Особенности доиндустриального типа организации социальной жизни. Доиндустриальное общество признаки


Доиндустриальное общество. Признаки доиндустриального общества :: BusinessMan.ru

Основные черты доиндустриального общества будут рассмотрены в этой статье. Мы подробно расскажем о том, какие особенности являются характерными для него. Доиндустриальное общество называют также традиционным потому, что основным средством воспроизводства здесь является традиция. В доиндустриальном, как и в любом другом обществе, появлялись новые социальные изобретения. Однако отличительная черта его состоит в том, что деятельность человека и всех членов той или иной общности в целом представляется как следование порядку, установленному в древности. Наука в доиндустриальном обществе не играла значимой роли. Традиция здесь диктовала свои правила.

Преобладание личных связей

На личной связи базировалась жизнь людей в традиционных обществах. Это сложная, множественная связь, основанная на личном доверии. Она наблюдается в той или иной степени в любых обществах: мафия, подростковые "племена", соседи. Вспоминается, например, русская интеллигенция. Ее круг был довольно узок. При чтении мемуаров создается впечатление, что друг друга знали все ее представители. В обществах, называющихся традиционными, эта связь являлась преобладающей. Доверие людей друг к другу служило источником легитимности установленного мира.

Два полюса

Крестьянство и дворянство представляли собой два полюса всех разновидностей этого типа общества. Все знали друг друга в деревне. Дворянское общество - тоже достаточно замкнутый узкий круг (сначала абсолютно, а затем относительно). Оно создавалось во многом на основе родственных связей. Друг друга здесь также знали все. Можно напомнить, что некоторые европейские монархи уже в конце девятнадцатого столетия были родственниками. До сих пор существует Сен-Жерменское предместье в том виде, в каком мы знаем его из описаний Марселя Пруста и Оноре де Бальзака.

Малые общности (локализм)

Еще одна характеристика доиндустриального общества заключается в том, что люди жили в нем в основном малыми сообществами (общностями). Данный феномен называется в науке локализмом. В противоположность той или иной малой общности общество в целом не может существовать без наличия длинных связей. Длинные связи являются трансцендентными (внешними) по отношению к небольшой общности. Это власть деспота или короля, которые являются представителями "всех", а также мировые религии (слово "религия", напомним, восходит к латинскому названию, означающему "связывать").

Было ли сходство между дворянами и крестьянами?

Полной противоположностью простому крестьянину виделся джентльмен. Он был одет по-иному, иначе говорил, держал себя. Нельзя в то же время не обратить внимание на то, что существовал целый ряд черт, объединяющих его с крестьянином. Недаром оба они являлись представителями одного общества. Именно связь личного типа объединяла их. Каждый из них знал, кому он подчинен, осознавал также и то, кто от него зависит.

Персонифицировались любые отношения, то есть все они представлялись в виде той или иной персоны. Например, власть, Бог (или боги). У рыцаря личные отношения складывались с его оружием - копьем или мечом и конем, у крестьянина - со скотом и с плугом. По отношению к орудиям труда или оружию, то есть к неодушевленным вещам, часто употреблялись относимые к живым существам местоимения.

Власть в традиционных обществах

В традиционных обществах власть осуществлялась как личная зависимость. Те, кто ее имел, прямо отнимали прибавочный продукт или даже жизнь у тех, кто зависел от них. В личной зависимости от своего помещика находился крестьянин. Власть выступала одновременно как покровительство подданным. Формой ее легитимации являлась защита униженных и оскорбленных. Помещик был прежде всего покровителем. Воин являлся защитником.

Деревня и замок

Фернан Бродель (на фото ниже), знаменитый французский историк, привел прекрасную иллюстрацию, позволяющую лучше понять сказанное выше. Это окруженный деревней с находящимися за ней полями с виноградником замок. Этот замок сросся с окружением. Вместе они составляют одно целое.

Деревня и замок расположены в одном физическом пространстве. Однако обитатели их находятся при этом в разных социальных пространствах. Их объединяет в общество связь личного типа. Однако они пребывают в то же время на разных полюсах. Разные общественные функции выполняют деревня и замок, разными социальными ресурсами обладают они. Дворянин делает ставки в общественных играх, недоступных крестьянину, который находится в личной зависимости от своего помещика, даже если при этом он не в крепостной зависимости от него.

Представления о богатстве и инновации

Категория нажитого честным путем богатства отсутствовала в традиционном обществе. Люди не осознавали, как через обмен образуется богатство. То, что было получено от владения землей, являлось его идеальной формой. Помещик-землевладелец, крестьянин - фигуры чтимые. Торговец - нет. Считается, что власть дает богатство, а не богатство - власть.

В этом обществе отсутствовала идея внеморальных внеличностных сил, которыми человек не может прямо оперировать. Можно сказать, что умение и привычка жить в мире абстракций тоже практически отсутствовали. Крестьянин не осознавал, как можно зарабатывать на возке песка - ведь его природа дает бесплатно, к такому способу заработка не приложен труд. В свою очередь, дворянин не понимал, почему следует отдавать вовремя долг купцу. В обществе, таким образом, к абстрактным социальным посредникам обращались относительно мало.

Практически не было в доиндустриальном обществе представления об инновации. Дело в том, что человек обитал в Круге времени. Время представлялось как круг, как бесконечная смена повторяющихся времен года. От Бога, от различных мистических сил природы приходят изменения, но не от человека.

Значение социальной роли

Доиндустриальное общество характеризовалось также тем, что в нем не ценилась индивидуальность. Считалось, что важно как можно лучше вписаться в свою социальную роль, которая воспринимается при этом как судьба, данная Богом, а судьбу нельзя изменить. У каждого человека была одна роль, и ей просто нельзя было не соответствовать в традиционном обществе. Если кто-то пробовал это делать, он автоматически становился изгоем.

