Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога. Детский психолог в детском саду


Детский психолог

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

 

Какое образование у детского психолога?

 

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

 

Зачем идти к детскому психологу?

 

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

 

Чем может помочь детский психолог?

 

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Чем может помочь детский психолог?

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.

 

Какие услуги предоставляет детский психолог?

 

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Детский психолог проводит арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнкомДетский психолог проводит арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком

Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

 

С какими проблемами работает детский психолог?

 

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

 

Как выбрать детского психолога?

 

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.

 

Как записаться на приём к детскому психологу?

 

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.

 

Первый контакт с детским психологом.

 

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

 

Формы работы детского психолога.

 

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.

 

Инструменты детского психолога.

 

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

Инструменты детского психологаК другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

 

Методы работы детского психолога.

 

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

 

Направления работы детского психолога.

 

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение семинаров и тренингов для родителей.

 

Как выглядит кабинет детского психолога?

 

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как выглядит кабинет детского психолога?

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

 

Принципы работы детского психолога.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

 

Алгоритм работы детского психолога.

 

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

 

Задачи детского психолога

 

– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

 

Цели детского психолога

 

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

 

Как работает детский психолог?

 

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

 

Длительность приёма у детского психолога.

 

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

 

Мифы о детском психологе.

 

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.

 

 

P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте, пожалуйста, Ваши комментарии внизу страницы и расскажите об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!

 

Другие интересные статьи:

ipsyholog.ru

Психолог в детском саду

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

    Основными видами деятельности детского психолога являются:
  • психологическое просвещение,
  • психологическая профилактика,
  • психологическое консультирование,
  • психологическая диагностика,
  • психологическая коррекция.
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров. Психологическая профилактика - мало разработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень. Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает психодиагностика. Задача психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям. Набор методик психодиагностики исследование памяти
  • "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия)
  • Методика изучения опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев)
  • Методика "Пробы на запоминание слов" (Модификация В. Г. Каменской и С. В. Зверевой)
  • Методика "Матрица" 6-7 лет (Каменская В. Г., Зверева С. В., 2004).
  • изучение внимания оценка уровня восприятия
  • "Эталоны" (5-7 лет)
  • Методика Оценки зрительного восприятия
  • Методика Оценки слухового восприятия
  • изучение мышления диагностика свойств личности и психических состояний
  • Детский апперцептивный тест (CAT)
  • Изучение типа темперамента ребенка (Анкета Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко, в модификации С. В. Зверевой)
  • Определение направленности интересов и способностей ребенка (Анкета для родителей)
  • Исследование креативности дошкольника
  • Методика Выявления психической депривации
  • Нестандартизированная оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара
  • Вопросник "Признаки психического напряжения и невротических тенденций"
  • Опросник страхов А. И. Захарова
  • "Лесенка"
  • "Человек под дождем"
  • Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"
  • оценка биологической зрелости и физического здоровья
  • Методы определения физического развития и физической работоспособности (с 2 лет)
  • Теппинг-тест (Определение уровня зрелости нервных процессов)
  • Диагностика психомоторного развития детей (с 4 лет)
  • Каждый практический психолог системы образования имеет двойное подчинение. По административной линии он подчиняется заведующему детским садом, по профессиональной - психологическому Центру, где работают специалисты-психологи. У него свободный график работы, он сам составляет свой план работы, соотнося его с планом работы воспитателей. Рабочий день психолога длится 6 часов и может, например, чередоваться через день - работа с 8.00 до 14.00 или с 13.00 до 19.00 часов. психолог проводит как групповые, так и индивидуальные занятия и консультации.

    Источник:
    • http://psydou.ucoz.ru/index/
    • http://www.psihologu.info/

    testoteka.narod.ru

    Психолог в детском саду

    Зачем психолог в детском саду?

    Для чего нужен психолог в детском саду? Какие функции он выполняет? Как помогает воспитывать и развивать детей (ведь именно этим и занимается дошкольное образовательное учреждение, ДОУ)? В чем заключается работа психолога в детском саду?

