ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Дети с овз дошкольного возраста


Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

МКДОУ «Куртамышский детский сад №4»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на РМО воспитателей

«Организация работы с детьми

дошкольного возраста с ОВЗ»

Подготовила:

воспитатель Гализеева Н.А.

2017 г.

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными возможностями мы считаем:

1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно - образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.

2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.

3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

4. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников группы.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Так и в нашем детском саду в моей группе есть 1 ребенок с ДЦП.

При поступлении этого ребенка в наш детский сад, заведующей был издан приказ о создании группы комбинированной направленности, было разработано и утверждено Положение о такой группе.

Для ребенка, который получает дошкольное образование, разработана специальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении призвана улучшить психическое и физическое здоровья ребенка с ОВЗ, направлена на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.

Все мероприятия, проводимые с ребенком ОВЗ (из индивидуального образовательного маршрута) планируются в календарном плане работы на каждый день.

При проектировании индивидуальной программы следует опираться на ряд принципов:

• принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;

• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;

• принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.

• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Наша индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24.

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Предлагаю Вашему вниманию положение о группе комбинированной направленности, образовательную программу, индивидуальный образовательный маршрут с приложениями, план работы по физическому воспитанию, календарный план работы на день.

В образовательной программе и индивидуальном образовательном маршруте для ребенка с ОВЗ предусмотрена коррекционная работа по образовательным областям.

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризуем основные образовательные области.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;

  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

  • развитие внимания, памяти;

  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП).

Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

  • формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

  • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

  • формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы.

Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Воспитатель в первую очередь занимается закреплением навыков правильной речи. 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Основные направления работы в данной образовательной области:

«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

«Музыка». Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.

В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

«Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

Л.Н.Толстой.

infourok.ru

Занятия для детей с ОВЗ дошкольного возраста

Занятия для детей с ОВЗ

от 3 до 7 лет

составитель

психолог Ростовского центра помощи детям

с ограниченными возможностями здоровья

Пивнык Ю.Ю.

Предложенные занятия можно использовать не только с воспитанниками детских домов, но и применять их в работе психологу в детских садах, детских центрах и т.д.

Программа тренингов для детей 3-7 лет ( составитель педагог-психолог) Пивнык Ю.Ю.

Название занятия

Возраст детей

Цель и задачи

План проведения

Время (длительность)

Раздаточный материал

«Давайте познакомимся»

3 - 7 лет

Адаптация и знакомство детей друг с другом.

снятие эмоционального мышечного напряжения;

установление положительных взаимоотношений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения;

развитие мелкой и общей моторики.

1. Приглашение детей поучаствовать в игре-занятии.

8 человек.

2. Приветствие

3. Игра «Домики»

4.Игра «Знакомство»

5. Игра «Дружные соседи»

6. Пальчиковая игра «Друзья»

6.Игра – развлечение «Песня колокольчика»

7. Прощание

15-20 минут

4 разноцветных бумажных круга (красный, желтый, зеленый, синий)колокольчикдве стойки и веревка

Диск с музыкальной композицией (детские песни)

«Летняя поляна»

3-7 лет

Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета

Развивать мелкую моторику

Развивать речь

Воспитывать умение работать в коллективе

1. Приглашение детей поучаствовать в игре 1-6 человек

2. Приветствие.

3.Беседа о лете

3. Инструктаж к заданию

4. Итог игры-занятия

(обратная связь)

10-15 минут

Разрезные картинки из бумаги

«Помощники»

3-7 лет

Развитие объема зрительной памяти.

Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

Развитие речи, внимания памяти и мышления

1. Приглашение детей на занятие 3-4 человека

2. Приветствие.

3. Беседа с детьми

(ответы на вопросы)

4. «Цветные коробочки» (овощи, фрукты, ягоды)

5. Посчитаем

6. Что изменилось?

5. Соберем урожай (рисунок) пальчиковые краски

15-20 минут

Альбомные листы

Карандаши

Цветные коробки

Фрукты и овощи ягоды (картинки)

Краски, стаканчики для воды

ПРИЛОЖЕНИЕ

I . "Давайте познакомимся"

Цель:  адаптация детей к условиям детского дома.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;

  • развитие мелкой моторики, общей;

  • сенсорное развитие - закрепление знаний четырех основных цветов;

  • привлечение внимания детей к сверстнику, установления положительных взаимоотношений;

  • установление доверительных взаимоотношений с педагогом;

  • формирование положительного отношения к друг другу

  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.

