Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан. Что такое обращение граждан


ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА - это... Что такое ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА?

 ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА

обобщенное наименование различных видов индивидуальных или коллективных обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, должностных лиц - заявлений, жалоб, предложений, ходатайств.

Право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.(С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.

  • ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
  • ОБРАЩЕНИЕ ДЕНЕЖНОЕ

Смотреть что такое "ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА" в других словарях:

  • ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА — ОБРАЩЕНИЕ …   Юридическая энциклопедия

  • Обращение гражданина — 1) обращение гражданина (далее обращение) направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение… …   Официальная терминология

  • Обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Обращение… …   Большой юридический словарь

  • ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА — согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59 ФЗ, – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или… …   Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • Обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган или орган местного самоуправления …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

  • Обращение гражданина письменное — письменное обращение гражданина направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба;... Источник: Постановление ЦИК России от 15.12.2010 N 231/1514 5 Об Инструкции …   Официальная терминология

  • ОБРАЩЕНИЕ — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления …   Юридическая энциклопедия

  • ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — определяется по правилам гл. 37 ГПК, с изъятиями и дополнениями, установленными гл. 38 ГПК. Согласно ст. 528 ГПК взыскание по исполнительным документам с юридических лиц денежных средств обращается в первую очередь на их денежные средства,… …   Юридический словарь современного гражданского права

  • ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ И ПРИРАВНЕННЫЕ К НЕЙ ИНЫЕ ДОХОДЫ ДОЛЖНИКА — в соответствии со ст. 496 ГПК обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с этим Кодексом доходы должника производится в случае отсутствия у должника денежных средств и иного имущества или недостаточности их для… …   Юридический словарь современного гражданского права

  • ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — выраженное в форме запроса, ходатайства или жалобы обращение определенных законом органов и лиц в Конституционный Суд РФ. Это своего рода судебный иск, с которым заявитель обращается в Конституционный Суд. В соответствии со ст. 37 Федерального… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

constitutional_law.academic.ru

Обращение граждан. Виды обращений.

Обращение граждан - это любое заявление или жалоба граждан к представителям государственных структур.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы. Предложения - обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий. Заявления - обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан. Жалобы - обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

В случае, если гражданин не имеет возможности лично обратиться с предложением, заявлением либо жалобой, он может поручить сделать это от его имени другому лицу.

Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным подает его представитель.

Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении.

Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.

Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан.

  1. Конфиденциальные документы и особенности работы с ними.

Конфиденциальная информация, в том числе коммерческая тайна, как правило, содержится в виде каких-либо документов – традиционных, бумажных, либо электронных. Эти источники информации могут являться объектами неправомерных посягательств и, следовательно, нуждаются в защите. Конфиденциальная информация на крупных предприятиях, предприятиях имеющих нескольких собственников представляет собой более сложный объект защиты. Все документы в фирме делятся на три категории: входящие, исходящие и внутренние. Первым шагом в обеспечении защиты информации является выявление из общей массы документов, содержащих ценную для фирмы коммерческую информацию. Составляется перечень конфиденциальных документов. Затем вводятся степени конфиденциальности информации (или грифы ограничения доступа к документам) и каждому документу присваивается соответствующий гриф. Данный перечень составляется специальной комиссией (в крупных фирмах), либо секретарем-референтом фирмы (специальным сотрудником). Потом он согласовывается с начальниками отделов, служб и утверждается руководителем фирмы. В перечне документов указываются категории работников, которые по должности могут пользоваться этими документами. Гриф ограничения доступа к документу устанавливается на определенный срок. Каждый документ, отнесенный к той или иной степени конфиденциальности должен на титульном (первом) листе иметь в правом верхнем углу пометку о грифе.

Порядок работы с документами, составляющими коммерческую тайну, регламентируется специальной инструкцией по закрытому делопроизводству, которая регулирует порядок документирования и организации работы с конфиденциальными документами, включающей следующие разделы: "Общие положения" – на основе действующего законодательства и нормативно-методических документов определяется понятие коммерческой тайны, устанавливаются цели данной инструкции, определяются люди или подразделения, ответственные за работу с документами, составляющими коммерческую тайну; "Документирование деятельности фирмы, составляющей коммерческую тайну" – определяются виды конфиденциальных документов, порядок их подготовки и оформления, присваиваемые грифы ограничения доступа к документам; "Организация работы с документами" – устанавливается порядок присвоения грифов и правила работы с документами, содержащими коммерческую тайну.

Процесс обеспечения сохранности информации в документах содержащих коммерческую тайну осуществляется в соответствии с основными стадиями "жизненного" цикла документа. Этими стадиями являются следующие.

