Прокуратура. Что такое прокурор


ПРОКУРОР - это... Что такое ПРОКУРОР?

  • Прокурор — Телфорд Тэйлор выступает с обвинительной речью в суде по делу Альфрида Круппа (США). Прокурор (лат.& …   Википедия

  • ПРОКУРОР — (фр., от лат. procurare заботиться). Судебное лицо, наблюдающее за верным применением и точным исполнением законов и за правильностью решений. В прежние времена, этим имеем называли адвокатов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • прокурор — а, м. procureur m. <лат. procurare заботиться. 1. С 20 х гг. 18 в. в яз. администрации. Чиновник, ведающий надзором за деятельностью коллегии, надворных судов, духовного ведомства, осуществляющий протестацию по поводу неисправностей в них и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПРОКУРОР — ПРОКУРОР, прокурора, муж. (от лат. procuro надзираю). 1. Глава, представитель прокуратуры. «Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике…» Ленин.… …   Толковый словарь Ушакова

  • прокурор — обвинитель Словарь русских синонимов. прокурор см. обвинитель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПРОКУРОР — муж. чиновник, наблюдающий по суду, или по губернии за верным применением и точным исполнением законов. Прокурорша, жена его. Прокурорство, должность, звание это. Прокурорствовать, быть прокурором, или занимать прокурорскую должность.… …   Толковый словарь Даля

  • прокурор —     ПРОКУРОР, обвинитель …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Прокурор — (от лат. procurare заботиться; англ. public procurator, public prosecutor; фр. procureur) должностное лицо в системе прокуратуры РФ, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание… …   Энциклопедия права

  • Прокурор — А. Должностное лицо, работник прокуратуры, наблюдающий за соблюдением и правильным применением законов. Б. Государственный обвинитель на судебном процессе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ПРОКУРОР — (франц. procureur от лат. procuro забочусь), должностное лицо органов прокуратуры. Поддерживает в суде обвинение от имени государства …   Большой Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Прокурор - это... Что такое Прокурор?

    Прокурор (лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями.

    Страны континентального права

    Прокуроры обычно являются государственными служащими, имеющими высшее образование по специальности (юриспруденция) и прошедшими дополнительную подготовку в сфере отправления правосудия. В некоторых странах, напр. Франции, они принадлежат к той же категории государственных служащих, что и судьи.

    Россия

    В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора, координация деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами, в том числе — поддержание государственного обвинения в уголовном процессе. В Российской Федерации полномочия прокурора определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и статьёй 129 Конституции Российской Федерации, а также статьями 37 Уголовного процессуального кодекса РФ, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    В России прокурор:

    • участвует в рассмотрении уголовных и гражданских дел судами
    • опротестовывает судебные решения, приговоры, определения, а также акты, издаваемые различными органами и должностными лицами, если они противоречат закону
    • принимает участие в правотворческой деятельности
    • возбуждает производство об административном правонарушении
    • осуществляет надзор за исполнением законов
    • рассматривает жалобы и обращения граждан

    Бразилия

    В Бразилии прокуроры создают корпус самостоятельных магистратов, работающих как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Федеральные прокуроры подразделяются на три ранга: порт. procuradores da República (федеральные прокуроры), порт. procuradores regionais da República (прокуроры, выступающие в федеральных апелляционных судах), порт. subprocuradores gerais da República (прокуроры, выступающие в высших федеральных судах), в соответствии с юрисдикцией судов, в которых они выступают. Генеральный прокурор Республики (порт. Procurador Geral da República) возглавляет федеральную прокуратуру и представляет обвинение по судебным делам в Высшем федеральном суде (Supremo Tribunal Federal (STF)), суде высшей инстанции Бразилии, в функции которого входит судебный надзор и вынесение приговоров по уголовным преступлениям, совершенным федеральными законодателями, членами правительства и Президентом Бразилии.

    На уровне отдельных штатов прокуроры подразделяются на заместителей прокуроров штата (promotores de Justiça substitutos), прокуроров штата (promotores de Justiça) и прокуроров, выступающих в апелляционном суде штата (procuradores de Justiça). Военные прокуроры, категории которых, хотя и связанные с федеральными прокурорами, выделяются в порядке, аналогичном прокурорам штата.

