12.2. Элементы логической структуры системы права. Элементы структуры права


Структура права. Понятие и структура нормы права. Элементы структуры права :: BusinessMan.ru

Структура теории государства и права требует к себе особого подхода. Приступая к ее изучению, необходимо осознавать всю сложность данного вопроса. Право представлено в виде классово-политического явления. Оно относится к субъективной сфере жизни. Далее в статье будет описана структура теории государства и права.

Общие сведения

Структура государства и права относится к "надстройке". Ее существование обуславливается определенным экономическим фундаментом. В своем формировании и последующем функционировании структура общего права зависит от воли людей. При этом имеет место нераздельная связь и с основным компонентом "надстройки". В качестве него выступает государство. Вся система включена в состав более обширных образований. Это, в частности, система политических отношений и социального регулирования. При этом необходимо учесть специфику разных национальных правовых сфер, уровень их развития, некоторую отстраненность от механизма регулирования. Немаловажное значение в изучении поставленного вопроса имеет и принадлежность разных систем к той либо другой структурной общности.

Основные черты

Понятие и структура права предусматривают наличие определенных особенностей, отличающих всю эту систему от иных. В частности, к основным чертам следует отнести:

  • Принадлежность к особой категории системных объектов. Структура права сочетает в себе черты органичных и неорганичных систем. Их проявление зависит от уровня развитости власти, особенностей, связанных с кодифицированностью существующего законодательства. В этой плоскости рассмотрения структура права имеет некоторые черты логической системы.
  • Социальную функциональность. Развитие, появление и существование права подчиняется классовым целям. В соответствии с этим, для системы и ее подразделений характерны некоторые специфические функции.
  • Стабильность и динамичность, наличие механизмов саморегуляции.
  • Связь с правосудием. Система является социальной. Однако ее функционирование и существование связаны с индивидуальной правовой деятельностью конкретных компетентных органов.
  • Многоуровневость.

Характеристика

Структура права иерархична. Она отличается наличием множества уровней. Право выступает в качестве нормативного образования, а его структура – как технико- и специально-юридическое его содержание. Эта система едина по своей сути. Однако в каждой стране она отличается внутренней расчлененностью на сравнительно автономные, но при этом взаимосвязанные части – элементы структуры права. К ним, в частности, относят институты, направления, подразделения, предписания. За счет них, в свою очередь, формируются группы, ассоциации, объединения. Кроме этого, компоненты могут проявляться и во вторичных системах. Вместе с этим структура права содержит и глубинные компоненты. В качестве них выступают принципы, запреты, дозволения. Эти компоненты связывают непосредственно содержание права с идейно-политическими и экономическими его основами. Многоуровневость системы выступает в качестве показателя степени ее институционности и - в этой связи - уровня ее совершенства, социальной ценности, регулирующих возможностей. В структуре выражена многоплановость приемов и методов юридического управления, способность к многостороннему воздействию на социальную жизнь.

Базис

Особенности экономических основ считаются решающими при определении структуры права какой-либо страны. Немаловажным компонентом считается и уровень социально-политического развития. В характере правовой структуры, во многих гранях формирования ее технико-юридической сути, в принципах, особенностях запретов и дозволений отражается категория производственных отношений, политический режим и система, в целом свойственные для данной страны. Влияние на устройство системы оказывают и другие факторы. К ним относятся и правовые закономерности, в числе которых выделяются процессы специализации юридического регулирования.

Специфика

Рассматривая право в рамках определенного государства, можно перейти к осмыслению вопросов с более широкой позиции. Другими словами, появляется возможность осветить структуру национальной системы в целом. В первую очередь это осуществляется благодаря взаимодействию и единству конституционных компонентов. К ним, в частности, относится собственно само право, юридическая практика и идеология. Следует сказать, что специфика национальной юридической системы либо их комплекса отражается и в самой терминологии. Так, достаточно широко распространены такие определения, как "структурная общность" или "структурное образование". Это говорит о том, что специфика в первую очередь проявляется во внутреннем устройстве системы.

