Особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Дети с овз в школе


Доклад «Дети с овз в условиях массовой школы»

ДЕТИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Если раньше ребята с задержкой психического развития учились в специальных интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразные эксперименты и стали открывать на базе своей школы классы коррекции. Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его работоспособность.

Такая модель частичного интегрированного обучения используется и в нашей школе.

Я работаю учителем в 1 классе, где обучаются дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

Учебный процесс организован по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной и дыхательной гимнастик.

В своей работе придерживаюсь основных вопросов, которые входят в профессиональную деятельность:

диагностика уровня развития ребенка;

составление на основе диагностических данных индивидуального маршрута ребенка;

отслеживание динамики развития ребенка;

взаимодействие со специалистами и родителями;

охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;

реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;

соблюдение форм педагогического общения, которые имеют три цели: образовательную; воспитательную; коррекционно - развивающую.

Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, психологическое тестирование, я поняла, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР:

максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;

оптимизация психических процессов;

широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;

опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;

стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)

Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями в нашей школе, построенная на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям с задержкой психического развития быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу.

Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости. Но даже такой подход к организации учебно-воспитательного процесса не обходится без проблем.

Во-первых, это родители. Набор детей в класс проходил очень болезненно, родители не давали согласия на обследование своих детей, пугались того, что их ребенок не такой как все.

Работа с родителями проходит как с равноправными участниками и партнерами образовательного процесса. Для этого провожу родительские собрания с обсуждением успехов и трудностей учащихся, индивидуальные консультации с родителями, информирую родителей об успешности обучения учащихся, провожу с родителями совместные мероприятия, привлекаю родителей к участию в решении школьных проблем.

Для того, чтобы оказать полноценную помощь ребенку, родители должны иметь определенные знания об особенностях психофизического развития своих детей, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых знаний, в формировании необходимых качеств личности.

В работе с родителями важно сформировать у них представления о собственном ребенке как о личности, имеющей свое собственное восприятие мира и мировоззрение.

Во-вторых, недостаточное обеспечение необходимыми учебниками, пособиями, дидактическим материалом, техническими средствами.

Для детей с ЗПР очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная.

Поэтому пришлось стать настоящим изобретателем, придумывая такие пособия, которые приемлемы в коррекционных классах. Сама мастерю, вырезаю, клею дидактический материал.

В- третьих, ученики обычных классов не воспринимали этих учеников.

Отношения ребят общеобразовательной школы и учеников коррекционного класса складывались по-разному. Дети есть дети. Много конфликтов было, пока дети «притирались». Но поскольку школа является институтом социализации детей, именно она и должна помочь понять ребенку, что право на существование в мире имеют все люди, какими бы разными они не были. Все праздники, конкурсы, викторины провожу совместно с другими классами, то есть эти дети не выпадают из школьного социума.

Самое главное для меня в моей работе – не навязывать детям своего решения, а давать им возможность обменяться мнением, высказывать свою точку зрения наравне со всеми. Причем делаю это деликатно, с оговорками: «Мне кажется», «Может быть» и т.п., чтобы не подавить авторитетом самостоятельного суждения, не убить желания думать, разбудить любознательность.

Если на каком – то этапе ребенок «споткнулся», не спешу с подсказкой. Выполнение нового задания – это творческая задача для ребенка. Пусть он приучается мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Но когда он сам «совершит открытие», сам справится с заданием, радости ребенка не будет предела.

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, дифференцирую задания с учетом индивидуальных способностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед только своим темпом и с постоянным успехом.

Работу с детьми веду по повышенному для них уровню трудности, то есть в зоне их «ближайшего развития»: более способным из них предлагаю задания, которые требуют от них догадки, творческие задания.

В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

В своей педагогической практике я использую следующие правила работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:

всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость;

не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть терпеливым, когда дети проявляют неумение;

спокойствие и самообладание во все моменты жизни;

ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда следует остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение;

спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, так как у детей с ЗПР часто встречается очень значительная подражательность;

твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям, еак как замечания и советы имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.

меньше слов, никакой болтливости, помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей;

детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей: организации учебной деятельности, подготовки рабочего места, работе с книгой, учить работать с образцом, учить списыванию и, самое главное, проверке выполненного задания.

