Гражданская служба. Реестр должностей государственной гражданской службы. Что является госслужбой


Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Структура государственного аппарата определяет качество работы органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Группы должностей государственной и гражданской службы, а точнее, чёткая классификация этих групп, необходима для точной работы государственного аппарата. В современной России все категории определены соответствующими законами и постановлениями, на основе которых строятся не только государственные, но и частные предприятия.

группы должностей государственной гражданской службы

Какова структура госслужбы?

Государственная гражданская служба разделена законодательно на службы субъекта РФ и федеральную службу. Но не только в гражданской службе есть строгая вертикаль. Все виды государственных служб разделены по единому принципу:

  • Воинская служба.
  • Государственная гражданская служба.
  • Государственная служба иных подгрупп.

ведущая группа должностей государственной гражданской службы

Военная и государственная служба являются подвидами федеральной службы. Каждому чину на любом уровне государственной гражданской службы соответствует определённый военный чин, частично соответствуют прокурорские чины и чины органов юстиции.

Законодательная база

В статье 9 Федерального закона учреждены все категории и группы должностей государственной гражданской службы. Она гласит, что существует четыре категории гос. служащих:

  1. Руководители, заместители руководителей.
  2. Помощники - должности для содействия и помощи заместителям гос. должностей.
  3. Специалисты - должности для обеспечения профессиональных функций и задач.
  4. Обеспечивающие специалисты - подгруппы для информационного, финансового, документационного и иного обеспечения гос. компаний.

Помимо основной классификации по категориям, есть классификация по группам, и путать их не стоит:

  1. Высшие должности - руководители, помощники, специалисты.
  2. Главные должности - руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие должности - руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие должности - специалисты, обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие должности - обеспечивающие специалисты.

Одна группа должностей, по закону, может содержать несколько категорий. Классификация по группам нужна для более точного определения положения должностного лица на социальной вертикали. Например, руководитель Министерства (министр) и руководитель отдела по финансовым вопросам (директор) стоят не на одном уровне, однако оба являются руководителями.

группы должностей государственной гражданской службы

Аналогичная ситуация с военными и прокурорскими званиями.

Что такое гражданская служба?

К понятию "гражданская служба" относится деятельность Администрации Президента, Правительства РФ, федеральных и территориальных органов исполнительной ветви власти (службы, агентства, министерства и их субъекты).

старшая группа должностей государственной гражданской службы специалисты

Есть группа людей, не являющихся гражданскими служащими, это депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, сотрудники правоохранительных органов, в частности, судьи.

Классификация создана для чёткого определения структуры государственного аппарата, разъяснения полномочий каждого действующего лица и чёткой иерархии подчинения одного звания другому.

Высшие должности

Определяющей группой должностей является высшая должность. К высшей группе должностей государственной гражданской службы относится классный чин федеральных служащих - действительный государственный советник РФ I, II и III классов.

Данный чин гос. службы соответствует военному генерал-полковнику (адмиралу) и генералу флота (адмиралу флота) для I класса. Генерал-лейтенанту или вице-адмиралу для II класса. Генерал-майору для III класса.

Для работников сферы прокуратуры I класс эквивалентен действительному государственному советнику юстиции. II класс - государственному советнику юстиции II класса. III класс - государственному советнику юстиции III класса.

Для специальных званий соответственно для I, II и III класса: Генерал полиции (ФТС или юстиции) РФ, генерал-лейтенант полиции (юстиции или ФТС) и генерал-майор полиции (ФТС, юстиции).

Главные должности

В главную группу должностей государственной гражданской службы входят государственные советники РФ I, II и III классов. Для военной службы I класс соответствует воинскому полковнику или капитану 1 ранга (для военно-морских сил). II класс - подполковнику или капитану 2 ранга. III класс - майору или капитану 3 ранга.

категории и группы должностей государственной гражданской службы

Для работников сферы прокуратуры каждый класс эквивалентен соответственно старшему советнику юстиции, советнику юстиции и младшему советнику юстиции.

