Оперативная оценка обстановки. Что такое оперативная обстановка


Оперативная оценка обстановки - это... Что такое Оперативная оценка обстановки?

 Оперативная оценка обстановки

   своевременное выявление и идентификация опасности, возможных ее источников, определение вероятности возникновения идентифицированных опасных событий и оценка ( / их последствий для всех предполагаемых вариантов развития ситуации, выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых достигается существенное снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного, техногенного и военного характера.

Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. — М.: Издательство «Флайст», Информационно-издательский центр «Геополитика». Под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. 2001.

  • Оперативная дежурная служба МЧС России
  • Оперативная подготовка к природным чрезвычайным ситуациям

Смотреть что такое "Оперативная оценка обстановки" в других словарях:

  • Оперативная оценка обстановки — своевременное выявление и идентификация опасности, возможных ее источников, определение вероятности возникновения идентифицированных опасных событий и оценка их последствий для всех предполагаемых вариантов развития ситуации, выбор наиболее… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Оперативная оценка обстановки средствами автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС — автоматизированная оценка вероятности возникновения опасных событий и их последствий для всех предполагаемых вариантов развития ситуации, определение возможных вариантов действий сил и средств РСЧС, при которых достигается снижение рисков и… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Оперативная группа органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям — временные формирования сотрудников органов управления ГОЧС и привлеченных специалистов других министерств, ведомств и организаций, предназначенные обычно для выдвижения в район возможной или возникшей ЧС для выполнения поставленных задач по… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Оперативная группа органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям —    группа сотрудников органов управления по делам ГО и ЧС и привлеченных специалистов министерств, ведомств и организаций, предназначенная обычно для выдвижения в район возможной или возникшей ЧС для выполнения поставленных задач по уточнению… …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Радиационный контроль на стадиях аварии — 13.9. Радиационный контроль на стадиях аварии включает контроль радиационной обстановки и контроль внешнего и внутреннего облучения персонала и населения. Контроль подразделяется на предварительный (оперативная оценка радиационной обстановки… …   Официальная терминология

  • Радиационный параметр — (в рамках настоящего документа) физическая величина, характеризующая поля ионизирующих излучений, источники ионизирующих излучений и результаты взаимодействия ионизирующих излучений со средой, используемая для оценки состояния радиационной… …   Официальная терминология

  • ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА 1941-45 — справедливая освободит. война Сов. Союза против фаш. Германии и ее союзников в Европе и Азии, стремившихся лишить народы СССР свободы и независимости, ликвидировать первое в мире социалистич. гос во рабочих и крестьян. Является важнейшей,… …   Советская историческая энциклопедия

  • качество — 3.1.1 качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.5.1) требованиям (3.1.2). Примечания 1 Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное. 2 Термин «присущий»… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б — (тип «Николаев») …   Википедия

  • РОДЫ — РОДЫ. Содержание: I. Определение понятия. Изменения в организме во время Р. Причины наступления Р..................... 109 II. Клиническое течение физиологических Р. . 132 Ш. Механика Р. ................. 152 IV. Ведение Р.................. 169 V …   Большая медицинская энциклопедия

civil_protection.academic.ru

Основные методические рекомендации по проведению информационно-аналитических и научных исследований процессов в условиях информационно-психологического противоборства,"Оперативная обстановка"- основной объект инфо ормацийно-аналитического исследования

761"Оперативная обстановка"- основной объект информационно-аналитического исследования

Знакомство со многими научными и профессиональными публикациями последнего времени, в которых коллеги освещают условия, при которых обеспечивается безопасность субъектов хозяйствования в предпринимательской сфере, показало ло, что не все достаточно четко понимают сущность, содержание и сферу применения категории"оперативная обстановка", особенно в прикладных исследованиях и при подготовке текстов нормативных доку нтив. Складывается ситуация, когда сотрудники государственных спецслужб более осведомлены, чаще применяют термин"оперативная обстановка", а их коллеги из служб безопасности негосударственных субъектов хозяйствования ния пытаются"конструировать велосипедot;конструювати велосипед".

Несмотря на то, что в общий научный оборот автором уже введено такое специфическое профессиональное понятие как"оперативная обстановка", возникла насущная необходимость отдельной статьей осветить более подробно тео оретични и прикладные аспекты указанной категории, особенности ее применения в нормотворческой деятельностидіяльності.