1. Получение (отправка) документа. Документ, поступающий в фирму и содержащий гриф конфиденциальной информации, должен быть передан только секретарю-референту или инспектору закрытого делопроизводства и зарегистрирован. Далее, он передается руководителю, а последний определяет непосредственного исполнителя по данному документу, имеющему допуск к этой категории документов, и адресует документ ему. Аналогичный порядок при отправлении документа – подготовка документа, подпись руководителя, регистрация в специальном журнале секретарем-референтом и отправка.

2. Хранение документа. Все документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны храниться в специально отведенных, закрывающихся помещениях, в запертых шкафах, столах или ящиках. Документы же составляющие коммерческую тайну – только в металлических сейфах, оборудованных сигнализацией. Все помещения должны опечатываться. Следует иметь в виду, что при определении степени конфиденциальности документа производится также определение срока в течение которого она действует По истечении срока возможны различные действия: 1) гриф может быть продлен, 2) гриф может быть снят и документ становится открытым, 3) документ уничтожается.

3. Использование документа. Система доступа сотрудников, не имеющих соответствующих прав по должности, к конфиденциальным документам должна иметь разрешительный характер. Каждая выдача таких документов регистрируется (расписываются оба сотрудника – и тот, кто берет документ и тот кто его выдает) и проверяется порядок работы с ними (например, нарушением считается оставление данных документов на столе во время обеда, передача другим лицам, вынос за пределы служебных помещений).

4. Уничтожение документа. Конфиденциальные документы, утратившие практическое значение и не имеющие какой-либо правовой, исторической или научной ценности, срок хранения которых истек (либо не истек), подлежат уничтожению. Для этого создается комиссия (не менее 3 человек) в присутствии которой производится уничтожение. Затем члены комиссии подписывают акт об уничтожении. Бумажные документы уничтожаются путем сожжения, дробления, превращения в бесформенную массу, а магнитные и фотографические носители уничтожаются сожжением, дроблением, расплавлением и др.

5. Контроль за соблюдением правил хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию, осуществляется с помощью проверок. Они могут быть как регулярными (еженедельными, ежемесячными, ежегодными), так нерегулярными (выборочными, случайными). В случае обнаружения нарушений составляется акт и принимаются меры, позволяющие в будущем предотвратить нарушения такого рода.

Следует контролировать не только документы, содержащие конфиденциальную информацию, но и бумаги с печатями, штампами, бланки. Бланк – лист бумаги с оттиском углового или центрального штампа, либо с напечатанным любым способом текстом (или рисунком), используемый для составления документа. Особое внимание следует уделять охране так называемых бланков строгой отчетности, содержащих номер (серию), зарегистрированных одним из установленных способов и имеющих специальный режим использования.

studfiles.net

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН это что такое ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: определение — Право.НЭС

Обращения граждан

форма осуществления местного самоуправления, обеспечивающая охрану прав и свобод граждан, укрепление связи органов и должностных лиц местного самоуправления с населением. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения. Законодательство рассматривает три вида обращений: предложения, заявления, жалобы. Срок рассмотрения обращения граждан составляет один месяц.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

Одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ), в Конституционный Суд РФ (статья 125 Конституции РФ). Право граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на подачу обращений закреплено в ряде федеральных законодательных актов и законов субъектов Федерации, например, в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указе Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. (в ред. от 4 марта 1980 г. и от 2 февраля 1988 г.), Федеральном законе "О беженцах", Законе РФ "О вынужденных переселенцах", Законе города Москвы "Об обращениях граждан", в Законе Свердловской области "Об обращениях граждан" и в других актах. Под обращениями граждан в этих законах понимаются: предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции граждан.

Оцените определение:

Источник: Административное право. Словарь-справочник

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

1) конституционное право гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это одна из форм участия граждан в управлении, в решении государственных и общественных дел, способ восстановления нарушенного права. Впервые это право было закреплено в Конституции СССР 1977, а также в Конституции РСФСР 1978. Порядок реализации действующего конституционного права обращения граждан должен быть конкретизирован в федеральном законе. О.г. носят различный характер, содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности и могут включать как индивидуальные жалобы на нарушения прав и свобод, так и коллективные, поднимающие вопросы, представляющие общественно значимый интерес. Обращения различаются по юридической природе и влекут разные правовые последствия. Понятие обращения носит обобщающий характер и включает предложения, заявления, жалобы и ходатайства. Каждый вид обращения имеет свою специфику и порядок рассмотрения. В конституционном праве зарубежных стран О.г. к государственным органам называют петициями. В России граждане имеют право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Оно регулируется законами, иными законодательными актами, уставами муниципальных образований 2) Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в Конституции РФ (ст. 33), вопросы приема и рассмотрения О.г. в административном порядке регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 «О порядке рассмотрения положений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции от 4 марта 1980), а также рядом других нормативных правовых актов. Обращения различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. К О.г. относятся: жалобы, заявления, предложения, ходатайства, петиции. Предложение (обращение) гражданина может быть направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений (независимо от форм собственности), на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально- культурной и других сфер деятельности государства и общества. Заявление (обращение) гражданина по поводу реализации принадлежащего ему права закреплено Кон^ ституцией или текущим законодательством. Жалоба — обращение гражданина по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц его права или законного интереса. Ходатайство — письменное обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав и свобод. Конституция РФ закрепляет право граждан на подачу коллективных обращений, одной из разновидностей которых являются петиции. Праву граждан на подачу обращений корреспондирует обязанность соответствующих органов (должностных лиц) принимать их и рассматривать в порядке и в сроки, установленные законодательством. Решение, принятое по обращению гражданина, может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности либо в суд. Н.Ю. Хаманева, В.И. Чехарина