По специальным званиям главные должности I, II и III класса аналогичны полковнику, подполковнику и майору полиции, юстиции или ФТС(Федеральной таможенной службы) соответственно.

Ведущие должности

Ведущей группе должностей государственной гражданской службы соответствуют советники I, II и III классов.

I класс службы эквивалентен воинскому капитану и капитан-лейтенанту. II класс - старшему лейтенанту. III класс - лейтенанту.

Для работник в сфере прокуратуры каждый класс соответствует юристу первого, второго или третьего разряда.

Для специальных званий I класс соответствует - капитан полиции, юстиции или ФТС. II класс - старший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. III класс - лейтенант полиции, юстиции или ФТС.

Старшие должности

Специалистов старшей группы должностей государственной гражданской службы называют референтами РФ I, II и III классов. I класс соответствует прокурорскому младшему юристу.

Старшие должности соответствуют воинским - младший лейтенант, старший мичман или прапорщик. Разница в званиях из-за обычной военной службы или военно-морской.

В специальных званиях I классу соответствует младший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. II классу - старший прапорщик полиции, юстиции или ФТС. III классу - прапорщик полиции, юстиции или ФТС.

Младшие должности

Последняя группа должностей государственной гражданской службы - это работа младших советников или секретарей государственной службы I, II и III классов. Аналогично воинским: I класс - это главный корабельный старшина. II класс - старшина 1 ст. или сержант, старшина 2 ст. или младший сержант. III класс - старший матрос или ефрейтор, рядовой матрос. Разница в званиях обычной службы или военно-морской.

В прокурорской практике референты II, III классов и все младшие должности не присутствуют. Специальные должности, соответствующие секретарям I класса - старший сержант или старшина полиции, юстиции. II класса - сержант полиции или юстиции. III класса - рядовой полиции или юстиции.

высшая группа должностей государственной гражданской службы

Таким образом, существует пять групп должностей государственной гражданской службы, которые делятся по четырем основным категориям. Каждой группе гражданской службы соответствует какое-либо воинское звание, уточняемое специальным званием.

Данная система не была разработана в один прекрасный день, но начиная с Табели о рангах совершанствовалась со временем и сегодня предстала именно в таком свете. Знание структуры должностей помогает поставить цель, если гражданин хочет работать в этом направлении или лучше понять устройство государственного аппарата Российской Федерации.

fb.ru

Федеральный закон "О госслужбе" :: BusinessMan.ru

Закон "О госслужбе" 79-ФЗ формулирует организационные, финансово-экономические и правовые основы данной деятельности. В качестве предмета регулирования выступают отношения, касающиеся назначений на должности и освобождения от них, а также определения юридического статуса сотрудников и специалистов. Рассмотрим далее подробнее новый закон "О госслужбе".

Некоторые термины

Государственные должности РФ и субъектов страны представляют собой посты, устанавливаемые в Конституции и других нормативных актах для непосредственной реализации полномочий на федеральном или региональном уровне. Представителем нанимателя выступает руководитель госструктуры, субъект, замещающий госдолжность, или представитель любого из них. Они выполняют функции работодателя от имени РФ или ее региона.

Что такое госслужба?

Закон 79 определяет ее как профессиональную деятельность граждан России на определенных должностях, направленную на обеспечение исполнения полномочий государственных федеральных и региональных органов, лиц, которые находятся на соответствующих постах, включая кадровый резерв. Уполномоченные сотрудники, реализуя свои функции, руководствуются рядом принципов. К ним Закон "О госслужбе" (последняя редакция) относит следующие положения:

  1. Приоритет свобод и прав гражданина и человека.
  2. Единство организационных и правовых основ деятельности.
  3. Обеспечение равного доступа граждан, которые владеют государственным языком России, к гражданской службе, а также одинаковых условий ее прохождения вне зависимости от расы, национальности, пола, должностного либо имущественного статуса, места проживания, убеждений, отношения к религии, принадлежности к социальным объединениям и иных обстоятельств, не касающихся деловых и профессиональных качеств лица.
  4. Компетентность и профессионализм.
  5. Стабильность госслужбы.
  6. Доступность сведений о деятельности.
  7. Взаимодействие с гражданами и общественными объединениями.
  8. Защищенность госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность.

