Система противовесов и сдержек: описание, суть и принцип. Что понимается под системой сдержек и противовесов


Система противовесов и сдержек в РФ

Чтобы демократическое государство не обратилось в форму с единоличным правлением, важно, чтобы вся полнота власти не концентрировалась в одних руках, а была равномерно распределена между государственными структурами. Это так называемый принцип разделения, когда отдельные ветви власти независимы друг от друга и ни одна из них не занимает лидирующего положения. Это система противовесов и сдержек. О ней мы с вами и поговорим сегодня.

Определение понятия

Система противовесов и сдержек - это законодательно закрепленные меры, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках - Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви. При этом если одна из структур позволит себе выйти за свои правомочия, другие имеют право на применение решительных мир в целях обеспечения демократической законности и равновесия власти.

система противовесов и сдержек

Система сдержек и противовесов ветвей власти обычно до всех подробностей прописана в Конституциях государств, в законодательных актах, ответственных за регуляцию прав и обязанностей каждой области - судебной, парламентской, исполнительной. Немаловажная роль в этой системе отведена Конституционному суду и Президенту - они обладают правом вето на противозаконные и нарушающие гармонию принципа разделения властей законотворческие акты.

Принципы системы

Главный принцип системы противовесов и сдержек - все три ответвления власти в одно и то же время держатся в гармоничном равновесии и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга.

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов связаны в том, что первый существует на бумаге, а вторая обязана воплотить его в реальной жизни. Как научила нас история, власть не может быть эффективной, если она сконцентрирована в одних руках.

Воплощение принципа системы в РФ

Система сдержек и противовесов воплощена в реальности следующим образом:

  • Исполнительная - законодательная власть: правительство государства предлагает парламенту проекты законов, которые последний обязан рассмотреть.
  • Исполнительная власть - Президент: глава государства может не подписать одобренный законопроект и вернуть его на повторное рассмотрение. Это воплощения права вето.
  • Законодательная власть - Президент: повторным голосованием за одобрение акта законотворчества парламент преодолевает право вето Президента. В нашей стране, например, для принятия законопроекта в таком случае необходимо 2/3 "за" от всего собрания депутатов.

система сдержек и противовесов

  • Исполнительная - судебная власть: если принятый законопроект противоречит Конституции государства, то правительство правомочно оспорить его в Конституционном суде.
  • Законодательная - судебная власть: если, по мнению парламента, правительство допускает незаконную и противоречащую основному закону страны деятельность, то представители законодательной власти могут оспорить этот факт в Конституционном суде.

Право парламента - объявить импичмент, в результате чего Президент уйдет в отставку. Также депутаты могут выразить недоверие правительству, вследствие чего глава государства должен будет отправить в отставку правительство. А вот среди прав Президента есть правомочие распустить уже парламент. Вот так на реальных примерах выражается система сдержек и противовесов.

Происхождение понятия

Теоретическое обоснование предмета нашего разговора - заслуга английского философа Джона Локка. Случилось это еще во второй половине XVII века. В широком обиходе термин "система противовесов и сдержек" появился в начале XVIII века благодаря прославленному современнику Д. Локка - французскому писателю и философу Ш.-Л. де Монтескье.

Стоит отметить, что зачатки принципа разделения властей существовали еще в VI-IV вв. до нашей эры. В качестве примера можно привести персидское государство Ахмединов, в котором у военачальников не было административной власти, а войска не подчинялись непосредственно императору. Некоторые принципы системы были характерны и для поздних эпох Римской империи.

система сдержек и противовесов в рф

Сам же принцип разделения властей (тогда только законодательной и исполнительной) впервые сформировал мыслитель средневековой эпохи Марсилий Падуанский. Он отмечал, что лучшим противодействием узурпаторству будет создание таких условий, при которых станет невозможной концентрация всей власти в одних руках.

Особенности системы

Особенности принципов системы сдержек и противовесов в следующем:

  • Вся полнота государственных функций распределена между ветвями власти. Парламент предлагает инициативы законопроектов и разрабатывает их, исполнительная власть претворяет законотворчество в жизнь, а судебная контролирует надлежащее исполнение законов.
  • Главная задача - не допустить возникновения ситуации, при которой вся власть будет сконцентрирована у одного лица или органа власти.