Нормы права: признаки, структура

Рассматривая основные черты и особенности системы, необходимо четко дифференцировать используемые определения. В данном случае имеется в виду структура источников права. Речь идет о законодательной системе. Структура права выступает в качестве объективно существующего внутреннего деления. Законодательство же - это построение, соотношение, состав форм. К этой категории в числе прочих относят также юридические предписания и отрасли права. Структура законодательства предполагает обособление по целевому и предметному критерию. Вместе с этим данные две категории – внутреннее устройство системы и состав форм – взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. С одной стороны, в законодательстве в той либо другой степени, но, безусловно, не абсолютно точно, обнаруживается структура права. С другой стороны, посредством состава форм, предписаний, актов и прочего компетентные органы могут осуществлять воздействие на внутреннее устройство системы. Однако стоит сказать, что данное влияние не выступает как автоматический результат любого обособления какой-либо законодательной сферы. Это воздействие считается итогом кодификационной работы соответствующих правотворческих органов, основанной на объективных предпосылках и факторах. В этой деятельности формулируются и развиваются системные юридические обобщения.

Юридические предписания

Здесь стоит подробнее остановиться на таком определении, как структура нормы права. Исходным, первичным подразделением в любой национальной юридической системе является предписание закона. Эти положения, "сцепляясь" друг с другом, перерастают в образования. Структура нормы права, соотношение ее с прочими предписаниями обуславливаются логической природой и степенью обобщений. В качестве системных выступают такие положения, которые сформулированы как компоненты всего комплекса единой системы.

По своей природе они способны функционировать и существовать в скоординированном, согласованном виде, связанном в единое целое. Системность выражена в нормах по-разному. Своеобразным характером она отличается в юридических судебных сферах. В данных областях вырабатываются постепенно скоординированные устойчивые принципы – идеи права. Они, в свою очередь, формируют тематические (предметные) общности. Последние, однако, не получают статуса компонентов замкнутого построения. Они выступают в качестве тематически конкретизированных направлений "открытой" (судебной) системы.

Системность

Развитый характер она получает в нормативно-законодательных структурах в процессе целенаправленной правотворческой деятельности компетентных органов. Они опираются в своей работе на научные юридические сведения. Компетентные органы могут придать предписаниям значительную абстрактность, формулировать различные по сути нормы (задачи, принципы, запреты и прочие), согласовывать и унифицировать материал, подчиняя его конкретным началам, определенным режимам регулирования. Методом решения данных задач выступает кодификационное правотворчество. В системных актах свое развитие получают обобщенные предписания. Таким образом протекает процесс формирования структурно-замкнутой, логически завершенной системы.

Кодификация

Понятие и структура нормы права не относят систематизацию к исходным компонентам. Кодификация выступает в качестве формирующего начала сложного процесса создания и развития юридической сферы. Решающее значение в этом направлении принадлежит существующим потребностям социального развития. При его воплощении должны быть учтены свойства и присущие всей юридической сфере закономерности в полной мере. Однако было бы неоправданным при этом относить кодификацию исключительно к правовой форме, внешней систематизации материала. В данном случае не следует забывать, что работа такого рода способствует системной организации. Другими словами, осуществляется формулирование нормативных предписаний, а затем, посредством объединения положений, внедрения новых юридических форм, образуются подразделения в системе.

Связь с социумом

Несомненно, кодификационное правотворчество в эксплуататорских обществах не может приводить к формированию высокоразвитой структуры. Будут иметь место нарушения, которые связаны с ходом экономического становления, антагонистическими противоречиями. Кроме того, в эксплуататорском обществе отсутствует теоретико-прикладная и подлинная научная мировоззренческая база. Значение реально действующего рычага кодификация приобретает при социалистическом режиме. В обществе в таком случае формируется новый исторический вид права и качественно новая, соответствующая ему структурная общность. Ее функционирование осуществляется на научной основе. При эффективном использовании кодификации образуется стройная сбалансированная юридическая сфера. Она согласуется с потребностями коммунистического и социалистического строя.