Права сотрудников

Гражданский госслужащий - гражданин России, который берет на себя обязательство по осуществлению указанной выше деятельности. Он выполняет свои функции в соответствии с актом о назначении и контрактом. За свою работу лицо получает вознаграждение, выплачиваемое из средств регионального или федерального бюджета. Закон "О госслужбе" наделяет сотрудников правами на:

  1. Обеспечение необходимых для реализации полномочий организационно-технических условий.
  2. Ознакомление с регламентом и прочими документами, которыми определяются обязанности, права по замещаемой должности, с критериями оценки результативности выполнения им поставленных задач, показателями эффективности профессиональной деятельности и условиями продвижения по службе.
  3. Отдых. Он обеспечивается посредством создания нормальной продолжительности рабочего времени, предоставления выходных и праздничных дней, ежегодных отпусков (оплачиваемого основного и дополнительного).
  4. Оплату труда и прочие отчисления, устанавливаемые в соответствии с рассматриваемым законом и прочими нормативными актами, а также контрактом.
  5. Получение материалов и информации в установленном порядке для выполнения возложенных на него обязанностей.
  6. Внесение предложений по усовершенствованию деятельности госоргана, в котором он работает.
  7. Доступ к сведениям, относящимся к государственной тайне, охраняемой законодательством, в установленном порядке, если выполнение должностных обязанностей касается использования такой информации.
  8. Ознакомление с отзывами относительно его профессиональной деятельности и прочими материалами с последующим внесением их в личное дело.
  9. Доступ, в связи с выполнением обязанностей, в государственные, региональные, местные органы власти, а также общественные объединения и другие организации.
  10. Ознакомление со своим личным делом, приобщение к нему письменных объяснений и других документов.
  11. Защиту сведений о нем.
  12. Должностной рост. Профессиональную переподготовку, стажировку, повышение квалификации в порядке, который устанавливается в законодательстве.
  13. Членство в профсоюзе.
  14. Рассмотрение индивидуальных должностных споров в соответствии с нормативными актами.
  15. Проведение проверки по его заявлению.

Социальная защита

Госслужащий может также рассчитывать на:

  1. Обеспечение защиты его законных интересов и прав, включая обжалование их нарушения в суде.
  2. Медицинское страхование.
  3. Обеспечение государственной защиты его здоровья и жизни, а также членов его семьи, сохранности его имущества.
  4. Пенсионное обеспечение.

Обязанности

Закон про госслужбу устанавливает ряд требований к лицам, занимающим государственные должности. В частности нормативный акт предусматривает для них следующие обязанности:

  1. Соблюдать Конституцию страны, конституционные и прочие нормативные акты, уставы, положения и другие правовые предписания, обеспечивать исполнение их положений.
  2. Выполнять должностные обязанности согласно регламенту.
  3. Исполнять поручения, полученные от соответствующих руководителей в пределах полномочий последних.
  4. Соблюдать законные интересы и права организаций и граждан в процессе исполнения своих обязанностей.
  5. Поддерживать надлежащий квалификационный уровень, необходимый для реализации своих полномочий в соответствии с законодательством.
  6. Сохранять конфиденциальность сведений, относящихся к государственной либо иной тайне, охраняемой нормативными актами, а также данных, которые стали известны им при выполнении своих обязанностей, в том числе, касающиеся здоровья и частной жизни других лиц либо затрагивающие их достоинство и честь.
  7. Обеспечивать сохранность госимущества, в том числе предоставленного для реализации ими своих полномочий.
  8. Предоставлять в установленном порядке информацию о себе и своих родственниках, сведения о полученных доходах и имуществе, принадлежащем им по праву собственности и подлежащих обложению, а также об обязательствах вещного характера.
  9. Сообщать о выходе из гражданства России или о получении подданства другой страны.
  10. Соблюдать установленные ограничения, исполнять обязательства, не нарушать требования и запреты, которые устанавливает рассматриваемый закон "О госслужбе" и прочие нормативные акты.
  11. Уведомлять представителя нанимателя об индивидуальной заинтересованности при выполнении своих обязанностей, вследствие которой может возникнуть конфликт интересов, а также предпринимать меры по недопущению такой ситуации.

