Профессиональная деятельность человека: виды и сферы деятельности. Деятельность профессиональная человека


Профессиональная деятельность человека: виды и сферы деятельности

Труд – это один из основных видов деятельности человека. Практически все стараются получить образование, чтобы в будущем стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, как показала практика, это не так легко, как кажется. Ведь после обучения необходимо найти работу. Где же её взять, если работодатели берут только профессионалов?

Понятие профессиональной деятельности и её функции

Профессиональная деятельность – человеческая специальность в определённой области. Навыки и умения труда определяются в зависимости от того, насколько люди отдаются работе.

В профессиональной деятельности выделяется 4 основные функции:

  • Создание финансовых или духовных ценностей.
  • Получение материальных средств для облегчения жизни в обществе.
  • Содействие развитию окружающих.
  • Преобразование окружающей среды.
  • Для более успешного овладения профессиональной деятельностью необходимы отличные знания, опыт и навыки по своей специальности. Без этого в современном мире никак нельзя. Бытует мнение, что профессиональная деятельность появилась для того, чтобы производить товарно-денежные отношения.

    То есть услуга меняется на товар или наоборот. Например, человек предложил свои услуги бухгалтера в одной фирме. В итоге он поделился своими умениями, а ему заплатили зарплату по договору.

    Если человек дома ремонтирует свою аппаратуру (это его хобби), его нельзя назвать профессионалом, так как у него нет надёжных и качественных умений и знаний. Работа может быть выполнена по всем параметрам только тогда, когда за неё возьмётся специалист, который знает своё дело досконально. Это и есть его профессиональная деятельность.

    Цель

    Каждый человек в сфере своей работы получает определённый результат. Это называется целью профессиональной деятельности. Не каждый специалист умеет правильно организовывать работу. Без этого невозможно стать профессионалом.

    Ещё со школьной семьи ученик ставит перед собой цель. Сначала поступает в высшее учебное заведение на тот факультет, который ему по душе. После учёбы идёт на работу и ставит перед собой цель добиться больших результатов в профессиональной деятельности.

    Для этого необходимо продолжать обучение, много трудиться и постоянно интересоваться всем, что касается конкретной специальности. Чтобы добиться запланированных результатов, задайте себе вопросы: «Зачем я занимаюсь своей работой?», «Что она мне даёт?», «Как в итоге должно получиться?»

    Профессионализма добивается только тот человек, которому нравится его работа. Если вам всё равно, где начинать работать, лишь бы получать стаж и зарплату, тогда достичь больших успехов в сфере своей деятельности не получится.

    Чтобы достигнуть необходимых результатов, необходимо правильно планировать свою деятельность:

    • Поставьте перед собой задачу и над её решением продолжайте работать.
    • Определите способы и установите, какие вам необходимы средства для поставленной цели.
    • Планируйте итоговый результат.
    • Выясните, кто из коллектива вам поможет в решении определённой задачи и проблемы на рабочем месте.

    Для того чтобы осуществить задуманное и достигнуть цели, нужно задействовать все свои силы и методы, только тогда у вас есть возможность стать настоящим профессионалом.

    Сферы профессиональной деятельности

    Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда.

    • Человек с природой – это работа, направленная на животные и растительные организмы. Люди работают с почвой, водой, лесом, семенами, полезными ископаемыми, животными и растениями. При такой деятельности у человека должна быть любовь к окружающему миру. Он должен быть смелым, терпеливым, настойчивым и наблюдательным. Люди, работающие в этой сфере, могут заранее сказать, как изменятся природные факторы в ближайшее время.
    • Человек с техникой – в этой сфере люди работают с машинами, механизмами, техническими системами, агрегатами. Они могут добывать и обрабатывать грунты, металл, горные породы, ремонтировать технику, перерабатывать продукты. В этом труде очень важны качества: любовь к технике, умение быстро реагировать в различных ситуациях, понимать всё про ремонты, хорошо знать технику безопасности.
    • Человек со знаками – эта сфера для тех людей, у кого математический склад ума. Ведь необходимо уметь работать с компьютерами, индикаторами, документами, графикой, схемами, цифрами. С такими параметрами человек может пойти на работу составлять и оформлять документы, переводить тексты, трудиться над бухгалтерией, экономикой, страхованием, конструированием, статистикой, компьютерами. Для того чтобы успешно работать в этих сферах деятельности, у человека должно быть хорошее зрение, логическое мышление, внимание, усидчивость и память.
    • Человек с личностью – в этой сфере необходимо работать с людьми, в коллективе, с детьми. В этой области человек должен знать методы и приёмы общения и воспитания. Они соприкасаются непосредственно с людьми. В первую очередь для более успешной работы необходимо любить и уважать других, быть добрым, отзывчивым, общительным, честным и эмоционально устойчивым.
    • Человек и творчество – это сфера, где люди работают с красками, нотами, буквами и т. д. В этой области человек должен быть творческой личностью, с образным мышлением, иметь художественный взгляд и видеть красоту окружающего мира.

