20.4. Экологическое воспитание и просвещение. Экологическое воспитание и просвещение


Экологическое образование и просвещение

Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

Для этого необходимы:

создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

включение вопросов формирования экологического образования и просвещения в федеральные целевые региональные и местные программы развития территорий;

государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;

разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;

развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;

повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора; поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.

Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии

Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

Для этого необходимы:

совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов;

обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, реализующих политику в области экологии;

поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности;

создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов;

совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.

Региональная политика в области экологии

Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

Для этого необходимы:

внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления природными комплексами;

концентрация имеющихся и создаваемых производств на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;

резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение экологической емкости природных систем при освоении этих территорий;

учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования;

расширение практики использования местных природных, сырьевых и энергетических ресурсов на основе экологически чистых технологий;

обеспечение приоритетного участия коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.

studfiles.net

Экологическое просвещение населения :: BusinessMan.ru

Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.

Глобальная проблема современности

В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.

А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.

Уровень экологического просвещения

Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.

Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.

Немного истории

Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.

Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.

Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.

Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.

Стратегия экологического образования

Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.

Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.

Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.

Разновидности экологического образования

В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

Вторая из этих двух систем предусматривает распространение знаний по охране естественной среды планеты, их пропаганду и распространение вне школ и вузов. Основная цель неформального образования в экологической сфере - охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания. Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.

Уровни неформального образования

Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.

Уровни формального образования

Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.

Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.

Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:

- студенты посещают особые курсы;

- создаются специализированные факультеты;

- усиливается экологическая тематика традиционных курсов;

- происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).

На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.

Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.

Основные задачи

Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:

- воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

- обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

- содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

- ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

- дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

Экологическая культура

Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

Роль политических аспектов

Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.

Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.

Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний

К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.

Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.

Основные направления деятельности

План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:

- партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;

- работу по комплексным программам и целевым проектам;

- проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;

- осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.

Проводимые мероприятия

Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.

Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.

В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:

- видеопрезентации;

- фотовыставки;

- познавательные заочные путешествия;

- экологические акции и лектории;

- открытые просмотры документов и литературы, касающихся проблем экологии;

- проведение бесед и круглых столов, выставок и обзоров по вопросам охраны природы.

Разнообразие форм, применяемых для проведения мероприятий, позволит населению более серьезно подходить к существующим проблемам в сфере экологии.

businessman.ru

Экологическое просвещение

Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15% ее территории — зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что продолжается грабительский для России экспорт природного сырья, на территорию страны ввозятся для захоронения радиоактивные отходы. Одной из причин является низкий уровень экологической культуры граждан, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования.

В настоящее время экологическое образование и воспитание является одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно формирование общественного сознания.

Экологическое воспитание — это способ воздействия на чувства людей, на сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, прививает бережное отношение к природе, озабоченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде.

Начала экологической культуры закладывается в семье. Последующее экологическое воспитание должно осуществляться обществом. В этом смысле многое зависит от руководства страны, от уровня его экологической культуры, от того, какое значение придается задачам охраны окружающей природной среды.

Экологическое воспитание может осуществляться различными средствами. Большая роль здесь принадлежит средствам массовой информации (СМИ) и общественным экологическим организациям. СМИ были первыми, кто забил тревогу и оповещал население об экологическом неблагополучии. Благодаря этой деятельности был дан импульс росту экологического сознания населения. В настоящее

время возникла и успешно развивается специальная экологическая печать — экопресса.

Современное “зеленое движение” в России пока только набирает силу. Однако следует отметить, что деятельность многих общественных организаций весьма результативна

Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Оно способствует профессиональной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров.

Принцип всеобщности означает, что экологическое образование и воспитание должно охватывать всех членов общества.

Принцип комплектности экологического воспитания и образования означает, что два разных процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться в комплексе с учетом научно обоснованных методических требований.

