32.Гарантии и защита экологических прав граждан. Экологические права граждан и способы их защиты


Экологические права граждан РФ. Способы защиты экологических прав граждан :: BusinessMan.ru

Экологические права и обязанности граждан РФ обеспечивают удовлетворение различных потребностей индивидов и выполнение ими установленных требований в области взаимодействия их с окружающей средой. Они классифицируются в зависимости от степени нормативного регулирования. Рассмотрим далее, какие существуют экологические права и обязанности граждан РФ.

Юридический аспект

Основные экологические права граждан именуют также фундаментальными. Они фиксируются в различных нормативных актах. Ключевым из них выступает Конституция РФ. Экологические права граждан определены и международными документами. Согласно действующему в стране законодательству, они также выступают как элемент нормативной системы. Среди международных документов следует в первую очередь назвать Всеобщую декларацию прав человека. Она была принята в 1948 г. Также экологические права человека, гражданина зафиксированы в Европейской конвенции. Она была утверждена в 1950 г. Кроме этого, экологические права граждан закреплены в Европейской хартии, принятой в 1961 г.

Общая характеристика

Экологические права граждан Конституция описывает в ст. 17, ч. 2. В соответствии с нормой, эти юридические возможности субъектов считаются неотчуждаемыми и естественными. Законодательство акцентирует внимание на недопустимости лишения граждан их прав. Субъективность и естественность проявляется в том, что рассматриваемые юридические возможности возникают в момент рождения.

Виды

Экологические права граждан РФ затрагивают самые разные сферы общественной жизни. Так, непосредственное отношение они имеют к трудовой деятельности людей. В ст. 37 Конституции зафиксировано право граждан на работу в условиях, соответствующих требованиям гигиены и безопасности. Каждому субъекту гарантируется возможность получить медицинскую помощь. Граждане могут получить медицинскую помощь и компенсацию ущерба, нанесенного имуществу или здоровью вследствие экологического правонарушения. Каждому субъекту предоставляется достоверная информация о состоянии окружающей среды. В законодательстве предусматриваются экологические права и обязанности граждан в области природопользования. Речь, в частности, идет о радиационной безопасности, возможности пребывать в лесах и так далее.

Нормативное регулирование

Экологические права граждан признаны действующим законодательством наряду с прочими неотчуждаемыми естественными юридическими возможностями. В законодательстве развиты и конкретизированы категории, зафиксированные в международных актах. Право каждого человека на благоприятную окружающую среду выступает как одно из всеобъемлющих и фундаментальных. Оно затрагивает ключевые сферы жизнедеятельности субъектов, связанные с поддержанием нормальных условий существования.

Федеральное законодательство

В ФЗ "Об охране природы" не только зафиксированы экологические права и обязанности граждан, но и определены некоторые полномочия, способствующие их реализации. Так, в законе предусмотрены следующие возможности:

  1. Формировать общественные объединения и прочие некоммерческие организации для осуществления деятельности в сфере охраны природы.
  2. Направлять в органы федеральные, территориальные, региональные органы госвласти, иные организации, а также должностным лицам обращения о получении достоверных, полных, своевременных сведений о состоянии среды на территории проживания, а также мерах, предпринимаемых по ее охране.
  3. Участвовать в пикетированиях, митингах, шествиях, собраниях, демонстрациях, сборе подписей, референдумах, касающихся обсуждения вопросов охраны природы.
  4. Направлять предложения о выполнении экологических экспертиз, привлекаться к их проведению в предусмотренном законом порядке.
  5. Оказывать органам госвласти содействие при решении вопросов, касающихся охраны природы.
  6. Обращаться в уполномоченные инстанции с заявлениями, жалобами по поводу защиты окружающей среды.
  7. Направлять иски в судебные органы о возмещении вреда природе.
  8. Реализовывать иные предусмотренные ФЗ возможности и использовать допустимые законом способы защиты экологических прав граждан.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

В ФЗ №52 зафиксированы следующие экологические права граждан:

1. На благоприятные условия обитания. Их факторы не должны негативно влиять на здоровье людей настоящего и будущего поколений. К таким условиям, в числе прочего, относят окружающую природу, атмосферу на предприятии, в быту, в образовательном учреждении. Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности имеет обеспеченность качественными продуктами питания.

2. На своевременное полное возмещение вреда, нанесенного здоровью вследствие нарушения санитарных норм, повлекшего массовую инфекционную или неинфекционную заболеваемость, отравления, профзаболевания.

3. На получение достоверных данных от предприятий и организаций о:

  • состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
  • реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
  • качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.

Непосредственное либо через представителей (общественные объединения) участие в разработке, обсуждении и утверждении органами госвласти и управления решений, ориентированных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия.

