Copyright © 2011-2017 newinspire.ru | All rights reserved. e-mail: [email protected] Что такое межбюджетные трансферты


Понятие, функции, виды и принципы межбюджетных трансфертов

 

 Межбюджетные трансферты — это совокупность отношений, возникающих в процессе перечисления средств из одного бюджета бюджетной системы РФ в другой.

Отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений, обычно закрепля­ются в Конституции страны.

Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:

возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги обще­национального назначения, если эти расходы превышают другие по­ступления в эти бюджеты;

способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социаль­ных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

Реализация этих функций на практике сталкивается с рядом объ­ективных и субъективных трудностей. Прежде всего следует отме­тить, что процесс «возмещения расходов на услуги общенациональ­ного назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами Федерации, что зачастую приводит к различного рода торгам между правительствами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.

В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов. В частности, федеральный центр стремится к установ­лению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств. Такой контроль нередко воспринимается на местах как пре­пятствие на пути эффективного использования этих средств ввиду непонимания либо незнания центром местных приоритетов.

Для федерального центра трансферты — это статьи расходов фе­дерального бюджета. В условиях недостаточности средств в феде­ральном бюджете, в том числе временной, федеральное правительст­во сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Федерации.

Система межбюджетных трансфертов в федеративных государствах, как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и отчетность получателей трансфертов. Эти транс­ферты направлены, как правило, на финансирование проектов дея­тельности, которые соответствуют национальным интересам государ­ства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. Примерами обусловленных трансфертов являются средства, выделяемые на дорожное строитель­ство, охрану окружающей среды и т. п. Обусловленные субсидии мо­гут принимать самые разные формы и применяться к различным ви­дам нижестоящих бюджетов.

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигно­вания бюджетов-получателей и используются последними по собст­венному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровней жизни населения, на выполнение государст­вом обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Кон­ституции РФ. В Российской Федерации ввиду большого неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребно­стью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандар­тов объективно существует необходимость в наличии выравниваю­щих трансфертов.

Трансферты в настоящее время являются важнейшей составляю­щей поддержки регионов Российской Федерации из федерального бюджета.

Потребность в трансфертах в условиях России связана с необхо­димостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая сущест­венную дифференциацию в уровнях социально-экономического раз­вития регионов и соответственно значительными различиями в уров­нях бюджетного потенциала регионов.

Существующий механизм бюджетного выравнивания в Российской Федерации сложен, нестабилен и непрозрачен. Он не обеспечивает своей главной цели — выравнивания бюджетных фондов регионов. Многие проблемы в системе межбюджетных отношений остались нерешенными. Прежде всего сле­дует указать на то, что разделение доходов и межбюджетные транс­ферты используются как расчетные инструменты для сведения балан­са субнациональных бюджетов.

В процессе перехода к новой системе межбюджетных отношений для того, чтобы разделение ответственности за осуществление расхо­дов было эффективным, необходимо учитывать ряд принципов.

Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться местными властями.

Во-вторых, услуги, оказываемые на благо нескольких тер­риториальных образований, должны предоставляться на уровне об­ласти (субъекта Федерации).

В-третьих, услуги, положительный эф­фект которых проявляется в масштабах всей страны, должны пре­доставляться федеральными властями.

Именно эти принципы необходимо иметь в виду при рассмотре­нии вопросов оказания централизованной помощи отдельным регио­нам (субъектам Федерации). Соответствующий анализ позволяет также определять наиболее целесообразную форму помощи (дотации, субсидии, субвенции).

Важным компонентом межбюджетных трансфертов является ФФПР. Финансовая помощь из ФФПР должна осуществляться на основе норматива финансовых затрат на предоставление государст­венных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

В соответствии с Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации общий объем средств ФФПР определяется по утвержденному федеральным законодатель­ством нормативу от налоговых поступлении в федеральный бюджет (за исключением таможенных пошлин) на срок не менее трех лет.

Важно, чтобы принцип стабильности выдерживался и при рас­пределении средств ФФПР между регионами. Речь не идет о том, чтобы на несколько лет устанавливались стабильные размеры транс­фертов. Необходимо, чтобы регионы на ряд лет (как минимум, три года) имели единые и стабильные «правила игры», по которым рас­пределяются средства ФФПР.

Право на получение трансфертов из ФФПР предоставлено тем субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых не достига­ют установленного минимального уровня. Соответственно расчетные трансферты должны обеспечивать для всех дотационных регионов одинаковое значение скорректированных душевых налоговых доходов.