Возраст:  3 – 7 лет.

Форма проведения: групповое занятие, в игровой форме, при участии воспитателя в играх.

Методы работы:

Материальная база:

  • диск с музыкой (например, альбом “Топ-топ” Железновых),

  • бумажные, цветные кружочки,

  • колокольчик,

  • две стойки и веревка.

Структура занятия.

Занятие состоит из трех частей – вводная, основная, заключительная.

Вводная часть включает в себя создание положительного эмоционального настроя в группе и приветствия. Основная часть включает в себя адаптационную игру, сюрпризный момент, игру на социальное развитие, пальчиковую игру, игру развлечение. Заключительная часть это подведение итогов занятия и прощание.

Ход занятия

I. Вводная часть

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Психолог включает музыку и приглашает детей собраться вместе поиграть (на занятие).

Дети ставят руки на пояс и под музыку идут по кругу. Когда все дети пришли на занятие, психолог останавливается, все хлопают в ладоши и занятие начинается.

Приветствие.

Психолог здоровается, читает стихи и показывает движения, дети повторяют.

- Здравствуйте ребята! Давайте мы поздороваемся все вместе. Сделаем мы это так!

Здравствуй солнце! (руки разводим в сторону как лучи солнца)Здравствуй небо! (поднимаем руки вверх, прямые)Здравствуй, ветерок, трава! (раскачиваем ручками из стороны в сторону, присаживаемся на корточки)Здравствуйте мои друзья! (машем ручкой – привет)

II. Основная часть

Упражнение на сенсорное развитие.

Психолог рассаживает детей по кругу на стульчики, раздает цветные кружочки, дети кладут их на пол под ноги.

- Посмотрите ребята, какие я принесла с собой кружочки – это домики. Все домики разного цвета. Давайте назовем цвета! ( синий домик, это красный, желтый и зеленый, розовый салатовый фиолетовый и тд)

- Давайте мы сейчас поселимся в эти домики, и вместе поиграем.

Дети берут кружочки и по просьбе педагога называют его цвет.

- Какого цвета твой домик?...

- Вот все и поселились в домиках. А теперь ребята давайте познакомимся и узнаем, кто же у нас живет в домиках. Сейчас мы пойдем, друг к другу в гости!

Сюрпризный момент – психолог за спиной звонит в колокольчик.

- Ребята послушайте, а что это за звук? (ответы детей) Это колокольчик звенит. Он поможет нам познакомиться.

Адаптационная игра “Знакомство”.

Психолог объясняет и показывает правила игры.

- А сделаем мы это так: возьмём колокольчик в ручки, назовем свое имя, и позвоним; потом передадим колокольчик в другой домик. Вот так!

Психолог называет свое имя, звонит в колокольчик и передает его ребенку. Ребенок звонит, педагог спрашивает – Кто в домике живет? Ребенок называет свое имя, передает колокольчик следующему ребенку. Продолжается игра. Последний ребенок передает колокольчик психологу. Игра заканчивается.

- Вот мы все и познакомились.

- Ребята, а мы с вами живем в домиках? Рядышком? А тех, кто живет рядом, называют соседями! Значит мы все друг другу соседи!

- А давайте вместе со своими соседями поиграем.

Социальное развитие “Соседи”.

Дети встаю около стульчиков на кружочки, тесно прижавшись, друг к другу, выполняют следующие действия в соответствии с текстом:

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать (тихо толкаем по плечу)Соседей можно щекотать, щекотать, щекотатьСоседям можно пошептать, пошептать, пошептатьСоседей можно обнимать, обнимать, обнимать

Игра повторяется несколько раз.

Пальчиковая игра “Пальчики”.

- А теперь ребята, давайте немного отдохнем, садитесь мы поиграем с пальчиками.

- Где ваши пальчики? Вот наши пальчики!

Психолог говорит слова и показывает движения, дети повторяют.

Этот пальчик всех сильней (показываем большой палец и сгибаем его)Этот пальчик всех умней (показываем указательный палец и сгибаем его)Этот пальчик всех длинней (показываем средний палец и сгибаем его)Этот пальчик всех быстрей (показываем безымянный палец и сгибаем его)Этот пальчик всех веселей (показываем большой палец и сгибаем его)

Вместе это пять друзей.

Далее игра продолжается со второй рукой.

