Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека? Что такое еспч расшифровка


Европейский суд по правам человека: что такое еспч расшифровка

Европейский Суд по правам человека

Общая информация

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами — участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами — участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству.

В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2 "Права и свободы человека и гражданина"), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.

В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского Суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства — ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств — участников Конвенции.

Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:

European Court of Human RightsCouncil of EuropeF — 67075 Strasbourg-Cedex

Tel: 33 (0)3 88 41 20 18Fax: 33 (0)3 88 41 27 30 Internet:www.echr.coe.int

kvartal-sobitii.ru

ЕСПЧ — что это такое? Определение, значение, перевод

Что такое ЕСПЧ

ЕСПЧ это Европейский Суд по Правам Человека — международная судебная инстанция, куда могут обращаться граждане стран, подписавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В декабре 2015 года Госдума РФ приняла закон, позволяющий не выполнять решения ЕСПЧ, несмотря на то, что Россия подписала конвенцию о защите прав человека ещё в 1998 году.

ЕСПЧ находится во Франции, в городе Страсбурге. Обратиться в ЕСПЧ можно только после того как все судебные инстанции вашей страны отказали вам в иске, и вы считаете это решение нарушающим права человека. Довольно большой процент дел, поступающих в ЕСПЧ, приходит из России, и часто ЕСПЧ встаёт на сторону истцов, обязывая российские власти изменить своё решение по данному делу или выплатить истцам компенсацию. Так было с акционерами ЮКОСа, разграбленного российскими властями.

ЕСПЧ это Европейский Суд по Правам Человека — международная судебная инстанция, куда могут обращаться граждане стран, подписавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В декабре 2015 года Госдума РФ приняла закон, позволяющий не выполнять решения ЕСПЧ, несмотря на то, что Россия подписала конвенцию о защите прав человека ещё в 1998 году.

ЕСПЧ находится во Франции, в городе Страсбурге. Обратиться в ЕСПЧ можно только после того как все судебные инстанции вашей страны отказали вам в иске, и вы считаете это решение нарушающим права человека. Довольно большой процент дел, поступающих в ЕСПЧ, приходит из России, и часто ЕСПЧ встаёт на сторону истцов, обязывая российские власти изменить своё решение по данному делу или выплатить истцам компенсацию. Так было с акционерами ЮКОСа, разграбленного российскими властями.

ЕСПЧ находится в списках: Общество, Политика

Вы узнали, откуда произошло слово ЕСПЧ простыми словами, его перевод и смысл.Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое ЕСПЧ?» с друзьями:

И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте:

 

chto-eto-takoe.ru

Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка

3 сентября 1953 года вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

"Подавляющая часть решений, которые выносит ЕСПЧ, объективно констатирует проблемы законодательства и правоприменения. Это серьезные вещи, носящий затяжной характер", - заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения.

3 сентября 1953 года вступила в силу  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Европейский суд, начавший свою деятельность в 1959 году, призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством - членом совета Европы со стороны другого государства-члена.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в суд, оно решалось комитетом министров.

С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.

С 1 ноября 1998 года Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции.

Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Компетенция ЕСПЧ распространяется на дела, а) касающиеся толкования и применения Конвенции, и б) переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

К производству принимаются

- индивидуальные жалобы, поданные физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией,

- жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы (СЕ) со стороны другого государства-члена.

Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Однако ЕСПЧ вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров СЕ.

Состав ЕСПЧ:

Председатель - Люциус Вильдхабер /Luzius Wildhaber, Швейцария/.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

В числе судей - Анатолий Иванович Ковлер /РФ/.

Структура ЕСПЧ:

1. Большая палата - 17 судей.

2. Секции - по семь судей.

3. Комитеты - по трое судей.

Судья, назначенный от государства, участвующего в разбираемом споре, обязательно включается в состав Секции и Большой палаты. В случае невозможности этого /если судья не избран или же по каким-то причинам не может принять участия в данном разбирательстве/, указанное государство назначает лицо, выступающее в качестве судьи.

Штаб-квартира -  Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. 

Все справки>>

ria.ru

Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Общественная палата РФ планирует привлечь ведущих мировых юристов для подачи исков в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в связи с событиями в Одессе, сообщил первый замсекретаря ОП Владислав Гриб.

В пятницу, 2 мая, в результате столкновений в Одессе и пожара в Доме профсоюзов погибли 46 человек, порядка 200 пострадали.

Что такое ЕСПЧ?

Eвропейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) — это международный судебный орган, расположенный в Страсбурге (Франция). 

Он состоит из судей, число которых равно числу государств, являющихся членами Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод — в настоящее время их сорок cемь.

Судьи ЕСПЧ независимы и не являются представителями государства. При рассмотрении жалоб Суду помогает Секретариат, который преимущественно состоит из юристов — граждан государств-членов Совета Европы. 

Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

ЕСПЧ рассматривает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Центральный вход Европейского суда по правам человека Центральный вход Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org / Rh-67

Какие права охраняются Конвенцией и протоколами к ней?

Конвенцией охраняются, в частности: 

  • право на жизнь;
  • право на справедливое судебное разбирательство в гражданских и уголовных делах;
  • право на уважение частной и семейной жизни;
  • свобода выражения мнения;
  • свобода мысли, совести и религии;
  • право на эффективное средство правовой защиты;
  • право на уважение собственности;
  • право избирать и быть избранным.