У дворян и крестьян понятие чести отождествлялось с соответствием своей роли. Существует дворянская честь, однако есть и крестьянская. Напомним в качестве примера об обязательности дуэльного кодекса для дворян. Бесчестьем для крестьянина считалось не явиться на толоку (существовавший в то время вид взаимопомощи, при котором, например, вся община собирается для постройки дома для какого-то ее члена). Кодекс чести у тех и у других на чужаков не распространялся. У дворянина кодекс чести диктовал также обязательный возврат карточных долгов. А вот возвращать долг торговцам, ремесленникам и кредиторам обязательным не считалось.

Ритуал

Социальные механизмы, социальная память в традиционном обществе работали через ритуал, а не через сознание отдельного индивида. Высоко ритуализированным являлось доиндустриальное общество. Касается это как верхов, так и низов. Ритуал - это работа не с сознанием, а с телом. Поведение регулировалось на уровне языка, например, поговорками, воплощающими ту или иную социальную норму.

Узкие рамки выбора

Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать роли, предназначенной ему, даже если это роль короля. Слова Людовика Четырнадцатого, говорившего "государство - это я", о многом свидетельствуют. Они демонстрируют совсем не высочайшую степень его личной свободы, а как раз наоборот. Рабом своей роли является король. Свобода в традиционных обществах - это возможность либо своевольничать, либо следовать предназначенному свыше благому пути.

Человек не выбирает, однако он может быть "призван". Такая призванность при этом рассматривалась как великое событие, в котором принимают участие сверхчеловеческие силы. Вспомним, например, Жанну Д'Арк. Эта женщина избрала свой путь не сама. Она на него вступила по велению свыше. У живущих в двадцать первом веке людей призвание ассоциируется с автономным, личностно-индивидуальным решением индивида. Жизненные рамки в традиционных обществах создавались ритуалом и обычаем: каждый член такого общества знал, что он должен делать, как ему следует поступить. Его путь был предопределен.

Изменения в доиндустриальных обществах

В них изменения происходили очень медленно, в течение столетий. Жизнь крестьян менялась наиболее медленно. Рацион, одежда, способы обработки земли, физический облик (учитывая местные особенности, конечно) сохранялись почти до начала двадцатого столетия. Практические схемы деятельности в крестьянских сообществах являлись кодифицированными: через распорядок года и дня, ритуалы и обычаи, заключенную в поговорках и пословицах народную мудрость. Такие коды существовали очень долгое время. Они, как правило, в письменной форме не фиксировались, то есть кодексов обычного права не имел доиндустриальный тип общества.

Если же обратиться к жизни различных привилегированных его слоев, можно обнаружить, что здесь значительно быстрее происходили изменения. Новые нормы поведения возникали в доиндустриальном обществе, появлялись символические цивилизационные коды, включая зафиксированные в письменном виде. Важным источником власти являлся эффективный аппарат самоконтроля. С большей вероятностью самоконтроль складывался в привилегированных пространствах. Прерогативой господ, а не рабов, являлась возможность превосходить, а также быть свободными в действиях.

Изобретения

Экономика доиндустриального общества не была основана на научных достижениях. Изобретения не очень-то ценились, поскольку люди предпочитали традиционные способы ведения хозяйства и социальные отношения. Однако непреднамеренные социальные изобретения возникали в любых обществах, в том числе и в традиционных.

Ими пользуются все люди. Сюда относятся и родившиеся в среде крестьянства тактики повседневного сопротивления, и возникшие в придворной среде вежливые манеры, и централизация насилия, которая постепенно привела к формированию государств в сегодняшнем их значении. "Изобретения" эти меняли общество постепенно, однако не делали его еще современным постиндустриальным. Новый человек должен был появиться для того, чтобы совершился переход от доиндустриального общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. О последнем мы немного расскажем в конце статьи.

Экономические характеристики доиндустриального общества

Перечислим основные экономические признаки доиндустриального общества. Оно представляло собой очень пеструю, разнородную мозаику, состоящую из изолированных социальных единиц. Доиндустриальное общество было отмечено тем, что протекание экономических процессов определялось в значительной степени именно религиозными властями. Структура занятости такова, что практически все люди заняты были в первичном секторе, в основном в сельском хозяйстве.

Производительность труда при этом была относительно низка. Для доиндустриального общества характерно было то, что ее темпы не позволяли высвободить работников для привлечения их в другие отрасли производства. Хозяйственная деятельность в таком обществе была вторичной, подчиненной неким более важным принципам регуляции, которые исходили из властных установлений или сакральных законов. На шкале престижности священническая деятельность занимала высокое место по поддержанию вечных ценностей.

На это же была направлена управляющая обществом верховная власть, поскольку она была выражением насилия и мощи. Для большинства населения такого общества (а также для многих людей сегодня, проживающих в странах третьего мира) труд в домашнем хозяйстве и производственная деятельность не разделимы. Все эти характерные признаки доиндустриального общества, как вы понимаете, к обществу современному не имеют отношения. Экономика его основана совсем на других принципах.

Типы доиндустриальных обществ

Важным для традиционных обществ было то, базируются ли они на производящем или присваивающем хозяйстве. Типы общества с присваивающим хозяйством, в свою очередь, выделяются в зависимости от того, земледелие или скотоводство преобладает в них. Охота, рыбная ловля и собирательство относятся к присваивающим типам. К производящим - животноводство и земледелие. Достаточно условно, конечно, деление на земледельцев и скотоводов. В истории, вероятно, практически не существовали типы общества, которые производили и потребляли бы лишь растительную или животную пищу.

