26. Как мировоззрение человека влияет на его судьбу? Что влияет на мировоззрение человека


ВЛИЯНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ИДЕЙ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ИДЕЙ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА

Бердашевская Марина Григорьевна 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа ученика отвечает требованию актуальности: отражает влияние идей на мировоззрение и судьбу персонажей литературы и конкретных людей, что чрезвычайно важно в эпоху, когда молодежь становится орудием пропаганды, активно вовлекается в антиобщественные движения.

Работа носит самостоятельный проблемно-поисковый характер. В силу повышенного интереса Станислава к философским трудам, исследующим развитие человеческой мысли, и к мировой литературе, появился замысел работы, объединяющей эти сферы внимания, открывающей возможность осмысления проблемы влияния идеи на развивающуюся личность. Учащимся самостоятельно была определена и сформулирована тема, проанализированы научные, научно-популярные и художественные источники, проведен опрос. Результатом работы стали выводы, иллюстрирующие влияние подобных идей на судьбу личности, определяющие характер этого влияния. Станислав не только вычленяет суть мировоззренческих идей, но и предлагает самостоятельную оценку условий их «расцвета» в социуме, анализирует причины их привлекательности для молодого поколения, предупреждая о негативных последствиях таких процессов.

Сформулированные школьником выводы самостоятельны, достаточно аргументированы, соответствуют морально-этическим представлениям общества по проблеме.

Практическая значимость выполненного исследования: результаты исследования можно использовать для работы с подростками и их родителями, при организации молодежных дискуссионных площадок, обсуждения проблемы в прессе.

Рекомендации: может быть представлена к защите на региональном этапе научно-практической конференции школьников «Шаг в науку», так как работа была отмечена дипломом второй степени на муниципальном этапе конференции.

Рецензент:Бердашевская Марина Григорьевна, учитель высшей категории МБОУ «Многопрофильная гимназия №12»

Дата: «12» ноября 2017 г.

Бердашевская М.Г.

Оглавление.

Введение ……………………………………………………………... 3

Основная часть ……………………………………………………... 5

Заключение ……………………………………………...…………. 13

Библиография …………………………………………………………..14

Приложение

Введение

Цель: на основе сравнительного анализа показать процесс возникновения и развития мировоззренческих идей и их влияние на личность человека.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть суть мировоззренческих идей, как одну из главных проблем философии;

- Рассмотреть, влияние мировоззренческой идеи на примере персонажей зарубежной литературы;

- Рассмотреть, влияние идеи на примере персонажей русской литературы;

-Произвести классификацию этих идей;

-Изучить особенности влияния этих идей;

-Оценить важность этих идей в современном мире.

Методы исследования: анализ, сравнение, опрос.

Область применения работы: Проведение классных часов по теме работы; данная работа может быть положена в основу крупной научной работы в дальнейшем; работа может быть предоставлена пользователям сети интернет с целью ознакомления, так как данная работа на данный момент не имеет аналогов.

Вопрос исследования: «Влияние мировоззренческих идей на судьбу человека»

Гипотеза: Предполагается, что мировоззренческие идеи играют определяющую роль, как в судьбе человека, так и в его навыках социального взаимодействия.

Основная часть

Для начала рассмотрим природу идеи, как основополагающего фактора для деятельности человека и ориентира для его судьбы.

Иммануил Кант в своём произведении «Критика чистого разума» утверждал, что идея-это априорное понятие того самого «чистого разума», которое не зависит от внешних факторов, однако отвечает потребностям разума. Сократ и Гераклит придерживались понятия о том, что идея есть малейшая постигаемая форма истины. Иначе говоря, по Канту идея служит лишь её последователю или носителю. По теории древнегреческих философов идея служит общему, широкому, высшему. Однако, по нашему мнению, оба мнения ошибочны. Идея не может, чему-либо или кому-либо служить, она может лишь направлять. Идея есть для человека высшая форма мышления и деятельности.

В своё время Рене Декарт ввёл в культуру знаменитый в последствии термин: «Raison D’etre». Предположим, что Декартовский «Raison D’etre» и мировоззренческая идея есть одно и то же. Каждый человек живёт для того, чтобы тот самый «raison», смысл существования, был найден и исполнен. Но дело в том, что Декарт сам отвечает в последствии на все вопросы о смысле жизни: «Я мыслю, следовательно, я существую» этот афоризм Декарт брал, как основу своей философии существования. О чём это может говорить? Во-первых, человек думающий и мыслящий уже оправдывает своё существование, а уж если он в своих думах дошёл до высшей идеи, до идеи, которой он посвятит жизнь, то можно сказать, что это человек выполнивший свой «raison d’etre».

Но это, естественно, не говорит о том, что идея, положенная в основу жизни, является положительным фактором. Об этом в своё время написал ещё Микеланджело Буонарроти (прил.1).

В нём лирический герой говорит, об абсолютно беспросветном бытии. Где мир грёз является более притягательным, ибо реальность сродни анабиозу сознания. Мир, где идея не преобладает над людьми ужасен, по Буонарроти. Но литература знает и те примеры, когда существование во имя идеи, куда хуже, чем без неё вовсе.

Для писателей характерной чертой творчества является наглядное представление ярчайших характеров своего времени, путём создания персонажей. Чаще всего основой для персонажа служит та самая мировоззренческая идея. Эти идеи строятся на классическом поиске своего места в мире, в обществе. Условно все идеи строятся на почве базовых вопросов философии: «Я как часть мира», «Я как часть общества» и «Моё влияние на исход».

