Международные грузоперевозки. Cmr кто делает


Что такое CMR ?

Для международных перевозок используется товарно-транспортная накладная особой, международной формы (CMR). Составляется она в трех экземплярах, подписанных отправителем груза, а также перевозчиком. Отдельные страны требуют дополнительный экземпляр для тарифного контроля.

 

Если груз везут несколько машин, или в одной машине – несколько разных грузов, количество экземпляров документов определяется числом машин или видов груза. Перевозка опасных грузов должна отражаться в накладной: упоминается вид опасности и меры безопасности.

 

Принимая груз, перевозчик внимательно его проверяет и только тогда подписывает накладную, на втором экземпляре проставляя собственное имя с адресом. Если CMR-накладная не имеет никаких отметок перевозчика, это считается подтверждением того, что на момент приемки груза перевозчиком он был внешне исправен.

 

Международная транспортная накладная CMR содержит типовые данные, как и российские документы – информацию об отправителе и перевозчике, месте принятия груза и адресе его доставки с наименованием получателя. Кроме того, указывается характер груза и упаковки его, связанные с перевозкой платежи (таможенные и иные), инструкции по прохождению таможни. Если на груз оформляется накладная CMR, бланк может также содержать указания о запрете перегрузки, стоимость груза, сумму оплаты во время сдачи груза, а также инструкции о страховании груза, ожидаемый срок перевозки и список документов, полученных перевозчиком. Заполнение CMR-накладной производится по определенным правилам.

 

 

 

cmr накладная образец

 

 

 

П.1 – данные отправителя груза и координаты контактного лица отправителя на случай возникновения вопросов по дороге.

 

П.2 – данные получателя груза и координаты для связи на случай появления вопросов или при поиске офиса в стране назначения.

 

П.3 – адрес и телефон разгрузки, не всегда совпадающий с адресом получателя (филиал или магазин).

 

П.4 – дата и место погрузки.

 

П.5 – список приложенных документов – сертификатов качества, ветеринарных, карантинных и т.д.

 

П.6 – обозначения по ДОПОГ, если груз представляет собой опасность.

 

П.7 – количество мест данного груза. Чаще всего грузы перевозят на поддонах, и перевозчику удобнее всего, если в данном пункте будет указано число поддонов – тогда их совсем несложно пересчитать.

 

П.8 – вид упаковки – ящики или картонные коробки, мешки, бочки и т.п.

 

П.9 – название груза. П.10 – классификационный код груза.

 

П.11 – вес брутто. П.12 – объем груза в кубометрах.

 

П.13 – указания грузоотправителя, данные контракта (номер и дата), данные лицензии на вывоз. Эти документы должны уже быть на таможне или передаются перевозчиком в конверте. Поэтому в этой графе и изображен конверт. В нижней части этого же пункта приводится стоимость груза, которая объявлена.

 

П.14 – приводится госномер полуприцепа, если его возвращают из-за границы.

 

П.15 – условия оплаты поставляемого товара в соответствии с контрактом.

 

П.16 – данные перевозчика (обычно штамп).

 

П.17 – данные следующего перевозчика, если их несколько.

 

П.18 – отметки перевозчика о состоянии груза и упаковки. Если эти отметки отсутствуют, значит, перевозчик принял груз в полном порядке. Отметки проставляются в первом экземпляре и за счет самокопирующей бумаги остаются на всех экземплярах. Первый экземпляр документа остается у отправителя, и впоследствии перевозчик уже не имеет права делать новые пометки в остальных экземплярах.

 

П.19 – заполняет отдел расчетов, или он остается не заполненным.

 

П.20 – особые условия перевозки: температура в холодильной камере, ограничение скорости движения, если груз опасный и т.д.

 

П.21 – название населенного пункта, в котором была составлена CMR, и дата составления.

 

П.22 – время начала и завершения погрузки, заверенное штампом. Здесь же указывается номер путевого листа, проставляется штамп предприятия, перевозящего груз, и фамилия водителя.

 

П.23 – подпись водителя, подтверждающая, что он договор на перевозку подписал, и что условия данного договора его устроили.

