный суд и требовать возмещения убытков, компенсации за моральный вред, опровергнуть информацию, оглашенную в рекламном материале и т. д.;
  • если закон нарушат рекламодатели, распространители и производители, они получат наказание в соответствии с КоАП;
  • рекламодатель, нарушавший требования о содержании в рекламе информации, прописанные в ч.2-8, 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст. 6-9, ч.4-6 ст.10, ст.12, ч.3 ст.19, ч.2 и 6 ст.20, ч.1, 3, 5 ст.21, ст.24 и 25, ч.1 и 6 ст.26, ч.1 и 5 ст.27, ст.28-30.1 настоящего Федерального закона, будет нести ответственность;
  • распространители будут нести ответственность за нарушение требований, касательно места, времени и средств размещения рекламы, прописанные в п.3 ч.4, п.6 ч.5, ч.9-10.2 (вычеркнуты части 10, 10.1), 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст.7-9, 12, 14-18, ч.2-4 и 9 ст.19, ч.2-6 ст.20, ч.2-5 ст.21, ч.7-9 ст.24, ст.25, ч.1-5 ст.26, ч.2 и 5 ст.27, ч.1, 4, 7, 8, 11 и 13 ст.28, ч.1, 3, 4, 6 и 8 ст.29, ч.1 и 2 ст.30.1 настоящего Федерального закона;
  • рекламопроизводитель будет наказан за нарушение требований об оформлении, производстве и подготовке рекламы в ч. 6-7 данной статьи;
  • штрафы попадают в федеральный бюджет в размере 40%, и в бюджет субъекта РФ — 60%.

Это все последние изменения, которые ожидаются в будущем в законе «О рекламе».

Похожие законы

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

210fz.ru

Федеральный закон "О рекламе" простыми словами :: BusinessMan.ru

Рекламная деятельность в нашей стране регламентируется. Впрочем, так происходит и во всем цивилизованном мире. Существует такой нормативный акт, как федеральный закон 38 ФЗ «О рекламе». Речь идет о документе № 38-ФЗ, принятом 13 марта 2006 года. Последняя его редакция – от 08.03.2015 г.

В чем суть?

Содержание закона – те отношения, которые имеют место в процессе производства и размещения всех видов рекламы, а также при ее распространении. То есть его положения охватывают достаточно широкий круг понятий.

Федеральный закон 38 «О рекламе» своей целью имеет устранение недобросовестной конкуренции в данной сфере. Его смысл – в защите потребителей от вредного воздействия. Таковым признается реклама, которая способна вводить в заблуждение, наносить вполне осязаемый вред имуществу или здоровью. Кроме того, такая интеллектуальная собственность способна подрывать репутацию либо достоинство.

Помимо того, к ненадлежащей рекламе, защитить от которой всех нас призван названный закон, относится та, что нарушает моральные принципы и общественные интересы или же вредит окружающей среде.

На какие сферы закон о рекламе не действует

К ним относится политическая ее разновидность (включая предвыборную агитацию и связанную с референдумом), информация, которую закон обязывает раскрывать либо доводить до потребителя в обязательном порядке, аналитический и справочно-информационный материал (обзоры рынков, научные исследования). Все это не имеет цели продвинуть товар.

Далее должна быть упомянута информация органов власти, государства, местного самоуправления, не несущая коммерческого характера и не относящаяся к социальной рекламе. Такого же рода вывески и указатели тоже относятся к этой категории интеллектуальной собственности. Следует упомянуть и объявления различных субъектов, как юридических, так и физических лиц, не связанные с получением дохода.

А еще?

Еще под действие закона не попадает та информация, что размещена на упаковке (данные о производителе и проч.) и любые элементы оформления, относящиеся именно к этому товару, а не к постороннему.

Та информация об объекте, которая естественным образом «вписана» в художественное или научное произведение, упоминает изготовителя либо продавца и не несет коммерческой цели, тоже относится к этой категории.

Федеральный закон «О рекламе» N 38 ФЗ – основные понятия

Давайте определимся с терминами. Под рекламой понимается любая информация, независимо от вида и способа размещения, адресат которой – широкий круг лиц. Цель ее – привлечение внимания к упоминаемому товару (услуге) для продажи или продвижения на рынке.

Другое понятие – объект рекламы. Им может быть товар, его изготовитель или продавец, мероприятие (концерт, фестиваль, конкурс, состязание), интеллектуальное достижение. Одним словом, сюда относится все, что требует привлечения внимания.

