Чем отличаются дефицит и профицит бюджета? Дефицит профицит и


5. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

Вопрос 1. Дефицит (профицит) бюджета

Понятие дефицита (профицита) бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета в принципе могут быть сбалансирова­ны. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и име­ет место дефицит или профицит.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Такой концепту­альный подход к понятию дефицита не случаен. Он позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления по­крывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государ­ственной политики кредиты за счет доходов, официальных транс­фертов и сумм, получаемых от погашения ранее выданных им займов, без увеличения своих долговых обязательств и без умень­шения объема ликвидных средств.

Дефицит бюджетов органов государственного управления пред­ставляет собой ту часть расходов и валового кредитования, которая превышает поступления доходов, сумм, полученных в погашение ранее выданных кредитов и полученных официальных трансфер­тов. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина ко­торого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Профицит. В случае превышения доходов органов государствен­ного управления над их расходами профицит составляет ту часть доходов и полученных официальных трансфертов, которая превы­шает расходы.

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и воз­можности использования государственных финансов для регули­рования экономического развития путем изменения государ­ственных доходов и расходов. Наряду с этим, существуют кассо­вые разрывы между временем поступления доходов и временем осуществления расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми показателя­ми, характеризующими поступление и расходование денежных средств сектором государственного управления. Наличие дефи­цита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Причины дефицита бюджета. Дефицит бюджета возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами де­фицита бюджета являются войны, расходы на военные нужды в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП сокращается, автоматически сокра­щаются также налоговые поступления. В то же время расходы со­храняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возни­кает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы и неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью, в частности с расходами на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др. Негативное влияние на доходы бюджета и, соответ­ственно, на размеры дефицита оказывает неустойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота при­водят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов де­нег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет. Нерациональная налоговая поли­тика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Финансирование дефицита бюджета. Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Финансирование дефицита государствен­ного бюджета равно величине дефицита и представляет собой по­крытие недостатка доходов за счет займов или эмиссии новых де­нег. В случае если расходы и чистое кредитование растут быстрее, чем доходы и получаемые трансферты, потребность в заемных средствах возрастает. Международная практика финансирования бюджетного дефицита свидетельствует о том, что для обеспечения экономического развития достаточно лишь рефинансирования государственных обязательств. При рефинансировании государ­ственного долга погашение ранее выпущенных займов произво­дится за счет выручки от выпуска новых, т.е. продажи новых облигаций и использования части полученных средств для выплаты держателям погашаемых облигаций или же получения новых кре­дитов и погашения за их счет ранее полученных. Таким образом, обязательства перед кредиторами выполняются за счет новых зай­мов, а кредиторы получают проценты за предоставляемые средства. В случае если приток новых займов ослабевает и становится мень­ше затрат по погашению долга, то в целях увеличения заинтересо­ванности инвесторов в предоставлении новых займов могут быть увеличены проценты по прямым кредитам и государственным цен­ным бумагам. В случае уменьшения потребности в займах процент­ные платежи могут быть уменьшены.

Сальдо производимых расходов и поступающих доходов имеет важное значение для государственного регулирования экономики. Специфика его воздействия на экономическое развитие определя­ется источниками финансирования отрицательного сальдо (дефи­цита) и направлениями использования превышения доходов над расходами (профицита). Оно осуществляется двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии но­вых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управле­ния остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, ка­тегория финансирования включает государственное заимствова­ние, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с по­мощью займов государство привлекает свободные денежные сред­ства других секторов экономики и внешнего мира, используя раз­личные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от банков, международ­ных организаций развития, правительств других стран. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлека­тельность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность. Вместе с тем эта надежность не является абсолютной. В частности, государственные ценные бумаги очень чувствительны к изменениям процентных ставок. В этом смысле государственные облигации являются все же рисковыми, даже если не грозит опас­ность дефолта, поскольку их курс может упасть в условиях роста процентных ставок. Рассматривать государственные ценные бума­ги как полностью безрисковые было бы заблуждением.