Для раскрытия практическое значение этого понятия целесообразно кратко напомнить основные теоретические положения о оперативную обстановку:

. Во-первых первоначальное понятие"обстановка" - это, прежде всего, состояние, характер условий и совокупность факторов производства, значения, место и роль интересов политических сил, военных, представителей деловых кругов, общественных лидеров в конкурентной боро отьби, во-вторых - расстановка политических, экономических и военно-стратегических сил на международной арене, в регионе, в отдельном государстве, организации и т др. на определенный момент времясу.

. Оперативная обстановка - это сложное понятие, состоящее из элементов экономической, политической, идеологической, социальной, криминогенной и других видов обстановок в том или ином обществе или регионе. Указанные виды обс становок в данном случае выступают как факторы, как основоформуючи предпосылки оперативной обстановки. Оперативная обстановка определяет соответствующие условия и совокупность факторов, на них влияющих, в которых действуют: 1) правоохранительные органы, спецслужбы (разведка и контрразведка), дипломатические службы, других государственных ржавни органы, ответственные за правопорядок, общественную, государственную, экономическую, информационную и другие виды национальной безопасности, защиту жизненно важных интересов общества и оборону государства, 2) пре дставникы организованных преступных группировок, латентных структур, 3) участники межцивилизационной, международной и региональной экономической, научно-технической, политической, идеологической, военно-стратегии ческой конкуренции; религиозного и межэтнического противостояния, 4) другие участники международных и внутригосударственных общественных отношений

Все участники отношений, происходят в определенной оперативной обстановке, делятся на генеральных и исполнительных субъектов. В теории международных отношений до генеральных субъектов относят государства, международные, государственные и негосударственные организации, латентные сообщества и даже физических лиц с высоким международным авторитетом

На формирование характерных черт оперативной обстановки в сфере обеспечения безопасности государства, общества, человека и гражданина внутри страны и на международной арене активно внутренние и наружные внишни факторы в виде деятельности главных (генеральных) субъектов в лице высших должностных лиц государств, государственных органов власти и управления, транснациональных финансово-промышленных, валютно-банковских объединений, экономических и научно-производственных корпораций, руководителей и влиятельных активистов и аемних транснациональных элитарных сообществ и подчиненных им исполнительных субъектов в лице структур внешнеполитических ведомств (дипломатические службы посольств, консульств, военных миссий культурных, научно-технических, языково-культурных центров) общенациональных государственных спецслужб, спецслужб негосударственных частных предпринимательских структур (от транснациональных корпораций до средних. И мелких) правоохранительных органов частности уголовной, налоговой полиции и т.д.

данном случае все перечисленные участники отношений являются субъектами правоотношений, так как они имеют соответствующую юридическую правоспособность и дееспособность. Указанные субъекты действуют в пределах соответствующих правовых принципов и норм. Что касается государств, международных организаций и других объединений, образованных на основании межгосударственных и международных договоров или соглашений, а также высших должностных лиц государств и указаний х властных международных организаций, то перечисленные юридические лица как что наряду с юридической правоспособностью и дееспособностью имеют дополнительно и соответствующие властные (публичные) полномочия по законотвор чей и правоприменительной деятельности, - определяются субъектами международного и национального публичного (властного) правва.

Одновременно в этой сфере оперируют также деклассированные, маргинальные, латентные элементы есть разного направления и мощности мафиозные структуры, организованные преступные группировки, экстремистские и террористические организации, отдельные влиятельные преступные авторитеты, а также различные виды латентных объединений т.д.

Среди всех участников международных и внутригосударственных общественных отношений особое место занимают так называемые исполнительные субъекты (прежде спецслужбы, правоохранительные органы), которые обеспечивают благоприятные т и безопасные условия реализации генеральными субъектами стратегических и текущих задач по достижению определенных целей, защиты или корпоративных интересов, реализации перспектив стратегии развития наций, народов, государств, межгосударственных объединений, транснациональных группировок, цивилизаций.

Как отмечалось выше, основными составляющими элементами оперативной обстановки определяются экономическая, политическая, идеологическая, социальная, криминогенная, религиозно-конфессиональная, межэтническая, межнациональная т и другие виды обстановок в том или ином обществе, государстве, регионе, или в международном, глобальном масштабе зависимости от уровня актуализации указанные виды обстановок в данном случае выступают как факторы, как осново-формирующие предпосылки оперативной обстановкии.

