Школьное предпринимательство: «нет» инфантилизму. Для школьников предпринимательство


Школьное предпринимательство: «нет» инфантилизму / Newtonew: новости сетевого образования

Над материалом работали: Нина Яныкина, Олег Мальсагов, Елена Гаврилова, Андрей Мясков, Александра Феденева.

Сегодня всё чаще говорят о том, как реформировать образование кардинальным образом. При этом на вызовы завтрашнего дня предлагается отвечать проверенными методиками недалекого прошлого. Много сказано о плюсах советского подхода к образованию и возвращении формата «дворцов творчества юных» в обновленном виде (кружки, кванториумы, детские технопарки), с учётом специфики поколения Z — так называемых «аборигенов цифровой среды», которым свойственно, в частности, клиповое мышление. Но надо помнить, что прежние кружки и учителя принципиально не могли научить некоторым навыкам, необходимым в наступившем столетии.

Мы считаем, что главная задача нашего образования — воспитать поколение, подготовленное к реалиям будущего. Догматический подход и старая модель образования недостаточно гибки для этого. Тем не менее, возможных решений задачи по обучению готовых к жизни выпускников — много.

Мы считаем, что обучение предпринимательству и есть один из таких путей.

В российском образовании традиционно пренебрегают этой сферой жизни общества. На Западе, напротив, детей приучают мыслить в категориях бизнеса, выгоды и затраченного труда с ранних лет. Видимо поэтому там же иные дети ещё в школе начинают зарабатывать или создавать проекты, которые позднее принесут им славу.

Илон Маск научился программировать в 10 лет, а в 12 лет разработал и продал игру Blast Star за 500 долларов. Стив Джобс в 16 лет начал делать и продавать хакерское устройство для бесплатных звонков по всему миру. Ричард Брэнсон (Virgin America) в 16 лет создал журнал Student. Ник Д’Алоизио (Summly) в 15 лет создал приложение Trimit, которое сокращает веб-контент до коротких абзацев для размещения в Twitter, Facebook и Tumblr, и написал приложение Summly для краткого пересказа больших объёмов текста, которое в возрасте 17 лет продал компании Yahoo! за 30 миллионов долларов. 

Есть похожие примеры и на нашей почве: Андрей Терновский, создавший в 2009 году сверхпопулярной сервис Chatroulette, Эвелина Мазитова, уже в 10 лет написавшая приложение для изучения русского языка Rusmig, Денис Шелестов, который в 16 лет придумал сервис для рейтинга программистов Willdev.

Здесь уже можно выделить первое преимущество занятий предпринимательской деятельностью с ранних лет: это полигон для идей, где ребёнок получает навыки творчества, а также учится тому, как вписать это творчество в актуальный контекст, найти нужную нишу для продукта. С этой практикой вырабатывается ответственность за свои решения и развиваются навыки ситуационного мышления, анализа происходящего.

Постоянно пробуя себя в разных сферах, ребёнок быстрее осознает, что ему удается лучше всего. Занятия предпринимательством облегчают путь к самоопределению и профориентации.

Наконец, предпринимательство вообще универсально, поскольку стимулирует качества, необходимые не только бизнесменам. Эксперименты в США показали, что внимательность и успеваемость детей в начальной школе повышается при изучении основ бизнеса. Развиваются лидерские качества и эмоциональный интеллект, который пригодится человеку в любом коллективе.

Таким образом, очевидно, что обучение предпринимательству — инвестиция, которая окупится в любом случае. Проблема в том, что современная система образования в России никак не способствует развитию в детях бизнес-способностей. Предпринимательство до сих пор воспринимается как зона риска, и сами бизнесмены не считаются в массовом сознании людьми, которые обеспечивают экономическое и технологическое развитие общества. Если же в детях есть соответствующие таланты, они часто увядают в атмосфере типичной отечественной школы.

Тем не менее, мировые тенденции берут своё и у нас. Школьники всё чаще инициируют свои проекты. Попадаются идеи настолько впечатляющие, что могут буквально «взлететь», стоит только вложить в них средства. Наконец, появилось множество частных программ и образовательных платформ, которые берут на себя миссию обучения детей и подростков предпринимательству.

Лучшими из них мы с удовольствием поделимся с вами.

Число участников: более 1000

Период обучения: 1 год

Региональный охват: Челябинск, Миасс

Возраст: 9-16

Какие навыки развивает? Самоорганизация и ответственность, раскрытие лидерских качеств, ранняя профориентация, целеполагание и планирование, личностное развитие, умение работать в команде, уверенное поведение в сложных ситуациях, финансовая свобода, предпринимательское мышление.

Число участников: Более 100

Период обучения: 11 недель

Региональный охват: Онлайн - Россия

Возраст: 12-16

Какие навыки развивает? Навыки осознанных продаж.

Период обучения: Серия ежегодных чемпионатов, сами игры – около 3 ч.