    В Бразилии основной задачей прокуроров является содействие укреплению правосудия, что означает, что они обязаны не только осуществлять уголовное преследование по уголовным делам, но и, если в ходе судебного процесса они убедятся в невиновности ответчика, обращаться к судье с просьбой о его оправдании. За прокуратурой всегда остаётся последнее слово в отношении предъявления или непредъявлении обвинения в совершении преступления, за исключением нескольких редких случаев, когда законодательство Бразилии допускает частное обвинение. В таких случаях прокурор официально выступает в роли гаранта обеспечения законности (custos legis), обеспечивая осуществление правосудия. Несмотря на наличие у прокуроров соответствующих полномочий, они ведут следствие только по крупным уголовным делам, обычно связанным с правонарушениями, совершёнными полицией или государственными должностными лицами. Также прокуратура отвечает за надзор над работой полиции и вынесение полиции предписаний о принятии мер, которые обвинение считает необходимыми для завершения следствия. Полномочия отдельных прокуроров на расследование уголовных дел по-прежнему противоречивы и, несмотря на их мощную поддержку со стороны судей, прокуроров и населения, оспариваются в конституционном суде Бразилии, STF.

    Франция

    Во Франции прокурору, или Прокурору Республики (фр. Procureur de la République) (или Генеральному прокурору (Procureur Général) в Апелляционном суде или Генеральному адвокату (Avocat Général) в Кассационном суде) помогают заместители (substituts). Он начинает предварительное следствие, а в случае необходимости просит назначить судью-следователя (Juge d’Instruction) для проведения судебного следствия. Если следствием руководит судья, прокурор не ведет следствие, а просто формулирует объём преступлений, которые расследуют судья и правоохранительные органы; он вправе подобно адвокатам защиты просить или предлагать провести дополнительное расследование. На уголовном процессе, прокурор излагает дело перед судом (судьями или присяжными). Как правило, он предлагает вынести определенный приговор, которому суд не обязан следовать — суд вправе вынести более строгий или менее строгий приговор. У прокурора (procureur) также есть некоторые другие обязанности в части отправления правосудия в целом.

    Германия

    В Германии государственный обвинитель (нем. Staatsanwalt) не только обязан (как говорилось выше) не утаивать оправдательные сведения, но обязан по закону активно устанавливать такие обстоятельства.

    В отличие от России, в которой прокурор с 2007 г. не является субъектом, осуществляющим производство предварительного расследования, в ФРГ прокуратура расследует различные уголовные дела. В основном, это дела об экономических преступлениях, о самых тяжких преступлениях и вызвавшие общественный резонанс дела. Для помощи в производстве следственных действий прокурор может задействовать такую фигуру, как «лицо, привлекаемое прокуратурой для производства дознания».

    Страны общего права

    Прокурорами, как правило, являются юристы, закончившие университет по специальности «юриспруденция» (имеющие соответствующую учёную степень) и признаваемые профессиональными юристами судом, в котором они намерены представлять интересы государства. Обычно они принимают участие в уголовном деле в случае необходимости предъявления обвинения. Как правило, они работают в штате государственного ведомства при наличии гарантий, обеспечивающих возможность успешного уголовного преследования ими государственных чиновников. Зачастую в одной стране имеется несколько ведомств благодаря наличию в ней разных юрисдикций.

    Пользуясь поддержкой со стороны государства, прокуроры, как правило, обязаны соблюдать особые нормы профессиональной ответственности помимо норм, обязательных для всех юристов в целом. К примеру, в США, Правило 3.8 Модельных правил профессионального поведения Американской ассоциации юристов (ABA) (American Bar Association Model Rules of Professional Conduct) требует, чтобы прокуроры «своевременно раскрывали защите все доказательства или информацию …, которая способствует отрицанию вины обвиняемого или смягчает тяжесть правонарушения» («make timely disclosure to the defense of all evidence or information … that tends to negate the guilt of the accused or mitigates the offense»).

    Лица, стоящие во главе обвинения

    В Австралии, Канаде, Англии и Уэльсе, Гонконге, Северной Ирландии и ЮАР руководитель прокуратуры обычно называется директором государственного обвинения (англ. Director of Public Prosecutions) и не выбирается, а назначается. Его деятельность в той или иной степени контролируется Генеральным прокурором (Attorney-General), обычно с помощью официальных письменных директив, которые публикуются в обязательном порядке.

    Как минимум, в Австралии в случае очень серьёзных дел полиция обращается к директору государственного обвинения в ходе следствия с просьбой проконсультировать о достаточности доказательств, а также с просьбой сообщить, считает ли он целесообразным подготовку заявления в соответствующий суд о выдаче ордера на обыск, установку прослушивающих устройств или перехват телефонных разговоров.

    Принятые в последнее время конституции, такие как Конституция ЮАР или Конституция Фиджи стремятся гарантировать независимость и беспристрастность руководителя прокуратуры.

