ЭМИССИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ Безналичная денежная эмиссия. Эмиссия безналичная


Эмиссия безналичных денег

Количество просмотров публикации Эмиссия безналичных денег - 774

Выпуск и эмиссия денег

Новые деньги в оборот поступают из банков, создающих их в результате кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства.

Понятия ʼʼвыпуск денегʼʼ и ʼʼэмиссия денегʼʼ – неравнозначны.

Выпуск денег в оборот происходит постепенно. Безналичные деньги поступают в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам своих операционных касс. При этом одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков, при этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Эмиссия - такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег (последняя и принято называть эмиссией наличных денег в обращение).

Основная цель эмиссии – удовлетворение дополнительной потребности в деньгах экономических субъектов. Это дополнительная потребность возникает в случае роста производства или в случае роста цен.

Различают эмиссию наличных денег и эмиссию безналичных денеᴦ.

Эмиссия безналичных денег первична. Прежде чем появятся в обороте наличные деньги, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Коммерческие банки удовлетворяют потребность хозяйствующих субъектов в деньгах предоставляя предприятиям кредиты. При этом кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, ᴛ.ᴇ. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. По этой причине должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

В условиях административной экономики, когда банковская система – одноуровневая, эмиссия безналичных денег монопольно осуществляется центральным банком на основании кредитных планов.

В условиях рыночной экономики, когда банковская система – многоуровневая, эмиссия безналичных денег распределœена между уровнями банковской системы. Операционные функции по эмиссии безналичных денег выполняют коммерческие банки, а центральный банк контролирует и регулирует данный процесс.

Эмиссия безналичных денег происходит в результате действия механизма банковского (кредитного или депозитного) мультипликатора.

Мультипликация – процесс увеличения количества денеᴦ. Различные названия мультипликатора обусловлены тем, что характеризуют процесс мультипликации с разных сторон.

Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации с позиции субъектов мультипликации, ᴛ.ᴇ. кто мультиплицирует деньги. Этот процесс осуществляется системой коммерческих банков (один банк не может мультиплицировать деньги).

Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации, то, что мультипликация может осуществляться только в процессе кредитования хозяйства.

Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации – деньги на депозитных счетах коммерческих банков.

Как было отмечено ранее, механизм банковского мультипликатора может существовать только при двухуровневых (и более) банковских системах, причем первый уровень – центральный банк управляет этим механизмом, второй уровень – коммерческие банки заставляют его действовать. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом банковской системы.

Свободный резерв банковской системы представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени бывают использованы для активных банковских операций (выдавать ссуды, покупать ценные бумаги, валюту и т.д.).

N - количества коммерческих банков в стране.

Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, в связи с этим от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных коммерческих банков общая величина свободного резерва всœей системы коммерческих банков не изменяется.

Свободный резерв коммерческого банка – сумма денежных средств, доступных в данный момент коммерческому банку для выполнения кредитных операций. Свободный резерв коммерческого банка состоит из следующих элементов:

СРкб = СК + ЦК ± МБК + ПР – ОЦР – Сао

где

СК – собственный капитал банка

ЦК – централизованный кредит

МБК – межбанковские кредиты

ПР – привлеченные ресурсы

ОЦР – отчисления в централизованный резерв.

Сао – средства уже задействованные банком для выполнения активных операций (выданные кредиты, средства в иностранной валюте, капиталовложения, инвестиции).

Для характеристики эмиссии безналичных денег существует коэффициент мультипликации, представляющий собой отношение образовавшейся денежной массы на депозитных счетах к величинœе первоначального депозита. Коэффициент мультипликации обратно пропорционален величинœе отчислений в централизованный резерв:

Км £ 1/ Ноцр

где

Км – коэффициент мультипликации;

Ноцр – норма отчислений в централизованный резерв.

Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определœенный период времени (как правило год) и характеризует насколько за данный период увеличилась денежная масса в обороте.

Чтобы управлять эмиссией безналичных денег центральный банк располагает следующими инструментами:

§ Изменение объёмов и условий предоставления централизованных кредитов.

§ Изменение нормы отчислений в централизованный резерв.

§ Изменение объёмов и условий продаваемых или покупаемых центральным банком финансовых активов, а также цен на них.