Региональный охват: Архангельск, Ставрополь, Анапа, Грозный, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Москва, Минск, Киев, Астана и др.

Возраст: Любой

Какие навыки развивает? Навыки командной работы и презентации проектов.

Период обучения: системный проект до 10 лет с включением в любой момент

Региональный охват: Ставрополь + сеть партнерских школ

Возраст: 7-18

Какие навыки развивает? Способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств; высокая социальная активность, целеустремленность, предприимчивость.

Число участников: Ежемесячно по 600 участников

Период обучения: 24 дня

Региональный охват: Сочи

Возраст: 10-17

Какие навыки развивает? Лидерство, гармоничное развитие личности, синтез науки, искусства и спорта, расширение кругозора.

Число участников: Более 2000

Период обучения: ежегодно 3-4 дня

Региональный охват: Санкт-Петербург, международный

Возраст: 13-18

Какие навыки развивает? Научно-техническое творчество.

Период обучения: более 3000

Период обучения: ежегодно

Региональный охват: 46 регионов

Возраст: 14-17

Какие навыки развивает? Технологии современной проектной работы, понимание социально-экономических, научных, технологических проблем бизнеса, науки через непосредственную коммуникацию с представителями отраслей, навыки командной работы над проектом, продуктивная коммуникация, совместная разработка и воплощение идеи, грамотная презентация результатов.

Число участников: Более 300

Период обучения: 1 месяц

Региональный охват: Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ульяновская, Калужская, Кировская, Ленинградская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская области; Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Коми, РСО Алания, Саратовская область, Тамбовская область, Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий АО

Возраст: 15-17

Какие навыки развивает? Работа над проектами в сфере информационных технологий, основы целеполагания, составление карты целей, моделирование бизнеса, научно-техническое творчество, основы ораторского мастерства.

В оформлении материала использованы кадры из фильма «Юный лорд Фаунтлерой» (1936).

14 февраля 2017, 17:10 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Уроки предпринимательства в школе | Center-Game

2 123

В апреле Центр стратегических инициатив заявил, что планирует до 2024 года ввести уроки предпринимательства в школе. Мы в Center-Game уже запускали такие проекты в Москве и Казани. Делимся опытом и рассказываем, почему это важно.

В 10 классе я сделал первый шаг в том, что казалось «предпринимательством». Купил подешевле и продал подороже — не понимая зачем и как развивать это дальше. Места, где поддержат и  помогут, не было.

Что с этого школьникам

Базовые предметы школьной программы помогают разобраться с законами природы, научиться аналитически мыслить и познакомиться с культурным наследием. Это расширяет кругозор и повышает шансы состояться в жизни.

Еще состояться поможет мышление и образ предпринимателя — новатора, лидера, созидателя. В XXI веке это залог успеха.

Мы не делаем из школьников джобсов и масков, и даже просто успешных предпринимателей. Задача — изменить взгляд на мир и его возможности.

предпринимательство для школьниковДля учеников Тихоокеанской проектной школы 2016 мы проводили образовательную программу по предпринимательству
Как это работает

В 2011 году мы создали проект «PRE.инкубатор» — бизнес-инкубатор для школьников на базе экономического факультета МГУ. Это был первый шаг к тому, чтобы сделать предпринимательство глобальным.

Потом вместе с компанией Иннопрактика мы написали курс «Основы экономики и предпринимательства» для школы-интерната МГУ.

Курс длится 4 года — с 8 по 11 класс. Он состоит из модулей, которые наслаиваются на базовый курс, основу. Модули школьник выбирает сам или с помощью наставника в зависимости от пожеланий, способностей и индивидуальной «карты развития». Основа программы — проекты учеников.

Благодаря такой системе вместе учатся дети разных возрастов — их разделяют по «входным» данным.

В первый год изучаем продукт как сочетание пользы и ценности. Во второй — разбираем понятие Customer Development и запрос заказчика: учимся создавать продукт под него. На 3—4 год работаем над экономикой, выручкой и рентабельностью. Так мы разбираем понятия продукт и предпринимательство как многогранные объекты.

На чемпионате WorldSkills Hi-tech мы проводили деловую программу для молодых профессионалов рабочих профессий

Программу строим на деятельностном подходе, потому что предпринимательство — это про дела, а не про определения. Используем деловые игры и бизнес-симуляции, digital-инструменты работы с проектами, элементы дополненной реальности.

Чтобы это работало, даем школьникам правильное содержание и цели предпринимательства, направляем на созидание и влияние. Мы разрабатываем новые образовательные продукты и ищем партнеров.

Какие есть сложности

Программы по якобы предпринимательству основываются на коммерцию, менеджмент и финансы. Если ребенок что-то кому-то продал, посчитал выручку и распределил роли в команде — это еще не предприимчивость. Мы боремся с таким образом предмета.

Чтобы создать правильный образ, нужно определиться, что такое предпринимательство: учебный предмет, межпредметная дисциплина или мета-предмет — с надпредметным содержанием, которое используют и развивают в разных областях.