- Хорошо! Понравилось вам играть с пальчиками, подружились пальчики друг с другом? Отдохнули? Ребята, что то колокольчик наш совсем заскучал давайте с ним поиграем.

Игра развлечение “Достань колокольчик”.

Между стойками натягивается веревка на высоте поднятых рук ребенка, к веревке привязывается колокольчик.

- Посмотрите ребята, как высоко забрался колокольчик. Давайте позвоним в него, но для этого надо до него дотянуться, подпрыгнуть.

Дети, по очереди подходя к веревке, должны подпрыгнуть вверх, чтобы достать руками висящий колокольчик.

«Летняя поляна» звучит летняя музыка… (голоса природы)

1. А скажите ребята а какое время года вы любите? А какое сейчас время года? Правильно лето! Сейчас я вам дам цветы, травку солнышко облака вам нужно будет всем вместе собрать из этих предметов «летнюю поляну»

Если вы соберете правильно и красиво зазвучит волшебная музыка.

Молодцы!

А теперь давайте посчитаем сколько же цветов на этой поляне?

А что здесь вы видите еще?

2. Ой, посмотрите дети, на нашей поляне выросли ягоды фрукты и овощи. Давайте мы их с вами разложим по коробкам – ягоды в зеленую, овощи в синюю, и фрукты в желтую.

У кого сколько? У кого меньше всех а у кого больше? Какие молодцы! Мамины помощники!

Ну что? Устали? Давайте чучуть отвлечемся :

Игра «Дождь в лесу».

Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются,   (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Молодцы!

( Цветы из ладошек) пальчиковые краски… общая картинка ( заключение)

III. Прощание

Психолог рассказывает стих и показывает движения, дети повторяют.

Дружно хлопаем руками, (дети хлопают в ладоши)Вместе топаем ногой. (топают ногой)До свиданья сказали, (говорят до свидания)И рукою помахали. (машут рукой)

infourok.ru

Краткая характеристика детей с ОВЗ – Архипова Елена Филипповна

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

К группе детей с  ОВЗ относятся следующие категории:

Глухие, позднооглох­шие и слабослышащие;

Слепые и  слабовидящие;

Дети с тяжелыми нарушениями речи;

Дети с нарушени­ями опорно-­двигательного аппарата;

С  задержкой психического развития;

С умственной отсталостью;

С расстройствами аутистического спектра;

Со сложными дефектами.

До недавнего времени для этих детей был только один вариант получения дошкольного обучения и воспитания. Такие  дети решением ПМПК  направлялись в специальные ДОО.

Глухие, позднооглох­шие и слабослышащие направлялись в ДОО  первого-второго вида.     Слепые и  слабовидящие определялись в ДОО третьего-четвертого вида.  Для детей с тяжелыми нарушениями речи предназначались ДОО пятого вида.  Некоторые дети с нарушени­ями опорно-­двигательного аппарата получали дошкольное обучение и воспитание в ДОО  шестого вида. Дети, у которых была диагностирована задержка психического развития, направлялись в ДОО седьмого вида.  Дети с  умственной отсталостью  попадали в ДОО восьмого вида. Для детей со сложной структурой  дефекта и для детей с ранним детским аутизмом не было организовано  дошкольного образования и не было для них ДОО. Большинство из них ранее не имели возможности получить дошкольное образование в виду отсутствия     не только коррекционных методик, но и самих ДОО.

Такая система распределения детей по специальным ДОО  не учитывала их индивидуальных потенциалов. И такой подход  к организации их дошкольного обучения в последние годы стал рассматриваться как дискриминация и ущемление их прав на полноценное образование. Пребывание, обучение   в  специальных ДОО не способствовало их социализации и накоплению опыта коммуникации со здоровыми сверстниками.

Согласно новому ФГОС ДО рекомендовано придерживаться ключевого принципа дошкольного образования – поддержки разнообразия любого ребенка  и, соответственно, переходу от диагностики отбора  к диагностике развития.  Таким образом, рекомендовано переходить  от принципа диагностики отбора к  принципу дифференцированного подхода в образовании.  Для определения  дифференцированного подхода необходимо выявить индивидуальные особенности ребенка и учитывать их в образовательном процессе.