Что запрещает Конвенция и протоколы к ней?

Конвенция запрещает, в частности:

  • пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение;
  • незаконное задержание или заключение под стражу;
  • дискриминацию при пользовании правами и свободами, гарантированными Конвенцией;
  • высылку государством своих граждан или запрет на возвращение в страну;
  • смертную казнь;
  • коллективную высылку иностранцев.

Какие жалобы рассматривает ЕСПЧ?

Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы физических и юридических лиц на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека. 

Суд рассматривает не все жалобы. Его полномочия ограничены установленными Конвенцией критериями приемлемости, которые определяют, кто, когда и с какой жалобой может обратиться в Суд. 

Каждый год ЕСПЧ получает десятки тысяч жалоб и признает неприемлемыми более 90% из них.

Зал суда Европейского суда по правам человека Зал суда Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org

Суд может рассмотреть Вашу жалобу только в том случае, если: 

  • жалоба в Европейский Суд подписана либо заявителем, либо его представителем;
  • речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней; 
  • жалоба направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол; 
  • жалоба касается событий, за которые несут ответственность государственные органы (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и пр.). Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или частных организаций; 
  • жалоба касается действий или событий, имевших место после ратификации государством Конвенции (для России — после 5 мая 1998 года).
  • дело прошло все судебные инстанции в своей стране;
  • жалобу можно подать не позднее шести месяцев с момента вынесения окончательного решения суда;
  • жалобу необходимо подкрепить вескими доказательствами судебными решениями, медицинскими заключениями, свидетельскими показаниями, экспертизами и другими материалами; 
  • жалобы ранее не были предметом рассмотрения в Суде или в другой международной инстанции.

Как подать жалобу в ЕСПЧ?

Для того, чтобы подать жалобу в ЕСПЧ, необходимо правильно заполнить формуляр и приложить копии всех необходимых документов по делу.

Формуляр должен содержать:

  • краткое изложение фактов и предмет жалобы;
  • указание прав, гарантированных Конвенцией, которые были нарушены;
  • указание средств правовой защиты, которые были использованы;
  • копии решений по у делу, вынесенных государственными органами.

На каком языке должна быть написана жалоба?

Жалоба может быть подана на любом из официальных языков стран — членов Совета Европы, в том числе на русском языке.

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается пошлиной. ЕСПЧ принимает жалобы и рассматривает дела бесплатно. При этом помощь юристов в составлении иска и ведения дела является платной.

Формуляр жалобы следует отправить письмом по адресу: 

The Registrar European Court of Human Rights Council of Europe F-67075 Strasbourg cedex

Как проходит рассмотрение жалоб в Суде?

Процедура рассмотрения жалоб проходит в письменном виде. Суд письменно уведомляет отправителя жалобы о любом решении.

При этом приезжать в Страсбург не требуется. Публичные слушания проводятся в исключительных случаях. 

После того, как жалоба будет принята к рассмотрению, и Правительство будет о ней уведомлено, истцу понадобится юридический представитель.

Зал заседаний Европейского суда по правам человека Зал заседаний Европейского суда по правам человека. Фото: Commons.wikimedia.org / CherryX

Каковы основные этапы рассмотрения жалобы в Суде?

В первую очередь Суд проверяет, удовлетворяет ли жалоба определенным требованиям, изложенным в Конвенции. Если эти требования не соблюдены, жалоба будет отклонена. 

Если жалоба содержит несколько претензий, Суд может объявить одну или некоторые из них приемлемыми и отклонить другие.

Если жалоба или одно из утверждений о нарушениях объявлено приемлемым, Суд предложит сторонам (Вам и государству-ответчику) прийти к мировому соглашению. 

Если же мировое соглашение не будет достигнуто, Суд рассмотрит дело и определит, имело ли место нарушение Конвенции.

Как долго проходит рассмотрение жалобы?

Суд может приступить к начальному рассмотрению жалобы только спустя год.

Некоторые жалобы могут быть признаны срочными и рассмотрены в приоритетном порядке, например, в случае, когда жизни и здоровью заявителя угрожает явная опасность.

На что влияет решение ЕСПЧ? 

Eсли Суд придет к выводу, что имело место нарушение, он может:

  • назначить справедливую компенсацию — денежную сумму в качестве возмещения за причиненный вред;
  • присудить государству-ответчику возмещение расходов, понесенных в ходе рассмотрения жалобы. 

Суд не уполномочен отменять решения национальных судов или законы.

Контроль за исполнением своих решений также не входит в компетенцию Суда. После вынесения Судом решения оно направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за исполнением решений и выплатой возможных компенсаций.

Европейский Суд по правам человека Европейский Суд по правам человека. Фото: www.globallookpress.com

Статистическая информация по делам против России

По состоянию на март 2014 года Россия занимает третье место по числу рассматриваемых жалоб в ЕСПЧ. В 2012 году РФ занимала первое место по числу жалоб.

Всего на конец 2012 года на рассмотрении судейских составов находилось 28,6 тысяч жалоб против РФ, или 22,3 % всех рассматриваемых жалоб. 

За 2012 год ЕСПЧ было принято 134 постановления по делам против России, из них в 122 усмотрены нарушения. 