    США

    В США руководитель подобного ведомства может носить одно из ряда наименований в зависимости от юрисдикции (напр., прокурор округа (County Attorney, County Prosecutor), прокурор штата (State Attorney, State’s Attorney, State Prosecutor), прокурор содружества (Commonwealth’s Attorney) (в штатах Вирджиния и Кентукки), прокурор района (District Attorney), прокурор города (City Attorney, City Prosecutor) или федеральный прокурор США (United States Attorney, U.S. Attorney) и может либо назначаться, либо избираться.

    Шотландия

    Несмотря на то, что шотландское право представляет собой смешанную систему, его гражданско-правовое наследие привело к ситуации, более похожей на страны с системой гражданского права.

    Институциональная независимость

    Во многих странах прокуратура непосредственно подчинена исполнительной власти (напр., Генеральный прокурор США входит в состав президентской администрации). Такие взаимоотношения теоретически, а в некоторых случаях и на практике приводит к ситуациям, когда государственный обвинитель либо ложно выносит обвинение, либо вообще отказывается предъявлять обвинение арестованным (чтобы долго держать их в состоянии правовой неопределенности, как в случае с Гуантанамо), если это отвечает политическим целям.

    В меньшем числе стран иерархическая структура прокуроров организована с соблюдением таких же (или почти таких же) свобод, которые традиционно присущи судьям. Они подотчётны только парламенту, а генеральный прокурор, как правило, избирается на длительный срок (обычно на семь лет) или даже пожизненно. В плане политической теории, это должно означать, что независимая система обвинения становится четвертой властью в системе разделения ветвей власти, наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

    На практике, такая структура зачастую приводит к бурным политическим дискуссиям, поскольку новые правительства регулярно обвиняют действующего генерального прокурора в том, что он «неофициально благодарен» политической оппозиции (то есть бывшему парламентскому большинству, которое избрало его на срок, превышающий много парламентских сроков). В Венгрии в 2003 году новое правительство изобрело в ответ метод «частного обвинения», который означает, что физическое лицо или лица или частное юридическое лицо могут напрямую обращаться в суд с ходатайством о проведении судебного разбирательства в отношении кого-то, кто, по их мнению, виновен в совершении преступления, в случае отказа прокурора выдвинуть обвинение против него. Если рассматривающий ходатайство судья соглашается с частным обвинением, то судья, выбранный из другого районного суда проводит суд и заставляет прокурора предъявить обвинение. Есть мнение, что подобные изобретения могут повредить системе разделения ветвей власти в большей степени, чем решить проблемы предполагаемой или существующей пристрастности.

    См. также

    Литература

    • Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: 1997. — 526 с. ISBN 5-89194-004-3
    • Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
    • Федеральный закон «О Прокуратуре РФ».
    • Raoul Muhm, Gian Carlo Caselli (Hrsg.). Die Rolle des Staatsanwaltes Erfahrungen in Europa — Il ruolo del Pubblico Ministero Esperienze in Europa — Le role du Magistrat du Parquet Expériences en Europe — The role of the Public Prosecutor Experiences in Europe. — Vecchiarelli Editore Manziana (Roma) 2005 ISBN 88-8247-156-X
    • Raoul Muhm. The role of the Public Prosecutor in Germany // The Irish Jurist | Volume XXXVIII | New Series 2003 , The Law Faculty, University College, Dublin

    Ссылки

    • www.prosecutor.info около 2900 вебсайтов прокуратур в США и других странах  (англ.)

    dic.academic.ru

    ПРОКУРОР - это... Что такое ПРОКУРОР?

  • Прокурор — Телфорд Тэйлор выступает с обвинительной речью в суде по делу Альфрида Круппа (США). Прокурор (лат.& …   Википедия

  • прокурор — а, м. procureur m. <лат. procurare заботиться. 1. С 20 х гг. 18 в. в яз. администрации. Чиновник, ведающий надзором за деятельностью коллегии, надворных судов, духовного ведомства, осуществляющий протестацию по поводу неисправностей в них и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПРОКУРОР — ПРОКУРОР, прокурора, муж. (от лат. procuro надзираю). 1. Глава, представитель прокуратуры. «Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике…» Ленин.… …   Толковый словарь Ушакова

  • прокурор — обвинитель Словарь русских синонимов. прокурор см. обвинитель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПРОКУРОР — муж. чиновник, наблюдающий по суду, или по губернии за верным применением и точным исполнением законов. Прокурорша, жена его. Прокурорство, должность, звание это. Прокурорствовать, быть прокурором, или занимать прокурорскую должность.… …   Толковый словарь Даля

  • прокурор —     ПРОКУРОР, обвинитель …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Прокурор — (от лат. procurare заботиться; англ. public procurator, public prosecutor; фр. procureur) должностное лицо в системе прокуратуры РФ, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание… …   Энциклопедия права

  • ПРОКУРОР — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. В соответствии с процессуальным законодательством РФ участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения,… …   Юридический словарь

  • Прокурор — А. Должностное лицо, работник прокуратуры, наблюдающий за соблюдением и правильным применением законов. Б. Государственный обвинитель на судебном процессе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ПРОКУРОР — (франц. procureur от лат. procuro забочусь), должностное лицо органов прокуратуры. Поддерживает в суде обвинение от имени государства …   Большой Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    ПРОКУРОР это что такое ПРОКУРОР: определение — Право.НЭС

    Прокурор

    лицо, участвующее в гражданском деле, наделенное особым статусом в силу специального федерального закона, как правило, обладающее процессуальными правами и обязанностями истца.

