Предмет и метод экономической науки (стр. 1 из 3). Что является предметом изучения экономической науки


1. Предмет экономической теории.

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод.

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т. е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предмета науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и другими. Экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Задачей экономической теории является объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств.

Видно, насколько тесно связаны между собой экономическая теория и государственная экономическая политика. В самом общем виде государственная экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов, полной занятости и других. Для достижения поставленных целей государство использует богатый арсенал средств - от административных запретов на выброс вредных веществ в атмосферу до методов «тонкой настройки» экономики путем кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

2.Функции экономической теории

Экономика выполняет три взаимосвязанных функции: познавательную,  методологическую и практическую.

Познавательная функция экономики состоит в изучении хозяйственной жизни, анализе, классификации и систематизации многочисленных эмпиричес­ких фактов. Экономика тем успешнее выполняет свою познавательную функцию, чем глубже она проникает в сущность производственных отношений и экономических законов, чем полнее раскрывает их систему. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов, непродуманной экономической политики обходится крайне дорого, так как затрагивает интересы значительного числа людей. Теоретико-методологическая функция экономики состоит в разработке методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. Экономическая теория с ее понятиями и законами служит для истолкования и объяснения фактов. Практическая функция экономики – это непосредственное обеспечение экономической политики, управление производством на различных иерархи­ческих уровнях экономической системы. Теория помогает прогнозировать будущее развитие событий, и это самое главное.

Практическая значимость экономической науки раскрыта в известной формуле Огюста Конта: «Знание ведет к предвидению, а предвидение к действию». Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее пронизывать область житейской практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению, а предвидение - к правильному действию.

Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовые решения для всех проблем. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической науки поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но она остается лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.

От экономической теории следует отличать экономическую политику, Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ, призванная отражать интересы общества, всех его социальных групп и направленная на укрепление национальной экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов.

Экономика как учебная дисциплина – это научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на истину в последней инстанции. Экономика имеет теоретическое и практическое значение. С одной стороны, она формирует мировоззрение людей, помогает им реализовывать свои возможности при выборе и голосовании за ту или иную концепцию управления. С другой стороны, знание курса экономики дает человеку представление о том, какую работу лучше выбрать, во что следует вкладывать деньги, какие товары покупать, какие разумные хозяйственные решения принимать.

studfiles.net

Предмет и методология экономической науки,

Её особенности и роль в изучении экономических

дисциплин

 

Предмет исследования экономической теории. Единственное назначение любой экономической системы или цель любой экономической деятельности–удовлетворение материальных потребностей людей.

Экономическая действительность включает: все продукты, созданные людьми, и услуги, ими оказываемые; элементы природы, используемые в качестве производственных ресурсов и элементы природы, обеспечивающие саму возможность и оказывающие влияние на экономическую деятельность; процессы производства, реализации и потребления, составляющие экономическую деятельность, а также организационные структуры любого типа, реализующие экономическую деятельность; разнообразие и объём потребностей граждан, нормы права, цели, критерии, методы, технологии, накопленные знания и опыт человеческого общества в экономической деятельности.

Все перечисленные выше элементы экономической действительности в той или иной степени являются предметом исследования экономической теории. Главное, что следует учитывать при изучении экономической теории: человек является основным элементом любой экономической системы, которая служитсредством для удовлетворения его материальных потребностей и это является единственным её назначением; потребности людей безграничны или неутолимы, а экономические ресурсы, необходимые для производства продуктов и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности, ограниченны или редки.

Предметом исследования экономической теории являются две основные взаимосвязанные проблемы:

1) исследование поведения людей в процессах производства, реализации и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов;

2) исследование эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

Учёные–экономисты на основе познания экономической действительности формулируют экономические законы, которые затем используются при разработке экономической политики, предназначенной для решения конкретных экономических проблем.

Проблема– то, что мешает нормальному функционированию или представляет собой идеал, цель, к которой надо стремиться.

Экономические законы (принципы) – теоретические обобщения относительно реального поведения экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм и государства).

Экономическая теория представляет собой совокупность экономических законов (принципов).

Методология экономической науки. Экономические проблемы осознаются и формулируются людьми в результате осуществления процессов производства, реализации и потребления при достижении конкретных экономических целей. На уровне описательной, или эмпирической, экономической науки (уровень 1 на рис. 1.1) учёные-экономисты выявляют факторы экономической действительности, относящиеся к конкретной проблеме, и собирают по ним данные.