В отношении безопасности хозяйствующих субъектов, особенно в сфере предпринимательской деятельности, где по законам бизнеса главными понятийными категориями, а также движущими элементами, является"прибыль к"и"конкуренция", активно функционируют как общенациональные государственные спецслужбы, так и спецслужбы предпринимательских структур (от транснациональных корпораций до средних и малых), других разновидностей современных неправительственных организаций, движений, объединенийій, рухів, об'єднань.

Однако, специалисты по безпекознавства главными факторами признают политическую (в том числе и международное), идеологическую, экономическую и социальную обстановки отрицательно или положительно влияют на развитие и других видов обстановку.

Так что в механизме формирования оперативной обстановки место и роль интересов определенных политических сил должны определяться через понимание того, что:

-. Политическая обстановка в оперативной обстановке сказывается спецификой проявления особенностей политической борьбы. Политическая борьба - это продукт, средство и форма выявления общественных отношений, которых не существует вне деятельности человека, то есть вне борьбы человека за свои права, приоритеты, власть, интересы и потребности. В связи с этим политическая борьба представляет глобальное явление социальной реальности, олицетворяет собой взаимосвязь и диалектическое взаимодействие своеобразных форм проявления экономических, социальных, идеолог ичних и политических отношений, т.е. первичных основоформуючих элементов, позволяющих определять характеристики основных признаков общей оперативной обстановкии.

Политическая обстановка, со своей стороны, определяется, прежде всего, через понимание того, что:

а) политика - это, во-первых: деятельность, направленная на защиту интересов той или иной группы политических сил (классов, кланов), на завоевание и сохранение государственной власти, на ее использование в интересах п представителей соответствующей группы (класса, клана) политических сил, во-вторых - взаимодействие, взаимоотношения между социальными группами, кланами, нациями, государствами, другими субъектами международного права, насампе ред по поводу государственной властей.

б). Политические отношения непосредственно реализуются в политической деятельности, борьбе субъектов политики, существование без которых объективно невозможно. Сейчас принципы превосходства политики над экономикой требуют решения производственных задач через общественные интересы, а не местечковых, т.е. с точки зрения подчинения этих задач общенациональным целям экономической политики в рамках стратегического развития у нации, государства. Если ведущие политические силы не следуют этим принципам и производственный процесс вступает в противоречие с политическими интересами, т.е. доминирует над ними - это несомненно влечет н евиправдани осложнения в политической обстановке в регионе, мире или на конкретном объекте безпекознавчого защитуту.

в) отменил признак политической обстановки определяется конкурентной взаимодействием по поводу власти между субъектами международных и внутригосударственных правоотношений вообще, государствами и отдельными лицами, политическими партиями, движениями, группировками. Указанные участники правовиднос сын по своему правовому статусу, полномочиям и отношением к власти делятся на субъектов международного публичного (властного) или частного (властны) права. Аналогичным образом они распределяются я в рамках национального права - субъекты властного (административного, уголовного, хозяйственного и т.п.) и частного (гражданского, семейного, трудового, социального обеспечения и т.д.) правва.

Это означает, в частности, что: 1) если отдельные лица, группы населения нарушают законы, постановления, решения, принятые высшими органами власти государства, то они в определенной степени влияют на политическую обстановку, 2) высказываемая несогласие с существующим политическим курсом правящей элиты государства или отдельными ее субъектами, а также политическими силами, объединенными в партиях или движениях и т.п. не позволяет политической системе п евного субъекта международного или внутринационального права (прежде всего государства) осуществлять свои властные функции в сфере внутренней и внешней политик.

По определению российского специалиста по философии. Бутенко,"политическая обстановка - это процесс возникновения, развития и разрешения антагонистических и неантагонистических противоречий между государствами или другими субъективного ктамы межгосударственных отношений по поводу властилади".

-. Идеологическая обстановка в оперативной обстановке тесно связана с политической обстановкой. Идеологическая обстановка специалистами безпекознавства определяется как процесс возникновения, развития и разрешения противоречий в сознании людей, постоянно провоцируют ься влиянием антагонистических различий представлений о способа организации общества и направлений общественного развития, которые пропагандируются правящими элитами государств, а также другими субъектами международно го права и действиями отдельных физических лиц из числа ответственных партийных, общественных и государственных деятелей или их активистов (сторонников) как носителей этих идеологий и лиц как носителей отличной идеологии, направленных против идеологии конкурента.