    Прокурор вправе участвовать в гражданском судопроизводстве в двух формах, путем подачи искового заявления (заявления) либо посредством дачи заключения по делу.

    Оцените определение:

    Источник: Большой юридический словарь

    Прокурор

    Генеральный прокурор СССР, Прокурор РСФСР, прокуроры автономных республик, краев, областей, прокуроры городов, действующие на правах прокуроров областей, прокуроры автономных областей, автономных округов, районные и городские прокуроры, военные, транспортные и другие прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и помощники, прокуроры отделов и управлений прокуратур, действующие в пределах своей компетенции.

    Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.60, ст.34

    Оцените определение:

    Источник: Словарь юридических понятий

    ПРОКУРОР

    должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. В соответствии с процессуальным законодательством РФ участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. П. не могут быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления, членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. П. назначаются на должность Генеральным прокурором РФ сроком на пять лет.

    Оцените определение:

    Источник: Большой юридический словарь

    ПРОКУРОР

    должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. Согласно ФЗ "О Прокуратуре Российской Федерации", П. в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. П. не могут быть как членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и членами общественных объединений, преследующих политические цели, а т.ж. принимать участие в их деятельности. П. назначаются на должность Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет.

    Оцените определение:

    Источник: Экономика и право: словарь-справочник

    Прокурор

    должностное лицо единой централизованной системы - прокуратуры РФ (см.: Прокуратура), которая осуществляет высший надзор за соблюдением и правильным применением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Термин "прокурор" применяется к лицам, возглавляющим соответствующие подразделения системы органов прокуратуры: областей, городские, районные, межрайонные, а также другие приравненные к ним прокуратуры. Данный термин применяется и к заместителям, и помощникам прокурора в случае их участия в качестве прокурора в судебном процессе. Основные права (полномочия), обязанности и формы деятельности прокурора определяются Законом "О прокуратуре".

    Оцените определение:

    Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

    ПРОКУРОР

    должностное лицо прокуратуры. Согласно ст. 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"(в редакции ФЗ от 10 февраля 1999 г.), к прокурорам относятся: Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

    В соответствии с Конституцией РФ и названным законом Генеральный прокурор РФ назначается на пять лет Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Генерального прокурора РФ также назначаются Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ без ограничения срока полномочий. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ тоже без ограничения срока полномочий. Кандидатуры на должности прокуроров субъектов Федерации должны предварительно согласовываться с их органами государственной власти.(К. Г.)

    Оцените определение:

    Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

    Прокурор

    Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 31 ст. 5 УПК РФ). Прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Основные полномочия прокурора в досудебном производстве закреплены в ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 108, ч. 3 ст. 165, ст. 221-226 УПК РФ. Полномочия прокурора, предусмотренные ч. 2 ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 5 ст. 37 УПК РФ). В ходе судебного производства прокурор (его заместитель, помощник) поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). Прокурор обязан отказаться от осуществления уголовного преследования, принять предусмотренные законом меры к прекращению уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого в досудебном производстве, отказаться (полностью или частично) или изменить обвинение в сторону смягчения при производстве в суде в порядке и по основаниям, предусмотренным УПК РФ (ч. 2 ст. 6, пп. 3, 6 ч. 2, ч. 3 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 226, ч. 5 ст. 236, ч. 7 и 8 ст. 246 УПК РФ).

    Оцените определение:

