Стимулирующие выплаты работникам учреждений здравоохранения. Доплата за интенсивность труда в здравоохранении


Типовые вопросы и ответы по вопросам оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения

Обращаем Ваше внимание на то, что в департаменте здравоохранения Воронежской области образована «горячая линия» , которая осуществляет консультирование работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области, по вопросам, относящимся к оплате труда работников государственных учреждений Воронежской области.

Работники подведомственных учреждений здравоохранения могут обратиться по телефону 8(473)2-12-71-61 в рабочий день с 9-00 до 18-00 и получить консультацию, а именно разъяснения положений, регламентирующих оплату труда, повышения заработной платы, сообщить о задолженности по заработной плате, иных нарушениях при оплате труда. Кроме того для защиты трудовых прав Вы вправе воспользоваться информационно-консультационным порталом Роструда: ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ

Типовые вопросы и ответы по вопросам оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения

Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» необходимо обеспечить:

  • повышение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако часто вопросы об оплате труда медицинских работников рождены из заблуждений. Попытаемся развеять некоторые основные мифы, связанные с заработной платой медицинских работников:
Мифы Реальность
Все работники должны получать среднюю зарплату Средняя заработная плата рассчитывается как соотношение фонда оплаты труда и списочной численности работников. При этом, в соответствии с новой системой оплаты труда, работа каждого сотрудника оценивается индивидуально в зависимости от результатов его труда. Таким образом, даже по одноименным должностям зарплата в медицинской организации может отличаться по размеру.
Должностной оклад = заработная плата Зарплата медработника складывается из нескольких параметров: 1) должностной оклад; 2) компенсационные выплаты: a) носят постоянный характер – это работа во вредных условиях труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, работа в ночное время; б) из месяца в месяц могут меняться – это выплаты за совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, сверхурочная работа. 3) стимулирующие выплаты: a) носят постоянный характер – это надбавки за выслугу лет, ученую степень, ученое и почетное звание, выплата молодым специалистам; б) из месяца в месяц могут меняться – это премиальные выплаты по итогам работы, за интенсивность труда и высокие результаты работы, за выполнение особо важных и сложных работ. Размер этих выплат зависит от объема финансовых средств, которое учреждение ежемесячно получает от страховых медицинских организаций по выставленным счетам за оказанную медицинскую помощь и средств областного бюджета, выделяемых на выполнение государственного задания. По методике Росстата, размер начисленной зарплаты учитывается на одно физическое лицо - работника в конкретной медицинской организации. В зарплату включаются все подработки, совмещения, совместительство работника, премиальные выплаты. Если работнику, проживающему и работающему на селе, установлены меры социальной поддержки, то и они включаются в размер начисленной заработной платы.
Размер зарплаты сотрудника учреждения здравоохранения не зависит от объема выполненной работы Размер начисленной зарплаты из месяца в месяц может изменяться в зависимости от отработанных часов и установленных премиальных выплат. Размер зарплаты работника должен зависеть от его личного вклада в деятельность всей медицинской организации. Это очень важное условие реализации майского указа. «Уравниловки» здесь не может быть и увеличение уровня зарплаты каждого конкретного работника должно обеспечиваться за счет качества и результативности его труда. В этих целях руководители медицинских организаций заключают с сотрудниками эффективный договор. Это трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.

1. Как устанавливается надбавка за качество выполняемых работ при наличии у работника двух и более почетных званий и нагрудных знаков?

В соответствии со ст. 134 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В государственных и муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень выплат стимулирующего характера (в том числе надбавка за качество выполняемых работ), размеры и условия их осуществления определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

2. Устанавливаются ли выплаты компенсационного характера совместителям?

В соответствии со статьей 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, на условиях, определенных трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая доплаты и надбавки компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Может ли руководитель учреждения здравоохранения совмещать другие должности?

Статья 60.2 ТК РФ предусматривает возможность выполнения работником, в том числе руководителем учреждения, дополнительной работы за дополнительную оплату. Дополнительная работа в порядке совмещения должностей может быть поручена руководителю учреждения здравоохранения лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора, а именно руководителем департамента здравоохранения Воронежской области.

4. Может ли учреждение самостоятельно проводить аттестацию рабочих мест?

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей специальным требованиям, в том числе - указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда. 

При этом организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: 

  1. указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; 
  2. наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям; 
  3. наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

5. Есть ли установленная форма штатного расписания в бюджетных учреждениях? Можно вносить изменения в штатное расписание в течение года или утверждать новое?

Форма штатного расписания учреждений здравоохранения утверждена приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения». Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. При этом утвержденные руководителем учреждения штатные расписания согласовываются департаментом здравоохранения Воронежской области. В течение года допускается внесение изменений в штатное расписание. При этом данные изменения также подлежат согласованию.

6. Какие сроки предусмотрены Трудовым кодексом РФ при выплате заработной платы, отпускных сумм, расчетов при увольнении?

В соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса РФ:

  1. заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; 
  2. оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. 
  3. В соответствии со ст. 140 Трудового Кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

7. Должны ли дополнительно оплачивать работу, которая выполняется во время отсутствия другого работника (находится в очередном отпуске)?

В соответствии со ст. 151 Трудового Кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

8. Как производится начисление выплат стимулирующего характера и какие выплаты к ним относятся?

Системы оплаты труда, включая размеры доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

9. Каков размер доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни?

Доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер доплаты составляет не менее одинарной часовой ставки сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой ставки сверх оклада (должностного оклада) должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

10. В каком размере устанавливаются выплаты стимулирующего характера (премия)?

Размеры выплат стимулирующего характера (премия) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

11. Как оплачивается сверхурочная работа?

Повышенная оплата сверхурочной работы составляет за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие часы — двойного размера оклада (должностного оклада) в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

12. Каким документом определены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников? Какие существуют профессиональные квалификационные группы должностей?

Для учреждений здравоохранения приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" установлены четыре профессиональные квалификационные группы должностей работников отрасли: 

  1. первая - "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"; 
  2. вторая — "Средний медицинский и фармацевтический персонал"; 
  3. третья — "Врачи и провизоры"; 
  4. четвертая — "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)".  

Третья квалификационная группа "Врачи и провизоры" состоит из четырех уровней: 

  1. к первому уровню относятся врачи-стажеры. 
  2. второй уровень формируют должности специалистов всех направлений. 
  3. третий уровень – врачи-специалисты стационарных подразделений лечебно-профилактических учреждений, станций (отделений) скорой медицинской помощи и учреждений медико-социальной экспертизы; врачи-терапевты участковые; врачи-педиатры участковые; врачи общей практики (семейные врачи). 
  4. четвертый уровень состоит из должностей врачей-специалистов хирургического профиля, оперирующих в стационарах лечебно-профилактических учреждений; старших врачей.

zdrav36.ru

Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда, Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая.

Оплата труда — главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем — в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.

Две главные составляющие, которые определяют размер заработной платы работников здравоохранения: первая — форма оплаты труда, вторая — общая сумма денежных средств, которыми располагает организация здравоохранения для оплаты труда своих работников. Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений.

Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая — фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая — средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений — между сотрудниками с учетом квалификационных групп и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.

Фонд оплаты труда — суммарные денежные средства организации здравоохранения, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты.

На первом этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала. Причем здесь возможно дна подхода: первый — в соответствии со штатными нормативами, которые в настоящее время носят рекомендательный характер, второй — исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике, как правило, встречается сочетание того и другого подходов.

Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы. На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые служат основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.

Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала должно соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, которая утверждается МЗиСР Российской Федерации.

Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работ-пиков определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей.

Основные формы оплаты труда медицинских работников: • повременная; • сдельная; • контрактная.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще — за месяц).

Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом выполненной работы.

Однако в здравоохранении трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же если выполненная работа носит коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).

Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и качество выполненной работы. В настоящее время данная форма считается наиболее прогрессивной.

С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволит отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда.

Новая система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника: • базовый оклад; • компенсационные выплаты; • стимулирующие выплаты.

Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) — минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.

Компенсационные выплаты — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).

Стимулирующие выплаты — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).

Механизм реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником организации здравоохранения.

О.П. Щепин, В.А. Медик

medbe.ru

Стимулирующие выплаты работникам учреждений здравоохранения

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 9

Стимулирующие выплаты работникам учреждений здравоохранения

С введением в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда стал актуальным вопрос о выплатах стимулирующего характера, которые переданы на усмотрение руководителя учреждения. С 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. В сложившейся экономической ситуации руководители учреждений вынуждены изыскивать средства в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Одной из важнейших составляющих управления персоналом является стимулирование труда.

Стимулирование представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на персонал с целью побуждения его к необходимой деятельности.

Словарь трудового права. Стимулирование труда - это установление конкретных форм, размеров, условий получения вознаграждения с целью формирования определенного трудового поведения работника и начисление работнику определенной суммы денежных средств при условии достижения целевых установок, поставленных работодателем.

Некоторые исследователи считают, что стимул - это вознаграждение. Это не совсем правильно, т. к. слово происходит от лат. stimulus (букв.: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться) и имеет противоположное значение - принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека.

В современном понятии различают четыре основные формы стимулов [1].

1. Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с внеэкономических (казни, пытки и физическое наказание) и кончая лишением имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, перевод на другую должность, выговор, увольнение с работы.

2. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата, вознаграждение за результаты, премия из доходов или прибыли, компенсации, путевки, ссуды на строительство жилья и др.

3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, почетные звания, ученые степени, дипломы, правительственные награды и др.

4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения.

Следует отметить, что для экономической ситуации неадекватности уровня оплаты труда материальным потребностям сотрудников, типичной для федеральных и муниципальных учреждений здравоохранения, меры материального стимулирования оказываются наиболее эффективными.

Материальное стимулирование - комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный либо групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения [2].

Центральную роль в системе материального денежного стимулирования труда играет заработная плата. Она остается основным источником доходов, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом.

Согласно ст. 129 ТК РФ, "заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)".

Однако ТК РФ не дает определение понятию "стимулирование труда".

Долгое время считалось, что "работодатель имеет право: ... поощрять работников за добросовестный труд..."

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 N 377 было утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения (утратившее силу с 01.12.2008 в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 28.10.2008 N 598н). Этим Положением были предусмотрены надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения и надбавки стимулирующего характера. Их перечень был широким: работникам учреждений здравоохранения в пределах выделенных бюджетных ассигнований могли устанавливаться надбавки за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде. Надбавки начислялись на оклад (ставку) и предельными размерами не ограничивались. Они могли устанавливаться на определенный срок, но не более одного года, приказом по учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом на основании представления руководителя структурного подразделения. Надбавки отменялись при ухудшении показателей в работе или окончании особо важных либо срочных работ.

В соответствии с ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. С 1 сентября 2007 г. заработная плата работников бюджетного сектора, состоящих на Единой тарифной сетке, Распоряжением Правительства РФ от 28.09.2007 N 1311-р была увеличена на 15%. При этом повышенными на указанное значение оказались не должностные ставки (оклады), согласно ЕТС, а объемы выделяемых соответствующим министерствам (ведомствам, органам, организациям) бюджетных ассигнований. За счет повышения заработной платы работников бюджетного сектора происходит увеличение размера стимулирующих выплат. Тем самым работодателя обязали вводить стимулирующие выплаты.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (ред. от 29.09.2008) с 01.12.2008 введены новые системы оплаты труда. Они включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Предполагалось, что Правительство РФ установит базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Однако до настоящего времени правительство этим правом не воспользовалось.

Размеры окладов определяются в соответствии с минимальными размерами окладов и повышающих коэффициентов к окладам по занимаемой должности, рекомендованных Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Повышающие коэффициенты носят стимулирующий характер.

Работнику с учетом уровня профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов могут устанавливаться персональные повышающие коэффициенты. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.

Однако не все повышающие коэффициенты по существу являются поощрением. Так, коэффициент по занимаемой должности и коэффициент "по учреждению" (структурному подразделению) назначаются автоматически всем работникам.

В настоящее время Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (ред. от 19.12.2008) утвержден новый Перечень видов выплат стимулирующего характера, которые могут применяться в федеральных бюджетных учреждениях:

1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

2) выплаты за качество выполняемых работ;

3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

4) премиальные выплаты по итогам работы.

Таким образом, исчезли некоторые виды доплат, и теперь руководитель ограничен в выборе надбавок.

Недостатком также является тот фактор, что стимулирующие выплаты переданы на усмотрение руководителя учреждения и работник не может в большинстве случаев повлиять на размер выплаты. Тем самым законодательно не созданы защитные гарантии работнику.

Приказом Минзравсоцразвития России от 19.03.2010 N 169н "Об утверждении Целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, Условий премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России" утверждены соответствующие Целевые показатели и критерии оценки эффективности работы руководителей:

- психиатрических больниц;

- санаторно-курортных учреждений;

- научно-исследовательских институтов;

- учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

- медицинских колледжей, медицинских училищ, медико-фармацевтических училищ и колледжей, техникумов-интернатов, колледжей-интернатов;

- научно-исследовательских институтов, учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, специализированных учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе клиники терапевтического профиля;

- научно-исследовательских институтов, учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, специализированных учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе отделения терапевтического и хирургического профиля;

- а также Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", Терского лепрозория, Геронтологического центра "Переделкино", Сергиевопосадского детского дома слепоглухих, Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения, Российского центра судебно-медицинской экспертизы, Российского реабилитационного центра "Детство", Республиканской клинической инфекционной больницы, Центра социальных технологий, Управления служебными зданиями и материально-техническим обеспечением и дирекций заказчиков-застройщиков.

Утверждены также Условия премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России.

Начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. В сложившейся экономической ситуации дополнительное финансирование на эти цели не предусмотрено. Руководители учреждений вынуждены изыскивать средства в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Библиография

1. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 464 с.

2. Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А., Ловчева М. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М. 2009. 524 с.

3. Яковлев Р. А. Стимулирующие выплаты как форма вознаграждения за труд // Справочник кадровика. 2004. N 9. С. 89 - 97.

Н. Москвитина

Начальник

Отдела кадров

Российской академии

Медицинских наук,

Поликлиника РАМН

Подписано в печать

12.08.2010

стимулирующая надбавка

hr-portal.ru

оплата за выслугу лет в здравоохранении

Главная » Кадровику » Новая система оплаты труда медработников с 2018 году

Новая система оплаты труда медработников с 2018 году

Вернуться назад на Система оплаты труда 2018

Оплата труда медработника претерпевает значительные изменения. Была принята контрактная оплата труда для медработников. В соответствии с положением о новой оплате труда медработникам зарплата начисляется, исходя из трех составляющих.

Учитывая, что медики получают денежное вознаграждение из государственных средств, размер их оклада устанавливается нормами закона. Как происходит оплата труда медработникам сейчас? Какие изменения, касательно размера вознаграждения медикам грядут в 2018 году? Эти и другие вопросы рассмотрены в настоящей статье.

Сотрудники-бюджетники были переведены на принципиально новую систему оплаты их труда. Ранее медикам начисляли оплату по утвержденным тарифам. Сейчас зарплата медиков регулируется едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Договорная оплата труда медработников состоит из трех компонентов:

1. Сам оклад, зависящий от должности и квалификации.

2. Компенсационные выплаты – оплата за отличные от нормальных условий. Например, за дежурство в ночное время, переработку, работу с особым контингентом.

3. Стимулирующие выплаты – четко персонифицированное денежное вознаграждение, выплачиваемое по распоряжению руководителя конкретному работнику.

На законодательном уровне устанавливаются рекомендуемые для применения минимальные размеры окладов сотрудников по каждой из должности. Субъекты вправе увеличивать размеры окладов медиков в своем регионе, если это позволяет бюджет.

В связи с этим, в некоторых городах, например, в Москве, зарплата медицинских работников намного выше, чем в других регионах, например Екатеринбурге.

Ни для кого не секрет, что медицинские работники получают небольшое вознаграждения за свой труд. В связи с кризисом оплата труда медикам с 2016 года по настоящее время не была проиндексирована в значительном размере. Однако в соответствии с Распоряжением Правительства РФ N 2190-р к 2018 году оплата труда медработников в 2018 году должна существенно вырасти. Зарплата врачей должна стать больше в два раза. Однако нормативного акта, принятого во исполнение данного распоряжения, до сих пор нет. Закон о бюджете, в котором должны быть прописаны повышения, существует пока только в стадии проекта. Поэтому делать вывод об однозначном повышении зарплаты еще рано.

На оплату труда медикам очень влияет такое нововведение, как оформление трудовых отношений в бюджетной сфере путем заключения эффективных контрактов.

Такая контрактная оплата медработников предусмотрена Приказом Минтруда России N 167н. Под эффективным контрактом следует понимать тот же самый трудовой договор, но в котором кроме закрепления обязанностей медицинского работника, описания условий труда прописываются еще и критерии оценки эффективности деятельности медиков. Это позволяет сделать оплату более прозрачной и прогнозируемой.

Данным нормативным актом утверждена примерная форма такого контракта. Однако при оформлении отношений с медиками можно использовать и старую форму договоров, но в их текст следует включить критерии эффективности в соответствии с законом.

Конкретные условия для оплаты медработникам указываются в локальном акте медучреждения, в котором трудится сотрудник.

Однако при оплате труда медработников в 2018 году в части стимулирующих выплат следует руководствоваться следующими критериями:

1. за интенсивность и высокие результаты работы. Например, можно установить, что у врача-специалиста стимулирующая надбавка зависит от количества посещений. Или хирургам начисляется выплата, зависящая от сложности проведенной операции;

2. за качество работ. Стимулирующая выплата по данному критерию может начисляться в связи с определенной квалификации. Например, массажист высшей категории получает больше выплат, чем медик, не имеющий данную категорию по массажу;

3. за стаж непрерывной работы и выслугу лет. Чем дольше медик работает в бюджетной сфере, тем выше его зарплата. Это позволяет сохранять опытные кадры;

4. по итогам работы. По решению главврача медикам могут быть выплачены премии по итогам месяца, квартала, года.

Также при оценке эффективности труда врачей могут быть приняты такие обстоятельства, как отсутствие обоснованных жалоб со стороны пациентов, участие в профильных семинарах, отсутствие случаев летальности из-за врачебной ошибки, грамотное оформление всей медицинской документации в срок.

Для выплаты стимулирующих выплат медсестрам критериями эффективности могут являться такие обстоятельства, как отсутствие чрезвычайных происшествий в подведомственном отделении, соблюдение правил хранения лекарственных средств, качественное обеспечение ухода за пациентами в условиях стационара.

В силу особенности профессии врачам часто приходится оказывать помощь больным и ночью. За такую работу начисляются дополнительные денежные средства в качестве компенсационных выплат. Нормы трудового права закрепляют обязательное повышение оплаты за работу ночью.

Минимальные размеры увеличения устанавливаются подзаконным актом и составляют 20% от часовой ставки человека. При этом ночным считается время от 22 до 6 утра. В отношении медиков действуют ведомственные акты.

Так, в Москве установлено, что работники здравоохранения получают доплату не менее 20 % от часовой ставки за каждый час работы ночью. Размер оплаты медику может быть и выше, если это закреплено локальным актом учреждения. Также можно предусмотреть, что сотрудник будет получать дополнительное время отдыха.

Альтернативой дежурств для медиков является такая форма занятости как дежурство на дому. Такой режим работы не поименован в ТК РФ, однако предусмотрен специальным ведомственным актом — Приказом Минздрава России N 148н.

Оплата труда медработникам в этом случае начисляется в следующем объеме:

• период времени, в течение которого медик дома ожидает вызова учитывается как 1/2 часа рабочего времени за каждый час пребывания дома;

• время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медика от дома до места работы и обратно как один к одному.

Оплата труда медработникам устанавливается нормами федерального и законодательства субъектов.

Во всех бюджетных учреждениях действует положение о новой оплате труда медработникам, согласно которому зарплат медикам состоит из трех компонентов.

Также приняты минимальные размеры окладов, критерии оценки эффективности работы медиков, особенности оплаты в ночное время, во время дежурства на дому.

Исходя из данных норм, бюджетным учреждением устанавливается оплата в отношении каждого сотрудника. Будет ли серьезное увеличение зарплат — покажет время.

Рынок труда 2018Сальдо 2018Система качества 2018Система налогов 2018Система образования 2018

Назад | | Вверх

warmedia.ru