Должностная инструкция доцента. Должность доцента требования


Квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава

Квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава

Подробности Создано 16.08.2014 20:56 Просмотров: 19544

Квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава в ФГОУ ВПО "Самарская государственная сельскохозяйственная академия" рассмотрены и утверждены на заседании ученого совета академии 26 января 2006 г., протокол № 5

 1. Настоящие требования являются локальным актом академии, разработанные на основании Постановления Миннауки России от 14.11.1992 г. № 108, в соответствии с которым осуществляется конкурсный отбор, заключение контрактов и производится оценка (самооценка) квалификации научно-педагогических кадров.   Данные требования содержат перечень обязанностей преподавателя, на основании которых определяются конкретные условия конкурса, включающие требования к претендентам согласно Единой тарифной сетки.

 2. Квалификационные требования являются неотъемлемой частью трудового договора (контракта), заключаемого преподавателем и ректором Самарской ГСХА, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответствующий его должностным обязанностям. Конкретные сроки договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения Ученого совета академии (факультета).

 3 Администрация (руководство факультета, кафедры) на основе комплексной оценки уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства, результатов деятельности преподавателя на протяжении всего его контракта делает выводы о подтверждении его квалификации в соответствии с настоящими квалификационными требованиями, предоставляет ему возможность повысить свою квалификацию, формулирует рекомендации о возможности заключения контракта на последующие сроки.

 4. Нормативной основой разработки квалификационных требований являются квалификационные характеристики, служащие основой при определении требований к профессиональным знаниям и квалификации преподавательского состава.

 5. Требования к должности ассистента (преподавателя).   В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность ассистента соответствует 9-11 разрядам ЕТС без предъявления требования к стажу работы или 12 разряду при наличии ученой степени кандидата наук.   Ассистент (преподаватель) должен иметь высшее образование по специальности, соответствующей учебно-научному профилю факультета или кафедры. Объем учебной нагрузки ассистента не должен превышать 900 часов за один учебный год. Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.   Ассистент (преподаватель) должен отвечать следующим требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженным в индивидуальном плане преподавателя:

 5.1. Обеспечивать совместно с ведущим лектором планирование, разработку, организацию и проведение лабораторных, практических и семинарских занятий, коллоквиумов, руководить учебными и производственными практиками студентов, осуществлять контроль за результатами учебно-познавательной деятельности студентов с использованием современных педагогических технологий.

 5.2. Принимать участие в подготовке дидактических и учебно-методических материалов по курсам учебных дисциплин, обеспечиваемых данной кафедрой.

 5.3. Участвовать в научно-исследовательской работе, проводимой кафедрой, в планировании, реферировании, экспериментальной работе по одному из направлений исследования, анализируя результаты и подготавливая их к публикации.

 5.4. Привлекать к исследовательской работе студентов, оказывая им помощь в планировании, организации и проведении научной и учебно-исследовательской работы, участвовать в организации на кафедре и факультете научных конференций, студенческих олимпиад, конкурсов студенческих научных работ и т.д.

 5.5. Оказывать студентам помощь в составлении и реализации индивидуальных учебных планов, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, уважение к законам, патриотизм.

 5.6. Участвовать в организации и проведении вступительных экзаменов, проводить профориентационную работу среди выпускников школ, профессиональных образовательных учреждений и молодежи.

 5.7. Работать над повышением своей педагогической и научной квалификации (аспирантура, ФПК, стажировки, школа педагогического мастерства, посещение занятий ведущих преподавателей и т.д.), осваивать и внедрять в свою обучающую деятельность новые педагогические технологии.   За время работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) ассистент (преподаватель) должен опубликовать не менее 2 научных работ и 2 учебно-методических разработок.

 5.8. Ассистент (преподаватель) не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

 6.Требования к должности старшего преподавателя.   В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность старшего преподавателя соответствует 13-14 разрядам ЕТС (высшее образование и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученая степень кандидата наук).   Объем учебной нагрузки старшего преподавателя, предусмотренный индивидуальным планом, определяется в размере не более 900 часов за один учебный год. Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.   Старший преподаватель должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженным в индивидуальном плане преподавателя:

 6.1. Разрабатывать лекционный курс в соответствии с образовательной программой по данной учебной дисциплине на основе современного уровня развития науки и прогрессивных педагогических технологий, читать лекции и проводить лабораторные, практические, семинарские занятия, коллоквиумы и консультации, принимать зачеты и экзамены, руководить выполнением курсовых и дипломных работ; организовывать и руководить учебными и производственными практиками студентов.

 6.2. Обеспечить учебно-методическое сопровождение читаемого им курса: планы проведения занятий, курсы лекций, пакеты методических материалов, необходимые для проведения учебных занятий и контроля результатов учебно-познавательной деятельности студентов, заботится о поддержании и укреплении своего педагогического авторитета.

 6.3. Участвовать в научно-исследовательской работе кафедры, планировать и осуществлять экспериментальные исследования, оформлять и публиковать результаты исследования.