Чаще всего в российских делах ЕСПЧ усматривал нарушения права на справедливый суд (статья 6 ЕКПЧ).

www.aif.ru

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя — в 1968 году (Neumeister v. Austria). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения конвенции или её протоколов.[1]

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией РФ (ст. 46, ч. 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 27 июня 2012.
Зал суда

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые конвенцией или её протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция РФ (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Согласно статье 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников конвенции (они называются в конвенции высокими договаривающимися сторонами) их прав, признанных в конвенции или в протоколах к ней.

Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Чаще всего при рассмотрении жалоб Суду приходится иметь дело с так называемыми прямыми (непосредственными) жертвами: обращающееся лицо само непосредственно уже стало жертвой нарушения его права.

Кроме этого, в практике Европейского суда существуют и другие понятия жертвы. Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к нему законодательства, противоречащего Европейской конвенции, и его права, закрепленные в конвенции, будут нарушены. В данном случае очень важно указать, почему к заявителю применимы положения законодательства, при каких обстоятельствах существует реальный риск такого применения.

Косвенная жертва: в практике Европейского суда признано, что лицо может испытывать нарушение своих личных прав и из-за того, что нарушены права другого. Поэтому в определённых обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении своих прав несмотря на то, что само непосредственно не претерпевало ущерба. Для этого необходимо, чтобы у этого лица с непосредственной жертвой была очень близкая связь (родственная или иная). Наиболее распространённым примером является обращение родственников лица, пострадавшего по вине государственных органов по причине необеспечения ими надлежащей защиты права на жизнь, в результате чего родственники испытывают нравственные страдания и несут материальные убытки.

  1. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  2. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством. В случае с Российской Федерацией такой датой будет 5 мая 1998 года.
  3. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признается эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить уполномоченное лицо об этом.
  4. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 27 июня 2012.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека по толкованию и применению конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, конвенция и протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.[2]

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников конвенции.

Распределение жалоб по странам и по итогам рассмотрения

Согласно данным на конец 2009 года, верхнюю часть списка стран по числу переданных судейским составам жалоб, находящихся на рассмотрении, занимают:[3]

  1. Россия — 33 550 (28,1 %)
  2. Турция — 13 100 (11,0 %)
  3. Украина — 10 000 (8,4 %)
  4. Румыния — 9800 (8,2 %)

По числу жалоб, переданных судейским составам, на душу населения, первые места занимают Грузия, Черногория, Лихтенштейн и Молдавия. Эстония по этому показателю находится на 13 месте, Польша — на 16-м, Украина — на 17-м, Россия — на 18-м. Последние места занимают Португалия, Испания, Ирландия и Дания.[4]

По статистике за 1959—2010 годы, 96 % поданных в Суд жалоб были признаны неприемлемыми. Из остальных 4 %, по которым были вынесены решения по существу дела, в 83 % случаев суд усмотрел нарушения конвенции или её протоколов.[5]

ЕСПЧ и Грузия

Грузинской судьёй в ЕСПЧ с 1 февраля 2008 года является Нона Цоцория.[6]

Грузия занимает первое место по числу жалоб в ЕСПЧ на душу населения.[4]

Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из Грузии растёт:[4]

  • 2000 год — 7
  • 2001 год — 22
  • 2002 год — 29
  • 2003 год — 35
  • 2004 год — 48
  • 2005 год — 72
  • 2006 год — 105
  • 2007 год — 162
  • 2008 год — 1771
  • 2009 год — 2122

3 мая 2007 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге единогласно принял решение по делу «97 членов глданской конгрегации Свидетелей Иеговы и четырёх других лиц против Грузии», согласно которому по делу допущено нарушение требований статьи 3 конвенции: «Никакое государство не может разрешать или терпимо относиться к пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания». Суд установил, что Грузия допустила бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и обязана выплатить сумму в размере 41 523 евро.[7][8][9]

ЕСПЧ и Россия

C 1 ноября 2012 г. судьей от России в Европейском суде по правам человека избран Дмитрий Дедов, бывший до этого судьей Высшего арбитражного суда России. На эту должность также претендовали: судья Верховного суда по уголовным делам Ольга Ведерникова и доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета Андрей Бушев. Ранее российским судьёй в ЕСПЧ был Анатолий Ковлер, шестилетний срок полномочий которого истекает[10].

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия занимает 1-е место по общему числу жалоб в ЕСПЧ и 18-е место по числу этих жалоб на душу населения.[4]

По данным на 1 января 2010 года Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд.[11] Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России растёт:[4]

  • 1999 год — 971 жалоба
  • 2000 год — 1322
  • 2001 год — 2104
  • 2002 год — 3986
  • 2003 год — 4728
  • 2004 год — 5824
  • 2005 год — 8069
  • 2006 год — 10 132
  • 2007 год — 9497
  • 2008 год — 10 146
  • 2009 год — 13 666
  • 2011 год — 40 225

По данным на 1 января 2010 года, на рассмотрении в ЕСПЧ находилось 33 550 жалоб в отношении России, при общем количестве — 57 100.[11]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты.[12] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах общей юрисдикции, и надзорной инстанции в случае, если дело рассматривалось в системе арбитражных судов; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора в суд общей юрисдикции до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на январь 2010 года Судом приняты решения по существу по 862 российским делам, в 815 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.[13] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

Вместе с тем, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин и председатель Правительства Дмитрий Медведев отметили, что Россия не передавала Европейскому суду по правам человека часть своего суверенитета, позволяющую принимать решения по изменению российского законодательства. Президент и глава Конституционного суда подчеркнули, что при определении границ компетенции ЕСПЧ необходимо исходить из того, что именно Россия ратифицировала договор, которым учреждена юрисдикция ЕСПЧ.[14][15] Валерий Зорькин указывал, что Россия не должна принимать к исполнению те решения ЕСПЧ, которые идут вразрез с Конституцией России.[14][16]

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу.