    Сферы профессиональной деятельности делятся и на отдельные факторы. Например, если человек работает с техникой – это могут быть не только машины, но и компьютеры, магнитофоны, телевизоры и всё, что касается технических моментов.

    То же самое касается человека и личности – это работа, где необходимо общение с людьми не только на производстве, но и в школах, детских садиках, больницах и др.

    Виды профессиональной деятельности представляют собой инициативу и самостоятельность. В свою очередь начальство или администрация должны заинтересовать человека в работе. Что для этого надо? Хорошая и стабильная зарплата. Чаще всего только мотивация движет личностью для достижения цели.

    Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности

    Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.

    Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:

    1. Материальные факторы.

    • Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
    • Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
    • Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
    • Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.

    2. Психологические факторы.

    • Организация праздника. Сотрудники с удовольствием отдохнут с коллегами после трудовых будней. Они рады в эти дни не вспоминать про работу, а общаться между собой на отвлечённые темы.
    • Выписывание грамот и благодарностей стимулирует человека к труду. Он понимает, что приносит пользу своему предприятию. От этого повышается производительность труда.
    • Режим не только трудовых моментов, но и отдыха. Каждому сотруднику приятно осознавать, что он на рабочем месте может не только трудиться, но и отдыхать.
    • Профессиональный рост (карьера). Если человек будет знать, что в будущем его ждёт улучшение, сможет стремиться к совершенствованию. Для этого необходимо создать сотрудникам необходимые условия: обновлять знания и навыки (организовывать разнообразные курсы и тренинги для повышения квалификации).
    • Профессиональная деятельность предусматривает создание условий для дружеских отношений с коллегами. Хорошая атмосфера в коллективе сделает работу более приятной.

    Обеспечение профессиональной деятельности поможет сотрудникам придерживаться этих факторов. В результате у вас получится увеличить прибыль на фирме, а также повысить качество продукции, престижность и трудовой потенциал с помощью дружеских отношений в коллективе.

    Важные качества личности

    Каждый человек на своём рабочем месте должен уметь профессионально относиться к окружающим. У него должно быть в норме психическое и физическое развитие, соответствующее требованиям специальности или профессии.

    Одно из основных важных качеств – это правильное и культурное общение. Каждый сотрудник должен уметь делиться своими знаниями и навыками. Однако необходимо иметь и деловой стиль. Сотрудник в случае необходимости должен уметь культурно, без криков и упрёков, объяснять ошибки другого человека.

    При правильном общении повышается успешность трудовой деятельности и её выполнения. На каждом предприятии имеется договор. Перед поступлением на работу человек обязан с ним ознакомиться. В договоре есть пункт, где описаны важные профессиональные качества личности. Предприятие призывает сотрудников их придерживаться.

    Качество профессиональной деятельности зависит от зарплаты, интереса, мотива, характера, отношения и условий труда. Если сотрудникам предоставить отличный мотив для работы, тогда они будут не только сами совершенствоваться, но и помогут предприятию развиваться.

    Характер – это немаловажное качество личности. Нельзя на рабочем месте показывать своё недружелюбие и плохое настроение. Всегда необходимо помнить, что на работе нужно выполнять исключительно свои обязанности. Плохое настроение всегда оставляйте за дверями офиса. Именно от вас зависит не только качество выполненной работы, но и атмосферы в целом.

    Область профессиональной деятельности – это не только предприятия, но и научные исследования, социальные или экономические проявления.

    Профессионализм как нравственная черта личности

    Человек, у которого есть специальное образование, соответствующие документы и опыт в этой же области, является профессионалом. Считается, что он многое умеет и знает. Однако не всегда профессионалом становится личность, если есть опыт. Многие люди ходят на работу не для самосовершенствования, а для получения зарплаты.

    Не каждый сотрудник задумывается над тем, что со временем опыт ему поможет не только стать профессионалом, но и подняться по карьерной лестнице.

    Для того чтобы человек занимался профессиональной деятельностью, необходимо знать практически всю теорию и регулярно практиковаться. Только тогда есть возможность стать настоящим опытным человеком. Его и называют профессионалом своего дела.

    Опытный специалист быстро выполняет свою работу, при этом не теряется качество. Профессиональная деятельность человека – сложная работа. К ней нужно идти годами. Только профессионал сможет эффективно выполнить свою работу, независимо от условий. Ведь трудиться можно не только в офисе, но и на улице, когда мороз или жара. Профессионал в любом случае выполнит всё качественно и быстро.

