В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов. Федеральный бюджет и областной бюджет


В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов

Бюджетная система РФ

Ковалева Т.М.

Глухова Алла Геннадьевна семинары

 

06.09.2012

ТЕМА №1

Экономическая сущность бюджета государства

СУЩНОСТЬ

Причины существования бюджета:

1. Наличие государства (власти)

2. Наличие товарно-денежных отношений

В докапиталистических формациях не было единого финансового документа (бюджет), объединяющего государственные расходы и доходы, и для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход.

Финансы государства не были отделены от финансов главы государства.

Простейшим видом бюджета является государственная казна.

С конца 18 века государственная казна отделилась от средств главы государства – появился бюджет государства.

Бюджет – это план предстоящих доходов и расходов государства.

В России бюджет появился в 1802 году. Появляется министерство финансов. Васильев – министр финансов.

Постепенно в странах установились правила, на основе которых разрабатывались и формировались бюджеты.

Общие характеристики:

· Бюджет - баланс доходов и расходов

· Доходная часть содержит перечень поступающих средств – 80% - налоговые поступления

· Расходная часть объединяет все виды производимых властью затрат (как правило на управление, экономику, соц.сферу, оборону)

· Бюджет утверждается высшим законодательным органом страны

· Бюджет объединяет многие финансовые категории – налоги, расходы, займы, субсидии, дотации

Функции государства, направления его деятельности определяют содержание, структуру бюджета государства, порядок его формирования и использования.

Современные функции государства - экономическая, социальная, оборонная, внешнеполитическая. Этим функциям служит бюджет, способствует их реализации. Без бюджета они не будут реализованы.

Теоретические основы бюджета и его практическое функционирование рассматриваются, исходя из теории финансов. Общественные (публичные).

Проблемы функционирования бюджета необходимо рассматривать с двух точек зрения:

1. Категориальная

2. Практическая

Бюджет как категория представляет собой систему экономических отношений по поводу формирования и использования дохода власти.

Существуют следующие практические характеристики бюджета - фонд денежных средств; форма образования и расходования денежных средств; баланс доходов и расходов; доход власти.

ФУНКЦИИ

Являясь частью финансов, бюджет выполняет те же основополагающие функции – распределительную и контрольную.

Но, являясь специфической категорией, бюджет выполняет еще и свои специфические функции, в которых реализуются 2 указанные ф-ции:

1. Обеспечение доходными источниками органов государственной власти и местного самоуправления

2. Финансирование функциональных обязательств гос. и мест. власти

3. Контрольно-регулирующая

ТЕМА №2

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1. БС РФ, направления развития

2. Состав бюджетной системы РФ

 

БС РФ, направления развития.

Определение БС дано в БК. БС РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основы БС были заложены в 1992г. (3 уровня). В 1998 появился БК + государственные внебюджетные фонды (ПФ, соц.страх., мед.страх., фонд занятости). Государственные внебюджетные фонды существую на федеральном уровне и региональном.

Принципы БС РФ:

1. Единство БС

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями БС (т.е. каждому бюджету принадлежать определенные расходы/доходы)

3. Самостоятельность бюджета (каждый бюджет принадлежит определенной власти и утверждается соответствующей властью) – был принцип матрешки

4. Принцип полноты отражения доходов/расходов

5. Сбалансировать

6. Результативность

7. Эффективность

8. Адресность и целевой характер

9. Подведомственность

10. Прозрачность и открытость

Состав БС.

БС РФ определяется государственным устройством. В отдельных государствах (Англии, Италии, Франции) – БС состоит из 2 звеньев – гос.бюджет и местный бюджет. В гос.бюджетах аккумулируется основная часть средств, местные бюджеты не входят в государственный бюджет, они составляются, утверждаются, исполняются местными органами. В федеративных (США, Германия) государствах БС состоит из 3 уровней – Федеральный бюджет, бюджеты членов федераций и местные бюджеты.