Как в начале обучения, так и на последующих этапах нельзя рассчитывать на то, что дети что-то знают. Всякий раз надо начинать как бы с нуля, и не следует отчаиваться, что дети чего-то не знают, спустя какое-то время.

У детей с ЗПР замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даю предельно развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала обязательно детализирую. При каждом затруднении возвращаю детей к подробному объяснению. Строить объяснение только на запоминании нельзя. Его надо вести через рассуждение.

Сообщение знаний должно иметь наглядно-образную опору. Ею могут быть схемы, чертежи, рисунки. Введение таблиц, обобщений, памяток облегчает усвоение знаний. При введении условных обозначений любая таблица начинает говорить.

Важна практическая деятельность самих детей на уроке. Практическую деятельность организую на самых разных уровнях. Работа с алгоритмами, памятками очень важна. Поэтому они должны быть предельно чёткими, лаконичными, конкретными руководствами к действию. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений.

Обучение невозможно без развития у детей самостоятельности. На каждом уроке даю самостоятельные задания с последующей проверкой. Детям, испытывающим затруднения, оказываю помощь.

Считаю, что большое значение имеет речь учителя, как организатора деятельности детей. Он дирижёр, но не исполнитель. Вопросы формулирую точно. Обязательно представляю, что могут ответить дети. Не должно быть стереотипных вопросов, в таком случае новый вопрос может поставить детей в тупик. Ответы должны быть точными. Не тороплюсь сразу помогать в организации правильного ответа, даю время на обдумывание. Обязательно обсуждаем всем классом правильность и неправильность ответов, а не исправляю сама.

Особое значение имеет усвоение терминов. Сначала ввожу термин в пассивную речь учащихся. Как называется предмет? Явление? А потом в активную речь – назови, повтори.

Придерживаюсь мнения, что недопустимы уроки говорения, на которых дети не выполняют никаких практических заданий. Но не должно быть и уроков молчания. Когда ребёнок всё проговаривает, объясняет, он лучше осознаёт, что он должен делать.

Очень важно, чтобы дети учились увлеченно. Детям важно помогать: вводить игровые приёмы обучения, направленные на изучение материала.

К планированию уроков подхожу таким образом, чтобы их структура не была строгой, но, в то же время, каждый урок был чётко построен и целенаправлен. Не применяю слишком много форм работы на одном уроке. Для повышения учебной мотивации тщательно отбираю содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным. Содержание объясняемого должно опираться на прошлый опыт, иначе материал будет недоступен и неинтересен.

Работа с детьми с ЗПР пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, замечать свои успехи, радоваться им, у ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы.

Отбираю те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не даю слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка.

В своей работе я применяю ЛЕГО – конструирование. Это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ней справиться.

ЛЕГО – конструирование использую для всестороннего развития личности обучаемых, развития навыков конструирования, логического мышления, обучаю способам взаимодействия при работе над совместным проектом в малых группах.

Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.

Созданные постройки из Лего применяем в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу, в сюжетно-ролевых играх, в дидактических играх и упражнениях.

Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: “Я глупый”, “я тупой”. Поэтому избегаю низко оценивать ребенка, его способности. Оцениваю только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка.

Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Учу детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением .

Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания, поэтому в своей работе пользуюсь принципом: "Воспитывай сердце - сердцем. Действуй на благо ребенка"

Список использованной литературы

Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР/ Л.Н. Блинова. – М., 2002.

Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.

Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога – М., 2005.

Детская патопсихология : хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.

Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.

Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.,2003.

Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н.М.[и др.]. – СПб., 2005.

Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004.

Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.

Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Статья "Ребенок с ОВЗ в общеобразовательной школе"

    Особенный ребенок в школе

    До тех пор пока человек чувствует, что стоит выше или ниже других, никогда не будет настоящего равенства.

    Ганди Мохандас Карамчанд

    Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов.

    «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов)

    Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»

    А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватный возраст воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре»

    Признавая особенные нужды ребенка-инвалида, государства-участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляет собой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

    Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.

    Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования. У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но реально ситуация такова, что получить образование могут только дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной сферы и нетяжелых интеллектуальных нарушений.

    Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников, и учителей, и администрации школы. К ребенку с инвалидностью мы относимся как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), такое отношение передается и одноклассникам ребенка. Дети оказывают посильную помощь, и ребенок ощущает себя более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.