В случае если центральный банк решает ограничить объём безналичной эмиссии, то он уменьшает возможности коммерческих банков по выполнению кредитных операций путем сокращения свободного резерва, то есть проводит политику кредитной рестрикции.

В случае если центральный банк решает увеличить объём безналичной эмиссии, то он увеличивает возможности для проведения кредитных операций, то есть проводит политику кредитной экспансии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяя или сужая эмиссионные возможности коммерческих банков, выполняет одну из своих функций – функцию денежно-кредитного регулирования.

referatwork.ru

ЭМИССИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ Безналичная денежная эмиссия

ЭМИССИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Безналичная денежная эмиссия представляет собой увеличение объемов средств на банковских счетах в процессе проведения банками активных операций. Безналичная эмиссия денег первична по отношению к наличной эмиссии. Банк выдает наличные деньги клиентам, если у них есть денежные средства на банковских счетах, и в пределах этих средств. Одновременно на сумму выдачи происходит списание безналичных средств со счета клиента. Для увеличения объемов выдачи наличных денег из касс банков необходимо, чтобы сначала возросли остатки средств на счетах банков, то есть, чтобы произошла безналичная эмиссия.

Наличные и безналичные деньги имеют единую природу и тесно взаимосвязаны. В процессе своего функционирования они могут переходить из одной формы в другую. Наличные деньги превращаются в безналичные, когда они поступают в кассы банков и зачисляются на счета экономических субъектов. Безналичные деньги переходят в наличные, когда клиенты банков снимают часть денежных средств со своих счетов и получают их в виде наличности. Единая природа наличных и безналичных денег обусловливает единство и взаимосвязь их эмиссионных процессов. В частности, в современных условиях и наличная, и безналичная эмиссия носит кредитный характер, то есть дополнительные платежные средства, независимо от их формы, поступают в оборот на основе кредитных операций.

Это происходит следующим образом. Главной функцией банков является аккумулирование свободных денежных средств и их последующее размещение на возвратной основе. Средства, аккумулированные во вкладах, банки предоставляют в ссуду хозяйствующим субъектам, государству и населению, становясь их кредиторами. В результате этого происходит мультипликация (умножение) депозитов, и общий объем средств на счетах экономических агентов увеличивается (подробнее этот процесс рассмотрен ниже). Последние используют полученные в кредит дополнительные средства для осуществления своих платежей. Таким образом, долговые требования банков к заемщикам превращаются в средства платежа — происходит так называемая "монетизация кредита", то есть его превращение в дополнительные денежные средства в обращении.

Как уже отмечалось, безналичная эмиссия осуществляется в процессе проведения банками своих активных операций. При этом увеличение безналичной денежной массы в обращении может происходить при осуществлении активных операций, как центрального банка, так и коммерческих банков. Однако следует отметить, что в настоящее время среди экономистов нет единой точки зрения по поводу роли центрального банка в безналичной эмиссии банковской системы. Основные позиции можно свести к следующим: - безналичную эмиссию осуществляет в основном центральный банк; коммерческие банки по большей части могут только перераспределять созданные центральным банком безналичные деньги. Способность коммерческих банков создавать новые депозиты, то есть безналичные деньги, жестко ограничена объемом имеющихся у них средств на корреспондентском счете в центральном банке; - безналичную эмиссию осуществляет не только центральный банк — коммерческие банки создают безналичную денежную массу в процессе своих активных операций практически так же, как и центральный банк. Центральный банк обладал бы монополией на безналичную эмиссию только в том случае, если бы норма обязательного резервирования равнялась 100 %. При существующем частичном резервном обеспечении депозитов коммерческие банки могут создавать безналичные деньги, объем которых превышает первоначальный прирост их кредитных ресурсов; - вся безналичная эмиссия осуществляется системой коммерческих банков. Безналичные денежные средства, составляющие денежную базу центрального банка, носят вторичный характер, так как являются его обязательствами перед банковской системой. В процессе кредитования центральный банк не создает денежную массу, а перераспределяет резервы одних банков во временное пользование других банков или правительства.