Кроме детей  с  выраженными нарушениями   ОВЗ  есть дети, у которых нарушения менее выражены. Это дети с  минимальными  нарушениями слуха, зрения, в том числе с косогла­зием и амблиопией,  дети с нарушениями  речи,  дети с легкой задержкой психического развития, с  педагогической запущенностью, дети с легкими проявлениями двигательной  патологии,  дети с ги­перактивностью  и  синдром дефицита внимания. К этой категории также относятся дети  с  психопато-подобными формами поведения, дети после кохлеарной имплантации, дети с нарушенными формами поведения, дети, имеющие нарушения  по типу минимальной мозговой дисфункции и другие, которым также необходима специальная помощь при освоении программы в ДОО.

Дети с нарушениями зрения

В эту группу входят дети с нарушениями зрительного анализатора: слепые дети, слабовидящие,  дети с косоглазием  и  амблиопией.  Нарушение  зрения у этих детей затрудняет  пространственную  ориентировку, задерживает развитие координации, двигательных навыков,  ведет к снижению двигательной и   познавательной активности.

Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью оста­точного зрения, становится более полной, если  поступает в комплексе с сенсорной и осязательной информацией. Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми  и за счет стимуляции разных анализаторов: слухового, кинестетического.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения  в ДОО полно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Дети глухие, позднооглох­шие и слабослышащие

В эту группу входят  дети  глухие и слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения они не понимают  обращенную речь. Вследствие этого появляются системные нарушения речи.

Для глухих детей обязательно использование слухового аппарата или кохлеарного импланта (после операции по кохлеарной имплантации).  Однако восприятие и понимание речи остаются  нарушенными. Устная речь у детей самостоятельно не развивается, что обусловливает необходимость систематической коррек­ционно­-развивающей работы по развитию речи. Уровень психического и речевого развития у детей с нарушениями слухо­вого восприятия зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и ов­ладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционные и развивающие заня­тия. Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в ДОО подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Дети с нарушени­ями опорно-­двигательного аппарата 

В эту группу входят  дети  с нарушениями двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к  нарушению осуществления движений. Большинство из них страдают детским церебраль­ным параличом (ДЦП). У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация, нарушена общая моторика, тонкая моторика рук. Могут быть  сенсорные нарушения. Иногда при ДЦП у ребенка  выявляются нарушения зрения и слуха. У большинства из них нарушена речь, страдает внимание и память. При ДЦП у многих детей отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы. У одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двига­тельной расторможенности, у других заторможенность и  вялость. Психические процессы  у некоторых детей с ДЦП замедленны, переключаемость  затруднена. При организации инклюзивного образования и включении ребенка с ДЦП в общеобразовательную группу  необходимо  проведение постоянного психолого­-медико­-педагогического сопровождения, что определено в его индивидуальном плане реабилитации (ИПР). Условия обучения и воспитания детей с  ДЦП подробно  отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Дети с расстройствами аутистического спектра

До недавнего времени расстройства  аутистического  спектра относили  к раннему детскому аутизму (РДА). Расстройства  аутистического  спектра в настоящее время рассматри­ваются как особый тип нарушения психического развития.  У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.   Вариантов проявления РАС много. В статье «Работаем по программе «От рождения до школы»  с детьми младенческого и  раннего возраста в период адаптации ФГОС ДО в          систему работы ДОО» опубликованной в  №10  2015, мы приводили многообразие особенностей этих детей с самого рождения. Особенности эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности с возрастом не исчезают, а усугубляются и без специального психолого-педагогического сопровождения  не устраняются. Проявления РАС различные, но общими для всех из них являются проблемы эмоционально­-волевой сферы и трудности в общении даже с близкими. Для организации инклюзивного образования  этой категории детей   необходимы специальные условия. Условия обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Дети со сложными дефектами

К этой категории  относят детей с комплексными  и  сложными нарушениями развития, у которых сочетаются  несколько  первичных нарушений.  Например, слабослышащие  дети и еще у них  отмечаются нарушени­я опорно-­двигательного аппарата .  Или, например, детский це­ребральный паралич (ДЦП) и нарушения слуха. Могут быть и любые другие сочетания, например,  дети с нарушением зрения и еще нарушения психического и  речевого развития. У детей с комплексными  и  сложными нарушениями    могут быть разные степени выраженности нарушений. У детей с комплексными нарушениями выделяют  три уровня психического развития . В зависимости от уровня психического развития определяются и  условия  их обучения и воспитания. Условия обучения и воспитания детей с комплексными  и  сложными нарушениями развития подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».

Список литературы

1.От рождения до школы. Примерная общеобразова­тельная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. , 2014.