Основные подразделения

Понятие и структура нормы права неразрывно связаны с крупными звеньями системы. Подразделения охватывают специфические виды социальных отношений, которые, в соответствии со своим глубинным экономическим, политическим содержанием требуют своеобразного обособленного регулирования. В этой связи правовые отрасли имеют свойство обеспечивать специфические режимы управления. Рассмотрим это определение.

Юридический режим

Под ним следует понимать целостную систему воздействия. Она отличается наличием специфических приемов регулирования. К ним относят особый порядок появления и становления содержания обязанностей и прав, их реализации, особенности санкций, методов их применения, а также единые принципы, общие положения, которые распространяются на конкретный комплекс предписаний. Степень специфики того или иного отраслевого режима может быть разной.

Так, они могут являться специальными, видовыми, генеральными. Отраслевой режим в пределах соответствующей области юридической действительности пронизывает все сегменты правового поля, весь комплекс положений. Вместе с этим, подразделения отличаются определенной замкнутостью, некоторой суверенностью. Также в юридической литературе отмечено, что нормы, регулирующие отношения в пределах одного режима, не распространяются на взаимодействия, находящиеся в границах другого. В этой связи решение вопроса о принадлежности жизненного случая к определенному подразделению имеет ключевое значение.

Основные черты юридического режима

По своему строению это достаточно сложное явление. Основные черты отраслевого режима можно охарактеризовать с использованием двух компонентов. Они соответствуют граням интеллектуально-волевой сути права. К ним относят:

  • Особые приемы регулирования. В данном случае речь идет о специфике управленческих свойств данного формирования с волевой стороны содержания.
  • Особенности общих положений и принципов, пронизывающих всю суть отрасли в интеллектуальном плане.

Определяющей в режиме считается специфика регулятивных свойств конкретной юридической общности. Для основных подразделений эти особенности представляют большое значение. Это воплощается в специфических своеобразных методах и механизмах регулирования. Несмотря на то что эти два компонента сформированы на простейших началах – диспозитивном и централизованном, последние в комплексе со всей совокупностью методов воздействия в каждой отрасли получают особое выражение. Это, в свою очередь, отражается на правовом статусе субъектов.

Юридические признаки выступают только в качестве основания для выделения в правовой системе подразделений, существующих объективно. Вместе с этим основные отличительные черты сами нуждаются в разъяснении. Все они являются производными и зависят в итоге от материальных жизненных условий общества. Для установления первичных основ отраслевого деления необходимо обращаться каждый раз к систематизирующим факторам, обуславливающим правовую структуру и к тому обстоятельству, что определяющим значением в ходе формирования подразделений обладает предмет регулирования.

Юридический режим складывается применительно к конкретному виду отношений. Его социально-политическое, экономическое содержание предопределяет непосредственно факт его образования, а также его специфику. Вместе с этим, необходимо принимать во внимание и прочие систематизирующие факторы, сравнительную самостоятельность отраслевых режимов, возможность распространения их на прочие, неспецифические взаимодействия.

Экономические отношения

Это достаточно обширная сфера взаимодействий. Одним из актуальных в ней считается вопрос о собственности. Она санкционируется людьми всегда либо негативно, либо позитивно. В последнем случае структура прав собственности одобряется социумом. При негативном отношении появляется стремление к изменению существующей системы к лучшему для социума. В этой связи отношения собственности представляет собой комплекс исключений из доступа к нематериальным и материальным ресурсам. Вся система имущественных отношений отличается подвижностью и динамичностью. В теории нет четкого определения прав собственности.