Соответственно существуют различные точки зрения на то, в какой мере центральный банк может контролировать и регулировать объем безналичной эмиссии (то есть предложение безналичных денег) и, в частности, насколько центральный банк может контролировать прирост тех или иных составляющих денежной базы. Наиболее распространенным является мнение, что в процессе безналичной эмиссии принимают участие и. центральный банк, и коммерческие банки: если центральный банк не будет предоставлять коммерческим банкам дополнительные денежные средства для поддержания оборота наличных денег и увеличения резервов, безналичная эмиссия коммерческих банков будет сильно ограничена или прекратится совсем. Таким образом, основой безналичной эмиссии банковской системы является увеличение денежной базы центрального банка страны.

present5.com

» Эмиссии безналичных денежных средств: пробелы правового регулирования

Вопросам правового регулирования эмиссии безналичных денежных средств отводится необоснованно мало места в финансовом праве. Однако эта проблема весьма актуальна по следующим причинам. Прежде всего, эмиссия денежных средств – составная часть денежной системы Российской Федерации. Правовые основы денежной системы – часть финансового права как отрасли права, как учебной дисциплины, науки и отрасли законодательства. Финансово-правовая наука до последнего времени исследовала лишь вопросы, связанные с эмиссией наличных денег. Свидетельством недостаточной изученности правом вопросов безналичной эмиссии можно считать следующий факт. В учебниках по финансовому праву в разделе, посвященном проблемам денежного обращения и денежной системы, при рассмотрении денежной эмиссии вопрос о безналичной денежной эмиссии даже не упоминается*(2) или обозначается несколькими фразами.

data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"data-ad-slot="1061076221">

Во-вторых, денежный оборот современных государств в подавляющем своем большинстве – это безналичный оборот. Более того, "в государстве с развитой денежной системой безналичные деньги могут в любое время обращены в наличные деньги и наоборот".*(3) Как утверждают специалисты, Россия и все мировое сообщество стоят на пороге денежной революции, характеризующейся переходом к электронным деньгам, исключительно безналичному денежному обращению, а также отказу от использования бумажных денег.*(4) В условиях отмирания наличных денег отсутствие комплексных исследований, а также серьезные пробелы и противоречия в правовой регламентации безналичной эмиссии требуют особого внимания законодателя.

