Правовая экспертиза нормативно правовых актов. Экспертиза нормативных правовых актов


Правовая экспертиза нормативно правовых актов

Содержание
  1.   Правовая экспертиза нормативно правовых актов
  2.  Как проводится исследование
  3.  Для чего нужно выполнение исследования
  4.  Когда может потребоваться экспертиза

  Правовая экспертиза нормативно правовых актов

Правовая экспертиза нормативно правовых актов требуется для установления соответствия документов положениям Конституции РФ, нормами международного права, Закону «О противодействии коррупции» и пр. Основная цель правовой экспертизы заключается в исследовании возможности дальнейшего принятия разрабатываемого документа. Если обнаружены нарушения в ходе экспертизы нормативных правовых актов, документы не подлежат дальнейшему рассмотрению, пока в них не будут устранены все нормотворческие ошибки.

 Как проводится исследование

Правовая экспертиза в отношении нормативно правовых актов представляет собой ряд процедур:

  1. Обозначение цели исследования. Определяются вопросы, на которые эксперт должен дать ответ. При этом важно учитывать очерёдность поставленных вопросов и их юридический вес.
  2. Анализ документа на правомерность. Этот этап является одним из наиболее важных в экспертизе, ведь при расхождении пунктов документа с действующими федеральными законами он будет аннулирован.
  3. Формирование заключения. По взаимному согласию с заказчиком, заключение может выдаваться юристом в устной форме (в качестве рекомендаций, необходимых для правильного составления документа). При выдаче юристом заключения в письменной форме к нему необходимо приложить копии нормативных актов, задействованных при проведении анализа.

 Для чего нужно выполнение исследования

Цель проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов заключается в установлении легитимности юридического документа в случае его оспаривания. К таким документам относятся проекты приказов, договоров, уставов и пр. При этом экспертная оценка должна решить следующие задачи:

  • подтвердить и дать обоснование найденным в нормативно правовом акте нарушениям и противоречиям;
  • проверить на соответствие нормам законодательства пункты договора, затрагивающие вопроса порядка предоставления услуг, расчётов, ответственности сторон;
  • детализировать или расшифровать отдельные положения нормативного правового акта.

Как показывает практика, подавляющая часть выявленных в результате экспертизы нарушений возникает по причине недостаточной компетенции либо халатного отношения к должностным обязанностям лицами, ответственными за работу с актами. Но также встречаются и преднамеренные нарушения, несущие в себе коррумпированную составляющую.

 Когда может потребоваться экспертиза

Требовать проведения юридической экспертизы документов может любой сотрудник организации, если имеется чёткое обоснование, что один применяемый нормативный акт или несколько таких документов идут вразрез с действующими законами. Это могут быть приказы руководства, трудовые договоры и пр.

  1. Проведение экспертизы также назначается в случае, если изданный местной или региональной администрацией приказ идёт вразрез с федеральным законодательством или нарушает установленные Конституцией гражданские свободы.
  2. Юридическая экспертиза назначается с целью проверки положений соглашения в случае заключения сторонами долгосрочного либо дорогостоящего соглашения. Обращение за экспертизой объясняется минимизацией рисков, связанных с неверными трактовками сторонами отдельных положений договора.
  3. Необходимость исследования контрактов обусловлена требованием соотношения прописанных в них пунктов не только с законами, но и с общепринятыми нормами морали и нравственности.
  4. Правовыми исследованиями нормативных актов также интересуются при судебном рассмотрении дел. В этом случае рассматривается степень выполнения сторонами условий договора, несоответствие выполняемых ими действий положениям, указанным в подписанном документе. Как правило, подобная практика применяется, если одна из сторон высказывает несогласие с качеством и объёмом предоставленных услуг.

Экспертиза проектов также требуется при создании региональных либо муниципальных актов. В этом случае должна быть инициирована проверка, показывающая, соответствуют ли составляемые нормативные акты федеральному законодательству, Конституции РФ, не противоречат ли положениям закона о противодействии коррупционной деятельности.

Если во время экспертизы нормативных правовых актов будут выявлены пункты, идущие вразрез с Конституцией РФ, федеральным и местным законодательством либо будет обнаружена коррупционная составляющая, экспертное заключение по этим проектам должно быть направлено в орган местной власти, а копия — в региональный отдел прокуратуры РФ.