11 января 2007 года было вынесено решение по делу «Константин Кузнецов и другие против Российской Федерации». Европейский Суд по правам человека единогласно постановил, что своими действиями милиция и председатель Комиссии по правам человека при губернаторе Челябинской области Екатерина Викторовна Горина попрали правосудие и нарушили право на религиозную свободу граждан, когда сорвали законную встречу 150 глухих Свидетелей Иеговы в Челябинске. В решении Суда по этому делу говорится:

Неоспоримым является тот факт, что совместное изучение и обсуждение богослужебных текстов членами общины Свидетелей Иеговы — признанная форма исповедания [ими] своей религии при проведении богослужений и обучения. <…> Кроме того, [Суд] отмечает последовательность судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, который признает, что для проведения богослужебных встреч и конгрессов не требуется предварительного разрешения органов власти и нет необходимости их уведомлять о проведении этих встреч.

Суд также установил, что действия председателя Комиссии по правам человека и сотрудников милиции были противозаконными.[17][18][19]

Как сообщает РИА Новости, в 2009 году Россия проиграла три дела по искам жителей Чечни. В коммюнике Европейского суда по правам человека сказано, теперь Россия должна выплатить родственникам пропавших в 2000 году людей 130 тыс. евро.[20]

10 июня 2010 года Европейским Судом по правам человека было вынесено постановление по жалобе «„Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве“ против России».[21][22] Европейский суд по правам человека признал нарушающим статьи 6, 9 и 11 Европейской конвенции решение российского суда о роспуске религиозной общины Свидетелей Иеговы в Москве и обязал Россию выплатить заявителям 70 тыс. евро. Суд пришёл к выводу, что вмешательство в права заявителей на свободу религии и объединений было необоснованным и постановил, что роспуск сообщества был «слишком строгой и непропорциональной мерой по отношению к законной цели, преследуемой властями», поскольку национальные суды за пять с половиной лет не представили оснований, свидетельствующих о том, что Община-заявитель принуждала к разрушению семьи, нарушала права и свободы своих членов и третьих лиц, склоняла своих последователей к самоубийству и отказу от медицинской помощи, посягала на права родителей не-Свидетелей и их детей, а также побуждала своих членов к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.[23][24][25][26][27][28]

См. также

Примечания

  1. ↑ The European Court of Human Rights. Some Facts and Figures. Strasbourg: Council of Europe, 2010. Pp. 3, 5, 17
  2. ↑ Сасов, 2011, с. 94
  3. ↑ Годовой отчет за 2009 (англ.) С. 141
  4. ↑ 1 2 3 4 5 Годовой отчет за 2009 (англ.) С. 155—156
  5. ↑ Statistic on judgments by State (англ.) P. 15, 22
  6. ↑ Composition of the Court (in order of precedence as at 23.06.2009)
  7. ↑ Свидетели Иеговы выиграли иск против Грузии в Страсбурге
  8. ↑ 97 членов Глданской общины свидетелей Иеговы и 4 других против Грузии
  9. ↑ European Court rules against Georgia’s campaign of terror
  10. ↑ В Европейский суд по правам человека избран новый судья из России
  11. ↑ 1 2 The European Court of Human Rights Some Facts and Figures. Provisional Edition (April 2010). — European Court of Human Rights. Public Relations Unit. Council of Europe. 67075 Strasbourg-Cedex, France. — P. 4
  12. ↑ Доступ россиян к Европейскому суду хотят усложнить. Новая газета (7 июля 2007). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 21 августа 2008.
  13. ↑ The European Court of Human Rights. Some Facts and Figures. Strasbourg: Council of Europe, 2010. — p. 17 (англ.)
  14. ↑ 1 2 Решения ЕСПЧ не должны затрагивать суверенитет России, заявил глава КС РИА Новости, 19 ноября 2010
  15. ↑ Медведев: Россия не позволит ЕСПЧ выносить решения, меняющие её законы РИА Новости, 11 декабря 2010
  16. ↑ Валерий Зорькин. Предел уступчивости Российская газета № 5325(246), 29 октября 2010
  17. ↑ Глухие из России одерживают историческую победу — Европейский Суд вынес решение в пользу религиозной свободы
  18. ↑ Кузнецов и другие против России. Факты по делу
  19. ↑ Решение по делу «Кузнецов и другие против Российской Федерации» Пресс-релиз Европейского суда по правам человека об итогах рассмотрения дела о защите российской организации «Свидетелей Иеговы»
  20. ↑ Россию оштрафовали по искам жителей Чечни на 130 000 евро
  21. ↑ Пресс-релиз Европейского Суда по правам человека № 458 от 04.06.2010
  22. ↑ Свидетели Иеговы одержали новую победу в Европейском Суде Европейский суд по правам человека
  23. ↑ ЕСПЧ признал незаконным роспуск «Свидетелей Иеговы» в Москве
  24. ↑ Евросуд обязал Россию выплатить Свидетелям Иеговы 70 тыс. евро Кавказский узел, 10 июня 2010
  25. ↑ Европейский суд восстановил права религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве
  26. ↑ Case of Jehovah’s Witnesses of Moscow v. Russia ECHR
  27. ↑ ДЕЛО «РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ В Г. МОСКВЕ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба № 302/02). ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА. СТРАСБУРГ. 10 июня 2010 года
  28. ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ДЕЛУ «РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ В Г. МОСКВЕ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Литература