Неправомерное поручение

Закон "О госслужбе" не допускает исполнения распоряжений, не согласующихся с нормами права. В случае получения от соответствующего руководителя указания, являющегося, по мнению сотрудника, неправомерным, он должен обосновать это со ссылками на положения нормативных актов, действующих в стране. Объяснение своей позиции осуществляется в письменной форме. В обосновании указываются те нормативные положения, которые могут быть нарушены в случае исполнения данного неправомерного указания от руководства. После этого сотруднику надлежит запросить подтверждение распоряжения, не согласующегося с нормами права. В случае его получения должностное лицо обязано отказаться от его исполнения.

Ответственность

Если неправомерное поручение будет исполнено, руководитель, его отдавший, и сотрудник, его выполнивший, могут быть привлечены к ответственности. Закон "О госслужбе" допускает применение гражданско-правового, административного, дисциплинарного наказания к виновным. В отдельных случаях может применяться и уголовная ответственность.

Дополнительные ограничения и обязанности

Новый закон "О госслужбе" запрещает лицам, замещающим руководящие должности, выступать представителем сотрудников в выборном профсоюзе. Данное ограничение установлено для предотвращения конфликта интересов. Всем сотрудникам предписано проходить обязательную дактилоскопическую регистрацию в случаях, установленных рассматриваемым ФЗ. Закон "О госслужбе" указывает, что процедура проводится в порядке, определенном соответствующими нормативными положениями.

Должности

Закон "О госслужбе" РК и РФ устанавливает, что посты учреждаются президентом республики и России соответственно. Должности региональных сотрудников устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. При учреждении последних во внимание принимаются положения рассматриваемого документа.

Категории

Закон "О госслужбе" РК и РФ устанавливает следующую классификацию должностей:

  1. Руководители. В эту категорию входят должности начальников и их заместителей в госорганах и их структурных подразделениях, территориальных отделах федеральных исполнительных органов, представительств. Они замещаются на конкретный период действия полномочий или без ограничения срока.
  2. Советники (помощники). Эти должности учреждаются для содействия субъектам, которые замещают государственные должности, начальникам госорганов, территориальных подразделений федеральных исполнительных структур, представительств в реализации ими их полномочий в течение определенного срока. Работа советников ограничивается продолжительностью деятельности указанных субъектов.
  3. Специалисты. Эти должности учреждаются для профессионального обеспечения исполнения госорганами функций и задач, которые на них возложены. Специалисты назначаются без ограничения сроков полномочий.

Должности вспомогательных сотрудников устанавливаются для информационного, документационного, хозяйственного, организационного, финансово-экономического и иного обеспечения работы госорганов. Они замещаются без ограничения сроков полномочий.

businessman.ru

Гражданская служба. Реестр должностей государственной гражданской службы

Во все времена служба на благо своего племени, общины или же страны славилась почётом. Люди, занимающиеся данной деятельностью, получали все самое лучшее от своих собратьев. Их уважали и прославляли. Позднее, с развитием политики и механизма строения государства, служба на благо страны стала цениться ещё больше. Потому что появилась насущная потребность в специалистах своего дела. Известно, что чиновники существовали в Древнем Египте, Китае. Таким образом, служение государству – это наиболее значимый и весомый вид деятельности, которым может заниматься каждый гражданин.

На сегодняшний день данная сфера приобрела специфические черты, которые появились в силу эволюции практически всех общественных отношений. Помимо этого служба государству подразделялась на несколько видов, каждый из которых характеризуется своей спецификой. Если говорить конкретно о Российской Федерации, то тут государственная служба имеет три основные направленности. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать один из этих видов, а именно гражданскую службу России.