Материальной основой идеологической деятельности является система экономических отношений, образованных определенными группами политических сил (классами, кланами), носителями соответствующих идеологий. Таким образом, ведущими выразитель ками идеологий сейчас стали партии, которые, представляя авангард той или иной группы политических сил (класса, клана), организуют борьбу со своими идеологическими или политическими противниками, объединенными в партии, движения, секты и другие группировки. Отсюда, идеологическая обстановка зависит от: 1) экономической и политической обстановки, 2) системы взглядов, идей, 3) политико-правовых, нравственных, этических, релиз игийних, философских предпочтений отдельных лидеров, руководителей, других представителей определенных политических сил (классов, кланов), партий, движений, группировок, а также их практической деятельноститі.

Противоречия, возникающие между взглядами, идеями отдельных личностей и их практическими действиями, направленными против политических, правовых, нравственных, религиозных, философских основ идеологии предста авникив правящей элиты государства или иного субъекта международного права, образуют движущие силы (причины) возникновения и развития идеологической обстановки. Именно на них ориентируется и среди них оперирует сопро тивника, в частности субъект разведывательной деятельности (государство, негосударственный субъект хозяйствования,. ТНК, латентной структуры и т.д.) из-за возможности исполнительного субъекта (силы и средства спецслужб).

Наличие противоречия между взглядами и действиями является отличительной чертой идеологической обстановки, так как степень распространения идей, идеалов в расслоенных на определенные политические силы (классы, кланы) обществе обм межуеться только формированием сознания у населения. Эта степень распространения предполагает сочетание этого противоречия с практической деятельностью, с выражением мотивов социального поведения идеологии формируются и п ередбачаються для распространения не только для воспитания определенной прослойки или всех политических сил общества, даже не для отдельных личностей, а для обеспечения условий возникновения и усиления мобилизующих стимулов, направленных на реализацию определенных интересов в связи с этим, как правило, идеи всегда компрометировали себя, если они удалялись от интересовсів.

Механизм возникновения и взаимодействия экономической, политической и идеологической обстановки с оперативной обстановкой происходит следующим образом:

На первом этапе возникает экономическая обстановка в экономической борьбе. На втором - экономическая обстановка формирует политические (классовые, групповые, клановые, корпоративные) интересы, сознание - с этого момен. НТУ зарождаются предпосылки для идеологической обстановки. На третьем - развитие борьбы, осознание субъектом необходимости борьбы за власть создает предпосылки для возникновения политической обстановкики.

-. Экономическая обстановка в оперативной обстановке - это прежде всего совокупность отношений и противоречий, возникающих в конкретных местах применения труда. Они присущи определенной группе лиц, определенном процесса производства и определенному времени. Другими словами, эко ономична обстановка - это совокупность условий и стимулирующих факторов процесса разрешения противоречий в трудовой деятельности, антагонистического или неантагонистический характера. В этом процессе всегда взаимодействуют дв и стороны: работодатель - наемный работник, руководитель - подчиненный тощощо.

-. Социальная обстановка в оперативной обстановке как фактор имеет большое значение для общественной безопасности в контексте политической и идеологической борьбы. В связи с этим необходимо понимать, что первичными элементами социальной обстановки являются: 1) действия групп в личностей, 2) условия производства (отношения между людьми в условиях определенного способа производства, добычи средств на жизнь), 3) интересы определенных политических сил, партий, движений или группировок тощо.

В ходе исследования социальной обстановки необходимо учитывать также и то, что:

1) неантагонистические противоречия, в основном, присущи: а) наличие противоположных интересов, которые имеют временный, относительный и преходящий характер б) такие формы проявления: самоустранение рабочих от д контроля над процессами труда; слабый контроль руководителя по конечному результату труда; самоотчуждения от работы

2). Существуют также противоречия между: а) планами и диспропорциями производства, 2) оплатой и нормами труда и т.д., что создает предпосылки для возникновения неантагонистических противоречий, влияющих на возникновение и развитие неблагоприятной эконом ческой обстановки в регионах и на объектах общегосударственного значения, безпекознавчого защиты со стороны государства, а также в аналогичных общенационального значения негосударственных структурах, безопасность яки х обеспечивается частными охранными и предпринимательскими спецслужбами

3) отличительные признаки экономической обстановки - это процессы, возникающие в результате взаимодействия субъектов экономической деятельности

Каждая сторона, участвующая в конкурентной борьбе, обладает конкретным потенциалом и стремится достичь преимуществ в соревновании с противодействующей стороной через естественную антагонистичность интересов