    Не так уж и далеко ушли те времена, когда такого специалиста как психолог и вовсе не было в детских учреждениях, и некоторые считают, что и сейчас можно было бы без него  обойтись.

    Другие же приписывают психологам несвойственные им функции из области медицины: психоневролога, психиатра, психотерапевта или специальной педагогики: дефектолога, логопеда. Психолог же, при возникновении такой необходимости, может лишь порекомендовать обратиться к этим специалистам.

    Если психолог и работает с какими-либо проблемами в развитии, все они не выходят за рамки так сказать нормального, здорового (психологически) человека. Поэтому не стоит  бояться, обратившись к психологу, получить «клеймо» (для себя или ребенка) какого-то «не такого». Все люди индивидуальны и особенны, и хороший специалист всегда поможет определить эти особенности, разобраться в них и использовать их (учесть) на благо формирования и развития личности, счастливой личности.

    Итак, говоря простым языком, психолог ДОУ (дошкольного учреждения) - это специалист, который взаимодействует с детьми и взрослыми (педагогами, родителями, специалистами) с целью создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка.

    Что мы подразумеваем, говоря благоприятные условия?  Это и непосредственная коррекционно-развивающая работа с ребенком, и благоприятный эмоционально-психологический климат в семье (психолог оказывает содействие созданию необходимого психологического комфорта; возможно, способствуя изменению стиля воспитания и приемов воспитательного воздействия) и детском саду, и организация всей жизнедеятельности ребенка (соответствующий режим, методы, приемы взаимодействия и прочее) с учетом именно его индивидуальных и возрастных особенностей.

    Каковы основные направления работы психолога дошкольного учреждения?

    • Изучение особенностей развития (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) детей, для наилучшего содействия их развитию и воспитанию.

    • Непосредственное участие в создании благоприятных эмоционально-психологических условий для всех участников учебно-воспитательного процесса и реализации коррекционно-развивающих программ.

    • Повышения уровня психологической грамотности, психологической культуры и педагогов, и родителей.

     Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.

    Диагностическая работа. Некоторые почему-то считают, что это основной вид деятельности детского психолога, состоящий в постоянных тестированиях. Тогда как психодиагностика это только один из видов деятельности психолога, в котором тестирование занимает не такую уж значительную его часть. Гораздо информативнее для психолога ДОУ бывают данные, собранные путем наблюдения, бесед и прочее. Для чего нужна эта функция? Для определения индивидуальных и возрастных особенностей детей, выявления  проблем психического развития и причин возможных отклонений, с целью создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка (с последующим предоставлением рекомендаций и разработкой коррекционных программ и прочее). Как правило, психодиагностика является частью общей системы диагностики детей ДОУ, в которую входит также педагогическая и медицинская ее составляющие.

    Коррекционно-восстановительная и развивающая работа. Этот вид деятельности будет проходить тем успешнее, чем правильнее будут выявлены причины того или иного отклонения, той или иной проблемы, установлен потенциал развития, разработана необходимая коррекционно-развивающая программа (по каждому случаю). Эта функция психолога ДОУ,   как правило,  наиболее обширная и включает в себя такие формы работы, как индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия (занятия определенных коррекционных групп, подгрупповые и фронтальные развивающие занятия), тренинговые и тематические занятия со взрослыми (педагогами, специалистами, родителями). Этот вид деятельности психолога в детском саду можно также разделить на непосредственное воздействие психолога на ребенка (вышеупомянутые занятия) и косвенное (воздействие через сверстников и взрослых: педагогов, родителей). Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, вот на что: считаю, какой бы удачной и талантливо организованной не была коррекционно-восстановительная работа (прямое воздействие психолога), если она не будет поддержана организацией необходимой среды (психологическая атмосфера в семье ребенка и группе детского сада,  выполнение рекомендаций психолога и прочее), преобладанием косвенного воздействия над более эпизодическим непосредственным воздействием психолога, то она не даст того возможного и полноценного желаемого результата. Ведь занятия с психологом это все же более  кратковременный процесс по сравнению с остальной частью жизнедеятельности ребенка.