гражданская служба

Структура госслужбы РФ

Прежде чем рассмотреть государственную службу в Российской Федерации, необходимо понять саму суть и структуру государственной службы в целом. Согласно выработанной теоретической доктрине, а также положениям отдельных НПА, государственной службой называется деятельность граждан профессионального характера в аппарате управления государством. Однако данное понятие не раскрывает ее полной сути и важности. Поэтому её разделяют на три составляющих элемента, а именно: гражданскую, военную и правоохранительную. Подобного рода дифференциация помогает детальнее рассмотреть каждый из этих специфических видов.фз о гражданской службе

Понятие

Ранее автор уже указал, что государственная служба подразделяется на три элемента. Одним из них является гражданская служба РФ. Согласно нормативно-правовым актам данной сферы, это профессиональный вид деятельности граждан России, которые занимают должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. От военной и правоохранительной службы гражданская отличается спецификой и непосредственным предметом работы. Учитывая представленное выше понятие, она является деятельностью граждан в нормальных условиях реализации правового поля державы.реестр должностей государственной гражданской службы

Следует заметить, что государственная служба гражданского вида оплачивается за счет средств бюджета России. Особенности подобного рода деятельности можно проследить не только в специфике работы, но и в способе организации специалистов, которые ею занимаются.

Правовое регулирование

Федеральная гражданская служба, как и иные виды подобной деятельности, регулируется рядом нормативно-правовых актов. Учитывая особенности правовой системы РФ, законы являются наиболее значимыми из них. Таким образом, нормативно-правовое регулирование осуществляется в рамках следующих двух основных актов:

1) Федеральный закон «О системе государственной службы». Данным нормативным актом предопределены ключевые принципы и понятия госслужбы. Помимо этого закон предусматривает её разделение на три составляющих элемента: военную, правоохранительную и гражданскую.закон о гражданской службе

2) ФЗ «О гражданской службе» регулирует все без исключения вопросы, связанные именно с данным видом службы, а именно: порядок трудоустройства, запреты, принципы осуществления деятельности и т. п.

Стоит заметить, что ФЗ 79 «О гражданской службе» не является единственным нормативным регулятором. Помимо него существует достаточно обширная подзаконная база, наполненная указами президента России и постановлениями правительства РФ. Кроме этого большое значение имеют региональные нормативные акты. Однако именно закон о гражданской службе закрепляет исходные принципы данной сферы деятельности.

Современный этап

Согласно представленным выше законодательным актам государственная служба гражданского характера – это деятельность граждан в органах судебной, законодательной и исполнительной власти. Основываясь на представленном понятии, можно выделить целый ряд профессий, которые непосредственно принадлежат к ней. Таким образом, гражданская служба – это деятельность следующих органов и должностных особ:

- администрации президента РФ;

- правительства;

- федеральных органов исполнительной власти;

- отдельно взятых служащих федеральных органов;

- органов исполнительной власти, кроме органов правопорядка.

Вопреки распространённому мнению не являются государственными служащими особы, которые числятся членами Совета Федерации, а также депутаты Государственной Думы.фз 79 о гражданской службе

Должности

Гражданская служба РФ является структурированной. Данный принцип наиболее ярко прослеживается в должностном распределении каждого в отдельности служащего. Следует заметить, что вне зависимости от типа и функций органа в нём всегда имеется штатная структура. Это документ, в котором содержатся ведомости о численности личного состава ведомства или организации и о должностях, на которых этот личный состав распределён. Как правило, название должностей и их функциональные особенности не отличаются. Во всех ведомостях они одинаковы. Однако с учётом специфики работы некоторых отдельных ведомств и организаций могут вводиться дополнительные должности.федеральная гражданская служба

Виды должностей

Согласно ФЗ «О гражданской службе», существуют четыре основные категории государственных гражданских должностей. При этом каждая дополнительно делится на несколько групп. Таким образом, существуют следующие категории должностей:

1) Руководители. Данная категория подразделена на три группы. Её представители являются «штурвалом», которым осуществляется регулирование деятельности гражданской службы. Служащие данной категории обеспечивают работу и реализуют функции отдельных государственных органов.