 6.4. Реализовывать образовательно-воспитательные задачи в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности преподавателя и студентов на основе педагогики сотрудничества, руководить научно-исследовательской работой студентов, привлекать их к исследованиям по проблематике кафедры, оказывая им помощь в планировании, организации и проведении исследований.

 6.5. Оказывать студентам помощь в составлении и реализации индивидуальных учебных планов, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, уважение к законам, патриотизм.

 6.6. Участвовать в организации и проведении вступительных экзаменов, разработке и обеспечении профессионально-ориентированных курсов в старших классах школ, лицеев и гимназий, центрах довузовской подготовки и других формах профессиональной ориентации молодежи.

 6.7. Работать над повышением своей научной и педагогической квалификации на ФПК, стажировках и т.п.

 6.8. Участвовать в научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах, осваивать новые педагогические и информационные технологии.   За период работы по контракту (при условии, что он заключен сроком на 5 лет) старший преподаватель должен прочитать, как правило, не менее 30 часов лекций в год, опубликовать не менее 3 научных работ и 3 учебно-методических разработок, осуществить руководство выпускными квалификационными работами студентов (для старших преподавателей выпускающих кафедр).

 6.9. Старший преподаватель не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

 7. Требования к должности доцента.   В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность доцента соответствует 14 (ученое звание доцента или ученая степень кандидата наук) и 15 (ученое звание доцента и ученая степень кандидата наук) разрядам ЕТС. Доцент должен иметь стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, ученую степень кандидата наук (или звание доцента). В порядке исключения на должность доцента могут быть приняты высококвалифицированные специалисты, не имеющие ученого звания или ученой степени, но обладающие большим опытом и стажем научно-педагогической (не менее 5 лет) или практической деятельности (не менее 5 лет). В этом случае доцент в течение следующих трех лет (срок контракта не более 3 лет) должен представить аттестационные документы для присвоения ученого звания доцента. Если соответствующие документы не были представлены, то он не имеет право повторно участвовать в конкурсном отборе на должность доцента без представления аттестационных документов на присвоение ученого звания доцента.   Объем учебной нагрузки в соответствии с индивидуальным планом определяется в объеме не более 900 часов и должен включать самостоятельный курс лекций и практических занятий.   Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.   Доцент должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженном в индивидуальном плане:

 7.1. Участвовать в разработке концепции и стратегии развития высшего профессионального образования на уровне учебных планов и учебных дисциплин, реализуемых кафедрой.

 7.2. Читать самостоятельно разработанные лекционные курсы, проводить практические и семинарские занятия, руководить учебными и производственными практиками, проводить коллоквиумы и консультации, зачеты, собеседования и экзамены, руководить выполнением курсовых и дипломных работ, обеспечивая современный научный уровень в целях достижениях высокой эффективности образовательного процесса и используя педагогические и информационные технологии.

 7.3. Участвовать в работе государственных аттестационных и экспертных комиссий, приеме вступительных, аспирантских экзаменов.

 7.4. Руководить научными исследованиями по одному из направлений научно-исследовательской работы кафедры, исследовательской работой молодых сотрудников кафедры (ассистентов и старших преподавателей), подготавливать отчеты и публиковать результаты исследований в печати.

 7.5. Руководить научно-исследовательской работой студентов, студенческими научными обществами и кружками, творческими коллективами, организовывать студенческие научные конференции, конкурсы и др. формы организации научной работы студентов.

 7.6. Оказывать помощь студентам в составлении и реализации индивидуального плана учебной и научной работы, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, способствовать гражданскому и профессиональному становлению личности студентов. Заботиться о поддержании и укреплении своего научного, педагогического и нравственного авторитета.

 7.7. Работать над повышением своей квалификации в ФПК, на стажировках, принимать участие в работе научно-практических конференциях, совещаний, семинаров.   За период работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) доцент должен прочитать, как правило, не менее 40 часов лекций в год, опубликовать не менее 5 научных работ или монографию и не менее 3 учебно-методических разработок, выступать с докладами на академических, региональных, федеральных, международных научно-практических конференциях; осуществлять руководство выпускными квалификационными работами студентов (для выпускающих кафедр).

 7.8. Доцент не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

 8. Требования к должности профессора.   В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность профессора соответствует 16 (ученое звание профессора или доцента или ученая степень доктора наук) и 17 (ученое звание профессора и ученая степень доктора наук) разрядам по ЕТС. Профессор должен иметь степень доктора наук или звание профессора по профилю кафедры; в порядке исключения на должность профессора могут быть приняты высококвалифицированные специалисты, имеющие степень кандидата наук, но обладающие опытом и большим стажем научно-педагогической (не менее 15 лет) или практической деятельности (не менее 10 лет). В этом случае контракт заключается сроком до 5 лет. Если данному преподавателю по истечении срока контракта на было присвоено ученое звание профессора, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 194 об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий, он не имеет право повторно участвовать в конкурсном отборе на должность профессора без представления аттестационных документов на присвоение ученого звания профессора.   Объем учебной нагрузки в соответствии с индивидуальным планом определяется в размере не более 900 часов и должен включать самостоятельный учебный курс лекций и практических занятий (спецкурс, спецсеминар). Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.   Профессор должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженном в индивидуальном плане:

 8.1. Участвовать в разработке концепции реформирования и развития высшего профессионального образования в академии.