Ссылки

Решения Суда Пресс-релизы Суда

dic.academic.ru

История Европейского суда по правам человека

В статье речь идет о истории создания и деятельности Европейского суда по правам человека начиная с 1948 года по 2014 год. Статья подготовлена с использование нескольких источников, в первую очередь с использование книги, вышедшей в 2010 году на английском языке (Anniversary Book The Conscience of Europe), авторами которой являются, в том числе Председатель Европейского суда, а также другие действующие и бывшие сотрудники Европейского суда. История создания Европейского суда по правам человека тесно связана с принятием Конвенции о защите прав человека и основных свобод (известная также как Европейская конвенция по правам человека). 4 ноября 1950 года в Риме десятью государствами-членами Совета-Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция) была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

История создания Европейского суда по правам человека тесно связана с принятием Конвенции о защите прав человека и основных свобод (известная также как Европейская конвенция по правам человека).

4 ноября 1950 года в Риме десятью государствами-членами Совета-Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция) была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

21 января 1959 года в целях обеспечения соблюдения обязательств по Конвенции был создан Европейский суд по правам человека для рассмотрения жалоб о нарушениях Конвенции. 

Исторический контекст разработки (Европейской) Конвенции о защите прав человека и создания Европейского суда по правам человека 

Ужасы и зверства Второй мировой войны привело к шквалу деятельности, каждая из которых имел целью предотвращения повторения таких событий, как с помощью системы защиты основных прав человека, так и тесного политического Союза между государствами.

В начале была принята Всеобщая декларация прав человека, разработанная в рамках Организации Объединенных Наций на Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году. Это было, однако, за несколько лет, прежде чем даже ограниченный перечень основных прав, содержащийся в ней, приобрел обязательную юридическую силу и контрольный Механизм.

Одной из важнейших инициатив в связи с этим было принятое предложение «Европейского движения» на "съезде Европы", состоявшегося в Гааге в мае 1948 года, когда ряд предложений были связанны с созданием Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) с полномочиями по контролю уважения государствами прав человека и основных свобод.

Идею создания Европейского суда преследовало «Европейское движение» на съезде в Брюсселе. В феврале 1949 года комитет Движения подготовил первый проект Европейской Конвенции по правам человека. Этот проект предусматривал гарантии для порядка десяти прав и свобод и создание Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который, после фильтрации комиссией, как предполагалось, будет отменять решения и устанавливать, что явно несовместимо с защищаемыми правами.

На дипломатической конференции в Лондоне 5 мая 1949 года был подписан Устав Совета Европы десятью государствами. Этот международный акт провозгласи «защиту и развитие прав человека и основных свобод» в качестве одной из целей Совета Европы.

Проект Конвенции о защите прав человека и основных свобод был представлен «Европейским движением» в июне 1949 года Комитету министров, а затем Консультативной ассамблеи (далее именуемая Парламентская Ассамблея) Совета Европы.

Ассамблея провела свою первую сессию в Страсбурге с 10 августа по 8 сентября 1949 года.

Существовала значительная оппозиция со стороны государств о включении в повестку дня Ассамблеи защитных элементов и развития прав человека и основных свобод на том основании, что этот вопрос уже рассматривается в рамках Организации Объединенных Наций.

Тем не менее, вопрос был обсужден и, после презентации проекта "Европейского Движения", он был отправлен обратно в Правовой Комитет ассамблеи.

Юридический комитет начал с перечисления прав, которые были включены в конвенцию, используя для этой цели Всеобщую декларацию. Он также предвидел коллективную гарантию в виде механизма с применением процедур рассмотрения межгосударственных и индивидуальных жалоб в суде, а также комиссию с полномочиями по расследованию и применением согласительных процедур.

Проект комитета был принят, а затем, 5 ноября 1949 года, представлен Комитету министров.

Несмотря на возражения со стороны Ассамблеи, Комитет министров постановил передать проект Комитету экспертов для рассмотрения в полном объеме.

Эксперты (некоторые из которых впоследствии были среди первых членов комиссии и судей Европейского суда) встретились в феврале и марте 1950 года. Несмотря на то, что было решено, что Конвенция должна быть подготовлена, возникли разногласия относительно того, как гарантированные права должны быть сформулированы, некоторые эксперты говорили о простом списке прав, другие о точном определение прав и их возможном ограничении.

Поэтому были подготовлены альтернативные проекты для Комитета министров по этому вопросу и, кроме того, не было согласия о том, должен ли быть создан Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ, Страсбургский суд), считалось это вопрос, который требует политического решения.

Размышляя о создании Европейского суда по правам человека, Комитет министров решил передать весь вопрос на рассмотрение на Конференции старших должностных лиц, которая состоялась в июне 1950 года.