2) Категория помощников. Она существует для содействия категории руководителей. Представители данной категории всяческим образом содействуют процессу управления организацией или службой.

3) Специалисты – это категория, на которой, по сути, держится вся гражданская служба. Её представители самым непосредственным образом осуществляют, а точнее реализуют, деятельность организации, службы.

4) Обеспечивающий персонал – это категория служащих, которая существует для организационного, информационного, документального, хозяйственного и иного вида обеспечения.

Классные чины

Помимо представленных в статье должностей каждый государственный служащий гражданского характера наделен классным чином, который является званием, аналогичным воинскому. Классные чины, как правило, присваиваются служащему лишь в соответствии с занимаемой им должностью. Однако сам факт пребывания на должности не является обязывающим присвоить классный чин. Как правило, гражданские служащие проходят квалификационный экзамен, результаты которого обусловливают получение ранга.гражданская служба рф

Следует помнить, что присваиваемый чин сохраняется за служащим пожизненно. При этом факт его наличия позволяет лицу получать определённые льготы. Например, каждому служащему в зависимости от присвоенного чина выплачивается дополнительное вознаграждение. Размеры подобных вознаграждений варьируются в зависимости от состояния бюджета и экономики государства. Присуждение льгот за классные чины осуществляется указом президента Российской Федерации.

Реестр должностей

Необходимо отметить тот факт, что сегодня в Российской Федерации существует реестр должностей государственной гражданской службы. Он представляет собой перечень наименований абсолютно всех существующих в РФ должностей во всех государственных органах. Реестр должностей государственной гражданской службы был учрежден указом главы государства в 2005 году. Его создание обусловливается облегчением кадровой работы, а также целью более скрупулезного ознакомления граждан со структурой гражданской службы.

Заключение

Итак, в статье рассмотрено понятие "государственная гражданская служба". Следует отметить, что данная сфера деятельности никогда не придёт в упадок из-за её первостепенной важности. Ведь именно благодаря работникам гражданской службы осуществляется непосредственная деятельность государства. Вдобавок к этому данный институт фактически реализует положения Конституции и иных нормативно-правовых актов. Таким образом, разработка научных теорий и концепций в данной области все ещё необходима, дабы система государственной гражданской службы постоянно эволюционировала. А это, в свою очередь, позволит более конкретно регулировать общественные отношения в Российской Федерации.

fb.ru

43. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды. Соотношение

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов ФЗ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов ФЗ;

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются ФЗ или указом Президента ФЗ, должности государственной гражданской службы субъектов ФЗ – законами или иными НПА субъектов ФЗ с учетом положений настоящего ФЗ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего гос. должность.

Одним из важнейших элементов института государственной службы является правовой статус государственных служащих. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» раскрывается узловое для определения содержания данного статуса понятие — должности государственной службы РФ и раскрываются основные характеризующие это понятие элементы.

Под должностью по общему правилу понимается штатная единица как основной организационный элемент структуры органа или организации.

Характеристика должности государственной службы является неотъемлемой составной частью законодательного регулирования государственной службы и одновременно основой для разработки должностных положений и инструкций государственных служащих и других документов об их специальных правах, обязанностях и порядке деятельности. Должность государственной службы определяет границы деятельности государственного служащего, т. е. круг его обязанностей, его права и ответственность «по исполнению и обеспечению полномочий» государственного, органа. Поэтому важно отличать понятие государственной должности от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности, предполагает определенные знания и трудовые навыки, приобретаемые путем профессионального образования или практического опыта, .например, в области финансов, юстиции, экономики и др.

Согласно статье 8 ФЗ «О системе государственной службы РФ» должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Должности государственной службы подразделяются на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;

  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

  • воинские должности;

  • должности .правоохранительной службы.

Должность государственной службы определяет основные функции выполняемые государственным служащим. Наименование должности государственной службы представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и место в системе функций государственного органа.