    Остальные виды деятельности психолога в детском саду постараюсь обозначить более кратко.

    Психологическое консультирование. Данный вид деятельности психолога ДОУ направлен на оказание психологической помощи рекомендательного характера (родителям, педагогам, администрации) в процессе коммуникативного взаимодействия преимущественно по поводу проблем ребенка и особенностей его развития.

    Психологическое просвещение и профилактика. Задачами  данного вида деятельности психолога детского сада являются просвещение педагогов и родителей, повышение их психологической культуры с целью обеспечения их информированности о возрастных и индивидуальных особенностях детей, условиях, необходимых для их наиболее благополучного психического развития. Это направление деятельности психолога носит профилактический (предупреждающий) характер.

     Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ. Это и непосредственное участие психолога детского сада в подготовке и проведении различных образовательных и методических мероприятий, помощь в организации наиболее конструктивной и продуктивной системы взаимодействия членов педагогического коллектива и прочее.

    В данной статье я постаралась, не вдаваясь в детали и профессиональные тонкости, обозначить всю разносторонность и необходимость деятельности такого специалиста, как психолог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - психолог в детском саду.

    Итак, подведем итог вышесказанному. Основная задача психолога в детском саду, работа психолога в детском саду,  заключается в создании наиболее благоприятных условий для охраны психического и физического здоровья детей, эмоционально-психологического комфорта для эффективного воспитания и развития  каждого ребенка, его способностей (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей), при соблюдении очень важного принципа «не навреди».

    rastivmeste.ru

    «Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

    «Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

     

    Когда подходит время отправлять ребенка в детский сад, мы все чаще сталкиваемся с тем, что на базе детского сада работает педагог-психолог.

    Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим ребёнком все в порядке и ему психолог не нужен.

    Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несостоятельности их детей. Развеивая эти мифы, хотелось бы остановиться на вопросе, чем же занимается психолог в детском саду?

    Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду? Этот вопрос будоражит, волнует, а иногда и пугает родителей.

    Многие родители ошибочно полагают, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. Психолог в саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.

    Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не назначает лечение. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить наличие какого-либо отклонения в развитии ребёнка и посоветовать консультацию у того или иного специалиста. Таким образом, педагог-психолог занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

    Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка,  а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

    Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

    Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

    Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.

    Основные виды деятельности педагога-психолога ДОУ.

     Психодиагностика

    Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.

    Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Психодиагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Также проводится диагностика возможных проблем в обучении и воспитании ребенка.

    Психопрофилактика

    Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

    Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Важно предупреждать возможные осложнения и отклонения в психическом развитии и становлении личности детей.

    Коррекционная и развивающая работа.

    Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

    Задача коррекционной работы приблизить уровень психического развития ребенка к определенному возрастному эталону психического развития. В развивающей работе психолог ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

     Психологическое консультирование

    Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

    Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Но данные проблемные ситуации рассматриваются только по отношению к ребенку, поскольку главная задача работы педагога-психолога в детском саду – это сохранение и укрепление психического здоровья малыша.

    - Психологическое просвещение и обучение

    Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

    Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.

    Когда и по какому поводу следует  обращаться к педагогу-психологу:

    С какими проблемами можно обратиться к психологу ДОУ:

    • социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, конфликты в семье, появление нового члена семьи, случаи насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства патологические (вредные) привычки, вопросы  по воспитанию ребенка, детско-родительские отношения, беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией и т.д.;
    • трудности в эмоционально-волевом  развитии: агрессия, замкнутость, капризность, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка; проблемы поведения;
    • возрастные особенности развития детей: кризис 3 –х лет, кризис 7 –и лет, ведущий вид деятельности и т.д.;
    • проблемы общения со сверстниками; сложности коммуникации;
    • образовательные трудности: уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление), трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
    • задержка психического развития, аутизм и др.

    Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог  призван быть на стороне ребёнка.

    К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.

     Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. У психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

    Психическое здоровье ребенка в первую очередь зависит от родителей!

     

     

     

    Автор: Григорьева О.В.

    grigorieva-nfdou52.edumsko.ru

    Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?