 8.2. Определять стратегические направления деятельности кафедры в системе высшего профессионального образования.

 8.3. Определять основные направления подготовки студентов по дисциплинам кафедры, принимая активное участие в работе по обновлению учебных планов и программ подготовки студентов.

 8.4. Разрабатывать и принимать участие в реализации программ реформирования и развития данного направления высшего образования, учебно-научного и методического обеспечения образовательного процесса.

 8.5. Развивать систему подготовки научных кадров при кафедре и на факультете через аспирантуру, соискательство, систему переподготовки специалистов, прием кандидатских экзаменов, работу диссертационных Советов и оказание других образовательных услуг.

 8.6. Руководить одним из направлений научных исследований по проблематике кафедры, создавать новые специализации на базе достижений современной науки и результатов научной работы кафедры, заботиться об укреплении своего научного авторитета.

 8.7. Руководить научно-исследовательской работой студентов, курсовыми и дипломными работами, принимать участие в организации работы студенческих научных обществ, научных конференций; привлекать студентов к участию в выполнении научно-исследовательской работы по проблематике кафедры.

 8.8. Проводить экспертизу научных и методических работ (статей, монографий, учебников, программ учебных курсов и т.д.).

 8.9. Участвовать в организации и проведении научных конференций, методических советов и т.д.

 8.10. Вести организационно-воспитательную работу со студентами на основе принципа гуманизации и гуманитаризации, уважения личности.

 8.11. Участвовать в работе по повышению профессионально-педагогической компетентности сотрудников кафедры, академии и т.д., осваивать информационные технологии, руководить научными школами.   За период работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) профессор должен прочитать, как правило, не менее 50 часов лекций в год, опубликовать не менее 2 учебно-методических разработок и 1 учебно-методического пособия, а также не менее 5 научных работ (статей, изобретений) или монографию, руководить работой аспирантов, (соискателей), защитивших кандидатскую диссертацию, и выпускными квалификационными работами (для профессоров выпускающих кафедр).

 8.12. Профессор не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

 9. Требования к должности заведующего кафедрой.   Заведующий кафедрой должен иметь, как правило, ученую степень или звание, отвечающие профилю факультета и педагогический стаж не менее 5 лет.   Квалификационные требования к личной научно-исследовательской и педагогической работе заведующего кафедрой соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемой им преподавательской должности. Квалификация заведующего должна быть достаточно высокой, чтобы в соответствии с задачами академии и кафедры, учебным планом специальности и планами развития факультета осуществлять управленческую деятельность и решать следующие задачи:

 9.1. Разрабатывать и обеспечивать реализацию концепции и программы развития кафедры, включая вопросы учебно-научного развития, определять тематику и программы курсов и семинаров, дипломных и курсовых работ, учебных и производственных практик.

 9.2. Обеспечивать эффективное привлечение научного потенциала кафедры к решению научных и научно-технических проблем, участию их в развитии приоритетных научных исследований, разработке и создании принципиально новой техники, технологии и материалов.

 9.3. Обеспечивать проведение учебных занятий по дисциплинам, порученным кафедре, на высоком научном и учебно-методическом уровне, развивать целевую и перспективную подготовку по профилю специализации кафедры, обеспечивать активное использование результатов научных исследований в учебном процессе, широкое привлечение студентов к их выполнению и высокое качество преподавания дисциплин данной кафедры на других факультетах.

 9.4. Обеспечивать научно-методическое и материально-техническое оснащение кафедры, повышение квалификации сотрудников и др.

 9.5. Обеспечивать взаимодействие кафедры с другими учебными подразделениями, участвующими в подготовке специалистов.

 9.6 Активно участвовать в создании и совершенствовании научно-технической базы кафедры: учебных и научных лабораторий, научной базы и баз учебной практики, учебных и методических кабинетов и т.д.

 9.7. Создавать на кафедре атмосферу высокой ответственности и творческого поиска, сотрудничества, эмоционально-нравственного комфорта, заинтересованности в результатах труда, обеспечивать соблюдение прав сотрудников кафедры, определенных Уставом академии.

 9.8. Определять содержание научно-образовательной деятельности преподавателей кафедры в соответствии с типовыми квалификационными требованиями к должностям профессорско-преподавательского состава, обеспечивать повышение профессионально-педагогической культуры сотрудников, стимулировать развитие их творческой индивидуальности.

 9.9. Осуществлять контроль за ведением плановой и отчетной документации кафедры, сохранностью материальных ценностей на кафедре, обеспечивать выполнение правил охраны труда и требований техники безопасности.

 9.10. Осуществлять контроль за выполнением квалификационных требований к должностям профессорско-преподавательского состава кафедры.