    Источник: Большой юридический словарь

    Прокурор

    1. В деятельности сыскной — должн. лицо прокуратуры РФ, наделенное законодателем гос.-властными полномочиями по надзору за исполнением законов гос. органами (их должн. лицами) и иными субъектами, осу-ществл. ОРД, КРД и ЧСД. Деятельность П. в совр. сыске регламентирована Законом о прокуратуре, ФЗ об ОРД, ФЗ о ФСБ, Законом о ЧДиОД (ч. 3 ст. 20 и др.) и др. НПА. 2. В ОРД надзирающим П. выступает Генеральный и уполномоченные им П. (ст. 21 ФЗ об ОРД). Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов органами, осуществл. ОРД, является соблюдение прав и свобод человека и гр-на, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых ОРО. Бакрадзе А. Надзор за законностью оперативно-розыскных мер //Соц. законность. — 1969. — № 2; [6]; Шумилов А.Ю. Прокурорский надзор — театральная декорация, на сцене деятельности наших спецслужб? /Я"ос. юстиция. — 1995. — № 3; Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре РФ» /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова. — М., 1996; Михайлов В.А., Самоделкин СМ. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. — Волгоград, 1996; Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. — М., 1997; Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. — СПб., 1997; Токарева М.Е. Современные проблемы законности и прокурорский надзор в досудебных стадиях уголовного процесса: А.д. д.ю.н. (в форме науч. доклада). — М., 1997; [16]; Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: А.д. д.ю.н. — М., 2001; [8].

    Оцените определение:

    Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

    ПРОКУРОР

    один из участников процессуальной деятельности. Важнейшая функция П. в у г о л о в н ом п р о ц е с с е — осуществление уголовного преследования {обвинения). П. выявляет нарушения уголовного закона, т.е. преступления, возбуждает уголовные дела, передает их следователю или органу дознания для расследования события преступления и установления виновных, надзирает за исполнением законов этими органами, направляет дела, если собраны доказательства виновности обвиняемого, в суд, поддерживает в суде государственное обвинение, опротестовывает вынесенные судом незаконные и необоснованные приговоры. Эти главные моменты участия П. в уголовном процессе регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» 1995, другими законами. Деятельность П. обычно начинается с возбуждения уголовного дела. После возбуждения уголовного дела П. осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Используя предоставленные ему властные полномочия, П.: требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и дознавателей; дает письменные указания о расследовании преступлений; поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемке и других следственных действий; участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу; продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения; возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия для дополнительного расследования; изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования; отстраняет дознавателя или следователя, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительное заключение, направляет уголовные дела в суд, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом. После направления дела в суд П. участвует в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, являясь стороной в суде. Как и другая сторона, П. в суде вправе заявлять ходатайства, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, высказывать свое мнение по любому возникающему вопросу. Закон предусматривает обязательное участие П. в делах, рассматриваемых судом присяжных, в делах о применении принудительных мер медицинского характера, а также в случаях, когда суд признает это необходимым. Участие П. обязательно и при проверке судом жалоб обвиняемых (подозреваемых) на применение к ним ареста в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей. П. приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. Он вправе истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что эти судебные акты являются незаконными или необоснованными, П. обращается с представлением к вышестоящему П. о принесении протеста в порядке надзора. П., как правило, принимает участие в рассмотрении протеста или жалобы судом кассационной инстанции. При рассмотрении протеста в порядке надзора участие П. в судебном заседании обязательно. П. может участвовать в заседании суда, рассматривающего вопросы, возникающие при исполнении приговора (об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания более мягким, об отмене отсрочки исполнения приговора и др.). П. направляются заявления и сообщения о вновь открывшихся обстоятельствах. Если из поступившего заявления (сообщения) П. делает вывод о наличии указанных в законе оснований для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам, он выносит постановление о возбуждении производства и расследует эти обстоятельства либо дает поручение об этом следователю. По окончании расследования и установлении оснований для возобновления дела П. направляет дело с материалами расследования и своим заключением в суд либо, если нет таких оснований, прекращает производство. В.М. Савицкий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» 1995 и ГПК РСФСР предусматривают две формы участия П. в любой стадии г р а ж д а н с к о г о п р о ц е с с а : а) возбуждение производства по делу и б) вступление в гражданское дело, возбужденное по инициативе других лиц. В обоих случаях П. принимает участие в процессе, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Независимо от формы участия (порядка вступления в процесс) закон наделяет П. всеми процессуальными правами и обязанностями лиц, участвующих в деле. В то же время закон предоставляет ему ряд правомочий, которыми не обладают другие участвующие в деле лица. Так, П. вправе знакомиться с материалами гражданского дела, а также принести протест на незаконное и необоснованное решение независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении дела. П. может участвовать в гражданском процессе по любому делу и в любой стадии процесса. В ряде случаев закон предусматривает его обязательное участие, например, в делах о лишении родительских прав или об их ограничении, о восстановлении в родительских правах, о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, об объявлении гражданина умершим или о признании его безвестно отсутствующим. Обязательно участие П. в стадии надзора. Вступая в процесс, начавшийся по инициативе других лиц, П. дает правовое заключение по всем возникающим во время разбирательства дела вопросам и по делу в целом в судах первой и второй инстанций. В стадии надзора П. дает заключение при пересмотре решения по протесту должностных лиц суда. Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде общей юрисдикции свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, П. предъявляет иск и поддерживает его в суде в интересах пострадавших. П. вправе также обратиться в суд с заявлением о признании противоречащими закону правовых актов — как нормативных, так и индивидуальных, принятых органами местного самоуправления, местной администрацией, министерствами, ведомствами, иными органами и организациями и объединениями независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами. Участие П. в гражданском деле в суде первой инстанции осуществляется в основном районными П. (их заместителями или помощниками), так как гражданско- правовые споры разрешаются по первой инстанции преимущественно муниципальными судами. Предъявляя иск, П. должен соблюдать требования закона. Он не может предъявить иск, если у лица, в интересах которого возбуждено дело, нет права на обращение в суд, например, если дело не подведомственно суду или уже имеется решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. П. должен соблюсти и порядок обращения в суд, если иное не установлено законом. Так, П. освобожден от уплаты госпошлины; он может предъявить иск в интересах недееспособного лица без согласия его самого и законного представителя. П. обязан юридически обосновать свое требование, указать в заявлении нормы права, подлежащие применению, факты основания иска и представить необходимые доказательства. Однако П. не вправе допрашивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции суда. Лицо, в интересах которого П. предъявляет иск, должно быть извещено судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца. Соблюдение этого требования ГПК РСФСР обязательно, так как решение суда, вынесенное по иску П., обязательно для этого лица. Кроме того, при отказе П. от иска заинтересованное лицо может требовать рассмотрения дела по существу в том же процессе. П., предъявивший иск, занимает в гражданском процессе положение истца только в процессуальном смысле, так как не является субъектом спорного правоотношения. Поэтому он не может распоряжаться материальным правом, в частности, заключить мировое соглашение. Этим объясняется и то, что отказ П. от иска не влечет прекращения производства по делу без согласия истца. К П. не может быть предъявлен встречный иск — такое требование может быть заявлено лишь истцу. Все эти ограничения связаны с действием принципа диспозитивности. М.С. Шакарян Что касается а р б и т р а ж н о г о п р о ц е с с а , то АПК РФ (ст. 41) установил только одну форму участия П. в арбитражном судопроизводстве — предъявление иска. Основанием для обращения П. в арбитражный суд может быть только защита государственных и общественных интересов (АПК РФ, ч. 2 ст. 4). Отсюда можно сделать вывод, что П. не вправе предъявлять иск в защиту коммерческих интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» П. участвует в рассмотрении судами дел в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Таким образом, этот закон не содержит каких- либо иных оснований участия П. в арбитражном судопроизводстве, кроме тех, которые предусмотрены АПК РФ. Но ни данный закон, ни АПК РФ не раскрывают, что следует понимать под государственным или общественным интересом. Нет в АПК РФ и указаний на возможность отказать в принятии заявления П., если, по мнению принимающего это заявление судьи, отсутствует нарушение государственного или общественного интереса. Следовательно, выяснение данного обстоятельства возможно только в результате рассмотрения дела по существу. После вступления в силу АПК РФ 1995 П. чаще всего предъявляют иски о несоответствии закону заключенных сделок, о нарушениях, допущенных при приватизации государственного имущества, о признании незаконными ненормативных актов, принимаемых органами исполнительной власти, и т.п. иски. Встречаются также иски П. об ответственности за невыполнение обязательств по поставкам продукции и товаров для государственных нужд. П., подавший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Таким образом, П. не становится истцом в процессе, им остается лицо, права которого нарушены. Например, при предъявлении иска о незаконности приватизации, в удовлетворении которого заинтересовано приватизируемое предприятие, оно является истцом по делу. П. только пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности, установленные ст. 33 АПК РФ для истца. П. вправе также изменить основание или предмет иска, размер исковых требований, отказаться от иска. Однако отказ П. от иска нельзя рассматривать как отказ от материально-правового требования, составляющего предмет иска. Такой отказ означает только то, что П. отказывается поддерживать требование в суде. Лицо, которому данное требование принадлежит, не лишено права продолжать процесс. Если же истец — носитель материального права — не участвовал в разбирательстве дела, т о иск, согласно п. 6 ст. 87 АПК РФ, должен быть оставлен без рассмотрения. Такое же последствие наступает, если истец согласен с отказом от иска, предъявленного в его интересах П. (АПК РФ, ч. 5 ст. 41). Правом на обращение в Высший Арбитражный Суд обладают Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в арбитражный суд субъекта РФ — П. или заместитель П. субъекта РФ. Генеральному прокурору РФ предоставлено право приносить протесты о пересмотре вступивших в законную силу решений и постановлений любого арбитражного суда. Заместитель Генерального прокурора вправе приносить протесты на решения и постановления любого арбитражного суда, кроме решений и пос т а н о в л е н и й Высшего Арбитражного Суда РФ (АПК РФ, ст. 181). См. также Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам, Исполнительное производство. Т.Е. Абова

    Оцените определение:

    Источник: Юридическая энциклопедия

    determiner.ru

    Прокурор — Вікіпедія

    Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

    Прокуро́р (лат. procurare — «розпоряджатися, піклуватися») — головний законний представник обвинувачення в країнах з системою слідства або в країнах загального права (англ. common law), що прийняли змагальну систему.

    Обвинувачення — сторона, що відповідає за виклад доказів проти особи, підозрюваної в здійсненні правопорушення, в ході судового розгляду у кримінальній справі.

    Функції прокурорів в різних країнах різні і багато в чому визначаються історичним розвитком.

    У кримінальному процесі України згідно з КПК України прокурор  виконує функцію нагляду, керівництва слідством, підтримання обвинувачення в суді та представництва інтересів громадян чи держави.

    Нагляд – це відповідна до закону діяльність прокурора щодо контролю за законністю та забезпеченням верховенства права органами досудового слідства та оперативно-розшукової юрисдикції. 

    Представництво прокурором інтересів громадян чи держави в суді полягає у здійсненні прокурором від імені держави процесуальних та інших дій, спрямованих на забезпечення інтересів держави та захисту прав, свобод і законних інтересів громадян, у разі неспроможності ними самостійно їх захищати. 

    Керівництво слідством – нова функція  прокурора. Позбавляючи прокуратуру функції розслідування, КПК України закріплює новелу, за якою прокурор не тільки наглядає за слідством, а й керує ним. 

    Підтримка державного обвинувачення – одна з функцій прокурора, яка полягає в безпосередній його участі в розгляді судом справи і використанні повноважень обвинувача для всебічного дослідження доказів, захисту прав потерпілого та інших учасників процесу, забезпечення правосуддя і невідворотності кримінальної відповідальності за вчинений злочин[1].

    uk.wikipedia.org

    Прокуратура - это... Что такое Прокуратура?

    Прокуратура — система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством.

    Особенности

    В странах англо-саксонской правовой семьи содержание института прокуратуры существенно отличается от стран романо-германской правовой семьи: в первых он — необходимая часть состязательной системы, а во вторых — часть надзорно-следственного аппарата.

    Например, прокуратура в Российской Федерации не только поддерживает государственное обвинение в суде, но и осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов другими правоохранительными органами: осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование (дознание и предварительное следствие) и исполнение судебных решений (судебными приставами).

    История

    Впервые прокуратура была создана во Франции в 1302 году именно как орган, представляющий интересы монарха. Прокурор был «глазами» короля, при помощи которых он мог контролировать функционирование всего механизма государства.

    Прокуратура была учреждена тремя петровскими указами: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 года; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года; «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 года[1].

    Прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу – это являлось признаком, отличающим надзор от всех иных видов государственной деятельности. «Органы управления производят и решают дела, а прокуроры наблюдают за этим производством и решением, охраняют их закономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существе дела, в их возбуждении, постановлении и направлении» . Таким образом, деятельность прокурора носила надзорный характер. Генерал-прокурор надзирал за тем, чтобы Сенат выполнял все, относящиеся к его компетенции дела, и действовал строго в рамках Регламента и указов императора.

    Прокурорский надзор

    Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. Прокурорский надзор, по сути, является проявлением власти органа, который в большинстве стран, ни к одной из трех ветвей власти не относится. Смысл данной деятельности во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.

    Прокурорская проверка

    См. также: Прокурорская проверка (телесериал)

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    dic.academic.ru

    ПРОКУРАТУРА - это... Что такое ПРОКУРАТУРА?

    система специальных государственных органов, осуществляющих функцию уголовного преследования и поддержания государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. В одних странах П. - составная часть суда, в других - организационно отделена от него. В некоторых странах П. входит в систему Министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды. Австрия, Япония, Польша).

    Традиционно российская прокуратура наделена широкими правомочиями. Созданная 275 лет назад Петром I как "око государево", прокуратура выполняла также функцию наблюдения за исполнением царских Указов и повелений на всей территории страны. Внесенные судебной реформой 1864 г. ограничительные коррективы надзорных полномочий

    П. в послеоктябрьский период были признаны несостоятельными. П. СССР формировалась как единая, независимая, централизованная система, имеющая основной задачей обеспечение высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами. ведомствами,предприятиями,учреждениями, организациями, исполнительными и распорядительными органами местной власти, а также гражданами. Более того, такими надзорными правомочиями П. стала обладать и в отношении судебных решений. Новая редакция ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. внесла существенные новшества в ее государственно-правовой статус, отвечающий задачам демократического реформирования общества и реалиям переходного периода.