    По мнению педагогов школы, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов.

    Я впервые столкнулась в работе с ребенком, у которого был диагноз ДЦП в 2011 году. Девочка пришла к нам в школу дошкольника «Мозайка».

    В 2012-2013 учебном году я взяла класс норму, в котором вместе со всеми детьми обучается ребенок инвалид с ДЦП. У нее есть справка об индивидуальном обучении, но по просьбе родителей была создана безбарьерная среда для общего развития и социализации ребенка. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому. И они помогают, например, достать или сложить принадлежности в портфель, сдать тетрадь, помочь в столовой. Девочка посещает вместе с классом такие уроки как музыка, ИЗО и технология, бывает на праздниках и экскурсиях вместе с классом. Обучение проходит по одной программе с другими детьми и это обучение успешно. Вначале обучения я столкнулась с проблемами в координации движений: девочке трудно было держать правильно ручку и карандаш и тем более чертить по линейке. С трудом давались первые «палочки» и овалы, но у нее было огромное желание учиться и она сейчас пишет под диктовку, владеет навыком списывания, читает и пересказывает. Индивидуально преподаются уроки: русский язык, чтение, математика и окружающий мир. Ребенок занимается с охотой, старается, не хочет отставать от других детей класса. Присутствуя на уроках со всеми детьми, активно включается в работу, отвечает на вопросы адресованные классу, выполняет задания, но темп работы (письменно) у нее ниже в связи с заболеванием.

    С детьми индивидуально занимаются такие специалисты как психолог, логопед.

    С этими ребятами проходят занятия и по дистанционной системе обучения – 2 часа в неделю. Занятия в этой форме нравятся детям и способствуют развитию памяти, внимания, общему кругозору.

    Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно.

    Администрацией школы в первую очередь в кабинет были закуплены парты с регулируемым уровнем наклона столешницы. Стены коридора на первом этаже, где занимаются дети с ДЦП, оснащены держателями. Есть приспособления и в туалетах. Вход в школу оснащён пандусом, по которому дети заходят и выходят из школы. По школе дети передвигаются с помощью специальных ходунков. Пользуются ими на переменах и когда ходят со своим классом в столовую.

    Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельности — и образовательную и во внеклассную. При этом мы формируем у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка. Это настроение в классе зависит от учителей и администрации школы.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. 

    При организации воспитательной работы мы не разделяем детей. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны. Таким образом, мы делаем всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.

    Большое внимание уделяется родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. 

    Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. 

    Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов. 

    Мы считаем, что все образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Мы свой путь выбрали и предлагаем его другим. 

    Дети отнеслись к девочке сначала напряжённо, затем с любопытством, но очень скоро подружились и стали за ней присматривать, играть. Для нас было очень важно научить ребят с детства воспринимать мир реальным, где каждый человек, каким бы он ни был, - прежде всего личность. Воспитание милосердия, искренности, отзывчивости, ценности доброты важнее всех учебных планов.

    В течении всего времени ребенок адаптировался в коллективе школы, вырабатывает навыки познавательной деятельности, самостоятельности и даже активности. Пытается петь, рисовать.

    Мы понимаем, что не все относятся положительно к тому, что рядом с ними находится ребёнок – инвалид. Отношение здоровых людей к инвалидам – важнейший социально – психологический факт интеграции.

    infourok.ru

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы: из опыта работы.

       Наше учреждение было открыто 1 сентября 2012 года. В этом году мы отмечаем 35-летие. Вот так школа выглядела при открытии.

       За 35 лет  мы выпустили 59 учеников, имеют золотую и серебряную медаль. 35 лет – это период и неудач,  и побед, но последних больше.

       Мы занимаем призовые место в различных конкурсах: 1м. – областной конкурс детского и юношеского творчества «Новые звезды», мы победители фестиваля школьных гимнов и презентаций на 2 Всероссийском слете учителей, 2 место – областной конкурс детской эстрадной песни «Музыкальный лабиринт», 3 место в соревнованиях «Пара-ски»

       На протяжении многих лет мы побеждали в городском и областном конкурсе «Дни защиты от экологической опасности», в смотре-конкурсе «Лучшая школа года» по различным номинациям.

    Среди наших педагогов есть «Лучшие учителя России - 2012».

      В школе трудится 30 педагогов, из них 1 квалификационную категорию имеют 9 человек, высшую – 13.

