Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с овз все равны


Равные возможности - шаг вперёд в образовании детей с ОВЗ

Равные возможности – шаг вперёд в образовании детей с ОВЗ

                                                                 

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой; ибо ты владеешь в изобилии – и ты беден и нищ. Ты владеешь в изобилии вещами бренными; и ты нищ в том, что касается вечного. Нищий стучится у твоих ворот, а ты сам стучишься, подобно нищему, во врата Господни. Как ты поступишь с тем, кто просит тебя, так и с тобой поступит Господь. Ты одновременно и пуст и полон. Наполни пустоту из своей полноты подобно тому, как из полноты господа может быть наполнена твоя пустота».

                                                                          Аврелий Августин Блаженный

 

            Как много хочется сказать, столько чувств переполняют меня, боюсь сказать многое и упустить главное. Столько лет я думала об этой проблеме  в нашем обществе. Почему мы относимся к людям с ОВЗ настороженно, порой стыдливо отворачиваем взгляд? Может быть, нам стыдно за то, что имея физическое совершенство по сравнению с ними, мы не имеем душевной силы признать их равными себе. Ведь имея от природы  здоровое тело и  развитый интеллект, мы часто жалуемся на то, как мы несчастны, как к нам несправедливо относятся люди, как у нас всё в жизни плохо. Насколько мы бедны духом, скудны умом и жалки по сравнению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Всё даётся в сравнении!

            Много лет тому назад я пришла в сельскую школу молодым учителем английского языка,  и ко мне в класс попала девочка с горбом. На уроках всё было хорошо; девочка занималась наравне с одноклассниками в меру своих способностей, с удовольствием посещала школу,  как мне казалось, на переменах играла с детьми.  После первой четверти у девочки пропало желание ходить в школу. На переменах её стали обижать дети, особенно мальчишки, били её по горбу и обзывали. Я не смогла защитить её, девочка ушла из школы и  не получила образования. И все эти 30 лет я помню Галю, сгорбившуюся в углу, и мне стыдно от чувства бессилия, которое я испытываю и сегодня.

            Большое человеческое сердце Эржены Будаевой помогло обществу нашей республики повернуться лицом к детям с ОВЗ. Сегодня Эржены Хышигтуевны  нет с нами рядом, но дело её живёт и отзывается в сердцах людей. Из интервью руководителя Бурятского регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Эржены Будаевой корреспонденту  ИРА «Восток-Телеинформ»:

- Эржена Хышиктуевна, когда в Бурятии впервые зашла речь об инклюзивном образовании? 

- Основателем инклюзивного движения в Бурятии стала Галина Горбатых, ныне заместитель председателя Бурятского регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», это было в 2004 году. Стартом послужил проект московской организации «Перспектива». Это был международный проект, объединявший инвалидов из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Грузии, Абхазии. В его рамках проходили тренинги, в школах проводились уроки доброты, семинары на тему инклюзивного образования. Мы проводили республиканские форумы, где обсуждалось – а нужно ли нам инклюзивное образование как таковое? Признаюсь, поначалу мы встретили крайнее неприятие, вплоть до того, что даже термин «инклюзия» у нас не принимали и спрашивали, зачем нам еще одно иностранное слово, почему нельзя говорить «интегрированное», «совместное» или «доступное». Но инклюзия – это, все же, международный термин, и ни один другой не объясняет так четко проблему. Ведь слово интеграция означает не совсем то, о чем мы говорим. Интеграция – это объединение каких-либо частей, а дети никогда не были частью школы. Поэтому их надо включать туда, отсюда инклюзия – от англ. «Include», что значит включать. Но согласитесь, термин «включенное образование» звучит еще хуже.

            С тех пор дело сдвинулось с мертвой точки. Но возникает много вопросов...

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.

Разработана Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, основным направлением которой является "создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений".

Невозможное станет возможным, им откроют иные миры! Наступит день, когда дети с ОВЗ будут учиться в обычных школах, с обычными детьми и благополучно пройдут социализацию в обществе. И люди с инвалидностью  перестанут жить в закрытом обществе. И наши дети и внуки станут добрыми  и толерантными. На улице  люди перестанут показывать пальцем на человека с ОВЗ.

Создать идеальную специально оборудованную школу с хорошо подготовленными специалистами и тьюторами сразу не получится. Понятно, что это очень дорогостоящее удовольствие.

Если взять сельские школы, там уже давно обучаются дети с ОВЗ в обычном классе. Сельский учитель без всякой подготовки успешно обучает такого ребенка наравне со всеми детьми. Ребенка не лишили семьи, отдав его в интернат. Ребенок не потеряет привычный ему уклад деревенской жизни, и не станет потребителем для общества. В будущем он сможет обеспечивать себя и свою семью, выращивая огород и ухаживая за скотом. Даже дети с проблемами передвижения хорошо адаптируются в деревенской жизни.

Вопрос подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ стоит остро в нашей республике, ведь у нас нет факультета по специальному образованию. Качество переподготовки специалистов тоже невысокое.