Затем на основе экономического анализа собранных данных по конкретным факторам учёные-экономисты формулируют экономические законы, образующие экономическую теорию (уровень 2 на рис. 1.1).

Сформулированные законы позволяют составить общее представление об экономических процессах в их взаимосвязи, которое затем используется для разработки экономической политики, представляющей из себя систему мер, направленных на решение конкретных проблем. Разработкой экономической политики занимаются в рамках прикладной экономической науки (уровень 3 на рис. 1.1).

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (или прикладная экономическая наука) контролирует экономическое поведение или его последствия или воздействует на них; является совокупностью мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение конкретных проблем.
     
2. ПРИНЦИПЫ ИЛИ ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (или экономический анализ) выявляет общие законы экономического поведения индивидов и институтов; представляет собой совокупность данных законов.
Метод индукции       Метод дедукции
1. ФАКТЫ ОПИСАТЕЛЬНАЯ, или эмпирическая, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА занимается сбором фактов, относящихся к конкретной проблеме или определенному аспекту экономики, и сопоставлением гипотез с фактами для подтверждения первых.
           

 

Рис. 1.1. Связь между фактами, теорией и экономической политикой

 

С общефилософской точки зрения среди основных целей человечества на современном этапе можно выделить: познание природы, неразрушение природы и сохранение человечества как биологического вида.

Конкретизируя общечеловеческие и обобщая экономические цели можно выделить следующие три самые общие экономические цели:

- воспитание человека (как гражданина, семьянина, работника, собственника и т.п.). Это связано с тем, что человек является основным элементом любой экономической системы: семьи, фирмы, государства - и он определяет её цели, структуру и особенности функционирования;

- развитие человека (например, в таких направлениях как: увеличение продолжительности жизни, развитие новых видов способностей, увеличение объёма памяти, быстродействия головного мозга, совершенствование мышления, расширение его физических возможностей, увеличение объёма знаний и навыков каждого индивида). Это связано, во-первых, с формированием человека как представителя человечества для реализации трёх основных целей человечества с общефилософской точки зрения, во-вторых, с тем, что способности к труду каждого из людей являются потенциальным необходимым ресурсом для экономической деятельности, в-третьих, каждый человек должен быть готов воспринять и использовать все знания и материальные ценности выработанные человечеством для того, чтобы стать его полноценным членом и обеспечить его существование;

- повышение жизненного уровня для максимальной реализации первых двух целей, - заключается в производстве большего количества и разнообразия и лучшего качества продуктов и услуг доступных для всё большего числа граждан.

Данные три общие экономические цели могут служить критериями оценки любых экономических целей, программ и результатов деятельности. Если цели, программы, или результат деятельности отдельных граждан, групп граждан, человеческого общества не способствуют достижению этих трёх целей, то прочие поставленные цели, сформулированные программы и полученные результаты ложны и вредны с точки зрения эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных материальных человеческих потребностей и следует принимать соответствующие меры, например: менять цели, отказываться от программ, не упорствовать в заблуждениях.

Критерий– то с чем можно сравнивать для оценки и принятия решения; в качестве него могут использоваться цели, желательные значения конкретных параметров объектов и процессов, субъективные ощущения и т.п.

Изучая экономическое поведение, экономисты могут продвигаться и от фактов к теории и от теории к фактам, т. е. применять методы индукции и дедукции (показаны стрелками между уровнями 1 и 2 на рис. 1.1).

Метод– путь исследования или познания, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методика– совокупность методов, применяемых в отдельных науках или научных исследованиях.

Метод индукции (движение от частного к общему, от фактов к теории) заключается в накоплении данных по факторам, относящимся к конкретной проблеме или определенному аспекту экономики, их систематизации и анализе для выведения обобщений или экономических законов (принципов).

Метод дедукции (движение от общего к частному, от теории к фактам, и обратно) заключается в выдвижении гипотез, их проверке систематическим и многократным изучением соответствующих факторов, в случае необходимости – корректировке (а может быть отказу) и окончательной формулировке экономических законов (принципов).

Гипотеза– непроверенный принцип, формулируемый на основе случайного наблюдения, умозрительного заключения, логики или интуиции.

Индукция и дедукция являются взаимодополняющими методами исследования. Сформулированные в дедуктивном методе гипотезы служат экономистам ориентирами при выделении и систематизации значимых факторов и сборе данных по ним. А факты экономической действительности служат основой для формулирования плодотворных гипотез.

Методы анализа и синтеза дополняют методы индукции и дедукции, но не идентичны им; ниже приведены частные определения этих методов.