Обычно, рассмотрение вопросов бытия ассоциируется с одним из ярчайших литературных персонажей. Фауст представляется умнейшим человеком с огромным честолюбием и непомерным желанием познать истину. Стремление познать истину становится для него смыслом жизни. В этом он опережает любого учёного или философа, он не стремится оставить плоды своих работ потомкам, он стремится познать всё сам, познать суть сущего. Фауст Гёте – это символ возможностей и судеб человечества. Он же является носителем главного порока человека: неудовлетворенности достигнутым. Порой спорят – порок ли это или, наоборот, высочайшее достоинство. Ни то и ни другое. Это просто данность свыше, обращенная в тяжелейший грех мелочностью смысла жизни для большей части человечества. В принципе неудовлетворенность достигнутым и есть главная приманка для слабодушных в лапах дьявола.

Фауст - не просто персонаж, он олицетворение всего человечества, всех его стремлений в одном лице. Фауст в ходе своего путешествия проходит все стадии сознания человека с помощью ощущаемых чувств. Через Фауста, Гёте вкладывает в разум людей, идею о том, что разум человека, являет собой не только величие, но и прежде всего возможность превзойти многие вещи вне бытового понимания, такие как: добро и зло, истина, смысл существования. Гёте подвергает критике недалёкое общество, живущее корыстолюбием и чувственным наслаждением. Автор в лице Мефистофеля от души издевается над немецкой системой высшего образования, построенной на методическом посещении занятий и составлением никому не нужных конспектов. Фауст являет собой классическую религиозную мировоззренческую идею, хотя и с некоторыми оговорками.

Следующий герой, Дориан Грей привнёс в понимание мировоззренческой идеи конфликт. В романе Оскара Уайльда, внутренний мир противопоставлен жестокий мир реальности. Происходит столкновение ценностей, на фоне идеального тела вместе с деградирующим внутренним миром. Грей предстает перед читателем двуликим (человек и портрет неразрывны, как живая плоть и ее душа), и это основополагающая суть образа-аллегории. Для внешнего мира – он обаятельный, привлекающий своей непорочной и неувядающей красотой юноша, в скрытой же реалии он есть само зло, покупка дьявола, запущенная в этот мир для погибели души каждого, кто приблизится к подвластной нечистому человеческой оболочке.

Так и все, что творит разум человека: какие бы благие намерения ни несли в себе любые – научные, художественные, музыкальные, архитектурные, технические – начинания человеческого ума и его таланта, при внутреннем их рассмотрении оказывается, что явлены они на свет для убиения душ и сущего мира. Звучит, как слова проповеди, но иначе и сказать невозможно. Сколь бы ни был прекрасен Дориан Грей, на самом верхнем этаже, в самой дальней классной комнате его дома стоит портрет мерзкого старика, на котором жесткой кистью нечистого выписана истинная его личина.

Чаще всего на рассмотрение вопросов бытия наталкивается относительно новое течение в философии ―экзистенциализм. Крайняя форма которого, представлена в романе Жан-Поль Сартра «Тошнота». Главный герой, Антуан Рокантен вносит новый виток в экзистенциализм. Новаторство заключается в том, что Антуан-атеист. Следовательно, этот экзистенциализм правильней именовать, атеистическим.

Сартр утверждает, что собственная сущность личности реализуется человеком лишь в процессе существования и только по своей воле, не при рождении. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Под словами «делает себя сам» подразумевается наличие у человека желаний и воли, которые развиваются по ходу существования, с помощью которых человек меняется. Это у Сартра называется субъективностью. Человек для Сартра-это проект, который переживается субъективно, тем он возвышается над остальной природой. До появления человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потом уже обретает сущность. В таком случае человек ответственен за то, что он есть. Однако, атеистический экзистенциализм, это прежде всего экзистенциализм отрицания, отрицание Бога, отрицание любви, отрицание дружбы. Череда таких отрицаний приводит к единственно верному выводу жизнь человека не несёт пользы, состояние осознания этой истины и именуется «тошнотой». Таким образом из зарубежной литературы можно вынести три положения, для создания будущей классификации мировоззренческих идей. Религиозное мировоззрение со стремление найти своё место в мире, атеистическое мировоззрение со стремлением найти своё место в мире и светское мировоззрение с желанием стать идеалом для общества.

По истине золотой жилой для нашей работы стали характеры, созданные под пером отечественных писателей, которые обладают по истине ярким мировоззрением. Любой из персонажей является личностью, который не просто следует своей идее, а ещё и привносит её в мир, изменяя судьбы других людей. Интересное явление показывает нам отечественная литература: каким бы типом мировоззрения герой не обладал, будь это религиозное, философское или научное, его идеи кажутся интересными и реалистичными. Это связано с тем, что наиболее яркие персонажи создавались под влиянием важнейших процессов в истории, как нашего государства, так и всего мира.

Говоря о мировоззренческих идеях, любому ученику прежде всего придёт на ум личность, ставшая уже архетипом литературы, а именно герой романа Фёдора Михайловича Достоевского: «Преступление и наказание», Родион Раскольников.

Его идея о праве сильной личности, стала одной из самой обсуждаемых тем для критиков на несколько поколений следующих за выходом романа. По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», на «низших» и «высших». Первые служат только материалом для зарождения себе подобных, вторые — имеют талант, дар владеть новыми словами, руководить жизнью. И эти люди сделаны особо: «Настоящий властелин, кому все разрешается, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, громит Тулон; и он же по смерти становится кумиром, а стало быть, и все разрешается». Раскольников и захотел для каких-то в будущем благих целей проверить, «Наполеон или нет он?» Тут он стал сомневаться, рассуждать, как себялюбец, только бы утвердиться в мысли, что ему все позволено. Желая сбросить «тяжесть земную», нарушить вечные нравственные законы, Раскольников попрекает всех, кроме себя: человек для него — ничто.

Как мы знаем теория Раскольникова в романе, терпит крах. Брешь в теории главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и что суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь», из всех «вшей самую наибесполезнейшую». Когда он слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление? то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!».