Государственный бюджет СССР основывался на принципе подведомственности как для плательщиков, так и для получателей платежных средств. Предприятия-плательщики были закреплены за отдельными бюджетами, и получатели были закреплены за бюджетами. Рыночные отношения этот принцип разрушили. Появился налогоплательщик и получатель бюджетных средств, и налогоплательщик может платить не в конкретный бюджет, а во все три уровня БС.

3 уровня БС:

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций федеральных органов власти. Серьезные изменения в БС произошли в соответствии с законом №131 об общих принципах организации местного самоуправления по РФ от 06.10.2006.

Изменения БС коснулись местного уровня. В соответствии с этим законом местные бюджеты - это бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородские, бюджеты городских и сельских поселений. Т.е местный уровень стал децентрализованным, и бюджеты стали формироваться даже на уровне городских и сельских поселений.

На территории Самарской области существует 1 областной бюджет Самарской области, 10 бюджетов городских округов, 27 бюджетов муниципальных районов, 12 бюджетов городских поселений, 292 бюджетов сельских поселений.

 

Существует понятие бюджет области и областной бюджет. бюджет области – консолидированный, не утверждается законодательно. Утверждается только областной бюджет. Бюджет области – документ для расчета и анализа.

В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов.

ТЕМА №3

Доходы бюджета

1. Содержание и структура доходов бюджета

2. Виды доходов бюджета

 

Содержание и структура ДБ

Доходы - это поступающие в соответствующий бюджет денежные средства, за исключением тех, что являются источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета – система денежных средств, поступающих государству в результате распределения ВВП между государством, организацией и гражданами.

Источниками, обеспечивающими формирование денежных потоков государства, являются различные виды налоговых и неналоговых платежей в государственные и муниципальные бюджеты, а также безвозмездные перечисления.

С одной стороны бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками воспроизводства, а с другой стороны – выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированные в руках государства, вновь созданные стоимости.

Вновь созданная стоимость используется для формирования бюджетных средств, предназначенных для финансирования государственных расходов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы бюджетов легитимны, т.е. формируются на основании закона органов государственной власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период, а также на основе налогового, таможенного иди иного законодательства.

Экономические принципы формирования налоговой системы страны предопределяют возможности создания материальных условий, государственного регулирования экономики не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования движения финансовых потоков в отдельных сферах и областях.

Т.о. экономический аспект налогообложения предполагает создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет государственных интересов в сферах инновационных технологий , инвестиционной активности, ресурсосбережения и увеличения эффективности производства.

Цель гос.регулирования доходов бюджета состоит в таком распределении налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, которая гарантировала бы нормативную часть расходов, закрепленную за каждым из этих звеньев, и тем самым свело бы к минимуму необходимость дополнительного перераспределения между ними в форме трансфертов.

Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Органы гос.власти субъектов РФ не вправе выходить за пределы компетенции, установленных для них РФ. Также полномочиями в области налогообложения располагают органы власти местного самоуправления, они вправе принимать решения в области налогообложения в пределах полномочий, установленных ФЗ-ми.

Компетенция федеральных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов и органов местного самоуправления в области налогообложения определена в НК РФ, ФЗ об основах налоговой системы РФ, ФЗ о финансовых основах местного самоуправления, ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, ФЗ о бюджете на очередной финансовый года ФЗ о конкретных налогах.

 

Виды доходов бюджета

В соответствии с БК выделяют след.виды доходов бюджета: налоговые и неналоговые, также безвозмездные перечисления. В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут пополняться за счет: не/налоговых доходов, безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета РФ, Федерального бюджета.

По источникам поступления налоги можно разделить на не/налоговые и безвозмездные поступления, по сферам использования - на федеральные, региональные, местные, доходы целевых бюджетных фондов, по доли перечисления бюджету соответствующего уровня - закрепленные налоги и регулирующие налоги, по сферам принадлежности - собственные и трансферты.