Метод анализа – расчленение объекта или процесса на составные элементы с точки зрения решаемой проблемы для выяснения причин (элементов, несоответствий и т.п.) появления данной проблемы.

Метод синтеза – на основе аналитических данных формулирование и использование метода решения конкретной проблемы, включающего ресурсы, технологию, сроки и результат.

Основные методы, применяемые в экономической теории: наблюдение и учёт, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, абстракции, модели, эксперименты, экспертные оценки, логика, причинно-следственные связи, здравый смысл, критерии, табличное, графическое и математическое представление информации и манипулирование ею и т. д.

Особенности экономической теории:

1. Экономическая теория, как и все прочие науки, наука эмпирическая – она основывается на фактах, т. е. на наблюдаемых и регистрируемых данных о явлениях экономической действительности. Как общественная наука экономическая теория изучает поведение экономических субъектов, занимающихся производством, реализацией и потреблением товаров и услуг.

2. Наука, изменяющаяся и развивающаяся вместе с экономической действительностью. Факты, т. е. реальное поведение экономических субъектов в процессах производства, реализации и потребления товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы (законы) и теории с изменяющейся экономической действительностью и при необходимости корректировать. Новые проблемы ставят необходимость разрабатывать новые разделы экономической теории.

3. Экономическая теория, как и любая наука, имеет свою терминологию, т. е. совокупность слов и словосочетаний для определения конкретных понятий. Термины каждой науки необходимо знать в соответствии с учебными пособиями и специализированными словарями, а не на бытовом подсознательном уровне, формирующемся от общения с неспециалистами и средствами массовой информации.

4. Наука неточная: 1) состоит из экономических принципов (законов), являющихся теоретическими обобщениями относительно реального поведения экономических субъектов, отличающегося значительным разнообразием, т.е. экономические принципы предстают в виде средних или наиболее вероятных величин и тенденций; 2) как и другие ученые, экономисты используют в построении своих обобщений допущение “при прочих равных условиях”, т.е. они допускают, что все другие переменные (факторы), за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Это допущение упрощает и делает принципиально возможным анализ взаимосвязи между выделяемыми значимыми факторами экономической действительности. Таким образом, экономические принципы оказываются абстракциями и не отражают всей сложности экономической действительности. Как итог можно сказать, что экономические принципы есть неточные обобщения относительно неточных моделей. В результате экономические принципы, приложимые к практике, менее строги и менее точны, чем принципы лабораторных наук.

Экономическая теория (экономический закон) – это упрощённая модель какого-либо элемента (процесса, сектора) экономики, отражающая взаимосвязи между её значимыми факторами, игнорирующая сбивающие с толку детали и позволяющая нам лучше понимать и эффективнее воздействовать на экономическую действительность. Качество экономической теории определяется отражением ею реальных фактов.

5. Наука не лабораторная. Проведение экономических экспериментов затруднено, используемые в экономической действительности принципы экономической теории и рекомендации экономической политики непосредственно влияют на жизнь и судьбы множества людей, а данные о последствиях воздействия являются основой для дальнейшего уточнения и развития экономической теории и экономической политики.

Выделяют два основных уровня анализа для выведения законов, касающихся поведения экономических субъектов в процессах производства, реализации и потребления:

1)Уровень макроэкономического анализа (макроэкономика)относится к экономике как к целому или составляющим её основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как государственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - совокупность однородных специфических экономических единиц, рассматриваемых как единое целое. Макроэкономика отражает общую структуру экономики и взаимосвязи между составляющими её агрегатами. На уровне макроэкономики анализируются такие показатели, как валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, общий уровень занятости, национальный доход, совокупные расходы, общий уровень цен и т. д.;

2) Уровень микроэкономического анализа (микроэкономика)имеет дело с детальным изучением поведения конкретных экономических единиц (отдельная отрасль, фирма или домохозяйство), составляющих экономические агрегаты, с рассмотрением таких показателей как: производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной отрасли; выручка отдельной фирмы; доход отдельного домохозяйства; расходы данной фирмы или семьи.

По отношению к экономической действительности экономическую теорию подразделяют на позитивную и нормативную.

Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами (уже отобранными и перешедшими на уровень теории) и свободна от субъективных оценочных суждений, - она изучает то, что есть, и пытается формулировать научные представления об экономическом поведении. Исследует фактическое состояние экономики. Состоит из экономических принципов. Например, закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы на 1 %, то экономика безвозвратно теряет 2,5 % потенциального объёма валового национального продукта.