При этом должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ

В качестве существенного элемента должности государственной службы выделяется установленный круг обязанностей гос служащего по исполнению каждой его функции. Элементом характеристики должности государственной службы также является ответственность. Речь идет об ответственности за служебные нарушения (в рамках обязанностей и прав по должности).

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В качестве элемента характеристики должности государственной службы выделяется денежное содержание, т. е. предусмотренные законодательством размеры должностного оклада и надбавок к нему.

Классификация должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестры должностей государственной гражданской службы РФ

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта ФЗ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы ФЗ, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента ФЗ.

Классные чины гражданской службы

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом ФЗ.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством ФЗ.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

11. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта ФЗ.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента ФЗ, для гражданских служащих субъекта ФЗ - законом субъекта ФЗ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).

studfiles.net

Понятие и классификация госслужащих.

Госслужащий – гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях федеральной или региональной госслужбы и получающий содержание за счёт средств соответствующего бюджета.

Признаки госслужащего:

1.  гражданин,

2.  осуществляет деятельность на профессиональной основе,

3.  государственная служба делится на 3 вида,

4.  своё содержание госслужащий получает за счёт средств бюджета, госслужащий не вправе иметь другие источники финансирования своей деятельности, а также своего существования.

5.  в ФЗ “О системе госслужбы РФ” впервые было определено, что нанимателем госслужащего является государство (РФ, либо субъект РФ).

Состав госслужащих неодинаков, функциональное назначение также неодинаково, поэтому выделяют несколько групп госслужащих по различным критериям.

Классификация госслужащих:

I.    по принципу разделения властей:

1.  госслужащие органов законодательной власти;

2.  госслужащие органов исполнительной власти;

3.  госслужащие органов судебной власти.

II. по масштабу деятельности:

1.  федеральные госслужащие – регулируется федеральным законодательством;

2.  госслужащие субъектов РФ – регулируется как федеральным законодательством, так и региональным.

III.   по функциональному предназначению:

1.  государственные гражданские служащие

2.  военнослужащие;

3.  служащие правоохранительных органов.

IV.  по объёму должностных полномочий:

1.  госслужащие, которые являются должностными лицами;

2.  госслужащие, которые не являются должностными лицами.

V.     в зависимости от срока службы

1.  госслужащие, которые поступают на определённый срок (в частности, руководители, помощники (советники) – те лица, которые поступают на госслужбу на срок исполнения обязанностей руководителя).

2.  госслужащие, которые поступают на неопределённый срок (могут быть руководители, а также обязательно специалисты).

Понятие должностного лица содержится в УК РФ, в КоАП’е, понятие должностного лица наше законодательство определяет именно к субъекту ответственности либо уголовной, либо административной.

Понятие должностного лица применительно к АП примечание к ст.2.4. КоАП РФ, появилось это понятие в 2002 году, когда Кодекс вступил в силу.

К должностным лицам относятся лица постоянно, временно, либо в силу специального полномочия, выполняющие административно-хозяйственные, либо оперативно-управленческие функции в органах государственной власти и управления, вооружённых силах РФ. Данное лицо должно определять деятельность органа, в котором он работает.

Вместе с тем, наше законодательство понимает должностное лицо несколько шире. Вместе с тем, наше законодательство понимает понятие должностного лица именно как субъекта к ответственности. Таким образом, к должностным лицам относятся лица хозяйственных субъектов.

Кроме того, с точки зрения ответственности, если иное не определено кодексом, к должностным лицам относятся и индивидуальные предприниматели.

admin-laws.ru

Что является госслужбой. Государственная служба

Понятие государственной службы определяется Федеральным Законом 58 «О системе госслужбы РФ».

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации,

    федеральных органов государственной власти,

    В большинстве развивающихся стран низкие шкалы окладов являются одним из основных факторов, объясняющих преобладающие условия мелкой коррупции, чрезмерного потребления и низкого производства. Установление надлежащих стандартов поведения для государственных служащих является еще одной распространенной проблемной областью во всех системах. Общее ожидание состоит в том, что государственный служащий должен более чем соответствовать стандартам, распространенным в сообществе, и это отражается в правилах государственной службы, даже там, где это не достигается на практике.