 

П.24 – время начала и окончания разгрузки. На третьем-четвертом экземплярах документа проставляются отметки о получении груза. Если во время сдачи груза проверка веса и количества мест выявила недостачу, или груз был поврежден либо испорчен, об этом проставляются соответствующие отметки во втором-четвертом экземплярах накладной. Одновременно составляется акт разгрузки или получения, где отмечается количество груза, испорченного или недостающего. Подписывают акт грузополучатель, перевозчик и представитель торговой палаты или таможни.

 

П.25 – госномера тягача и полуприцепа, перевозивших груз.

 

П.26 – марки и модели тягача и полуприцепа.

 

Пункты 27,28 и 29 оставлены для заполнения отделом расчетов. 

Источник: cargolink.ru

 

www.logists.by

Кто заполняет CMR при отправке в Казахстан

А. Гордон

Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах

 

Накладная CMR при отправке в Казахстан

Оформление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза  (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Женева 19 мая 1956 года).

При отправке грузов с территории России в государства ЕАЭС (Казахстан, Киргизию, Армению и Белоруссию) имеет место экспорт и экспортерам целесообразно оформить именно CMR накладную. Дело в том, что объединение экономического пространства государств ЕАЭС и отмена таможенного и иного вида оформлений при перемещении грузов между государствами не объединило государства в единое государства и не отменило государственные границы между ними. Перевозка грузов с территории одного государства участника договора о ЕАЭС на территорию другого является международной перевозкой грузов и регулируется правилами вышеназванной конвенции. Что требует оформления  CMR накладных.

При трансграничных поставках мы всегда рекомендуем оформление документов не оставлять на усмотрение партнера, и закрепить в тексте договора состав, форму и порядок оформления документов. Это позволит согласовать и обеспечить оформление документов с учетом особенностей национального законодательства каждой из сторон договора поставки.

Какое количество экземпляров CMR накладной оформлять?

CMR-накладная оформляется в виде бланка. Количество бланков определяется в каждом конкретном случае от условия договора, но в любом случае, согласно Конвенции,  не может быть менее 3-х: 1 — для грузоотправителя, 2 – для грузополучателя, 3 – для перевозчика. Причем, все экземпляры оформляются при отправке, и перевозчик получает не менее 3-х.

По общему правилу одна страница CMR-накладной остается у грузоотправителя при отправке груза после передачи груза грузоперевозчику (водителю, экспедитору), остальные экземпляры сопровождают груз.

Одна страница CMR-накладной передается водителем (экспедитором) получателю груза.

Две страницы накладной с подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и получателя груза остаются у перевозчика для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).

При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

При получении доставленного груза грузополучатель заполняет соответствующие графы всех экземпляров CMR-накладной (графа №24) о получении груза. Один экземпляр накладно остается у грузополучателя, второй предназначен для грузоотправителя и один остается у перевозчика. Из них два последних перевозчик забирает после доставки.

Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах

В тех случаях, когда перевозится в одном транспортном средство разные партии, или груз следует на разных транспортных средствах, а так же в иных случаях, например для таможенных целей, количество экземпляров CMR-накладной может быть увеличено. Например при экспорте из Белоруссии требуют оформить 6 экземпляров, из России – 3.

Таким образом, при согласовании количества оформляемых экземпляров CMR накладной мы рекомендуем пользоваться простым правилом:

Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки грузов с учетом применяемой отправителем юридической схемы международного контракта и способа организации перевозки.

Как минимум, страницы CMR-накладной предназначаются для грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и накладная оформляются не менее чем на 3-х страницах.

Дополнительные страницы накладной могут потребоваться: для экспедитора, для таможенных и других органов, для иных целей сторон договора.

Рекомендуем заранее выяснить какое количество страниц CMR накладной потребуют госорганы соответствующих государств, например, для таможенных целей при экспорте из Белоруссии требуется 6 страниц CMR накладной, при экспорте из России — 3.

Кто заполняет CMR-накладную при отправке груза

Заполнение CMR-накладной производится уполномоченными лицами стороны договора поставки и определяются условиями этого международного контракта на поставку товаров. Целесообразно этот вопрос согласовать в тексте договора. В зависимости от условий (схемы) поставки груза принимать участие в поставке могут поставщик, грузоотправитель, перевозчик, экспедитор, грузополучатель, покупатель. Соответственно CMR накладную могут оформлять разные лица.