Нормативная экономическая теория олицетворяет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономическая действительность (хозяйственная система) или какую конкретную экономическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории, - выражает субъективные представления о том, что должно быть. Состоит из формулировок потребностей, проблем, целей, задач, критериев принятия решений, методов и методик решения типовых и специфических экономических проблем. Например, ежегодно разрабатываемый Правительством и утверждаемый высшими законодательными органами страны государственный бюджет, который является сводным планом государственных расходов и доходов на предстоящий год с указанием источников и объёмов поступления государственных доходов и направлений и объёмов расходов государственных средств. Государственный бюджет отражает экономическую политику правительства и даёт детальный прогноз экономической активности, выполняет функцию инструмента макроэкономического управления и содержит корректировки по целому ряду программ экономического воздействия на характер распределения ресурсов.

Выше упоминалось, что в экономической теории обосновываются закономерности функционирования национальной экономики в целом и оценка поведения фирмы как основного производственного звена. В связи с этим выделяют макро- и микроэкономические системы. Макроэкономическая система(уровень национальной экономики в целом) включает в себя внешние по отношению к процессу общественного воспроизводства факторы (природные, демографические и др.) и внутренние его элементы (процессы производства, реализации и потребления). Регулирование процесса общественного воспроизводства осуществляется посредством рынка и государства. Микроэкономическая система (в основном уровень отдельной фирмы) представлена связями с поставщиками, клиентами и конкурентами. Её регулирование осуществляется путём выработки и реализации стратегии поведения фирмы. Этанаука изучает проблемы не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Таким образом, экономическая теория является методологической основой для конкретных экономических дисциплин, занимающихся решением более частных проблем экономической действительности, таких как: экономический анализ, бухгалтерский учёт, экономика фирмы, предпринимательство, маркетинг, конкуренция, управление фирмой, рекламное дело, банковское дело, биржевое дело, финансы и кредит, управление государством и т. д.

Вывод 1. Экономические принципы позволяют предвидеть последствия реализации принимаемых решений по управлению экономикой и служат основой для выработки результативной экономической политики на уровнях государства и фирмы.

Вывод 2. Отбор фактов для теории, выработка экономических принципов и их применение, формирование и реализация экономической действительности - все это, кроме непредвиденных природных явлений, осуществляется людьми, и поэтому реальная экономическая действительность в разной степени определяется отдельными лицами или группами лиц, т.е. они создают её и несут ответственность за результаты экономической деятельности перед собой, своими близкими, другими людьми, обществом в целом, перед прошлым и будущим человечества.

 

Глава 2

Читайте также:

lektsia.com

Предмет и метод экономической науки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Эволюция предмета экономической науки

2. Методология и методы экономической науки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Экономическая наука играет важную роль в функционировании и развитии общества. В процессе становления и эволюции экономика прошла достаточно много периодов, для того, чтобы выделиться в отдельную отрасль науки.

С давних времен люди пытались определить, от чего зависит развитие человеческого общества и выяснить законы развития экономики. На сегодняшний день знание и понимание предмета, а также методов познания экономической сферы общественных отношений являются необходимым условием успешного функционирования экономических систем. Все это обуславливает актуальность настоящей работы.

В соответствии с актуальностью сформулирована тема работы – предмет и метод экономической науки.

Объектом исследования являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающие в сфере экономической деятельности субъектов экономики в ретроспективе.

Предметом исследования являются базисные понятия экономической науки: предмет, методология, метод.

В соответствии с целью и актуальностью определена цель работы – изучить теоретические основы экономической науки, а также их развитие через призму истории экономических учений.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: рассмотреть эволюцию понятия «предмет экономической науки» во взаимосвязи с развитием истории экономических учений; определить современный подход к изучению предмета экономической науки; изучить современные методологические подходы, а также методы экономической науки.

Изучение экономики как особой сферы жизнедеятельности людей требует комплексного подхода к рассмотрению. Экономика – это наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования[1] . При этом к хозяйству относится все, что участвует в действиях людей, направленных на получение и использование средств существования, а также удовлетворение потребностей.

Корни представления о предмете экономической науки с одной стороны, берут свое начало в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях. Первоначальное представление о предмете экономической науки связано с экономическим учением Древнего мира, определявшего экономику как науку о богатстве, об умении налаживать состояние и делать деньги. Мыслители Средневековья связывали предмет экономической науки с обсуждением конкретных проблем и их решением, при этом основное внимание уделялось сфере обращения.