    Аккумулируя все ценное из прошлого опыта П. и прежде всего сохранив централизацию построения П. и задачу обеспечения единства законности на всей территории страны, новый Закон усилил правоохранное назначение П.,особенно в сфере защиты прав и свобод человека. Впервые этому направлению надзора в Законе посвящена специальная глава, где четко регулируются полномочия прокурора, средства и формы реагирования на нарушения личной неприкосновенности, политических, социально-экономических и иных прав и свобод граждан. По существу, прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни, урегулированные законом,сохраняя функцию уголовного преследования, включая предварительное следствие и поддержание обвинения в суде. Закон наделяет П. таким важным правомочием, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

    Процессуальное назначение прокурора, его полномочия в судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел и дел об административных правонарушениях регулируются УПК. ГПК, АПК и КоАП,

    Органы П. осуществляют свои полномочия независимо от органов власти и управления, в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Прокуроры и следователи органов П. не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти или местного самоуправления. Они также не могут являться членами общественных, объединений, преследующих политические цели. Создание и деятельность таких объединений в органах и учреждениях П. не допускается.

    Свои функциональные задачи и решения прокуроры реализуют только на основе закона и своего внутреннего убеждения. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия до их завершения. Требования прокурора, вытекающие из их полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Любые посторонние воздействия, исходящие от представителей власти, общественных организаций, средств информации или других юридических и физических лиц влекут установленную законом ответственность. Именно поэтому государство предусматривает специальные меры защиты прокуроров и следователей. Прокуроры вправе участвовать в правотворческой деятельности, заседаниях органов законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня, органов местного самоуправления. Заметный участок деятельности П. - рассмотрение и разрешение жалоб и иных обращений в порядке. установленном законом.

    Согласно Конституции РФ система П. и ее законодательное регулирование относится к исключительному ведению РФ. Целостную систему П. РФ составляют Генеральная П., П. субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные П., научные и образовательные учреждения, а также П. городов и районов. Создание и деятельность на территории РФ прокурорских структур, не входящих в единую прокурорскую систему, не допускаются. Во главе всей системы стоит Генеральный прокурор РФ, осуществляющий непосредственно и через систему подчиненных органов от имени РФ надзор за исполнением законов и иных функций, возложенных федеральным законодательством. Система территориальных П. соответствует федеральному устройству РФ, которая состоит из республик,краев.областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, являющихся равноправными субъектами Федерации. Кроме того, в систему П. РФ входит свыше 2600 городских и районных П.. непосредственно подчиненных прокурорам субъектов РФ.

    В ряду специализированных П. особое место занимает военная. Ее структурными частями являются П. военных округов и флотов, ракетных войск стратегического назначения, ФПС РФ и П. других войск, приравненные по своему статусу к П. субъектов Федерации. Низовое звено этой системы - П. гарнизонов, объединений и соединений,приравненных по своему статусу к районным и

    городским П. Основное назначение военных П., возглавляемых Главным военным прокурором, - осуществление надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах, РФ. органами управления. воинскими частями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями Минобороны РФ. а также службами внешней разведки, внутренних войск и т.д. Главный военный прокурор по занимаемой должности является заместителем Генерального прокурора РФ.

    В соответствии со ст. 14 Закона о П. Генеральный прокурор РФ имеет Первого заместителя и заместителей,назначаемых на должность и освобождаемых от должности СФ по его представлению. В Генеральной прокуратуре образуется также коллегия в качестве совещательного органа.

    Вступая в должность, прокуроры и следователи П. принимают Специальную присягу; прохождение их службы регулируется не только трудовым законодательством, но и специальным Положением, утверждаемым ГД. Строго регламентируется возрастной и образовательный ценз, а в зависимости от должности и наличия стажа практической работы обязательное требование - ре-Тулярная аттестация и медицинское освидетельствование. Необходимый атрибут принадлежности к прокурорскому корпусу - учреждение и присвоение классных чинов. Законом о прокуратуре установлен особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности, а также их материального и социального обеспечения.

    В настоящее время в системе органов П. функционирует Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка. 2 учебных института и 3 института повышения квалификации и кадров (межрегиональных учебных центров). На федеральном и региональном уровнях 41ункциониру-ют Координационные советы руководителей правоохранительных органов, вырабатывающие и реализующие программы совместных действий по предупреждению правонарушений, повышению результативности оперативно-розыскной, следственной и прокурорской работы в борьбе с преступностью. \'

    Сухарев А.Я.

    Энциклопедия юриста. 2005.

    dic.academic.ru