 10. Требования к должности декана факультета.   Декан факультета должен иметь ученую степень или ученое звание, отвечающие профилю факультета, педагогический стаж не менее 5 лет. В соответствии с Уставом СГСХА он осуществляет непосредственное управление деятельностью факультета и несет полную ответственность за состояние и результаты работы факультета перед Ученым Советом факультета, Ученым Советом академии и ректором СГСХА.   Квалификационные требования к личной научно-исследовательской и педагогической работе декана факультета соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемой им преподавательской должности. Квалификация декана должна быть достаточно высокой, чтобы в соответствии с задачами факультета и планами развития академии совместно с Ученым Советом факультета решать следующие проблемы:

 10.1. Разрабатывать и обеспечивать реализацию концепции и программы развития факультета, включая вопросы учебного, научного, учебно-методического и материально-технического обеспечения, повышения квалификации сотрудников и создания кадрового резерва.

 10.2. Определять и развивать учебные и научные структуры факультета и систему его управления, открывать, реорганизовывать, упразднять кафедры, лаборатории и другие подразделения факультета.

 10.3. Организовывать учебно-воспитательный процесс по подготовке студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами, основными образовательными программами, учебными планами и планами специализаций, определять направления и уровни подготовки специалистов на факультете, структуру их подготовки, содержание образования, сроки и формы контроля знаний, участвовать в разработке правил приема абитуриентов.

 10.4. Развивать функции факультета в системе многоуровневого непрерывного образования по соответствующим направлениям (специальностям), включая профориентационную работу и довузовскую подготовку (кружки, подготовительные курсы, поддержка обучения в ассоциированных с академией техникумах, колледжах, школах, лицеях, гимназиях, подготовка и проведение олимпиад, конференций), подготовку специалистов, обучение в аспирантуре, послевузовское образование, переподготовку кадров и другие образовательные услуги.

 10.5. Обеспечивать информированность студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении трудовых договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

 10.6. Проводить анализ и оценку всех подразделений факультета, контролировать соответствие индивидуальной деятельности преподавателей кафедр типовым квалификационным требованиям к должностям профессорско-преподавательского состава СГСХА, принимать активное участие в первичной экспертизе по делам о присвоении ученых званий профессора и доцента, представляя материалы для заключения на Ученый совет академии, в выдвижении кандидатов на соискание премий, направлении преподавателей в докторантуру.

 10.7. На основе прямых договоров, соглашений и контрактов с предприятиями (учреждениями) определять направления различных видов совместной деятельности: подготовка кадров, обмен специалистами, научное, культурно-просветительское, производственное и иное сотрудничество.

 10.8. Обеспечивать высокий уровень и реализацию результатов научных исследований, проводимых на факультете, разработку и производство на их основе наукоемкой конкурентоспособной продукции, расширение форм внедрения результатов исследований в учебный процесс и производство.

 10.9. Подготавливать для Ученого Совета факультета отчеты и информацию по вопросам экономического и социального развития, штатов факультета, планам научной работы.

 10.10. Создавать на факультете обстановку товарищеского сотрудничества, поиска, высокой требовательности к уровню научно-образовательной и воспитательной работы, заинтересованности в результатах труда; поддерживать и укреплять научный и нравственный авторитет факультета.

 10.11. Содействовать работе диссертационного совета по направлениям научной работы факультета.

 10.12. Способствовать развитию навыков самоуправления в студенческом коллективе факультета, функционированию каналов и механизмов обратной связи.

 10.13. Активно участвовать в работе Ученого Совета СГСХА, других советов и комиссий по выработке стратегии и планов развития академии.

 10.14. Обеспечивать выполнение правил охраны труда и требований техники безопасности, ведение плановой, отчетной и другой документации факультета, осуществлять контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, учетом и сохранностью материальных ценностей на факультете.

 10.15. Осуществлять контроль за выполнением квалификационных требований к должностям профессорско-преподавательского состава факультета.

 

www.ssaa.ru

Должностная инструкция доцента

 

[организационно-правовая форма,наименование организации]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иногодолжностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

 

Должностная инструкция доцента[наименование организации, предприятия и т. п.]

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, Постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

 

1. Общие положения

 

1.1. Доцент относится к категории профессорско-преподавательского состава и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность доцента принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

1.3. Доцент должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- локальные нормативные акты образовательной организации;

- образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования;

- теорию и методы управления образовательными системами;

- порядок составления учебных планов;

- правила ведения документации по учебной работе;

- основы педагогики, физиологии, психологии;

- методику профессионального обучения;

- современные формы и методы обучения и воспитания;

- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

- требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;

- основы экологии, права, социологии;

- основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности;

- механизмы оформления прав интеллектуальной собственности;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации.

 

2. Должностные обязанности

 

Доцент:

2.1. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам.

2.2. Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета).

2.3. Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов.

2.4. Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества.

2.5. Осуществляет контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине.

2.6. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ.

2.7. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.8. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения.

2.9. Разрабатывает рабочие программы по курируемым курсам.

2.10. Принимает участие в научно-методической работе кафедры (факультета) в составе методической комиссии по соответствующей специальности.

2.11. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, включая международные.

2.12. Разрабатывает методическое обеспечение курируемых дисциплин.

2.13. Принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей, в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств, оказывает им методическую помощь, организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров.

2.14. Организует и занимается профессиональной ориентацией школьников по специализации кафедры.

2.15. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний.