Оцените определение:

Источник: Юридическая энциклопедия

determiner.ru

Обращения граждан - это... Что такое Обращения граждан?

 Обращения граждан

   Одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ), в Конституционный Суд РФ (статья 125 Конституции РФ). Право граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на подачу обращений закреплено в ряде федеральных законодательных актов и законов субъектов Федерации, например, в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указе Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. (в ред. от 4 марта 1980 г. и от 2 февраля 1988 г.), Федеральном законе "О беженцах", Законе РФ "О вынужденных переселенцах", Законе города Москвы "Об обращениях граждан", в Законе Свердловской области "Об обращениях граждан" и в других актах. Под обращениями граждан в этих законах понимаются: предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции граждан.

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. Б.В. Россинский. 2000.

  • Образовательные учреждения
  • Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Смотреть что такое "Обращения граждан" в других словарях:

  • Обращения граждан — форма осуществления местного самоуправления, обеспечивающая охрану прав и свобод граждан, укрепление связи органов и должностных лиц местного самоуправления с населением. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения.… …   Большой юридический словарь

  • Повторные обращения граждан — 4.13. Повторными считаются обращения (запросы), поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если: заявитель или пользователь информацией не удовлетворен данным ему ответом Судебным департаментом по первоначальному обращению… …   Официальная терминология

  • Жалоба как вид обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностному лицу — это обращение гражданина или группы граждан, адресованное соответствующему органу исполнительной власти, местного самоуправления, должностному лицу и т.д. в сфере государственного управления либо соответствующему судебному органу, содержащее… …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

  • Коллективные обращения граждан — 7) коллективное обращение обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;... Источник: Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200 (ред. от… …   Официальная терминология

  • Заявление как вид обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностному лицу — это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод и конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов,… …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

  • Предложение как вид обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностному лицу — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов или иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально экономической и иных сфер… …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

  • ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ — гарантированная Конституцией РФ возможность граждан обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане имеют …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2005 № 452, – процедура, в соответствии с которой все поступившие в… …   Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • ЗАВЕРШЕНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНИНА (ГРАЖДАН) В ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2005 № 452 заключается в следующем: обращения граждан считаются разрешенными,… …   Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • Основные принципы рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностному лицу  — 1)каждое поданное обращение подлежит обязательному рассмотрению; 2)    рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно; 3)    письменное обращение рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации такого обращения (в исключительных… …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

administrative_law.academic.ru

Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан - Статьи об архивном деле, документообороте, делопроизводстве

Заявления, предложения, жалобы… В потоке документов, поступающих от граждан, может потеряться даже опытный делопроизводитель. Документы нужно не просто зарегистрировать и подготовить по ним ответ, но и провести через десяток других этапов с соблюдением сроков рассмотрения и хранения в архиве.

Работа с обращениями граждан

При правильной организации работа с обращениями граждан из каждодневной рутины может превратиться в кладезь ценной информации. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться к самому рядовому обращению. В предложениях и жалобах, которые должны храниться в архиве, можно найти немало рекомендаций и идей, которые будут полезны для более эффективной работы организации.

Нужно помнить, что делопроизводство по обращениям граждан представляет собой самостоятельный участок работы службы документационного обеспечения организации. Ведение этого делопроизводства имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении правил ведения делопроизводства в конкретной организации.

В настоящее время работа с обращениями граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, с изм. внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 18.07.2012 № 19-П).

Кто должен рассматривать обращения

Если в вашу организацию поступает  много заявлений, предложений и жалоб граждан, то целесообразно создание специального структурного подразделения: бюро, отдела или сектора. Это также  относится к законодательным и исполнительным органам РФ, субъектам местных органов управления и самоуправления.

Если обращений граждан немного, то ими занимается специально выделенный работник делопроизводственной службы. Как вариант, работа с этой категорией документов может быть частью обязанностей секретаря руководителя. При этом руководитель организации должен держать этот участок работы под личным контролем.

Сроки хранения обращений граждан

Сроки хранения обращений граждан (предложения, заявления, жалобы и др.) и документы по их рассмотрению (справки, сведения, переписка) в зависимости от их значимости установлены  ст. 183а, б, в   Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден  Министерством культуры Российской Федерации  25.08.2010), и составляют:

  • предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях, коррупции – постоянно;
  • личного характера – 5 лет ЭПК;
  • оперативного характера – 5 лет.