    субъектов Российской Федерации,

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

    лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Система гос. службы включает в себя следующие виды государственной службы:

      государственная гражданская служба

      Целостность поведения является частью традиции в хорошо зарекомендовавших себя системах государственной службы, таких как британская система. Напротив, слабость в этике часто является серьезной проблемой в некоторых развивающихся странах, где искушение велико, а административное самоуправление ниже. Организованная деятельность государственных служащих для ведения переговоров с государством как работодателем обычно принимается, но часто ограничивается более узким компасом, чем в частном секторе. Часто предоставлялся официальный спонсорский механизм для совместных консультаций между руководством и персоналом, самым успешным примером которого были советы Уитли, созданные в Великобритании после Первой мировой войны и скопированные в других местах.

      военная служба

      правоохранительная служба

1. Государственная гражданская служба - вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Но обычным каналом является профсоюзность гражданской службы. В большинстве стран было создано право на объединение в профсоюзах, и с ним право профсоюзов гражданской службы на присоединение к общему профсоюзному движению, но применение забастовки в качестве оружия государственными служащими обычно не принимается, а в некоторых случаях странах, включая Соединенные Штаты, это прямо запрещено законом.

Некоторые европейские страны практически не налагают никаких ограничений, даже позволяя государственному служащему служить в законодательных органах, в том числе в национальном парламенте, хотя с различными положениями, касающимися его статуса государственной службы во время пребывания на посту. Соединенные Штаты имеют гораздо более ограничительный подход, поскольку национальное законодательство запрещает не только большинству государственных служащих в национальном правительстве, но и государственные и местные чиновники оплачивать из федеральных средств активное участие в политическом управлении и в политических кампаниях.

Государственная гражданская служба РФ подразделяется на:

    федеральную государственную гражданскую службу

    государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Различия между государственной гражданской службой РФ и службой субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами.

Большинство местных правительственных подразделений с системами заслуг налагают аналогичные ограничения на своих гражданских служащих. Отношения государственной службы с другими инструментами правительства и группами, находящимися за пределами интересов, являются предметом озабоченности в любой политической системе. В западных демократиях роль бюрократии достаточно четко определена, и проблема в основном заключается в поддержании существующего баланса, который был разработан в течение длительного периода времени.

Несмотря на опасения в некоторых кругах о том, что гражданская служба получила чрезмерную политическую силу, принцип, согласно которому должностные лица по вопросам карьеры должны реагировать на политическое руководство, четко признается. Самый интересный текущий вопрос связан с местом карьерной государственной службы в новых независимых развивающихся странах. Обычно в этих государствах гражданская служба была наиболее полноценным государственным учреждением на момент независимости. В частности, в бывших британских колониях, таких как Индия, Пакистан и Нигерия, уже была создана сильная гражданская служба, в том числе местные, а также официальные лица из числа экспатриантов.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

    Конституцией РФ;

    ФЗ-58 "О системе государственной службы РФ";

    ФЗ-79 "О государственной гражданской службе РФ";

    указами Президента РФ;

    постановлениями Правительства РФ;

    конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ;

    Это, несомненно, способствовало переходу к самоуправлению, но это также вызвало обеспокоенность в отношении долгосрочных перспектив демократического развития в западной модели. Причины включают предполагаемую переносимость из колониального периода отношений превосходства и презрение к публике и озабоченность соображениями правопорядка, а не программами экономического развития и социального обеспечения. Но главный аргумент заключается в том, что профессионализация и расширение государственной службы опережают рост исполнительных, законодательных и судебных органов власти, не говоря уже о развитии групп интересов в частном секторе.

    нормативными правовыми актами государственных органов.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ-79, то применяются правила международного договора.

2. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Это привело к тому, что некоторые выступали за преднамеренное замедление дальнейшего совершенствования государственной службы, пока остальная часть политической системы не смогла наверстать упущенное. Не

realtysta.ru