Однако здесь значение имеет другое. Любое имущественное право всегда заключено в определенном комплексе. При необходимости оно всегда может быть исключено оттуда. Вместе с этим, следует исключить "размывания" имущественного права. Такое положение возникает в случае нечеткости определения субъектов или объектов отношений. В качестве средства борьбы против размывания выступает спецификация. Она является методом установления правомочий и закрепления их за субъектами. В общем, благодаря спецификации появляется возможность исключения "ничейности" и "бесхозности" имущества. Установить правомочия могут сами субъекты по взаимному соглашению или внешняя сила (государство, например). В итоге за счет спецификации осуществляется более эффективное использование имущества, повышается ее отдача, снижаются издержки.

Социальная сфера

В этой области особое внимание уделяется гражданским правам и свободам. Одним из главных документов, регулирующих отношения в данной сфере, считается Международная Декларация. Непосредственно после ее принятия была начата работа по кодификации ее положений в Конвенцию. В соответствии с процедурными и политическими причинами, все права были разделены на два отдельных пакта. В каждом рассматриваются конкретные категории. Принятая в 1948 году Декларация стала основой для 20 основных Конвенций. Их комплексом формируется структура прав человека, развивающаяся система международных документов, которые определяют основные возможности людей и устанавливают механизмы продвижения их защиты.

businessman.ru

Понятие и структурные элементы системы права.

ТОП 10:

Итак, под системой права понимается его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (норм, институтов, подотраслей и отраслей права).Рассмотрим элементы системы права.Норма права –первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от гос-ва общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, т.к. для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.Отрасль права – это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических норм (которые складываются в институты и подотрасли), регулирующая однородные общественные отношения при помощ специфических методов. Для образования отрасли права имеет значение ряд наиболее важных характеристик.• Во-первых, своеобразие тех или иных отношений, которые регулируются отраслью права. Например, финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности гос-ва, а административное – управленческие отношения.• Во-вторых, удельный вес подобных отношений. Например, с развитием исправительных и исполнительных отношений из уголовного права выделилось исправительно-трудовое право, которое затем преобразовалось в уголовно-исполнительное право. • В-третьих, невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей права. Например, гражданско-процессуальные отношения обладают своей спецификой и их нельзя урегулировать при помощи норм гражданского права. • В-четвертых, необходимость применения особого метода правового регулирования. К примеру, гражданско-процессуальные отношения не могут быть урегулированы при помощи диспозитивного метода, свойственного для гражданского права, поэтому в этих отношениях применяется императивный метод правового регулирования.Подотрасль права – это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений.Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права. Подотрасли регулируют отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.Институт права –это сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующая более узкую группу отношений по сравнению с подотраслью права. Например, в рамках финансового права существует подотрасль налогового права, а в подотрасли налогового права – институт налоговой ответственности, институт налогового расследования (налогово-процессуальный институт). Таким образом, правовые институты призваны регулировать отдельные стороны общественных отношений, отражая их своеобразие. Следует отметить, что не все отрасли права характеризуются делением на подотрасли и правовые институты. Так, в некоторых отраслях права существуют только правовые институты. Например, в семейном праве институт опеки, институт брака, институт алиментных обязательств, институт лишения и ограничения родительских прав и т.д. Сказанное не означает, что в семейном праве не смогут сложиться относительно обособленные подотрасли, т.к. система права не является неизменной, она, как и вся социальная действительность, находится в постоянном развитии.В любой системе права принято выделять своеобразный базис, на котором основываются другие элементы системы права. В роли такой основы выступает Конституционное право России. Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают воздействие на формирование и развитие всей системы права. Конституционное право призвано обеспечить непротиворечивость всей системы правовых норм. Оно определяет общие принципы права и механизмы правового воздействия практически на все группы общественных отношений и изначально задает характер и специфику всех остальных отраслей права, является «главным» по отношению к другим структурным элементам системы права.В системе права помимо его основы выделяются еще и профилирующие отрасли, к которым относят: конституционное право (это и основа и одновременно профилирующая отрасль), административное право, гражданское право и уголовное право. Таким профилирующим отраслям, как уголовное право и гражданское право, сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право (конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли).Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации. К таким отраслям права относятся: трудовое право, семейное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, право социального обеспечения, земельное право и экологическое право.Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты не является единственным. Так, в системе права выделяются два больших элемента (блока): процессуальное право и материальное право.Соответственно, нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права – сам порядок реализации прав и обязанностей. Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие – к процессуальным, а некоторые представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм. Например, уголовное и гражданское право – материальные отрасли права, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право – процессуальные отрасли права, а финансовое и уголовно-исполнительное право состоят из материальных и процессуальных норм. В системе права выделяют частное и публичное право (о чем пойдет речь в отдельном параграфе).Система права не является застывшим образованием, она находится в постоянном движении, появляются новые отрасли, подотрасли, правовые институты. Так, в настоящее время сложились предпосылки для выделения налогового права в самостоятельную отрасль права, активно формируются институты налогового и бюджетного процесса, имеются тенденции к обособлению из гражданско-процессуального права арбитражно-процессуального права, которое в настоящее время является его подотраслью и т.д.

