Понятия профессии, специальности и должности. Должность специальность профессия примеры


Понятия профессии, специальности и должности

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Под профессией (от латинского profiteor – объявляю своим делом) мы будем понимать обусловленный разделением труда вид трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов. Таким образом, в основе определения профессии лежат педагогические критерии (профессия как система специальных знаний и навыков) и экономические критерии (профессия как товар на рынке труда). Следовательно, профессия является, главным образом, не психологической, а экономической и педагогической категорией. Кроме того, профессия часто рассматривается еще и как категория демографическая, то есть как сообщество людей, занимающихся определенным видом профессиональной деятельности. Профессионалами мы называем людей, которые прошли специальное обучение и зарабатывают своим трудом. В отличие от профессионалов, любители могут быть достаточно квалифицированными, но не используют свои умения для заработка. Наконец, дилетанты могут пытаться зарабатывать, но не имеют в соответствующей сфере деятельности достаточного уровня подготовки.

Близкими к понятию профессия являются такие понятия, как занятие, работа, труд, специальность, должность. Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. Например, на должности указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, дежурный, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника. Руководящими являются должности президента, губернатора, директора, заведующего, начальника, руководителя, командира, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего, главного. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных. Могут быть должности помощника, инспектора, мастера, прораба.

Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка у учреждениях высшего или среднего профессионального образования, тогда как в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с этими документами люди получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных училищ, лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.

Занятие представляет собой любой, а не обязательно трудовой вид деятельности, например, игра, учеба, отдых, развлечение. Работа представляет собой любой процесс трудовой деятельности, не предполагающим обязательной квалификации и заработка, например, работа по дому. Наконец, труд в большинстве случаев рассматривается как деятельность человека, направленная на изменение или сохранение среды обитания для удовлетворения своих потребностей, однако в экономике предлагается более узкое определение труда, связанное с производством товаров или услуг.

К сожалению, большинство данных понятий никак не определяется в нормативных документах, что приводит к значительной путанице. Так, «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)», «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», и «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» не содержат определений профессии и должности, разделяя их по категориям рабочих и специалистов. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)» и «Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования», включающий перечень направлений подготовки бакалавров и магистров и перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов, также не дают соответствующих определений, которые позволили бы установить соответствие между направлениями подготовки и специальностями.

studopedya.ru

Занятие по курсу "Профориентация школьников" для учащихся 9 кл СКОШ. Профессия, специальность, должность.

Занятие №6 по курсу «Профориентация для школьников»

Тема: «Профессия, специальность, должность».

Цель: знакомство учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность».

  1. Приветствие.

  2. Теоретическая часть.

Профессий существуют много, в мире их насчитывается более десяти тысяч, а если включить специальности, то более пятидесяти тысяч.

Что такое профессия? (слайд №3)

Это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков (педагог, врач,…)

Что такое специальность? (слайд №4)

Это вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач- стоматолог,…)

Специальность и профессию иногда путают с должностью. Должность-это…(слайд №5)

название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав.отделением,…)

Чтобы лучше разобраться с этими понятиями, выполним упражнение «Профессия- специальность» (слайд №6)

Перед вами специальности, а вам нужно назвать профессию, объединяющую эти специальности.

*дизайнер одежды

*дизайнер интерьера

*кардиолог

*окулист

*стоматолог

А теперь поиграем с мячиком. Ученик, назвав специальность, перекидывает мячик следующему, по своему усмотрению. Тот называет другую специальность в рамках профессии, объявленной учителем, и перекидывает мячик дальше и т.д. ( Профессии: водитель, инженер, учитель, инспектор)

  1. Упражнение «Профессия- специальность- должность» (слайд №7)

Вам предлагается список профессий, специальностей, должностей. Распределите их по соответствующим группам (профессия, специальность, должность):

*токарь

*хирург

*начальник цеха

*столяр

*шахтер

*директор завода

*президент банка

*режиссер

*инженер- технолог

*маляр

*литературный критик

*монтажник

*монтажник- высотник

*химик- теоретик

Обсуждение.

В каком столбике получилось больше названий (специальностей)? Давайте добавим названия профессий и должностей, чтобы во всех столбцах было одинаковое количество. Попробуйте увеличить количество наименований в каждом столбце до двадцати. С какими названиями было тяжелее: должность, специальность или профессия?

  1. Упражнение «В мире профессий» (слайд№8)

Предлагаю вам составить список специалистов, которые участвуют в создании: книг, газеты, булки хлеба, ученического стола, электрической лампочки, телевизора, компьютера, космической ракеты.

  1. Упражнение «Телепередача» (слайд №9)

Подумайте и назовите профессии, которые необходимы для создания телевизионного ток- шоу. Я буду записывать на доске. Причем сразу будем распределять по трем столбцам: профессии, специальности, должности.

Например, режиссер- это профессия, директор программы - это должность, звукорежиссер- это специальность.

Комментарий.

Иногда ребята называют профессию «зрители». Здесь можно отметить, что такой профессии нет, что у каждого зрителя может быть своя определенная профессия, не обязательно связанная с телевидением.

  1. Рефлексия.

  2. Подведение итогов занятия.

infourok.ru

Понятия профессии, специальности и должности

Под профессией (от латинского profiteor – объявляю своим делом) мы будем понимать обусловленный разделением труда вид трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов. Таким образом, в основе определения профессии лежат педагогические критерии (профессия как система специальных знаний и навыков) и экономические критерии (профессия как товар на рынке труда). Следовательно, профессия является, главным образом, не психологической, а экономической и педагогической категорией. Кроме того, профессия часто рассматривается еще и как категория демографическая, то есть как сообщество людей, занимающихся определенным видом профессиональной деятельности. Профессионалами мы называем людей, которые прошли специальное обучение и зарабатывают своим трудом. В отличие от профессионалов, любители могут быть достаточно квалифицированными, но не используют свои умения для заработка. Наконец, дилетанты могут пытаться зарабатывать, но не имеют в соответствующей сфере деятельности достаточного уровня подготовки.

Близкими к понятию профессия являются такие понятия, как занятие, работа, труд, специальность, должность. Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. Например, на должности указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, дежурный, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника. Руководящими являются должности президента, губернатора, директора, заведующего, начальника, руководителя, командира, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего, главного. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных. Могут быть должности помощника, инспектора, мастера, прораба.

Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка у учреждениях высшего или среднего профессионального образования, тогда как в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с этими документами люди получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных училищ, лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.

Занятие представляет собой любой, а не обязательно трудовой вид деятельности, например, игра, учеба, отдых, развлечение. Работа представляет собой любой процесс трудовой деятельности, не предполагающим обязательной квалификации и заработка, например, работа по дому. Наконец, труд в большинстве случаев рассматривается как деятельность человека, направленная на изменение или сохранение среды обитания для удовлетворения своих потребностей, однако в экономике предлагается более узкое определение труда, связанное с производством товаров или услуг.

К сожалению, большинство данных понятий никак не определяется в нормативных документах, что приводит к значительной путанице. Так, «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)», «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», и «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» не содержат определений профессии и должности, разделяя их по категориям рабочих и специалистов. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)» и «Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования», включающий перечень направлений подготовки бакалавров и магистров и перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов, также не дают соответствующих определений, которые позволили бы установить соответствие между направлениями подготовки и специальностями.

Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 125 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: СПб, Речь, 2006 | Введение | Диагностическое направление | Психологическая диагностика | Какие методики психологической диагностики используются в консультировании? | Этапы профориентационного консультирования | Приоритетный учет общих способностей | Презумпция профессиональной пригодности | Принятие неправильных диагностических решений | Профессиограммы |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.028 сек.)

mybiblioteka.su