2.16. Принимает участие в развитии материально-технической базы кафедры, разрабатывает учебники и учебно-методические пособия и описания лабораторных работ и практических занятий по преподаваемым дисциплинам, в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей).

2.17. Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров.

2.18. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. [Другие должностные обязанности].

 

3. Права

 

Доцент имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.6. На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством].

 

4. Ответственность

 

Доцент несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

 

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

 

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

prom-nadzor.ru

Должностная инструкция доцента 2018 года

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции доцента, образец 2018 года. Должностная инструкция доцента должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности доцента, права доцента, ответственность доцента.

Должностная инструкция доцента относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования".

В должностной инструкции доцента должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности доцента

1) Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета). Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов. Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества. Осуществляет контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Разрабатывает рабочие программы по курируемым курсам. Принимает участие в научно-методической работе кафедры (факультета) в составе методической комиссии по соответствующей специальности. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, включая международные. Разрабатывает методическое обеспечение курируемых дисциплин. Принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей, в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств, оказывает им методическую помощь, организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров. Организует и занимается профессиональной ориентацией школьников по специализации кафедры. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Принимает участие в развитии материально-технической базы кафедры, разрабатывает учебники и учебно-методические пособия и описания лабораторных работ и практических занятий по преподаваемым дисциплинам, в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей). Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Доцент должен знать

2) Доцент при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации доцента

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

Должностная инструкция доцента - образец 2018 года. Должностные обязанности доцента, права доцента, ответственность доцента.

hr-portal.info

Требования и критерии

1.1)     Наличие

1.1.1     опубликованных учебных изданий и научных трудов, а также чтение курса лекций на высоком профессиональном уровне;

1.1.2.     ученой степени доктора наук / ученой степени, полученной в иностранном государстве, признаваемой в Российской Федерации, обладателю которой предоставлены те же академические и (или) профессиональные права, что и доктору наук;

1.2)     работа по трудовому договору в МГИМО (организация, представляющая к присвоению ученого звания)

1.3)     замещение в МГИМО должности профессора / заведующего кафедрой / декана факультета и другие должности, указанные в пп. «в» п.8 Положения о присвоении ученых званий»

1.4)     ученое звание доцента, со дня присвоения которого прошло не менее 3 лет.

 

2.1)     стаж непрерывной работы (непрерывной военной или иной приравненной к ней службы по контракту, службы в органах внутренних дел Российской Федерации) не менее 2 лет после избрания по конкурсу в должностях профессора / заведующего кафедрой / декана факультета (и др., см. п. «1.3» требований)

2.2)     педагогическая деятельность не менее чем на 0,25 ставки (в том числе на условиях совместительства) по образовательным программам высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования по научной специальности, указанной в аттестационном деле, в МГИМО;

2.3)     стаж научной и педагогической деятельности не менее 10 лет в организациях, в том числе не менее 5 лет стажа педагогической работы по научной специальности, указанной в аттестационном деле;

2.4)     подготовка в качестве научного руководителя или научного консультанта не менее 3 (для работников образовательных организаций) и не менее 5 (для работников научных организаций) лиц, которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них соответствует научной специальности, указанной в аттестационном деле;

2.5)     не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов** (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе.

- из них за последние 5 лет не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя ученого звания

2.6)      учебник (учебное пособие), автором которого является соискатель или не менее 3 учебников (учебных пособий), соавтором которых является соискатель, изданных за последние 10 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле.

mgimo.ru

Должностная инструкция профессора кафедры

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Профессор кафедры относится к категории специалистов.

1.2 На должность профессора кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и соответствующее одному из следующих требований:

- иметь ученое звание профессора по профилю кафедры;

- иметь ученую степень доктора наук, стаж педагогической работы в вузе не менее трех лет, являться автором (соавтором) учебника (учебного пособия), учебно-методических работ, иметь аспирантов или соискателей;

- иметь ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) по профилю кафедры, стаж педагогической работы в вузе не менее 10 лет, быть автором учебника (учебного пособия) или соавтором не менее трех учебников (учебных пособий) для вузов, рекомендуемых к использованию Министерством образования РФ, другими министерствами и ведомствами РФ, изданных в течение последних семи лет: иметь подготовленного кандидата наук и иметь аспирантов или соискателей;

- быть привлеченным вузом к педагогической деятельности крупным специалистом, иметь ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента, стаж практической работы по профилю кафедры не менее пятнадцати лет, стаж педагогической работы в вузе не менее одного года, иметь учебно-методические и научные работы, являться автором учебника (учебного пособия) или соавтором не менее трех учебников (учебных пособий) для вузов, рекомендуемых к использованию Министерством образования РФ, другими министерствами и ведомствами РФ, изданных в течение последних семи лет; иметь подготовленного кандидата наук и иметь аспирантов или соискателей.

1.3 Должность профессора кафедры является выборной. На эту должность избираются лица, из числа квалифицированных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Порядок выборов на указанную должность определяется Положением о прядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ. Избранный профессор назначается на должность приказом ректора университета.