    «Зачем нужен психолог в детском саду?» – удивляются многие родители, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. 

    Для начала нужно сразу разрушить самый часто встречающийся миф о психологах: психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют кардинальные различия в образовании и роде деятельности.

    Психиатр - врач,медицинский работник, имеющий медицинское образование, занимающийся отклонениями (нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

    Психолог - педагог, имеющий высшее образование по специальности "Психолог", занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать только условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. 

    В детском саду психологи помогают малышам быстрее адаптироваться к детскому саду, к новому коллективу сверстников и воспитателям, консультируют родителей относительно поведения, развития и воспитания детей. 

    Основная задача  работы педагога-психолога  - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики,  индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности  детей.

     Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении   по следующим направлениям:

     Первое направление - это консультации

     Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша.  Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Педагог-психолог  поможет  родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет  родителям как  надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись. 

    Психологическое консультирование в ДОУ проводится с родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.

    Консультирование может быть как плановым, так и внезапным для решения внезапно возникших вопросов. 

    Второе направление - это диагностика 

    Плановая диагностика по возрасту проводится  для того, чтобы  определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь  ему, если  есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее.  Ведь дети бывают разные, есть агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь  детям  психолог проводит игровые  коррекционно-развивающие занятия.

     Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители - то, как перенес это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик.

     Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание

    Третье направление  - это коррекционно-развивающая работа

    Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых  используются программы,  составленные  специалистами  и включает в себя следующие формы работы:

    - индивидуальные коррекционные занятия;

    - групповые коррекционные занятия.

    Четвёртое направление  - это психологическое просвещение и психологическая профилактика

     Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

    Пятое направление - методическая работа.

    Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

    Какие бывают самые распространённые ошибки

    при обращении к педагогу - психологу

    в образовательном учреждении?

     Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.

     Родители часто не могут чётко сформировать проблему.

     Когда  вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (как проходила беременность и роды, замкнутость/открытость ребенка, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, изменения в семейной системе и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

    Как достичь достаточно быстро желаемого результата при решении проблемы, если Вы обратились к педагогу-психологу? Всё очень просто! Необходимо соблюдать те рекомендации, которые Вам дал психолог. Не соблюдение родителями рекомендаций усложняет процесс психолого-педагогической коррекции, и порой сводит прогресс работы к минимуму.

     Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся только родителям при индивидуальной беседе.

    Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

     К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

     Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро может «откатиться» назад. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

    Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.

    Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а  сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

    osipova-nfmadou5.edumsko.ru

    Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

    Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Как помочь адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником, подскажут психологи.

    Трудности адаптационного периода

    Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

    Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

    Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

    Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

    • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
    • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
    • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
    • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

    К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.

    Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

    Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри.

    Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

    Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания.

    На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

    Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.

    adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.jpg

    Типичные ошибки родителей, советы психолога

    Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

    Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.

    Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.

    adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.jpgВыше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

    Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.

    Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

    Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.

    Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду. Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики.

    Выявление детских страхов

    Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.

    1. Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
    2. Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
    3. Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).

      Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.

    4. Диагностика по системе «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой.Рисунок семьи свидетельствует о состоянии «климата» домашних отношений и отношения ребенка к родителям. Нередко в положительных, с точки зрения взрослых, семьях обнаруживаются резко противоположные детские оценки домашних ситуаций.

      Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.

    5. Диагностика по вопросам П. Бейкер и М. Алворд выявляет наличие симптомов тревожности, рассеянного внимания, мышечного напряжения и плохого сна.
    6. Диагностика по вопросам Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко тестирует ребенка на уровень беспокойства в отношениях с ровесниками.

    Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.

    Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

    Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

    Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

    В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

    Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

    adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.jpgОбязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

    Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

    Вместо заключения

    adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.jpgАдаптационный период у разных детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьезными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребенку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.

    childage.ru

    Зачем нужен психолог в детском саду?

    Все родители, знают, что в любом детском саду есть штатный психолог, который проводит определенную работу с детьми. Однако не каждый знает, что именно входит в обязанности психолога, и какую же работу он должен проводить с детьми.