Ответ на этот вопрос поменяет взгляд на предпринимательство как учебную дисциплину.

Еще это успокоит родителей. Они переживают, что вместо того, чтобы учиться, ребенок будет «открывать бизнесы». Опасение справедливое. Оно появилось из-за того, что предпринимательство подают именно как ведение бизнеса. Поэтому мы доносим наше видение до них.

Предпринимательство не создает нового предмета, а модифицирует традиционные: разбивает на единицы содержания и интегрируется с ними.

Иллюстрация из статьи журнала State о том, что стойки с лимонадом не учат детей предпринимательству

Мир меняется. В 1820 году население планеты достигло 1 миллиарда человек, через 200 лет — 7 миллиардов. Мы печатаем внутренние органы на 3D-принтерах и умещаем все библиотеки мира на одной флешке.

Чтобы влиять на будущее, мы должны накапливать человеческий капитал, развивать предприимчивость и ответственность в будущем поколении. Перестать ждать и начать действовать.

Что еще почитать про образование:

  1. Как разбудить интерес к учебе.
  2. Чему учиться сейчас, чтобы выжить через 30 лет.
  3. 12 проектов Вышки и ЦСР, чтобы улучшить российское образование.

blog.center-game.com

ГАРАНТИЯ ЗНАНИЙ - Уроки предпринимательства и финансовой грамотности для детей и школьников

Проекты наших учеников

2.5тыс. закачек мобильного приложения

Сервис доставки обедов

Как мы учим на курсах Предпринимательства

На наших курсах предпринимательства ребята развиваются в двух направления. С одной стороны, они усваивают необходимые жизненные знания: основы финансовой грамотности, основы права, правила исследования рынка, инструменты продаж и техники ведения переговоров. А с другой – осваивают необходимые для реализации проекта компетенции: лидерство, креативность, командообразование, эффективность, готовность к риску и умение принимать трудные решения в условиях неопределённости, так называемые «компетенции 21 века». Они вырабатываются в проекте, как необходимое условие для создания востребованного продукта и доведения идеи до воплощения в реальность.

Помимо теоретической части, на занятиях дети сами реализуют реальный проект, который потом презентуют перед родителями и приглашенными участниками.

Предприниматель умеет делать выбор и отвечать за него, а этот навык необходимо развивать с детства!

Фотографии с наших занятий по Предпринимательству

Учебный план

# Тема занятия Продолжительность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Бизнес-идея. Проблема и решение 3 ак. часа
Customer Development. Оценка и сегментация рынка 3 ак. часа
Каналы продаж 3 ак. часа
Привлечение клиента 3 ак. часа
Онлайн-продажи 3 ак. часа
Построение бизнес-моделей 3 ак. часа
Поиск партнера в стартап-проект 3 ак. часа
Интеллектуальная собственность. Товарный знак 3 ак. часа
Интеллектуальная собственность. Патенты 3 ак. часа
Основы финансовой грамотности 3 ак. часа
Инвестиционная стратегия 3 ак. часа
Финансовые показатели и финансовые модели 3 ак. часа
Презентация для партнера. Оновы построения 3 ак. часа
Разработка презентации для партнера 3 ак. часа
Презентация для инвестора. Оновы построения 3 ак. часа
Разработка презентации для инвестора. Выступление перед родителями 3 ак. часа

Несколько причин почему ваши дети (и вы!) полюбите Школу Юного Предпринимателя:

  • Уникальный учебный план. Во время, когда ваш ребенок будет получать незабываемые эмоции при разработке своего собственно продукта, разрабатывать презентацию и учиться работать с командой, вы будете знать, что он осваивает практические навыки предпринимательства (Только представьте как эти навыки помогут в будущем вдохновить его на реализацию уникальных проектов и бизнесов!)
  • Творческое решение проблем. На каждом занятии курса Предпринимательства для школьников ваш ребенок будет разрабатывать проект, который к тому же будет прививать любовь к науке, технике и инженерии.
  • Увлекательные практические занятия. Наши занятия наполнены интерактивом и над реализацией многих проектов дети работают полностью самостоятельно, что занимает детские умы, и отлично подходит для детей с разным уровнем подготовки.
  • Постоянный контакт с родителями. Мы всегда держим Вас в курсе успеваемости Вашего ребенка на занятиях по основам финансовой грамотности и предпринимательству. Вы будете знать как он выполняет домашние задания, работает на уроках, и все ли у него получается.

Где проходит программа "Школа Юного Предпринимателя"?

Программы по предпринимательству и основам финансовой грамотности для школьников доступны в наших центрах по всей стране! Свяжитесь с нами, чтобы найти школу юного предпринимателя поблизости.