Для решения проблемы оценки, анализа, прогнозирования и моделирования ситуации в сфере безопасности в том или ином регионе вообще и экономической деятельности конкретного предприятия - фирмы, под дприемства, кредитно-банковской или иной негосударственной предпринимательской структуры, - важно проводить постоянный мониторинг, отбор информации по изменениям в показателях характеристик, определяющих отклонения ния параметров от запланированного состояния потенциалов главных региональных и мировых игроков, а также характера их влияния на отношения между субъектами экономической конкуренции, - государств и современных мощных их транснациональных надгосударственных объединений, - на предмет выявления признаков определенной напряженности: вооруженных конфликтов, революций, контрреволюций и других социально-экономических потрясений как природного пох одження, так и искусственного, созданного спецслужбами иностранных конкурентов, противников и врагов.

. Потенциалы государства или другого участника международных отношений, в данном случае в экономической сфере: 1) экономические возможности; 2) средства: материальные, человеческие запасы, источники их обновления и пополнения; 3) научно-технические достижения, изобретения, которые предоставляют субъекту международной (политической, экономически й, военно-стратегической, научно-технической и т.д.) конкуренции качественно новые средства борьбы; 4) количественные и качественные показатели сил, средств, их дислокация в определенный период; 5) совершенство их организационной структуры и эффективность управления ею, мобилизационные возможности, мобильность в разворачивается. Анне и другие составные элементы противоборства.

Каждая из сторон обеспечивает безопасность своих потенциалов посредством системы государственных мероприятий и системы специальных органов, реализующих указанные государственные меры. Наличие потенциалов у сторон пород джуе необходимость обеспечить безопасность и сохранить их в тайне от конкурентов, противников или партнеров. С этой целью используются как легальные, так и нелегальные формы, методы, приемы и средства против борствва.

Например, современные победители в"холодной войне"США и государства. НАТО для достижения преимуществ стремятся проникнуть в потенциалов, прежде всего, всех посткоммунистических или других государств, отнесенных ими к спи иску стран с недружественными, тоталитарными или недемократическими режимами, в целях контроля за обществами этих государств или, в случае крайней необходимости, взорвать их потенциал, как уже это было сделано п роты. СССР,. Югославии,. Афганистане,. Ираке, и сейчас организуется соответствующая кампания, в том числе и по каналам разведслужб, против. Ирана и. Северной. Коречної. Кореї.

В данном случае основной объект направлений тайных операций иностранных конкурентов - политическая власть, потому что установление контроля над экономическим, оборонным, научно-техническим, другими потенциалами в решает частично проблему доминирования, и поэтому играет вторичную роль при проведении тайных операций. Задачу определенных потенциалов производными, так как их реализация достигает конечного ре результата - стратегической цели в геостратегической, геополитической и геоеконо-мической конкуренции в современном глобализированном мире. Установление полного контроля над конкурентом невозможно без установления н ад им политической властейди.

Как показывает практика современной политической борьбы, идеологической и экономической конкуренции, а такова практика вмешательства иностранных сил во внутренние дела Украины, путем установления политического контр роль конечная цель которого - распространение власти через кадровую политику на все другие потенциалы государства-объекта разведывательных устремлений - систему государственного управления, экономику, оборонную, систему безопасности, внешнюю политику в, науку, образование, социальную сферу,. СМИ и т.д. . Как следствие - кардинальная изменение не только внутренних, но и, в первую очередь, внешних ориентиров в деятельности государства. Такая постоянная смена политических сил во власти и ориентиров развития общества приводит в конечном счете - к дестабилизации общественных отношений и разрушения государственного механизма как основы обеспечения безопасности суверенитета и государственностиі.

Поскольку реальные данные по потенциалов, как правило, всячески скрываются и они составляют часть государственной тайны, проникновение в них возможно лишь с помощью тайных, негласных, скрытых, жаре иально форм и методов, а их подрыв - с использованием нелегальных и легальных группировок есть путем проведения конкурентами комплексных оперативных мероприятий и тайных операций. . Аналогичная ситуация складывается и вокруг ведущих негосударственных субъектов хозяйствования производственных объединений, корпораций, финансово-банковских и коммерческих структур и т.д.

Анализ политической борьбы свидетельствует, что каждая из противоборствующих сторон возлагает надежды на поддержку отдельных лиц, групп людей, как) разделяют взгляды противодействующей стороны и в принципе могут выполнять дл данные о проникновении в тайных потенциалов или осуществить их подрыв. Мотивы у указанных лиц могут быть как сознательные, так и бессознательные. В связи с этим специалисты называют их потенциальными агентами сопро тивника, потому что подобные лица объективно имеют возможности оказывать помощь противникку.