Таким образом, основной целью экологического воспитания и образования является экологизация общественного сознания. В задачи экологии входит сохранение духовной среды, формирующейся в процессе жизнедеятельности человека, что должно способствовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы общественной жизни, так и управление средой своего обитания

Вопросы для самопроверки

  1. Какие стоят задачи перед органами общей и специальной компетенции в сфере охраны окружающей природной среды?

  2. В чем значение экологического воспитания и образования?

  3. Какими средствами осуществляется экологическое воспитание?

studfiles.net

20.4. Экологическое воспитание и просвещение

Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое воспитание и просвещение — основы основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.

Задача такого воспитания является сложной, комплексной, приобретающей все большую актуальность. Ее решение способствует формированию у человека высокосознательного, ответственного отношения к обеспечению благоприятной по качеству окружающей среды. В эту задачу входит пробуждение широкой инициативы и активной жизненной позиции граждан, которые требуются для решения экологической проблемы (рис. 20.8).

Рис. 20.8. Виды природоохранной деятельности

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

Развитие и улучшение экологического воспитания и просвещения в нашей стране обусловлены законодательством. Конституционное положение о существовании и совершенствовании единой системы образования, праве граждан на него, законы об образовании, охране природы, природоохранительные постановления содержат необходимые юридические нормы, совокупность которых образует правовую базу экологического воспитания и просвещения. В связи с этим на государственном уровне разработаны меры, предусматривающие улучшение подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области экологии, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы. Предписывается усиление работы по распространению среди населения экологических знаний, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Вопросы экологического просвещения решаются не только на уровне Российской Федерации, но и международном уровне, например, в осуществлении международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Так, еще в 1977 г. в Тбилиси ЮНЕСКО организовал Межправительственную конференцию по образованию в области охраны окружающей среды, принявшую ряд важных решений по природоохранительному просвещению на всех уровнях.

Экологическое просвещение входит в число важнейших аспектов деятельности Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП тесно сотрудничает по вопросам экологического просвещения с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ведущей активную пропаганду охраны природы во всем мире как по собственным каналам информации, так и по каналам системы ООН и неправительственных организаций многих стран. Здесь ключевым моментом является формирование новой социальной и экологической нравственности. На смену лозунгам «Мы не можем ждать милостей у природы, взять их у нее — наша задача!» или «Человек — царь природы!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к Природе, к нашему общему дому — планете Земля. Нам необходимо осознание единства человечества— одной из основ экологической нравственности и гуманизма.

studfiles.net

20.4.Экологическое воспитание и просвещение

Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое воспитание и просвещение — основы основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.

Задача такого воспитания является сложной, комплексной, приобретающей все большую актуальность. Ее решение способствует формированию у человека высокосознательного, ответственного отношения к обеспечению благоприятной по качеству окружающей среды. В эту задачу входит пробуждение широкой инициативы и активной жизненной позиции граждан, которые требуются для решения экологической проблемы (рис. 20.8).

Рис. 20.8. Виды природоохранной деятельности

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

Развитие и улучшение экологического воспитания и просвещения в нашей стране обусловлены законодательством. Конституционное положение о существовании и совершенствовании единой системы образования, праве граждан на него, законы об образовании, охране природы, природоохранительные постановления содержат необходимые юридические нормы, совокупность которых образует правовую базу экологического воспитания и просвещения. В связи с этим на государственном уровне разработаны меры, предусматривающие улучшение подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области экологии, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы. Предписывается усиление работы по распространению среди населения экологических знаний, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Вопросы экологического просвещения решаются не только на уровне Российской Федерации, но и международном уровне, например, в осуществлении международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Так, еще в 1977 г. в Тбилиси ЮНЕСКО организовал Межправительственную конференцию по образованию в области охраны окружающей среды, принявшую ряд важных решений по природоохранительному просвещению на всех уровнях.