Найти ближайший филиал

garantylearning.com

Свое дело смолоду: 6 бизнес-школ для детей

Видеть ребенка успешным человеком, востребованным на рынке профессий и помочь ему найти свое место в жизни, — естественное желание каждого родителя. Потому родители все чаще интересуются бизнес-школами для детей. Каждая из них обещает дать детям полезные знания в различных областях, развить навыки, необходимые для успешной деятельности в будущем, и определиться с выбором профессии. WoMo сделал выборку наиболее популярных школ в сфере бизнес-образования.

Бизнес-клуб для подростков «BeezzCraft» при Международном институте бизнеса

Программа: комплексная программа включает три аспекта: бизнес-обучение, профориентация и самореализация. Для этого участники клуба прослушивают курс мастер-классов от преподавателей MBA, разрабатывают свой бизнес-проект, стажируются в компаниях, проходят тренинги по профориентации и эмоциональному интеллекту. С каждым работает тьютор, помогая применять изученное на практике и определяться с будущим делом.

График: каждое воскресенье + проектная работа в команде в индивидуальном графике. Длительность курса – 7 месяцев (ноябрь – май)

Возраст детей: 14 — 19 лет (разные программы для разного уровня подготовки)

Сайт: beezzcraft.iib.com.ua

Контакты: Киев, ул. Паньковская 14; (067) 524 89 49; [email protected]

Стоимость: 47 000 грн (весь курс)

Креативная академия IWonder

Программа: Ребят обучают коммуникации со сверстниками и взрослыми, навыкам взаимодействия в команде, тренируют различные типы мышления, развивают память, лидерские качества и учат творчески решать поставленные задачи. Ученики школы осваивают правила тайм-менеджмента, технику написания конспекта, а также примеряют на себя роль журналиста, адвоката, ученого и экономиста.

График: октябрь 2017 года — май 2018 года

Возраст детей: 12-17 лет

Сайт: kmbs.ua

Контакты: Киев, ул. Волошская, 8/5; (044)490 66 35

Стоимость: 29400 грн (курс)

Школа бизнеса и развития подростков Start Now

Программа: Главная задача школы — помочь детям определиться с будущей профессией. В программе обучения ораторское искусство, фотография, дизайн, PR, психология, реклама, журналистика и маркетинг. Также ученики школы пробуют строить взаимоотношения в коллективе, презентовать себя и свои идеи, вести дебаты и переговоры.

График: уточняйте

Возраст детей: 13-16 лет

Сайт: startnow.com.ua

Контакты: Киев, б-р Шевченко, 36-Б; (067) 466 40 24, (067) 441 62 90

Стоимость: уточняйте

 Креативная международная детская школа

Программа: Обучающий процесс построен на постоянной смене видов деятельности и происходит в форме игр, турниров, тренингов, творческих мастерских и исследовательской работы. Группу детей сопровождает тьютор, который помогает коллективу стать сплоченным и в то же время находит индивидуальный подход к каждому ребенку. Особое внимание в школе уделяют практике английского языка.

График: 1 раз в неделю, полный день, питание обеспечено

Возраст детей: 6-15 лет

Сайт: creativeschool.com.ua

Контакты: Киев, проулок Задорожный, 1-А; (099) 732 05 80; (097) 147 36 83; (096) 883 40 27

Стоимость: 600 грн за один день

 

Центр развития подростков Kidbi

Программа: Обучение состоит из трех блоков: «Познай себя и свои цели», «Я и другие» и «Финансовая грамотность», проходит в форме игр, квестов, командных заданий, групповых дискуссий и встреч с успешными людьми. В конце каждого блока проводится открытое занятие для родителей и гостей.

График: 1 раз в неделю по 3,5 часа (воскресенье)

Возраст детей: 7-14 лет

Сайт: kidbi.strikingly.com

Контакты: Киев, ул. Лютеранская, 12; (093) 340 33 48

Стоимость: 1 месяц (4 занятия) — 3000 грн

Детская школа предпринимательства и лидерства MBA Kids

Программа: В обучающих программах акцент делается на примерах реального бизнеса в Украине. Дети имеют возможность не только познакомиться с основными понятиями, необходимыми для организации стартапа, но и получить возможность открыть в себе предпринимательский талант. Также в рамках занятий с учениками делятся своим опытом успешные предприниматели, руководители и владельцы бизнеса.

График: суббота, 10.00-14.00 (для групп 7-11 лет), суббота, 15.00-20.30 (для групп 12-17 лет)

Возраст детей: 6-17 лет

Сайт: mbafield.com.ua

Контакты: Киев, ул. Героев Сталинграда, 12-Е; ул. Драгомирова, 9-Б; (093) 376 35 83; (098) 153 92 64

Стоимость: уточняйте

— Читайте также: BBC Science Club: 6 образовательных мультфильмов для детей

womo.ua

ГАРАНТИЯ ЗНАНИЙ - Уроки предпринимательства и финансовой грамотности для детей и школьников в Москве

Проекты наших учеников

курсы программирования для детей и школьников в Москве

2.5тыс. закачек мобильного приложения

курсы программирования для детей и школьников в Москве

Сервис доставки обедов

Как мы учим на курсах Предпринимательства

На наших курсах предпринимательства ребята развиваются в двух направления. С одной стороны, они усваивают необходимые жизненные знания: основы финансовой грамотности, основы права, правила исследования рынка, инструменты продаж и техники ведения переговоров. А с другой – осваивают необходимые для реализации проекта компетенции: лидерство, креативность, командообразование, эффективность, готовность к риску и умение принимать трудные решения в условиях неопределённости, так называемые «компетенции 21 века». Они вырабатываются в проекте, как необходимое условие для создания востребованного продукта и доведения идеи до воплощения в реальность.