Сотрудники юридического центра проведут любые правовые исследования нормативных правовых актов, укажут на найденные несоответствия с нормативными документами и подготовят персональные рекомендации относительно редактирования документа.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Google+

pravx.ru

Правовая экспертиза нормативно правовых актов: тонкости и ключевые аспекты

Правовая экспертиза предназначена для исследования нормативно-правовых актов и их проверки на соответствие действующему законодательству. Имеет значение область, к которой относится конкретный нормативно-правовой акт, однако принцип осуществления проверки на его соответствие законодательству остается неизменным.

Порядок проведения экспертизы нормативно-правовых актов

Перед проведением экспертизы нормативно-правовых актов необходимо предоставить соответствующий пакет документов. Их можно принести не только в бумажном виде, но и на цифровом носителе, отправить по электронной почте, предоставить копии, которые производятся посредством сканирования или ксерокопирования оригиналов.

Для правовой экспертизы необходимо четко обозначить ее цель и предмет оспаривания, то есть заранее подготавливается список вопросов, которые нужно задать квалифицированному специалисту. Если вопросы сформулированы правильно, а их суть очевидна, то в большинстве случаев можно получить правильный и полный ответ, в котором не будет непонятных деталей и лишних уточнений, так как специалист делает определенные выводы только по тем данным, которые ему предоставляются.

Правовую экспертизу осуществляет специалист, который компетентен в рассматриваемой области современного права и имеет должную квалификацию, часто требуется значительный опыт работы. Нужно выбрать специалиста, который хорошо ориентируется в узкой, относящийся к конкретному вопросу области, знаком с последними нормативно-правовыми актами, имеет представление о вспомогательных базах данных и свободно ими пользуется, это позволяет наиболее грамотно провести экспертизу.

Методика проведения экспертизы нормативно-правовых актов:

  1. Определение предмета исследования. Заказчик обязан подобрать вопросы и собрать их в единый перечень. В экспертном заключении должны прописаться ответы на все заданные вопросы в определенном заказчиком порядке. Обычно практикуется участие эксперта в составлении вопросов, чтобы сразу исключить те, что не входят в его компетенцию.
  2. Анализ правомерности состава документа, его соответствия стандартной форме. Если информация внесена неверно, противоречит законодательным нормам по очевидным показателям, документ аннулируется, поэтому этот этап очень важен для осуществления дальнейшей проверки. Если любая из сторон допустила ошибку при оформлении контракта, он может быть признан недействительным.
  3. Проведение анализа на соответствие каждого положения действующим законодательным нормам. Если есть пункты, которые противоречат законодательству, они признаются недействительными, что влечет за собой аннулирование договора и возможность сторон отказаться от выполнения своих обязательств без любых последствий.
  4. Проведение исследования и нахождение ответов на вопросы, которые были заданы непосредственно заказчиком. Это необходимо для выявления всевозможных нарушений, ошибок, определенных возможностей или запретов, которые были случайно или умышленно сформулированы сторонами при заключении договора.
  5. Формирование экспертного заключения. Иногда оно высказывается заказчику в устной форме, то есть эксперт сам дает рекомендации по исправлению сложившейся ситуации, коррекции пунктов договора. Часто по желанию заказчика этот документ формируется в письменном виде. В этом случае к нему необходимо приложить копии документов, которые были задействованы в ходе проведения анализа, разъяснение порядка осуществления исследования, при необходимости подробная аргументация некоторых его пунктов, а также выводы специалиста, которые служат ответом на поставленные заказчиком вопросы.

Цель экспертизы нормативно-правовых актов

Правовая экспертиза осуществляется в спорных ситуациях, когда легитимность юридических бумаг подлежит оспариванию. Это различные приказы и уставы, а также договоры. Эксперты способны разъяснить точное содержание конкретного документа на доступном языке. Юрист должен самостоятельно объявить перечень и содержание всех необходимых документов: актов, списков, доверенностей, приложений и других бумаг.