На мой взгляд, школа сегодня заинтересована в принятии таких детей, за этими детьми идут хорошие деньги по подушевому финансированию. Учитель также поощряется из стимулирующей части.  Но главное не в этом. Главное, чтобы школа понимала, что самая высокая ценность – это ценность личности и индивидуальности, а не ценность успехов и знаний. В школе умеют поддерживать друг друга. Главное то, что мы вместе и каждый своим темпом двигается вперёд. Подготовить надо не только учителей, но и детей, и их родителей, чтобы была доброжелательная обстановка, чтобы дети понимали, кто с ними будет учиться.

Ребята с ОВЗ заставят всех меняться, подстраиваясь под них, мир станет лучше и для остальных людей.

Нужно понимать, что не получится сначала построить специальные школы и только потом начинать обучать детей с ОВЗ. Надо начинать на базе того, что имеем, постепенно перестраиваясь.

Здоровые дети придут учиться в такую школу  и увидят, что все поддерживают друг друга и улыбаются. И у педагогов будет меняться отношение к работе: учитель привык спрашивать с детей по принципу «они должны». Должны решить примеры, выучить стихотворение, быстро пробежать стометровку. А с детьми с ОВЗ так не получится, ребенок этого не может, — значит, надо искать новые пути, по-новому учить и объяснять. И остальные, здоровые дети тоже меняются: начинают понимать, что дружат не с внешностью человека, не с его ногами-руками, а с его душой.

Инклюзивная школа – это шанс для всех.

 

nsportal.ru

проблемы и пути их решения"

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья:

проблемы и пути их решения

Понятие “ ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе.

Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.

 

Знаменитые  психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин  в качестве доминирующей стороны в развитии  личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления  личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности   и целеустремленности,  что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.  В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль  педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Необходимо включение разных форм работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

hello_html_24ad5255.jpg

Таким образом,  проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями  здоровья связана с  социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

- Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1999.

- Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.

- Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.

- Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172

- Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.

infourok.ru

Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья

Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья

В наше время очень актуальна проблема обучения детей – инвалидов. Не все дети с отклонениями должны обучаться в коррекционных школах. Есть дети, у которых есть отклонения по здоровью, но не настолько существенные, чтобы ребенок учился в заведениях, в которых обучают детей с тяжелыми заболевания. Если ребенок не проходит комиссию в коррекционную школу, его направляют в общеобразовательную школу на условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

В данной статье я буду размышлять о проблемах обучения детей с синдромом СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Одним из условий введения инклюзивного обучения в школе является обязательное наличие врача, в школах должны быть организованы специальные курсы для педагогов, у которых в классе обучаются дети с ОВЗ ( ограниченными возможностями здоровья ).

К сожалению, очень часто встречаются случаи, когда родители скрывают от администрации школы и педагога проблемы своего ребенка из страха, что тот будет чувствовать себя неполноценным среди сверстников. Такое недоверие со стороны родителей порой приводит к тому, что ребенок испытывает перегрузки, в результате чего наступает эмоциональный срыв. Но когда учитель получает полную информацию о состоянии здоровья ребенка, он может в полной мере разработать для него подходящий режим дня, индивидуальный образовательный маршрут, внеся коррективны в календарно – тематический план своих уроков.

Для успешной реализации модели инклюзивного обучения необходимо создать в школе атмосферу толерантности и доброжелательности. Чтобы создать благоприятную атмосферу в классе, в котором будет обучаться ребенок с ОВЗ, учитель проводит профилактические беседы в классе с детьми, на родительских собраниях проводит беседу с родителями, которые в свою очередь общаются на эту тему со своими детьми дома.

В течение всего времени обучения в нашей школе дети с ОВЗ находятся под пристальным вниманием педагога-психолога. Работа с ними проводится как по плану, так и по запросу педагогов и родителей. При необходимости дети направляются на дополнительные консультации в Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции и медицинские учреждения.

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет (раздражительность, громкий плач, нарушение сна, отставание в двигательном и речевом развитии). Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Родители часто объясняют такое поведение ребенка тем, что он не может адаптироваться к новым ( завышенным ) требованиям со стороны воспитателя или педагога. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет). Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.

Пик гиперактивности приходится на возраст 6 - 7 лет. Самый яркий ее показатель – несформированность произвольного внимания. К 7 годам у детей при норме развития произвольное внимание должно быть сформировано

Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Такие дети с большим трудом адаптируются в коллективе, так как часто они проявляют вспыльчивость, у них проявляется заниженная самооценка и неуравновешенность, из – за этого у таких детей часто возникают конфликты со сверстниками и своими родителями, что только еще больше усугубляет трудности в обучении. Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свети до минимума симптомы своей гиперактивности.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт так как они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль.

На сегодняшний день психологические особенности данной категории детей остаются малоизученными, так же очень сложно говорить о сформировании готовности детей с СДВГ к обучению в школе. В большинстве подходов к коррекции детей с СДВГ делается акцент на снижении гиперактивности и развитии внимания. Самая распространенная методика – «Арт - терапия», но все равно на данный период времени существует необходимость разработки комплексной программы по психологической подготовке ребенка к школе.

infourok.ru