Помимо Раскольникова в романе присутствуют его идейные двойники. Они существуют как для развенчания теории Раскольникова, так и для показательности идей губительных, хоть и не столь радикальных.

Таковым является Петр Петрович Лужин, “надворный советник”, служащий в двух местах и наживший свой капитал. Он живет, руководствуясь принципом: “возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Конечно, он никого не убьет, ему и в голову это не может прийти, но тем не менее он с легкостью переступает через моральные и нравственные законы. Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды. Он обвиняет Сонечку Мармеладову в воровстве, чтобы очернить Раскольникова в глазах своей невесты. Лужин и ему подобные - это люди, не имеющие совести, главной целью жизни которых является нажива. Таким образом, на примере Лужина Достоевский показывает, что теория Раскольникова, изначально появившаяся как протест против общества, унижающего и уничтожающего слабых и бедных, оборачивается пренебрежением жизнями именно этих “униженных и оскорбленных”. Свидригайлов - другой идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию. Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Затем, что еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое браться”, - говорит Свидригайлов. Да, в том-то и состоит различие между Раскольниковым и Свидригайловым, что преступление Раскольников совершил, но “черту” не переступил, “на этой стороне остался”, а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается. Но принцип вседозволенности привел его к повседневной скуке, ради избавления от которой он готов и полететь на воздушном шаре, и поехать в Америку. К тому же его терзают видения из других миров: привидения и пауки. Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников - “одного поля ягоды”. По дороге в полицию, куда он шел с намерением сделать признание в убийстве старухи-процентщицы, Раскольников узнает о самоубийстве Свидригайлова.

Итак, при помощи образов Лужина и Свидригайлова Ф. М. Достоевский показал, к чему может привести бесчеловечная теория. Писатель утверждает, что счастье невозможно построить на несчастье других, тем более на преступлении; что человек - это личность, а не “тварь дрожащая”.

Конечно же русскую литературу, не могли обойти и новые философские веяния, такие, как нигилизм, представителем которого является Евгений Базаров, герой культового романа «Отцы и дети». Нигилизм венчает собой весь образ жизни молодого врача, он деятелен, несмотря на всеобщее отрицание он не лежит без дела, как герой «Тошноты», он обладает типично русскими чертами, заставляющими задуматься его не только о бытии, но и об обществе. Здесь, очень сильный парадокс в образе Базарова: врач, спасающий жизни, совершенно их не ценит и высмеивает каждого, кто пытается разуверить его в его видении мира. Судьба даёт Базарову, испытание любовью в качестве своеобразного урока. Очень многое главный герой считает пустым романтизмом: он отрицает поэзию, музыку, искусство, любовь к природе. Чем это объясняется? Базаров — прагматик. Естественные науки привлекают его потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Базаров считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта”, а “природа не храм, а мастерская” — это кажется утверждениями незрелого человека. И в то же время наш герой — человек острого ума, волевая и честная натура. Базаров не способен притворяться или лицемерить. Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Он враг болтовни, довольно циничен и склонен к шутке. Спрятанная под внешним равнодушием большая любовь к своим родителям очевидна, хотя он и не подает виду. Вопреки своему отношению к любви, а Базаров считает ее глупостью он все же влюбляется.

Совершенным персонажем русской литературы во всех смыслах, является герой романа Чернышевского «Что делать?», Рахметов. В образе Рахметова слились лучшие черты передовых людей эпохи Чернышевского, в этом образе немало и таких черт, которые были присущи самому Чернышевскому. Рахметов - профессиональный революционер, революционный вождь. Это рыцарь без страха и упрёка, человек, будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. «Я встретил - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)». Не сразу стал Рахметов «особенным человеком». Он приехал в Петербург обыкновенным порядочным юношей. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в «особенного человека». «Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить».

Помимо Рахметова остальные персонажи романа не менее ярки и значимы для нашей работы. Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор, тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-“особенным”. Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье. Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда Студенческий кружок Кирсанова — один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность “особенного человека”, революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Сбор материала был бы неполным, без самого известного представителя русской литературы Евгения Онегина. Обстановка и воспитание сделали главного героя эгоистом, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях. Он не обращает внимания на чувства и страдания других людей, способен легко обидеть человека и даже не заметить этого. Онегин отвергает любовь Татьяны, просто боясь потерять свою «постылую свободу». Однако Онегин по своей сути, совершенно иной. В деревню он уезжает, лишь по той причине, что ему осточертел светский бессмысленный образ жизни. Онегин типичный романтик, типичный русский дворянин, своего рода ещё один архетип русской культуры.

Как можно заметить, российская классика прямиком подводит нас к созданию классификации идей.

Итак, начнём со стороны религиозного типа мировоззрения, здесь выделяются два подхода: верующего и атеиста. У верующего человека редко, когда возникает, радикальная идея с помощью, которой он может переступить черту человечности. Этот разряд идей можно, назвать своего рода гуманным. Иначе, говоря идеи религиозного экзистенциализма, затрагивают лишь аспекты познания бытия, не впадая в крайности. Идеи атеистического экзистенциализма, это конкретный субъективизм, его нельзя объединить какими-либо догмами или канонами, так они берут своё начало от обратного утверждения о мироздании. Бога нет. Соответственно вся логическая цепочка строится на совершенно иной почве.

Чисто с точки зрения социального взаимодействия, идеи могут нести, как для общества, так и для человека, и положительный и созидающий эффект, так и диаметрально противоположенный. Иначе, говоря, на данном этапе идеи делятся на социальные и асоциальные.

С точки зрения личности, идеи делятся на превозносящие личность и на уничижающие. Превозносящие личность ставят человека ответственным за всё происходящее вокруг него, делая его кузнецом своего счастья. Уничижающие, так или иначе снимают с человека обязательства в чём-либо, будь то идея о высшем предназначении или о бессмысленности бытия.