Такой подход вряд ли можно признать безупречным, так как кор­ректировка душевых налоговых доходов во многом субъективна. Представляется, что функция трансфертов ФФПР должна заключать­ся в уменьшении дифференциации регионов по уровню бюджетных доходов на душу населения, а не в ее устранении, тем более что уст­ранить ее реально не представляется возможным. Создание стимулов для ускоренного развития низкодоходных регионов в настоящее вре­мя для российских условий является более приоритетной целью сис­темы трансфертов, чем механическое уравнивание бюджетных доходов регионов.

В настоящее время федеральное правительство частично возмещает субъектам Феде­рации расходы, понесенные в связи с выполнением обязательств по федеральным расходам, через взаимные расчеты. К этим платежам от­носятся специальные субсидии городам с преимущественно военной промышленностью, а также финансирование расходов по содержанию переданного в муниципальную собственность Жилого фонда и объектов социально-культурного назначения субъектов РФ.

Рассматривая проблемы распределения межбюджетных трансфер­тов, следует не забывать о том, что объективно не существует иде­альной модели распределения централизованных бюджетных средств. «Правильного» (справедливого) дележа не бывает в принципе. Все­гда имеет место ущемление интересов тех или иных субъектов рас­пределительных отношений.

Поэтому представляется, что одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение за­висимости субъектов Федерации от финансовой помощи федераль­ного центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращива­ние бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:

  • формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных со­гласований;
  • четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем соци­ально-экономической жизни регионов;
  • отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источ­ников их финансирования;
  • расширение налоговых полномочий субъектов Российской Фе­дерации в рамках единого налогового пространства;
  • обеспечение поступления налоговых платежей дочерних компа­ний, филиалов и подразделений предприятий в соответствующие территориальные бюджеты по месту их нахождения;
  • внедрение принципа обусловленности предоставления финансо­вой помощи субъектам Российской Федерации;
  • усиление контроля за целевым характером использования фи­нансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов до­тационных регионов;
  • формирование правовых гарантий для безусловного выполнения финансовых обязательств участниками межбюджетных отношений;
  • обеспечение единства экономического пространства, гарантий для свободного перемещения товаров, капиталов, населения между ... читать далее ...

 

newinspire.ru

39.Межбюджетные трансферты, их виды и условие предоставления.

Трансфертные платежи — передаточные платежи, одна из форм перераспределения государственных бюджетных средств.Трансферты – выделяются территориальным бюджетам из созданных федеральных, региональных и районных бюджетных специальных фондов (фонд финансовой поддержки территории, фонды территориального развития, фонды софинансирования расходов и т.д.).

Это формы финансовой помощи вышестоящего бюджета бюджетам нижестоящих уровней, направленная на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышении эффективности бюджетных расходов.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые другому уровню бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферты - перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. Под Т. понимаются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.

40.Расходы бюджетной системы на государственное управление.

Система органов управления в Российской Федерации пред­ставляет собой совокупность представительных и исполнитель­ных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры.

Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием — Государственной Думой, судебная — Верховным Судом РФ.

Главой исполнительной власти в РФ является Президент РФ, Правительство РФ как орган исполнительной власти подотчетно Государственной Думе и Президенту РФ.

Рас­ходы на содержание федеральных и территориальных аппаратов управления утверждаются ежегодно в соответствующих бюджетах исходя из принципа оптимальности.

Расходы на государственное управление и местное самоуправление и расходы на судебную власть предназначены для выполнения следующих задач:

1) реализации в сфере государственной службы общих прин­ципов денежного содержания государственных служащих при сокращении их численности и оптимизации структуры органов управления;

2) постепенной передачи расходов на содержание финансо­вых органов на финансирование за счет бюджетов субъектов РФ

3) реализации мероприятий по правам человека и содержа­ния аппарата уполномоченного по правам человека;

4) передачи расходов по финансированию территориальных органов управления на уровень субъектов Федерации и иных административно-территориальных образований

Расходы на судебную власть включают содержание службы судебных приставов и судебно-экспертных учреждений Мини­стерства юстиции России.

Расходы по разделу «Судебная власть» включают денежное содержание работников судов, оплату транспортных услуг, дру­гие виды выплат.

Объем расходов на содержание аппарата управления опреде­ляют такие основные документы, как штатное расписание и смета расходов.