    Профессиональные организации и их деятельность

    Каждое предприятие или фирма хотят иметь высококвалифицированных сотрудников. Поэтому многие организации можно смело назвать профессиональными. В них собраны только лучшие сотрудники, которые полностью отданы работе.

    Деятельность профессиональных организаций направлена на взаимопомощь окружающим и своим коллегам. То есть каждый сотрудник старается вложить свои знания, труд и навыки в данную сферу, проявляет интерес к профессиональной деятельности. Именно от таких людей зависит оплата труда. На многих предприятиях или организациях выплата происходит от качества и количества выработки.

    Если сотрудников будут поощрять и вознаграждать за проделанный труд, тогда у каждого человека появится ещё больше заинтересованности в работе. Ведь он будет трудиться с пониманием, что его ждёт вознаграждение за эффективно выполненное задание.

    На каждом предприятии определяется структура деятельности, где описаны рабочие моменты и операции. Для сотрудников очень важно создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность на рабочем месте. В этом случае процесс труда на предприятии гарантированно будет продуктивным.

    Педагогическая деятельность

    Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.

    Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.

    Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:

    • Психологическая готовность. Не все воспитанники являются порядочными и послушными людьми. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что придётся даже в стрессовых ситуациях оставаться спокойным и уравновешенным преподавателем.
    • Физическая готовность. У педагога много работы, к которой выдвигаются высокие требования. Поэтому преподаватель должен быть физически здоров.

    Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.

    Социальная деятельность

    Многие люди нуждаются в помощи. Это может быть пожилой или больной человек, инвалид и так далее. Для этого и создана социальная деятельность. Тут необходим профессионализм. Чтобы люди совершали определённые действия, они должны быть в них заинтересованы.

    Мотив – первый фактор, который действует на личность. Это внутренний возбудитель каждого человека. Если какое-либо действие действительно важно, тогда вспоминается мотив, ради которого необходимо стремиться к совершенству. Например, если человек хочет устроиться на новую работу, чтобы строить свою карьеру. Допустим, ему предложили место. Человек согласится туда пойти, если вспомнит, что у него есть мотив.

    Потребность и интерес тесно взаимосвязаны между собой. Это называется ценность социального отношения личности к любому значимому объекту или явлению. Человеку необходима работа. Одному – для получения прибыли, другому – ради продвижения по служебной лестнице. Поэтому каждый преследует свою цель.

    Профессиональная социальная деятельность тесно связана с помощью постороннему лицу. Если есть пожилой одинокий человек, который не может сходить в магазин, постирать или убрать, для этого существуют специализированные социальные службы. Они и помогают. Это касается инвалидов, больных наркоманией или алкоголизмом. Все эти личности нуждаются в социальной помощи. Технология профессиональной деятельности проходит много этапов. Поэтому каждый сотрудник должен преодолеть их достойно, чтобы беспрепятственно строить свою карьеру. Ведь она даёт дорогу в будущее.

    Заключение

    Профессиональная деятельность – карьера личности. Она связана с навыками, умениями и мастерством человека. В карьере очень важен не только служебный рост, но и постоянное самосовершенствование, то есть повышение квалификации и определённых знаний. Факторы, которые влияют на подготовку профессионализма, – это возраст, стаж и опыт.

    Всегда необходимо помнить: только возможности и способности человека влияют на продвижение по служебной лестнице. Особенности профессиональной деятельности зависят от качества выполненной работы, а также от заинтересованности сотрудников. Поэтому их необходимо регулярно поощрять.

    Процесс профессиональной деятельности происходит поэтапно. Это развитие человека, его здоровье и усовершенствование. Профессионализм появляется в зависимости от условий, области и отрасли производства.

    Человек должен уметь правильно организовывать своё рабочее место, придерживаться технологической дисциплины, уметь определять эффективность трудовой деятельности, соблюдать технику безопасности. Вышеперечисленное определяет профессионализм каждого из нас.

    Трудолюбие, интерес к работе, знания и умения помогут человеку стать успешным и быстро добиться поставленных целей.

    Источник

    Метки: компьютеры, краска, курсы, магазин, металл, научные, обучения, организация, питание, предприятие, растения, семена, склад, страхование, тренинги, услуги, школа

    Статьи такими же метками:

    ideiforbiz.ru

    1)Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Психология профессионализма в системе психологических знаний.

    Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на получение достоверных знаний.

    Психология – это наука о психическом отражении действительности в деятельность человека, представляет собой научные исследования направленные на изучение повдения человека и отражения внутренних психических процессов, а также практическое применение полученных знаний.

    Предмет психологии – психика

    Психология делится на общую ( изучение психических свойств личности) и прикладную( изучение отдельных отраслей психологии)

    науки изучающие проф.деятельность:

    1.Акмеология – это наука образовавшаяся на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин направлена на изучение деятельности человека на этапе зрелости.