2.Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных

тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л.В. Калинникова,

Н. Д. Соколова. — М., 2005.

3.ДружининаЛ. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. — М., 2006.

4.ЕкжановаЕ.А.,СтребелеваЕ.А.Коррекционно­-педагогическая помощь

детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.

5.ЕкжановаЕ.А.,СтребелеваЕ.А.Коррекционно­-развивающееобучение и

воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компен­сирующего вида для детей с нарушением интеллекта.— М.,2003.

6.Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии:

педагогическая помощь. — М., 2008.

7.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим по­ражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/Под ред.Е.А. Стребелевой.—2­еизд. —М.,2004.

arkhipovaef.ru

Особенности социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика

На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.

На протяжении ряда лет многочисленные исследования в области специальной дошкольной педагогики были посвящены развитию и коррекции познавательной деятельности, формированию общеобразовательных знаний, умений и навыков у таких детей. При этом задачи исследования в области содержания социального воспитания и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями длительное время не рассматривались.

Под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, а также в связи с переходом отечественной системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить роль личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Л.И.Акатов, Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Т.К.Королевская, Н.Н.Малофеев, О.В.Скворцова и др.).

Исследования ученых (Л.С.Выготский, М.Ф.Гнездилов, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Ф.М.Новик, В.Г.Петрова, И.М.Соловьев, Ж.И. Шиф и др.) свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой их социализации.

О.В. Скворцова полагает, что социальное пространство ребенка с ограниченными возможностями характеризуется  пересечением  биологического  и  социального пространств. При  всей уникальности генетической программы, заложенной в виде наследственных биологических особенностей, развитие личности ребенка определяют социальные факторы – общественная среда и деятельность (игра, учение, труд), в процессе которой он постепенно усваивает социокультурный  опыт. Развитие ребенка  с ограниченными возможностями осуществляется как процесс постоянного взаимодействия и взаимовлияния такого ребенка и окружающей социальной среды.

Отношение общества  к  ребенку во  многом определяется тем, насколько его поведение соответствует социальным ожиданиям. Поведение ребенка  в  значительной  степени  обусловлено позицией, которую он занимает в обществе, его социальным  статусом  и социальными  ролями. Сам процесс выделения различных проблем или характера  ограничений  в возможностях детей предполагает, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам.

Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное».  На практике  осознанно  или неосознанно происходит оценивание индивидов по признаку соответствия  или  несоответствие норме,  которая и определяет  данные границы. Отклонения от нормы автор условно разделяет на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

В ходе социального развития  ребенка дошкольного возраста закладываются основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка ребенка в реалиях предметного мира, созданных руками человека, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе и явлениях общественной жизни. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства исследователей, начинается с формирования представлений о себе. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе, окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления  о себе влияют на становление отношений ребенка со взрослыми, сверстниками, а также на развитие всех  видов детской деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.).

К старшему дошкольному  возрасту у нормально развивающихся детей складываются первичные  формы самосознания – оценка  ребенком своих качеств и возможностей, открытие для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование данного возраста (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин). Ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

В дошкольной  педагогике существуют программы, научно-методические  разработки  по формированию познавательного отношения к явлениям окружающей жизни у нормально развивающихся детей (О.Л.Князева, 2000; С.А.Козлова, 1996; Е.В.Рылеева, 1999 и др.). В данных программах, методических пособиях определены задачи  и  содержание  работы  по  формированию представлений о себе, других людях, социальных явлениях с учетом возрастных особенностей, характерных для нормативно развивающегося ребенка.

В то время как большинство детей могут научиться социальным умениям при минимальном обучении, дети с ограниченными возможностями нуждаются в систематическом обучении этим навыкам. Одним из главных факторов, определяющих характер интеграции таких детей в общество, является не уровень развития, а личностные качества ребенка с ограниченными возможностями.

В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с нарушением интеллекта с самого раннего возраста испытывают трудности в установлении форм взаимодействия с окружающими людьми, что, в свою очередь, препятствует своевременному появлению осознанного отношения к окружающему миру и становлению личностных качеств. У этих детей первое проявление самосознания, выделение своего «Я», которое обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу, возникает лишь  после 4 лет  (А.А. Катаева, Е.А.Стребелева). Такие дети испытывают трудности в понимании и осмыслении своего каждодневного опыта, а также жизни людей и событий, окружающих их. Для них характерны недифференцированность эмоциональных реакций, несформированность способов  выражения  адекватных эмоций в повседневной жизни. В поведении дошкольников с нарушением интеллекта преобладают импульсивные действия и сиюминутные желания. Все эти особенности отрицательно сказываются на формировании поведения и становлении личности такого ребенка (Т.А.Власова, О.П.Гаврилушкина, Е.А.Екжанова, С.Д.Забрамная, А.А.Катаева, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, Н.Д.Соколова, Е.А. Стребелева и др.).