1.4 Профессор кафедры должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами;
  • Планирование и организацию всех видов учебных занятий и учебной работы;
  • Организацию методической, научно-методической работы;
  • Организацию научных исследований;
  • Современное состояние области знаний по курируемым дисциплинам;
  • Культуру общения и служебной этики.

1.5 В своей деятельности профессор руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации, в том числе законом РФ "Об образовании";
  • федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о факультете университета;
  • положением о кафедре;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6 Профессор кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.7 Замещение должности профессора кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Профессор кафедры обязан:

2.1 Осуществлять планирование, организацию и контроль учебной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам.

2.2 Организовывать или руководить научной или научно-исследовательской работой по профилю кафедры.

2.3 Участвовать в научно-методической работе по вопросам профессионального образования.

2.4 Читать лекции по курируемым дисциплинам.

2.5 Осуществлять контроль качества проведения всех видов учебных занятий и всех форм контроля, проводимых преподавателями кафедры по курируемым им дисциплинам.

2.6 Разрабатывать рабочие программы или руководить разработкой рабочих программ по курируемым дисциплинам.

2.7 Принимать личное участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета (института), университета.

2.8 Контролировать методическое обеспечение курируемых дисциплин.

2.9 Руководить подготовкой учебников, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний и другого методического материала по курируемым дисциплинам и осуществлять руководство подготовкой их к изданию.

2.10 Организовывать и руководить на кафедре научно-исследовательской работой студентов, студенческим научным обществом.

2.11 Принимать участие в повышении квалификации научно-педагогических работников кафедры, оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.

2.12 Руководить подготовкой научно-педагогических кадров по профилю кафедры.

2.13 Организовывать и планировать самостоятельную работу студентов по курируемым дисциплинам.

2.14 Проводить семинары по научной организации педагогического труда.

2.15 Руководить профориентационной работой со школьниками по специальностям кафедры.

2.16 Участвовать в пропаганде научно-технических, социально-экономических и правовых знаний среди населения.

2.17 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности.

2.18 Контролировать выполнение студентами и работниками кафедры правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий по курируемым дисциплинам и научных исследований по курируемым направлениям.

2.19 Принимать участие в развитии материально-технической базы кафедры.

2.20 Своевременно оповещать руководство кафедры факультета (института) о невозможности выполнить обусловленную трудовым договором и расписанием учебных занятий работу.

2.21 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения служебного задания учебники, монографии, учебные пособия, патенты, методические разработки, рабочие программы и другие виды интеллектуальной собственности.

3 ПРАВА

Профессор кафедры имеет право:

3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета и факультета (института).

3.2 Участвовать в работе любого выборного органа или структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности кафедры.

3.3 Вносить предложения по корректировке плана работы кафедры, планов работы преподавателей, рабочих программ, другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.4 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.

3.5 Посещать все виды учебных занятий, а также экзамены и зачеты по курируемым дисциплинам, проводимые преподавателями кафедры, вносить, при необходимости, предложения по улучшению организации учебных занятий.

3.6 На условиях штатного совместительства лично руководить или заниматься научной деятельностью, финансируемой за счет привлечения средств предприятий или организаций.

3.7 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал кафедры, а также студентов, а при необходимости, сотрудников других кафедр университета, иных организаций и предприятий.

3.8 Подбирать кандидатов в аспиранты и представлять их в установленном порядке к утверждению.

3.9 Руководить подготовкой аспирантов и соискателей

3.10 Выбирать методы и средства обучения, излагать учебный материал по своим методикам, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

3.11 Вносить заведующему кафедрой предложения о представлении студентов и аспирантов за успехи в учебе и активное участие в НИР к различным формам морального и (или) материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента.

3.12 Пользоваться бесплатно услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета в соответствии с уставом университета и коллективным договором.

3.13 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Профессор кафедры несет ответственность за:

4.1 Низкий уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам.

4.2 Низкое качество подготовки студентов по курируемым дисциплинам.

4.3 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем запланировано в учебном плане и графиком учебного процесса.

4.4 Низкое качество профессиональной подготовки аспирантов и соискателей.

4.5 Нарушение прав и академических свобод студентов и работников кафедры.

4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.

4.7 Не обеспечение безопасных условий труда работников кафедры и студентов при проведении учебных занятий по курируемым дисциплинам.

4.8 Невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.9 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1 Профессор кафедры принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Профессор кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив его разрешение на выполнение.

5.3 Профессор кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета и института (факультета), не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции заведующего кафедрой (своего непосредственного начальника).

5.4 Профессор кафедры может отдавать распоряжения, касающиеся учебного процесса, преподавателям, ведущим занятия по курируемым им дисциплинам.

5.5 Профессор кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.