Рождение экономики как науки связано с меркантилизмом (первой школой экономической теории), определяется школами меркантилистов, физиократов и классической английской школой. Меркантилисты выражали интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, таким образом, предметом их научных исследований было богатство, источником которого была торговля. Источник богатства связывался не со сферами производства и накопления капитала, а с излишком экспорта.

Как науку о национальном богатстве экономику определила школа физиократов, а также перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Единственным источником богатства, по мнению сторонников этой школы, являлось сельское хозяйство. Промышленников они называли «бесплодным классом», который не производил новое богатство, а лишь преобразовывал сельскохозяйственный продукт в иную форму. Здесь предмет изучения экономической науки был связан с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами; при этом государственная власть виделась отражением естественных законов, познанием которых занимается экономическая наука.

Представители классической английской школы расширили предмет экономической теории, включив в него исследования условий производства, накопления и распределения. Следствием классической политической экономии явились экономический романтизм, экономическое учение социалистов-утопистов, оптимистический либерализм, а также марксистская экономическая теория[2] .

Основной заслугой концепций, возникших в противовес классической системе экономического учения, явилось усиление социальной направленности экономической теории. Например, К. Маркс в качестве основной задачи экономической науки видел выяснение законов развития капитализма как исторически ограниченного общества. К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана теоретическая концепция марксизма, связывавшего предмет изучения экономической науки с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Такие отношения, называемые производственными, реализуются путем взаимодействия с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов, изучение которых, согласно марксизму, и является предметом экономической науки[3] .

Период открытия и разработки основополагающих теоретических принципов современной экономической науки связан с Венской, Лозаннской и Кембриджской школами. Основная заслуга этих школ состояла в осуществлении маржиналистской революции в форме элементарного анализа всех экономических актов на основе индивидуальных степеней предпочтения, а также в выделении проблемы частичного и всеобщего равновесия. В качестве основной цели экономической науки они видели исследование социальных законов, воздействие которых определяет индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. При этом такие общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий множества изолированных членов общества.

Современное углубление и расширение теоретических основ экономической науки начинается с обстоятельных исследований английского экономиста Дж.М. Кейнса. Экономическая наука определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках (как ее определял маржинализм), а как наука о национальной экономике в целом. Согласно учению Кейнса, экономическая наука изучает вопрос о том, каким образом люди делают выбор в распределении редких, имеющих альтернативное использование ресурсов, в целях производства, обмена и потребления экономических благ для удовлетворения своих неограниченных потребностей[4] .

Становление и утверждение кейнсианских взглядов в экономической науке связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институциональной теории. Монетаристами изучается, прежде всего, механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается ими с изучением законов движения денежной массы, являющейся, по их мнению, первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий, в свою очередь, апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реальным условиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора стремится преодолеть недостатки регулирования экономики государством и рассматривает принцип индивидуализма как основу принятия общественных решений. Предметом изучения институциональной экономической теории являются преимущественно организационно-экономические отношения.

В настоящее время теоретики считают, что предметом исследования экономической науки являются сущность и закономерности развития экономических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности в условиях ограниченности ресурсов[5] .

Таким образом, изучение становления и развития экономической науки как самостоятельной дисциплины позволяет выделить четыре основных подхода в определении ее предмета.

Первоначальное определение предмета экономической теории, господствовавшее до XVIII века, связывается с наукой о богатстве. Второе определение предмета экономической теории базируется на изучении общественного богатства; оно было сформулировано в XVIII веке и господствовало почти до середины XIX века. Третье определение предмета экономической теории, сформулированное в XIX веке, основано на изучении денежного или рыночного хозяйства. Четвертое, и наиболее распространенное, определение предмета экономической теории (конец XIX начало XX века) связано с изучением закономерностей рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих целей; при этом в центре внимания находится проблема выбора направления использования редких благ.

Таким образом, изучение эволюции предмета экономической науки позволяет сделать вывод, что в своем развитии экономическая наука концентрирует внимание на определенной области экономической действительности, которая и получает статус ее предмета. Перейдем к рассмотрению метода экономической науки.

Каждая наука изучает свой предмет при помощи определенных методов; при этом под методом понимается способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта[6] . Начнем рассмотрение вопроса с более широкого понятия – методологии экономической науки. В самом общем смысле методология определяется как учение о принципах, методах формах и способах научного познания[7] . При этом следует четко различать основные методологические подходы как направления экономической методологии и конкретные инструменты, приемы и средства, с помощью которых исследуются аспекты экономической системы.