Постиндустриальное общество

Как мы и обещали, расскажем вкратце и о нем. Доиндустриальное и индустриальное общество рассматриваются как два основных типа. Однако сегодня деление этим уже не ограничивается. Дело в том, что в середине двадцатого столетия возникло общество постиндустриальное, принципиально новое по отношению к индустриальному. Его можно определить также как информационное, то есть такое, в котором информация является главной ценностью.

Это общество прежде всего образованных людей, в отличие от доиндустриального. Еще одно название его - глобальное, поскольку основывается оно на господстве в экономике транснациональных корпораций и широко использующемся международном разделении труда. Существует предположение, что общества в традиционном смысле этого слова сегодня перестают существовать, и постепенно формируется основанное на общей культуре планетарное общество. Идея эта имеет многочисленных сторонников и противников. Однако само существование постиндустриального общества сегодня уже не отрицает никто.

businessman.ru

Доиндустриальное общество. Признаки доиндустриального общества

Основные черты доиндустриального общества будут рассмотрены в этой статье. Мы подробно расскажем о том, какие особенности являются характерными для него. Доиндустриальное общество называют также традиционным потому, что основным средством воспроизводства здесь является традиция. В доиндустриальном, как и в любом другом обществе, появлялись новые социальные изобретения. Однако отличительная черта его состоит в том, что деятельность человека и всех членов той или иной общности в целом представляется как следование порядку, установленному в древности. Наука в доиндустриальном обществе не играла значимой роли. Традиция здесь диктовала свои правила.

Преобладание личных связей

На личной связи базировалась жизнь людей в традиционных обществах. Это сложная, множественная связь, основанная на личном доверии. Она наблюдается в той или иной степени в любых обществах: мафия, подростковые «племена», соседи. Вспоминается, например, русская интеллигенция. Ее круг был довольно узок. При чтении мемуаров создается впечатление, что друг друга знали все ее представители. В обществах, называющихся традиционными, эта связь являлась преобладающей. Доверие людей друг к другу служило источником легитимности установленного мира.

Два полюса

Крестьянство и дворянство представляли собой два полюса всех разновидностей этого типа общества. Все знали друг друга в деревне. Дворянское общество — тоже достаточно замкнутый узкий круг (сначала абсолютно, а затем относительно). Оно создавалось во многом на основе родственных связей. Друг друга здесь также знали все. Можно напомнить, что некоторые европейские монархи уже в конце девятнадцатого столетия были родственниками. До сих пор существует Сен-Жерменское предместье в том виде, в каком мы знаем его из описаний Марселя Пруста и Оноре де Бальзака.

Малые общности (локализм)

Еще одна характеристика доиндустриального общества заключается в том, что люди жили в нем в основном малыми сообществами (общностями). Данный феномен называется в науке локализмом. В противоположность той или иной малой общности общество в целом не может существовать без наличия длинных связей. Длинные связи являются трансцендентными (внешними) по отношению к небольшой общности. Это власть деспота или короля, которые являются представителями «всех», а также мировые религии (слово «религия», напомним, восходит к латинскому названию, означающему «связывать»).

Было ли сходство между дворянами и крестьянами?

Полной противоположностью простому крестьянину виделся джентльмен. Он был одет по-иному, иначе говорил, держал себя. Нельзя в то же время не обратить внимание на то, что существовал целый ряд черт, объединяющих его с крестьянином. Недаром оба они являлись представителями одного общества. Именно связь личного типа объединяла их. Каждый из них знал, кому он подчинен, осознавал также и то, кто от него зависит.

Персонифицировались любые отношения, то есть все они представлялись в виде той или иной персоны. Например, власть, Бог (или боги). У рыцаря личные отношения складывались с его оружием — копьем или мечом и конем, у крестьянина — со скотом и с плугом. По отношению к орудиям труда или оружию, то есть к неодушевленным вещам, часто употреблялись относимые к живым существам местоимения.

Власть в традиционных обществах

В традиционных обществах власть осуществлялась как личная зависимость. Те, кто ее имел, прямо отнимали прибавочный продукт или даже жизнь у тех, кто зависел от них. В личной зависимости от своего помещика находился крестьянин. Власть выступала одновременно как покровительство подданным. Формой ее легитимации являлась защита униженных и оскорбленных. Помещик был прежде всего покровителем. Воин являлся защитником.

Деревня и замок

Фернан Бродель (на фото ниже), знаменитый французский историк, привел прекрасную иллюстрацию, позволяющую лучше понять сказанное выше. Это окруженный деревней с находящимися за ней полями с виноградником замок. Этот замок сросся с окружением. Вместе они составляют одно целое.

Деревня и замок расположены в одном физическом пространстве. Однако обитатели их находятся при этом в разных социальных пространствах. Их объединяет в общество связь личного типа. Однако они пребывают в то же время на разных полюсах. Разные общественные функции выполняют деревня и замок, разными социальными ресурсами обладают они. Дворянин делает ставки в общественных играх, недоступных крестьянину, который находится в личной зависимости от своего помещика, даже если при этом он не в крепостной зависимости от него.

Представления о богатстве и инновации

Категория нажитого честным путем богатства отсутствовала в традиционном обществе. Люди не осознавали, как через обмен образуется богатство. То, что было получено от владения землей, являлось его идеальной формой. Помещик-землевладелец, крестьянин — фигуры чтимые. Торговец — нет. Считается, что власть дает богатство, а не богатство — власть.

В этом обществе отсутствовала идея внеморальных внеличностных сил, которыми человек не может прямо оперировать. Можно сказать, что умение и привычка жить в мире абстракций тоже практически отсутствовали. Крестьянин не осознавал, как можно зарабатывать на возке песка — ведь его природа дает бесплатно, к такому способу заработка не приложен труд. В свою очередь, дворянин не понимал, почему следует отдавать вовремя долг купцу. В обществе, таким образом, к абстрактным социальным посредникам обращались относительно мало.