Помимо теоретической части, на занятиях дети сами реализуют реальный проект, который потом презентуют перед родителями и приглашенными участниками.

Предприниматель умеет делать выбор и отвечать за него, а этот навык необходимо развивать с детства!

Учебный план

# Тема занятия Продолжительность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Бизнес-идея. Проблема и решение 3 ак. часа
Customer Development. Оценка и сегментация рынка 3 ак. часа
Каналы продаж 3 ак. часа
Привлечение клиента 3 ак. часа
Онлайн-продажи 3 ак. часа
Построение бизнес-моделей 3 ак. часа
Поиск партнера в стартап-проект 3 ак. часа
Интеллектуальная собственность. Товарный знак 3 ак. часа
Интеллектуальная собственность. Патенты 3 ак. часа
Основы финансовой грамотности 3 ак. часа
Инвестиционная стратегия 3 ак. часа
Финансовые показатели и финансовые модели 3 ак. часа
Презентация для партнера. Оновы построения 3 ак. часа
Разработка презентации для партнера 3 ак. часа
Презентация для инвестора. Оновы построения 3 ак. часа
Разработка презентации для инвестора. Выступление перед родителями 3 ак. часа

Фотографии с наших занятий по Предпринимательству

Несколько причин почему ваши дети (и вы!) полюбите Школу Юного Предпринимателя в Москве:

  • Уникальный учебный план. (скачать) Во время, когда ваш ребенок будет получать незабываемые эмоции при разработке своего собственно продукта, разрабатывать презентацию и учиться работать с командой, вы будете знать, что он осваивает практические навыки предпринимательства (Только представьте как эти навыки помогут в будущем вдохновить его на реализацию уникальных проектов и бизнесов!)
  • Творческое решение проблем. На каждом занятии курса Предпринимательства для школьников ваш ребенок будет разрабатывать проект, который к тому же будет прививать любовь к науке, технике и инженерии.
  • Увлекательные практические занятия. Наши занятия наполнены интерактивом и над реализацией многих проектов дети работают полностью самостоятельно, что занимает детские умы, и отлично подходит для детей с разным уровнем подготовки.
  • Постоянный контакт с родителями. Мы всегда держим Вас в курсе успеваемости Вашего ребенка на занятиях по основам финансовой грамотности и предпринимательству. Вы будете знать как он выполняет домашние задания, работает на уроках, и все ли у него получается.

Где проходит программа "Школа Юного Предпринимателя"?

Программы по предпринимательству и основам финансовой грамотности для школьников доступны в наших 20 центрах по всей Москве! Свяжитесь с нами, чтобы найти школу юного предпринимателя поблизости.

Найти ближайший филиал

garantylearning.com

Элективный курс для основной школы "Домашняя экономика. Основы предпринимательства"

Разделы: Технология

Значимость изучения основ домашней экономики и предпринимательства в рамках образовательной области “ технология” подтверждена опытом трудовой и технологической подготовки школьников в Великобритании, Германии, США.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в условиях рыночных отношений необходимо умело применять экономические знания на практике. Кризисные ситуации в экономике нашей страны убедительно показывают, что одних знаний, умений и навыков экономической деятельности недостаточно. Требуется еще и предпринимательская подготовка, то есть формирование навыков проектной деятельности, оперативной корректировке планов, прогнозирование последствий собственной экономической деятельности, а так же деятельности других. Поэтому в настоящий момент ознакомление всех учащихся общеобразовательных школ с основами экономики, на примере ведения домашнего хозяйства, а также с основами предпринимательской деятельности признается целесообразным и необходимым.

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму.

Учитывая возрастные особенности, а так же учебно-познавательные возможности учащихся, изучение данного курса целесообразно проводить групповыми занятиями в 9 классах. Объем курса рассчитан на 16 учебных часов, 25% которых составляют лекционные занятия, и 75% – практические.

Залогом успешной деятельности учащихся, ее побудительным механизмом может стать оценка учащимися своей деятельности. Организация самооценочной деятельности учащихся, проведение вместе с ними экспертизы полученных результатов помогут создать “ситуацию успеха”, когда каждый ученик может сказать: “Я смогу. Я могу. У меня все получится”. Навыки самооценочной деятельности помогут учащимся в дальнейшей взрослой жизни.