 

При заполнении международных товарно-транспортных накладных нужно руководствоваться Женевской Конвенцией. Так же можно руководствоваться информацией Федеральной Таможенной Службы РФ (письмо от 02.05.2012 N 04-30/22006) согласно которому CMR-накладные Белорусских поставщиков оформляются по следующим правилам:

Заполнение CMR-накладной при отправке груза

  1. При отправке груза заполняются графы 1 — 15, 21, 22 CMR-накладной.
  2. В графах 1, 2 указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
  3. В графе 3 указываются страна и место назначения (разгрузки) груза. В графе 4 указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
  4. Графа 5 содержит перечень прилагаемых документов.
  5. В графе 6 указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов.
  6. В графе 7 указывается количество мест груза.
  7. В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
  8. В графе 9 указывается наименование груза.
  9. В графе 10 указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
  10. В графе 11 указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).
  11. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 CMR-накладной прилагать к CMR-накладной.

В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

  1. Графа 13 содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.

В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.

  1. В графе 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
  2. В графе 15 указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.
  3. В графе 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
  4. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

 

Заполнение CMR-накладной перевозчиком (экспедитором)

Перевозчик заполняет графы: 16-18, 23, 25-29 CMR-накладной

  1. Графа 16 заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое).
  2. В графе 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
  3. Перевозчик имеет право вносить в графу 18 оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в CMR-накладной.

  1. Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика или наименование перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи).
  2. В графе 25 записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
  3. В графе 26 записываются марки и модели тягача и полуприцепа.
  4. В графах 19, 27, 28, 29 указывается информация (при ее наличии) о применяемом тарифе, стоимости перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее).

 

Заполнение CMR-накладной по прибытии груза (грузополучателем)

Получатель заполняет графу 24 CMR-накладной во всех экземплярах, прибывших с перевозчиком.

Заполнить CMR-накладную от имени грузополучателя может только полномочный представитель грузополучателя.

В графе 24 получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.

gordon-adv.ru

CMR: вопросы - ответы - Полезное - Каталог статей

Грузовая накладная СМR – контрактное соглашение между отправителем, автомобильным перевозчиком и грузополучателем, обеспечивая стандартные условия перевозки для международных автотранспортных операций, особенно в области необходимых документов и ответственности перевозчика, чтобы упростить автоперевозку и международную торговлю. Использование грузовой накладной СМR предполагает, что, по крайней мере, одна из стран, вовлеченных в международную транспортную операцию (страна отправления или назначения) является договаривающейся стороной Конвенции СМR.

 

Конвенция СМR не предусматривает особого формата грузовой накладной. Чтобы гармонизировать и упростить международную автомобильную перевозку, в 1976 CAJ МСАТ  в сотрудничестве с Международной торгово-промышленной палатой (ICC)  разработана форма грузовой накладной СМR, которая сейчас многими используется, если не всеми сторонами контракта на перевозку в договаривающихся странах Конвенции СМR.

 

Зная о развитии событий на практике этот первоначальный образец грузовой накладной, CAJ      в октябре 2006г. было рассмотрено предложение, поддержанное многими странами о разработке электронной формы CMR-накладной и указанная работа находится в стадии завершения. Так электронная форма CMR-накладной разработана и прошла все согласования. Циркулярным письмом № CAJ/G8444 предписано оформление участия в Дополнительном протоколе к Конвенции CMR, которым вводится электронная  форма накладной. Участие в  названном Дополнительном протоколе к Конвенции CMR, снизит потери от простоев перевозчиков на границе, даст возможность оперативно решать возникающие проблемы, а следовательно, управлять грузопотоками и обеспечивать цикличность их доставки. Применение такой системы выводит отношения грузоотправителей,  экспедиторов и перевозчиков и получателей на качественно новый уровень. Электронная накладная вместе с электронным договором, электронной оплатой, электронной страховкой и т.д. будет иметь весомые преимущества (по сравнению с бумажной технологией) электронного документооборота – экономия средств, экономия времени – и станет нормой для транспортного процесса.

(Справочно: Дополнительный протокол к конвенции CMR, которым вводится электронная форма накладной подписан 27 мая 2008 г в г.Женева  7 странами: Бельгией, Финляндией, Латвией, Литвой, Норвегией, Швецией и Швейцарией. Данный Протокол вступит в силу через 90 дней после того, как 5 стран передадут депозитарию свои документы по ратификации или присоединению).