Акты толкования норм права

Акт толкования – это один из видов правовых актов. В литературе высказываются на этот счет различные мнения. Многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в смысле общеобязательными), исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества (Верховный Суд РФ). Акты толкования не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют сам-го значения и действуют в единстве с теми норм актами, в которых содержатся толкуемые юр нормы; находятся в зависимости от норм актов, обслуживают и разделяют их судьбу. Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Виды:

1. По внешней форме: письменными (д.б. реквизиты – кто, когда издал, к каким нормам права относится, когда вступил в действие; м.б.в форме указа, постановления, инструкции и т.д.) и устными.

2. По юр значимости: акты нормативного толкования и казуального.

Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.

4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права;

уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

6. Толкование конституционных и иных законов РФ конституционным судом

Конституция обладает высшей юр силой и тем самым поставлена над всеми иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исп и суд власти; формирует основы правового режима общества, его политич-е единство, определяет цели, функции, организацию и порядок деят гос-ва и его органов, принципы взаимоотношений с гражданами. Этим и обусловлена значимость толкования Конституции РФ, которое (ч. 5 ст. 125) отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ; никакой иной орган гос власти в России не может давать офиц и обязат для органов гос власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должн лиц, граждан толкования Конституции.

Процесс толкования означает предметную деятельность Констит Суда по доведению до всеобщего сведения содержания констит норм и выраженной в них воли законодателя, воплощается в письменных решениях – либо по конкретным делам, либо в итоговом Постановлении Констит Суда о толковании Конституции РФ, ее норм, кот обладает нормативным значением. Констит Суд при толковании положений Констит не д ограничиваться только дословным изложением нормы, но и обязан оценивать ее контекст, а также место в общей системе конст-х норм. При этом любая кон-я норма д интерпретироваться таким образом, чтобы избежать противоречий с др нормами Конституции. Толкование Конст РФ, отд ее норм дается исключительно в пленарных заседаниях Конст Суда. Решение о толковании Конст, принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей. Это обусловлено как юридической, так и общесоциальной значимостью таких решений, а также возм политич последствиями. Толкование Конст РФ, данное Констит-м Судом, является офиц-м и обязательным для всех представительных, исполни-х и суд органов гос власти, органов местного самоупр-я, предприятий, должн лиц, граждан и объединений. В отличие от офиц-го, неофиц-е толкование Конституции и ее норм, осуществляемое различными органами и должн лицами, а также учеными и практическими раб-ми, гражданами, нередко обладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное и индивидуальное правосознание и поведение суб констит-го права, юр последствий не порождает.

 



infopedia.su

12.2. Элементы логической структуры системы права

12.2.1. Нормативно-правовые предписания – первичные элементы системы права

Первичными структурными элементами системы права являются нормативно-правовые предписания (принципы и нормы, легальные формулы и дефиниции, нормативные справки и рисунки). Они рассмотрены в предыдущих главах (см. гл. 8-10).