В-третьих, как показал опыт Соединенных Штатов Америки, неограниченная эмиссия безналичных денежных средств банками в ходе кредитования физических и юридических лиц может повлечь за собой экономический и финансовый кризисы. Так, по мнению многих специалистов, основной причиной экономического кризиса США последних лет послужило увеличение объема безналичных денежных средств в процессе выдачи кредитов, что стало возможным в отсутствие соответствующего законодательного ограничения эмиссии безналичных денежных средств.В целях рассмотрения вопроса о коллизиях правового регулирования безналичной эмиссии в нашей стране, прежде всего, обратимся к вопросу, что такое эмиссия?В основе правового регулирования лежит экономическая категория. Различают несколько видов эмиссии.Простая эмиссия – создание денег за счет увеличения счетов так называемых, финансовых лиц, например, министерства финансов. Такая эмиссия характеризуется простым увеличением денежной массы при отсутствии чьих-либо обязательств. Простая эмиссия использовалась, в частности, в СССР.Кредитная эмиссия – создание новых денег под процент и на срок в виде кредита. Такой кредит погашается по окончании срока его выдачи путем предоставления нового кредита. И так неограниченное число раз. Кредитная эмиссия используется в некоторых странах. Экономисты называют ее замаскированная формой эмиссии. Но, в отличие от простой эмиссии, раз запущенный процесс кредитной эмиссии уже не может быть остановлен, он должен продолжаться до бесконечности, причем объем эмиссионных денег (и соответственно объем формальных кредитных обязательств государства) нарастает лавинообразно.Заемная эмиссия – самый опасный вид эмиссии. Она осуществляется путем выпуска временных заемных обязательств с процентами, которые погашаются новыми заемными обязательствами. Часть этих заемных обязательств скупает на свободном (вторичном) рынке центральный банк (в США это Федеральная резервная банковская система) с целью поддержания спроса на эмиссионные деньги. Заемная эмиссия представляет эффективный инструмент управления денежно-финансовой системой в условиях стабильной системы. Однако заемная эмиссия опасна тем, что при падении доверия к государству могут быть предъявлены к оплате все заемные обязательства, а это означает крах денежно-финансовой системы и самого государства.При правовом анализе безналичной эмиссии следует учитывать, что с позиций экономистов понятия "выпуск денег в оборот" и "эмиссия денег" неравнозначны. Вероятно, именно это обстоятельство привело к большой путанице на правовом уровне.С позиции некоторых ученых-правоведов, эмиссия – это выпуск денег в обращение.*(5) Такой подход соответствует взглядам советской финансовой науки на вопросы денежной эмиссии. Высказывается и другая позиция. Например, Е.Ю. Грачева считает, что под эмиссией денег следует понимать выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. При этом ученый справедливо указывает, что в условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк, а эмиссию безналичных денег – коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.*(6)С экономических позиций "выпуск денег в оборот" и "эмиссия денег" имеют иное соотношение. Выпуск денег в оборот – это порядок эмиссии наличных денежных средств, которое не связано с увеличением денежной массы. Эмиссия денег – это порядок увеличения денежной массы, включающей увеличение как наличных, так и безналичных денег. Названную терминологию и ее определение логично было бы использовать и правом финансовым.С правовых позиций эмиссия денег бывает двух видов: эмиссия наличных денежных средств и эмиссия безналичных денег.В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно интересная ситуация в правовом регулировании безналичной эмиссии. Рассмотрим ее.Согласно статье 71 Конституции денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации.*(7) Одновременно статья 106 Основного закона, развивая названное положение статьи 71, закрепляет, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам денежной эмиссии. Из названных статей Конституции напрашивается однозначный вывод: вопросы денежной эмиссии имеют государственное значение и государственный приоритет. Исходя из статей 106 и 71 Основного закона, эти вопросы стоят в одном ряду с вопросами федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования. По справедливому высказыванию Я.А. Гэйвандова, денежная эмиссия имеет конституционно-правовой характер.*(8) Более того, публично-правовой характер денежной эмиссии означает, что она должна быть направлена на обеспечение интересов всего общества и не может проводиться в корпоративных интересах отдельных политических, социальных или экономических групп.*(9)Одновременно в ст. 75 Конституции закреплено, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. При этом не делается каких-либо оговорок по вопросу о том, что речь идет о наличной эмиссии. Следовательно, как наличная, так и безналичная эмиссии осуществляются, в соответствии с Конституцией РФ, исключительно Центральным банком.Обратимся теперь к Федеральному закону от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".*(10) Названный закон содержит отдельную главу, регламентирующую организацию наличного денежного обращения. В указанной главе закона предусматривается в статье 29, что эмиссия наличных денег осуществляется исключительно Банком России. Однако в законе нет норм, закрепляющих тоже в отношении и безналичной эмиссии. И это не случайно.Анализ экономической литературы показывает, что в вопросах безналичной эмиссии все далеко не так просто, как это определяется в Конституции. Несмотря на то, что согласно ст. 75 Конституции денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации, на практике участниками безналичной эмиссии выступают Центральный банк и кредитные организации. Осуществляется безналичная эмиссия в ходе осуществления банками кредитных операций. Более того, как свидетельствуют экономисты и складывающаяся практика, безналичная эмиссия всегда предшествует наличной эмиссии. Как писал еще в 2003 году Я.А. Гэйвандов, в отличие от Конституции России, сложившиеся за годы реформ в России законодательство, банковская практика и практика денежно-кредитного регулирования не исключают, а предполагают осуществление кредитными организациями безналичной денежной эмиссии, в том числе в процессе банковского кредитования. "В то же время сам факт существования такой практики, – писал ученый, – еще не является свидетельством ее законности, если она противоречит Конституции России".