Экологическое просвещение входит в число важнейших аспектов деятельности Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП тесно сотрудничает по вопросам экологического просвещения с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ведущей активную пропаганду охраны природы во всем мире как по собственным каналам информации, так и по каналам системы ООН и неправительственных организаций многих стран. Здесь ключевым моментом является формирование новой социальной и экологической нравственности. На смену лозунгам «Мы не можем ждать милостей у природы, взять их у нее — наша задача!» или «Человек — царь природы!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к Природе, к нашему общему дому — планете Земля. Нам необходимо осознание единства человечества— одной из основ экологической нравственности и гуманизма.

studfiles.net

20.4.Экологическое воспитание и просвещение

Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое воспитание и просвещение — основы основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.

Задача такого воспитания является сложной, комплексной, приобретающей все большую актуальность. Ее решение способствует формированию у человека высокосознательного, ответственного отношения к обеспечению благоприятной по качеству окружающей среды. В эту задачу входит пробуждение широкой инициативы и активной жизненной позиции граждан, которые требуются для решения экологической проблемы (рис. 20.8).

Рис. 20.8. Виды природоохранной деятельности

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

Развитие и улучшение экологического воспитания и просвещения в нашей стране обусловлены законодательством. Конституционное положение о существовании и совершенствовании единой системы образования, праве граждан на него, законы об образовании, охране природы, природоохранительные постановления содержат необходимые юридические нормы, совокупность которых образует правовую базу экологического воспитания и просвещения. В связи с этим на государственном уровне разработаны меры, предусматривающие улучшение подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области экологии, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы. Предписывается усиление работы по распространению среди населения экологических знаний, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Вопросы экологического просвещения решаются не только на уровне Российской Федерации, но и международном уровне, например, в осуществлении международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Так, еще в 1977 г. в Тбилиси ЮНЕСКО организовал Межправительственную конференцию по образованию в области охраны окружающей среды, принявшую ряд важных решений по природоохранительному просвещению на всех уровнях.

Экологическое просвещение входит в число важнейших аспектов деятельности Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП тесно сотрудничает по вопросам экологического просвещения с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ведущей активную пропаганду охраны природы во всем мире как по собственным каналам информации, так и по каналам системы ООН и неправительственных организаций многих стран. Здесь ключевым моментом является формирование новой социальной и экологической нравственности. На смену лозунгам «Мы не можем ждать милостей у природы, взять их у нее — наша задача!» или «Человек — царь природы!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к Природе, к нашему общему дому — планете Земля. Нам необходимо осознание единства человечества— одной из основ экологической нравственности и гуманизма.

studfiles.net

Проект на тему "Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально -ценностное отношение к природе у учащихся"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д.Павлово

Пижанского района Кировской области

Направление: экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ у учащихся МКОУ ООШ д. Павлово.

Выполнили ученицы 8 класса

Евстропова Мария,

Лаптева Снежана

Руководитель – Клепцова С.С.

2015год.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ у учащихся МКОУ ООШ д. Павлово.

«Сейчас много говорят о глобальных проблемах человечества, о разуме, о цивилизациях. Однако чтобы действительно что-то понять, нужно спуститься с выдуманных высот на родную землю и посмотреть, во что превратило ее живое существо, называемое человеком. Посмотреть и понять, можно ли еще что-то сделать и как». Андреев М.Д.

Актуальность (определение потребности)

Экологическое воспитание и просвещение- это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств. В современных условиях экологическое просвещение и воспитание - важнейшая из основ взаимодействия общества и природой.В нашей школе большое внимание уделяется экологическому воспитанию и природоохранному распространению идей. Мы, учащиеся 8 класса вместе с классным руководителем Клепцовой С.С. составили летопись добрых дел по сохранению природы в рамках учебной и внеклассной работы за прошедший 2014 - 2015 учебный год. Своими делами хотим привлечь как можно больше учащихся заниматься природоохранной работой.