12.2.2. Институты права: понятие и виды

А. Понятие института права. Первичная нормативно-правовая общность – институт права. Это внутренне и внешне обособленная часть отрасли права, представляющая единый комплекс нормативных предписаний, который регулирует определенный вид родственных отношений. Например, гражданское право (отрасль) регулирует имущественные отношения (тип), которые подразделяются на определенные виды (отношения купли-продажи, мены, дарения). Комплексы нормативных предписаний, регулирующие данные виды отношений, объединяются в соответствующие институты (институт купли-продажи, институт мены, институт дарения).

Основными признаками института права будут следующие.

1. Он представляет часть отрасли права.

2. Содержание института права составляет комплекс более или менее однородных норм права и иных нормативно-правовых предписаний.

3. Институт права формально обособлен и внешне выражен в отдельных разделах (5‑й раздел СК РФ 1995 г. посвящен алиментным обязательствам членов семьи), главах (гл. 31 ГК РФ 1994 г. закрепляет институт мены), параграфах (§ 1 гл. 42 указанного ГК РФ обособляет институт займа).

4. Институт права представляет собой наиболее развитую и совершенную первичную нормативную общность, которая характеризуется определенным единством и цельностью составляющих его нормативных предписаний и соответствующих форм его выражения и закрепления (законов и других формально-юридических источников права).

5. Каждый институт имеет свой предмет правового регулирования, т.е. определенную разновидность общественных отношений, на которую воздействует составляющий данный институт комплекс нормативных предписаний.

6. Институтам права присущи относительно самостоятельные понятия и термины. Например, для института хранения специфическими являются такие понятия, как "хранитель", "поклажедатель", "сохранная расписка".

7. Наиболее развитые институты (например, государственной гражданской службы) имеют самостоятельные принципы права (профессионализма, открытости и др.).

Б. Классификации институтов права. Все институты права можно подразделить на определенные типы, виды и подвиды. Так, в каждой правовой системе существуют свои специфические институты (например, институт паломничества в мусульманском праве).

Большим своеобразием отличаются институты, входящие в ту или иную отрасль права (отраслевые институты).

В зависимости от того, содержатся в том или ином институте преимущественно материальные или преимущественно процессуальные нормы права, следует выделять материальные (например, институт государственной службы в административном праве) и процессуальные (институт подсудности в уголовном процессе) институты.

В зависимости от выполняемых юридических функций институты права делятся на регулятивные и охранительные. Первые рассчитаны на правомерное поведение субъектов; в рамках вторых реализуются меры государственного и иного воздействия.

Если институт содержит предписания нескольких отраслей права, то речь идет о межотраслевых институтах (например, институт давности в праве).

Если же институт права состоит из нескольких «мелких» подсистем правовых предписаний, то речь идет о субинститутах (институт купли-продажи состоит из субинститутов розничной и оптовой купли-продажи). Но это уже относительно самостоятельный элемент системы права, а не виды институтов права.

studfiles.net

Внутренние элементы структуры системы права

ТОП 10:

A. характер источников права
B. отрасли права
C. институты права
D. правовые нормы
E. правовое сознание
F. правовая практика
G. Метод правового регулирования
H. предмет правового регулирования

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 191.

«Жесткий» метод правового регулирования путем установления запретов совершать определенные деяния (действия или бездействия) характерен для:

A. Семейного права
B. Административного права
C. Уголовно-процессуального права
D. Уголовного права
E. Предпринимательского права
F. Гражданского права
G. Международного частного права
H. Патентного права

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 192.

Свобода личного усмотрения субъектов, автономность их поведения как метод правового регулирования характерен для:

A. Уголовного права
B. Предпринимательского права
C. Международного частного права
D. Гражданского права
E. Гражданско-процессуального права
F. Административного права
G. Уголовно-процессуального права
H. Конституционного права

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 193.