*(11)Получается следующая правовая коллизия. С одной стороны, денежная эмиссия – это исключительная компетенция Российской Федерации, вопрос национальной экономической безопасности, финансовой стабильности страны. С другой же стороны, безналичная эмиссия фактически осуществляется кредитными организациями, а ее механизм определяется не волей законодателя, как это определено в Конституции РФ, а характером кредитной политики коммерческих банков и Центрального Банка.В целях устранения такого противоречия в Законе о Центральном банке закреплены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России, куда включены нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, а также установление ориентиров роста денежной массы (ст. 35). В законе также установлено, что размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России. Одновременно нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций (ст. 38). При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.Названные положения закона фактически являются нормативно-правовым регулированием безналичной эмиссии в Российской Федерации. Используя перечисленные рычаги, Центральный банк управляет, так называемым механизмом банковского мультипликатора, расширяя при этом или сужая эмиссионные возможности коммерческих банков.Что же такое банковский мультипликатор?Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков. Иными словами, банковский мультипликатор – это механизм безналичной эмиссии, который включает в себя, в том числе, соотношение между существующей денежной массой и объемом денежных средств, которые может "создать" конкретный банк. Банковский мультипликатор работает в рыночной экономике. Одновременно рамки его существования должны закладываться в законе, а не в подзаконных нормативных актах, как это происходит сегодня.При административно-командной системе существует полная государственная монополия на денежную эмиссию, в том числе и безналичную. Механизм банковского мультипликатора при этом не функционирует. Следует также отметить, что наличная и безналичная эмиссии осуществляются независимо друг от друга.В рыночной экономике в условиях банковского мультипликатора эмиссия безналичных денег является первичной по отношению к эмиссии наличных денежных средств. Более того, эмиссия наличных денег осуществляется в пределах возникающей в них потребности.Вопросы эмиссии как наличных, так и безналичных денег в должной мере освещались в финансово-правовой науке советского периода развития нашей страны. Однако эти исследования никак не соответствуют современному положению вещей.В социалистических странах правовыми нормами строго регламентировался выпуск бумажных денег и банкнот в обращение, а также полномочия специально управомоченного органа государства по руководству денежным обращением и контролю за соблюдением эмиссионной политики государства, что в свою очередь, образовывало эмиссионное право страны.*(12) Как отмечалось в учебнике Советского финансового права под редакцией Е.А. Ровинского, социалистический способ производства, присущие ему экономические законы определили развитие в СССР и других социалистических странах денежной системы, принципиально отличной от денежных систем капиталистических государств.*(13)В советский период развития государства монопольное право выпуска в обращение на территории СССР билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов и металлической монеты (эмиссия) принадлежали в соответствии с решениями Правительства СССР Госбанку СССР. Он являлся единственным эмиссионным органом страны: никто кроме него не имел права выпускать денежные знаки.*(14)Как указывалось в учебнике под редакцией Г.С. Гуревича, Совет Министров СССР в порядке осуществления своих прав возложил на Государственный банк СССР монопольное право выпуска банковских билетов, казначейских билетов и металлической монеты. Таким образом, он являлся единственным эмиссионным центром страны и никакой другой орган не имел права выпускать денежные знаки. Следует отметить, что эмиссионные операции Госбанк осуществлял на основе эмиссионной директивы Совета Министров СССР, которая содержала указание о дополнительном выпуске денег в обращение или об изъятии определенного их количества. Для совершения этих операций в отделениях Госбанка имелись резервные денежные фонды.*(15) В СССР, как и во всех социалистических странах, регулирование денежного обращения осуществлялось на плановых началах.Как указывалось в учебнике по финансовому праву под редакцией В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина, увеличение количества денег в обращении должно было соответствовать действительной потребности в них, а потому регулирование эмиссионных ресурсов было строго централизовано. Перечисление денежных знаков из резервных фондов в оборотную кассу учреждения Госбанка было возможно только с разрешения вышестоящей конторы Госбанка СССР в пределах предоставленного ей эмиссионного права.*(16)Таким образом, эмиссия наличных и безналичных денежных средств в командно-административной и рыночной системах базируется на разных принципах. Однако сегодня финансово-правовая наука, призванная анализировать и исследовать указанные явления, не уделяет им должного внимания. Это не может не отражаться на законотворчестве.Подведем итог.В настоящее время правовое регулирование и фактический механизм безналичной эмиссии не совпадают. Для устранения существующего противоречия необходимо комплексное, всесторонне с учетом объективности существующих экономических процессов исследование финансово-правовой наукой процесса безналичной эмиссии, в частности банковского мультипликатора. С другой стороны, требует доработки действующее законодательство, включая положения статьи 75 Конституции РФ. Отсутствие должного внимания со стороны законодателя к вопросам безналичной денежной эмиссии может повлечь за собой экономические и финансовые проблемы, как это было в Соединенных Штатах Америки.

Самсонова А.Е.,кандидат юридических наук,начальник юридического отделаООО "Газпром межрегионгаз Воронеж"(ранее преподаватель ВоронежскогоГосударственного Университета),г. Воронеж

Метки: денежные средства, деньги, эмиссия Предыдущая запись Порядок списания налоговой задолженности с истекшим сроком взыскания Следующая запись Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

www.finexg.ru