Товаром считается продукт деятельности (включая работы и услуги), предназначенный к продаже, обмену и прочим видам оборота.

Другие понятия

Какими еще терминами оперирует федеральный закон «О рекламе»? Их не так уж много. Например, под так называемой ненадлежащей рекламой понимается та, что противоречит требованиям российского законодательства. А как же именуют здесь субъектов, т. е. действующих лиц?

Рекламодателями, производителями и распространителями называют лиц, занимающихся соответственно изготовлением или продажей товара, приводящих информацию в коммерческий формат и доводящих до потребителя любым способом. Эти три категории субъектов тесно связаны между собой и служат звеньями одной цепи.

Потребитель рекламы – лицо, чье внимание к продвигаемому объекту должно быть привлечено. Спонсором именуют того, на чьи средства проводится мероприятие.

Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Спонсорская реклама – та, обязательным условием которой является упоминание определенного лица в качестве «благотворителя».

Кроме того, существует и социальная ее разновидность. Под ней федеральный закон «О рекламе» подразумевает информацию некоммерческого характера для достижения целей благотворительности и т. п.

Решение всех упомянутых вопросов находится в компетенции федерального антимонопольного органа, а также его местных представителей.

Что требуется от российской рекламы?

Закон о рекламе не допускает недостоверной и недобросовестной информации в ней. А что же это такое, собственно говоря?

Под недобросовестной понимается та реклама, в которой содержатся некорректные сравнения товара с аналогичными от других производителей или продавцов, либо данные, порочащие деловую репутацию или достоинство конкурента (и любого лица).

Она же продвигает товар, запрещенный к рекламе, под видом аналогичного – похожего или тождественного торгового знака, либо другими способами. Согласно антимонопольному законодательству, это – акт недобросовестной конкуренции.

К недостоверной относится реклама, содержащая ложную информацию, то есть не соответствующие действительности сведения.

Какого рода они могут быть?

Таковыми, например, закон о рекламе считает информацию о преимуществах рекламируемого товара по сравнению с другими, находящимися в обороте. Речь может идти о:

  • любых его характеристиках, потребительских качествах, сроках службы и годности, ассортименте и комплектации;
  • месте происхождения и наличии сертификатов, возможности покупки в конкретном месте или в течение определенного времени;
  • стоимости или цене, порядке оплаты, скидках, тарифах и прочих денежных вопросах;
  • условиях, на которых производятся доставка, ремонт, обмен, обслуживание данного товара, о его гарантийных условиях.

Какая еще информация может быть недостоверной?

Это сведения о рекомендациях любых лиц относительно объекта рекламы либо о его одобрении кем-то, то же самое – о результатах испытаний и исследований, реальном масштабе спроса на товар, объеме его производства или продажи.

Недостоверной является информация о самых разных правилах и сроках проведения мероприятий, числе призов/выигрышей и порядке их получения.

Сюда же относятся любые сведения о лицах, которые являются изготовителями либо продавцами данного товара.

Чего не должна делать реклама?

Есть определенные действия, которые недопустимы. Их закон о рекламе строго запрещает. Это, прежде всего, призыв к противоправным действиям, жестокости и насилию. Далее следует упомянуть создание угрозы безопасности транспорта путем сходства некоторых символов с дорожными знаками. Еще – формирование осуждения тех, кто не применяет рекламируемый товар, или же использование порнографической информации.

Недопустимо в рекламе пользоваться иностранными терминами, искажающими смысл. Нельзя указывать на одобрение органами власти. Запрещено также демонстрировать курение и употребление алкоголя, использовать образы врачей и медсестер (кроме рекламы, предназначенной специально для них), указывать на лечебный эффект того или иного средства.

Нельзя применять бранные слова, непристойные выражения и образы, в т. ч. касающиеся расы, пола, национальности, социальной категории, профессии, возраста или языка человека. То же самое относится к государственным и религиозным символам, памятникам культуры и истории.

Какие товары нельзя рекламировать?

Нельзя рекламировать все товары, изготовление и реализация которых запрещены на территории РФ: оружие, наркотики, психотропные вещества, взрывчатку, человеческие органы и ткани как объект продажи.

Товары, требующие госрегистрации либо обязательной сертификации (в случае отсутствия последних) относятся к этой группе. То же самое касается лицензируемой их категории.

Табак и вся относящаяся к нему продукция – изделия из него, курительные принадлежности и т. п., не рекламируются.

Медицинские услуги по прерыванию беременности также относятся к категории запрещенных.

Что такое неэтичная реклама?

Данный термин обычно интуитивно понятен. Он относится к числу нарушений, с которыми призван бороться закон «О рекламе». Последняя редакция его особенное внимание уделяет понятию неэтичного воздействия. Это то, которое ведется с нарушением общепринятых норм морали и гуманности путем оскорбления словесно или путем приведения сравнений либо образов рас, национальностей, профессий, социальных категорий, пола, языка или возраста граждан, а также их религиозных взглядов и политических убеждений.

Неэтичная реклама может порочить объекты искусства, являющиеся национальным или мировым культурным достоянием, государственные гербы, флаги и прочие символы, валюту той или иной страны. Кроме того, нападкам может подвергаться конкретное лицо или товар.

Под скрытой рекламой понимается та, что воздействует на потребителя на неосознаваемом уровне, в том числе специальными техническими средствами (видеовставками и пр.).

businessman.ru

Закон о рекламе № 38-ФЗ в последней редакции 2018 года

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" вступил в силу с 1 июля 2006 года, за исключением отдельных его положений, вступающих в силу, согласно статье 39 закона, в иные сроки.

Ниже представлен текст документа:

Закон "О рекламе" в последней редакции с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 03.04.2018 N 61-ФЗ), вступающими в силу 03.06.2018 года (ред. 50).

13 марта 2006 года

N 38-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РЕКЛАМЕ

ПринятГосударственной Думой22 февраля 2006 года

ОдобренСоветом Федерации3 марта 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального законаСтатья 2. Сфера применения настоящего Федерального законаСтатья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законеСтатья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламеСтатья 5. Общие требования к рекламеСтатья 6. Защита несовершеннолетних в рекламеСтатья 7. Товары, реклама которых не допускаетсяСтатья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажиСтатья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятийСтатья 10. Социальная рекламаСтатья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертойСтатья 12. Сроки хранения рекламных материаловСтатья 13. Предоставление информации рекламодателем

Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачахСтатья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачахСтатья 16. Реклама в периодических печатных изданияхСтатья 17. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживанииСтатья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязиСтатья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкцийСтатья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием

Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров

Статья 21. Реклама алкогольной продукцииСтатья 22. Утратила силуСтатья 23. Утратила силуСтатья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медициныСтатья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питанияСтатья 26. Реклама продукции военного назначения и оружияСтатья 27. Реклама основанных на риске игр, париСтатья 28. Реклама финансовых услу и финансовой деятельностиСтатья 29. Реклама ценных бумагСтатья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивениемСтатья 30.1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации

Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламыСтатья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы

Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламыи ответственность за нарушение законодательстваРоссийской Федерации о рекламе

Статья 33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламыСтатья 34. Представление информации в антимонопольный органСтатья 35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайныСтатья 35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламыСтатья 36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламеСтатья 37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органаСтатья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Глава 6. Заключительные положения

Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального законаСтатья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

ПрезидентРоссийской ФедерацииВ.ПУТИН

Москва, Кремль13 марта 2006 годаN 38-ФЗ

logos-pravo.ru

закон о рекламе №38-ФЗ - Основные определения и краткое содержание,основные положения,последняя редакция 38 федерального закона о рекламе

ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» был подписан Президентом РФ 13 марта 2006 года.

Целью принятия закона было развитие рынков по реализации товаров, работ и услуг, в процессе которого соблюдались бы принципы добросовестного конкурирования, а также обеспечение многоуровневого, но единого экономического поля в рамках всего государства.

Мотивы закона были обозначены потребностями в реализации прав потребителей на получение и ознакомление с рекламой добросовестного и достоверного уровня, а также на внедрение законных возможностей в части создания благоприятных условий в процессе производства и распространения рекламы в социальной сфере.

 Реализация политики РФ в части предупреждения нарушений и пресечения фактов распространения ненадлежащей рекламы.

Основные определения и краткое содержание

Закон включает в себя регулирование рекламной деятельности в различных сферах деятельности, а также способов размещения рекламных слоганов и объявления, в том числе при теле-, радиовещании.

Особое внимание уделяется правам несовершеннолетних при рекламировании алкогольной продукции, игр, связанных с неоправданным риском и в других сферах. 

Закон определяет, что рекламой является информация:

  • Которая получила распространение любым возможным способом и при применении любых техник;
  • Адресована неопределенному числу людей;
  • Целью которой является привлечение внимания к самому объекту рекламы;
  • Поддержание или формулирование интереса к определенному товару;
  • С целью продвижения последнего на рынке предложения товаров и услуг.

Объект рекламирования может обладать различными характеристиками, и главной чертой последнего является:

  1. Мотив привлечения внимания, которое адресуется потребителям в неограниченном количестве от изготовителя или продавца товара;
  2. Результатов от осуществления интеллектуальной деятельности или определенного мероприятия.

Товар в данном случае должен обладать признаками:

  • Является продуктом деятельности;
  • Предназначен для сбыта в форме продажи, обмена или внедрения в оборот.

Закон определяет, что отношения формируются в определенном субъектном составе, в который входят:

  1. Рекламодатель;
  2. Рекламопроизводитель;
  3. Рекламораспространитель;
  4. Потребитель,
  5. Спонсор — лицо, которое оказало финансирование в производстве рекламы или рекламируемой деятельности, или самого продукта, который рекламируется.

Реклама является спонсорской в которой указывается или упоминается имя, или наименование такого спонсора, если он является юридическим лицом. 

Закон имеет понятие социальной рекламы. То есть информации, адресованной неопределенному числу лиц, целью которой есть благие намерения и благотворительные мотивы, в части достижения общественно полезных целей и следованию интересов самого государства в целом.

В основной части даются основные характеристики и требования, предъявляемые к такого рода информации, среди которых выделяются:

  • Реклама в телепрограммах и телепередачах;
  • На радио в продолжение радиопередач;
  • В продолжение видеообслуживания и кинообслуживания;
  • С помощью сетей электросвязи;
  • Наружная реклама;
  • На транспортаных средствах и с их использованием;

К ним относят:

  • Алкогольную продукцию;
  • Всяческие средства медицины и услуг по оказанию медицинской помощи;
  • Пищевые и биоактивные добавки, детское питание;
  • Продукция военного назначения и оружие;
  • Игры, основанные на риске, пари;
  • Финансовые услуги и процесс их оказания, финансовая деятельность;
  • Ценные бумаги;
  • Договоры ренты, к ним также относятся договоры по пожизненному содержанию;
  • Деятельность медиаторов, в частности по оказанию услуг медиации.

Что регулирует и когда применяется

ФЗ «О рекламе» является регулятором ко всем отношениям, связанным со сферой применения рекламы. При этом решающего значения не имеет место производства, важно, что она используется в рамках территории РФ.

Статья 2 определяет, что действие закона не имеет распространения на следующие сферы:

  • Политическая, в рамки которой кроме прочего входит предвыборная агитация, а также агитация, связанная с проведением референдумов;
  • На информацию, доведение до конечного потребителя и распространение которой носит обязательный характер;
  • Справочно-информационная и аналитическая продукция, которая не ставит перед собой основной целью продвижение товара на рынке и не входит в разряд социальной рекламы;
  • Сообщения органов государственной и местной власти, не имеющие рекламного характера и не являющиеся социальной рекламой;
  • Вывески и указатели, не имеющие рекламной нагрузки;
  • Объявления физических и юридических лиц, которые не имеют общего с осуществляемой последними предпринимательской активности;
  • Общие данные о товаре, изготовителе, экспортере и импортере, которые размещаются на самом товаре или его упаковке;
  • Элементы, используемые при оформлении товара;
  • Упоминания о товаре и его качественных характеристиках, которые были органично внедрены в произведения искусства и не имеющие по своим характеристикам рекламной нагрузки;

Статья 7 определяет спектр товаров и услуг, которые рекламировать запрещено.В него входят:

  • Товары, изготовление и распространение которых запрещено законами РФ;
  • Наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, и растения, содержащие таковые;
  • Взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;
  • Органы и человеческие ткани, в качестве предметов продажи и покупки;
  • Товары, подлежащие процессу обязательной государственной регистрации, в силу отсутствия таковой;
  • Товары, которые должны быть сертифицированными ввиду отсутствия сертификации или подтверждения соответствий требованиям содержания технических регламентов;
  • Товары, для изготовления и распространения которых требуется наличие лицензий или других специальных разрешений, ввиду отсутствия таковых;
  • Всех товаров, связанных с табакокурением;
  • Медицинских услуг, оказание которых имеет свей целью прерывание беременности.

Закон «О рекламе» определяет, что реклама должна быть достоверной и добросовестной. Если эти требования не соблюдаются, то налагаются санкции, так как популяризация таковой согласно закону недопустимо.

Видео: Комментарии юриста

Регулируется  саморегуляция в сфере рекламы, в частности деятельность объединений рекламодателей, а также спектр их прав в части защиты своей деятельности и нарушений с ней связанных. А также прописаны права антимонопольного органа по контролю рекламной деятельности.

В частности, при проведении проверок, сохранении коммерческой тайны, полномочия в части контроля за деятельностью рекламщиков.

Последняя редакция 38 федерального закона о рекламе

Последняя редакция закона не претерпела серьезных изменений по сравнению с предыдущими версиями. Были внесены изменения в части рекламирования объектов долевого строительства, а также расширен список требований к такого рода рекламе.

В частности, запрещена реклама:

  • Если отсутствует регистрация прав на субаренду земельного участка;
  • Если отсутствует заключение уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта РФ, территория которого застраивается на предмет соответствия застройщика и проектной декларации требованиям закона.

Принятие нового закона о рекламе было продиктовано реалиями современного мира и развитием общества. Закон устанавливает наиболее благоприятные условия для проведения рекламной деятельности, а также регуляторной политики в этой сфере. Предусматривает самоуправление и возможность самостоятельной защиты нарушенных прав, а также наложение мер ответственности за невыполнение его положений.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

zakonmaster.ru

64. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ». Реклама: Шпаргалка

64. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ»

История создания: 14 июня 1995 г Государственной Думой России был принят Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу 18 июля 1995 г

Назначение Закона: устанавливает ответственность за недостоверную рекламу, основные принципы рекламной деятельности в стране; • содействует регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения и получения рекламы; • определяет права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

В Законе даются определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т. д.

Основные разделы Закона. 1. «Общие и специальные требования к рекламе»; 2. «Особенности рекламы»; 3. «Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы»; 4. «Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей»; 5. «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы и права органов саморегулирования в области рекламы»; 6. «Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя».

В Законе рассматриваются особенности отдельных видов рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров, таких, как алкоголь, табак, медикаменты и т. д.

В Уголовном кодексе РФ существует положение, предусматривающее ответственность за заведомо ложную рекламу.

Информация, содержащаяся в Законе:

1. Законом предоставлены определенные права органам самоуправления в области рекламы по контролю рекламной деятельности в России: они могут снять недобросовестную рекламу, а также привлечь к ответственности нарушителей законодательства.

2. Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы ясно и основательно изложены в Федеральном законе «О рекламе».

Основные законодательные акты прямого действия которые в разной степени регулируют рекламную деятельность:

• Закон 1991 г. «О средствах массовой информации»;

• Федеральный закон 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

• Закон 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

• Федеральный закон 1998 г. «О лекарственных средствах».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Закон о рекламе 38-ФЗ в 2018 году

Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ в 2018 году. Сферы его применения. Ответственность за нарушение. Изменения, внесенные последней редакцией.

Рыночные отношения являются основой экономики Российской Федерации в течение последних 25 лет. Главной его основой является здоровая конкуренция.

Двигателем торговли является реклама. Задачей государства является обеспечить право потребителей на получение добросовестной рекламы в едином экономическом пространстве Российской Федерации.

Структура норматива

С целью обеспечения контроля государства в сфере рекламы, государством был разработан и принят закон о рекламе 38-ФЗ в 2018 году. Он включает в себя шесть глав из сорока статей.

Основные положения

Данный закон введен с целью развития рынков, товаров и услуг, при условии соблюдения участниками здоровой конкуренции.

Он позволяет обеспечить в Российской Федерации единое экономическое пространство, в котором действуют условия, благоприятные для производства и реализации продукции.

Основным инструментом распространения считается реклама, которая должна быть добросовестной и достоверной.

Сфера применения

Закон о рекламе 38-ФЗ в 2018 году регулирует отношения в сфере рекламы, которое распространяется на территории Российской Федерации.

Под действие настоящего закона попадает вся реклама, не зависимо от места ее производства. Исключением является:

Политическая реклама Включающая в себя предвыборную агитацию и информацию по вопросам референдума
Информация, которую нужно обязательно донести до потребителя В соответствии с Федеральным законом
Материалы, относящиеся к справочно-информационным и аналитическим Которые не влияют на реализацию товаров и не представлены как социальная реклама
Сообщения, разработанные органами власти Разных уровней
Вывески и указатели На которых не размещена информация рекламного характера
Объявления, размещенные физическими и юридическими лицами Не имеющими отношения к производству и реализации товаров
Информация о товаре и его производителе Размещаемая непосредственно на продукции или ее упаковке
Оформление товара, размещенное на нем или его упаковке Не содержащее информативный посыл на другой товар
Использование названий товаров в научных отчетах Литературных и музыкальных произведениях, а так же в других сферах искусства, не признанных рекламой

Положение закона о рекламе 38-ФЗ в 2018 году в равной степени распространяется не только на продукцию, но также на работы и услуги.

Требования к рекламной продукции

Основные требования, предъявляемые к рекламе, на основании данного закона – это достоверность и добросовестность.

Несоответствие рекламной продукции данным критериям, является основанием для исключения ее из информационного пространства. В отдельных случаях это может стать основанием для судебных исков со стороны потребителей или конкурентов.

Реклама признается несоответствующей в следующих случаях:

  1. Информационный посыл содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с конкурирующей продукцией.
  2. Признана как оскорбительная или порочащая честь определенного лица либо компании.
  3. Направлена на продвижение товара, реклама которого не допускается законодательством Российской Федерации.
  4. Признан как акт недобросовестной конкуренции антимонопольным комитетом.

Отдельно можно выделить признаки недостоверной рекламы – предоставляющей неправдивые сведения о следующих характеристиках:

  1. Определение преимуществ, рекламируемого товара над конкурирующим.
  2. Информация о характеристике товара, в которую входит ее состав, происхождение методы и дата изготовления, срока годности и использования, и так далее.
  3. Информация об ассортименте и комплектующих продукции, информирующая о том, что данный товар невозможно приобрести в другом месте.
  4. Об условиях доставки, ремонта и так далее.
  5. Об исключительных авторских правах.
  6. О правах на использование официальных государственных символов и символов международных организаций.
  7. Об официальном общественном признании, выраженном в форме получения наград.
  8. О наличии рекомендаций, выданных физическими или юридическими лицами.
  9. О результатах исследований.
  10. О размере спроса на рекламируемый или конкурируемый продукт.
  11. О проведении акций, розыгрышей и других программ лояльности.

Помимо этого существует ряд запретов, который исключает появление в информационном пространстве рекламы, содержащей антисоциальные посылы.

К ним относится призыв к курению и употреблению алкоголя, оскорблению лиц отдельных социальных групп народов наций, развращение и так далее.

Так же запрещается реклама, преувеличивающая свойства товара, особенно когда речь идет о медицинских препаратах, употребление которых разрешено только по предписанию врача.

Существующие виды объекта

Рекламные объекты классифицируют по нескольким признакам. Одним из них является способ и место размещения рекламы.

По данному признаку различают:

  1. Рекламная продукция, размещенная в средствах массовой информации, теле- и радиопрограммах.
  2. Наружная реклама – реклама, размещенная на транспортных средствах.
  3. Информация, размещенная в местах продажи.
  4. Изготовление и распространение рекламных сувениров.
  5. Реклама в интернет-изданиях.

По сфере направленности информационного потока и его тематики, можно выделить следующие виды рекламных объектов:

Социальная Предназначена для информирования общества о необходимости определенных действий в социальной сфере
Политическая Направлена на информирование общества о деятельности определенных политических сил или проведении определенных политических процессов
Продающая Предназначена для информирования общества о появлении на рынке определенных товаров, работ и услуг, и их реализации

Нормы закона о рекламе 38-ФЗ в 2018 году в большей степени распространяются на продающую рекламу.

Социальная и политическая реклама не влияют на продвижение торговли и распространение товара. Он не попадает под юрисдикцию антимонопольного комитета и не включается в рыночные отношения.

Участие антимонопольного органа

Главным органом, контролирующим соблюдение правил при рыночной торговле всеми участниками рынка, является антимонопольный комитет. Одной из представленных его задач является контроль рекламы.

Работники антимонопольного комитета проводят проверку информационного пространства и представленной в нем информации на предмет достоверности и добросовестности.

Их задачей является исключение рекламной продукции, которая не соответствует законодательным требованиям.

Проверка может быть инициирована непосредственно работниками антимонопольного комитета либо основанием для ее проведения становится жалоба потребителей или других лиц, права которых нарушены с использованием данной рекламы.

Все решения антимонопольного комитета оформляются в письменном виде на основании проведённого комиссией анализа.

Они предоставляются в суд, как основание для привлечения нарушителя к ответственности. О видах ответственности, и какие при этом предусмотрены наказания будет сказано далее.

Ответственность за нарушения

Статья 38 данного закона предусматривает, что нарушение законодательства о рекламе влечет за собой ответственность по гражданскому законодательству.

На основании этого лица, права которых были нарушены, имеют право на обращение с жалобой в антимонопольный комитет с требованием снять рекламу с информационного пространства, а также обратиться в суд с требованием возместить моральный ущерб, полученный, вследствие распространения данной рекламной продукции.

Орган антимонопольного комитет обязан провести проверки с целью установки факта использования недостоверной или некорректной рекламы.

После чего реклама должна быть снята с информационного пространства, а лицо, представившее его, обязано предоставить опровержение данной информации.

Помимо этого, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что лицо, предоставившее рекламу, несоответствующую установленным законодательством нормам, несет административную ответственность.

На основании этого могут быть установлены соответствующие виды взысканий и наказаний.

Как правило, это штрафы, суммы которых определяются на основании предписаний антимонопольного комитета и уплачиваются в бюджетные системы нескольких уровней.

40% от суммы штрафа уплачивается в Федеральный бюджет, оставшиеся 60% идут в муниципальный бюджет территориального субъекта, на котором зарегистрирован СПД.

Стоит обратить внимание, что гражданская и административная ответственность применяются к объекту независимо друг от друга на основании соответствующих кодексов.

То есть, уплата штрафов, основанных на решении суда или предписании комитета, не освобождает лицо от уплаты взыскания, установленного в качестве моральной компенсации пострадавшему лицу в судебном порядке.

Видео: закон о рекламе. ФЗ-38. В доступной формеОтветственность за нарушение несут одновременно рекламодатель и рекламный распространитель. Нарушение законодательства ими определены разными нормативными актами.

Последние изменения закона о рекламе 38-ФЗ

Закон о рекламе 38-ФЗ был принят еще 13 марта 2006 года. 20 декабря 2017 года был принят государственной думой и одобрен советом федераций 26 декабря 2017 года.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 года №489-фз «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона о рекламе», в которой говорится о рекламе в телепрограммах и телепередачах.

Согласно данному закону были внесены следующие изменения:

На телеканалах, не являющихся федеральными То есть вещающими менее чем в половине федеральных субъектов Российской Федерации, на рекламу отведено не более 20 % времени в час. Она включает в себя все способы подачи информации рекламной продукции, в том числе бегущую строку и спонсорскую помощь
Время рекламы во время телепередач Не должно превышать 15% от эфирного часа

Проще говоря, эти изменения определили временные критерии для проведения рекламы на муниципальных телеканалах. В эфирном пространстве передачи она должна составлять всего 9 минут.

При этом учитывается время показа бегущей строки, всплывающих картинок и объявления компании, как спонсора.

При этом телеканал еще имеет 3 минуты дополнительно меж эфирного времени для подачи рекламы. Сегодня Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ поступил в редакцию уже с внесенными изменениями.

На это стоит обратить внимание рекламораспространителям. Так как именно они несут ответственность по данной статье, и с них может взыматься штраф з нарушение.

Механизм привлечения рекламорапространителя к ответственности такой же, как и в случае с рекламодателем.

Но стоит обратить внимание, что в данном случае он несет только административную ответственность. Это связанно с тем, что нанесение морального ущерб таким образом доказать невозможно.

Следовательно, взыскание за нарушение использование эфирного времени под выпуск рекламы рекламорапространитель не уплачивает.

Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ выступает в качестве инструмента регулирования отношении в торговой рыночной среде в сфере информирования потенциальных покупателей о продукции.

За нарушение закона предусмотрена административная и гражданская ответственность. Чтобы ее избежать, нужно просто следовать правилам, установленных законом. Предоставляйте только достоверную информацию, которая не затрагивает других лиц.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

jurist-protect.ru