Отрасль права

A. нормы любого закона
B. включает в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений
C. нормы, требующие специфических средств правового воздействия.
D. это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права
E. совокупность религиозных и моральных норм
F. система общеобязательных норм
G. действующее законодательство РК
H. кодекс

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 194.

Правовые институты это

A. это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права
B. составные части отрасли права
C. состоят из норм, регулирующие однородные отношения
D. Совокупность норм, которые отличаются качественным единством.
E. Действующее законодательство в целом и его части
F. нормы, требующие специфических средств правового воздействия.
G. нормы любого закона
H. кодекс

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 195.

Публичное пpаво – это:

A. совокупность правовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между равными участниками, не являющимися государственными
B. совокупность норм, регулирующих отношения между государствами и иными лицами
C. совокупность норм, регулирующих отношения в которых существует подчиненное положение субъектов относительно государства
D. совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство
E. устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали
F. совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина
G. совокупность моральных требований
H. Все законодательство в целом

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 196.

Частное право – это:

A. совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство
B. совокупность норм, регулирующих отношения на основе принципа диспозитивности
C. нормы, выражающие равное отношение субъектов правовых отношений
D. совокупность правовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между равными участниками, не являющимися государственными
E. нормы, выражающие подчиненное положение субъектов относительно государства
F. совокупность норм, регулирующих отношения между государствами и иными лицами
G. устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали
H. совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 197.

Элементы правосознания:

A. Норма права.
B. Правовая идеология.
C. Правовые эмоции, правовая установка
D. Правовая психология
E. Реализация права
F. Отрасль права.
G. Система законодательства
H. Правонарушение

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 198.

Обыденное пpавосознание – это:

A. понятия, пpедставления, идеи, убеждения, складывающиеся в сpеде пpофессионалов-юpистов
B. массовое пpедставление людей о пpаве
C. знания о праве представителей широких слоев общества
D. знания о праве граждан РК
E. принцип права
F. идеи, концепции, взгляды, выpажающие система-тизиpованное, теоpетическое освоение пpава
G. пpавовая установка к пpавомеpному или пpотиво-пpавному поведению
H. уровень правового нигилизма

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 199.

Презумпция невиновности выражается в:

A. правоспособности
B. Никто не обязан доказывать свою невиновность
C. Предположении, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке приговором суда
D. Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу
E. неприкосновенности личности
F. статусе личности
G. обязательность для всех судов, рас­сматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу су­дебным решением или приговором суда по какому-либо друго­му делу
H. деликтоспособности

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 200.

В случае противоречия норм права различных нормативных правовых актов действуют

A. НПА, принятые раньше
B. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.
C. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений.
D. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие.
E. Данное обстоятельство решается в каждом случае индивидуально
F. В таких ситуациях необходимо обращаться в суд
G. В таких ситуациях необходимо обращаться в вышестоящий орган или высшее должностное лицо
H. В таких ситуациях решение принимается коллегиально

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 201.

Суверенитет как обязательный признак государства означает

A. зависимость политики государства от международного сообщества
B. независимость государства
C. самостоятельность государства
D. верховенство государственной власти
E. учет интересов меньшинства
F. приоритет международного права над национальным правом
G. приоритет естественного права
H. учет интересов большинства

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 202.

Налоги - как обязательный признак государства необходимы для

A. Обеспечения интереса определенного лидера
B. Обеспечение деятельности государственного аппарата
C. Для решения социальных нужд, в том числе поддержки малоимущих, инвалидов и пенсионеров
D. Для обеспечения общественных интересов и потребностей
E. Для обеспечения потребностей некоторых членов общества
F. Для обеспечения потребностей одного привилегированного класса
G. Для обеспечения потребностей только военнослужащих
H. Для обеспечения потребностей молодежи

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - B, C, D

№ 203.