    Одни родители ошибочно полагают, что если с ребенком начал заниматься психолог, то это значит, что у малыша были обнаружены какие-то дефекты в развитии. На практике же все выглядит совсем иначе, да и подобные заблуждения в последнее время стают все менее популярными.

    Занятия психолога в детском саду: направления работы

    Распространённым заблуждением является то, что психолог в детском саду работает только с детьми. На самом же деле психолог может и должен давать консультации родителям, в частности консультации должны касаться воспитательного процесса.

    Также кроме родителей и детей у психолога должны консультироваться и воспитатели детского сада. Это необходимо для корректировки воспитательного процесса.

    Весь план консультаций психолога должен быть утвержден еще в начале года. В план консультаций должны входить актуальные для определенной возрастной группы темы. Также специфика работы детского психолога очень зависит от вышестоящих инстанций, которые имеют непосредственное влияние на утверждение плана работы психолога.

    Вариантов проведения консультаций с психологом существует масса. В первую очередь рассматриваются групповые и персональные консультации. Как правило, в плановом порядке проводятся именно групповые консультации с психологом. На них приглашаются все родители. Сообщает о подобных мероприятиях воспитатель группы. И посещать эти занятия – это святая обязанность каждого родителя.

    Наиболее важным моментом в жизни ребенка без сомнения можно назвать начало посещения детского сада. В этот период своей жизни ребенок попадает в совершенно незнакомые условия и начинает адаптироваться к ним. Именно в этот период родители должны сотрудничать с психологом особенно тесно, ведь очень важно, чтобы родители правильно понимали и могли влиять на процесс развития ребенка.

    Также очень важно посещать психолога, когда ребенок находится в подготовительной группе и вот-вот пойдет в школу. Дело в том, что этот период в жизни ребенка тоже будет связан со сменой обстановки и адаптацией к новым условиям, поэтому родители должны быть максимально готовы к этому моменту.

    Можно ли обращаться к психологу в детском саду индивидуально?  

    У психолога в детском саду существует часы посещения, в которые его можно застать на работе и спокойно пообщаться с ним в индивидуальном порядке. Посещения психолога могут быть обусловлены возникновением какой-либо проблемы в процессе воспитания ребенка. И, безусловно, если у вас есть такая возможность, то услугами психолога необходимо пользоваться. Однако все же стоит понимать, что психолог работает с большим количеством детей и у него много работы. Поэтому не стоит все его свободное время занимать только своей проблемой. Если же она настолько серьезная, то лучше вообще обратиться к частному психологу или в специализированное учреждение, где вам предоставят квалифицированную помощь в нужном объеме.

    Кроме работы с педагогическим составом и родителя психологи также приводят самую важную часть своей работы – диагностику детей на предмет отклонений или других проблем.

    В силу своей занятости или других причин не каждый родитель может в достаточном объеме уделять внимание ребенку, поэтому некоторые проблемы бывают замечены не сразу или и вовсе не обнаруживаются родителями. Именно поэтому очень важно, чтобы психолог проводил как можно тщательнее диагностическую работу с детьми. Такой подход позволяет максимально быстро выявить психологические проблемы  у ребёнка и начать работу над ее устранением. Также диагностическая работа психолога помогает оценить уровень адаптации ребенка к новым условиям и понять, насколько хорошо он усваивает обучающую программу.

    Если же психолог назначает индивидуальную консультацию для ребёнка или родителей, то она предполагает углубленную диагностику психологического состояния ребенка. Настоять на проведении такой консультации могут и родители или же педагогический состав детского учреждения.

    Для выявления особенностей развития ребенка и дальнейшей их диагностики применяются методы связанные с анализом детского творчества. Ка правило, ребенка просят что-то нарисовать. Для работы с взрослыми психолог чаще всего использует анкетирование или беседы.

    психолог в детском садуКоррекционные занятия психолога в детском саду

    Диагностика проводится для того, чтобы выявить детей, чье психологическое состояние или адаптационный период требуют вмешательства психолога и последующей корректировки. Корректировка – это одно из основных направление работы психолога в детском саду. После выявления ребёнка, который нуждается в дополнительной работе с психологом, могут быть назначены индивидуальные занятия.