 

В соответствии с Конвенцией СМR перевозчики должны, среди прочих обязанностей, проверять видимое состояние груза и его упаковку. Любые соответствующие замечания (оговорки) со стороны перевозчика должны регистрироваться в грузовой накладной СМR. Чтобы облегчить работу перевозчика, CAJ МСАТ разработаны стандартные оговорки в форме «Контрольный перечень СМR».

 

Конвенция СМR не охватывает всех юридических аспектов, возникающих из контрактов на перевозку автомобилями. Чтобы заполнить пробелы Конвенции CMR в этой области, CAJ разработаны Общие условия перевозки, которые регулируют в единообразной форме любые правовые вопросы, которые могут возникнуть, например, при заключении контракта на перевозку, принятии или доставке груза, упаковке, обработке, погрузке, хранении и разгрузке, субконтрактных отношениях, оплате труда перевозчика и анализе, связанном со страхованием.

 

CAJ в настоящее время разрабатывается Стандартное соглашение, направленное на компьютеризированный обмен данными между коммерческими партнерами в международной автоперевозке. Снова, через некоторую степень гармонизации, целью является  упрощение использования IT транспортными предприятиями в контрактных отношениях со своими деловыми партнерами. Это стандартное соглашение предоставляет необходимые правовые рамки для руководства электронными коммуникациями между перевозчиками и их деловыми партнерами, таким образом, заполняя некоторые пробелы в законодательстве, разработанном до века информации.

 

Кроме того, CAJ подготовлен справочник «Часто задаваемые юридические вопросы – Конвенция CMR», который мы приводим ниже:

 

1) Что такое Конвенция CMR?

Конвенция CMR является инструментом международного частного права и утверждена 19 мая 1956. и регулирует договорные отношения по международной перевозке грузом автотранспортом между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем. Важно отметить, что положения Конвенции CMR превалируют даже, если заинтересованные стороны заключают противоположенное в своем договоре.

 

2) Какие страны присоединились к Конвенции CMR? Где можно найти последнюю версию Конвенции CMR?

Список стран, являющихся договаривающимися сторонами Конвенции CMR и текст Конвенции CMR (на английском, французском и русском языках) доступны на сайте ЕЭК ООН http://www.unece.org/trans/conventn/legalinst.html. Текст Конвенция CMR никогда не менялся.

В то же самое время вы можете найти на сайте Протокол 1978 г. к Конвенции и список Договаривающихся сторон к нему. Этот Протокол касается денежных единиц, которые необходимо использовать для расчета компенсаций (см. также вопросы 15, 16, 17).

В феврале 2008 новый Протокол к Конвенции CMR, касающийся электронной накладной, был принят соответствующими рабочими органами ООН. Протокол должен вступить в силу через 90 дней после его ратификации, по крайней мере, 5 странами.

 

3) Каковы критерии применения Конвенции CMR к перевозке грузов?

Кумулятивные условия (Статья 1):

- По крайней мере, одна из двух стран (страна принятия грузов к перевозке или страна, определенная для доставки грузов) должна быть стороной подписания Конвенции CMR

- Место принятия грузов к перевозке и место доставки должны быть двумя разными странами

- Перевозка грузов должна выполняться для лица, иного, чем перевозчик (т.е. перевозка за финансовое вознаграждение)

- По крайней мере, одна часть перевозки должна быть осуществлена автотранспортом

- Эти условия не применяются к ритуальным грузам, почтовым перевозкам или перевозке мебели.

 

4) Подпадает ли перевозка грузов автотранспортом между двумя пунктами одной и той же страны под действия положений Конвенции CMR, если перевозка проходит через иностранную территорию во время всей перевозки (например: перевозка между Россией и Калининградской областью, которая является российским анклавом, отделенным от остальной территории России)?

Нет, потому что место приемки грузов и место доставки грузов находятся в одной и той же стране (даже если грузы проходят через несколько границ). Этот тип перевозки регулируется национальным законодательством (например: российским), а не Конвенцией CMR.

 

5) Когда национальная/местная перевозка может подпадать под действие положений Конвенции CMR?