Государственное заимствование и изменение остатков ликвид­ных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способ­ствует развитию инфляционных процессов. В условиях неразвито­го рынка государственных ценных бумаг займы у Центрального банка являются основным внутренним источником финансирова­ния дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рын­ка государственных долговых обязательств органы государствен­ного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобре­тенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Изменение остатков денежных средств между на­чалом и концом бюджетного периода отражает разницу между все­ми поступлениями и платежами за данный период. Отрицательная величина свидетельствует о том, что поступления средств превы­шают платежи. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая ре­зервов ликвидных средств. Включение изменения остатков средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие ана­логично операциям заимствования. Использование ранее накоп­ленных ресурсов приводит к увеличению общего спроса в эконо­мике, как и получение кредитов у Центрального банка, поскольку и в том и в другом случае финансовые ресурсы для других секторов экономики в текущем периоде не уменьшаются. Увеличение ос­татков средств органов государственного управления на банков­ских счетах ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в дан­ном периоде.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счёт внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платеж­ный баланс и рост экономической активности различно.

studfiles.net

Чем отличаются дефицит и профицит бюджета?

Понятие «бюджет» трактуется двояким образом.Во-первых, как совокупность денежных средств, которыми располагает экономический субъект.Во-вторых, как соотношение доходов или как баланс денежных средств, характеризующих их поступления и расходы в течение определенного периода (обычно года).Оба эти определения применимы к понятию «государственный бюджет».

Прежде всего государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций.

Очевидно, что эти средства государству должны откуда-то поступать и на что-то расходоваться. При этом государству в отличие от других субъектов должны быть хорошо известны источники поступлений средств и адреса расходов. Вот почему формирование госбюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и расходов государства. Такая смета воплощается в финансовом плане, в котором с учетом текущего состояния экономики и ее перспектив, а также стоящих перед ним задач, определяется объем поступлений в государственную казну, их источник и основные направления использования бюджетных средств. Так что госбюджет предстает как основной финансовый план государства.

Вначале этот план существует в виде проекта, который составляется министерством финансов и выносится на обсуждение высшего законодательного органа (такого, как Верховная Рада). В него вносятся поправки, которые согласовываются, затем бюджет утверждается и становится законом. Тем самым государственный бюджет предстает как законодательно утвержденный основной финансовый план государства.

После того как госбюджет принят, начинается его исполнение. С одной стороны, обеспечивается поступление денежных средств в централизованный фонд государства. Это называется исполнением статей доходов госбюджета. С другой стороны, средства централизованного фонда направляются по разным назначениям. То есть происходит исполнение статей расходов госбюджета.

Следует отметить, что финансовые планы доходов и расходов составляются на разных уровнях государственной власти: местном (муниципальном), областном, республиканском, федеральном. Совокупность доходов и расходов на всех уровнях государственной власти образует консолидированный бюджет, или бюджетную систему государства. Тем самым действует принцип единства и самостоятельности бюджетов.

Единство предполагает учет единых правил, форм и требований при формировании и использовании средств бюджета. Самостоятельность предполагает наличие собственных источников и собственных адресных расходов.

Нередко в бюджете выделяются ассигнования на текущие (обязательные) расходы и на развитие, от которых можно отказаться, если нет средств.

Чем отличаются дефицит и профицит бюджета?

В качестве финансового плана госбюджет состоит из двух частей: статей доходов и статей расходов. Если сумма расходов равна сумме доходов, то бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если наоборот – есть превышение расходов над доходами – то это означает наличие бюджетного дефицита. Для поддержания стабильности в экономике правительство стремится к тому, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% ВВП страны.

Обычно дефицит закладывается уже при составлении государственного бюджета. Наличие последнего является одной из причин инфляции, так как он обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обращение. Доход, образующийся у государства в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, называется сеньоражем.