Снова мнения разделились. Франция, Италия, Бельгия и Ирландии высказались в пользу создания Европейского суда, в то время как Нидерланды, Великобритания, Норвегия, Швеция, Греция и Турция были против этого предложения. Не было согласия о конкретной роли комиссии. Были также вопросы о роли Комитета министров. Было предложение о возложении на него полномочий по определению предполагаемых нарушений прав человека, по существу речь, таким образом, шла о судебных функциях.

В конечном счете, на конференции не удалось принять один проект, основанный на мнение большинства. Однако был достигнут компромисс по предложению о создании Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) - было положение, что роль Европейского суда по правам человека будет опциональной - то есть, государства будут иметь возможность свободно выбирать принимать или не принимать его юрисдикцию.

Работа конференции была рассмотрена Комитетом министров в начале августа 1950 года, после того, как он провел консультации юридического комитета Ассамблеи.

7 августа Комитет министров постановил принять проект с рядом изменений и направить его в Ассамблею на заключение. Именно на этой стадии, было введено право на подачу жалобы в Европейский суд по правам человека, согласно которому человек может утверждать о нарушении гарантированных прав, которое впрочем, должно быть необязательным в том, что такие жалобы могут быть представлены предлагаемые комиссией только в отношении государств, которые приняли эту возможность.

25 августа Ассамблея, выражая сожаление по поводу различных изменений, которые были внесены в первоначальный проект, дала свое единодушное положительное заключение на проект. Заключение сопровождал ряд предложений и поправок, в частности, касающихся гарантий некоторых прав, которые были исключены из проекта конференцией старших должностных лиц.

podpisi na ekpchДля того, чтобы не задерживать вопрос, Комитет министров решил передать предложения Ассамблеи для правки проекта обратно в комитет экспертов, чтобы текст Конвенции, принятой Комитетом Министров 7 августа был открыт для подписания.

Таким образом, 4 ноября 1950 года в Риме, и вскоре потом в Париже, Конвенции о защите прав человека и основных свобод была подписана всеми государствами-членами Совета Европы.

Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 года, вследствие ее ратификации десятым государством - Люксембургом.

Первое решение по существу было вынесено Европейским судом  в 1961 году. 

Последующие изменения Конвенции по защите прав человека и основных свобод

Принятая в первоначальной редакции Конвенция гарантировала право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, запрет рабства и принудительного труда, право на свободу и безопасность, право на справедливое судебное разбирательство, наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения, свободу собраний и ассоциаций, право на вступление в брак, право на эффективное средство правовой защиты, а также запрет дискриминации.

Едва Конвенция была только подписана, открылись переговоры, на этот раз в отношении тех прав, которые были объектом энергичных дебатов в Парламентской Ассамблеи и были исключены из первоначального текста - то есть, право собственности, право на образование и право на свободные выборы. Другой комитет экспертов был настроен на проект дополнительного протокола к Конвенции по этим пунктам. Были особые трудности со статьей о праве собственности, в частности по вопросу о возмещении для экспроприации. Тем не менее, текст был утвержден Комитетом министров в августе 1951 года и подписан, после консультаций с Ассамблеей, всеми государствами-членами Совета Европы 20 марта 1952 года.

После этого, и с интервалом на протяжении нескольких лет, далее были разработаны Протоколы для обеспечения гарантий дополнительных прав:

  • Протокол № 4 (1963), касающиеся запрещения тюремного заключения за долги, свободу передвижения, запрещение высылки граждан и запрещение коллективной высылки иностранцев;
  • Протокол № 6 (1983), касающиеся отмены смертной казни;
  • Протокол № 7 (1984) процессуальные гарантии, касающиеся в случае высылки иностранцев, право на апелляцию по уголовным делам, компенсации за неправомерное осуждение, право не быть судимым или наказанным дважды и равенством между супругами;
  • Протокол № 12 (2000) предусматривающий запрет общей дискриминации (дискриминация уже была запрещена в отношении прав, гарантированных Конвенцией).
  • Протокол № 13 (2002) относительно отмены смертной казни при любых обстоятельствах.

Эти протоколы обеспечили дополнительные права, известны как «Факультативные протоколы» в том, что государства-участники Конвенции могут выбирать, чтобы стать участником всех или любой из них.

Изменения Конвенции, касающихся деятельности Европейского суда по правам человека

За эти годы были приняты протоколы (№ № 3, 5, 8-11, 14 и 14-бис), которые предусматривали изменения некоторых аспектов процедуры контрольного механизма - деятельности Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека.

Чтобы такой протокол вступил в силу необходимо было, чтобы он был ратифицирован всеми государствами-участниками Конвенции. В результате, часто проходило несколько лет, прежде чем изменения вступали в силу.

Исключением из общего правила был Протокол № 9, касающейся права индивидуального заявителя подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Хотя этот протокол изменил процедуру, а не дополнил список основных прав, он вступил в силу по истечении десяти ратификационных грамот. Протокол № 11 имел особую важность в том, что он ввел единый постоянно действующий Суд с обязательной юрисдикцией.

Наконец, протокол № 2, начиная с 1963 года, предоставил Европейскому суду по правам человека право выносить консультативные заключения.