Финансирование органов управления осуществляется в соот­ветствии с Бюджетным кодексом РФ, принципами исполнения бюджетов.

Размер ассигнований не может превышать объема, утвер­жденного в бюджете; при этом основным принципом использо­вания бюджетных ресурсов является строгое их регламентирова­ние по назначению и времени.

В состав расходов на содержание аппарата управления вхо­дят: заработная плата (должностной оклад и надбавки), начис­ления на заработную плату, хозяйственные(инвентарь, канцелярские), командировочные, транспортные услуги, услуги связ и другие расходы.

Контроль за расходованием бюджетных ассигнований, выде­ляемых на управление, осуществляют финансовые органы, Кон­трольно-счетная палата, Контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ и другие структуры. По результатам проверок составляется акт, в котором указы­ваются выявленные нарушения штатно-счетной дисциплины с требованием их устранения.

studfiles.net

Межбюджетные трансферты | Наука | FANDOM powered by Wikia

Межбюджетные трансферты

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

  • нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • целевые трансферты;
  • компенсационные выплаты.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

  • Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
  • Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
  • Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Так в отношениях между центральным (федеральным) правительством и правительствами штатов или муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
  • компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;
  • стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
  • поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;
  • снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

ru.science.wikia.com

Бюджетные трансферты и их виды

Бюджетные трансферты и их виды

Бюджетные трансферты – передача средств из одного бюджета в другой в форме бюджетного субсидирования или изъятие бюджетного избытка.

Субсидии общего назначения – дотации – предоставляются местным бюджетам для их сбалансирования – не требует целевого использования, поэтому не ограничивают самостоятельность местных бюджетов.

Субсидии специального назначения – субвенции – предусматривают целевое использование полученных средств. Цель – финансирование государственных программ или проектов и обеспечение местных органов самоуправления средствами необходимыми для осуществления ими собственных и делегированных полномочий.

Бюджетные гранты – отличаются от субсидий тем, что имеют одноразовый эпизодичный характер.

Дотации, целевые дотации, субвенции активно использовались только на начальных этапах существования Советского государства. Советские ученые и практики высказывались против использования дотаций, считали их вредящими.

Теперь считается, что не развитость механизма предоставления дотаций местным бюджетам на соответствующем этапе их развития вызвали значительное снижение эффективности бюджетного регулирования в целом.

Понятие официальных трансфертов в украинскую практику вошло в 1996г. одновременно с введением новой бюджетной классификации.

Классификация бюджетных трансфертов:

1.В зависимости от целевого направления средств:

-Текущие трансферты – денежная помощь, которую получал бюджет низшего уровня в случае недостаточной эффективности внутренних источников.

-Капитальные - официальные трансферты, предусматривающие целевое использование.

2.В зависимости от источников поступления:

-Полученные от органов государственного управления;

-Полученные из-за границы, из не государственных источников;

Бюджетный кодекс Украины изменил концептуальные подходы к классификации трансфертов. В первую очередь, произошло уточнение терминологии: вместо «официальные трансферты» сейчас используется термин «межбюджетные трансферты», который определяют как средства, которые бесплатно и безвозвратно перечисляются из одного бюджета в другой.

Межбюджетные трансферты – Средства, которые бесплатно и безвозвратно перечисляются из одного бюджета в другой.

Межбюджетные трансферты делят на:

1.дотации выравнивания;

2.субвенции;

3.средства, которые перечисляются из одного бюджета в другой;

4.другие дотации:

4.1 Дотации выравнивания – межбюджетные трансферты на выравнивание доходной способности, который их получает:

-бюджетам АРК, областным, районным, г. Киева и г. Севастополя, городов республиканского и областного значения из госбюджета;

- бюджетам районов в городах, сел, поселков, городов районного значения и их объединений из бюджетов Киева и Севастополя, городов республиканского и областного значения;

4.2 Субвенции – межбюджетные трансферты для использования с определенной целью в порядке, определенном тем органом, который принял решение о предоставлении субвенции:

-на осуществление программ социальной защиты – из госбюджета;

-на компенсацию затрат доходов местных бюджетов в связи с выполнением собственных полномочий вследствие предоставленных льгот, установленных государством – из госбюджета;

-на выполнение инвестиционных проектов – из госбюджета и местных бюджетов;

-на содержание объектов общего использования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов общего использования – из местных бюджетов;