    Изучает:

    А) закономерности самореализации творческих потенциалов взрослых людей в процессе деятельности на пути к вершинам

    Б) закономерности обучения профессионализма в деятельности

    В) самообразование, самоорганизация

    Г) самосовершенствование, самоорганизация деятельности

    2. социальная психология – изучает закономерности возникновения, функционирования и проявления психических свойств личности, в результате взаимодействия людей и их групп, как представителей различных общностей (соц.психология личности, соц.психологию общения и др)

    3. возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. (Объект исследования – закономерности развития и формирования личности; предмет – возрастная динамика психики человека)

    4. юридическая психология- раздел психологии изучающий особенности деятельности, связанные с правом

    5. психология труда – область психологии изучающая психологические процессы, явления психики человека непосредственно связанные с трудовой деятельностью

    6. психодиагностика – занимается разработкой тестов, с целью изучения психических свойств личности

    Профессионализм :

    Первичный ( состоит в том, что в процессе первичной профессионализации личность становится подлинным субъектом трудовой деятельности, обретает проф. Статус. Это есть процесс становления специалиста, она включает в себя приобритение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала проф. Деятельности, т.е. приобритение специальности. (высшее образование))

    Вторичная ( цель: превращение специалиста в профессионала, т.е. пихологическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого проф.мастерства, получение широкого проф.опыта, в ходе трудовой деятельности)

    2)Современные представления о профессионализме. Востребованные характеристики профессионала в современном обществе.

    Профессионализм – новый высший уровень знаний и результаты человека в какой-либо деятельности, а также определённая система организации сознания психики субъекта.

    Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями и творческий подход к делу, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата.

    Элементами профессионализма являются:

    • Профессионализм деятельности- качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую проф. квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных проф. навыков и умений, в т.ч. основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения проф. задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

    • Профессионализм личности- качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

    Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

    Раскрывая понятие профессионализма личности и определяя профессионально важные качества личности как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде», авторы считают, что таковые качества включают в себя следующие свойства:

    • интеллектуальные (мышление),

    • нравственные (поведение),

    • эмоциональные (чувства),

    • волевые (способность к самоуправлению),

    • организаторские (механизм деятельности).

    studfiles.net

    Глава 3. Психология профессиональной деятельности

    11

      1. . Человек и профессия. Методы исследования человека в профессиональной деятельности

    Мир профессий насчитывает более двадцати тысяч профессий и около сорока тысяч специальностей. Жизнь человека, духовная и физическая, ее ценность, наполненность содержанием и смыслом в большой мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создаётся людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

    Профессия – (лат professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

    Профессиональная жизнь часто оказывается богата не только радостями, но и трудностями – неправильный выбор сферы деятельности, неумение поставить перед собой четкие цели и задачи, отсутствие коммуникативных навыков, профессиональные кризисы – вот далеко неполный перечень тех факторов, которые могут оказать деструктивное влияние на человека. Причиной трудностей, испытываемых человеком в профессиональной жизни, способы преодолеть эти трудности помогает психология профессиональной деятельности.

    Психология профессиональной деятельности – научно-практическое направление в психологии, изучающее трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристики профессиональной деятельности.

    Её основной задачей является поиск путей обеспечения согласованного взаимодействия профессии и человека, раскрывающегося и развивающегося в профессиональной деятельности. Наиболее распространенными методами исследования человека в современной психологии, в том числе и психологии профессиональной деятельности, являются метод наблюдения, эксперимента, опросные методы. В психологии труда разработаны несколько классификаций методов исследования.

    В основе классификаций методов Ю. В. Котеловой положены общепсихологические методы исследования (табл. 4).

    Таблица 4

    Классификация методов по ю. В. Котеловой

    Раздел

    Метод

    Содержание

    А

    Наблюдение

    Опрос

    • беседа

    • устный опрос (интервью)

    • письменный опрос (анкета)

    • биографические и автобиографические данные (психологический анализ)

    • метод обобщения независимых характеристик

    Анализ

    Б

    Эксперимент

    • лабораторный

    • модель отдельных элементов трудового процесса или профессиональной деятельности в целом

    • реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории

    Тестирование

    • интеллектуальные тесты

    • личностные опросники

    • тесты креативности

    В

    Статистический анализ

    • измерение различных параметров процесса труда

    • алгоритмический способ описания трудовой деятельности

    • экспериментально-психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности

    • математические методы обработки данных

    В классификации методов по М. А. Дмитриевой в большей степени акцент делается на анализ самой профессиональной деятельности (табл. 5).

    Таблица 5

    studfiles.net