Практически не было в доиндустриальном обществе представления об инновации. Дело в том, что человек обитал в Круге времени. Время представлялось как круг, как бесконечная смена повторяющихся времен года. От Бога, от различных мистических сил природы приходят изменения, но не от человека.

Значение социальной роли

Доиндустриальное общество характеризовалось также тем, что в нем не ценилась индивидуальность. Считалось, что важно как можно лучше вписаться в свою социальную роль, которая воспринимается при этом как судьба, данная Богом, а судьбу нельзя изменить. У каждого человека была одна роль, и ей просто нельзя было не соответствовать в традиционном обществе. Если кто-то пробовал это делать, он автоматически становился изгоем.

У дворян и крестьян понятие чести отождествлялось с соответствием своей роли. Существует дворянская честь, однако есть и крестьянская. Напомним в качестве примера об обязательности дуэльного кодекса для дворян. Бесчестьем для крестьянина считалось не явиться на толоку (существовавший в то время вид взаимопомощи, при котором, например, вся община собирается для постройки дома для какого-то ее члена). Кодекс чести у тех и у других на чужаков не распространялся. У дворянина кодекс чести диктовал также обязательный возврат карточных долгов. А вот возвращать долг торговцам, ремесленникам и кредиторам обязательным не считалось.

Ритуал

Социальные механизмы, социальная память в традиционном обществе работали через ритуал, а не через сознание отдельного индивида. Высоко ритуализированным являлось доиндустриальное общество. Касается это как верхов, так и низов. Ритуал — это работа не с сознанием, а с телом. Поведение регулировалось на уровне языка, например, поговорками, воплощающими ту или иную социальную норму.

Узкие рамки выбора

Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать роли, предназначенной ему, даже если это роль короля. Слова Людовика Четырнадцатого, говорившего «государство — это я», о многом свидетельствуют. Они демонстрируют совсем не высочайшую степень его личной свободы, а как раз наоборот. Рабом своей роли является король. Свобода в традиционных обществах — это возможность либо своевольничать, либо следовать предназначенному свыше благому пути.

Человек не выбирает, однако он может быть «призван». Такая призванность при этом рассматривалась как великое событие, в котором принимают участие сверхчеловеческие силы. Вспомним, например, Жанну Д’Арк. Эта женщина избрала свой путь не сама. Она на него вступила по велению свыше. У живущих в двадцать первом веке людей призвание ассоциируется с автономным, личностно-индивидуальным решением индивида. Жизненные рамки в традиционных обществах создавались ритуалом и обычаем: каждый член такого общества знал, что он должен делать, как ему следует поступить. Его путь был предопределен.

Изменения в доиндустриальных обществах

В них изменения происходили очень медленно, в течение столетий. Жизнь крестьян менялась наиболее медленно. Рацион, одежда, способы обработки земли, физический облик (учитывая местные особенности, конечно) сохранялись почти до начала двадцатого столетия. Практические схемы деятельности в крестьянских сообществах являлись кодифицированными: через распорядок года и дня, ритуалы и обычаи, заключенную в поговорках и пословицах народную мудрость. Такие коды существовали очень долгое время. Они, как правило, в письменной форме не фиксировались, то есть кодексов обычного права не имел доиндустриальный тип общества.

Если же обратиться к жизни различных привилегированных его слоев, можно обнаружить, что здесь значительно быстрее происходили изменения. Новые нормы поведения возникали в доиндустриальном обществе, появлялись символические цивилизационные коды, включая зафиксированные в письменном виде. Важным источником власти являлся эффективный аппарат самоконтроля. С большей вероятностью самоконтроль складывался в привилегированных пространствах. Прерогативой господ, а не рабов, являлась возможность превосходить, а также быть свободными в действиях.

Изобретения

Экономика доиндустриального общества не была основана на научных достижениях. Изобретения не очень-то ценились, поскольку люди предпочитали традиционные способы ведения хозяйства и социальные отношения. Однако непреднамеренные социальные изобретения возникали в любых обществах, в том числе и в традиционных.

Ими пользуются все люди. Сюда относятся и родившиеся в среде крестьянства тактики повседневного сопротивления, и возникшие в придворной среде вежливые манеры, и централизация насилия, которая постепенно привела к формированию государств в сегодняшнем их значении. «Изобретения» эти меняли общество постепенно, однако не делали его еще современным постиндустриальным. Новый человек должен был появиться для того, чтобы совершился переход от доиндустриального общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. О последнем мы немного расскажем в конце статьи.

Экономические характеристики доиндустриального общества

Перечислим основные экономические признаки доиндустриального общества. Оно представляло собой очень пеструю, разнородную мозаику, состоящую из изолированных социальных единиц. Доиндустриальное общество было отмечено тем, что протекание экономических процессов определялось в значительной степени именно религиозными властями. Структура занятости такова, что практически все люди заняты были в первичном секторе, в основном в сельском хозяйстве.

Производительность труда при этом была относительно низка. Для доиндустриального общества характерно было то, что ее темпы не позволяли высвободить работников для привлечения их в другие отрасли производства. Хозяйственная деятельность в таком обществе была вторичной, подчиненной неким более важным принципам регуляции, которые исходили из властных установлений или сакральных законов. На шкале престижности священническая деятельность занимала высокое место по поддержанию вечных ценностей.

На это же была направлена управляющая обществом верховная власть, поскольку она была выражением насилия и мощи. Для большинства населения такого общества (а также для многих людей сегодня, проживающих в странах третьего мира) труд в домашнем хозяйстве и производственная деятельность не разделимы. Все эти характерные признаки доиндустриального общества, как вы понимаете, к обществу современному не имеют отношения. Экономика его основана совсем на других принципах.