Обучение детей самостоятельной организации деятельности – одна из важнейших задач педагога в современной школе.

Цели и задачи курса

Данный курс преследует цель помочь учащимся овладеть знаниями основ домашней экономики и предпринимательской деятельности, сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.

Для этого необходимо:

*вооружать учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации, участие в рыночных отношениях семьи;

*воспитывать у них уважение к собственности, ответственность, экономность, формировать экономическое мышление, культуру потребления;

*подготавливать к выполнению своих социальных ролей: производителя, потребителя, гражданина, семьянина.

В процессе изучения курса школьники должны:

*знать цели и значения домашней экономики, общие правила ведения домашнего хозяйства, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей, возможности рационального использования средств и пути их увеличения, экономические связи семьи с рыночными структурами общества;

*уметь - анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося, анализировать рекламу потребительских товаров, осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;

*понимать - роль членов семьи в формировании семейного бюджета, экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества, необходимость производства и потребления товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена.

Во время занятий школьники:

* получают представление о целях, задачах, функциях, сущности предпринимательства и его роли в экономической жизни страны;

*формируют начальные навыки участия в предпринимательской деятельности; *развивают экономическое и предпринимательское мышление, необходимое для умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации, для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;

*воспитываются на уважение к частной собственности, осваивают этику предпринимательской деятельности;

*знакомятся с некоторыми методиками принятия решений, самоконтроля и самооценки;

*учатся бережному отношению к ресурсам, трудолюбию, гуманности, порядочности;

*у учащихся формируется уверенность в собственных силах и возможностях осуществлять предпринимательскую деятельность, доступную их возрасту.

Основными методами обучения учащихся домашней экономике являются беседы, деловые игры, практические и исследовательские работы, домашние задания, решения кроссвордов.

Тематическое планирование курса “Домашняя экономика. Основы предпринимательства.”

Программа курса

1.1. Домашняя экономика.

Термин “экономика”- значение, происхождение.

Семья - первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством и обществом.

Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т.д.). Личное предпринимательство.

1.2. Доходы и расходы семьи.

Источники доходов семьи. Забота государства о семье. Роль школьника в увеличении доходов семьи.

Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи. Рост потребностей. Хозяйственная книга семьи. Расходы на услуги. Расходы на питание, одежду, отдых, непредвиденные расходы.

1.3. Семейный бюджет.

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Бюджет: сбалансированный, с дефицитом, с избытком.

Прожиточный минимум семьи. Расчет потребительской корзины. Бюджет школьника. Анализ ежедневных, еженедельных, ежемесячных расходов.

Экономические возможности и экономические потребности семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. – М.: Аспект-пресс, 1995.
  2. Макарова О.В., Раев В.А. Тесты по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.
  3. Основы потребительских знаний. – М.: Спрос, 1997.
  4. Основы предпринимательского дела / Под.ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. – М.: БЕК, 1996.
  5. Сандерс Ф., Бах Г.Л., Калдервуд Дж.Д., Хансен У.Л., Стейн Г.
  6. Основные экономические понятия: Структура преподавания / Пер. с англ. – М.: Аспект пресс, 1995.
  7. Теория потребительского поведения и спроса ( Серия “Вехи экономической мысли”. Вып. 1)/ Под. Ред. В.М. Гальперина. – С. – Пб.: Экономическая школа, 1993.
  8. Форд Г.
  9. Моя жизнь, мои достижения /Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1989.
  10. Экономическая школа: Научно-популярный иллюстрированный журнал. – С.-Пб., 1992-94. – Вып. 1, 2, 3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Липсиц И.В.
  2. Экономика (экономика без тайн). – М. Вита-Пресс, 1997.
  3. Любимов Л.Л., Раннева Н.А.
  4. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 1997.
  5. Основы потребительских знаний. –М.: Спрос, 1997.
  6. Основы предпринимательского дела / Под. Ред. Ю.М.Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. –М.: БЕК, 1996.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

2.Малый бизнес в условиях школы.

2.1. Бизнес – образование, бизнес школа в профессиональной подготовке молодежи и школьников по малому бизнесу в условиях общеобразовательной школы

Модернизация системы образования соответствующая условиям современного развития с необходимостью требует использования образовательных программ, ориентированных на расширение мировоззрения школьников и учащихся системы начального и среднего профессионального образования в области экономики и предпринимательства.

Предлагаемая региональная образовательная программа по основам предпринимательства представляет собой комплексный план преподавания основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Программа учитывает необходимость совершенствования системы образования в сфере экономики и предпринимательства, восполнения возникшего недостатка компетенций у учащихся в этой области, подготовки их к последующей трудовой деятельности с учетом потребностей региона.

Программа «Основы предпринимательской деятельности» является вариативной, поскольку предполагает модуль общетеоретических и практических знаний в области основ предпринимательской деятельности и вариативный модуль, с учетом специфики содержания обучения в средней общеобразовательной школе.