К налоговым доходам относят: предусмотренные НК РФ, федеральные, региональные, местные налоги и сборы, пени и штрафы.

Налоги - приоритетный инструмент регулирования экономик, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение НД, ВВП.

Статус налога не означает, что этот вид налога полностью аккумулируется на соответствующем уровне бюджетной системы. Большая часть налоговых поступлений является регулирующими, т.е. перераспределяется по уровням БС.

Кроме того ФЗ распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюджетами различных уровней.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и ФЛ в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения государства и ее муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика, государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юр.действий.

Неналоговые, как и налоговые, платежи устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ и на основании БК к ним относятся: доходы от использования имущества, находящего в гос. и муницип. Собственности, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от платных услуг, предоставляемых гос. и муницип. органами, а также бюджетными организациями и доходами в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.

Безвозмездные поступления: безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы, от государственных или муниципальных организаций, от негосударственных организаций, международных организаций, правительств иностранных государств, ФЛ/ЮЛ.

Собственные доходы бюджета – это доходы, закрепленные за бюджетом определенного уровня и исключающие финансовую помощь бюджетов другого уровня.

Собственными доходами признаются виды налогов и неналоговые доходы, отнесенные к таковым НК РФ.

Регулирующими налогами признаются те фед./рег./местные налоги, по которым в соответствии с действующим законом о Фед.бюджете, устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.

Администратор дохода – (плательщики налогов)- орган гос. власти, орган местного самоуправления, ЦБ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания платежей, пени, штрафов, являющихся доходами бюджетов, бюджетной системы РФ.

27.04.07

Главный администратор доходов + администратор источников финансирования дефицита бюджета.

В приложениях к законам о бюджетах за тот или иной год устанавливается перечень главных администраторов доходов (Федерального бюджета).

Код бюджетной классификации РФ Наименование главного администратора доходов
Код главного администратора доходов Код доходов Федерального бюджета
  Министерство промышленности и торговли РФ
  Министерство природных ресурсов и экологии
  Федеральная налоговая служба
     
     

 

Как правило, по каждому администратору доходов подготовлен порядок осуществления полномочий, доходов бюджетов, Бюджетной системы РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении .

Этот порядок разрабатывается в соответствии со статьями 46, 51, 160.1 БК РФ.

 

 

ТЕМА №4

studopedya.ru

Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от региональных и местных налогов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом о бюджете, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ региональных и местных налогов, а также от пеней и штрафов по ним.

Налоговые доходы субъектов РФ от региональных налогов.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов:

налога на имущество организаций — по нормативу 100 %;

налога на игорный бизнес — по нормативу 100 %;

транспортного налога — по нормативу 100 %.

Налоговые доходы субъектов РФ от федеральных налогов и налогов специальных налоговых режимов.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций — по налоговой ставке в размере 18 %, (общая ставка — 20 %). Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, — по нормативу 80 %;

налога на доходы физических лиц — по нормативу 70 %;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 %;

акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 %;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 60 %;

акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100 %;

акцизов на пиво — по нормативу 100 %;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 %;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 %;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60 %;

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов — по нормативу 100 %;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 %;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 30 %;

сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 %;

единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 90 %;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 %;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 %:

по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов РФ;

за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.

Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 % включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин), производимую на территории РФ, осуществляется по следующим нормативам.

20 % указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции.

80 % указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

Зачисление в бюджеты субъектов РФ доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты осуществляется в порядке, установленном законом о федеральном бюджете на очередной год.

В бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с БК РФ зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ.

Налоговые доходы местных бюджетов от федеральных и региональных налогов, а также налогов специальных налоговых режимов.

Законом субъекта РФ могут быть установлены:

единые для всех поселений субъекта РФ нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ;

единые для всех муниципальных районов субъекта РФ нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов.

Законом субъекта РФ о региональном бюджете могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ.

Законом субъекта РФ представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями по установлению дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

Органы государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые или дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога.

В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов РФ.