Радиационная безопасность

В ФЗ №3 также предусматриваются экологические права граждан. Общественные объединения и физлица имеют возможность получать объективные сведения от предприятий, осуществляющих деятельность с применением источников излучения, о радиационной обстановке и мерах, которые принимаются для обеспечения безопасности. В соответствии со ст. 26 указанного Закона, осуществляется защита экологических прав граждан. В частности, в норме определено, что субъекты могут требовать возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни либо убытков, обусловленных облучением сверх предусмотренных предельных доз. Данное положение распространяется и на случаи радиационной аварии.

ФЗ № 2300-I

В Законе, регламентирующем защиту потребительских прав, также предусматриваются положения, касающиеся взаимодействия субъектов с окружающей средой. Они обеспечиваются посредством включения требований в ГОСТы и профессиональные и общеобразовательные программы, а также путем организации системы информирования населения. Потребителями считаются физлица, которые имеют намерение приобрести/заказать или покупающий/использующий продукцию, услуги либо работы исключительно для бытовых (индивидуальных) нужд, не связанных с получением дохода. В ФЗ № 2300-I определены важнейшие экологические права и обязанности граждан. План реализации юридических возможностей четко регламентируется национальными и международными стандартами, предусматривается ответственность всех участников отношений. Ключевым положением в законе выступает требование обеспечения безопасности для здоровья, жизни людей, их имущества и среды обитания при использовании, хранении, утилизации и транспортировке любого потребительского товара, услуги или работы.

Природопользование

В законодательстве зафиксированы положения, касающиеся использования естественных ресурсов. Экологические права граждан в сфере природопользования обеспечивают реализацию самых различных нужд: экономических, рекреационных, оздоровительных, культурных, научных, эстетических. Юридические возможности населения регламентируются отраслевыми нормативными актами: Водным, Земельным, Лесным кодексами, Законами "О животном мире", "О недрах" и пр. Вместе с этим в нормативных актах фиксируются и обязанности граждан. В частности, используя природные ресурсы, люди должны бережно относиться к природе, не допускать причинения ей вреда, пресекать нарушения и содействовать уполномоченным органам в выявлении незаконных действий.

Защита прав

В законодательстве предусматриваются юридические гарантии реализации зафиксированных в нем же полномочий физлиц и организаций. Нормативными актами определяются конкретные процедуры, в рамках которых осуществляется защита экологических прав. В частности, все субъекты могут:

  1. Обращаться в судебные инстанции.
  2. Обжаловать принятые уполномоченными органами решения, бездействия/действия госструктур или их должностных лиц.
  3. Получать квалифицированную юридическую помощь.
  4. Требовать компенсации вреда, нанесенного действиями/бездействиями госорганов или их служащих.
  5. Обращаться в межгосударственные структуры для защиты свобод и прав в случае исчерпания существующих внутригосударственных средств юридической защиты.

Обеспечивая гарантии, законодательство определяет, что каждый субъект может выступать за сохранность своих интересов всеми методами, не запрещенными нормами. В данном случае следует обратить внимание на то, что обращение за судебной защитой допускается только в том случае, если решения, бездействия/действия противоречат существующим правовым документам.

Роль исполнительной власти

В настоящее время актуальность приобрел вопрос, касающийся конкретных средств и способов защиты интересов и прав граждан в сфере взаимодействия с окружающей средой административными структурами. Проблема сегодня заключается в том, что зачастую возможность их реализации зависит от усмотрения исполнительных органов. При этом ряд должностных лиц, совершающих незаконные действия, не несет за них ответственности. Среди средств и способов защиты экологических прав следует выделить:

  1. Обеспечение судебного контроля за деятельностью администраций. Речь, в частности, идет о полномочиях инстанций общей юрисдикции по рассмотрению возникающих споров.
  2. Над- и внутриведомственный надзор. Он осуществляется в рамках компетенции исполнительных органов. К надзору следует относить и президентский контроль деятельности подчиненной главе страны системы госструктур.
  3. Организацию приема и рассмотрения заявлений, жалоб и прочих обращений населения в исполнительные органы.
  4. Прокурорский надзор за законностью функционирования административных структур (ведомств и министерств), в том числе на уровне местного самоуправления.
  5. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления в пределах, определенных законодательством и с учетом принципа разделения власти на три ветви.