В данном случае противник - это объединение государств, конкретное государство, другое юридическое или физическое лицо, представляющих субъектов международных правоотношений, политические силы, определенные слои населения, группы, кланы, а также отдельные лица, которые обязательно находятся в антиобщественных отношениях или в оппозиции к существующему политическому режим.

При реализации противником своего политического интереса возникает сочетание антагонистического содержания с неантагонистический форме развертывания противоречий, в результате которых возникают действия противника, не е имеют ярко выраженной противоправности.

В этом контексте следует также учитывать научные положения. А. И. Ткалича, кандидата юридических наук, доцента, специалиста по проблемам государственной безопасности, о том, что"главные факторы, обуславливающие использованием ния тайной (разведывательной) деятельности в межгосударственных и международных отношениях это: 1) в общенаучном понимании - разные стороны (моменты) всех видов сознательной человеческой деятельности: тот или иной ступ инь воли, энергии, сознания и дисциплинированности организаторов и непосредственных участников международных отношений при решении задач, стоящих перед ними, 2) в профессионально-прикладном значении - субъективные причины, порождающие: а) необходимость приобретения соответствующей информации об окружающем мире для эффективного внедрения в жизнь собственной внешней политики, б) своевременного в икриття скрытых опасностей, рисков, вызовов или угроз национальным интересам государства извне в) необходимость адекватного противодействия таким опасностям, рискам, вызовам иликам чи угрозам"

По мнению. А. И. Ткалича, благоприятные условия для разведывательной деятельности - это объективные условия реальной украинской и общей евразийской действительности, способствует маскировке и практике осуществления-я каких конкретных фрагментов тайной деятельности, совокупность независимых от воли или сознания людей особенностей международного сотрудничества и обстоятельств из разных сфер жизни его участников (материально-производственной, общеполитической, семейно-бытовой, духовной и т.д.о).

Имеющиеся результаты проведенного автором исследования свидетельствуют, что иностранные государства и их национальные субъекты хозяйствования, особенно из числа потенциальных противников, в зависимости от особенностей истории й развития межгосударственных отношений уже имеют разного уровня сформированности и разветвленности аппарат реализации разведывательных задач в Украине, государствах. СНГ и бывшего"социалистического лагеря"В основу соответствующей разведывательной инфраструктуры большинства ведущих стран положены остатки былой разведывательной сети, которая существовала на территории. Советского. Союза. Можно считать, что после августа 1991 главные центры силы в мире:. США,. Германия,. Великобритания,. Франция и. Китай, не говоря уже о. России (если это не так, то это было бы мягко говоря"опрометчиво"с их стороны по собственной без безопасности), проводили активные мероприятия по совершенствованию отдельных ее цепей в рамках новых государственных образований. СНГ, доводя до возможности их автономного функционированияономного функціонування.

Исходя из этих теоретических ссылок, наличие оппозиционно настроенного к политике правящих кругов или просто недовольного своим социальным положением слоя населения объективно создает определенную ив бувальну базу, в том числе и в Украину. Именно это объективно создает условия противнику для поиска кандидатов на вербовку с тем, чтобы устанавливать с ними контакты, вербовать и с их помощью. ВВИ йснюваты подрыв или проникать в тайных потенциалов государств (или национального значения негосударственных субъектов хозяйствования) - объектов разведывательных устремленийь.

Особенности развития оперативной обстановки создают условия для существования противоречия между возможностями противника устанавливать агентурные отношения с лицами, которые имеют доступ к потенциалов, охран роняються и способностью государства (или национального значения негосударственных субъектов) - объекта разведывательных посягательств противодействовать этим попыткам. Это противоречие можно разрешить через: 1) установления ления противником контактов с потенциальным агентом путем его вербовки; 2) создание агентурных позиций в контрразведке и разведке, службах безопасности как государственных, так и негосударственных структур, в это ды повышенной вербовочной активности противника с целью слежения за процессами и проведение мероприятий по основания своих источников на вербовкея.