5.6 Профессор кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения учебного процесса и научно-исследовательской деятельностиа

hr-portal.ru

Квалификационные требования по должностям профессорско-преподавательского состава программ высшего образования | Вакансии

Перечень требований, предъявляемых к претендентам для избрания на должности ППС:

  1. Наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования на базе высшего образования:
    1. Уровня, соответствующего требованиям, указанным в подпункте «Требования к образованию и обучению» соответствующей обобщенной трудовой функции профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
    2. Направленности (профиля), соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).Направленность (профиль) высшего образования или дополнительного профессионального образования на базе высшего образования определяется направлением подготовки, специальностью или квалификацией (в случае отсутствия в дипломе сведений о направлении подготовки или специальности), указанной в дипломе о высшем профессиональном образовании, в дипломе о высшем образовании или в дипломе о профессиональной переподготовке на базе высшего образования. При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) допускается привлечение к преподаванию учебному курсу, дисциплине (модулю) лица, имеющего опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), что подтверждается записями трудовой книжки (трудовых книжек) или справкой с места работы, содержащей Фамилию, Имя и Отчество претендента, наименование занимаемой должности, сведения о периоде работы в указанной должности, заверенной печатью организации.
  2. Наличие стажа научно-педагогической работы, стажа работы в образовательной организации или опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), что подтверждается записями трудовой книжки (трудовых книжек) или справками с места работы, содержащих Фамилию, Имя и Отчество претендента, наименование занимаемой должности, сведения о периоде работы в указанной должности, заверенной печатью организации.
  3. Наличие определенной квалификации (при наличии соответствующего квалификационного требования), подтверждаемой дипломом (дипломами) о наличии ученой степени (ученых степеней), аттестатом (аттестатами) о присвоении ученого звания (ученых званий), рабочим дипломом судоводителя, судомеханика или электромеханика, документом, подтверждающим присвоение воинского звания генерал, генерал-лейтенант, генерал-майор, полковник, подполковник, майор, капитан, капитан-лейтенант, старший лейтенант или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.
  4. Систематические занятия научной, методической, художественно- творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и(или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), подтверждаемые:
    1. Наличием результатов научного и учебно-методического труда, подтверждаемым списком опубликованных учебных изданий и научных трудов.
    2. Сведениями о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (копии свидетельств, дипломов, удостоверений и т.п.) за последние пять лет. Претенденты, на замещение должностей ППС, должны иметь свидетельства о повышении квалификации или диплом (дипломы) о профессиональной переподготовке с общим объемом не менее 70 часов за предыдущие 5 лет работы по направлениям читаемых дисциплин и/или организационной, учебно-методической работе, педагогическому мастерству, педагогическим технологиям. Защита диссертации на соискание ученой степени или присвоение ученого звания в течение предыдущих 5 лет работы считается достаточным для выполнения данного требования. 

Требования по должностям ППС:

  1. Претенденты на замещение должности профессора кафедры:
    1. Должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, или ассистентура-стажировка; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора. Общий стаж научно-педагогической работы должен составлять не менее 5 лет.
    2. Должны иметь не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе.Должны за предыдущий 5-летний срок работы опубликовать не менее 5 научных трудов по научной специальности, соответствующей кафедре, на которую избирается претендент.Должны за предыдущий 10-летний срок работы иметь не менее 1 изданного учебника (учебного пособия) по направлениям читаемых дисциплин, автором которого является претендент, или 3 изданных учебников (учебных пособий) по направлениям читаемых дисциплин, соавтором которых является претендент.
    3. В случае отсутствия ученой степени доктора наук, должность профессора может быть замещена лицом, имеющим ученую степень кандидата наук, в случае если претендент имеет не менее 10 лет общего стажа научно-педагогической работы.
    4. В случае отсутствия ученой степени доктора и (или) кандидата наук или отсутствия ученого звания профессора или доцента, должность профессора может быть замещена лицом, имеющим рабочий диплом капитана, старшего механика или старшего электромеханика, с опытом работы на морском судне валовой вместимостью 500 и более регистровых тонн; капитана, механика или электромеханика речного судна не ниже 4-группы. При этом должность профессора замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам формирующим профессиональные или специальные компетенции (включая компетентности МК ПДНВ), а требования подпункта b и подпункта a, в части наличия стажа научно- педагогической работы, к претенденту на замещение должности профессора не применяются.
    5. В случае отсутствия ученой степени доктора и (или) кандидата наук или отсутствия ученого звания профессора или доцента, должность профессора может быть замещена лицом, имеющим высшее образование и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 10 лет и более, при соблюдении одного из следующих условий:
      1. Замещаемая им должность является должностью высшей или главной группы должностей гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)».
      2. Наличие воинского звания генерал, генерал-лейтенант, генерал-майор или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

        В указанном в настоящем подпункте случае должность профессора замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b и подпункта a, в части наличия стажа научно-педагогической работы, к претенденту на замещение должности профессора не применяются.