Считается, что профицит лучше дефицита, поскольку он сдерживает инфляционные процессы. Однако адекватную оценку госбюджету нельзя дать без рассмотрения структуры, определяемой в первую очередь статьями его расходов.

topknowledge.ru

15. Дефицит и профицит бюджета. Бюджетное право

15. Дефицит и профицит бюджета

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Если бюджет на очередной финансовый год предполагает превышение расходов над его доходами, нормативный правовой акт о бюджете обязательно должен содержать нормы, устанавливающие источники финансирования дефицита бюджета. При принятии бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим правовым актом о бюджете может предусматриваться привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Поскольку дефицит бюджета имеет определяющее значение для оценки состояния экономики и финансов, в бюджетном законодательстве РФ уделено повышенное внимание проблеме законодательного ограничения размеров бюджетного дефицита, а также источников финансирования дефицита бюджета. Статьей 92 БК РФ ограничивается предельный размер дефицита бюджетов всех уровней. Для федерального бюджета размер дефицита ограничивается суммарным объемом бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Для бюджета субъекта РФ предельный размер дефицита бюджета составляет 15 % объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Предельный дефицит местных бюджетов составляет 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. При этом при утверждении в бюджете поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Федерации или местного бюджета может превышать указанные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы различные источники, установленные действующим бюджетным законодательством. Источники финансирования бюджетного дефицита делятся на внешние и внутренние. Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов всех уровней установлена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115–ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Конкретные источники финансирования дефицита соответствующего бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в нормативном правовом акте о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом ст. 93 БК РФ запрещает использование в качестве источников финансирования дефицита бюджета кредитов Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при их первичном размещении. Аналогичный запрет содержит и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

определение понятия, сбалансированность бюджета, платежный баланс, влияние на экономику государства и отличия от дефицита.

Добавлено в закладки: 0

Что такое профицит бюджета? Описание и определение понятия.

Профицит бюджета — это понятие предполагает превышение уровня доходов над расходами. Данное экономическое понятие подразумевает, что доходная составляющая часть бюджета в значительной мере превышает расходную часть.

Один из наиболее главных составляющих оформления госплана прибыли и расходов – это сбалансированность бюджета. Если рассматривать экономические ситуации в их идеальном виде то суммы затрат, а также прибыли должны быть равны между собой. Однако в реальности эти показатели очень редко бывают полностью одинаковыми. Именно из-за этого возникают два понятия такие как дефицит и профицит бюджета, эти понятия характеризуют собой сложившуюся экономическую ситуацию в деятельности государства, однако каждое из этих понятий можно рассматривать двояко, поскольку долги не всегда могут повлиять негативно на ситуацию в стране, а выгоды зачастую достигаются не самым лучшим путем. Именно поэтому самый лучший залог успеха – это полная сбалансированность. Но для того, чтобы хорошо понять, а также осмыслить всю общую картину экономического положения страны, нужно рассмотреть эти два понятия: дефицит бюджета, его расходы, доходы, а также профицит.

Рассмотрим более детально, что значит профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы и основные статьи расходов

Если рассмотреть само понятие бюджетной системы, то мы увидим что это совокупность определенных частей и его составляющих. Если рассматривать бюджет страны, то стоит задуматься над тем, какие субъекты играют роль в его формировании, а также в его использовании. Самая маленькая единица рассматривая в системе – это местное финансирование средств, которые уходят в этот бюджет, и используется только в одном городе, в районе или в посёлке. Кроме всего этого, консолидация бюджета может в значительной степени отличаются от этих показателей, которые дают отдельные субъекты. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета, с одной стороны экономика расцветала и средств хватало для того, чтобы покрыть долги. Однако с другой стороны показатели консолидированного бюджета говорили о дефиците. Поэтому такая ситуация оценивалась двояко, некоторые придерживались мнения, что профицит – это достижение, другие же считали, что это упущение со стороны правительства.

Расход – это общая сумма всех затрат, которые нужно осуществлять для того, чтобы получить определенные блага. Каждый из нас знаком с таким понятием. Однако, на государственном уровне масштаб расходов огромен, экономисты конечно со своей стороны проделывают всю необходимую работу для того, чтобы рассчитать все статьи возможных расходов и самым лучшим образом составить план и добиться сбалансированности, а также избежать в следствии этого дефицита или профицита бюджета. Рассмотрим расходы страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • управленческие;
  • чрезвычайные затраты.

В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности государства, величина затрат опережает все разумные выгоды, если рассмотреть высказывания Вагнера то можно согласиться с сделанным и выводом он сказал: «в странах где развита экономическая промышленность, расходы образуются намного быстрее, чем национальный доход».

Вся проблема в росте материальной прибыли государства скрывается в том, что основная часть уходит на налоговые сборы, 84% от общей величины федерального бюджета составляют как раз такие обязательные платежи со стороны граждан и юридических лиц, вся оставшаяся часть составляет прибыль от внешнеэкономической деятельности или собственности, которая остается в аренду.