У детей с задержками психического развития, в отличие от детей с нарушением интеллекта, потребностная сфера выражена в целом более наглядно, но она не соответствует физическому возрасту детей. При целенаправленной развивающей и коррекционной  работе  ребенок  постепенно начинает осознавать свою несостоятельность, что проявляется в неуспеваемости. Осознание своего отличия от других детей, с одной стороны, ведет к осознанию своей неполноценности, а с другой – к попыткам личностной компенсации (в какой-либо другой сфере).

У слепых детей, в связи с отсутствием информации, поступающей через органы зрения, и в связи с задержкой по этой причине общего психического развития, происходит задержка многих социальных потребностей по типу «детского инфантилизма» (Л.И.Акатов). Все эти и другие негативные моменты в развитии потребностной сферы детей, имеющих жизненные ограничения, безусловно, отрицательно сказываются и на общем развитии. Однако учет общих закономерностей их развития, а также индивидуальных особенностей ребенка помогает более полно реализовать имеющийся внутренний потенциал  и сформировать потребности, повышающие социально значимую личностную активность.

Значимость социального воспитания и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов дают основание считать данное исследование актуальным.Несмотря на потенциально  сохранные  возможности интеллектуального развития, дети с задержкой  психического  развития  испытывают трудности в установлении контакта со взрослыми, дружеских отношений со сверстниками, самоконтроле своего поведения.

Недостаточный уровень развития игровой деятельности детей. Такие дети преимущественно играют в сюжетно-ролевые игры, отражая в них традиционные бытовые и профессиональные сюжеты. Наряду с предметно-игровыми, используются замещающие и изобразительные действия. Вербальное пояснение изобразительных и игровых действий отсутствует, что ведет к непониманию действий партнера и рассогласованию замыслов  детей в игре. Игра превращается в параллельную, где дети исполняют одинаковые роли и копируют действия друг друга.

Ролевые диалоги коротки и слиты с обозначением игровых событий. Они не связаны по содержанию, и дети не всегда понимают друг друга. Как следствие – негативная оценка детьми друг друга, создающая отрицательный эмоциональный фон игрового общения и определяющая переход от совместной игры  к  индивидуальной. Игровые объединения неустойчивы.

Обнаруживая стремление к организационному общению в игровой деятельности, дошкольники с задержкой психического развития не удерживают его цели, не умеют согласовывать замыслы со сверстниками, что приводит к прекращению совместной деятельности или возникновению конфликтов. Эти особенности обусловлены тем, что дети старшего дошкольного возраста данной категории зачастую не могут самостоятельно организовать совместную деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры. Необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

Такие дети в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники, подвластны авторитету взрослых. Большинство родителей, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития, не ориентированы на ребенка, как на развивающуюся личность, не всегда адекватно оценивают поступки ребенка, не объясняют ему причинно-следственные связи того или иного поведения, что создает трудности в социальном развитии ребенка.

Социальное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития предполагает:

– формирование навыков адекватного социального поведения;

– развитие потребности в общении в процессе совместной деятельности;

– развитие познавательных интересов, воображения и творческой активности;

– формирование умений проявлять эмоциональную отзывчивость;

– развитие умений соотносить свои действия, установки с потребностями партнеров по общению.

У детей дошкольного возраста с нарушением зрения слабо сформирована потребность в общении, особенно со сверстниками.

Дошкольники могут объединяться для игры самостоятельно, но при этом каждый ребенок развивает свой сюжет, содержанием индивидуальной деятельности является моделирование предметных действий взрослых. Ролевое общение происходит в виде отдельных реплик.

У 60% детей с нарушением зрения можно отметить стремление к объединению, когда один ребенок приглашает в игру другого. Но, в силу недостаточно развитых навыков коммуникативного взаимодействия, ребенок-инициатор не может поставить игровую задачу, четко сформулировать её, что не способствует полноценному развитию сюжета игры.