В этом случае в оперативной обстановке происходит смещение центра тяжести противоборства с легальной сферы в нелегальную. Это объясняется объективными тенденциями развития оперативной обстановки, п заключаются в возникновении отношений с момента вербовки по такой модели: противник - агент - потенциал (тайна), опосредованных человеческой деятельностью, а в агентурных отношениях социальные связи выст упають в виде: 1) информации о потенциале, расстановки сил и средств в нелегальной борьбе, 2) признаков влияния, подрыва, конкретного результата в виде ущерб государству, другому субъекту международных правоотношений или негосударственным субъектам хозяйствованияя.

Таким образом, оперативная обстановка - это состояние, характер условий и совокупность факторов процесса разрешения противоречий в определенный момент времени и на конкретной территории при проникновении противника к тайным пот потенциала государства (или отдельного предприятия). Точнее - оперативная обстановка представляет определенный момент политической борьбы на конкретной территории, где возникают две конкурирующие стороны: гос ава (системы государства) или национального значения негосударственных субъектов хозяйствования как объектов защиты от опасностей, рисков, вызовов и угроз - и противник. В результате взаимодействия этих двух элем нтив, которые становятся источником антагонизма, возникает и развивается оперативная обстановкака.

Задачи анализа и безпекознавчои оценки определить где, когда, каким образом противник стремится достичь преимуществ, т.е. заранее предсказать, спрогнозировать деятельность противника в условиях неопределенности и а отсутствия достаточных сведений о нем. Решение указанного выше задачи должно быть комплексным:

Во-первых, рассматривая оперативную обстановку с точки зрения общего, особенного и одиночного целесообразно признать, что: 1) политическая борьба, как общее явление социальной действительности в отдельно взятой государством ави и в целом на международном уровне, характеризуется определенной расстановкой политических сил, партиями, идеологиями, потенциалами и т.д., 2) особые моменты в политической борьбе выражаются через процесс и развития политической, экономической и идеологической обстановок, 3) единичное (неповторимое) выражается через оперативную обстановку, которая имеет в себе моменты общего и особливог.

Итак оперативная обстановка в широком смысле исходным моментом политической борьбы, в узком смысле - экономической конкуренции в сфере хозяйствования, ее единичным проявлением. Она всегда конкретна а единичная в определенном пространстве и времениі.

Во-вторых, в каждом конкретном случае необходимо выделять причины (факторы) возникновения характерных черт оперативной обстановки. Если исходить из ссылки, она является процессом, необходимо признать: 1) д. дь деятельность, образующийся из экономических, политических и идеологических процессов и т.п., не может производить продукт своей деятельности мгновенно, поэтому необходимо определенное время для возникновения этих процессов; 2) оперативная обстановка накаляется, достигает своего апогея, затем обострения постепенно спадает и исчезаетє.

согласно теории цикличности развития процессов оперативная обстановка имеет следующие формы градации состояния:

Возникновение (зарождение) - это момент зарождения, с одной стороны, противоречий (факторов), то есть экономической, политической, идеологической, других видов обстановок. Указанные противоречия между государством и противники ом развиваются до уровня определенной системы из-за необходимости противника проникнуть в тайный потенциала или его взорвать, а у государства (или национального значения негосударственных субъектов) - объекта разведывательных устремлений - организовать контрразведывательную противодействие этим посягательством и защита имеющегося у него потенциалу.

Развитие - это продолжение процесса углубления противоречий в экономической, политической, идеологической, в других актуальных обстановках. Этот процесс характеризуется выявлением дополнительно новых факторов и условий в оперативной обстановке. Они вроде накапливаются в процессах экономической, политической, идеологической, социальной и других обстановок, достигая определенной критической границжи.

Кризис - это момент максимального обострения противоречий, есть определенный апогей процесса развития, во время которого происходит замена власти, изменение экономической основы государства, нелегальные силы и средства против ивника переходят на легальное положение, возникает так называемая"революционная"или"контрреволюционная"ситуацииційна" ситуація.

Спад-это момент естественного или искусственного разрешения противоречий в оперативной обстановке. Правящие круги, получив информацию о возникновении или о развитии оперативной обстановки используют противоречия н в свою пользу, воздействуя на определенные спецслужбами факторы и условия таким образом, чтобы опередить противника в его действиях. Спад оперативной обстановки является наиболее стабильное ее образования, присущее ей пр отягом достаточно длительного времясу.