Дефицит и профицит госбюджета целиком и полностью зависит от того, насколько своевременно поступают налоги, а также выплачена ли их полная сумма.

Понятие дефицита

Дефицит, как многие из нас знают — это отрицательная разница выявленная в сравнении между доходами и убытками. Современные государства в наше время существуют в условиях сумм, которые в значительной степени превышают затраты. Несмотря на то, что дефицит имеет явные недостатки в бюджете, очень многие экономисты считают его лекарством. Как они это объясняют? А объясняют таким образом, что недостаток средств является хорошим стимулом для правительства для того, чтобы пересмотреть планы развития. Именно это дает толчок для развития сельского хозяйства, промышленности, а также для увеличения объемов экспорта. Однако, нельзя забывать о том, что быстрый рост внешних долгов никогда не сможет превысить графу доходов и выгод в самой стране. Огромная разница и величина обязательств по сравнению со всеми доходами поражает объем уровня инфляции и часто такое явление считается следствием дефолта. Причины образования дефицита кроются во множестве факторов и чаще всего превышение доходов над расходами является следствием следующих ситуаций:

  • упадок производства или его довольно таки и низкая производительность;
  • значительный и стремительный рост безработицы в государстве;
  • неконтролируемые расходы;
  • значительные затраты выходящие на военное оружие и на администрации.

Стоит помнить, что не во всех случаях возникновения дефицита связано с отсутствием не проницательности или плохого планирования.

Экономическая система и ее положение в государстве

Часто причиной таких ситуаций являются военные действия или же природные катаклизмы, которые не всегда можно предвидеть и учесть. А ведь именно важно обратить внимание на то, куда тратятся средства. Рассмотрим способы для покрытия расходов в случаях, когда происходит чрезвычайные ситуации. Правительство должно правильно и безболезненно решать подобные проблемы. Однако, из-за того, что местные органы управления не имеют контроля, это приводит к тому, что возникает дефицит бюджета, который в следствии имеет отображение на всех показателях.

Рассмотрим что такое консолидация бюджета. Если посмотреть на мировую практику, то существуют сразу несколько методов для борьбы с кризисными ситуациями:

  • Первый метод – государственный заем у страны-партнера;
  • Второй метод – усиления налогового режима;
  • третий метод – формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из этих способов имеет конечно же своей как преимущества так и недостатки. Последние два метода упомянутые выше вызывают недовольство граждан, а также конфликты внутри государства и могут только на короткое время улучшить положение в стране. Способ поднятия налогов обычно приводит к тому, что растет уровень безработицы и граждане уходят в тень от выполнения обязательств перед государством. В конечном итоге всё заканчивается тем, что страна рискуют получить еще меньше средств, чем поступало до этого в основной бюджет. Заем материальных средств у других государств чаще всего наиболее подходящее решение для того, чтобы выйти из трудных ситуаций. Особенно это является хорошим способом, если трудности возникли из-за чрезвычайных происшествий и в скором времени баланс будет восстановлен.

Рассмотрим влияние профицита государства на бюджет. Мы рассмотрели как влияет дефицит средств на государство. Однако, что происходит в случаях, когда разница между доходами и расходами установится в плюсе. Можно ли говорить об остатке средств как о прибыли? Конечно, личные деньги это лучше чем растущие долги – подумает каждый гражданин. Однако, экономисты придерживаются другого мнения.

Профицит бюджета – это сэкономленные средства и они направляются в основном для погашения государственных долгов. Однако, при этом нельзя забывать о том, с помощью каких методов образовывается такой накопленный остаток. Если это является следствием того, что уменьшается отсутствие финансирования отдельных субъектов в экономике страны, то ничего хорошего в итоге это не принесет, ведь из-за этого начинает хромать отрасль, на которую было потрачено и вложено меньше денег, чем было необходимо. Однако, если средства были направлены на все отрасли и использовались в нужном объеме и суммах, то тогда сэкономленная часть не принесет ущерба деятельности и в тоже время принесет дополнительную пользу, результатом этого будет положительное влияние на бюджет страны.