Типы доиндустриальных обществ

Важным для традиционных обществ было то, базируются ли они на производящем или присваивающем хозяйстве. Типы общества с присваивающим хозяйством, в свою очередь, выделяются в зависимости от того, земледелие или скотоводство преобладает в них. Охота, рыбная ловля и собирательство относятся к присваивающим типам. К производящим — животноводство и земледелие. Достаточно условно, конечно, деление на земледельцев и скотоводов. В истории, вероятно, практически не существовали типы общества, которые производили и потребляли бы лишь растительную или животную пищу.

Постиндустриальное общество

Как мы и обещали, расскажем вкратце и о нем. Доиндустриальное и индустриальное общество рассматриваются как два основных типа. Однако сегодня деление этим уже не ограничивается. Дело в том, что в середине двадцатого столетия возникло общество постиндустриальное, принципиально новое по отношению к индустриальному. Его можно определить также как информационное, то есть такое, в котором информация является главной ценностью.

Это общество прежде всего образованных людей, в отличие от доиндустриального. Еще одно название его — глобальное, поскольку основывается оно на господстве в экономике транснациональных корпораций и широко использующемся международном разделении труда. Существует предположение, что общества в традиционном смысле этого слова сегодня перестают существовать, и постепенно формируется основанное на общей культуре планетарное общество. Идея эта имеет многочисленных сторонников и противников. Однако само существование постиндустриального общества сегодня уже не отрицает никто.

Источник

Статьи такими же метками:

ideiforbiz.ru

Доиндустриальное общество

Сегодня для общей исторической классификации применяются определенные типы хозяйственных систем. Эта классификация представляет события истории в форме некоторой цепочки. Звеньями являются: традиционное (доиндустриальное) общество, индустриальное и постиндустриальное общество.

Последний термин характеризует структуру, основная роль при производстве и обмене знаниями и информацией в которой принадлежит компьютерам и телекоммуникациям. Индустриальное общество является, в первую очередь, обрабатывающим. В этой системе для производства товаров применяется машинная технология и энергия. Деятельность доиндустриального общества неразрывно связано с добычей. Экономическая система в этом случае основывается на земледелии, рыболовстве, охоте, лесной промышленности. Доиндустриальное общество занимается также добычей газа, нефти, угля и прочих ресурсов.

По мнению специалистов, к традиционной социально-экономической структуре следует относить любое социальное объединение от времени первобытнообщинных охотников до самого промышленного переворота в конце 18 века.

Доиндустриальное общество (в экономическом отношении) может базироваться на земледелии (как древнерусское, древнекитайское или древнеегипетское общество). Эта социально-экономическая структура может основываться и на скотоводстве (как кочевые Тюркские и Хазарские народы). Доиндустриальное общество может быть и рыболовным. Это характерно для прибрежных территорий, исключительно богатых рыбой.

Одной из особенностей традиционного общества является господство распределения с учетом общественного положения (редистрибутивных отношений). Выражаться это может различными формами: централизованным государством (как в Древнем Египте, Китае, Месопотамии), крестьянской общиной (как на Руси).

Необходимо отметить, что редистрибутивные отношения не являются единственным признаком, характеризующим жизнь доиндустриального (традиционного) общества. Безусловно, такие отношения доминируют, однако, вместе с тем, присутствует и рынок. В некоторых случаях рыночные отношения могут даже занимать передовые позиции, обладая значительным влиянием на жизнь людей. Вместе с этим, торговля сводится к узкому кругу товаров, как правило, к предметам аристократической роскоши. В средневековье помещики, получавшие все необходимое в своих имениях, приобретали породистых лошадей, дорогое оружие, украшения.

Социальная сторона традиционного общества также имеет свою специфику. Самым характерным в такой системе является исключительно личная привязанность каждого к редистрибуции. Это отражено в принадлежности каждого человека к какому-либо коллективу, осуществляющему распределение, а также в зависимости от "старших" (по положению, происхождению, возрасту).

При этом переход от одного социального коллектива в другой очень затруднен. Вместе с этим большое значение имеет не только положение всего сословия в обществе, но и сам факт того, что человек относится к той или другой группе. В качестве примера можно использовать сословные и кастовые системы разделения.

Например, в Индии кастой называли замкнутую группу людей, занимающую определенное, строго отведенное ей место в обществе.

Жизнь в структуре сословия достаточно жестко регламентировалась. Такая система разделения в обществе была характерна для дореволюционной России.

Еще одним немаловажным критерием разделения считается община. Здесь это определение применяется в самом широком смысле. Под общиной понимается не только крестьянское объединение, но и купеческий союз Востока, гильдия купцов Европы, ремесленный цех, нищенские и воровские корпорации и прочее.

Государственный строй в традиционном обществе, как правило, был монархическим. Даже в древности и средневековье власть находилась в руках представителей знати.

fb.ru

Тема 2. Основные понятия об экономических системах и моделях экономики

Индустриальное общество (Industrial society)- экономически развитое общество, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. Оно возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, также происходит прирост городского населения. Особенности индустриального общества:

-развитое машинное производство;

- разделение труда,

- массовое производство товаров,

- развитие средств массовой коммуникации, сферы услуг,

- высокая мобильность, урбанизация, возрастание роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Оно сложилось в результате информационной революции. Постиндустриальный тип общества начал складываться в последние десятилетия ХХ в. в США, Японии, ряде стран Западной Европы. Главным звеном в системе общественного производства становится труд, направленный на получение, обработку и хранение информации. Для этого общества характерно развитие техники на основе научных достижений. В рамках постиндустриального типа общественной организации впервые взамен отношений человека с природой выходят отношения между людьми.