Противоречия: Основное противоречие лежит в потребительском, порой даже варварском, безответственном отношении людей к природе родного края. Всё это происходит из-за низкого, несформированного уровня экологической культуры и грамотности местного населения и нас учащихся.

Проблема: Все эти противоречия заставили нас задуматься и поставить проблемный вопрос. Как, в таких жёстких условиях нынешней реальности, найти выход из сложившегося положения и создать такую систему экологического воспитания и образования, при которой, будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

.

- Развитие разнообразных форм организации экологического образования и практической природоохранной деятельности учащихся;

- навык бережного отношения к природе;экологическая грамотность, экологическая культура;

- формирование умения практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношений с другими людьми.

- Развитие духовности в восприятии и признании значимости существования природы, других людей с их личными взглядами и интересами.

Экологическому воспитанию присущи свои специфические принципы:

    1. единство познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды

    2. взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода

    3. принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природы определяет необходимость в процессе экологического образования организации непосредственного общения с окружающей средой.

4. принцип непрерывности состоит в том, что накопление разносторонних экологических знаний происходит постепенно и неуклонно в течение всей жизни.

Исследования. Идеи.

Мы анализировали, где в каких делах и мероприятиях отражается экологическая и природоохранная работа. Выяснили:

уборка территории во дворе школы, в парке Победы нашего поселения,

посадка деревьев во дворе школы, около детской площадки в д. Павлово,

озеленение клумб во дворе школы,

работа на пришкольном участке,

изготовление и развешивание кормушек во дворе школы, уход за пернатыми,

изготовление вывешивание скворечников во дворе школы,

экскурсии, акции с заданной тематикой,

профориентационная работа в данном направлении.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

При беседе со Светланой Сергеевной выяснили, какая огромная работа была проведена ею, как учителя природоведения и биологии с учащимися 5 класса (в классе только мальчики 6 учащихся), 6 класса и с нами, как классный руководитель, конечно же с нашей помощью.

Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других.С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках.

Мероприятия

Время проведения

Беседа с учителем о значимости экологической и природоохранной работе.

Сентябрь

Знакомство с литературой, поиск информации в интернете, разработка плана мероприятий

Сентябрь – октябрь

Участвовать во всероссийской акции «Лесники открывают двери»

сентябрь

Организовать работу по изготовлению кормушек и скворечников, изучить необходимую литературу по данному вопросу

октябрь

  1. Практический этап.

Мероприятия

Время проведения

Экскурсия «Лесники открывают двери»

октябрь

Экскурсия в дендрологический сад в Суводи

октябрь

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

октябрь

Экскурсия в Суводский лесхоз – техникум.

октябрь

Развешивание кормушек во дворе школы

ноябрь (после осенних каникул)

Проведение субботников во дворе школы, в парке Победы.

с мая по сентябрь

Посадка цветов во дворе школы, уход за ними.

с мая по сентябрь

Посадка овощей на пришкольном участке, уход за ними

с мая по сентябрь

Проведение Дня птиц.

1 апреля

Развешивание скворечников.

1 апреля

Закладка яблоневого сада.

5 мая

Участие в акции «Леса России», к 70 – летию Победы

4 сентября

Участие в конкурсах муниципального, регионального, общероссийского уровня.

в течение года

Участие в конкурсах поделок из декоративно – прикладного материала

В течение года

Походы в природу.

в течение года

Профориентационная работа с учащимися 9 класса

в течение года

  1. Экскурсии

Слово «школьная экскурсия», её содержание, её характер имеет очень длинный эволюционный путь. В 17 веке идея изучения окружающего мира путём наблюдения в природе принадлежала Я.А. Коменскому: «Необходимо начать изучение не со словесных толкований, а с реальных наблюдений…»Перечитывая работы педагога А.Я. Герда, делаю вывод: педагог много работал по методике проведения экскурсий, он считал, что экскурсии надо проводить не только весной и осенью, но и зимой, они оживляют преподавание естественных наук.

С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, учащиеся знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями, формируются навыки экологического воспитания.

C:\Users\Admin\Pictures\2014-09-13 поход\поход 040.JPG C:\Users\Admin\Pictures\суводи\019.JPG

Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

C:\Users\Admin\Pictures\2014-09-13 поход\поход 055.JPG C:\Users\Admin\Pictures\2014-09-13 поход\поход 042.JPG

Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся.

экскурсия в Суводский лесхоз – техникум.

C:\Users\Admin\Pictures\суводи\066.JPGC:\Users\Admin\Pictures\суводи\072.JPG

https://pp.vk.me/c622718/v622718193/323ef/Wx397YxWq4I.jpgСуводский лесхоз-техникум!

Описание:

Неофициальное сообщество "СЛТ" В Контакте!

Ответы на вопросы абитуриентов, важные новости, фото и видео о жизни техникума.

Веб-сайт:

http://slt43.ru

Местоположение:

Советск

Суводский лесхоз-техникум!

28 мая наш техникум посетили учащиеся 2,3 и 6 классов Павловской школы Пижанского района. Была организована экскурсия по учебному корпусу техникума. Также ребята и классные руководители классов посетили дендропарк и оранжереи. Ребята из Павловской школы приезжают к нам не в первый раз. Учащиеся 8 и 9 классов уже посетили техникум в сентябре и поделились положительными эмоциями от экскурсии с преподавателями школы и своими знакомыми.#пижанка

https://pp.vk.me/c622718/v622718212/32b32/Tvhyce-MsSc.jpg https://pp.vk.me/c622718/v622718212/32b3c/XWeZSfdHjhc.jpg

Во время проведения экскурсий, главное – наблюдение, которое обязательно сочетается с рассказом, беседой. На экскурсиях в природу учащиеся не хотят долго слушать, получив задание, они пускаются в «мир путешествий». Важно не навредить, вовремя помочь (кому словом, кому вопросом на вопрос). Во время проведения экскурсии «Разнообразие растений», «Живая и неживая природа» учащиеся видят взаимосвязи в природе, многие испытывают эмоции эстетического характера, ребята чувствуют живое восприятие красоты, любовь к родной природе, что играет роль в экологическом просвещении учащихся.

C:\Users\Admin\Pictures\2014-09-13 поход\поход 020.JPG C:\Users\Admin\Pictures\2014-09-13 поход\поход 029.JPG

«Экскурсия в дендрологический сад в Суводи», она может проводиться в любое время года.  Учащиеся с интересом рассматривали оранжереи с тропическими и субтропическими растениями, отметили многообразие растений, новые технологии выращивания саженцев хвойных (кедра) в теплицах.Экскурсии прививают эстетическое воспитание, связь теории с жизнью.

C:\Users\Admin\Pictures\117___09\IMG_1656.JPGC:\Users\Admin\Pictures\117___09\IMG_1690.JPG

Результат:

Экскурсия – Акция «Лесники открывают двери». Экскурсия, которая была проведена в ПХЧ вгт. Суводи, вошла в рамки областной акции.Учащиеся познакомились с историей лесного хозяйства, с техникой по тушению пожаров, с кодексом поведения человека в лесу. (приложение №1)

Продолжение данной экскурсии - проведение акции в нашем поселении. Ребята побывали на различных объектах: в администрации Ижевского сельского поселения, администрации хозяйства, аптеке, магазине, библиотеке, центре Досуга, призывая жителей выполнять правила нахождения человека в природе. Ребята размещали листовки «Как вести себя на природе».  Экскурсия связывает предметы: ОБЖ, природоведение, профориентационную работу.

C:\Users\Admin\Downloads\016.JPGC:\Users\Admin\Downloads\017.JPG

C:\Users\Admin\Pictures\акция\022.JPGC:\Users\Admin\Pictures\акция\008.JPG

Листовки, которые равзвешали учащиеся в поселении Ижевское. (приложение№2)

Для проведения экскурсии «Сезонные изменения в природе» велась предварительная работа. Учащиеся выполняли проект «Моя кормушка», в осенние каникулы дома, вместе с взрослыми. Кормушки в ходе экскурсии были повешены в школьном дворе. Ребята с удовольствием кормили птиц всю зиму, наблюдали, как прилетают к ним в гости «пернатые» полакомиться. (Приложение №3).

C:\Users\Admin\Pictures\2014-11-14\009.JPG C:\Users\Admin\Pictures\2014-11-14\001.JPG

C:\Users\Admin\Pictures\2015-01-21\017.JPGC:\Users\Admin\Pictures\2015-02-17\028.JPG

Пернатые друзья (Станция экологической тропы нашей школы)C:\Users\Светлана\Desktop\птицы\щегол.jpg

Урок посвящён Международному Дню Птиц, который проходил 1 апреля. Пятиклассники умело смогли завлечь в этот удивительный мир птиц учащихся 4 класса. Они вместе принимали участие в конкурсах «Почтовый ящик», «Наши пернатые друзья», «Птичьи разговоры». Доказывали, как важно беречь птиц, не разорять птичьи гнёзда. Учащиеся узнали о птице 2015 года - птице горихвостке. Все вместе читали стихи о птицах. Вспомнили и птице - голубь, которая символизирует мир на Земле. Раздавали в классы листовки –задания, поздравления с Днём птиц.

Домашнее задание у пятиклассников было – выполнить домашний проект «Скворечник», поэтому сразу после слов « Птички по небу летают, и тепло нам призывают. Так давай же в День чудесный, поздравлять пойдём их вместе. Мы скворечники повесим. Посмотри, как мир чудесен!» мы отправились в школьный двор развешивать скворечники. Каждый нашёл место для своего скворечника! И как было здорово, когда ребята 4 касса заметили уже утром следующего дня прилёт скворцов в скворечник!

Учащиеся познакомились с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показали огромное значение птиц в природе и жизни человека, работая над творческим потенциалом школьников, повышая интерес к природе родного края.

(приложение №4)

1 апреля –

Международный День Птиц

2015 год – Год Горихвостки.Описание: горихвостка1.jpg

Вы можете:

- собрать данные о горихвостках;

- нарисовать рисунок птицы горихвостки.

Птица горихвостка в 2015 году находится в центре внимания. Идёт сбор данных о её численности и распространении, люди помогают решать её проблемы.

Пусть не смолкнет птичий хор, природу украшая,

И пусть даёт птицам простор, Земля наша большая!

С Международным Днём всех птиц мы вас поздравляем,

Быть свободными, как птицы, от души желаем!

Учащиеся 4 и 5 классов МКОУ ООШ д. Павлово

C:\Users\школа павлово 2\Desktop\птицы\DSCI1884.JPG C:\Users\школа павлово 2\Desktop\птицы\DSCI1875.JPG

C:\Users\школа павлово 2\Desktop\птицы\DSCI1907.JPG C:\Users\школа павлово 2\Desktop\птицы\DSCI1930.JPG

C:\Users\школа павлово 2\Desktop\птицы\DSCI1953.JPG C:\Users\школа павлово 2\Desktop\птицы\DSCI1948.JPG

Работа по уборке территории во дворе школы

J:\2015-09-20\018.JPG K:\2015-09-09\013.JPG

и в парке Победы.

J:\9 класс\2015-05-02\012.JPGJ:\9 класс\2015-05-02\008.JPG

Закладка Яблоневого сада

Заложен яблоневый сад (10 яблонь) на территории пришкольного участка

В закладке сада принимали участие: труженики тыла, дети войны, бывший агроном ОАО «Ижевское», педагоги – ветераны труда, учащиеся – активисты школы.

K:\2015-05-08\029.JPGK:\2015-05-08\024.JPG

Уход за яблонями.

J:\2015-09-24\004.JPGJ:\2015-09-24\002.JPG

Участие в акции «Леса России», к 70 – летию Победы.

C:\Users\Admin\Pictures\маше\DSC03253.JPGC:\Users\Admin\Pictures\маше\DSC03251.JPG

C:\Users\Admin\Pictures\маше\DSC03242.JPG

Пришкольный участок(Станция экологической тропы нашей школы)

K:\2015-09-09\008.JPGC:\Users\Admin\Pictures\2015-09-24\006.JPG

C:\Users\Admin\Pictures\маше\DSC03228.JPGC:\Users\Admin\Pictures\маше\DSC03226.JPG

Поход выходного дня.

J:\9 класс\2014-09-13 поход\поход 097.JPGJ:\9 класс\2014-09-13 поход\поход 149.JPG

Экономическое обоснование.

Наименование материалов

Расход материалов

Затраты

Материал для изготовления кормушек и скворечников

Изготовили родители

-

Саженцы яблонь

10 яблонь

Посланы депутатом Государственной Думы О.Д. Валенчуком

Саженцы для поселения

Откопали во дворе школы

-

Корм птицам

Приносили ребята

3.Контрольно – оценочный этап

Результаты работы:

1)Теперь во дворе нашей школы, где развешены скворечники, объявлена станция «Пернатые друзья» (Станция экологической тропы нашей школы), на пришкольном участке (Станция пришкольный участок)

2)Проанализировав природоохранную деятельность за 2014-2015 год, мы поставили задачи следующие задачи.

Задачи природоохранной деятельности:

  •  Установление гармоничных отношений ребенка с природой;

  •  Развитие научно-исследовательской деятельности, способствующей поддержанию интереса учащихся к природе;

  • Сохранение психического, физического и нравственного здоровья детей;

1 . Направления и формы экологического воспитания:

2. Практическая значимость работы:

  • Экологическое воспитание и экологическое образование учащихся;

  • Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.

  • Повышение мотивации учащихся к обучению.

  • Профессиональное самоопределение учащихся.

В связи с тем, что природоохранная деятельность состоит из комплекса мероприятий: природоохранные акции, просветительские экологические мероприятия и творческие конкурсы, его реализация  позволяет вовлечь в природоохранную деятельность большое количество детей и подростков, повысить экологическую грамотность детей.

3)В течение года с учащимися 9 класса проведена профориентационная работа: поездка в Суводский – лесхоз техникум, представители техникума приезжали к нам в школу для агитации. Учащиеся встречались с представителями на Дне Выпускника в пгт. Пижанка. 3 учащихся из 9 выпускников (30%) поступили в Суводский лесхоз – техникум на Садово - парковое и ландшафтное строительство в г. Советск.

4) Анкетирование учащихся показало: произошло повышение уровня развития наблюдательности, появился интерес к изучению объектов природы, любви к Родине.

5) На пришкольном участке вырос большой урожай овощей без нитратов. Обеды для учащихся будут дешевле. ( приложение №5)

4) Личные достижения учителя.

Год

Название конкурса

муниципальный

региональный

общероссийский

2014-2015

Участие в олимпиадах по ОБЖ, технологии

Конспекты «Пожарная безопасность», «Лесные пожары», «Экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса»

Публикации в газете «Сельские вести»

Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Весеннее вдохновение»

Конкурс «Гимн воде»

Конкурс «Н2О»

Конкурс «ЧИП»

Районная выставка декоративно – прикладного творчества посвящённой Великой Победе

Районный конкурс «Верим в село, гордимся Россией!» в номинации «Село глазами детей».

(2 призёра)

1 место

(2 уч)

1 место

( коллек)

(7 участн)

участие

(6 участ) участие

(9 учас)

публикации на сайте Конспекты уроков. РФ

Победитель (3 место)

infourok.ru