 Дети после обозначения своей роли словом, затрудняется в ее исполнении. У детей с нарушением зрения роль реализуется при помощи предметных действий. Лишь у 30% дошкольников можно наблюдать ролевой диалог и игровые действия, приводящие к  полноценной реализации  своей роли. Однако, как правило, эти роли реализуются в рамках двух-трех знакомых бытовых сюжетов, они традиционны, постоянны, устойчивы, дети очень редко привносят в них что-то новое.

Попытки  совместных  действий  в процессе игры у детей с нарушением зрения чаще всего вызывают конфликты, основными причинами которых являются неподчинение своих интересов интересам других детей по поводу выбора игрушек, сюжета и распределения ролей. Возникновение конфликтных ситуаций в значительной степени объясняется трудностями организации совместной игры, контроля за действиями своих партнеров, понимания функциональных отношений при реализации взятой на себя роли. Разногласия самостоятельно дошкольники не улаживают, но действуют под руководством и принимают помощь со стороны воспитателя.

80% детей с нарушением зрения затрудняются подчиняться правилам, которые организуют их поведение. Это объясняется слабым владением навыками предметной деятельности, навыками совместного общения со взрослыми и сверстниками, низкими возможностями вербализации и опыта социальных отношений.

Эмоциональные предпочтения в процессе коммуникативного взаимодействия характеризуются тем, что дети в большей мере предпочитают общаться с родителями, игнорируя при этом общение со сверстниками.

Для детей данной категории значимым социальным окружением является семья,  наличие опыта общения со  сверстниками находится  на низком уровне развития.

Результаты опроса педагогов, воспитывающих детей с нарушением зрения и нормально развивающихся сверстников, показали, что характер отношения к ребенку в процессе общения находится на высоком уровне. Воспитатели понимают необходимость формирования умений межличностного общения у детей; систематично и последовательно используют методы и приемы, способствующие формированию у детей коммуникативных умений; соблюдают этику общения с детьми.

Данные опроса родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, показали, они понимают необходимость формирования умений межличностного общения, но при этом не всегда соблюдают этику общения с детьми, а также нормы межличностного общения между собой в присутствии ребенка.

Особенности социального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения: коммуникативное взаимодействие находится на более низком уровне развития, в сравнении с развитием общения нормально развивающихся сверстников; не сформирован мотивационный компонент коммуникативной деятельности, что проявляется в отсутствии потребности во взаимодействии и общении с окружающими; дошкольники недостаточно владеют средствами вербального и невербального общения.

Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения предполагает:

– формирование навыков социального поведения;

– развитие потребности в общении в процессе совместной деятельности;

– формирование умений проявлять эмоциональную отзывчивость;

– развитие средств вербального и невербального общения.

Таким образом, направления социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:

1) формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии;

2) формирование умения адекватно выражать свои чувства в социально приемлемой форме;

3) развитие умения конструктивно решать различные проблемные ситуации взаимодействия;

4) развитие самоконтроля, предпосылок произвольного поведения.

Комплексный подход и проявление активности всех участников воспитательного процесса будут способствовать социальному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы.

  1. Акатов Л.И.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  2. Екжанова Е.А., Резникова Е.А. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.
  3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. – №1. – С. 6–22.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. «Основы интегрированного обучения: пособие для вузов»

с новыми проблемами, выявившимися в ходе системного обучения и воспитания, рекомендуется направлять на ПМПК и в середине учебного года.

Родителей необходимо специально готовить к обследованию ребенка в ПМПК. Они должны знать, что при любых рекомендациях специалистов (например, о целесообразности обучения ребенка в специальном учреждении или группе) именно за родителями остается право выбора формы обучения. Если они высказывают желание продолжить его обучение в группе кратковременного пребывания, оно должно быть удовлетворено.

Наполняемость группы кратковременного пребывания аналогична наполняемости группы компенсирующего обучения. Как правило, в ней обучаются от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений и наличия детей с тяжелыми комбинированными нарушениями.

В Институте коррекционной педагогики РАО отработана модель организации помощи детям с органическими поражениями ЦНС в группах кратковременного пребывания. Наполняемость группы – 10 детей с нарушением интеллекта, из них 2 ребенка с глубокой умственной отсталостью.