Отметка ЭПК означает, что часть документов может иметь научно-историческое значение. Такие документы передаются в государственные, муниципальные архивы или хранятся в организации.

Важно! Осуществляя экспертизу документов по обращениям граждан, необходимо оценить срок их хранения с точки зрения значимости для общества, государства и т.д. Главная задача – не допустить уничтожения документов с предложениями граждан, которые внедрить по объективным причинам пока нет возможности. В будущем при благоприятном стечении обстоятельств, вы сможете достать их с архивных полок и внедрить в жизнь.

Виды обращений граждан и их особенности

В соответствии  с  Конституцией РФ и Федеральным законом  от 02.05.2006 № 59-ФЗ  все граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Обращение гражданина – это комплексное понятие. Им может быть предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составленное в письменной форме или в виде электронного документа. Существуют три основных вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Цель такого вида обращения обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а также предложить  конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. В отличие от предложения в заявлении не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. В жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и  критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявление и  жалобы имеют четко определенный вид обращения граждан, но часто встречаются обращения, носящие смешанный характер.

В последние годы введен еще один вид обращения граждан – ходатайство, которое представляет собой обращение гражданина, подаваемое в письменном виде, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с представлением документов их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется в  случаях, установленных законодательством Российской Федерации. При этом важно, чтобы ходатайство и все прилагающиеся к нему документы были оформлены в соответствии с установленными требованиями.

В законе г. Москвы от 18.07.1997 № 25 (в ред. от 21.06. 2000 № 21) «Об обращении граждан» даны такие понятия, как коллективное обращение и его разновидность петиция.

Коллективные обращения – обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Петиция – коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

В какой форме можно подавать обращение

Граждане имеют право обращаться в соответствующие инстанции как письменно, так и устно.

Письменное обращение гражданина должно содержать:

  • наименование государственного органа или органа местного самоуправления, адрес органа или фамилию, имя, отчество должностного лица, которому направлено обращение, или наименование его должности;
  • фамилию, имя, отчество гражданина, который направляет обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • уведомление о переадресации обращения;
  • изложение сути обращения;
  • личную подпись гражданина и дату.

Если обращение направлено по электронной почте, то оно в обязательном порядке должно содержать адрес электронной почты гражданина.

Устное обращение гражданина излагается во время личного приема, который ведет руководитель организации. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личность гражданина известна, на обращение дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для ответа требуется время для наведения справок и т.д., гражданину отвечают письменно.

Этапы ведения делопроизводства по обращениям граждан

Правила делопроизводства по обращениям граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен. и доп. 29.06. 2010 и 27.07.2010).

Работа с обращениями граждан включает в себя выполнения следующих операций:

  • личный прием граждан;
  • прием и первичная обработка письменных обращений;
  • регистрация обращений;
  • рассмотрение обращений руководством;
  • подготовка проекта ответа на обращение;
  • уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения, организации; 
  • уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;
  • контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;?
  • ответ гражданину;
  • информационно-справочная работа по обращениям;?
  • формирование дел и текущее хранение обращений;?
  • анализ поступивших обращений;
  • работа с устными обращениями граждан.

Этап 1. Личный прием граждан

Личный прием граждан могут вести руководители организаций, его заместители или ответственные работники. Сведения о месте (расположение и номер кабинета, помещения) и времени (дни и часы) приема должны быть доступны для граждан. Эта информация размещается на стендах или официальном сайте организации. Обычно личный прием граждан осуществляется один раз в неделю, преимущественно в вечернее время.

Гражданин при личном приеме обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. В организации, осуществляющей прием граждан, может вестись журнал предварительной записи посетителей. Секретарь руководителя ведет регистрационно-контрольную карточку (РКК)  или журнал, где фиксируются как устные, так и письменные обращения граждан.

Если в процессе личного приема гражданина удовлетворило решение руководителя, краткое содержание этого решения заносится в РКК или в журнал и обращение считается исполненным. Если руководитель не может принять решение во время приема, тогда составляется письменное обращение, и с ним ведется работа как с письменным обращением. Если обращение гражданина не относится к компетенции данной организации, лицо, ведущее прием должно помочь посетителю определить, где находится нужное учреждение (адрес, телефон, факс и т.д.).

Этап 2. Прием и первичная обработка письменных обращений граждан

Прием и первичная обработка письменных обращений граждан ведется так же, как и в общем делопроизводстве. При получении документа работник службы ДОУ должен проверить целостность конверта, пакета или упаковки, правильность адресования документа. При вскрытии конверта (пакета) проверяется наличие документов, включая приложения. При недостаче вложений, повреждении документов или приложений к ним необходимо сообщить в тот же день отправителю в письменной форме.