Программа исходит из имеющегося опыта экономического образования в Ростовской области. В то же время она ориентирована на реализацию концепции совершенствования непрерывного процесса образования, на реальные шаги по созданию условий для развития интереса и повышения квалификации будущих предпринимателей с учетом особенностей современных кризисных и посткризисных условий социально-экономического развития страны и региона.

Важнейшей составляющей успеха предпринимательской деятельности является «человеческий капитал», формирование у будущего предпринимателя творческого свободного экономического сознания, которое основывается на опыте и деловой культуре предпринимательства, традициях рационализма и т.д. В Ростовской области треть ее жителей – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Малый бизнес, который является одним из приоритетов экономического развития области, может стать важным средством самореализации молодежи. В этой связи, проблема своевременного обучения кадров для самостоятельной предпринимательской деятельности имеет ключевое значение. В развитых странах предпринимательские способности формируются практически с детства окружающей средой, системой школьного образования, не говоря уже о профессиональной подготовке. В РФ, как и в РО, образованию в сфере экономики и предпринимательства не уделяется еще должного внимания. Вместе с тем, интерес учащихся и их родителей к рассматриваемым сферам, как показывают обследования, весьма значительный.  

Цель курса: создание и научно-учебно-методическое, а также социально-психологическое обеспечение условий формирования у обучающихся компетенций в области основ предпринимательской деятельности, обеспечивающих успешность их будущей самостоятельной деятельности в сферах малого и среднего  предпринимательства.

Задачи курса:        

1. Содержательное обеспечение формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

2. Технологическое обеспечение  процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

3. Разработка критериев и показателей успешности формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Компетентностная модель учащегося, освоившего региональную образовательную программу «Основы предпринимательской деятельности»

Компетенции в области организационно-предпринимательской деятельности:

-Знание социально-экономической сущности предпринимательства и основных этапов создания собственного дела, умение разрабатывать и реализовывать эти этапы;

-Знание основных организационно-правовых форм предпринимательства, умение выбрать оптимальную организационно-правовую форму для конкретной предпринимательской деятельности;

-Знание необходимых документов и условий регистрации предпринимательства, умение подготовить учредительные документы и зарегистрировать предприятие;

-Знание основных форм наемного труда, умение заключить необходимый трудовой договор;

-Представление об общих принципах организации и оплаты труда на предприятиях, знание основных форм организации и оплаты труда на предприятиях и при индивидуальном предпринимательстве;

-Знание основных моделей организационных структур предприятия, представление об организации производства и инновационной деятельности на предприятии;  

-Представление об организации системы налогообложения в РФ;

-Знание основ маркетинга, владение инструментарием маркетинговых исследований и разработки плана маркетинга, принципами успешных продаж товаров;

-Владение технологией взаимодействия с социально-экономическими институтами поддержки малого предпринимательства;

-Знание своего психологического портрета потенциального предпринимателя, имение реализовать способность к творческой предпринимательской деятельности.

-Компетенции в области экономической деятельности предпринимателя 

-Знание основных механизмов деятельности предприятия в условиях современной рыночной экономики;

-Знание структуры капитала предприятия, умение рассчитать потребность в основных и оборотных средствах предприятия, рассчитать амортизацию основных средств, нормативы производственных запасов и оборачиваемости капитала;

-Умение рассчитать потребность в трудовых ресурсах предприятия, рассчитать производительность труда, иметь представление о формировании норм выработки на предприятии;

-Знание видов затрат и умение рассчитать затраты предприятия, иметь представление о путях снижения издержек;

-Знание основных видов доходов, путей их повышения, умение рассчитать прибыль предприятия и определить факторы ее роста, умение рассчитать точку безубыточности предприятия;

-Знать об инновациях и инновационной деятельности предприятия;  

-Способность использовать упрощенные формы налогообложения, первичного учета;

-Владеть теоретическими знаниями о современных методах разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и их экономической оценке, основных методов оценки эффективности инвестиций;

-Умение выполнять простой финансово-экономический анализ, в т.ч. анализ условий безубыточности.

-Компетенции в области финансовой деятельности предпринимателя

-Знание основных источников финансовых и инвестиционных ресурсов, умение рассчитать потребность в финансах предприятия, иметь представление о финансовых механизмах предприятия;

- Знание механизмов распределения прибыли на предприятии, умение рассчитать рентабельность предприятия;

-Знать об  инвестиционной деятельности и видах инвестиций предприятия;  

-Знать основные каналы притоков и оттоков денежных средств;

-Знать основные ценные бумаги, виды их доходности, рынки ценных бумаг и механизмы их функционирования;

-Знание сущности, принципов, методов, функций, элементов и видов налоговой системы, способов взимания налогов, налоговых ставок, основных видов налогов, умение рассчитать основные налоги;

-Знать упрощенную систему налогообложения и налоги индивидуального предпринимателя, уметь планировать налогообложение предпринимательской деятельности;