БИЛЛ ГЕЙТС! 42 года 42 млрд. Начинал в 10 классе средней школы с написания программ для составления меню школьных завтраков, заработал 4200 долл. В19 лет создал компанию стоимостью 840 долларов и писал программы расписания трафика городского транспорта, заработал 20 000 долл. И далее адаптировал Бэйсик к появившимся тогда ПК (МАЙКРОкомпьютерСОФТвэйр), на этом и поднялся.

Постиндустриальное общество характеризуется следующими признаками:

-в экономике преобладает сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации;

- доля продаж технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли превышает доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики;

-доля населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, превышает численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности; -формируется глобальная сеть телекоммуникаций, а также Интернет;

- возрастает роль сферы услуг и человеческого капитала.

Страна

Объем ВВП-2012, млн. долл.

Услуги,%

Промыш-ленность,%

Сельское хозяйство,%

Мир

71 707 302

63,6%

30,5%

5,9%

США (1)

15 684 750 (22% мирового

ВВП)

79,7

19,1

1,2

Китай (2)

8 227 040 (11% мирового ВВП)

44,6

45,3

10,1

Япония (3)

5 963 969 (8% мирового ВВП)

71,4

27,5

1,2

Германия (4)

3 400 579

71,1

28,1

0,8

Франция(5)

2 608 699

79,8

18,3

1,9

Великобритания

(6)

2 440 505

78,3

21

0,7

Бразилия (7)

2 395 968

67,2

27,4

5,4

Россия (8)

2 021 960

60,1

36

3,9

! На душу населения (140 млн.чел.) ВВП в РФ в 4 раза меньше чем в США (под 300 млн.), в 3,5 раза ниже чем в Японии (120 млн.чел.)

  −

studfiles.net

Особенности доиндустриального типа организации социальной жизни — реферат

Министерство образования  и науки РФ

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

 

Кафедра социологии и психологии

Реферат

«Особенности доиндустриального  типа организации социальной жизни»

Выполнил: студент гр. ТПР-09      _________________        //

                             (подпись)    (Ф.И.О.)

 

Проверил:         ассистент               __________________              //

                                        (должность)                                        (подпись)                                              (Ф.И.О)

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………...4

  • Основные черты доиндустриального типа общества……………..4
  • История доиндустриального общества. Экономические особенности развития……………………………………………….5
  • Политическое устройство доиндустриального общества……….12
  • Социальные особенности существования доиндустриального общества ……………………………………………………............13
  • Доиндустриальное общество в наши дни…………………...........15

Заключение…………………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………….…………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Доиндустриальное общество, именуемый в литературе также «аграрным» или «традиционным», берет свое начало с эпохи неолита (примерно 10 тысяч лет назад) и длится в странах Запада до второй половины XVIII века (1750 – 1800 г.г.). В России, существенно отстававшей в развитии от стран Запада, доиндустриальная стадия завершилась фактически лишь в 30 – х годах XX века в результате осуществленной в стране индустриализации.

В данном реферате описывается  уклад жизни людей доиндустриального  общества, его характерные особенности, отличительные черты, отличия от других типов обществ, описание перехода к другому типу общества, а также встречающееся в современном мире народы, живущие по традициям данного типа общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Основные черты  доиндустриального типа общества

Доиндустриальное общество (традиционное общество) - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

            Для традиционного общества, как правило, характерны: -традиционная экономика; -преобладание аграрного уклада;  -стабильность структуры;  -сословная организация;  -низкая мобильность;  -высокая смертность;  -высокая рождаемость;  -низкая ожидаемая продолжительность жизни.

В традиционном обществе преобладают  коллективистские установки, индивидуализм  не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению  заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.             Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе большинство  людей всю жизнь живет в  локальном сообществе (например, деревне), связи с `большим обществом` довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.  Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

 

История доиндустриального  общества. Экономические особенности развития

Для индустриального типа общества характерны низкие темпы экономического роста, развития производительных сил, техники и технологии.

Примерно в период от 5000 до 3000 года до н.э., сложились великие культуры древности в долинах Нила (Египет), Двуречья (Шумер, Вавилон), Хуанхэ и Инда. Аналогичные культуры в Мексике и Перу возникают, видимо, в первом тысячелетии нашей эры. Все они отличались высоким уровнем социальной организации, достаточно сложной техникой (гончарный круг, кузнечный мех, изготовление металла, виноделие, постройка судов, изготовление повозок и боевых колесниц). Именно в этот период зарождается письменность, возникают разделение труда и рынок, достаточно сложная система государственного устройства, города. В городах-государствах древности были опробованы большинство известных форм государственного устройства: от демократии до диктатуры. Так, при правлении Шульги в городе-государстве Ур (Двуречье) в начале третьего тысячелетия до н.э. была упразднена частная собственность, осуществлялось централизованное планирование экономики, численность чиновников и армии достигла пятой части населения, доносы, пытки и периодические "чистки" аппарата были обыденным делом. В Вавилоне, Египте верховному властителю принадлежала не только власть, но и значительная часть земли и орудий труда. Контакты между этими цивилизациями и цивилизациями Китая, Индии были незначительны или вообще отсутствовали. Поэтому близость этих культур можно объяснить сходством условий жизни: необходимостью строительства ирригационных сооружений и храмов, строительства военных укреплений и т.д.

Но этот культурный подъем, как  и подъем примерно середины первого  тысячелетия н.э., происходил на сравнительно узкой полосе земной поверхности  от Атлантического до Тихого океанов: в Средиземноморье, Передней Азии, Индии  и Китае - в основном в далеко отстоящих  друг от друга плодородных речных долинах. Наука не знает однозначного ответа на вопрос: почему культурный прогресс происходил столь неравномерно во времени и в пространстве. Можно предположить, что на этой узкой полосе произошел дважды в истории взлет биологического развития человека. Другая возможная причина – концентрация людей в сравнительно узких плодородных долинах рек среди бескрайних гор и пустынь. Ведь население земли в 2000 году до н.э. составляло примерно 50 млн. чел., в три раза меньше, чем современное население России. Только к началу нашей эры население планеты достигло 230 млн. чел., и только к началу второго тысячелетия достигло 275 млн. чел., в 1800 году оно приблизилось к 1 млрд., а в 1900 году достигло 1,6 млрд. чел. Сосредоточение населения на небольшой территории вызывало интенсивное общение, что, возможно, и способствовало культурному подъему. В других же районах земли длительное время шло преимущественно воспроизведение жизни, очень близкой к природной.