      Коллектив относительно стабилен. Стаж от 16 лет имеют 10 человек, от 25 – 12 человек.

       Все это позволяет педагогам активно участвовать в конкурсах. Среди нас – 11 человек – участники конкурса «Народный учитель», внедрять новые формы обучения.

       В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Связано это с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь в специальных (коррекционных) учреждениях, остаются изолированными от  сверстников с нормальным развитием, лишены участия в общественной жизни. Таким образом, эта категория детей лишена конституционного права на получение полноценного образования, возможности социализации, что противоречит национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».  

    «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

    Преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы,  реструктуризация системы образования диктуют необходимость создания такой модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

       Понятия «интеграция» и «инклюзия» при определенных отличиях имеют много общего.

    Интеграция – выборочное помещение учеников с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы или создание специальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своими сверстниками с нормативным темпом развития.

      Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.

       Таким образом, актуальность новой модели образования заключается во включении детей с ограниченными возможностями здоровья  в воспитательно-образовательный процесс обычной общеобразовательной школы с целью их адекватной социализации в обществе, создании безбарьерной среды для всех категорий обучающихся.

       Нечто подобное происходит и в нашей школе. В настоящий момент перед нами стоит задача:

      создать условия и отработать модель интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной  школы с целью получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

    Подобное образование должно:

    - исключить любую дискриминацию детей;

    - обеспечить толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса;

    - обеспечить индивидуальный подход к обучающемуся;

    - позволить детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимые образовательные услуги и поддержку;

    - предоставить детям  с ограниченными возможностями здоровья возможность учиться рядом с домом, жить в семье, быть вместе со своими сверстниками;

    - способствовать успешной социализации личности.

       Итак, каким же мы идем путем?  А мы идем путем проб и ошибок, как, впрочем и многие, потому что данный вид образования ещё мало изучен. Различают следующие модели инклюзивного образования:

    - полная инклюзия

      - частичная инклюзия

      - внеурочная инклюзия

      - специальные (коррекционные) классы

          Полная инклюзия - дети с ОВЗ посещают школу наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, который может совпадать с учебным планом соответствующего класса. Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

       Частичная инклюзия - дети с ОВЗ обучаются на дому по индивидуальному учебному плану и частично посещают школу (по согласованию с родителями). Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

     

       Внеурочная инклюзия - дети с ОВЗ обучаются только на дому по индивидуальному учебному плану и (по согласованию с родителями) посещают кружки, секции, различные внеклассные   мероприятия.  

     

    Специальные (коррекционные) классы - дети с ОВЗ обучаются в специальном классе III-IV, V видов по специальному учебному плану, по направлению ПМПК. Посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

       В течение последних лет у нас был опыт организации учебного процесса по принципу частичной инклюзии, но мы сами этого не осознавали. В нашей школе два ребенка инвалида находились на  «домашнем обучении», но вместе с тем частично посещали уроки и различные мероприятия, когда это позволяло здоровье.

      Третий год у нас в учреждении открываются на первой ступени обучения специальные (коррекционные) классы V вида. Это тоже очень сложное дело, потому что просто так не открываются подобные классы. Ведь главное не просто выделить для них помещение и назначить учителя. Нужно прежде всего создать необходимые условия:

    - наличие высококвалифицированных педагогических кадров

    - методическое обеспечение

    - материально-техническая база

    - наличие педагогических кадров (учитель должен быть квалифицированным, для этого в учреждении был разработан план повышения квалификации педагогов и план переподготовки: учителя начальных классов прошли не только курсы повышения квалификации по введению новых ФГОСов, но и получают второе педагогическое образование по специальности «учитель-логопед»; заместитель директора по УВР также прошла необходимую курсовую подготовку по работе с «видовыми» классами в условиях инклюзивного образования; 27 педагогов прошли 102 часовые курсы по специальной педагогике

    - методическое обеспечение: (найти базисный учебный план для данного вида классов, составить свой план и защитить его тоже не составило большого труда; куда сложнее было найти программы, написать по ним свои рабочие программы и получить на них лицензии; и практически невозможно было приобрести учебники – мы изготавливали их сами в типографии; чтобы не носить учебники в школу, «особые» дети должны иметь  два комплекта учебников, для школьных и домашних занятий.).