Бездефицитность разных уровней

Показатели как самой экономической деятельности, так и административных подразделений может в значительной степени иметь существенное отличие. Например, на местном уровне средств может не хватать, и они могут образовать долги. Однако, в тоже время на общегосударственном уровне дела могут обстоять совсем иначе и может даже сформироваться положительный остаток, при этом получается что профицит бюджета еще ничего не говорит о безупречном состоянии, в котором находится экономика. Для того, чтобы провести качественный анализ, нужно рассмотреть показатели местного и регионального, а также Федерального и консолидированного бюджета. Полученная разница всех конечных результатов будет зависит от некоторых факторов: достаточное финансирование, рациональное использование, а также фактор коррупции. Как показывает реальность – в последнее время самые острые проблемы сбалансированности бюджета состоят именно в региональном и местном уровне. Возможность достигнуть сбалансированности и процветания является следствием соблюдения принципа сбалансированности бюджета.

Если происходит грамотное распределение средств, тогда удается не только избежать дефицита и профицита, но и даже исправить неудачные ситуации прошлого периода.

Тогда сбалансированность экономики будет приносить успех стране, для этого необходим четкий взгляд на следующие понятия: нельзя заранее завышать, а также занижать планку в местах, которые касаются экономики. Допущение фактора дефицита противоречит идеям хорошего планирования. Зная то, что профицит бюджета это тоже не самый лучший показатель, лучше и его обойти вовсе. Самая лучшая и единственная цель, к которой нужно стремиться для правильного распределения бюджета – это баланс.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается каждое государство, и которого еще никто не смог избежать. Исключительно только самый лучший и качественный анализ всех ситуаций, а также строгий контроль и регулирование местных, а также региональных органов в подтверждении с законодательными актами, могут уравновесить два противоположных друг другу состояния экономического развития. Немаловажно при этом и хорошо развитая налоговая система, которая не давала бы причин гражданам страны избегать уплаты налогов.

Профицит также является следствием товарного излишка, то есть превышение объема предложений над величиной спроса на товар со стороны граждан. В производстве профицит является превышением экспорта над импортом, поэтому важно рассмотреть вопрос о платежном балансе или превышении поступлений материальных средств над их расходами. Иначе говоря, это называется активным платежным балансом. Профицит также является следствием избытка какого-то одного ресурса или же фактора производства, когда обнаруживается фактор присутствия профицита, то он сокращается путем уменьшения доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи государственных запасов или ресурсов. Другой способ состоит в том, что средства могут направляться на погашение долгов или денежные средства могут частично направляться на другие уровни.

Отличия профицита и дефицита

Можно отдельно отметить отличия профицита и дефицита. Эти понятия абсолютно противоположны друг друга и возникают вследствие разных и совершенно противоположных причин. Единственное что их связывает, так это то, что они оба говорят о том, что внутри экономической политики отсутствует баланс. При этом дефицит может возникать в следующих случаях:

  • кризисное явление;
  • неспособности нынешнего правительства регулировать внутренние финансовые потоки;
  • воины внутри страны или революции;
  • стихийные бедствия;
  • огромное количество национальных ресурсов уходит на укрепление обороны в мирное время;
  • быстрые темпы роста издержек социального характера;
  • реструктуризация производственной сетки страны.

На первый взгляд кому-то может показаться, что ситуация, в следствии которой расходы значительной степени превышают доходы, не является катастрофической и гораздо лучше когда денежных средств больше. Но на самом деле профицит, как мы уже коснулись этой темы выше, оказывает не менее пагубное влияние, чем дефицит. Кроме того, многие страны существуют и функционируют при самой острой сбалансированности доходов и расходов, и расходы при всем при этом, могут в значительно большей степени превышать доходы, поэтому государства имеют несбалансированный бюджет.

Профицит имеет разные виды. Если переводить этот термин с латинского языка, то он будет означать «рост» и «повышение», а повышаться в стране может что угодно. Особенно это касается бюджета страны, поскольку бюджет – это сводный план доходов и расходов домохозяйств и фирм, а также муниципальных образований утверждённый на 2 года. Профицит бюджета – это превышение доходов над затратами государства. Если посмотреть на это со стороны государственного бюджета, то это баланс доходов и затрат за определенный ограниченный период времени, чаще всего за год. Основной финансовый план страны, который был принят законодательным органом, и денежные потоки на территории государства, могут разделяться на 3 уровня:

  • первый – федеральный бюджет;
  • второй – региональный;
  • третий – местный.