Любое явление всегда подчиняется закону причинности, в том числе и оперативная обстановка, поэтому любая ее изменение требует познание причин возникновения того или иного обстоятельства. Если причины становятся е идоми спецслужбам, они могут спрогнозировать сущность и характер их последствий. Однако, необходимо учитывать, что определение оперативной обстановки по схеме"потенциал службы безопасности (контрразведки) - противник - среда - объекты обеспечения безопасности"не всегда точно отражает сущность явлений. В этом случае получается, чтовиходить, що:

1) время государство со своей общенациональной системой мер безопасности не в полном объеме включается в противоборство; в современных условиях это связано с наличием негосударственного (частного) сектора в эко ономици Украине и других государствах посткоммунистического пространства, существующей системой государственной безопасности не охватывается, кроме этого, в государстве не только не отработан надлежащий порядок отношений и меха низм взаимодействия с системой служб безопасности негосударственных субъектов хозяйствования, а они просто отсутствуют, как и соответствующие нормативно-правые акты, регулирующие это взаимодействие

2) одновременно среду почти всегда определяется отрицательным, потому что по своей внутренней сути среда может относиться к противнику как"потенциальная агентура"Такое предвзятое ссылки оправдано е, потому что оно формируется под влиянием того, что спецслужбы зачастую"работают"с негативным средой как с противником, осуществляя против него адекватные оперативные (тайные, конспиративные) меро ди. По этой причине на практике выделять среду в самостоятельный элемент оперативной обстановки без увязки его с деятельностью противника или конкурента считается нецелесообразнымвважається недоцільним.

Для анализа и безпекознавчои, прежде контрразведывательной, оценки необходимо принимать более широкий спектр показателей том, что факторы, которые выступают как причины (движущая сила процессов оперативной обст тановки) позволяют выделить ряд разносторонних закономерных последствий. Многочисленные последствия каждого из факторов и являются именно теми условиями, которые должны обязательно учитываться аналитиками в справках о оп еративну обстановкеу.

Построение альтернативных моделей (прогнозируемых комплексных систем условий и факторов) будущей оперативной обстановки создает необходимые предпосылки для направленного воздействия спецслужб, особенно загальноде ержавних, на ее развитие. Построение этих моделей образует основу: 1) для формирования концепции прогнозирования тенденций оперативной обстановки и их характера, 2) для предоставления направленного выгодного влияния н а противника с целью ослабления его потенциала и нейтрализации подрывных устремлений, 3) для предоставления направленного выгодного влияния на собственные силы, средства и объекты защиты с целью мобилизации их п отенциалив и нейтрализации возможных последствий взрывных направлений и негативных воздействий противников, конкурентов, враговв.

Например, для исследования и прогнозирование оперативной обстановки с целью разоблачения фактов деятельности агентурной разведки иностранных спецслужб на стадии выполнения агентом задач необходимо:

. По. Во-первых, для определения на основании оценки и анализа на объекте проникновения и в его окружении возможных агентов противника, конкурента или врага целесообразно постоянно: 1) проводить сравнительный анализ н имеющихся директивных материалов имеющимся оперативным данным о направлении иностранных партнеров, 2) обобщать и анализировать на местах данные о разведывательных устремлений к конкретным объектам и проблем, 3) выделять на объектах направлений круг сведений (документальных данных), которые противник может получить только агентурным или техническим путем, 4) обобщать и анализировать данные, указываю стоит на возможную деятельность в данной местности агентов или технических средств разведки иностранных спецслуж.

. По. Во-вторых, на основании указанной выше предыдущей работы осуществлять разработку модели вероятной шпионской деятельности агента иностранных спецслужб или иного конкурента, направленной на добывание первичной й разведывательной информации, а именно, должны быть определены: 1) возможные пути проникновения агента иностранных спецслужб или иного конкурента на объекты направлений и до секретов, 2) направления и сферы вероятно их действий агента иностранных спецслужб при добыче первичной разведывательной информации, 3) категории лиц, в среде которых наиболее вероятно находиться агент иностранных спецслужб; 4) способы и приемы добывания агентом иностранных спецслужб первичной разведывательной информации.

. По. В-третьих, разработать современную систему, демаскирует агента иностранных спецслужб, другого конкурента на стадии выполнения им разведывательных заданий

uchebnikirus.com

Значение словосочетания ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА. Что такое ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА?

Значение слова не найдено

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: имманентность — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Положительное

Отрицательное

Предложения со словом «оперативная обстановка»:

  • Сегодня политическая и оперативная обстановка динамично изменяется.
  • Оперативная обстановка. Последние сводки за 23 июня и полученные сегодня утром донесения подтверждают нашу оценку обстановки.
  • Однако общая оперативная обстановка тоже ухудшилась.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru