Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования (стр. 1 из 4). Экологическое просвещение и воспитание


Экологическое просвещение, образование и воспитание граждан.

Поиск Лекций

Правительство Ивановской области

Администрация Ивановского муниципального района

Администрация городского округа Шуя

Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева

Ивановское отделение «Русского географического общества»

Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.В. Фрунзе

 

Информационное письмо № 1

ПЕРВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЪЕЗД

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Иваново – Ивановский район – Шуя

 

8–9 декабря 2017 года

 

Уважаемые коллеги!

Указами Президента России В.В. Путина 2017 г. объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Обе проблемы как для России в целом, так и для Ивановской области, в частности, имеют актуальное значение.

8–9 декабря 2017 г. состоится Первый Экологический съезд Ивановской области, на котором будут подведены итоги Года экологии и ООПТ в Ивановской области. Экологический съезд будет проводиться в формате Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием).

Приглашаем Вас принять участие в работе съезда. В рамках съезда планируется обсудить следующие вопросы:

1) экология и формирование ноосферы;

2) экология и энергетика;

3) экология, биоразнообразие и ООПТ;

4) экологические проблемы АПК России и Ивановской области, развитие агротуризма;

5) рациональное использование и охрана водных и растительных ресурсов Ивановской области;

6) экология и здоровье населения;

7) промышленная экология;

8) проблемы экологии городов, формирования эко- и ноополисов, городов-садов;

9) благоустройство, озеленение, охрана окружающей среды в городах Ивановской области;

10) экологический туризм и экологическое краеведение;

экологическое просвещение, образование и воспитание граждан.

На секции «Экологические проблемы АПК России» предлагается обсудить следующие вопросы:

· экологические проблемы устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий России;

· земельные ресурсы России: состояние, проблемы консервации и восстановления залежных земель, в т.ч. заброшенных мелиорированных земель; проблемы восстановления заброшенных естественных кормовых угодий и долголетних культурных пастбищ;

· региональные системы земледелия и оптимизация структуры сельскохозяйственных угодий;

· экологически чистые технологии выращивания овощей в открытом и защищенном грунте;

· проблемы производства экологически безопасной продукции и улучшения состояния окружающей среды;

· проблемы сохранения биоразнообразия, в частности, культурного в агроландшафтах России, влияние агрохимикатов на биоту почвы;

· формирование ООПТ на сельскохозяйственных угодьях;

· контроль сорняков и инвазионных растений; Черная книга России и регионов;

· экологические проблемы коллективного садоводства и огородничества;

· проблемы сохранения вымирающих сел и деревень, развития экологических поселений;

· экологические проблемы в животноводстве;

· экологические проблемы в ветеринарной медицине;

· проблемы развитие агротуризма;

· экологическое образование в аграрных вузах России.

Предлагается обсудить перечисленные и иные экологические проблемы в АПК России с позиций «глокализации» - взаимосвязи глобальных процессов с локальными проблемами развития.

Заявки на участие в съезде принимаются до 15 октября 2017 г. на адреса электронной почты [email protected] и [email protected]

1. Регламент работы чтений: доклад на пленарных заседаниях – 15 мин., доклад на секционных заседаниях – 10 мин., выступления в прениях – 3 мин.

2. Материалы съезда будут опубликованы. Текст доклада (до 4 стр.) в электронном и печатном виде предоставляется во время работы съезда руководителю секции или направляется в электронном виде на адреса электронной почты [email protected] и [email protected] с указанием сведений об авторе (с телефоном и электронной почтой). Текст в формате Word, размер листа – А4, поля – 20 мм, шрифт – Times New Roman, кегль – 14, интервал – 1, абзацный отступ – 5 мм, сноски подстрочные.

3. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения заявок, которые не будут соответствовать тематике съезда.

4. Во время работы чтений за счет организаторов проводится кофе-паузы и культурная программа. За счет направляющей стороны оплачиваются командировочные и транспортные расходы, проживание в гостинице.

5. Настоящее информационное письмо является официальным приглашением на чтения.

6. Дополнительную информацию об участии в чтениях и опубликовании докладов можно получить по электронной почте [email protected] и [email protected]

 

В рамках съезда 9 декабря 2017 г. в Шуйском историко-художественном и мемориальном музее имени М.В. Фрунзе (Ивановская область, г. Шуя, ул. Малахия Белова, д. 11/13) состоится IX Всероссийская научно-практическая конференция «Борисовские чтения». Основная проблематика чтений: актуальные вопросы локально-исторических исследований, история Шуйского уезда Владимирской губернии; история ивановского краеведения; археология, источниковедение, историография и методика региональных и локально-исторических исследований; биологическое и эколого-туристическое краеведение; литературоведческое и педагогическое краеведение.

Заявки на участие в чтениях принимаются до 15 октября 2017 г. на адрес электронной почты [email protected]

Оргкомитет экологического съезда намерен периодически информировать участников съезда обо всех резолюциях и решениях, которые будут приниматься на проводимых в течение Года экологии и ООПТ экологических конференциях и круглых столах. Подобные резолюции экологического характера с кратким анализом принятых мер по их реализации будут опубликованы в материалах съезда.

К началу работы съезда планируется опубликовать книги «Ценные природные объекты города Шуи» и «Природа Ивановского района». Всем экологам и краеведам предлагается принять участие в сборе материалов для этих книг. Структура и предварительное содержание книг будет выслано всем желающим принять участие в их написании на правах соавторов, а также условия для коллективной работы над книгами.

 

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

poisk-ru.ru

Статья «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ».

Агадуллина Альфида Индусовна, методист МАУ ДО «Станция детского, юношеского туризма и экологии» г. Чайковского, Пермского края. Одним из направлений деятельности Станции туризма является организация массовых воспитательных мероприятий экологической направленности. Система традиционных мероприятий Станции туризма организована таким образом, чтобы осуществлялась преемственность в данных мероприятиях: детский сад-начальная школа-основная школа-средняя школа.

Дата публикации: 11.12.2017

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Немного истории. Станция детского, юношеского туризма и экологии г.Чайковского создана путем реорганизации двух учреждений дополнительного образования. К Станции детского и юношеского туризма и экскурсий была присоединена Станция юных натуралистов. В результате объединения новое учреждение и получило такое название. Это отражено и в нашей эмблеме. Наши горы дали новый росток. Благодаря объединению мы получили новый виток в развитии двух учреждений.

Наше учреждение работает по пяти направленностям дополнительного образования:

  • Туристско-краеведческая
  • Физкультурно-спортивная
  • Естественнонаучная
  • Социально-педагогическая
  • Художественная

В учреждении успешно функционирует более 150 детских объединений дополнительного образования, в которых занимается более 2900 воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет.

По программам естественнонаучной направленности занимается более 700 учащихся. Занятия организованы как на базе нашего учреждения, так и на базе общеобразовательных учреждений на основе договоров о совместном сотрудничестве. Также занятия проходят на базе нашего мини-зоопарка, где ребята знакомятся с особенностями содержания домашних животных, особенностями ухода за экзотическими животными, получают представление о значении животных в жизни человека и наоборот. За полтора года в мини-зоопарке произошли кардинальные изменения: созданы благоприятные условия для содержания и размножения животных, организована деятельность по улучшению дизайна помещений зоопарка, постепенно увеличивается видовое разнообразие животных, обеспечена возможность контакта посетителей зоопарка с некоторыми видами животных, организована просветительская работа с учащимися и населением через тематические и выездные экскурсии, конкурсы, увеличено привлечение внебюджетных средств для развития зоопарка. О качестве подготовки в дополнительном образовании ярче всего говорят победы наших учащихся. В 2016 году воспитанники Удовиченко Лилии Вячеславовны: Масленников Тимофей и Каменев Даниил стали соответственно золотым и серебряным призёрами регионального конкурса «Лидер в экологии». В 2016 году у нас появилось новое объединение «Юный лесовод» под руководством Селиверстова Алексея Владимировича. За год работы ребята создали несколько экологических троп. В ноябре 2016 года в краевых соревнованиях по спортивному туризму в группе дисциплина «маршрут» среди обучающихся в номинации «Маршрутная экспедиция» наши туристы заняли два первых призовых места: 1 место – отчёт о водном походе 2 степени сложности по р. Белая (Башкирия), руководитель – Шустова Валентина Александровна.  Победители в дальнейшем стали бронзовыми призёрами аналогичного всероссийского конкурса. Во время экспедиции ребята провели исследование на тему «Особенности популяции утки-кряквы на р. Белая республики Башкортостан».

Одним из направлений деятельности Станции туризма является организация массовых воспитательных мероприятий экологической направленности. Система традиционных мероприятий Станции туризма организована таким образом, чтобы осуществлялась преемственность в данных мероприятиях: детский сад-начальная школа-основная школа-средняя школа.

Мероприятие

Детский сад

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Муниципальная массовая прогулка «Осенний марафон»

+

+

+

+

Экологические акции «Подарите птицам жизнь», «Всемирный день воды»

+

+

+

+

Экологическая акция по уборке территории

«Зелёная тропа»

«Зелёная тропа»

«оБЕРЕГАй»

«оБЕРЕГАй»

Конкурсы исследовательских работ

Экоша

-

Отечество

Отечество

Все экологические события проводятся по заранее разработанным положениям, сценариям, и играют свою значимую роль в процессах обучения и воспитания учащихся.

В проведении мероприятий мы сотрудничаем с предприятиями и учреждениями (РусГидро, Чайковское лесничество, отделом охраны окружающей среды и природопользования, Службой сопровождения одаренных детей, НП «Нечкинский», МЭД «Мир без мусора»).

Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения воспитанников в активный процесс познавательной деятельности, «самоопределения», «самовыражения» в мире экологии и биологии. Значительно успешнее закладывается фундамент конкретных представлений воспитанников об окружающем мире, в дальнейшем появляется живой интерес к различным экологическим вопросам и проблемам, наиболее удачно сочетается познавательно - практическая и игровая деятельность.

Перспективы:

  • модернизация работы зоопарка (выездной зоопарк, контактный зоопарк), пополнение видов животных;
  • новые дополнительные общеразвивающие программы экологической направленности;
  • организация работы «Экологических троп»;
  • реализация экологических проектов

Дополнительное образование – необходимый компонент личностного развития обучающегося. 

открыть ПРЕЗЕНТАЦИЮ

o4j4XVjPhp4

metod-sbornik.ru

Реферат «Экологическое образование и просвещение как основа экологической культуры общества»

0-342900Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра геоэкологии Реферат на тему: Экологическое образование и просвещение как основа экологической культуры общества дисциплина «Социальная экология» Преподаватель: Бадьина Т.А. Студент: Лекомцева С.М. Игнатенко Ю.В. Группа: ЭП-12 Екатеринбург 2013

Содержание Введение..............................................................................................................3 Глава 1. Этапы формирования экологического образования 1.1.Экологическое образование и его основные черты …………………….5 1.2. Дошкольное экологическое воспитание. Семья……………………….8 1.3.Экологическое образование в средней школе…………………….…10 Глава 2. Центральный этап формирования экологического образования 2.1. Вузовское и послевузовское образование…………………………….13 2.2. Экологическая подготовка руководящих работников…………..…16 2.3. Экологическое самообразование…………………………………..…17 Глава 3. Экологическое просвещение как основа экологической культуры 3.1. Экологическое просвещение……………………………………….....18 3.2. Экологическая культура ……………………………..…………….....20 3.3. Законодательство РФ об экологической культуре………………….22 Заключение………………………………………………………………..........24 Список литературы…………………………………………………………...25 Введение Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической культуры общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития страны. Низкий уровень экологической культуры объясняет нравственные пороки общества: потребительское отношение человека к природе, истощительное природопользование (в том числе распродажа стратегических ресурсов и природных богатств), чрезмерное техногенное воздействие на природу, которые привели к резкому падению ее восстановительного потенциала, к росту числа зон экологического бедствия. Политическая недальновидность в решении экологических проблем дорогого стоит – здоровья населения. Поэтому формирование в обществе экологической культуры, как осознанной личностью и обществом необходимости ответственного отношения к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью дру

educontest.net

Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования

МГУ им. М.В.Ломоносова

Факультет философии

Автореферат по теме

«Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования»

Студентки 3 курса с/о

Ткач Л.Б.

Москва 2004

Введение

Одной из важнейших проблем современности, без сомнения, является остро стоящая проблема экологии. Даже люди, далеко находящиеся от структур власти, уже не могут не обращать внимания на проблемы в данной области.

Ученые-исследователи разных областей науки, давно уже бьют во все колокола, пытаясь донести до политических деятелей и людей, принимающих решения на государственном уровне, важность и необходимость неотлагательного решения экологического вопроса.

К сожалению, все еще так мало чиновников понимают о том, что промедление в данной области невозможно, так как ситуация на сегодняшний момент такова, что даже одно неправильно принято правильное решение государственного деятеля, не понимающего всю важность данной проблемы, может повлечь за собой неотвратимые последствия, которое приведет в конце концов к экологическому коллапсу.

Приходится признать, что на сегодняшний момент общий уровень экологического образования населения как на уровне рядового гражданина, так и на уровне политического деятеля, еще очень низок. А уровень осознания всей трагедии человечества, стремительно уничтожающего природные богатства, ничтожно мал. Лишь исследователи, вплотную занимающиеся этой проблемой, полностью осознают всю глубину экологического кризиса и его последствий.

Поэтому, так остро сегодня стоит вопрос природоохранного просвещения на всех уровнях социальной иерархии. И поэтому, в данной работе дается попытка дать анализ развития идей экологического образования на высших политических уровнях, мировом и государственном (в России).

Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования

Вопросы экологии занимали людей с незапамятных времен, однако лишь в двадцатом столетии пропаганда природоохранных идей приобретает практическое значение. Рассмотрим основные этапы развития данных идей.

Первый этап международного природоохранного образования и просвещения начинается после второй мировой войны, с момента основания в 1948 г. Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).. Одной из своих задач данный Союз видел распространение знаний о природе, coxранение и восстановление ее богатств. Вот что сказано в уставе МСОП по этому вопросу:

-союз рекомендует и поощряет любые национальные и международные мероприятия по:

а) сохранению во всех частях света органической жизни в ее природной среде, почв, вод, лесов;

б)распространению новейших научных и технических достижений в области защиты природы и сбережения природных ресурсов;

в)использованию и широкому распространению обширной программы просвещения и пропаганды с целью убедить общественное мнение проникнуться идеей о необходимости защиты природы и сохранению природных ресурсов;

г)подготовке проектов международных соглашений и всемирной конвенции об охране природы;

д) всякого рода научным исследованиям по защите природы и сбережению ее ресурсов (см. Устав МСОП, 1948)

В 1950 г. при МСОП была создана постоянная комиссия по просвещению. Она стала осуществлять во многих странах (и прежде всего промышленных) широкую просветительскую деятельность в области охраны природы.

К 70-м годам просветительская деятельность начинает охватывать наряду с развитыми и другие страны.

Второй этап в развитии природоохранного просвещения начался в середине 70-х гг., когда ЮНЕСКО и ЮНЕП учредили международную программу по образованию в области окружающей среды.

На третьем этапе природоохранного просвещения (в 80-е гг.) идея организации всеобщего непрерывного экологического образования все более проникает в сознание широких слоев населения и все шире распространяется в развивающихся странах, где еще в 60-70-х гг. к идеям природоохранного просвещения относились весьма скептически, считая все эти экологические проблемы уделом развитых стран.

В 80-е годы и развивающиеся страны стали понимать, что для правильного реагирования населения на экологические проблемы и для формирования отношений между обществом и государством, основанных на доверии и понимании, необходимо наличие соответствующей информации, и что эффективное использование этой информации предполагает наличие обученных людских ресурсов.

Мировая стратегия образования в области окружающей среды, принятая ЮНЕП, характеризуется следующими основными чертами:

- образование в области окружающей среды осуществляется в течение всей жизни человека и является неотъемлемой частью процесса общего образования. Оно должно сосредоточиваться на практических проблемах и носить междисциплинарный характер. В то же время оно призвано способствовать осознанию экологических ценностей, содействовать коллективному благосостоянию и уделять основное внимание проблеме экологического выживания человека;

- образование в области окружающей среды не должно ограничиваться системой формального образования. Неотложной потребностью является объединение образования в области окружающей среды с другими формами образования. Его тематика должна касаться всех разделов школьной и внешкольной программы и образовывать единый непрерывный процесс;

- в рамках формального образования на всех уровнях следует учитывать различные элементы учебного процесса и постепенно достигать междисциплинарности;

- образование по вопросам окружающей среды не должно являться лишь еще одним предметом, подлежащим включению в существующие программы; оно должно стать катализатором или общим знаменателем в процессе обновления обучения.

В 70-80-е гг. формируются структуры формального (в рамках учебных заведений) и неформального (в рамках всего общества в целом) экологического образования. В системе неформального экологического образования осуществляется деятельность по распространению и пропаганде экологических знаний вне учебных заведений. Целью неформального экологического образования, охватывающего все общество, является изменение отношения членов общества к среде обитания. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, повысить их ответственность по отношению к природе, а с другой, - дать всем членам общества необходимые знания, открывающие возможность осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не подрывать природные условия социальной жизни или минимизировать наносимый среде обитания ущерб.

Неформальное экологическое образование характеризуется определенными уровнями, тесно связанными между собой. Так, например, распространение экологических знаний среди детей различного возраста, воспитание бережного отношения ко всему живому, сочетается с учреждениями просветительских центров, соответствующей ориентацией СМИ, изданием природоохранной литературы и т.д.

В системе формального экологического образования (т.е. в учебных заведениях) выделяется 4 уровня. На первом уровне предусматривается пропаганда знаний в области отношений между человеком и природой в рамках дошкольного образования. В доступной форме (в основном в виде игры) в этот период даются знания, показывающие основы бережного отношения к природе. Второй уровень связывается со школьным образованием на специальных уроках и при изучении смежных дисциплин. Особое вни­мание уделяется практической работе, закрепляющей знания. Третий уровень -экологическое образование, которое дается в высших и средних специальных заведениях, где: 1) создаются специальные факультеты; 2) читаются специальные расширенные курсы; 3) в традиционных курсах усиливается экологическая направленность; 4) проводится специализация в области изучения различных аспектов проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания (научно-технического, социально-экономического, политического и других аспектов). Именно на этом уровне осознается потребность в эколого-политологическом образовании, а особенно потребность в ликвидации эколого-политологической безграмотности людей, принимающих политические решения. Четвертый уровень предполагает природоохранное просвещение всех специалистов, повышающих свою квалификацию на специальных курсах, соответствующих факультетах и т.п.

Экологическое образование в целом (как формальное, так и неформальное) призвано:

- воспитывать членов общества, хорошо понимающих взаимосвязь человека и природы, осознающих необходимость сохранения как регионального, так и глобального экологического равновесия, и постоянно содействующих этому;

- обеспечивать точную информацию о состоянии окружающей среды, что дает возможность обществу принимать оптимальные решения по ее использованию;

- обеспечивать распространение знаний, умений и навыков, необходимых человеку для решения стоящих перед ним взаимосвязанных проблем окружающей среды и устранения возможности возникновения тех же проблем в будущем;

- ориентировать на то, что принимая любое решение в области окружающей среды, необходимо стремиться к равновесию между необходимостью удовлетворить потребности сегодняшнего дня и возможными последствиями этого решения в будущем;

- воспитывать членов общества с сознанием причастности каждого из них к решению проблем окружающей среды.

Осознание остроты и масштабности экологических и глобальных проблем в целом, выявление их планетарного характера, создание системы экологического образования и просвещения, создают предпосылки для формирования экологической культуры. В ее рамках взаимоотношения человека и природы предстают уже в качестве нравственной проблемы.

Под экологической культурой понимается такая совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, которая обусловливает соответствие социокультурного процесса сохранению природной среды. Процесс утверждения экологической культуры представляет собой переход от экологического знания к экологическому сознанию, которое мотивирует и определяет деятельность каждого человека.

mirznanii.com

Экологическое просвещение населения

Образование 20 января 2018

Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.

Глобальная проблема современности

В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.

последствия загрязнения воды

А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.

Уровень экологического просвещения

Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.

экологи на реке

Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.

Видео по теме

Немного истории

Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.

Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.

Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.

Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.

Стратегия экологического образования

Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.

девочка рассматривает лист

Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.

Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.

Разновидности экологического образования

В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

Вторая из этих двух систем предусматривает распространение знаний по охране естественной среды планеты, их пропаганду и распространение вне школ и вузов. Основная цель неформального образования в экологической сфере - охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания. Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.

Уровни неформального образования

Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.

Уровни формального образования

Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.

Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.

Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:

- студенты посещают особые курсы;

- создаются специализированные факультеты;

- усиливается экологическая тематика традиционных курсов;

- происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).

На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.

преподаватель перед студентами

Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.

Основные задачи

Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:

- воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

- обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

- содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

- ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

- дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

Экологическая культура

Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

экскурсия в лесу

Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

Роль политических аспектов

Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.

Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.

Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний

К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.

полицейский в маске

Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.

Основные направления деятельности

План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:

- партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;

- работу по комплексным программам и целевым проектам;

- проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;

- осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.

Проводимые мероприятия

Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.

молодые люди с компьютерами

Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.

В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:

- видеопрезентации;

- фотовыставки;

- познавательные заочные путешествия;

- экологические акции и лектории;

- открытые просмотры документов и литературы, касающихся проблем экологии;

- проведение бесед и круглых столов, выставок и обзоров по вопросам охраны природы.

Разнообразие форм, применяемых для проведения мероприятий, позволит населению более серьезно подходить к существующим проблемам в сфере экологии.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Южная Африканская Республика: достопримечательности, история, климат, население, экологические проблемы. Правоохранительная система, форма правления, посольство, валюта, флаг и герб ЮАРЗакон Южная Африканская Республика: достопримечательности, история, климат, население, экологические проблемы. Правоохранительная система, форма правления, посольство, валюта, флаг и герб ЮАР

"Разные люди объединяются" - именно так звучит девиз этого необычного государства. Данная фраза как нельзя лучше раскрывает историю и сущность страны под названием Южная Африканская Республика. Где она находится? Как ...

Что такое экологический класс автомобиля, как его определитьАвтомобили Что такое экологический класс автомобиля, как его определить

Никто не сомневается, что каждый автомобиль при работе выделяет в атмосферу различные загрязняющие вещества. В зависимости от количества токсичных и вредных веществ в выхлопе каждого автомобиля, разработана специальна...

Зейское водохранилище – источник процветания региона или начало экологической катастрофы?Бизнес Зейское водохранилище – источник процветания региона или начало экологической катастрофы?

Зейское водохранилище – это могучий резервуар, достигающий глубины в 93 метра. Это удивительное по красоте и мощи сооружение, с одной стороны, рассматривается как великое благо, способствовавшее развитию экономи...

Социальные работники - это люди, заботящиеся о незащищенных слоях населенияБизнес Социальные работники - это люди, заботящиеся о незащищенных слоях населения

Социальные работники – это профессионалы, оказывающие помощь и поддержку некоторым слабозащищенным либо совершенно не защищенным слоям населения. К указанным категориям могут быть отнесены такие граждане: пенсио...

Экологический аудит – суровая необходимость тотального контроля Бизнес Экологический аудит – суровая необходимость тотального контроля

Проблема рационального природопользования в нашу высокотехнологичную эпоху стоит очень остро. Она обусловлена в первую очередь факторами постоянного наращивания производственных мощностей и стремительными темпами экон...

Что такое экологический менеджмент и для чего он необходим?Бизнес Что такое экологический менеджмент и для чего он необходим?

Экологический менеджмент – это современный метод учета преимуществ охраны окружающей среды при осуществлении и планировании деятельности какой-либо организации. Это также неотъемлемая часть современных систем уп...

Трудоспособное население ЗемлиБизнес Трудоспособное население Земли

Трудоспособное население - это часть населения страны, способная по физиологическим и психическим данным участвовать в трудовом процессе. Это совокупность лиц преимущественно трудового возраста. В России такой возраст...

Система экологического менеджмента в современном миреБизнес Система экологического менеджмента в современном мире

Система экологического менеджмента - это определенное управление, которое включает в себя заданную организационную структуру, распределение ответственности, планирование, процессы и практическую деятельность, а также ...

Экологический менеджмент на предприятии, его задачиБизнес Экологический менеджмент на предприятии, его задачи

Экологический менеджмент на предприятии – это регулярная деятельность, призванная уменьшить воздействие компании на окружающую среду. В задачи экологического менеджмента входит планирование экологической ...

Бытовое обслуживание населенияБизнес Бытовое обслуживание населения

Сфера услуг в последнее время в России, что называется, идет вперед семимильными шагами. Все большее число людей предпочитают решать какие-либо бытовые проблемы не своими силами, а обращаться за помощью к специ...

monateka.com

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

  Украйченко Александр Анатольевич,

  учитель географии МБОУ лицея №57

 города Ростова-на-Дону.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» (Исследовательская работа к студенческой научно-практической конференции геолого-географического факультета  РГУ в 2002 году).

Данная работа посвящена экологическому образованию в рамках НУКЦ «ЭК».

Насколько же актуально в настоящее время экологическое образование? Что бы ответить на этот вопрос, хочется привести один яркий пример рациональной организации взаимоотношений человеческого общества с природой в отдельно взятой стране. На одном из международных совещаний представители Кореи категорически заявили: «Мы участвуем в совещаниях по охране природы только потому, что эта проблема имеет большое международное значение. Но в нашей стране этой проблемы нет. И вот почему. С раннего детства мы воспитываем детей в сознании единства человека с природой. С первых шагов наши дети знают, что не природа для них, а они для природы. Поэтому каждый кореец действует исходя из принципа: «Сначала заботься о природе, потом о себе». Конечно же, таких стран, как Корея, с высокой экологической культурой много, но, к сожалению, Россия пока не входит в их число.

«Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!» - говорил профессор Преображенский из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Лишь недавно стало приходить понимание того, что экологический кризис – это, не в последнюю очередь, «разруха в головах», и именно в них нужно вначале привести все в порядок. Но показательно, что в «Стратегии сохранения природы Международного союза охраны природы» такой пункт, как воспитание людей, находится лишь на седьмом (последнем!) месте. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание. Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также  соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Поэтому решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Для этого нужно, чтобы роль различных сил общества (учреждений образования, общественных организаций и СМИ) в развитии экологического образования и воспитания заметно возросла. Чтобы все попытки формирования экологического мышления переросли в действия, должно быть определено единое мнение по главным вопросам: кто и как должен научить человека сегодня жить в контакте с природой, не нарушая ее, а также какие методы позволят решить эту задачу наиболее эффективно.

1.Создание НУКЦ «ЭК», его цели и задачи.

Экологическое образование Ростовской области связано с общим состоянием образования в России. В настоящее время в РГУ создана серьезная научная база по исследованию экологических проблем, существующих на юге России. Многие научные коллективы ВУЗа внесли весомый вклад в создание научно-методических разработок в отдельных отраслях знаний. Проходящие научно-практические конференции, на которых рассматриваются проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды, свидетельствуют о расширении научного поиска и интеграционных процессов, проходящих в исследовательской деятельности. Как показал практический опыт, сегодня требуется внедрение достигнутых результатов в образовательный процесс. Обобщить существующий опыт, популяризировать и транслировать его в виде учебных региональных программ в средние учебные заведения юга России берет на себя, действующий на нашей кафедре на общественных началах, научно-учебно-консультационный центр непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения «Экологическое краеведение».

Цели у Центра следующие:

1.Поиск методов внедрения научного экологического мировоззрения, как в образовательный процесс высшей школы, так и в просветительскую деятельность средних учебных заведений.

2.Помощь педагогам средних учебных заведений по экологизации различных дисциплин учебного плана.

3.Научная организация экологического просвещения среди населения Ростовской области и юга России силами общественных объединений.

Для достижения поставленных целей Центру необходимо решить следующие задачи:

-  организовать деятельность по привлечению специалистов к экологическому образованию, воспитанию и просвещению на всех уровнях образовательной лестницы;

- создать структуру взаимодействия специалистов, занимающихся вопросами рационального природопользования и охраны природы;

- создать на основе исследований модели продвижения природоохранной и экологической информации в системах: ученый – практик – образовательное учреждение – население и (в географическом пространстве): региональный центр – райцентр – сельская местность – население.

В результате деятельности НУКЦ «ЭК» должно быть созданы студенческое научное общество и  учебный курс,  комплексные межфакультетские учебно-научно-просветительские экспедиции РГУ «Экологическое краеведение». Их цель  – сбор научных материалов по истории возникновения экологических проблем в разных районах Ростовской области,  комплексные региональные программы всеобщего непрерывного образования в области экологии для разных групп населения, и, прежде всего, студентов и школьников. Также должен быть разработан проект учреждения дополнительного образования «Лаборатории экологического проектирования», основанного на моделировании деятельности системы управления рациональным природопользованием и охраной окружающей среды. Кроме этого  разработаны критерии уровня экологического сознания и экологической культуры населения в зависимости от социальной принадлежности, профессиональных знаний и жизненного опыта человека на основе соцопросов и мониторинга СМИ, образовательных учреждений. Также разработаны методы развития и активизации экологической культуры населения; поиск и возрождение экологически целесообразных традиций народов, проживающих на территории Ростовской области и юга России.

2.Непрерывное экологическое образование, воспитание и просвещение.

Деятельность НУКЦ «ЭК» основана на системе непрерывного экологического образования. Это образование является одним из важнейших принципов. При этом под непрерывностью понимается процесс взаимосвязи между обучением, воспитанием и развитием в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни.

2.1.  Детский сад.

Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и младший школьный возраст. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. В воспитании у дошкольников бережно-гуманного отношения к живому необходимо широко использовать игру, которая затрагивает эмоции ребенка, вызывает радостные переживания. Великий русский педагог К.Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.

2.2. Начальная школа.

Начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьников к природному и социальному окружению. Психолог В.С. Мухина считает, что в этот период (6-10 лет) ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии, такое расстояние, с которым несравним ни один последующий возраст. Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную основу для становления и развития у него многогранных отношений с миром. Причем в сознании ребенка впечатления и знания об окружающем мире не просто преломляются, они формируют его отношение к миру, влияют на его нравственные качества, вырабатывают чувство ответственности у детей.

2.3. Средняя школа.

Экологическое образование в средней школе направлено на создание образа связей человека с природой. Сильно развита внеурочная форма экологического образования ( праздники, игры, детские движения) и внешкольная форма (экологические экскурсии, лагерь). В существующей сети учреждений дополнительного образования экологической направленности в Ростовской области насчитывается 6 станций юных натуралистов, 9 эколого-биологических центров, отделы экологии при 70 домах творчества. Ведущее место в экологическом дополнительном образовании в нашей области занимает Областной экологический центр учащихся, который разработал проект программы непрерывного экологического образования с учетом регионального компонента, целевую программу развития школьных лесничеств до 2005 г., принял участие в разработке областной программы по обеспечению стабильного функционирования системы дополнительного образования. В Ростове-на-Дону не последнее  место в дополнительном экологическом образовании занимает экологический отдел Дворца творчества детей и молодежи. Главным мероприятием этого отдела является ежегодная организация и проведение сессий Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ). Опыт экологических экспедиций Областного центра детско-юношеского туризма представляет собой наиболее активную форму экологического образования. Центр разрабатывает и проводит для учащихся экспедиции, организует в районах области туристко-экологические маршруты. Одним из основных направлений в своей работе Центр избрал проектное обучение в эколого-краеведческой работе. В этом Центру помогает тесное сотрудничество с учеными РГУ и РГПУ и специалистами-экологами. В старших классах продолжается профориентационная работа. Здесь можно выделить школы при ВУЗах, участие детей в олимпиадах, различных конкурсах, круглых столах и т.д.

2.4. Высшее учебное заведение.

На этом этапе завершается цикл через освоение законов экологии и терминологии дисциплин (синтетическая стадия). Специалистов в области экологии готовят на нескольких факультетах РГУ (геофак, биофак, частично на химфаке, физфаке), ДГТУ. Единая понятийная основа экологических знаний в системе «школа – ВУЗ» позволяет концептуально соединить разрозненные экологические знания различных дисциплин, связать экологическим подходом, осознать систематизирующие связи, сформировать целостный взгляд на окружающий мир, как на систему «природа – человек – общество». Результатом такой системы непрерывного экологического образования и должна стать выработка экологического системно-вероятностного стиля мышления. Профессиональная подготовка педагогов к эффективному осуществлению процесса комплексного экологического образования может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретического, психолого-педагогического, эколого-педагогической подготовки, эколого-гуманитарного, натуралистического и методического. К формам эколого-педагогической подготовки студентов и учителей относятся учебно-полевая и школьная педагогическая практики, спецсеминары, массовые экологические движения, природоохранные мероприятия и культурно-просветительская работа.

2.5. Послевузовское образование.

Повышение эколого-педагогической квалификации школьных учителей, в основном, сейчас строится на их самообразовании, главным источником которого является массовая информация, а также на деятельности региональных институтов усовершенствовании учителей (ИУУ). На их базе функционируют постоянно действующие курсы, тематические и проблемные семинары, практикумы, научно-практические конференции, педагогические чтения. Институты организуют выездные летние курсы учителей на базе ряда заповедников и национальных парков страны. Специалистами и учеными для учителей проводятся лекции, практикумы, комплексные экскурсии и т.п. В помощь школьным учителям, воспитателям детских садов периодически издаются методические рекомендации по экологическому образованию, разрабатываются учебные пособия и программы.

3.Роль общественных организаций  в экологическом образовании.

Сейчас в России и Ростовской области огромное количество различных общественных организаций. Я не ставил перед собой цель ознакомиться со всеми ими, а лишь хотел на примере одной политической партии («Яблоко») рассмотреть ее участие в экологическом образовании.

Экология всегда была одним из бесспорных приоритетов «Яблока». Огромное внимание уделялось повышению уровня знаний об основных экологических проблемах страны и заинтересованности людей в бережном отношении к окружающей среде. В 2000 году при поддержке «Яблока» был издан учебник по экологии, последний параграф которого посвящен теме экологической безопасности России, светлым и радужным прогнозам разумной политики нашего государства. В частности, речь идет о важнейшем программном документе, о «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», на основе которого должна была построена и соответствующая стратегия. Сейчас многие люди, которым не безразличны проблемы экологической и ядерной безопасности страны, которые не желают мириться с решениями, принимаемые без учета их мнения, объединяются. Надеюсь, что эта работа будет продолжена в изучении проблем экологического образования в нашем ВУЗе и регионе.

 

diplomba.ru