Некоторые страны (например: Бельгия, Австрия) включили положения Конвенции CMR в свое национальное законодательство, этим самым, делая положения Конвенции применимыми к национальным/местным перевозкам грузов в этих странах.

Если это не тот случай, стороны договора на перевозку могут указать в договоре свое желание, чтобы он подпадал под действие Конвенции CMR. В этом случае, Конвенция CMR должна применяться настолько, насколько она не противоречит обязательным соответствующим положениям национального законодательства.

 

6) Если перевозка грузов также включает иные виды транспорта (судно, ж/д, др.), то как применяется Конвенция CMR?

Возможны 2 ситуации:

1. Если грузы, погруженные на транспортное средство, остаются на этом же средстве, не играет роли, какой вид транспорта, тогда положения Конвенции CMR должны применяться для всей перевозки (от двери - к двери): грузовик на борту (паром, "ro-ro”), грузовик на поезде, и т.д.

Однако, если ущерб грузу произведен во время части перевозки, осуществленной не автотранспортом, и если ущерб не был причинен действием или бездействием со стороны перевозчика по дороге, ответственность перевозчика перед клиентом не может определяться положениями CMR, но предписанными положениями, применяемыми к данному виду транспорта. Иными словами, в данном случае, автоперевозчик несет ответственность за ущерб в соответствии с существующими обязательными правилами морских, ж/д, внутренних водных или авиаперевозок (в частности, относящихся к причинам оправдания и ограничением компенсации, применяемых к этим видам транспорта).

2. Если грузы, изначально перевозимые автотранспортом перегружена на другой вид транспорта, тогда положения Конвенции CMR должны применяться к части перевозки автотранспортом, при условии, что предписанные условия статьи 1 Конвенции соблюдаются для перевозки автотранспортом (см. вопрос 3).

 

7) Является ли CMR-накладная обязательной?

Нет, наличие CMR-накладной как таковой не обязательно для применения положений Конвенций CMR.

CMR-накладная считается доказательством договора на перевозку, но отсутствие, нарушение или потеря накладной не влияет на существование или действительность договора на перевозку, который должен оставаться под действием положений Конвенция CMR (Статья 4). Иными словами, принятие грузов перевозчиком от грузоотправителя без разработки письменного договора или CMR-накладной не означает, что договор на перевозку не был заключен.

В общем, чтобы избежать любых проблем в отношении договора на перевозку, рекомендуется позаботиться, чтобы накладная была правильно составлена, т.к. указания в данном документе определяют компетенцию ответственности в рамках действия CMR.

CMR-накладная служит также доказательством получения грузов перевозчиком. Наконец, большинство стран считают, что CMR-накладная является контрольным документом, который должен находиться на борту транспортного средства во время перевозки. В этом случае, ее отсутствие может привести к санкциям.

 

8) Действительна ли CMR-накладная, если некоторые из ее граф не заполнены?

Да, она остается действительной при условии, что она должным образом подписана (заверена печатью) перевозчиком или грузоотправителем. Но если накладная не подписана, она не влияет вообще на действительность самого договора на перевозку (см. предыдущий вопрос).

 

9) Какова форма CMR-накладной?

Конвенция CMR не требует какой-либо специфической формы для CMR-накладной, однако, Статья 6 четко устанавливает, какие данные должны быть в нее включены.

Чтобы оказать помощь перевозчикам грузов, в 1976 МСАТ разработал образец накладной, который удовлетворяет всем требованиям Конвенции CMR. В 2007, этот образец был усовершенствован, чтобы лучше соответствовать нуждам договаривающихся сторон при перевозке грузов и упростить использование накладной. Этот образец можно скачать с веб-сайта МСАТ.

 

10) Как заполнять накладную?

 МСАТ составил письменное руководство с точным указанием по заполнению CMR-накладной МСАТ.

 

11) Какие параметры должен проверять перевозчик при приеме грузов?

Конвенция CMR (Статья 8) устанавливает, что перевозчик должен проверить: точность записей в накладной в отношении количества упаковок, а также из марку и код; состояние и их упаковку.

Если перевозчик не удовлетворен проверкой, он должен внести соответствующее замечание с указанием подробностей в CMR-накладной. Внимание: замечания должны вноситься на всех копиях накладной, а не только на копии перевозчика. Перевозчик должен потребовать, чтобы грузоотправитель заверил замечания своей подписью.