Наиболее распространенными и существенными методологическими подходами являются следующие: нормативный, позитивный, структурный, диалектический, синтетический[8] .

mirznanii.com

Лекция 1. Понятие "экономика" и предмет её изучения

Ключевые слова: экономика как наука и как хозяйство, экономические блага, производство, распределение, обмен, бартер, потребление, экономическая культура.

Часто не задумываясь, мы употребляем термин "экономика" в разных смыслах. К примеру, говорим о недостаточном развитии экономики (т.е. хозяйства) какой-либо страны, региона. Либо изучаем экономику (т.е. науку). Таким образом, можно выделить два смысла экономики:

1) экономика - это хозяйство, в котором осуществляется производство, распределение, обмен, потребление, развиваются хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле является всё экономически активное население - люди, принимающие участие в экономических отношениях;

2) экономика - это наука, изучающая хозяйство, хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле являются учёные, а также все те, кто её изучает (школьники, студенты и т.п.).

Экономическая наука выполняет ряд функций:

- познавательная функция - проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;

- методологическая функция - предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;

- практическая функция - проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;

- образовательная функция - проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества - экономической;

- идеологическая функция - заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый - возможно добавить и другие функции экономики как науки.

В современной экономической науке выделяют два раздела:

1) макроэкономика - раздел экономической науки, изучающий хозяйство в целом страны или мира. Важнейшими проблемами исследования этого раздела экономической науки являются: занятость, объёмы производства страны или региона, инфляция, кризисы и т.п.;

2) микроэкономика - наука об отдельных отраслях производства, деятельности производителей и рациональном поведении потребителей. Микроэкономика акцентирует внимание на динамике спроса и предложения конкретных товаров, проблемы ценообразования и т.п.

В целом, главный предмет исследования экономики - экономические отношения. Такие отношения реализуются по поводу экономических благ. Экономическое благо - это благо, удовлетворяющее двум условиям: 1) ограниченность, относительная редкость; 2) способность удовлетворять потребности, полезность. К примеру, воздух полезен - безусловно. Но - он не ограничен, поэтому и не является экономическим благом; у него нет цены. Книги - благо экономическое. Книг в мире не безграничное количество, и они способны удовлетворять потребности в чтении. Поэтому книги имеют цену.

Цена - это оценка участниками рынка степени ограниченности и полезности какого-либо блага. Чем благо более редкое и полезное, тем оно имеет, как правило, более высокую цену.

Экономические отношения реализуются в четырёх стадиях (другими словами это можно назвать циклом воспроизводства товара):

1) производство - процесс создания экономического блага;

2) распределение - разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи, как правило, безвозмездно в отдельные фонды, отдельным лицам. Примером распределения может служить выплата налогов, благотворительность - они осуществляются безвозмездно;

3) обмен - возмездная купля-продажа или бартер (обмен без использования денег) товаров. Исходя из этого, обмен можно разделить на два типа: а) Т - Д - Т (товар - деньги - товар, т.е. купля-продажа) и Т - Т (товар - товар, или бартер). Примером обмена может являться покупка овощей в магазине. Покупатель обменивает деньги на товар;

4) потребление - извлечение полезных свойств из товара. Потреблённый товар прекращает своё существование, а цикл воспроизводства товаров повторяется.

Качество экономических отношений и, в целом, уровень развития производственной сферы в немалой степени зависит от экономической культуры. Экономическая культура общества - это общественная система мотивов, ценностей, установок хозяйственной деятельности, экономических отношений, а также совокупность знаний, оценок, предопределяющие деятельность людей в экономической сфере. От уровня экономической культуры общества зависят уважение к частной собственности и коммерческому успеху, неприятие экономических правонарушений, одобрение и поддержка предпринимательства.

Экономическая культура включает три компонента: экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы) личности.

Сохраните лекцию на своей странице в социальной сети:

social-studies.ru

Предмет экономической теории

С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — про­блемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные зада­чи организации обмена и потребления; третьи — проблемы соз­дания и распределения богатства; четвертые — проблемы повсе­дневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Совре­менное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы об­щества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наи­меньших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как слу­жит основным средством исследования двух следующих разде­лов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая тео­рия формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макро­экономику. Микроэкономика изучает малые экономические еди­ницы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает законо­мерности и последствия их функционирования в рыночной эко­номике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономиче­ские явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, за­нятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономер­ности государственной экономической политики. Четкой грани­цы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.

modern-econ.ru