    Как правило, работа с детьми проводится в игровой форме. Во время игр психолог старается диагностировать и корректировать поведение детей. Такая работа может проводиться как в группе, так и в индивидуальном порядке. Работа с взрослыми проводится при необходимости, как правило, в форме бесед и тренингов.

    Коррекционные занятия с психологом не должны проходить без ведома родителей. Они всегда должны знать о том, что ребенку нужны такие занятия и в случае необходимости принимать участие в работе с ребенком. Не стоит пренебрегать вниманием психолога, поскольку порою это помогает ребенку проявить свои способности и таланты.

    Развивающие занятия психолога в детском саду

    Далеко не всем детям нужны коррекционные занятия с психологом. И тут возникает закономерный вопрос: а нужен ли вообще психолог в детском саду. И ответ будет положительным. Ведь кроме работы с детскими проблемами, психолог также работает над развитием детей и это необходимо каждому ребенку. Психолог выявляет наиболее актуальные для данной возрастной группы направления развития и работает над тем, чтобы развивать детей. Острая необходимость в развивающей работе психолога ощущается перед началом школьной жизни.

    Задачей каждого педагога является обучение детей, а вот у психолога задача несколько иная, и больше связанная с развитием ребенка. Психолог должен простимулировать, направить развитие ребенка в нужное русло. То есть, как видим, обучение ребенка и работа психолога неразрывно связаны.

    Развивающие занятия с детьми могут проводиться в совершенно разной форме. Это могут быть и уроки, и специальные игры. Также можно устраивать различные прогулки и экскурсии.

    Именно психолог помогает раскрыть потенциал к обучению полностью и дает возможность ребенку получать знания без труда. Именно психолог может заинтересовать ребенка обучением, привить ему интерес ко всему новому.

    психолог в детском садуЕсли занятия психолога в детском саду не помогают

    Не в каждом детском саду работает хороший специалист, который понимают всю важность и ответственность своей деятельности. Поэтому очень часто желаемого результата от работы с ребёнком получить не удается. Также возможно случаи, когда специалист намеренно уклоняется от выполнения своих обязанностей. Каждый родитель вправе сообщить о таком поведении специалиста администрации или даже в вышестоящую инстанцию.

    Однако стоит прежде всего адекватно оценивать ситуации, и не идти к администрации сада по первому же случаю. Помните, несмотря на наличие знаний и навыков, психолог —  в первую очередь человек и у него тоже могут быть личные проблемы и заботы.

    Как видим, занятия с психологом в детском саду все же необходимы. Их необходимость в первую очередь обусловлена обеспечением гармоничного и правильного развития ребенка. Кроме того стоит помнить, что насколько бы не были внимательными и заботливыми родители, а некоторые проблемы у ребенка в  состоянии заметить только квалифицированный специалист. Поэтому не стоит преждевременно отказываться от услуг профессионала.

    Работа психолога больше необходима именно детям, поскольку в детском саду им приходится столкнуться со стрессовыми условиями, ведь до этого они находились совсем в другой обстановке и рядом всегда были родители. Именно поэтому очень важно обеспечить правильную адаптацию ребенка, ведь именно ему в первую очередь это необходимо. К тому же не всегда родители могут заметить проблему, которая мучает ребенка. Чего нельзя сказать о психологе, которому будет достаточно одного диагностического занятия.

    Не стоит оказываться от психолога хотя бы потому, что он помогает направить развитие вашего ребёнка в нужное русло и обеспечивает его правильное протекание. А ведь именно это так важно для каждого родителя. И не стоит оказываться от посещения психолога и его тренингов. Особенно это касается молодых родителей, которые не имеют ещё достаточно опыта в воспитании ребенка и могут допускать ошибки. Именно психолог может помочь скорректировать процесс воспитания и направить ваши усилия в правильном направлении.

    [youtube https://www.youtube.com/watch?v=fwmCMNiexXo&w=560&h=315]

    detskiisadik.ru