Отмечаем, что грузоотправитель может назначить перевозчику проверку параметров таких, как общий вес (или количество, выраженное иным способом) грузов и содержание упаковок. Результаты проверки должны быть также указаны в накладной и заверены подписью грузоотправителя.

 

12) Что делать, если перевозчик не может произвести нужную проверку (например, грузы перевозятся в опечатанном контейнере)?

Он должен полностью внести свои замечания на всех копиях CMR-накладной.

 

13) Что делать, если грузоотправитель отказывается подписать замечания, внесенные перевозчиком при погрузке?

Конвенция CMR не содержит какого-либо правила на этот счет. Однако, важно знать, что согласно Конвенции (Статья 8), грузоотправитель юридически не связан замечаниями до тех пор, пока он не согласится с ними.

В случае судебного разбирательства, замечание в накладной, которое не было утверждено грузоотправителем, может иметь силу перед судом во время изучения и в зависимости от обстоятельств дела. Это замечание будет иметь большую силу, если оно заверено официальным представителем (например, таможенником).

 

14) Каковы права перевозчика, если он понес потери (заплатил штраф) из-за грузоотправителя?

 

Перевозчик может воспользоваться правом предъявить претензию против грузоотправителя и потребовать компенсации за любой или весь ущерб в результате отсутствия, неадекватности или некорректности документов и информации (Статья 11) (но сумма возмещения не должна, однако, превышать ту, которая подлежала бы уплате в случае потери груза).

 

15) Как рассчитывается компенсация за утерю груза перевозчиком?

Конвенция CMR (статья 23) устанавливает, что компенсация рассчитывается в соответствии со стоимостью грузов, которая определяется по ценам товарной биржи или, если нет такой стоимости, по текущим рыночным ценам, или если такой не существует, по нормальной стоимости грузов аналогичного вида и качества в месте и времени их перевозки.

Другими словами, расчет будет сделан в соответствии с применяемыми законами страны, где произошла полная или частичная утеря груза.

Статья 23 также ссылается на максимальный лимит компенсации:

8.33 SDR (Special Drawing Rights – см. вопрос 16) за кг (если страна принятия грузов к перевозке является Стороной Протокола 1978 к Конвенции CMR), 25 золотых денежных единиц за кг (если страна принятия грузов к перевозке не является Стороной Протокола 1978 к Конвенции CMR).

Несмотря на это, сумма компенсации может превышать этот лимит, если произошло следующее:

- умышленное или значительное проявление халатности перевозчика

- декларация стоимости грузов (превышающую вышеназванный предел) или декларация специального интереса в доставке, в таком случае, однако это должно быть специально упомянуто в CMR-накладной.

В дополнение, перевозчик может нести ответственность за возмещение стоимости перевозки, таможенных налогов и сборов и других расходов возникших в отношении перевозки грузов. Полная стоимость должна возмещаться в случае полной потери грузов или pro-rata в случае частичной.

 

16) Что такое SDR ?

SDR – Special Drawing Right, "DTS/”Droits de triage spéciaux” на французском, это единица расчета Международного валютного фонда (IMF) и некоторых иных международных организаций. Его стоимость определяется в отношении валют, в настоящее время включающих доллар США, евро, фунт стерлингов и Йену. SDR стоимость в долларах США ежедневно рассчитывается в на веб-сайте IMF (http://www.imf.org/external/np/fin/data/param_rms_mth.aspx ).

 

17) Что такое золотая денежно-кредитная единица?

Золотая денежная единица соответствует 10/31 граммам золота 0.900. Стоимость золота фиксируется национальными банками в отношении используемой национальной валюты.

 

18) Имеет ли перевозчик право отказаться от своей ответственности за утрату грузов, потому что его страховая компания отказывается застраховать его (или оплатить более низкую сумму)?

Нет, потому что 2 договора тут замешаны: договор на перевозку, который регулируется Конвенцией CMR и чьими сторонами является перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель, и договор на страхование, который регулируется национальным законодательством и чьими сторонами является перевозчик и страховая компания. В таком случае перевозчик будет обязан нести финансовые последствия, которые могут возникнуть из-за утери грузов.