Таким образом получаем схему (прил. 2)

Говоря, о значимости идей нельзя не брать во внимание, современные предпочтения и взгляды на эту тему. Проведя опрос (прил.3), выяснилось, что участники опроса младше восемнадцати лет вообще не задумываются о следовании, какой-либо мировоззренческой и стараются придерживаться идеи научного агностицизма. Участники опроса старше восемнадцати лет чаще всего так или иначе приверженцы атеистического экзистенциализма, то есть имеют свой субъективный взгляд на вещи и бытие. Опрашиваемые участники до восемнадцати лет, считают, что наибольшее влияние на их мировоззрение имела, семья, общество, СМИ. Участники старше выделяли образование, книги и исследовательскую деятельность.

Также в ходе исследования подтвердилась актуальность этой работы, большинство опрашиваемых, подтвердила необходимость систематизации материала по данной теме. Так как до сих пор не существовало, какого-либо аналога данной работе.

Заключение

В результате научного исследования по данной проблеме были получены следующие результаты.

I. Анализ литературы по проблеме исследования позволил рассмотреть природу мировоззренческих идей.

  • Основные мировоззренческие идеи поколения отражены в литературном наследии современников данных идей;

  • Мировоззренческие идеи поддаются классификации;

  • Развитие мировоззренческих идей можно проследить от произведений классицизма восемнадцатого века до критического реализма двадцатого;

  • Наибольшее влияние на судьбу персонажей литературы, оказывают именно мировоззренческие идеи, которым эти персонажи следуют.

П. Проведение опроса по изучению роли мировоззренческих идей показали:

  • Лица моложе восемнадцати лет даже не задумываются о том, чтобы отнести своё мировоззрение к какому-либо термину и придерживаются нейтральной позиции.;

  • Наибольшее влияние на мировоззрение лиц моложе восемнадцати лет, оказывают: семья, общество и СМИ;

  • Наибольшее влияние на мировоззрение лиц старше восемнадцати лет, оказывают: образование, литература и исследовательская деятельность;

  • Участники опроса старше восемнадцати лет чаще всего так или иначе приверженцы атеистического экзистенциализма, то есть имеют свой субъективный взгляд на вещи и бытие.

Библиография

  1. Иммануил Кант «Критика чистого разума» - http://knijky.ru/books/kritika-chistogo-razuma.ru

  2. Рене Декарт «Первоначала философии» - http://litresp.ru/chitat/ru/Д/dekart-rene/sochineniya-v-dvuh-tomah-tom-1/6

  3. Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст» - издательство «Детская литература», 1977 -352 с

  4. Уайльд Оскар «Портрет Дориана Грея»- http://rubook.org/book.php?book=159957

  5. Жан-Поль Сартр «Тошнота»- https://www.litmir.me/br/?b=24238&p=1

  6. Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»- издательство «Эксмо»,2016-608с.

  7. Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»- https://www.litmir.me/br/?b=206916&p=1

  8. Чернышевский Н.Г. «Что делать?»- издательство «Просвещение»,1982-416с.

  9. Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»- издательство «Вече», 2002-237с.

Приложение I.

Отрадно спать, отрадней камнем быть

О в этот век преступный и постыдный

Не жить, ни чувствовать-удел завидный

Прошу молчи не смей меня будить

(М. Буонарроти. Перевод Тютчева)

Приложение II.

Характеристика

 

Экзистенциальный гуманизм

Экзистенциальный атеизм

 

 

Социальные

Асоциальные

 

 

Возвышающие

Уничижающие

 

Приложение III

Просмотров работы: 140

school-science.ru

Что формирует мировоззрение человека? |

Каждый человек смотрит по-своему на эту жизнь, по-своему ощущает себя. Но какие факторы влияют на оценку себя, жизни, мира в целом?

Факторы, формирующие мировоззрение человека:

  1. Воспитание
  2. Образование
  3. Окружение
  4. Средства массовой информации
  5. Социальные сети

Воспитание

С детства взрослые закладывают в человеке понимание того как делать хорошо, а как плохо. На основе своего жизненного опыта дают ребёнку определённые советы, знания.

Хорошо, когда жизнь родителей полноценна, они мудры и знают, что необходимо ребёнку для будущего. А если, к примеру, мать воспитывала ребенка одна, ребёнок не получал мужского внимания, а воспитывался только по женскому восприятию этого мира, причём несчастной женщиной, то что будет заложено в таком человеке?

Очень часто родители совершают ошибку, строго наказывая ребёнка ремнём или лишая определённых радостей, что так важны для ребенка. Такие дети могут стать агрессивными в будущем.

Так же, как и чрезмерная строгость родителей по отношению к детям ведёт в будущем к отсутствию формирования своего мнения. Такие дети, вырастая, не добиваются больших высот, у них появляется страх проявления себя, возможны социальные фобии.

Воспитание детей родителями играет важную роль в формировании ребёнка как личности. Родители могут, как заложить хороший фундамент в ребёнке, так и плохой, поэтому к воспитанию детей нужно подходить грамотно.

Образование

Те знания, которые человек получает в школе, техникуме, институте также влияют на формирование сознания, мировоззрения человека.

И зачастую сами преподаватели, делясь своим опытом, своей точкой зрения формируют взгляды и понимание жизни учеников, студентов.

В школьные и студенческие годы человек ещё наивен, не испытывал особых трудностей в жизни, и качественное образование и грамотные преподаватели могут помочь определиться учащемуся, что ему важно, понять то ли профессиональное направление он выбрал в жизни. Именно в эти годы человек определяет свои ценности, формирует своё будущее.

Окружение

«Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». Не просто так это выражение популярно.