Следующий крупный скачок в истории  человечества был совершен в Европе в конце Средневековья, когда  возникает современная наука, начинает развиваться техника, что и привело  к формированию примерно 200 лет назад  индустриального общества. Развитие науки, техники, экономики в Европе вызвало рывок в ее экономическом  развитии и привело к резкому  ее отрыву от других центров цивилизации. Так, по данным А. Мэддисона, в 1400 году объем ВВП на душу населения (в долл. США 1985 года) составил в Западной Европе 430 долл. в год, а в Китае - 500 долл. В 1820 году в Европе он достиг 4902 долл., а в Китае упал до 454 долл.

В целом доиндустриальная стадия характеризуется медленными темпами изменений в формах жизни общества. Темпы экономического роста, по данным С. Кузнеца, примерно соответствовали темпам роста населения при стабильно низком уровне среднедушевого потребления.

В конце V века н.э. произошла ликвидация Западной Римской империи. Началась эпоха Средневековья. В VI веке ухудшились климатические условия - произошло  похолодание. Изменилась структура и качество питания, упали численность населения (чему способствовали и войны, которые вела Византия), продолжительность жизни и физические параметры европейцев: если греки и римляне по своим параметрам были похожи на современных людей, то средневековые мужчины имели средний вес примерно 45 кг, а рост - 142 см, женщины уступали мужчинам по росту и весу. В раннее средневековье города утрачивают свое значение, чахнет торговля, происходит натурализация хозяйства, грабежи и разбой становятся обычным явлением.

В этих условиях формируется феодальный строй. Крупными феодалами становятся вчерашние предводители разбойников  и монастыри. Феодалы защищают "своих" крестьян от других феодалов. Возрождение  Европы происходит на рубеже VIII—IX веков  при Карле Великом, объединившем под своей властью большую часть земель Западной Римской империи. Восстановление централизованного государства способствовало развитию ремесел, торговли, росту городов. В этот период происходит христианизация Европы и укрепление феодальных отношений, что можно рассматривать как возрождение азиатского способа производства в специфических условиях. В 843 году Каролингская империя распалась. На ее развалинах возникли современные государства Западной Европы.

В XI—XIII веках начинается экономический  подъем в Европе. Возрождаются ремесла, возникает добыча угля, начинает производиться бумага, появляются университеты (Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Карлов университет), строятся новые города, возрождаются старые. Но, по данным Л. Гумилева, западно-европейские города по своим размерам значительно уступали крупнейшим городам мира (Константинополю, Самарканду, Бухаре, Кордове и Ханчжоу). Уже к концу XIII столетия многие города освобождаются от феодальной зависимости, складывается выборная система управления ими. Во многих из них огромное значение имеют ремесленные цехи и купеческие гильдии как институты, способствовавшие экономическому прогрессу, но ставшие в дальнейшем его тормозом. Уже к концу XIII века крестьяне становятся лично свободными, превратившись в арендаторов земли.

Мы в основном рассматриваем  экономическое развитие Европы, которое  более детально исследовано. Но по экономическому развитию, вплоть до зарождения капитализма, Китай, Индия, цивилизации Центральной  и Малой Азии даже опережали Европу по уровню культуры. В истории Евразии  Л. Гумилев выделяет три переломные даты: X-IX века до н.э., когда возник древний Китай, появились скифы; III век до н.э., когда возникли хунны (гунны), и XII век н.э., когда возникла империя монголов.

В XII—XIII веках вместе с экономическим  подъемом возрастает роль внешней торговли. В средневековой торговле ведущую роль играют североитальянские города: Флоренция, Венеция, Генуя, Болонья. Они торговали с городами Испании, Южной Франции, фактически монополизируя торговлю с Востоком, откуда в Европу текли пряности, золото, серебро, оружие, специи. К причинам возвышения североитальянских городов можно отнести: удачное географическое положение, слабость местной земельной аристократии, высокую плотность населения и раннее раскрепощение крестьян, высокую степень монетизации экономики. Чеканившиеся здесь золотые монеты (флорин, гинея, дукат) несколько столетий использовала вся Европа. Здесь начинает использоваться переводной вексель, начинают выпускать ценные бумаги, возникают банки, формируется система бухгалтерского учета. Италия в XIV веке становится самой передовой страной Западной Европы. На Севере выдвигаются как торговые центры северогерманские города, образовавшие Ганзейский союз. Они торговали рыбой, солью, лесом, зерном, шерстью. Торговая прибыль здесь была значительно ниже (5-8%), чем в северной Италии (25-40%).

В XIV веке эпидемия бубонной чумы унесла примерно треть населения Европы. Локальное похолодание привело  к падению урожая зерновых, что  привело к голоду. Восстановление численности населения происходит в XV веке. В этом же веке после падения  Константинополя и гибели Византии под ударами турок путь на Восток был для европейских купцов закрыт. Кроме пряностей, Европа лишилась притока  золота и серебра. В ней наблюдается  перенаселение, особенно дворянское. Рыцари, особенно их переизбыток наблюдался в Испании, освободившейся от господства арабов, с укоренением маиоратского права, когда земельный надел - феод - передавался в наследство старшему сыну, жаждали денег, воинской славы и приключений. Все это стимулировало поиск новых торговых путей в Индию, что привело к великим географическим открытиям конца XV века и положило начало эпохе колонизации. Вместе с этим географические открытия способствовали росту мировой торговли и первоначальному накоплению капитала. Приток золота и серебра привел в XVI веке к революции цен, которые выросли за короткий период примерно в 3 раза. Это способствовало разорению феодалов и укреплению городской буржуазии. Итальянские города приходят в упадок. Возвышаются новые центры мировой торговли: Лиссабон (Португалия), Севилья (Испания), Антверпен (Нидерланды).