Доходы и издержки это две главных части любого бюджета, каждое правительство хочет достигнуть того, чтобы обе части были в полном равновесии между собой, что является на языке экономистов – балансом. На самом деле, как показала история, баланса достичь практически невозможно. Именно поэтому важно знать, что означают оба понятия и знать обо всех их плюсах и минусах.

Бюджетный профицит и его последствия за счёт дополнительной прибыли, полученной в условиях наиболее высоких экспортных цен, формируется изолированной частью федерального бюджета. Такая часть финансовых ресурсов называется – финансовый резерв. Источником его образования принято считать свободные остатки денежных средств федерального бюджета. Вследствие увеличения доходов и расходов госбюджета растут и количественные показатели общей денежной массы, которые повышают уровень жизни граждан, в результате чего хорошо развивается инфраструктура. Вследствие этого появляется ревальвация, или повышение курса национальной валюты в стране, а также дефляция. Также как и в случае, когда увеличение денежной массы происходит по причине притока национальной валюты, государство сталкивается с девальвацией, и соответственно этому инфляция с неизменным ростом стоимости цен на товары расчёт, а также анализ макроэкономических показателей в стране определяется профицитным платежом баланса, как значительной степени преобладания потока любых денежных средств с заграницы. Остаток с доходной части платежного баланса в стране является следствием, прежде всего, товарообмена в стране услугами, а также капитала между определённой страной и другими странами в мире.

По сути, это выглядит как балансовый отчет, в котором зафиксированы с одной стороны – внешней поступления, с другой стороны – отображаются платежи, производимые за границу. В течение определенного периода времени, структура платежного баланса – это своего рода показатель, который отображает существующую ситуацию и суммарные части всех валютных поступлений в страну, которые сами по себе превышают общий отток денежных средств за пределы страны.

Последствия профицита платежного баланса

Профицит платежного баланса вызывают следующие факторы:

  • увеличение доходов и расходов бюджета государства;
  • развитие инфраструктуры;
  • повышение качества и уровня жизни граждан в стране;
  • увеличение денежной массы в государстве;
  • направлении денежных средств на поддержку хозяйственной деятельности.

Также необходимо отметить, что рост доходной части профицита торгового баланса в стране – это разница между ценой на экспорт и ценой на импорт за определенный отрезок времени.

Способов избавиться от ненужных товаров или излишков материальных средств достаточно много. Однако, их нужно направить в необходимое русло и сделать это необходимо, потому что избыточный товарный запас, например, требует значительных ресурсов компании, таких как хранения на складе, замороженные средства, инвентаризация, учет и анализ и так далее. Наибольшую опасность избыток товара предоставляет для компании в случае, когда она находится на стадии внедрения на рынок или же на той стадии, когда компания переживает периоды выживания, то есть в моменты, когда больше всего необходимы ресурсы и средства. Если для компании внешняя система менее важна, чем решение проблем внутри, то излишки могут быть смертельно опасными для всей компании.

Мы коротко рассмотрели что такое профицит бюджета, его особенности и отличия от дефицита, влияние на экономическую ситуацию в государстве и роль фактора сбалансированности бюджета. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Дефицит и профицит бюджета

ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА Цель занятия – изучение дефицита и источников его покрытия, а также изучение профицита и особенностей его распределения
  1. Бюджетный дефицит и способы его снижения

В идеале бюджет любого уровня должен быть сбалансирован т.е. расходы = доходам. Однако на практике часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые расходы. Что является причиной возникновения бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит – это ситуация, при которой уровень государственных расходов выше уровня государственных доходов. Причины возникновения бюджетного дефицита:
  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. (инфляция, спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров)
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Неэффективность налоговой и кредитной политики.
  6. Рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами
  7. Коррупция в государственном секторе.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин.