Люди, окружающие человека, формируют его взгляды, привычки, ценности. Они могут, как помочь ему реализоваться как личности на своём примере, так и погубить его таланты, а даже закомплексовать.

Если человек попадает в плохую компанию, общается с «антисоциальным элементом», то рано или поздно становиться таким же, как они.

Если же человек, наоборот, попадает в успешную среду, он начинает перенимать от людей правильные взгляды на жизнь, начинает улучшать качество своей жизни. Начинает ощущать себя по-другому, стремиться к чему-то и добиваться целей, поэтому так важно выбирать себе правильных круг общения.

Поэтому нужно тянуться к людям, которые лучше, успешнее, мудрее. Именно такие люди своим примером могут дать толчок к действиям в будущем, заряжают своей энергией и позитивным мышлением.

Средства массовой информации

СМИ, вот что рядом с человеком на протяжении всей его жизни.

Телевизор, радио, газеты, журналы, они повсюду. Они рассказывают про новости, происшествия, разводы знаменитостей, учат вкусу, стилю, диктуют как надо жить и т.д.

Почему успешные, счастливые люди мало смотрят телевизор?

А потому, что просмотр телевизора очень сильно влияет на формирование личности, мировоззрения. Люди, которые постоянно «совершенствуются» за его просмотром, начинают деградировать или мыслить примитивно.

Поэтому нужно фильтровать информацию, которая поступает в мозг. Смотреть передачи, помогающие развиваться как личности, получать новые знания. Это могут быть документальные фильмы.

Не нужно ко всему телевизионному миру относится столь серьезно и воспринимать его как экранизированную «книгу жизни». Сколько людей, столько и мнений. Не нужно постоянно смотреть новости, они чаще носят негативный характер, что тоже пагубно сказывается на формировании мировоззрения.

Социальные сети

Социальные сети — это, конечно, отдельная тема. Кто-то их использует с пользой, а кто-то сидит в банальных, разрушающих сознание группах, читает новости и статусы этих сообществ, где говорится, как жить «правильно», причём многие это просматривают, «лайкают», комментируют.

Социальные сети, как и средства массовой информации, если их не использовать с умом и без фанатизма, ведут к массовой деградации и заурядному мышлению.

Для формирования правильного мировоззрения, нужно общаться с правильными, успешными людьми, смотреть познавательные, интересные передачи, фильмы, постоянно развиваться, не зацикливаться на проблемах и не «уходить в себя», поменьше смотреть телевизор и не пропадать в социальных сетях. Только тогда человек будет выделяться из «серой массы» и добиваться успехов.

Автор публикации

0 Комментарии: 0Публикации: 539Регистрация: 31-08-2017

newrussianmarkets.com

26. Как мировоззрение человека влияет на его судьбу?

26. Как мировоззрение человека влияет на его судьбу?

Я вижу причины страданий духовных людей в их МИРОВОЗЗРЕНИИ. Мировоззрение – это метафизическая система взглядов на Мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Это жизненная позиция, убеждения, идеалы, ценности, принципы человека. Мировоззрение является стержнем человека и общества, оно воспитывает сознание и формирует судьбу – от мелких деталей до жизненного пути в целом.

Даже небольшие мировоззренческие заблуждения могут замедлить или остановить движение, прибив к берегу реки жизни, закружить в омуте, бросить на скалу, разбить на порогах… Глядя на жизнь человека, можно определить и его мировоззрение. Обстоятельства вокруг нас – зеркало нашего мировоззрения.

Из каких же категорий (фрагментов) формируется мировоззрение человека? Это такие понятия, как человек, Вселенная, Бог, любовь, духовность, смысл жизни, вера, творчество, нравственность, индивидуальность, свобода и ответственность; дуальность и троица, мужское и женское, семья, род, материальное и духовное; смысл жизни, добро и зло, судьба и карма, счастье…

Человек – уникальное творение Вселенной, он обладает рядом необычных возможностей, большинство из которых ещё не освоено им. Он отражает в своём сознании всё многообразие окружающего Мира. В нём удивительное сплетение природных и социальных качеств. Человек поистине неисчерпаем! «Я сказал: вы боги» (Евангелие от Иоанна, 10:34).

Но все ли осознают своё такое высокое состояние? Большинство людей являются в разной степени биороботами, действуя по чьим-то программам.

Всё, что совершает человек без любви своего сердца, является чьими-то программами. Чем меньше любви в человеке к себе, к людям, к Миру, тем более управляем человек извне какими-то эгрегорами, различными структурами… Но человек, в отличие от биоробота в чистом виде, имеет возможность осознать, что он управляем, и попытаться выйти из этого состояния, избавиться от внешнего влияния.

Апостол Иоанн сказал: «Бог есть любовь…» – то есть состояние-любовь является творящим началом в материи. Поэтому истинны слова: не ищи Бога вне себя – это приведёт в тупик. В своё время египетские жрецы наставляли: «Если не сможешь стать подобным Богу, ты не сможешь его понять: подобное понимается подобным!»

Человеку пора осознать себя и свою роль во Вселенной! Быть подобным Богу – вот путь, истина и жизнь!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Мировоззрение что это такое (типы)

Что такое мировоззрение и для чего оно необходимо современному человеку? В чем состоит сущность мировоззрения? Менялось ли на протяжении истории мировоззрение и его роль в жизни человека?

В век, когда достаточно нажать кнопку и получить ответ на любой вопрос, есть ли необходимость заглядывать внутрь себя, чтобы дать правильную оценку того, что мы собой представляем и какими глазами смотрим на мир?

Мировоззрение личности обусловливает ее поведение, стереотипы мышления, влияет на определение моральных ценностей и личностных качеств. Это видение человеком себя в мире и восприятие им мира вокруг себя. Между понятиями «философия» и «мировоззрение» часто не видят различия. Между тем характеристики мировоззрения гораздо шире.