Экспертиза нормативно-правовых актов проводится со следующими целями:

  • Подтверждение и обоснование нарушений в конкретном нормативно-правовом акте.
  • Проверка определенных пунктов договора, которые относятся к расчетам, правам и обязанностям, а также назначения ответственности сторон, являющихся сторонами при заключении договора. Назначение порядка действий, которые необходимо предпринимать при возникновении непредвиденных, сложных или форс-мажорных ситуаций, контроль за обязательствами, необходимыми для выполнения каждой из сторон.
  • Детализация или подробная расшифровка определенных положений договора или обязательств по контракту.

Правовая экспертиза производится при необходимости проверки документов на соответствие всем положениям последних версий законодательных актов. Целью этой экспертизы является выявление нарушений, которые могут произойти из-за недостаточной компетентности или по неосторожности лиц, имеющих отношение к оформлению документов. Иногда выявляются и преднамеренные нарушения.

Часто проводятся исследования муниципальных и региональных нормативно-правовых актов. Они проверяются на соответствие действующему законодательству федерального масштаба. Главы организаций отдают приказы и выносят постановления, которые также подвергаются правовой экспертизе. В первую очередь данные документы анализируются на соответствие постановленным правам и свободам сотрудников организации.

Целью проведения правовой экспертизы является разъяснение обстоятельств в ходе судебного заседания. Анализируются факты выполнения сторонами договорных обязанностей, степень несоответствия осуществленных действий предварительной письменной договоренности. Это необходимо в том случае, если определенная сторона считает, что не все аспекты контракта или договора были выполнены.

Потребовать проведения экспертизы нормативно-правовых актов может и сотрудник любой организации, если имеет место обоснованное подтверждение того, что трудовые договоры, контракты или приказы руководства на конкретном предприятии явно нарушают законодательные акты. Эта процедура выполняется и в том случае, если какие-либо приказы администрации нарушают конституционные права человека.

Юридическая экспертиза проводится не только для расследования определенных нарушений или несоответствий, но и для проверки положений договоров при заключении дорогостоящего или долгосрочного соглашения. Эта процедура предпринимается для того, чтобы в дальнейшем избежать судебных споров о непрозрачных или смутных положениях договора. Правовая экспертиза проводится для установления соответствия контракта или договора правовым нормам, а также для соотнесения с основными моральными и нравственными нормами.

Правила экспертизы нормативно-правовых актов

Проведение экспертизы нормативно-правовых актов осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Ее имеют право производить лица, не причисленные к государственным структурам, однако имеющие все необходимые знания по узкой специализации, обладающие должным опытом и компетентностью в конкретной области. Этот аспект регулируется статьей 41 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 года, в котором аргументируются правила осуществления экспертной деятельности в РФ.

У экспертов есть возможность признать определенную сделку недействительной. Это возможно в том случае, если сделка заключена с явным отклонением от законодательных актов, о чем свидетельствует статья 168 ГК РФ. Если сделка заключалась без учета основных нравственных или правовых принципов, то в соответствии со статьей 169 ГК РФ она также аннулируется.

При проведении правовой экспертизы необходимо сформулировать вопросы, на которые специалист даст ответы. В некоторых случаях удается аннулировать определенные положения, поэтому при обнаружении отклонений от действующих законодательных норм в актах, постановлениях или договорах необходимо обратиться к эксперту.

elitelaw96.ru

Минюст России

В целях организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений, Министерство юстиции Российской Федерации и аккредитованные в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации юридические и физические лица проводят экспертизу на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов и иных документов.

Нормативное регулирование в сфере антикоррупционной экспертизы

Проекты Административных регламентов 

Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

 

Адреса электронной почты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, предназначенные для получения в форме электронного документа заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, а также разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов, размещенных на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Информация о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

Информация о подготовке Минюстом России проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, а также о результатах проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет".

Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме документа в электронном виде на подготовленные Минюстом России проекты нормативных правовых актов, размещенные для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», просим направлять на электронную почту Минюста России [email protected]

Копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих внесению в Правительство Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов – просим направлять на электронную почту Минюста России [email protected]

В целях обеспечения дополнительной открытости органов государственной власти с 01.07.2015 независимые эксперты имеют возможность "прикреплять" свои заключения по результатам антикоррупционной экспертизы к проектам, размещенным на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" regulation.gov.ru. 

minjust.ru