Природа Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Читая перечень прав, изложенных в Конвенции - не открываешь ничего поразительного - она содержит то, что часто считается основными правами человека. Инновацией Конвенции (и это уникальный пример) было то, что она создал механизм для коллективного осуществления гарантий содержащихся в ней. Или одно государство может возбудить дело о предполагаемом нарушении другим государством-участником Конвенции, или (и здесь лежали еще больше инновации) лицо может подать жалобу, утверждая, что оно является жертвой нарушений. Несмотря на это, авторы Конвенции, возможно, придавали особое значение к первой из этих альтернатив, однако число межгосударственных случаев оказалось малым.

Индивидуальные жалобы оказались основой для деятельности учреждений в Страсбурге и легли в основу развития обширной практики Европейского суда по правам человека.

Составление списка прав, гарантированных Конвенцией оказалось относительно простой задачей – список, в конце концов, взятый из Всеобщей декларации, - но то же самое нельзя сказать о создании контрольного механизма – Европейской Комиссии и Европейский суда по правам человека.

Существовало значительное сопротивление со стороны тех, кто видел создание этих органов, ни необходимым, ни желательным, и об этом свидетельствуют материалы правительственных экспертов, которые пришли к выводу, путем компромиссов, что право на индивидуальную жалобу и юрисдикцию Европейского суда по правам человека подлежали дополнительной декларации.

Членство в Совете Европы

Несмотря на многочисленные параллели между целями Совета Европы, закрепленными в его Уставе и правами и свободами, гарантированными Конвенцией, Уставом буквально не предусматривается, что ратификация Конвенция является необходимым условием для членства в Совете Европы. Тем не менее, практика развивалась с течением времени. Первоначально, Парламентская Ассамблея в своем мнении, поданном в Комитет Министров, а затем, в 1977 году, Сам Комитет сослался на намерение кандидата подписать Конвенцию (к которому позднее была добавлено намерение признать право на подачу индивидуальной жалобы и обязательную юрисдикцию Европейского суда).

Судебная система Европейского суда по правам человека до 1998 года

«Судебные» учреждения

Существенные изменения в механизм, созданный Конвенцией внес Протокол № 11, который вступил в силу с 1 ноября 1998 года. До этой даты следующие три учреждения несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, взятых на себя государствами, которые ратифицировали Конвенцию: 

  • Европейская комиссия по правам человека, 
  • Европейский суд по правам человека, 
  • Комитет министров Совета Европы.

Факультативные заявленияДебаты перед принятием Конвенции породили два компромисса. Во-первых, жалоба могла быть принята Европейской Комиссией по правам человека, только если соответствующее государство заявит, что оно признает компетенцию Комиссии принимать такие жалобы. Такое ограничение не распространялась жалобой поданной другим государством. 

Во-вторых, дело могло быть передано в Суд, только если государство заявило, что оно признало юрисдикцию Суда. В первые годы такие заявления сделало несколько государств, но к концу 1980-х годов все Государства-участники Конвенции сделали такие заявления.

Европейская комиссия по правам человека 

Существовала до 1998 года, наряду с Европейским судом. Главной задачей комиссии было первоначальное рассмотрение жалоб.

Комиссия состояла ​​из числа членов равным числу государств, которые ратифицировали Конвенцию. После вступления в силу Протокола № 8 в 1990 году, были добавлены требования, предъявляемые к членам комиссии - то есть, что они должны обладать «высокими моральными качествами» и «соответствовать требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть признанными авторитетами в национальном или международном праве». С самого начала было, однако, указано, что члены комиссии работали в своем личном качестве, чтобы подчеркнуть их независимость от государства, гражданами которых они были.

Члены Комиссии избирались Комитетом министров Совета Европы из списка имен составляемого Бюро Парламентской Ассамблеи. Члены были избраны сроком на шесть лет и могли быть переизбраны. Первые выборы состоялись 18 мая 1954 года, после того, как Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 года после Ратификация Конвенции Люксембургом.

Комиссии помогал Секретариат, который, в соответствии с Конвенцией, должен был быть предоставлен Генеральным секретарем Совета Европы. Членами Секретариата, которыми были сотрудники Совета Европы, были назначены Генеральным секретарем по предложению комиссии или с одобрения председателя Комиссии. Первое заседание комисии состоялось 12 июля 1954 года в Страсбурге.

Европейский суд по правам человека

Конвенция предусматривала, что Европейский суд по правам человека будет состоять из числа судей, равному числу государств-членов Совета Европы (независимо от размера государства). Это отличается от Комиссии, в том, что Европейский суд по правам человека может включать в себя судей в отношении государства, которые не ратифицировали Конвенцию. Одна из причин данной разницы заключается в том, что государства-члены Совета Европы были обязаны работать для целей, закрепленных в ее Уставе (верховенство права, защита права человека) и, таким образом, имеющим право на участие в деятельности Европейского суда по правам человека и достижении этих целей, даже если они не являются участниками Конвенции.

В Конвенции было закреплено, что судьи Европейского суда по правам человека должны обладать «высокими моральными качествами «и» обладать квалификацией предъявляемой при назначении на высокие судебные должности, или быть юристами с признанным авторитетом.

В отличие от Комиссии, не было прямо предусмотрено, что судьи Европейского суда по правам человека заседают в личном качестве, потому что это самоочевидно.

Не было требований к судьям - и до сих пор нет – что они должны иметь гражданство государства, в отношении которого они были избраны или даже государства-члена Совета Европы.