Публично-политическая власть – это

A. Политическая культура
B. Совокупность норм права
C. Совокупность государственных органов
D. Законодательные и исполнительные органы
E. Судебные органы
F. Власть родителей над детьми
G. Власть толпы
H. Отсутствие всякой власти

Вопрос с множественным выбором, средний, ответ - C, D

№ 204.



infopedia.su

7.Система права и ее структурные элементы.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

studfiles.net

7.2. Элементы структуры системы права

Структурными элементами системы права являются отрасли права, подотрасли права, институты права и нормы права.

Отрасль права – это относительно самостоятельная часть системы права, совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид качественно однородных общественных отношений. Среди видов качественно однородных отно­шений можно различать, например, имущественные, семейные, трудовые, финансовые и другие отношения. Все эти отношения регулируют соответствующие отрасли права, например, имущественные отношения регулирует гражданское право.

Отрасль права является основным структурным элементом системы права. Она способна к относительной функциональной самостоятельности в рамках регулятивного действия всей системы права, в отличие от иных структурных элементов этой системы.

Отрасль права представляет собой предельно широкий круг юридических норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений с учетом общего, особенного и единичного в их содержании. Объективной предпосылкой существования тех или иных отраслей права являются реально существующие определенные виды общественных отношений. В структуре отрасли права различают общую и особенную части. Действие норм и принципов права, содержащихся в общей части, распространяются на все общественные отношения, регулируемые данной отраслью права на все случаи реализации каких-либо иных норм этой отрасли. К основным отраслям современного права Украины относятся:конституционное (государственное),гражданское, финансовое, трудовое, экологическое, административное, уголовное, семейное, жилищное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.

Институт права – это относительно обособленная часть отрасли права, совокупность юридических норм, регулирующих определенную группу однородных общественных отношений. Институт права представляет собой группу юридических норм данной отрасли права, регулирующих ряд специфических, качественно своеобразных общественных отношений определенного вида. Институт права является относительно самостоятельным первичным структурным элементом отрасли права, то есть отрасль права состоит из институтов права, а не складывается непосредственно из норм права. Например, в отрасли гражданского права, в частности, есть институты залога, дарения, мены, купли-продажи и др.

В некоторых отраслях права совокупность родственных институтов права может образовать так называемую подотрасль права, специальный подвид отношений определенного вида (близкие отношения). Например, в отрасли финансового права различают подотрасли: бюджетное право, налоговое право.

Различают два основных критерия распределения правовых норм по отраслям права: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это определенный вид качественно однородных общественных отношений, регу­лируемых нормами данной отрасли права.Например, предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения. Имущественные отношения – предмет регулирования гражданского права. Метод правового регулирования – это определенный способ регулирования однородных общественных отношений данной отраслью права.В общетеоретической юридической науке при анализе системы права понятие «предмет правового регулирования» дает ответ на вопрос, что регулирует право в лице данной отрасли права, а понятие «метод правового регулирования» дает ответ на вопрос, как регулирует данные общественные отношения соответствующая отрасль права. Предмет пра­вового регулирования выступает в качестве исходного объективного основания объединения норм права в отрасли права. Выбор способов регулирования производен от предмета регулирования, то есть зависит от вида регулируемых общественных отношений, их качественной определенности.

Логика вещей предполагает неодинаковые способы регулирования различных общественных отношений, неодинаковые подходы законодателя к их регулированию. Среди способов правового регулирования общественных отношений различают: дозволение, обязывание, запрещение.

В различных отраслях права соотношение применяемых способов регулирования неодинаково и определяется характером регулируемых общественных отношений. Так, в административном праве доминирует использование обязывания, в уголовном праве – запрещения, в гражданском праве – дозволения.

studfiles.net

Понятие и структурные элементы системы права - Вопросы на госэкзамен по ТГП

Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части - отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, "перестроить".

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему "хотению" учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).

Систематизация - это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

jurkom74.ru