Особенности обращения

Законодательство предоставляет гражданам право выбрать орган, в который будет направлено заявление с требованием обеспечения защиты экологических прав. Так, субъект может обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий госорган, административную структуру, на предприятие, в учреждение или объединение, а также к конкретному должностному лицу в порядке подчиненности. Последние в соответствии с законодательством обязаны рассмотреть заявление (жалобу) в течение месяца. Если гражданину в удовлетворении требований было отказано или он не получил ответа, он вправе обратиться с иском в суд. При этом субъекту дается месяц на направление соответствующего заявления. Исчисление срока начинается с даты получения письменного ответа от госоргана. Если он не был отправлен, начало периода начинается по окончании установленного для инстанции времени на рассмотрение заявления. Если субъект сразу решает обратиться в суд, то он может сделать это в течение 3-х мес. с даты, когда ему стало известно о нарушении. Если указанный срок был пропущен по уважительной причине, нормативными актами предусмотрено его восстановление. После рассмотрения жалобы судебная инстанция принимает решение. Если требования будут обоснованы, то акт, бездействие/действие будут признаны незаконными, а права гражданина восстановлены.

Общественные объединения

Законодательство наделяет граждан возможностью формировать организации для обеспечения реализации и защиты их экологических прав. Общественные объединения при этом наделяются более широким кругом полномочий в сравнении с отдельными субъектами. Права экологических организаций определяются несколькими нормативными актами. Наиболее четко они отражены в ФЗ, регламентирующем сферу охраны природы. Экологические и прочие общественные объединения, реализующие права в сфере природопользования, могут:

  1. Разрабатывать, осуществлять, пропагандировать в предусмотренном порядке программы в области охраны природы.
  2. Защищать интересы и права граждан в сфере природопользования.
  3. Привлекать население на добровольной основе к деятельности, связанной с охраной окружающей среды.
  4. Оказывать органам госвласти содействие в решении экологических вопросов.
  5. Организовывать демонстрации, шествия, собрания, митинги, пикетирования, участвовать в прочих мероприятиях, собирать подписи под петициями в соответствии с действующими нормами, направлять в уполномоченные органы предложения о проведении референдума по вопросам природопользования, обсуждать связанные с ним проекты.
  6. Обращаться в компетентные инстанции и к должностным лицам за получением достоверных, своевременных и полных сведений о состоянии природы, мероприятиях по обеспечению ее охраны, фактах и обстоятельствах осуществления хозяйственной и прочей деятельности, угрожающей имуществу, здоровью, жизни людей, а также среде их обитания.
  7. Участвовать в принятии решений, при реализации которых может возникнуть вред природе.
  8. Направлять жалобы, иски, заявления и предложения, касающиеся вопросов охраны среды обитания.
  9. Организовывать и участвовать в проведении экологической экспертизы, слушаниях по проблемам размещения объектов, функционирование которых может негативно повлиять на состояние природы.

В настоящее время в России действует достаточно много объединений, чья деятельность связана с охраной природы. Эти организации играют важнейшую роль в сфере реализации гражданами их экологических прав. Законодательство наделяет объединения достаточно широкими полномочиями. Реализуя их, организации могут оказывать существенное влияние на экологическую обстановку в стране.

businessman.ru

3. Способы защиты экологических прав.

Любые закрепленные в Конституции РФ и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому федеральное законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно:

● непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

● обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

● активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

● выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

● оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

● обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

● о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

● об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

● об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

● об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

● нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

● принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

studfiles.net

32.Гарантии и защита экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не определяются формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.

Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

• судебная защита прав и свобод;

• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

• право на получение квалифицированной юридической помощи;

• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст.26).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан – необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:

а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

studfiles.net

Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений - Экологическое право

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

  • судебная защита прав и свобод;
  • право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
  • право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 46).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить следующие способы защиты экологических прав граждан:

  1. самозащиту;
  2. защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту.

Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах

Для защиты экологических прав граждан применяются способы:

  1. административный;
  2. судебный.

Нормативные основы регулирования защиты установлены Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

В соответствии с Законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение. Закон при этом запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

  • обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
  • запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  • принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск - один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей природной среды граждане имели право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. В действующем Федеральном законе "Об охране окружающей среды" установлено, правда, лишь право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).

Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. Это коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

  1. нарушены права и свободы гражданина;
  2. созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные выше.

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

В соответствии с этим Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем, порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие), нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также - по просьбе гражданина - надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. Однако подавляющее большинство российских граждан такими знаниями не обладает. С учетом этого, а также значительной потенциальной роли права гражданина на иск по поводу невыполнения требований природоохранительного законодательства, должно быть обеспечено представительство и защита в суде экологических прав и интересов отдельных граждан. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ее оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы. Однако в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение, и это не могло не сказаться на уровне правовых экологических знаний работников юридических консультаций и адвокатских контор.

Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана:

  • в суд по месту его жительства;
  • в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.
Сроки обращения в суд с жалобой

Если гражданин обжаловал в административном порядке решения или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд - один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы, либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее.

Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.

Важным является вопрос о том, могут ли суды не только отклонять, но также изменять обжалуемое решение. С учетом принципа разделения властей решение суда должно содержать только заключение о законности обжалуемых действий и решений и их отмене в случае обоснованности жалобы.

Исчерпав все законные средства защиты нарушенного права в России, ее граждане имеют право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека.

Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских законов, других нормативных правовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18), Конституции должны соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но в соответствие с нею должны быть приведены все действующие акты.

Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. К ним относятся:

  • федеральные законы;
  • нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства;
  • конституции республик, уставы, а также законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;
  • не вступившие в силу международные договоры РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов не по собственной инициативе, а по запросам. Право на обращение в Конституционный Суд с запросом (но не с жалобой) имеют:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы;
  • Правительство;
  • Верховный Суд и Арбитражный Суд;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон "О Конституционном суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов РФ или договора между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять их как не соответствующих Конституции РФ (ст. 85).

Что касается проверки конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Основного закона охрана окружающей среды и законодательное регулирование в этой сфере отнесено к предметам совместного ведения.

Если в отношении новых нормативных актов и договоров между органами государственной власти соответствие Конституции устанавливается

  • по содержанию норм;
  • по форме акта;
  • по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
  • с точки зрения установленного Конституцией разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и другим показателям и характеристикам (ст. 86),

то проверка конституционности таких актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится только по содержанию норм.

Признание по итогам рассмотрения дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ влечет отмену не только данного акта (договора, положения), но и является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на акте (договоре, положении), признанном неконституционным.

Конституцией РФ предусмотрена также возможность проверки конституционности законов по запросам судов. При рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона. С момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и впредь до принятия постановления этого суда производство по делу или исполнение вынесенного судом решения в соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ приостанавливается.

Порядок и пределы проверки актов Конституционным Судом, принимаемые им по результатам рассмотрения запроса решения аналогичны установленным для рассмотрения жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают:

  • граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
  • объединения граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
  • иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96).

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Наряду с другими документами, к жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. При этом Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" вменяет в обязанность должностного лица или органа, рассматривающего дело, выдать заявителю копию такого документа по его требованию.

Приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод, Конституционный Суд уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет приостановления производства по делу, хотя оно может быть приостановлено по воле суда или органа.

Закон о Конституционном Суде РФ (ст. 86) устанавливает широкие пределы проверки конституционности оспариваемого закона, как и в случае рассмотрения дел о конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений:

  • о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
  • о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом.

В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал дела о проверке конституционности законодательных актов с точки зрения их соответствия экологическим правам.

Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность в Российской Федерации учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г.. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Закон устанавливает, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 16). Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Согласно ст. 20 Уполномоченный, получив жалобу, вправе:

  • принять жалобу к рассмотрению;
  • разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При определенных обстоятельствах Уполномоченный по собственной инициативе имеет право принять меры в пределах своей компетенции по защите интересов людей. К таким обстоятельствам относятся:

  • наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
  • случаи, имеющие особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

Для эффективного выполнения своих функций Уполномоченный наделен рядом существенных прав. При проведении проверки по жалобе он вправе:

  • беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет рабочий аппарат.

Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Европейского Совета, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейском суде по правам человека. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей.

Процедура обращения в Европейский суд по правам человека

Заявитель может направить обращение лично либо через адвоката. В обращении указывается его имя, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, им должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др.

Дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель. Они составляют как минимум 12 тыс. долларов США.

jurkom74.ru

Способы защиты экологических прав граждан.

Количество просмотров публикации Способы защиты экологических прав граждан. - 460

Права граждан в области охраны окружающей природной среды,

ü создавать общественные объединœения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятель­ность в области охраны окружающей среды;

ü направлять обращения в органы государственной вла­сти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с целью получе­ния информации о состоянии окружающей среды;

ü принимать участие в не противоречащих законодатель­ству акциях по вопросам охраны окружающей среды;

ü выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

ü оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

ü обращаться с жалобами, заявлениями и предложения­ми по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и полу­чать своевременные и обоснованные ответы;

ü предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружаю­щей среде.