Философия – это установки, идеи, которые становятся базой для мировоззрения. Формирование личности и ее поведения, определение идеологических и психологических рамок деятельности людей, выстраивание критериев для взаимоотношений с миром – это функции мировоззрения.

Что и как влияет на процесс формирования

Система тесно связанных между собой ценностей, эмоций, идеалов и действий формирует целостную личность. Именно поэтому понятие мировоззрения занимало ученые умы с давних времен. Мировоззрение человека формируется из общепринятых в его кругу норм и представлений о жизни и мире, о людях и природе, о науке и культуре.

Можно выделить пути формирования мировоззрения, т.е. несколько кругов влияния:

  • В первую очередь это семья – именно здесь человек получает первое определение того, кто он и каков мир вокруг.
  • Вторым слоем влияния является ближайшее окружение – друзья и люди, обладающие авторитетом, с которыми происходит непосредственное общение.
  • Третий слой – авторитеты, с которыми нет непосредственного общения, но мнение и воззрения которых человек может узнавать через книги, СМИ и т.д.
  • К четвертому слою влияния можно отнести общие идеологические нормы и принципы, существующие в его государстве или принятые в мире в целом.

Мы видим, что формирование мировоззрения происходит под влиянием большого количества факторов. Каждый из указанных слоев работает на определение и выработку качеств личности, на формирование его взглядов, идеалов, на его эмоциональный уровень, создает стереотипы, устанавливает внутренние правила и требования – «часы», по которым человек живет всю жизнь.

Рекомендуем: Что такое конформизм?

Особенно важным в формировании мировоззренческой позиции личности является период детства и юношества. В то время, когда авторитет родителей и взрослых велик и является безоговорочным, необходимо не только прививать ребенку бытовые навыки, но и обязательно объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Если ребенок с детства погружен в определенную мировоззренческую среду, то и в дальнейшем он будет искать окружение, где люди живут по таким же критериям. Если же с детства не заложены четкие мировоззренческие принципы, в подростковом возрасте ребенок не сможет принимать правильные и безопасные решения, давать адекватную оценку людям и событиям.

Подростки с большим недоверием относятся к миру взрослых и часто самоутверждаются через отрицание тех ценностей, которые им навязывают. То есть если ближний круг не сформировал в личности устойчивых принципов, то повлиять на его мировоззренческую позицию может любой авторитетный лидер той социальной группы, в которой человек оказался. Именно поэтому люди попадают в секты или иные радикальные группы.

Рекомендуем: Идеализация — это

Как же защитить себя и близких, что необходимо знать? В первую очередь давайте разберемся, из чего же состоит мировоззрение и какие его компоненты наиболее уязвимы для стороннего негативного влияния.

Компоненты мировоззрения, оказывающие наибольшее влияние на формирование личности:

  • Знания, полученные личностью.
  • Эмоции, т.е. реакции людей на определенные события или среду.
  • Правила, которые люди применяют в жизни.
  • Поступки и действия.

Знания личность получает через общение и через чтение. Это два важных источника информации, которые в свою очередь порождают эмоциональные реакции на окружающий мир и те правила жизни, которые личность принимает и в соответствии с которыми совершает определенные действия.

Таким образом, в основе всего лежит знание или информация. Люди принимают и реагируют на разную информацию по-разному. Если человека поместить в среду, где будет однотипная негативная информация, человек изменится, поменяется его поведение и эмоции, он станет более агрессивным, озлобленным. Если же человек будет получать позитивную информацию – он преобразится в лучшую сторону. Подумайте, какую информацию получаете вы и каков ваш круг общения.

Сказка – ложь, да…

В ходе развития человечества сформировалось несколько типов мировоззрения, которые принято связывать именно с историческими эпохами. Такой подход не является абсолютно верным, поскольку в наше время можно обнаружить все три типа и даже их комбинации.

Рассматривая исторические типы мировоззрения, мы найдем отличия компонентов, составляющих их.

Первый тип – мифологический. Знания, которые получает человек, обладающий мифологическим мировоззрением, переданы устно и направлены на получение им ограниченной и искаженной картины мира. Мифологическое сознание отводит деятельности человека второстепенное значение.

Главные вопросы в жизни людей решают боги или их земные представители. При этом эмоции и поступки людей по отношению к миру четко регламентированы – ведь все в руках богов. Из такого же постулата исходят правила поведения и действия самого человека.

Рекомендуем: Жизненный путь человека

В наше время типичным примером мифологического сознания можно считать религиозные секты. В них человек и вся его деятельность полностью подчиняется лидеру, который провозглашает себя «богом» и устанавливает нормы и правила поведения, регулирует эмоции своих последователей и навязывает им свои знания о мире.

Второй тип – религиозный. В отличие от первого типа, знания содержатся в религиозных книгах, поэтому создается видимость того, что человек сам нашел эти знания в процессе чтения. Таким образом повышается их ценность. Кроме того, в религиозном мировоззрении четко отделен мир земной от мира духа.

Правила и нормы хотя и менее жесткие, но основываются на авторитете религиозных лидеров. Адепты религиозного мировоззрения живут ради получения каких-то благ не в земном мире, а в сакральном, мире, который будет после смерти. Данный тип мировоззрения присутствует в любой религиозной конфессии.

Третий тип – философский или научный. Человек сам ищет и находит знания, имеет возможность анализировать и проверять их на практике. На основе полученных знаний о мире он формирует свою картину мира и представление о человеке. Нормы поведения такого человека основаны на принципах гуманизма. Его эмоции и действия подчинены его знаниям о том, что хорошо для мира и человечества.