-на выполнение собственных полномочий территориальных объединений сел, поселков, городов и их объединений - из местных бюджетов;

-другие субвенции - из госбюджета и местных бюджетов;

4.3 Средства, которые передаются:

-госбюджету – из местных бюджетов;

- местным бюджетам – из местных бюджетов;

4.4 Другие дотации:

- местным бюджетам - из госбюджета и местных бюджетов;

Причинами высокого уровня дотационности областных и районных бюджетов является отсутствие реальной доходной базы, а также действующий порядок предоставления дотаций выравнивания, согласно с которыми областные и районные бюджеты превратились в транзитные на пути продвижения бюджетных трансфертов от госбюджета к большинству местных бюджетов Украины.

Бюджетные трансферты и их виды - 4.1 out of 5 based on 8 votes

ekonom-buh.ru

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления | Учеба-Легко.РФ

 

Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). Это определение межбюджетных отношений более полное по сравнению с прежним, ранее содержавшимся в ст. 129 БК РФ, где межбюджетные отношения определялись как отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, но в то же время не лишено недостатков. Так, законодатель опять не учел неоднократно высказывавшееся мнение в научной литературе о том, что в межбюджетные отношения вступают не органы государственной или местной власти как самостоятельные субъекты финансового права, а непосредственно общественно-территориальные образования в целом, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Общественно-территориальные образования вступают в финансовые правоотношения посредством специально уполномоченных органов власти.

Другим недостатком определения межбюджетных отношений является использование словосочетания "по вопросам регулирования бюджетных правоотношений", грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать "по вопросам регулирования бюджетных отношений". Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения; общественные отношения становятся правоотношениями в том случае, если они будут урегулированы нормами права.

Поэтому точнее было бы дать определение межбюджетных отношений как взаимоотношений между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Исходя из анализа определений межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты осуществляются в рамках межбюджетных отношений. Поэтому, несмотря на новое наименование гл. 16 БК РФ "Межбюджетные трансферты", нормы, содержащиеся в ней, регулируют не что иное, как межбюджетные отношения.

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ.

Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

1) дотации бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

2) субсидии бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда регионального развития;

3) субсидии бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;

4) субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций;

5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;

6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;

7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.

Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. На наш взгляд, такая позиция законодателя вполне обоснованна, поскольку повышает ответственность органов власти, исполняющих бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, за возврат бюджетного кредита.

Следующее понятие, которое названо при перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Данное понятие используется в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует. Это тоже, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей БК РФ, в которых употребляется термин "финансовая помощь", можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий. Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ. До введения в действие ФЗ от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо дотаций и субсидий являлись субвенции, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Как выше было сказано, в настоящее время вообще не используется такая форма, как бюджетные ссуды, а что касается субвенций и бюджетных кредитов, то они выведены за рамки понятия финансовой помощи. Это связано с тем, что бюджетные кредиты и субвенции из федерального и региональных фондов компенсаций не относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ).

Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления". Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы РФ.

uclg.ru

Межбюджетный трансферт - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Межбюджетный трансферт

Cтраница 1

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ ( за исключением субвенций из федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.  [1]

Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.  [2]

Система межбюджетных трансфертов в федеративных государствах, как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.  [3]

Важным компонентом межбюджетных трансфертов является ФФПР. Финансовая помощь из ФФПР должна осуществляться на основе норматива финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения. К сожалению, до настоящего момента такие нормативы не разработаны, что существенно снижает эффективность всего перераспределительного механизма.  [4]

Важным компонентом межбюджетных трансфертов является ФФПР.  [5]

Рассматривая проблемы распределения межбюджетных трансфертов, следует не забывать о том, что объективно не существует идеальной модели распределения централизованных бюджетных средств. Правильного ( справедливого) дележа не бывает в принципе. Всегда имеет место ущемление интересов тех или иных субъектов распределительных отношений.  [6]

Какие функции призваны выполнять межбюджетные трансферты и в чем состоят основные проблемы реализации этих функций в механизме межбюджетных отношений в России.  [7]

Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.  [8]

Регионы, уровень бюджетной обеспеченности которых недостаточен для финансирования общего образования в пределах минимальных нормативов, получат необходимую финансовую поддержку в рамках системы межбюджетных трансфертов.  [9]