Составляется акт в 3 экземплярах: первый остается в службе ДОУ, второй приобщается к поступившему документу, третий направляется отправителю документа. Ошибочно доставленная корреспонденция возвращается отправителю.

Конверты сохраняются и прилагаются к документам в случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя и дату отправки, в остальных случаях конверты уничтожаются.

Конверты с пометкой «Лично» и грифами «Секретно», «Коммерческая тайна», «Конфиденциально» работниками службы ДОУ не вскрываются. На конверте нужно проставить штамп о поступлении и дату поступления, после чего закрытый конверт с документами передать в подразделение, отвечающее за работу с информацией ограниченного доступа, а с отметкой «Лично» – передать адресату.

Принятые факсограммы (факсы) регистрируются, рассматриваются и передаются на рассмотрение руководству или непосредственно исполнителю организации, которому был адресован факс. Прием и регистрация документов в электронном виде, поступивших на электронный адрес организации, осуществляется службой ДОУ, передаются по информационно-телекоммуникационной сети организации руководству или непосредственной исполнителю.

Существуют законодательно установленные сроки и способы обработки документов.

Документы, требующие срочного рассмотрения, передаются на регистрацию незамедлительно. Обработка остальной корреспонденции осуществляется в день ее поступления или в первый рабочий день при поступлении документов в нерабочее время.

Поступившие телеграммы принимаются под расписку с проставлением даты и времени приема. Текст телефонограммы записывается или печатается получателем, регистрируется и оперативно передается руководителю, которому она адресована.

Если в организации необходимо разработать дополнительные условия сроков и способов обработки и передачи документов, то они указываются в локальном нормативном акте, который доводиться до всех работников с неукоснительным их выполнением.

Предварительное рассмотрение поступающих документов производится исходя из оценки их содержания, на основании установленного в организации распределения обязанностей между руководством. Документы, прошедшие предварительное рассмотрение, подлежат регистрации и только после этого передаются на рассмотрение руководству организации.  

Документы, зарегистрированные службой ДОУ, передаются на рассмотрение руководству организации в день их поступления. Рассмотренные руководством документы с резолюциями возвращаются в службу ДОУ, где в регистрационно-контрольном журнале (карточке) (РКФ) вносится содержание резолюции, срок исполнения поручения, Ф.И.О. и должности исполнителей поручений, только после этого документ передается на исполнение. Если исполнителями являются несколько структурных подразделений, то подлинник передается ответственному исполнителю, а остальным передаются копии документа.

Передача документа, находящегося на исполнении, из одного подразделения в другое производится только с разрешения руководителя или по договоренности между руководителями подразделений. О передаче документа в ходе исполнения уведомляется служба ДОУ, которая делает об этом отметку в РКФ.    

Этап 3. Регистрация обращений

Регистрация обращений граждан имеет две особенности. Во-первых, регистрации подлежат все без исключения обращения граждан. При этом они должны регистрироваться в течение трех дней с момента поступления в организацию. Во-вторых, регистрационный номер включает начальную букву фамилии автора обращения и порядковый номер поступающего обращения в пределах календарного года. Регистрационный  индекс может быть дополнен другими обозначениями, если они необходимы для обеспечения систематизации, поиска, анализа и сохранности обращений граждан в данной организации.

В случае направления обращения в различные организации по одному и тому же вопросу, все они будут переданы в тот орган или организацию, которая компетентна в решении данного вопроса, поставленного  в обращении. В этом случае все поступившие обращения должны быть учтены под регистрационным индексом первого обращения с добавлением порядкового номера через дробь. Например: Н-413/1, Н-413/2.  В случае повторного обращения, ему присваивается очередной порядковый номер, но в регистрационной форме делается отметка повторно и подбирается вся предшествующая переписка.

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени первого обращения истек установленный срок рассмотрения или гражданин не удовлетворен данным ему ответом.  Распространенной регистрационной формой для обращения граждан является регистрационно-контрольная карточка (РКК).

Число экземпляров РКК определяется необходимостью для справочной работы и контроля исполнения обращений самой организацией.

Регистрационно-контрольные карточки могут формироваться по алфавитному, географическому или тематическому признакам.

Скачать [FILE=1]

пример регистрационной карточки

Этап 4. Рассмотрение обращений руководством

Рассмотрение обращений руководством осуществляется так же, как и другой корреспонденции, поступающей в организацию: руководитель знакомится с содержанием обращения, пишет резолюцию. Если обращение содержит ряд вопросов, которые могут решить несколько компетентных органов, то в течение семи дней с момента регистрации, направляются копии обращения в другие соответствующие органы или должностным лицам. Орган или должностное лицо, переадресовавший обращение, могут запрашивать документы или материалы о результатах рассмотрения письменного обращения, но при этом не разрешается направлять адресату решение или действие (бездействие), которое может быть обжаловано гражданином. Исключение составляют только суды, органы дознания или предварительного следствия.