    - материально-техническое обеспечение: педагоги, работающие в классах данного вида имеют доступ к компьютерам  

       открыт кабинет психомоторной разгрузки

     уроки физической культуры проходят в спортивном зале, капитально отремонтированном в 2011 году

    занятия спортом у детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проходят с этого учебного года в новом тренажерном зале, открытие которого после капитального ремонта состоялось 10 сентября 2012 года

    дети занимаются с логопедом в специальном кабинете, оснащенном в соответствии со всеми нормами

    вторая половина дня у детей проходит в группе продленного дня, для чего так же выделен специальный кабинет

    дети получают двухразовое питание в новой школьной столовой, которая также была открыта в 2011 году

    В этом году в сентябре мы получили мобильный компьютерный класс,  медицинское обслуживание в специально оборудованном кабинете, который мы готовы «отлицензировать».

    С сентября 2013 года мы продолжим работу учреждения в данном направлении, но дополнительно планируем открыть с 1 по 12 класс специальные (коррекционные) классы III-IV вида для детей незрячих и слабовидящих. Таким образом, со следующего учебного года в школе будут реализованы все 4 модели инклюзивного образования: специальные (коррекционные) классы, частичная и внеурочная инклюзия, а  также полная инклюзия, потому что некоторые дети в соответствии с медицинскими показаниями будут обучаться в общеобразовательных классах, но по индивидуальному учебном плану.

       В школе планируется открыть инклюзивные классы,  или классы инклюзивного обучения, с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Подобные классы очень важны и нужны, т.к. система работы в них направлена на создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности, на развитие их потенциальных возможностей. Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей) и в соответствии с заключением  ПМПК.

       Конечно, будут проблемы: штатное расписание, индивидуальный учебный план… А ещё для сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо полное или частичное присутствие тьютера. Но мы готовы преодолевать эти трудности.       Поэтому уже сегодня Мы защитили проект «Разработка и реализация интегрированной модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» и являемся базовой площадкой КРИПКиПРО. Срок работы площадки – 2012-2015 годы.      

    Таким образом, мы создаем определенные условия для детей с ОВЗ, что способствует достижению ими адекватного уровня физического, психического и социального развития;- определенного уровня образования; формирования положительных качеств личности;подготовки к самостоятельной жизни; успешности в производственных,  деловых и человеческих отношениях.

    Пока еще рано подводить итоги, работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс продолжается. Но уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга.  

    nsportal.ru

    Особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

    Семинар-практикум по теме:

    «Особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе»

    Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

    В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией.  Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. По данным Комитета по образованию (на 1 сентября 2016 года) в нашем районе 46 детей-инвалидов, 80 детей школьного возраста имеют статус ребенка с ОВЗ, из которых 71 учится по адаптированной программе с нарушением интеллекта.В нашей школе обучается 9 детей-инвалидов, из которых 4 ребенка имеют инвалидность по заболеванию, а 5 человек – по развитию.6 человек имеют статус ОВЗ, т.к. у них имеются рекомендации ПМПК, 4 ребенка обучается на дому.

    Нормативно-правовая ФГОС обучающихся с ОВЗ

    1. Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2.12г.№273-ФЗ

    2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

    3. Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ Приказ №1598 от 19.12.2014 г.  

    4. Об утверждении ФГОС О УО (ИН) Приказ №1599 от 19.12.2014 г.  

    5. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26вводится в действие с 01.09.2016 г новый СанПиН для детей с ОВЗ.

    6. Примеры адаптированных основных общеобразовательных программ от22 декабря 2015 г. (располагаются во http://fgosreestr.ru/)

         В Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В Концепции модернизации российского образования отмечается,что: «Все  дети-инвалиды  и  дети  с  ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».

    Основные термины, используемые при обучении детей с ОВЗ:

    ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    ФГОС О у/о- федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    АООП- адаптированная основная общеобразовательная программа.СИПР- специальная индивидуальная программа развития.

    ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия.

    ПМП-к - психолого-медико-педагогический консилиум.ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (с 1 января 2016 года в новой форме)

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    infourok.ru

    ДЕТИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

    ДЕТИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

    Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование

    Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

    Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

    Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

    Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

    Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.

    Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

    Если раньше ребята с задержкой психического развития учились в специальных интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразные эксперименты и стали открывать на базе своей школы классы коррекции. Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его работоспособность.

    infourok.ru