-Знать основные права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов РФ, виды налоговых проверок, уметь использовать основные права, обязанности и ответственность системы налогообложения РФ;

-Иметь представление о системе, функциях и задачах, основном инструментарии бухгалтерского учета, уметь осуществлять элементарные бухгалтерские проводки;

-Знание роли банка в экономической системе, уровней банковской системы в РФ, знание функций, основных направлений деятельности Центрального Банка и коммерческих банков РФ, видов банков и их основных операций;

-Знание основных банковских счетов, умение выбрать нужный банк и открыть необходимый  банковский счет;

-Умение выбрать необходимую форму безналичных платежей в конкретной финансовой ситуации;

-Знать банковские ценные бумаги, основные виды векселей и операций с ними;

-Знание природы и видов кредита, правил кредитования, критериев оценки кредитоспособности клиентов банков;

-Знание условий получения кредитов предпринимателями, характеристик залогов и их оценки, поручительства;

-Умение рассчитать объемы и сроки необходимого кредита и получить его в банке, знать механизмы возврата кредитов;

-Знание основных элементов системы страхования;

-Знать требования банка к кредитованию предприятий малого бизнеса, факторы, влияющие на принятие положительных решений по распространенным операциям банков, умение готовить документы на получение банковского кредита;

-Иметь навыки оценки сравнительной эффективности вариантов инвестиционных проектов, учета инфляции в расчетах эффективности инвестиционных проектов, принимать решения по выбору эффективных инвестиционных проектов;

-Представлять этапы создания бизнес–плана и их содержание, уметь разрабатывать бизнес-план собственного предпринимательского проекта.

-Компетенции в области управленческой деятельности,

Элементарное владение технологией принятия эффективных инвестиционных и управленческих решений;

-Знание основных принципов и моделей систем управления на предприятиях;

-Иметь представление об управлении финансами и денежными потоками на предприятии;

-Иметь представление об основных принципах и критериях принятия инвестиционных решений;

-Иметь навыки учета неопределенности и риска при оценке эффективности и управлении инвестиционным проектом;

-Иметь представления о психологических механизмах, влияющих на принятие управленческих решений;

- Иметь представления о психологических факторах, препятствующих успеху на пути к цели и их преодолении.

-Готовность формулировать истинные цели, добиваться их реализации,

-Умение действовать и вырабатывать решения по организации своей деятельности;

-Уметь формулировать истинные цели,  реализовывать их, добиваться результата, действовать и вырабатывать решения по самоуправлению и самоорганизации своей деятельности в т.ч. учебной.

Компетенции в области правовой деятельности

-Знание экономического и юридического содержания собственности и ответственности;

Знание экономического и юридического содержания предпринимательской деятельности и степени ответственности предпринимателя;

Знание экономических и правовых основ наемного труда, и его оплаты;

Знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих

налогообложение предпринимательской деятельности, взаимодействия банков с их клиентами;

Знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих инвестиционную деятельность предприятия;

Знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих маркетинговую и рекламную деятельность предприятий.

Структура программы «Основы предпринимательской деятельности»  включает два  блока и десять модулей по разделам программы:

теоретический блок обеспечивает  формирование теоретической компетентности учащихся в области предпринимательской деятельности. Цель теоретического блока: формирование организационной, экономической, финансовой, управленческой и правовой компетентности в области предпринимательской деятельности.

прикладной блок обеспечивает становление технологических компетенций учащихся в области предпринимательской деятельности. Цель прикладного блока: формирование организационной, экономической, финансовой, управленческой и правовой компетентности в области предпринимательской деятельности и способностей их  предъявления.

Принципы реализации региональной программы:

-Интегративности содержания модулей региональной программы «Основы предпринимательской деятельности»  с содержанием учебных курсов общеобразовательной школы, профильных экономических классов, начального и среднего технического профессионального образования;

 Практической ориентированности обучения, основанной на использовании вариативных образовательных технологий: кейсов, подготовки бизнес-планов, элементов деловых игр, тестов, компьютерной обработки данных, самостоятельных работ,  организация внеаудиторной работы (кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими предпринимателями и т.д.), др.  Включение в процесс реализации региональной учебной программы предпринимателей различных форм предприятий, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики и программ в сфере поддержки предпринимательства, преподавателей вузов; 

Вариативности содержания и видов практической деятельности учащихся на основе учета их жизненного и личностного планов и интересов, карьерных намерений.

Непрерывности, предполагающий направленность обучения по программе «Основы предпринимательской деятельности» на мотивационно-ценностное стремление учащегося и развитие его потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание у него гражданской ответственности и других личностных качеств современного предпринимателя;

Сопровождения и поддержки учащихся, предполагающий изменение позиции преподавателя, реализующего региональную программы «Основы предпринимательской деятельности». Реализация данного принципа предполагает повышение квалификации преподавателей по вариативной программе «Методика преподавания основы предпринимательской деятельности», разработанной коллективом авторов.

studfiles.net