При рассмотрении обращений, если руководитель может сразу принять решение, то он отражает его в резолюции. Секретарь (или исполнитель) составляет и оформляет ответ заявителю. Если требуется мнение специалистов, запросы в другие организации и др., руководитель назначает в резолюции исполнителя (исполнителей), а документ передается на исполнение.

Этап 5. Уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения и организации

В том случае если обращение не относится к компетенции донного органа или должностного лица, в течение семи дней с момента регистрации его пересылают по назначению, а заявителю высылают уведомление о направлении его обращения в другую инстанцию.

Этап 6. Уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения

Автору обращения должно быть направлено уведомление о длительном сроке  рассмотрения обращения, если  для принятия решения требуется специальное изучение или дополнительная проверка.

Этап 7. Подготовка проекта ответа на обращение

Подготовка проекта ответа на обращение осуществляется исполнителем, назначенным руководителем организации в резолюции. Проект ответа должен готовиться очень тщательно, а принимаемое решение опираться на законодательство РФ, всестороннее изучение всех обстоятельств и причин, побудивших гражданина направить обращение.

При подготовке ответа при необходимости исполнитель посылает запросы в другие организации. Установлено законом, что ответ на запрос должен быть подготовлен и выслан в течение 15 дней. Запросы составляются в трех экземплярах: один направляется по назначению в адрес, второй – автору обращения, третий помещается в дело.

Автору обращения может быть направлено только письмо-уведомление о направлении запросов в другие организации для принятия решения по его обращению.

Этап 8. Контроль за сроками исполнения документов

Важно помнить, что контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений  ведется за каждый полученным обращением. Его осуществляет структурное подразделение или должностное лицо, отвечающее за работу с обращениями граждан.

При осуществлении контроля за исполнениями обращений граждан необходимо в первую очередь знать сроки исполнения полученных обращений. Это сроки установлены ст. 12  от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Ответ гражданину должен быть дан в течение 30 дней со дня регистрации. Если по каким-либо уважительным причинам подготовка ответа затягивается, в исключительных случаях закон разрешает продлить срок исполнения обращения еще на 30 дней с уведомлением об этом гражданина. И так из выше сказанного максимальный срок подготовки и направления ответа заявителю составляет 60 дней.

Если для принятия решения требуется направить запросы в другие компетентные организации или органы государственной власти, такие обращения ставятся на особый контроль. В этом случае в организации на всех РКФ, а также на самом обращении проставляется штамп и пишется слово «Контроль» или буква «К». Предложения, заявления, жалобы, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают только руководители, ответственные за правильное рассмотрение писем граждан.

При большом потоке поступающих обращений сложно своевременно контролировать без применения современных компьютерных технологий. В настоящее время существует достаточно много компьютерных программ, позволяющих осуществлять контроль обращений граждан.

Этап 9. Ответ гражданину

Ответ гражданину оформляется на бланке письма организации, которая непосредственно отвечает гражданину на его обращение. Требования по оформлению ответа предъявляются такие же, что и к оформлению писем. Ответ подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом или лицом, исполняющим его обязанности. Ответ заявителю пересылается по почте. Ответ не дается на анонимное обращение, в котором не указана фамилия гражданина и его почтовый адрес.

Этап 10. Информационно-справочная работа с обращениями граждан

Информационно-справочная работа с обращениями граждан?устанавливается самой организацией: картотеки, принципы систематизации в них карточек для быстрого и точного поиска нужного обращения. Как правило, систематизация карточек производится в алфавитном порядке по фамилиям заявителей, что дает возможность ответить на любой запрос о состоянии рассмотрения любого обращения.

Все документы (само обращение гражданина и документы, создаваемые в процессе подготовки ответа, переписка)?должны храниться в структурном подразделении или у лица, отвечающего за работу с письмами граждан. Формировать и хранить дела у исполнителей запрещается, поэтому после завершения работы и подготовки ответа гражданину он обязан  все документы, включая экземпляр КРК, передать ответственному  за работу с обращениями граждан для централизованного формирования дела.

Важно помнить, что в дела подшиваются только исполненные документы, т.е. после того, как ответ гражданину уже направлен.

Этап 11. Формирование дел по обращениям граждан

Некоторые особенности  формирования дел по обращениям граждан заключаются в том, что:

  • все документы, создаваемые в результате  подготовки ответа на обращения гражданина, должны быть сформированы в отдельные от общей переписки дела;
  • в деле документы располагаются в следующей последовательности:
    • оригинал обращения;
    • копия ответа;
    • все документы, отражающие процесс рассмотрения письма гражданина, в хронологической последовательности по мере их поступления;
  • в деле могут быть подшиты  несколько групп документов, которые располагаются в алфавитном порядке, в зависимости от количества поступивших обращений в организации и документов к ним прилагающихся;
  • повторные обращения и все материалы к нему подшиваются за группой документов по первому обращению; обращения граждан по вопросам работы организаций и обращения по личным вопросам группировать отдельно;
  • коллективные обращения следует формировать в отдельные дела.