К сожалению, третий тип встречается реже, чем религиозное или мифологическое сознание. Ведь заявить о своей индивидуальности и искать свой путь в мире гораздо сложнее.

Рекомендуем: Житейская психология

Основные типы мировоззрения с точки зрения того, какие знания положены в его основу: житейское (основывается на бытовых познаниях), религиозное (получено из религиозной литературы), научное (основано на изучении теории и опытах) и гуманистическое (основано на ценности человека).

Кризис – что делать

Мы видим, насколько важно, чтобы вопрос, что такое мировоззрение и какова роль мировоззрения в жизни человека, не оставался лишь темой для научных дискуссий. В деятельности людей именно мировоззрение становится фундаментом и точкой опоры.

При разрушении системы ценностей в жизни человека может произойти мировоззренческий кризис. Он может быть краткий или долговременный, чаще всего случается в возрасте 40-44 лет. Такие периоды характеризуются, как правило, сменой мировоззрения личности или серьезной его корректировкой.

Главное – не паникуйте. Кризис – это возможность пересмотреть то, до чего не доходили руки долгие годы, заняться тем, за что вы не решались взяться и откладывали на потом. Ищите то, что вам по душе, меняйте то, что вам не нравится, что тяготит.

Рекомендуем: Возрастные кризисы

Смените круг общения, найдите тех, кого объединяют с вами общие интересы. Оградите себя от любой негативной информации и вечно недовольных людей – ведь мы с вами пришли к выводу о том, что именно информация является основой нашей мировоззренческой системы.

Однако если кризис оказался глубок и вы не можете самостоятельно справиться с затянувшимся состоянием, не стесняйтесь обращаться за помощью, даже если раньше никогда этого не делали. Прозреть по отношению к самому себе – вот что самое важное в жизни. И тогда все встанет на свои места. Автор: Руслана Капланова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Что влияет на формирование мировоззрения человека?

Да, всё влияет : общество, семья, социальные условия, характер восприятия. Даже погода может влиять на настроение человека и мировоззрение тоже меняет.

окружающий мир и другой человек.

все, что окружает человека на протяжении всей его жизни

Семья, окружение, но главное его внутренняя сущность

Окружающая среда.

Гены+воспитание+образование, окружающая среда+опыт её познания.

Воспитание, круг общения, жизненный опыт. И книги, "которые в детстве читал".

touch.otvet.mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА НАШУ ЖИЗНЬ

* Мировоззрение, основанное только на мироощущении, соответствует уровню животного. * Мировоззрение, основанное на мироощущении и мировосприятии (условно) может соответствовать уровню «умного животного». * Мировоззрение, основанное на миропонимании, соответствует уровню человека Разумного.  Как и в какой мере мировоззрение, основанное на истинных или ложных знаниях, влияет на нашу жизнь, а также на развитие или деградацию всего социума. Наша цивилизация накопила огромный объём информации в разных сферах, но это не означает, что вся эта информация правильно  понята людьми и понимается сегодня. Сами  по себе знания не приходят (как манна небесная), необходимы, как минимум, любознательность, интерес, желание и радость познания, настойчивость, труд и способность человека задавать и ставить перед собой вопросы… Каждый человек на этой земле рано или поздно (лучше раньше) если не прямо, то на подсознательном уровне задавал себе вопрос: в чём смысл моей  жизни? Суть этого вопроса следующая: зачем я живу и какова цель моей жизни? А ещё: что такое пространство, бесконечно ли оно, и какова его природа? Что такое материя и каковы её свойства? Что такое время? Что такое жизнь, и как из мёртвой материи она возникла? Откуда появился человек на земле? Что такое душа, и где она находится? Есть ли жизнь после смерти, и что это такое? Первый раз или нет каждый из нас живёт на Земле? Что такое Ад и Рай, и где они находятся? Одиноки ли мы во Вселенной? И т.д. и т.п. 

На эти вопросы пытаются отвечать сторонники религий и эзотерических учений, а также учёные разных направлений, но… в таких делах всегда появляется одно маленькое НО. На многие вопросы, при внимательно рассмотрении, ответы не всегда приближают нас к истине, а иногда даже наоборот уводят от неё! ,   А вот у многих людей, к большому сожалению, со временем интерес к знаниям пропадает, поскольку приходится думать только  о «хлебе насущном», да и на преодоление материальных   житейских проблем в повседневной жизни уходит масса времени, сил и средств, тут уж «не до знаний». Вот и получается, что «лишние» знания якобы только мешают, и от них вроде бы нет никакой пользы. Часто приводится такой аргумент: ну какая польза в повседневной жизни, например, от знания того, как устроен наш мир? Конечно, если целью повседневной жизни становится не сознательная эволюция, а удовлетворение элементарных физиологических  животных потребностей и получение  животных «удовольствий», то всё это приводит к доминированию животного начала, и люди  отодвигают на второй план или вообще утрачивают такие качества разумного существа как совесть, благородство, достоинство, честность, порядочность, любовь и все  что есть высшее от Бога  или проще от высшего вселенского разума и т.д., поскольку животным такие качества не нужны. Постепенно происходит замена приоритетов, что, в конечном итоге, приводит к доминированию животных  инстинктов и эмоций  плоти и тела над умом людским и люди деградируют.

Характерные примеры объяснения мотиваций таких поступков – я хочу, мне всё можно, я этого достоин,  как  кричит сегодня  реклама. надо жить здесь и сейчас, нежелание думать о прошлом и будущем, после нас хоть потоп и т.п. Так ведут себя большинство животных, действия которых подчинены инстинктам, потому что у многих из них есть ум, но нет разума, а это большая разница..  Кстати, человек как раз и отличается от животных тем, что он может контролировать свои эмоции, мысли речи и поступки способен ставить перед собой вопросы, а потом искать и находить на них ответы, развивая свой мозг, своё мышление, приобретая знания, с помощью которых можно познавать окружающий мир, идти по пути развития, а этот путь рано или поздно, при наличии желания и воли, приводит к истине. 

 

maxpark.com

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ПОЛЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В своей книге «Биология веры», Брюс Липтон – биолог и медик говорит что ДНК управляется сигналами, поступающими извне. И этими сигналами в том числе могут быть и наши мысли – как позитивные, так и негативные. И, далее, на странице 220 он пишет о том, что управление нашей жизнью происходит при помощи сигналов, посылаемых нашей жизнью – иными словами, самой Вселенной. Поэтому, когда мы говорим, что фундаментом человеческой личности является его генофонд, то имеем в виду генетические предрасположенности человека. Действительно, если бы генетический фундамент человека был неизменным, то ни о какой эволюции сознания речи бы не могло быть, а Земля была бы заселена человеческими клонами.

Генетическая предрасположенность создаёт в человеке  соответствующие предпочтения, которые для своей реализации требуют определённых условий. Например, один из родителей может передать своему потомству алкогольную предрасположенность, которая может никогда не реализоваться, если человек с подобного рода предпочтениями будет сознательно избегать употребления алкогольных напитков. На самом деле, каждый родившийся человек имеет много предрасположенностей, из которых состоит его первоначальная личность, но условия, в которых он оказывается после своего рождения, в значительной степени не совпадают с его врожденными предпочтениями, что в конечно же  влияет на формирование структуры его личности.

Структура сознания человека, его мировоззрение и личностные особенности во многом зависят от той информации, которую человек получает из различных источников. Особенно интенсивное влияние на генетический воспринимающий аппарат оказывают всевозможные идеи, касающиеся структуры и значения объектов окружающей человека среды и поведения человека в ней. Под окружающей средой здесь понимается всё Мироздание, в котором «окружающая среда» для каждого отдельного человека имеет своё пространство и свою значимость. Так, для обывателя эта пространство и значимость могут включать в себя всё, что обеспечивает его благополучие. При этом его генетическая воспринимающая система сконцентрирует свои возможности в пределах его ограниченного пространства и значимостей, которые обеспечивают условия его относительно комфортной жизни. Его интересы, со временем, приобретут соответствующие ограничения, и способ его бытия постепенно станет адекватным его интересам.

Но, нередко, в человеке могут быть сочетания безграничных интересов с интересами ограниченными, или же, интересы глубокие сочетаться с интересами поверхностными. В этом случае очень важно, какие интересы и стремления будут у человека основными, а какие второстепенными, и иметь подчинённый характер. Например, работа, на которую ходит человек, не является основной целью человеческой жизни – она только средство, необходимое для существования человека. Человеческая жизнь возможна только при наличии многих разнообразных средств, которые являются своеобразными кирпичами здания жизни человека. И если для человека целью и смыслом его жизни станет один из «кирпичей», то это приведёт к разрушению структуры целостного мировоззрения, так как реальность мира станет для этого человека, чем-то второстепенным и общепринятые психологические и социальные значимости в значительной степени потеряют свою ценность и поблекнут. При этом может измениться социальная ориентация такого человека, и возникнуть неадекватность отношений  с другими людьми и вообще с реальностью мира. Например, человек, будучи очень сложным существом, так как является фрактальным подобием бесконечного Мироздания, если будет ассоциировать себя только со своим физическим телом и его потребностями, то это приведёт к тому, что вся многогранная система его существа, со всеми его интересами и стремлениями, станет примитивной и соответствовать в своих потребностях уровню цивилизованного животного. Или ещё пример: в интернете появились материалы, создатели которых утверждают и пытаются доказать, что Земля плоская и над ней располагается купол со светилами. Такое утверждение точно соответствует описанию творения Земли в Ветхом завете. Если согласиться с этим мифом, то тогда мы будем вынуждены признать, что Мироздание – это только плоская Земля и светильники, установленные творцом на своеобразном куполе над нею. Началом открытому конфликту между наукой и духом положил астроном Николай Коперник, который в своём труде: «Об обращении небесных сфер» заявил, что центром «небесных сфер» является не Земля, а Солнце. В дальнейшем Мироздание продолжало расширяться и к настоящему времени астрофизики насчитывают в нём более двух сот миллиардов галактик, в каждой из которых от двухсот, до трёхсот миллиардов звёзд, вокруг многих из них вращаются планеты. И нужно лететь со скоростью света многие десятки миллиардов лет, чтобы пересечь Мироздание из одного его края в другой. Тогда первичное Мироздание, с плоской Землей и светилами над нею можно сравнить с бесконечно малой песчинкой затерянной в безмерном теле Мироздания. И тогда вся воспринимающая генетическая система человека, объединяющая его с Божественным Мирозданием, сосредоточится на восприятии ничтожно малой части величественного Божественного мироздания. Многие потенциальные возможности, предназначение которых служит расширению мировоззрению человека и объединению его с более высокими планами сознания, без чего духовная эволюция человека невозможна, останутся не раскрытыми, так как не будут входить в намерения человека. При этом человек будет постепенно превращаться в цивилизованного троглодита. Но можно привести ещё множество примеров, которые мы встречаем на каждом шагу в нашем неоднозначном мире. Вся жизнь человека может быть заполнена мучениями из-за ушедшего из жизни близкого человека, и тогда его сознание, будучи захваченным страданиями, опуститься до того плана сознания, которое соответствуют этим страданиям. Или же может быть одержим какой-то деструктивной идеей и всю свою жизнь посвятить её реализации.

Для человека важно иметь какую-либо высокую цель, стремлением к которой должно быть его основным намерением в его жизни, и, этому намерению должны служить все мелкие и кратковременные его цели.

soznanie.spb.su