Во-первых, объём государственных расходов очень велик, многие из них не подлежат сокращению, снижение других затрагивает интересы различных групп населения, а находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно Способы финансирования бюджета:

  • Дополнительная денежная эмиссия
  • Экономия бюджетных расходов
  • Увеличение налоговых ставок
  • Увеличение цен на товары и услуги государственных предприятий
  • Внутренние государственные займы.
  • Получение международных кредитов (ведет к увеличению внешнего долга государства)
  • Сдача золотовалютного резерва в залог кредита
  • Продажа государственной собственности (недвижимость, территории)
  • Конфискация средств со счетов физических и юридических лиц (банковские счета)
На практике универсального способа снижения бюджетного дефицита не существует. Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. (Так было, например, в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме.) Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Теоретически бюджетный дефицит может стимулировать развитие экономики, но в истории пока таких случаев не было.

Бюджеты подавляющего большинства государств мира являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может привести к экономическим и социальным кризисам, возникающим за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

  1. Бюджетный профицит и его распределение

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит.

Профицитом бюджета называют ситуацию при которой уровень государственных доходов выше уровня государственных расходов. Т.е. возникновение дополнительных средств в бюджете.

Профицит может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним).

Основные причины возникновения профицита:
  1. Профицит в следствие роста цен на различные виды энергоносителей на мировых рынках. (в том числе и на нефть) (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 2000 г) Т. е изменения цен на определенные виды товаров и услуг на мировом рынке могут дать стране дополнительную прибыль, собственно благодаря чему профицит и образуется.
  2. Самой благоприятной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост (экономический профицит). Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных предприятий приносит чистый доход.
  3. Благоприятно сложившаяся конъюнктура товаров на мировых рынках, но поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются такой профицит является недолговременным.(спрос и предложение)
  4. Налоговый профицит возникает в результате повышения государством налоговых ставок.
  5. Нормативный профицит бюджета он иногда закладывается непосредственно в бюджет, т. е. он может быть спрогнозированным, когда собранные средства превышают сумму запланированных расходов, но составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Профицит не является абсолютно положительным явлением. Т.к экономический цикл всегда развивается по синусоиде и пик экономического подъёма может являться предвестником экономического спада т.е. будущего кризиса экономики.

Направления распределения профицита бюджета:
  1. выплата государственного долга
  2. создание и стабилизация финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита, на покрытие заранее известных расходов и на непредвиденные расходы государства.
  3. финансирование отдельных статей расходов бюджета
  4. строительство объектов государственного значения
  5. улучшение и развития отдельных территорий
  6. финансирование отдельных целевых проектов и программ

На практике универсального способа распределения бюджетного профицита не существует.

Итак, увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Отрицательные стороны профицита государственного бюджета:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой нехватку финансовых ресурсов на уровне государства;
  • по причине дисбаланса заемных средств возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит проявляющийся как доходы от получаемых кредитов;
  • несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • налоговая нагрузка действительно слишком велика, и налогоплательщики вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

причины, виды и экономические последствия

    1. Понятие бюджетного дефицита и профицита, и причины их возникновения

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит-превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику-политику бюджетного дефицита.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [2, с. 269].

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

Бюджетный дефицит может быть вызван, во-первых, осуществлением крупных государственных программ развития экономики, например её структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы поспособствуют в будущем подъёму экономики и росту доходов бюджета. Во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объёма производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами. [5 стр.120].

Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казны государственного бюджета (к ним сведем все доходы государственного бюджета) можно показать графически. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рисунок 1.1). Сумма налогов, полученных государством, определяется доходом нации, т.е. она пропорциональна объему национального производства. Соответственно кривая налоговых поступлений T будет восходящей.

Налоги, государственные расходы

Бюджетный

излишек

E

G

Бюджетный

дефицит

Qe

Рисунок 1.1 - Бюджетный дефицит и излишек

Из рисунка видно, что при неизменном уровне государственных расходов, ставке налогов и низких объемах национального производства (до точки E ) будет наблюдаться бюджетный дефицит. В точке Е бюджет будет сбалансирован: расходы государства будут ровны его доходам. При значительных объемах национального производства (после точки Е) будет наблюдаться превышение доходов над расходами, те есть бюджетный излишек (профицит). [5, стр.120-121].

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов [ 2, с. 261]

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

С начала XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.

Таким образом, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

studfiles.net