Регионы, уровень бюджетной обеспеченности которых недостаточен для финансирования общего образования в пределах минимальных нормативов, получат необходимую финансовую поддержку в рамках системы межбюджетных трансфертов. Предполагается установить федеральную составляющую и рамочные условия разработки региональной составляющей государственного стандарта основного общего образования.  [10]

Дайте определения следующим ключевым понятиям: федеративные принципы построения бюджетной системы, политический принцип федерализма, экономический принцип федерализма, бюджетная самостоятельность регионов, межбюджетные отношения, бюджетное выравнивание, бюджетный федерализм, централизованный, децентрализованный, комбинированный тип бюджетного устройства, вертикальное бюджетное выравнивание, горизонтальное бюджетное выравнивание, модель бюджетного федерализма, межбюджетные трансферты, бюджетное регулирование, доходный потенциал бюджета, бюджетная политика, сбалансированность бюджетов, безусловные трансферты, обусловленные трансферты, Федеральный Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, дотационный регион.  [11]

Дайте определения следующим ключевым понятиям: федеративные принципы построения бюджетной системы, политический принцип федерализма, экономический принцип федерализма, бюджетная самостоятельность регионов, межбюджетные отношения, бюджетное выравнивание, бюджетный федерализм, централизованный, децентрализованный, комбинированный Тип бюджетного устройства, вертикальное бюджетное выравнивание, горизонтальное бюджетное выравнивание, модель бюджетного федерализма, межбюджетные трансферты, бюджетное регулирование, доходный потенциал бюджета, бюджетная политика, сбалансированность бюджетов, безусловные трансферты, обусловленные трансферты, Федеральный Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, дотационный регион.  [12]

Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.  [13]

В соответствии с Федеральным законом от 20.08.200 4 № 120 - ФЗ О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений состав принципов бюджетной системы РФ дополнен принципом равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Он означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. При этом договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу РФ, являются недействительными.  [14]

Развитие бюджетного федерализма ведет к изменению бюджетных отношений между Федеральным центром и субъектами РФ, способствует поэтапному росту независимости региональных бюджетных систем, ускорению социально-экономических реформ в регионах, прежде всего в осуществлении политики доходов и заработной платы, и социальных гарантий, и трансфертных платежей. Проводимая центром реформа межбюджетных отношений направлена на поощрение кредитно-финансовой самостоятельности регионов и реализации их возможностей по преодолению финансового кризиса. В целях развития большей самостоятельности региональных бюджетов и передачи больших полномочий, а также с целью оптимизации политики межбюджетных трансфертов, регионам, в соответствии с бюджетом 1999 г., разрешено составлять 50 % всех налоговых поступлений.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Понятие и виды межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты

Главная » Финансовое право. Билеты » Понятие и виды межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты

Понятие и виды межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты
 

Сущность межбюджетных отношений

 Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Одним из основных принципов межбюджетных правоотношений является бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм – это многоуровневая система государства, при которой каждый из уровней гос. власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах полномочий, закрепленных за ним. Собственных источников доходов большинству субъектов РФ недостает. В рамках межбюджетных отношений устанавливаются порядок и формы предоставления из одних бюджетов в другие межбюджетных трансфертов. Виды межбюджетных отношений: По субъектам отношений: Федеральный бюджет – бюджет субъекта. Бюджет субъекта – местный бюджет. Федеральный бюджет – местный бюджет. По структуре бюджетной системы: Вертикальные (см. выше по субъектам отношений). Горизонтальные (между субъектами федерации). По направлению бюджетных средств: Прямые Обратные (из субъекта РФ в федеральный бюджет). Имущественные отношения Организационные отношения  

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Основные виды межбюджетных трансфертов: Финансовая помощь (дотации и субсидии). Субвенции. Дотация – не оговариваемые целевым направлением бюджетные средства в твердо выраженной сумме, представляемые по решению законодательного (представительного) органа власти на основе юридического акта бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня. Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условии долевого финансирования целевых расходов. Субвенция – это форма оказания безвозмездной и безвозвратной конкретно определенной финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и МО в виде вредств бюджета другого уровня, выделяемых при условии недостаточности доходов бюджета субъекта РФ или МО для покрытия публичных затрат и подлежащих взысканию в случае нецелевого использования. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета: Дотации по выравниванию бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Субсидии бюджетам субъектов РФ. Субвенции бюджетам субъектов РФ. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ. Межбюджетные трансферты государственных внебюджетных фондов.   Лекция, реферат. Понятие и виды межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

referatwork.ru