От великих географических открытий более всего выиграла Голландия  — наиболее развитая провинция Нидерландов, занимавших тогда территорию нынешних Бельгии, Голландии, Люксембурга, части  Франции. Сюда перемещается центр мирового развития. Голландия, освободившись  от испанского владычества после  длительной национально-освободительной  войны, становится в XVII веке "образцовой капиталистической страной" (К.Маркс). Причины возвышения Голландии: природно-климатические  условия, способствовавшие развитию мореплавания, рыболовства, судостроения, парусного  дела, сукноделия и др.; слабое развитие крепостной зависимости; соединение национально-освободительной  и буржуазной революций; удачное  географическое положение на перекрестке  торговых путей между Севером  и Югом, Западом и Востоком Европы; религиозная реформация.

Причиной Реформации стало разложение католического духовенства (невежество, чревоугодие, пьянство, торговля церковными должностями и индульгенциями, увеличение церковных повинностей и т.д.). Модификацию христианства начал  Мартин Лютер в 1517 году (Германия), Жан  Кальвин (Швейцария) в 1536 году. К середине XVII века после контрреформации католицизм утверждается во Франции, Польше, Баварии, Австрии, Испании, а протестантизм - в Голландии, Англии, Скандинавии, Северной Германии и Америке. Религиозная реформация привела к утверждению протестантской этики, к торжеству индивидуализма и личной свободы. Любой труд, любая полезная деятельность рассматриваются теперь как богоугодное дело. Проповедь трудолюбия в сочетании с пуританским требованием аскетической жизни и отречения от земных наслаждений способствовали накоплению капитала. Если католицизм проповедовал прибыль и осуждал наживу, то теперь протестантская трудовая этика, дополняемая утверждением личного начала, личной ответственности, способствовала росту и экономическому процветанию нового класса - буржуазии.

myunivercity.ru

Доиндустриальное общество

Сегодня для общей исторической классификации применяются определенные типы хозяйственных систем. Эта классификация представляет события истории в форме некоторой цепочки. Звеньями являются: традиционное (доиндустриальное) общество, индустриальное и постиндустриальное общество.

Последний термин характеризует структуру, основная роль при производстве и обмене знаниями и информацией в которой принадлежит компьютерам и телекоммуникациям. Индустриальное общество является, в первую очередь, обрабатывающим. В этой системе для производства товаров применяется машинная технология и энергия. Деятельность доиндустриального общества неразрывно связано с добычей. Экономическая система в этом случае основывается на земледелии, рыболовстве, охоте, лесной промышленности. Доиндустриальное общество занимается также добычей газа, нефти, угля и прочих ресурсов.

По мнению специалистов, к традиционной социально-экономической структуре следует относить любое социальное объединение от времени первобытнообщинных охотников до самого промышленного переворота в конце 18 века.

Доиндустриальное общество (в экономическом отношении) может базироваться на земледелии (как древнерусское, древнекитайское или древнеегипетское общество). Эта социально-экономическая структура может основываться и на скотоводстве (как кочевые Тюркские и Хазарские народы). Доиндустриальное общество может быть и рыболовным. Это характерно для прибрежных территорий, исключительно богатых рыбой.

Одной из особенностей традиционного общества является господство распределения с учетом общественного положения (редистрибутивных отношений). Выражаться это может различными формами: централизованным государством (как в Древнем Египте, Китае, Месопотамии), крестьянской общиной (как на Руси).

Необходимо отметить, что редистрибутивные отношения не являются единственным признаком, характеризующим жизнь доиндустриального (традиционного) общества. Безусловно, такие отношения доминируют, однако, вместе с тем, присутствует и рынок. В некоторых случаях рыночные отношения могут даже занимать передовые позиции, обладая значительным влиянием на жизнь людей. Вместе с этим, торговля сводится к узкому кругу товаров, как правило, к предметам аристократической роскоши. В средневековье помещики, получавшие все необходимое в своих имениях, приобретали породистых лошадей, дорогое оружие, украшения.

Социальная сторона традиционного общества также имеет свою специфику. Самым характерным в такой системе является исключительно личная привязанность каждого к редистрибуции. Это отражено в принадлежности каждого человека к какому-либо коллективу, осуществляющему распределение, а также в зависимости от "старших" (по положению, происхождению, возрасту).

При этом переход от одного социального коллектива в другой очень затруднен. Вместе с этим большое значение имеет не только положение всего сословия в обществе, но и сам факт того, что человек относится к той или другой группе. В качестве примера можно использовать сословные и кастовые системы разделения.

Например, в Индии кастой называли замкнутую группу людей, занимающую определенное, строго отведенное ей место в обществе.

Жизнь в структуре сословия достаточно жестко регламентировалась. Такая система разделения в обществе была характерна для дореволюционной России.

Еще одним немаловажным критерием разделения считается община. Здесь это определение применяется в самом широком смысле. Под общиной понимается не только крестьянское объединение, но и купеческий союз Востока, гильдия купцов Европы, ремесленный цех, нищенские и воровские корпорации и прочее.

Государственный строй в традиционном обществе, как правило, был монархическим. Даже в древности и средневековье власть находилась в руках представителей знати.

загрузка...

worldfb.ru