 

19) Освобождает ли перевозчика кража грузов от его ответственности перед грузоотправителем?

Конвенция CMR (статья 17) предусматривает, что перевозчик освобождается от своей обязанности по отношению к истцу (сторона, заявляющая претензию) за потерянные грузы, (в данной статье идет речь об освобождении перевозчика от ответственности, если потеря  груза, его повреждение, или просрочка с доставкой произошли…) если обстоятельства, связанные с утратой, не могут быть связаны с халатностью перевозчика и он не смог их избежать. Т.о. кража может принадлежать к таким обстоятельствам, при условии, что перевозчик может продемонстрировать, что инцидента нельзя было избежать: стоянка на охраняемой парковке, использование устройств против воров, др.

Однако должно быть отмечено, что юридические системы различных стран могут по-разному определять кражу. В некоторых странах кража может рассматриваться как результат значительной халатности перевозчика, со всеми вытекающими последствиями (см. вопрос 15 по последствиям ограничения компенсации).

 

20) Если кража груза освобождает перевозчика от его ответственности в соответствии с Конвенцией CMR, освобождает ли это также перевозчика от обязанности заплатить таможенные налоги и сборы?

Если кража перевозимых грузов привела к таможенному долгу, возложенному на перевозчика, т.к. этот долг обычно носит административный характер, Конвенция CMR не должна освобождать перевозчика от его обязательства оплатить таможенные налоги и сборы. Конечно, можно исключить, что перевозчик будет освобожден на основании национального законодательства, однако это довольно исключительная ситуация.

 

21) Кто может направить претензию перевозчику: грузоотправитель, грузополучатель или оба?

Конвенция CMR ссылается на "истца” в таких случаях. Истец в основном - грузоотправитель, но грузополучатель может им стать с момента получения грузов в месте назначения (если конечно грузополучатель соглашается принять грузы или согласился, когда CMR-накладная выписывалась, что он будет иметь право распоряжения грузами и это было вписано в накладную– статья 12.3). Грузоотправитель и грузополучатель не могут предъявить претензию одновременно на одну и ту же сумму и на одни и те же грузы.

 

22) Какова разница между последовательным перевозчиком и перевозчиком по суб-контракту?

На первый взгляд, роль последовательного перевозчика и перевозчика по суб-контракту аналогична: каждый выполняет часть автоперевозки. Разница лежит в ответственность каждого по отношению к своим партнерам:

Последовательные перевозчики являются сторонами одного и того же договора на перевозку. Каждый перевозчик несет полную ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем за осуществление перевозки. Перевозка осуществляется только по одной CMR-накладной, в которой последовательные перевозчики указывают свои названия и адреса (см. также вопрос 10).

Перевозчики по суб-контракту не являются сторонами одного и того же договора на перевозку. Существует соответственно несколько договоров. Новая накладная должна быть выписана для каждого перевозчика по суб-контракту, где такой перевозчик указан как грузоотправитель. Такие перевозчики несут ответственность только перед начальным перевозчиком, который в свою очередь несет ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем за действия и бездействия других сторон, которых он использовал для перевозки (включая перевозчиков по суб-контракту).

 

23) Имеет ли грузоотправитель право требовать, чтобы перевозчик получил оплату за перевозку от грузополучателя?

Да, такое требование является законным при условии, что накладная включает точную декларацию суммы к оплате после доставки грузов.

 

24) Что делать, если грузополучатель отказывается оплатить возмещение после доставки, несмотря на заявленную в CMR-накладной сумму к оплате?

В соответствии с Конвенцией CMR (статья 13.2), перевозчик имеет право удержать грузы и не доставлять их пока грузополучатель не предоставит гарантию оплаты.

 

25) Что делать, если перевозчик получает претензию по ущербу, причиненному грузу, а перевозчик не соглашается с этой претензией?

Наилучшим решением будет ответить как можно скорее, опротестовав претензию и возвратив истцу документы, приложенные к его претензии.

В таком случае, предъявление в дальнейшем претензий на том же основании крайний срок, во время которого протестующая сторона может участвовать в судебном разбирательстве против перевозчика, не приостанавливается, а продолжается. Это в интересах перевозчика, т.к. как только этот крайний срок истекает, любая претензия против перевозчика обречена на провал (статья 32.2).

logistics.at.ua