Этап 12. Анализ поступивших обращений

Анализ поступивших обращений ведется в организациях в виде справок, сводок и обзоров. Такие обзоры составляются периодически. По решению руководства организации они могут составляться ежемесячно, ежеквартально и т.д.

Цель составления аналитических справок заключается в том, что можно обобщить содержание в обращениях предложений, рекомендаций, практических советов, критических замечаний, чтобы в дальнейшем своевременно выявить и устранить причины, порождающие нарушение прав и интересов граждан, охраняемых законами РФ. Аналитические обзоры помогают усовершенствовать работу организации.

Аналитические сводки не имеют установленную форму, поэтому имеют различный вид, где можно отражать те показатели, которые необходимо в данный момент проанализировать и просчитать для различных задач, для анализа исполнительской дисциплины в структурных подразделениях, причины задержки или неисполнения обращений граждан и т.д.

Приведем примерную форму сводки структурных подразделений, подготовленную для руководителя организации.

Сводка об исполненных обращениях граждан с нарушением срока исполнения

Ф.И.О. гражданина, 

откуда поступило,

дата, регистрационный

номер

Содержание обращенияРезолюцияДолжность, Ф.И.О. исполнителяПричина задержки исполнения
12345
            
              

Руководитель структурного подразделения ______________________________________ 

  Сводка о работе с обращениями граждан в организации (скачать в формате [FILE=2])

Сводка о работе с обращениями граждан в организации

Этап 13. Работа с устными обращениями граждан

Устное обращение гражданин может выразить при личном приеме руководителю организации, его заместителю или ответственному работнику. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема.

Устное обращение гражданина может поступать по телефону. По телефонным обращениям справочного характера абонентам с использованием имеющейся адресно-телефонной базы данных безотлагательно предоставляются необходимая информация и разъяснения по существу поставленных вопросов.

Телефонные обращения граждан по сложным вопросам, требующим дополнительной проверки и принятия необходимых мер, регистрируются в день их поступления: информация, полученная в составе обращений, в установленном порядке вносится в РККФ. Указанная информация направляется по принадлежности в структурные  подразделения организации для решения поставленных в обращениях вопросов в порядке, предусмотренном законодательством для письменных обращений граждан.

Организация делопроизводства с обращениями граждан – это сложная и ответственная работа, будь то устное или письменное заявление. Каждое обращение гражданина (в любой его форме) может содержать конкретные требования, указания на нарушения и предложения по разрешению проблем. Закон закрепляет гарантии граждан по рассмотрению их обращений и принятия по ним законных решений, которые могут иметь пользу как для самих заявителей, так и для организаций.

Фото: voronezh.er.ru

Т.В. Войцехович

консультант по вопросам   делопроизводства 

naar.ru

Рассматривать обращения граждан государственные органы обязаны в сроки, установленные законом

Обращения граждан – это предложения, заявления и просьбы, направленные в государственные органы любым человеком, проживающим в России. Он имеет право обращаться в различные инстанции: прокуратуру, полицию, налоговую инспекцию, другие государственные организации, а также в органы местного самоуправления.

обращение гражданПочему чиновники оставили без внимания обращение? Граждан нашей страны этот вопрос нередко ставит в тупик.

Согласно Российскому законодательству, обращения граждан не могут оставаться без внимания. Должностные лица обязаны рассмотреть обращение в течение 30 дней и дать ответ заявителю. (К сожалению, закон не уточняет, каким должен быть этот ответ - и представители власти часто грешат тем, что отправляют гражданам бессодержательные отписки.) Принимаются как письменные, так и устные обращения граждан. Но если вы хотите добиться от властей реального решения вашей проблемы, то обращаться лучше письменно, факт обращения должен быть зафиксирован в журнале входящей документации, где ему присваивают номер. Обращение желательно написать в двух экземплярах: один остается в органах, другой – с указанием даты и входящего номера, со штампом организации – у вас. Так чиновники не смогут уклониться от ответа: мол, они ничего не получали.

рассмотрение обращения граждан

Обращения граждан подразделяются на предложения, заявления и жалобы. Предложение – это инициатива отдельного человека по улучшению, модернизации или совершенствованию деятельности органов государственной власти или местного самоуправления. Заявление – просьба в содействии решению какого-либо вопроса, касающегося самого гражданина или других граждан. Жалоба - просьба о защите его прав и свобод.

Как правильно написать обращение, чтобы получить действенный отклик? Прежде всего, необходимо четко указать: кому обращение адресовано и от кого направлено (фамилия, имя, отчество, место проживания, контактный телефон). Письменный документ должен содержать конкретные факты. Общие рассуждения о том, что все плохо, не годятся. Нельзя пересказывать чьи-то вымыслы. В конце обращения есть смысл предупредить чиновников о своих действиях в случае, если на сигнал не отреагируют. Это может быть, например, обращение в прокуратуру или, если дело касается услуг, в Роспотребнадзор. Если проблема серьезная – грозите обращением в суд, к прессе, в Генеральную прокуратуру и к Президенту Российской Федерации. Обычно это подстегивает чиновников, и они начинают активно действовать. 

обращение гражданРассмотрение обращений граждан - прямая обязанность должностных лиц. Игнорировать их решаются разве что зарвавшиеся чиновники. Чем ближе к столице находится регион, тем реже там встречается безучастное отношение должностных лиц к обращениям граждан. И всюду ответственность чиновников зависит от юридической грамотности граждан. Если человек знает свои права, приводит весомые доводы, ни один чиновник, если он в здравом уме, не рискнет проигнорировать такое обращение, поскольку это может негативно отразиться на его карьере.

fb.ru

Обращения граждан.

Обращения граждан (ст. 33 Конституции РФ) заключается в том, что граждане могут обращаться лично, либо коллективно с обращениями.

Право граждан на обращение является абсолютным, неотчуждаемым и неограниченным.

Порядок рассмотрения обращения граждан регулируется законом от 02.05.2006 г. “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”.

1)  Орган гос. управления в обязательном виде должен письменно ответить на обращения граждан.

2)  Законом установлен жёсткий срок рассмотрения граждан, по общему правилу – это 30 дней.

3)  Гражданин вправе обжаловать действие, если на его жалобу не ответили.

4)  Орган, в который была подана жалоба, не вправе направлять обращение гражданина тому лицу, чьи действия обжалуются.

5)  Судебный механизм оспаривания действий является открытым.

6)  Вопрос о законности, либо незаконности действий фиксируется в судебном акте, и этот акт является общеобязательным. В ряде случаев, есть ситуации, когда суд позволяет гражданину защитить свои права.

Виды обращений (в законе выделяется 3 вида):

1.  предложение – это такое обращение гражданина, которое не связано с нарушением каких-либо его субъективных прав и интересов, а направлено на улучшение действий органов власти, их совершенствование. Обязанности у государства отвечать гражданам на обращение – нет.

2.  заявления – обращения граждан с просьбой об удовлетворении тех или иных потребностей гражданина, реализации прав и интересов гражданина, это определённая просьба. Такого рода обращения не связаны с нарушением прав, не свидетельствуют о злоупотреблении должностным лицом каких-либо прав или обязанностей. Не несут какого-либо отрицательного правового содержания. Заявление гражданина должно быть обязательно рассмотрено и принято соответствующее решение в письменном виде. Государственный орган должен сообщить гражданину о принятом решении в письменном виде.

Общий порядок рассмотрения граждан определен законом, а порядок отдельных заявлений может быть закреплён в специальных нормативных актах.

3.  жалобы – это обращения гражданина в связи с нарушением его прав и ущемлением законных интересов, либо в связи со злоупотреблением со стороны государственных органов или должностных лиц. Жалобы всегда в себе содержат указание на какое-либо нарушение закона с точки зрения гражданина.

Жалобы делятся на 2 группы:

1)  общие – право на общую административную жалобу не ограниченно по содержанию.

По своей форме общая жалоба может быть устной, письменной, индивидуальной или коллективной. Примером устных жалоб могут быть ежегодные переговоры населения с главой власти.

Объектом обжалования могут являться как неправомерные действия должностных лиц, так и неправомерные действия иных лиц, так и нецелесообразные действия.

Круг лиц, которые имеют право подать соответствующую жалобу, является неограниченным.

Подача общеадминистративной жалобы не ограничена каким-либо сроком. Количество общих жалоб также неограниченно.

Сроки рассмотрения жалоб по общему правилу составляют 1 месяц. В тех случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств, срок рассмотрения жалобы может быть продлён не более, чем на 1 месяц.

2)  специальные – это та жалоба, которая прямо предусмотрена законом. Характеризуется рядом специальных признаков:

§  жалоба подаётся на основании, закреплённой в законе нормы,

§  в нормативном акте должны быть чётко указаны правовые основания для подачи жалобы,

§  субъектом обжалования может являться только то лицо, которое в этом заинтересовано (чьи права нарушены),

§  подаётся исключительно в письменном виде,

§  объём жалобы неограничен,

§  для специальных жалоб предусмотрены специальные сроки подачи жалоб. Это ограничение сроков направлено на упорядочивание отношений между гражданами и государством (10 дней, 3 месяца и т.д.). Существует восстановление пропущенных сроков по уважительной причине.

§  установлены законом специальные сроки рассмотрения жалоб (как, правило более короткие, по сравнению с общими)

§  строго определённые юридические последствия подачи жалоб.

§  по результатом рассмотрения жалоб должно предусматриваться определённое решение.

admin-laws.ru