Виды: несудебные и судебные способы.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ:

ü непосредственное участие в общественных объединœениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

ü обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

ü активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

ü выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

ü оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

ü обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Вместе с тем, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь крайне важно исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, к примеру:

ü о возмещении вреда, причинœенного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

ü об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

ü об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

ü об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

ü нарушение одной из сторон договора, к примеру, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

ü принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, к примеру, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

referatwork.ru

3. Способы защиты экологических прав.. Экологические права и обязанности граждан

Похожие главы из других работ:

Защита прав граждан в Российской Федерации

2. Способы защиты прав граждан

Защита прав граждан - это тот правовой инструмент, активное использование которого сегодня не только целесообразно, но и необходимо. Это обусловлено тем, что права граждан по-прежнему нарушаются, уровень правовой культуры недостаточно высок...

Защита прав и законных интересов налогоплательщиков

2. Способы защиты прав налогоплательщиков

...

Защита прав налогоплательщиков

2. Способы защиты прав налогоплательщиков

...

Особенности участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей

1.2 Понятие защиты семейных прав и интересов детей. Формы защиты и ее способы

Наше государство является участником Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенции о правах ребенка, множества двусторонних конвенций...

Понятие и способы защиты авторских прав

2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

...

Понятие и способы защиты гражданских прав

3. Способы защиты гражданских прав

Способы защиты гражданских прав - это закрепленные или санкционированные законодательством материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых может быть осуществлено устранение нарушений права...

Понятие и способы защиты гражданских прав в Республике Молдова

§ 2. Способы защиты гражданских прав.

2.1 Понятие способа защиты. Под способами защиты субъектив-ных гражданских прав понимаются закрепленные законом мате-риально-правовые меры принудительного характера...

Порядок разрешения земельных споров

1. Способы защиты прав на землю

Законодательство предусматривает несколько способов защиты нарушенных прав. Наиболее полный перечень таких способов содержится в ст. 12 ГК РФ: Защита гражданских прав осуществляется путем: - признания права; - восстановления положения...

Право на защиту по Конституции Российской Федерации

1. Формы и способы защиты прав

защита право конституция Перед тем, как рассмотреть формы и способы защиты гражданских прав, необходимо дать определение защиты прав. Под защитой прав в гражданском судопроизводстве...

Правовая охрана изобретений

3.2 Способы защиты прав авторов

Такой субъект патентного права как автор, т.е. разработчик объекта патентного права имеет такие права как: 1. Право авторства; 2. Право на имя; 3. Право на получение патента; 4. Право на получение денежных вознаграждений от работодателя...

Правовая охрана изобретений

3.3 Способы защиты исключительных прав

В случае, если запатентованным изобретением в период срока его действия воспользовалось лицо, которое не имеет на это права...

Правовое регулирование деятельности иностранных инвесторов

7.2 Способы защиты прав инвесторов

Нотариальная защита прав инвесторов...

Способы защиты гражданских прав

2. Способы защиты гражданских прав

Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера...

Способы защиты гражданских прав

1. Способы защиты гражданских прав

Защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, а в случаях, предусмотренных в законодательстве, -- в административном порядке (право на отказ в выдаче патента). Кроме того...

Способы защиты семейных прав в Российской Федерации: теория и практика

1.1 Способы защиты семейных прав

Семейное законодательство не дает перечня способов защиты семейных прав. Эти способы указываются в конкретных нормах, регулирующих те или иные семейные отношения. К примеру, нормы, регулирующие брачные отношения...

pravo.bobrodobro.ru

Способы защиты экологических прав

Поиск Лекций
Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют меру свободы и необходимости поведения человека в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека: - право на благоприятную окружающую среду; Под благоприятной окружающей средой в ст. 42 Конституции РФ следует понимать такую среду, параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда.Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. - право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля. Данное право конкретизируется в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который гарантирует и устанавливает судебную защиту данному праву. - право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологически правонарушением. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Согласно ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды", вред возмещается в полном объеме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья (ст. 79). Права граждан в области охраны окружающей среды конкретизированы в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды". Граждане имеют право: - создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; - направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях; - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; - обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; Одним из средств охраны прав граждан является возложение на них обязанностей. Пункт 3 ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" возлагает на граждан следующие обязанности: - сохранять природу и окружающую среду; - бережно относиться к природе и природным богатствам; За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения. В гл. 26 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248) и др. Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания - штраф. Так, в гл. 8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение общих требований охраны окружающей среды (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов), за совершение земельных, горных, водных правонарушений, лесонарушений, проступков, посягающих на животный мир и среду его обитания, и др. Имущественная ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду. Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред. Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов, или государственную защиту. Граждане вправе обратиться за защитой своих прав в области охраны окружающей среды непосредственно в суд. Споры с участием граждан рассматривают суды общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают споры, связанные с осуществлением экономической и иной предпринимательской деятельности, с участием юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Суд может принять решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением искаженной информации.


poisk-ru.ru