  2. Претенденты на замещение должности доцента кафедры:
    1. Должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура или ассистентура-стажировка; ученую степень кандидата или доктора наук, и (или) ученое звание доцента или старшего научного сотрудника. Также должен иметься опыт проведения аттестации по соответствующим дисциплинам под руководством доцента или профессора.
    2. Должны иметь не менее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе.Должны за предыдущий 3-летний срок работы опубликовать не менее 3 научных трудов по научной специальности, соответствующей кафедре, на которую избирается претендент.Должны за предыдущий 3-летний срок работы иметь не менее 2 изданных учебных издания по направлениям читаемых дисциплин.
    3. В случае отсутствия ученой степени кандидата или доктора наук, должность доцента может быть замещена лицом, имеющим не менее 3 лет общего стажа научно-педагогической работы. Также должен иметься опыт проведения аттестации по соответствующим дисциплинам под руководством доцента или профессора.
    4. В случае отсутствия ученой степени кандидата или доктора наук или отсутствия ученого звания доцента или старшего научного сотрудника, должность доцента может быть замещена лицом, имеющим рабочий диплом старшего помощника капитана, второго механика или электромеханика, с опытом работы не менее 5-ти лет на морских судах валовой вместимостью 500 и более регистровых тонн; капитана, механика или электромеханика речного судна не ниже 2-й группы. При этом должность доцента замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам формирующим профессиональные или специальные компетенции (включая компетентности МК ПДНВ), а требования подпункта b и подпункта a, в части наличия стажа научно-педагогической работы, к претенденту на замещение должности доцента не применяются.
    5. В случае отсутствия ученой степени доктора и (или) кандидата наук или отсутствия ученого звания доцента, должности профессорско-преподавательского состава могут быть замещены лицом, имеющим высшее образование и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 7 лет и более при соблюдении одного из следующих условий:
      1. Замещаемая им должность является должностью главной, ведущей или старшей группы должностей гражданской службы категории «специалисты» или является должностью ведущей группы должностей гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)».
      2. Наличие воинского звания полковник, подполковник, майор или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

        В указанном в настоящем подпункте случае должность доцента замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам, формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b и подпункта a, в части наличия стажа научно-педагогической работы, к претенденту на замещение должности доцента не применяются.

  3. Лица, избранные на должность профессора или доцента, на основаниях, указанных в подпунктах c пунктов 1 и 2, по истечении 5 лет должны получить аттестат Минобрнауки РФ, подтверждающий соответствующее ученое звание, или получить внутривузовское звание «Профессор СГУВТ» или «Доцент СГУВТ». В противном случае его повторное избрание в данной должности не допускается.
  4. Претенденты на замещение должности старшего преподавателя кафедры:
    1. Должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет или магистратура. Стаж научно-педагогической работы должен составлять не менее 3 лет. При наличии ученой степени кандидата наук требования к стажу научно-педагогической работы не предъявляются. Также должен иметься опыт проведения аттестации по соответствующим дисциплинам под руководством доцента или профессора.
    2. Должны за предыдущий 5-летний срок работы опубликовать: не менее 2 научных статей, или 2 тезисов научных докладов; не менее 2 учебно- методических работ.
    3. В случае отсутствия научно-педагогического стажа, должность старшего преподавателя может быть замещена лицом, имеющим не менее 5 лет производственного стажа, соответствующего профилю кафедры или профилю преподаваемых дисциплин. В указанном в настоящем пункте случае должность старшего преподавателя замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам, формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b к претенденту на замещение должности старшего преподавателя не применяются
    4. В случае отсутствия научно-педагогического стажа, должность старшего преподавателя может быть замещена лицом, имеющим высшее образование и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 5 лет и более при соблюдении одного из следующих условий:
      1. Замещаемая им должность является должностью старшей группы должностей гражданской службы категории «специалисты» либо является должностью ведущей группы должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты».
      2. Наличие воинского звания капитан, капитан-лейтенант или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

        В указанном в настоящем пункте случае должность старшего преподавателя замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам, формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b к претенденту на замещение должности старшего преподавателя не применяются.

  5. Претенденты на замещение должности преподавателя кафедры:
    1. Должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет или магистратура. Стаж научно-педагогической работы должен составлять не менее 1 года. При наличии ученой степени или ученого звания требования к стажу научно-педагогической работы не применяются. Также должен иметься опыт проведения аттестации по соответствующим дисциплинам под руководством доцента или профессора.
    2. Должны за предыдущий 5-летний срок работы опубликовать: не менее 1 научной статьи, или 1 тезиса научного доклада; не менее 1 учебно-методической работы.
    3. В случае отсутствия научно-педагогического стажа, должность преподавателя может быть замещена лицом, имеющим высшее образование и стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1 год и более при соблюдении одного из следующих условий:
      1. Замещаемая должность является должностью старшей группы должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты».
      2. Наличие воинского звания старший лейтенант или иного звания в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.

        В указанном в настоящем пункте случае должность преподавателя замещается только по выпускающей кафедре соответствующего профиля или дисциплинам, формирующим профессиональные или специальные компетенции, а требования подпункта b к претенденту на замещение должности старшего преподавателя не применяются

  6. Претенденты на замещение должности ассистента кафедры должны иметь высшее профессиональное или высшее образование уровня: специалитет или магистратура.

www.ssuwt.ru

Как стать преподавателем ВУЗа?

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо постоянно изучать литературу по специальности, быть в курсе последних достижений в своей области и не жалеть времени на подготовку к занятиям. Также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты. Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год. Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней. 

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педаогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент - это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора - деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов. Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе. К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской - это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Возможно, Вам будет интересно:

3 способа разместить свою статью в eLIBRARY самостоятельно

www.ru-science.com