Например, Канадский гражданин много лет работал в качестве судьи от Лихтенштейна.

Судьи Европейского суда по правам человека избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы по списку лиц, выдвинутых государствами-членами.

Конвенция изначально заложила как основное правило, что судьи Европейского суда по правам человека избираются сроком на девять лет и могут быть переизбраны (этот срок впоследствии был сокращен в соответствии с Протоколом № 11, до шести лет, а затем, согласно Протоколу № 14 снова стал составлять 9 лет, но без права переизбрания). Первые выборы судей Европейского суда по правам человека состоялись 21 января 1959 после того, как это предусмотрено в Конвенции, число государств, которые признали юрисдикцию Европейского суда по правам человека, достигло в общей сложности восьми.

Примечательной особенностью (встречается также в Международном суде) было то, что на рассмотрение каждого дела, возбужденного перед судом в деле участвует представитель государства-ответчика (и государства-заявителя в Межгосударственных делах) или специальный судья назначается на их место. Опыт показал, что «Национальные» судьи играют важную роль в объяснении фактических обстоятельств и внутреннего права по делу.

Европейскому суду по правам человека помогает секретариат (первоначально состоял исключительно из регистраторов). Как ни странно, в самой Конвенция первоначально не содержалось положений о секретариате, но это можно объяснить тем, что, когда Конвенция была в стадии разработки, не было известно о том, какую роль реестр може

roseurosud.org

Европейский суд по правам человека. Досье - Биографии и справки

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ; англ. European Court of Human Rights, фр. Cour europenne des droits de l'homme) - судебный орган в структуре Совета Европы (СЕ), его штаб-квартира расположена в Страсбурге (Франция). Создан в 1959 г. для контроля над соблюдением Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (кратко Европейская конвенция по правам человека), подписанной в 1950 г. и вступившей в силу в 1953 г. Как единый постоянно действующий орган ЕСПЧ существует с 1998 г., объединив Европейский суд по правам человека и Комиссию по правам человека. Последние процедурные изменения в деятельность ЕСПЧ были внесены 14-м протоколом к Конвенции 1950 г. (протокол подписан в мае 2004 г., ратифицирован членами СЕ в 2004-2010 гг.).

Каждая из 47 стран-членов Совета Европы представлена в ЕСПЧ одним судьей. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из окончательного списка, включающего трех кандидатов, предложенных государствами. Срок полномочий судей – девять лет без права переизбрания. Судьи участвуют в работе суда в личном качестве и не представляют интересы какого-либо государства. В заседаниях суда могут участвовать от одного до 17 судей (в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, палат из семи судей и большой палаты из 17 судей).

Руководит работой суда председатель, которому оказывают помощь его заместители. Председатель и заместители избираются сроком на три года на пленарном заседании суда. Содействие председателю оказывает бюро (образуется из председателя, заместителей и председателей секций суда.

Все расходы, связанные с деятельностью Европейского суда по правам человека, несет Совет Европы. Официальными языками ЕСПЧ являются французский и английский.

В компетенцию суда входят все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Европейской конвенции по правам человека и ее протоколов. Жалоба предъявляется к государству-члену СЕ, признающему юрисдикцию суда, и должна быть подкреплена реальными документами, причем жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством-ответчиком. Жалобы должны касаться событий, за которые несет ответственность государственная власть, они могут подаваться любым государством (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления), причем заявителю необязательно являться гражданином государства - члена СЕ или гражданином государства, на которое он подает жалобу. К рассмотрению в суде жалоба принимается только после того, как были исчерпаны все средства в рамках законодательства данной страны, но не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Суд не рассматривает одну и ту же жалобу повторно и не принимает к рассмотрению те, которые уже рассматривались какой-либо международной инстанцией. Жалобы против частных лиц и организаций не принимаются. Если жалоба, поданная в ЕСПЧ, не соответствует одному из этих условий, она считается неприемлемой. Согласно статистике суда, это 96% всех поданных жалоб.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебным системам стран-участниц, он не вправе отменить решение или приговор, вынесенные национальным судебным органом. Суд может лишь обязать государство выплатить компенсацию материального и морального вреда, причиненного гражданину, чьи права, по решению судей, были нарушены.

Контроль за выполнением решения суда возложен на Комитет министров Совета Европы. Решения ЕСПЧ обязательны для исполнения. За всю многолетнюю практику ЕСПЧ не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, - исключению государства из состава Совета Европы. В России, по постановлению Конституционного суда РФ, решения ЕСПЧ могут исполняться лишь в случае, если они не противоречат Основному закону страны.

Свое первое постановление ЕСПЧ вынес в 1960 г. (по делу "Лолесс против Ирландии"). Всего в 1959-2014 гг. ЕСПЧ вынес более 17 тыс. постановлений (решений). Почти половина из них вынесена против пяти стран: Турции (3095), Италии (2312), России (1604), Румынии (1113) и Польши (1070). В более 80% исков ЕСПЧ установил, по крайней мере, одно нарушение Конвенции по правам человека со стороны государства-ответчика. С момента создания судом было рассмотрено лишь несколько межгосударственных исков, среди них иск Ирландии против Великобритании (1978), иск Дании против Турции (2000), иск Кипра против Турции (2001) и Грузии против России (2014). Более 99% деятельности суда сосредоточено на рассмотрении индивидуальных жалоб.

tass.ru