Законодательные органы субъектов РФ вводят региональные налоги, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Налоговые доходы бюджетов поселений.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:

земельного налога — по нормативу 100 %;

налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 %.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 %;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 %.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению доходы от следующих местных налогов:

земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 %;

налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 %.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц — по нормативу 20 %;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90 %;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 %;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 %.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению доходы от федеральных или региональных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального района могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной год.

Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате федеральных, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

Налоговые доходы городских округов.

В бюджеты городских округов зачисляются доходы от следующих местных налогов:

земельного налога — по нормативу 100 %;

налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 %.

В бюджеты городских округов зачисляются доходы от следующих федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц — по нормативу 30 %;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90 %;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 60 %;

государственной пошлины — в соответствии с БК РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и региональных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов в соответствии с БК РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от НДФЛ по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Пример. Приведем извлечение из Закона Архангельской области от 12 декабря 2007 г. № 466-23-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год» (с изменениями от 6 февраля 2008 г.).

Статьей 2 «Нормативы распределения доходов между областным бюджетом, бюджетами муниципальных образований Архангельской области и бюджетом Ненецкого автономного округа на 2008 год» названного закона предусмотрено следующее.

  1. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов и сборов, неналоговые доходы, поступающие от плательщиков на территории Архангельской области, подлежат зачислению в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Архангельской области по нормативам, установленным: Бюджетным кодексом РФ; Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»; областным законом от 9 ноября 2005 г. № 93-6-ОЗ «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений».

  2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в областной бюджет Архангельской области по нормативам, установленным п. 2 ст. 56 БК РФ.

studfiles.net

В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов

Бюджетная система РФ

Ковалева Т.М.

Глухова Алла Геннадьевна семинары

 

06.09.2012

ТЕМА №1

Экономическая сущность бюджета государства

СУЩНОСТЬ

Причины существования бюджета:

1. Наличие государства (власти)

2. Наличие товарно-денежных отношений

В докапиталистических формациях не было единого финансового документа (бюджет), объединяющего государственные расходы и доходы, и для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход.

Финансы государства не были отделены от финансов главы государства.

Простейшим видом бюджета является государственная казна.

С конца 18 века государственная казна отделилась от средств главы государства – появился бюджет государства.

Бюджет – это план предстоящих доходов и расходов государства.

В России бюджет появился в 1802 году. Появляется министерство финансов. Васильев – министр финансов.

Постепенно в странах установились правила, на основе которых разрабатывались и формировались бюджеты.

Общие характеристики:

· Бюджет - баланс доходов и расходов

· Доходная часть содержит перечень поступающих средств – 80% - налоговые поступления

· Расходная часть объединяет все виды производимых властью затрат (как правило на управление, экономику, соц.сферу, оборону)

· Бюджет утверждается высшим законодательным органом страны

· Бюджет объединяет многие финансовые категории – налоги, расходы, займы, субсидии, дотации

Функции государства, направления его деятельности определяют содержание, структуру бюджета государства, порядок его формирования и использования.

Современные функции государства - экономическая, социальная, оборонная, внешнеполитическая. Этим функциям служит бюджет, способствует их реализации. Без бюджета они не будут реализованы.

Теоретические основы бюджета и его практическое функционирование рассматриваются, исходя из теории финансов. Общественные (публичные).

Проблемы функционирования бюджета необходимо рассматривать с двух точек зрения:

1. Категориальная

2. Практическая

Бюджет как категория представляет собой систему экономических отношений по поводу формирования и использования дохода власти.

Существуют следующие практические характеристики бюджета - фонд денежных средств; форма образования и расходования денежных средств; баланс доходов и расходов; доход власти.

ФУНКЦИИ

Являясь частью финансов, бюджет выполняет те же основополагающие функции – распределительную и контрольную.

Но, являясь специфической категорией, бюджет выполняет еще и свои специфические функции, в которых реализуются 2 указанные ф-ции:

1. Обеспечение доходными источниками органов государственной власти и местного самоуправления

2. Финансирование функциональных обязательств гос. и мест. власти

3. Контрольно-регулирующая

ТЕМА №2

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1. БС РФ, направления развития

2. Состав бюджетной системы РФ

 

БС РФ, направления развития.

Определение БС дано в БК. БС РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основы БС были заложены в 1992г. (3 уровня). В 1998 появился БК + государственные внебюджетные фонды (ПФ, соц.страх., мед.страх., фонд занятости). Государственные внебюджетные фонды существую на федеральном уровне и региональном.

Принципы БС РФ:

1. Единство БС

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями БС (т.е. каждому бюджету принадлежать определенные расходы/доходы)

3. Самостоятельность бюджета (каждый бюджет принадлежит определенной власти и утверждается соответствующей властью) – был принцип матрешки

4. Принцип полноты отражения доходов/расходов

5. Сбалансировать

6. Результативность

7. Эффективность

8. Адресность и целевой характер

9. Подведомственность

10. Прозрачность и открытость

Состав БС.

БС РФ определяется государственным устройством. В отдельных государствах (Англии, Италии, Франции) – БС состоит из 2 звеньев – гос.бюджет и местный бюджет. В гос.бюджетах аккумулируется основная часть средств, местные бюджеты не входят в государственный бюджет, они составляются, утверждаются, исполняются местными органами. В федеративных (США, Германия) государствах БС состоит из 3 уровней – Федеральный бюджет, бюджеты членов федераций и местные бюджеты.

Государственный бюджет СССР основывался на принципе подведомственности как для плательщиков, так и для получателей платежных средств. Предприятия-плательщики были закреплены за отдельными бюджетами, и получатели были закреплены за бюджетами. Рыночные отношения этот принцип разрушили. Появился налогоплательщик и получатель бюджетных средств, и налогоплательщик может платить не в конкретный бюджет, а во все три уровня БС.

3 уровня БС:

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций федеральных органов власти. Серьезные изменения в БС произошли в соответствии с законом №131 об общих принципах организации местного самоуправления по РФ от 06.10.2006.

Изменения БС коснулись местного уровня. В соответствии с этим законом местные бюджеты - это бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородские, бюджеты городских и сельских поселений. Т.е местный уровень стал децентрализованным, и бюджеты стали формироваться даже на уровне городских и сельских поселений.

На территории Самарской области существует 1 областной бюджет Самарской области, 10 бюджетов городских округов, 27 бюджетов муниципальных районов, 12 бюджетов городских поселений, 292 бюджетов сельских поселений.

 

Существует понятие бюджет области и областной бюджет. бюджет области – консолидированный, не утверждается законодательно. Утверждается только областной бюджет. Бюджет области – документ для расчета и анализа.

В бюджет области входят областной, бюджеты го, муниципальных районов.

ТЕМА №3

Доходы бюджета

1. Содержание и структура доходов бюджета

2. Виды доходов бюджета

 

Содержание и структура ДБ

Доходы - это поступающие в соответствующий бюджет денежные средства, за исключением тех, что являются источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета – система денежных средств, поступающих государству в результате распределения ВВП между государством, организацией и гражданами.

Источниками, обеспечивающими формирование денежных потоков государства, являются различные виды налоговых и неналоговых платежей в государственные и муниципальные бюджеты, а также безвозмездные перечисления.

С одной стороны бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками воспроизводства, а с другой стороны – выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированные в руках государства, вновь созданные стоимости.

Вновь созданная стоимость используется для формирования бюджетных средств, предназначенных для финансирования государственных расходов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы бюджетов легитимны, т.е. формируются на основании закона органов государственной власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период, а также на основе налогового, таможенного иди иного законодательства.

Экономические принципы формирования налоговой системы страны предопределяют возможности создания материальных условий, государственного регулирования экономики не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования движения финансовых потоков в отдельных сферах и областях.

Т.о. экономический аспект налогообложения предполагает создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет государственных интересов в сферах инновационных технологий , инвестиционной активности, ресурсосбережения и увеличения эффективности производства.

Цель гос.регулирования доходов бюджета состоит в таком распределении налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, которая гарантировала бы нормативную часть расходов, закрепленную за каждым из этих звеньев, и тем самым свело бы к минимуму необходимость дополнительного перераспределения между ними в форме трансфертов.

Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Органы гос.власти субъектов РФ не вправе выходить за пределы компетенции, установленных для них РФ. Также полномочиями в области налогообложения располагают органы власти местного самоуправления, они вправе принимать решения в области налогообложения в пределах полномочий, установленных ФЗ-ми.

Компетенция федеральных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов и органов местного самоуправления в области налогообложения определена в НК РФ, ФЗ об основах налоговой системы РФ, ФЗ о финансовых основах местного самоуправления, ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, ФЗ о бюджете на очередной финансовый года ФЗ о конкретных налогах.

 

Виды доходов бюджета

В соответствии с БК выделяют след.виды доходов бюджета: налоговые и неналоговые, также безвозмездные перечисления. В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут пополняться за счет: не/налоговых доходов, безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета РФ, Федерального бюджета.

По источникам поступления налоги можно разделить на не/налоговые и безвозмездные поступления, по сферам использования - на федеральные, региональные, местные, доходы целевых бюджетных фондов, по доли перечисления бюджету соответствующего уровня - закрепленные налоги и регулирующие налоги, по сферам принадлежности - собственные и трансферты.

К налоговым доходам относят: предусмотренные НК РФ, федеральные, региональные, местные налоги и сборы, пени и штрафы.

Налоги - приоритетный инструмент регулирования экономик, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение НД, ВВП.

Статус налога не означает, что этот вид налога полностью аккумулируется на соответствующем уровне бюджетной системы. Большая часть налоговых поступлений является регулирующими, т.е. перераспределяется по уровням БС.

Кроме того ФЗ распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюджетами различных уровней.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и ФЛ в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения государства и ее муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика, государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юр.действий.

Неналоговые, как и налоговые, платежи устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ и на основании БК к ним относятся: доходы от использования имущества, находящего в гос. и муницип. Собственности, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от платных услуг, предоставляемых гос. и муницип. органами, а также бюджетными организациями и доходами в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.

Безвозмездные поступления: безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы, от государственных или муниципальных организаций, от негосударственных организаций, международных организаций, правительств иностранных государств, ФЛ/ЮЛ.

Собственные доходы бюджета – это доходы, закрепленные за бюджетом определенного уровня и исключающие финансовую помощь бюджетов другого уровня.

Собственными доходами признаются виды налогов и неналоговые доходы, отнесенные к таковым НК РФ.

Регулирующими налогами признаются те фед./рег./местные налоги, по которым в соответствии с действующим законом о Фед.бюджете, устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.

Администратор дохода – (плательщики налогов)- орган гос. власти, орган местного самоуправления, ЦБ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания платежей, пени, штрафов, являющихся доходами бюджетов, бюджетной системы РФ.

27.04.07

Главный администратор доходов + администратор источников финансирования дефицита бюджета.

В приложениях к законам о бюджетах за тот или иной год устанавливается перечень главных администраторов доходов (Федерального бюджета).

Код бюджетной классификации РФ Наименование главного администратора доходов
Код главного администратора доходов Код доходов Федерального бюджета
  Министерство промышленности и торговли РФ
  Министерство природных ресурсов и экологии
  Федеральная налоговая служба
     
     

 

Как правило, по каждому администратору доходов подготовлен порядок осуществления полномочий, доходов бюджетов, Бюджетной системы РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении .

Этот порядок разрабатывается в соответствии со статьями 46, 51, 160.1 БК РФ.

 

 

ТЕМА №4

megaobuchalka.ru