Нагрузка учителя-дефектолога(20 ч), сопровождающего детей с нарушением интеллекта, распределяется следующим образом:

♥4 ч в неделю на занятия с двумя глубоко умственно отсталыми детьми раннего возраста, которые посещают группу 2 раза в неделю;

♥12 ч в неделю на занятия с четырьмя детьми, которые посещают группу 3 раза в неделю;

♥4 ч в неделю на занятия с четырьмя детьми, посещающими группу 1 раз в неделю.25 Для учреждения важно, что открытие группы кратковременного пребывания не тре-

бует выделения дополнительных средств и ставок: в ней работает тот же педагогический, медицинский и технический персонал, что и в других специальных группах. Исходя из особенностей функционирования такой группы (занятия индивидуальные и малыми группами) нет необходимости привлекать к работе в ней воспитателей.

Работу группы кратковременного пребывания в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ обеспечивают следующие сотрудники (из расчета на одну группу):

♥учитель-дефектолог(олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед) – 1

ставка;

♥практический психолог (педагог-психолог)– 0,25 ставки;

♥музыкальный руководитель – 0,25 ставки;

♥воспитатель по физической культуре – 0,25 ставки;

♥помощник воспитателя – 0,5 ставки;

♥врач-невропатолог(психоневролог) – 0,25 ставки;

♥медицинская сестра – 0,25 ставки.

Кроме того, для работы в группе детей с нарушенным слухом привлекается сурдотехник – 0,25 ставки, а в группе детей с нарушенным зрением – медицинская сестраортоптистка

– 0,5 ставки и учитель-дефектолог-логопед– 0,25 ставки.

На каждого воспитанника группы кратковременного пребывания разрабатывается индивидуальная программа развития. Она планируется на небольшой срок, два-тримесяца,

иразрабатывается по следующим направлениям:

♥условия и правила проведения коррекционно-педагогическойработы с ребенком в

семье;

25См.: Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическими поражениями центральной нервной системы

вгруппах кратковременного пребывания / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 2003. С. 102.

studfiles.net

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Мыскова Светлана ВладимировнаЕремеева Светлана Валериановна

Учитель-логопед, МБУ детский сад № 104 "Соловушка", г.о. Тольятти, Самарская областьВоспитатель, МБУ детский сад № 104 "Соловушка", г.о. Тольятти, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мыскова С.В., Еремеева С.В. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ФГОС ДО // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 30.08.2018).

Заказ № 56017

 

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование в соответствии с ФГОС ДО должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Совместная работа логопедов и воспитателей является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение организованной образовательной деятельности, индивидуальной или подгрупповой деятельности, интегрированной образовательной деятельности, проектной и исследовательской деятельности, досуговой деятельности, просветительской работы: оформление стендов и уголков в помощь родителям, консультации, беседы, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

Всем известно, что в логопедических группах предъявляемый учебный материал для детей с ОНР разделен на лексические темы, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Для того чтобы обучение было непринужденным и увлекательным на занятиях мы используем красочный демонстрационный и раздаточный материал, тщательно отбираем лексический материал (отдельные слова, стихи, загадки, рассказы и сказки), используем пальчиковую гимнастику, динамические паузы, упражнения с использованием различных анализаторов и т.д. (Рисунок №1).

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

  • развитию всех компонентов речи;
  • формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
  • развитию познавательных процессов;
  • развитию творческих способностей детей;
  • воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Используя в своей работе с детьми многочисленные рекомендации и пособия различных авторов, мы разрабатываем конспекты и сценарии интегрированных мероприятий (занятия, праздники и развлечения, проектная и исследовательская деятельность и др.), которые носят коррекционно-развивающий характер, оказывают специфическое воздействие на становление речи (Рисунок №2).

Во время организованной деятельности дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих мероприятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность (Рисунок №3), хороводные игры с пением и подвижные игры.

Педагогами группы создаются условия реализации инклюзивного образовательного процесса, одно из которых: организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. (Рисунок №4, №5).

 

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
  2.  Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей / Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой. М.: Просвещение, 2008.
  3. Рабочая программа коррекционной работы в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР. Часть 1: 1 год обучения. МБУ д/с комбинированного вида № 104 «Соловушка» г. о. Тольятти.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционная работа в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  5. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / под. ред. Л.С. Сековец. М.: АРКТИ, 2005.

kssovushka.ru

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными ими данными).

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

- беседа с родителями;

- изучение медицинской карты ребенка;

- обследование физического развития;

- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья следующая:

Дефектолог и педагог-психолог:

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

infourok.ru