 разделение властей система сдержек и противовесов

Современное представление системы

Все прогрессивные демократические государства являются примерами воплощения в жизнь принципов системы сдержек и противовесов между ветвями власти.

Устойчивость системе сегодня придает постоянная конкурентная борьба между политическими партиями за голоса избирателей. Проведение регулярных выборов в парламент, активность политической жизни ведет к появлению все новых и новых народных избранников, которые замещают старых, не давая никому ощутить штурвал власти полноправно своим.

 система сдержек и противовесов ветвей власти

Важно отметить и то, что в современном мире принцип разделения властей стал размываться - например, две ветви власти могут обладать рядом схожих функций. Также вы знаете о появлении четвертого неофициального ответвления - СМИ, которое тоже вносит свою лепту в систему противовесов и сдержек в РФ и других странах.

Недостатки системы

Первоначально принцип разделения властей казался мыслителям эдакой панацеей от всех видов узурпаторства власти. Надо согласиться, такой ход мыслей был актуален для времен монархических империй. Сегодня же немалой долей влияния обладают не столько сами ветви власти, сколько межправительственные и международные организации, против которых система противовесов и сдержек бессильна.

На лицо и такая современная ситуация: во многих авторитарных, тоталитарных странах мира система противовесов существует, но лишь формально, в документах. В реальности же все полномочия сконцентрированы у одной личности и ее приближенных. Законодательная и судебная власть являются марионетками, создающими вид независимых ответвлений и видимость демократии.

принципы системы сдержек и противовесов

Таким образом, система нуждается в конкретной "заточке" под реалии современности, чтобы, как прежде, обеспечивать справедливое распределение власти между всеми, кто может повлиять сегодня на дела государства.

США: пример системы сдержек и противовесов

Многие исследователи считают, что самая идеальная система сдержек сформирована в США. В этом государстве она проработана до мелочей, с учетом всех исключительных случаев:

  • Смена избирающихся представителей происходит постепенно, а не в результате единых выборов.
  • Различные сроки службы для представителей каждой из властей.
  • Принципиально разные схемы формирования ветвей власти.
  • Все вместе ответвления власти контролируют полномочия и работу Президента, которого в любой момент могут лишить должности в результате импичмента.

система сдержек и противовесов между ветвями власти

Перспективы системы

Система сдержек и противовесов когда-то была одним из ключевых демократических принципов. Но ничто не вечно: хоть ее роль до сих не умалена, она не кажется уже такой идеальной и всеобъемлющей.

Резюмируя, еще раз отметим, что система противовесов и сдержек сегодня должна быть реконструирована, чтобы охватывать своей полнотой все имеющие влияние на государство объединения и организации. Однако она остается по-прежнему незаменимой - ни в прошлом, ни в современности средоточие всей власти в одних руках не было достойным для подражания примером.

fb.ru

описание, суть и принцип :: BusinessMan.ru

Все исследователи сущности государства и государственной власти в рамках демократического общества, в той или иной степени, изучают принцип системы сдержек и противовесов, призванный защитить и страну, и граждан от монополии какой-либо ветви. Власть государства только тогда может эффективно решать насущные задачи, когда все ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная – не зависят друг от друга. Ни одна из них не может занимать главенствующее положение, в противном случае принцип равновесия будет нарушен.

Все демократические государства придерживаются этой системы, хотя это может быть не отражено в Конституциях.

Смотрите интересное видео по теме:

Основные принципы системы

Система сдержек и противовесов означает, что в целях обеспечения и защиты интересов граждан все три ветви власти в одно и то же время и зависят друг от друга, и контролируют деятельность друг друга. Основой любого демократического государства является исполненное не только на бумаге, но и на практике разделение властей. Система сдержек и противовесов призвана обеспечить именно этот постулат.Государство призвано решать насущные вопросы и задачи общества, обеспечивать безопасность, а также материальное и духовное развитие каждого гражданина. Для этого власти должны быть эффективными, а это невозможно, если предоставить управляющим неограниченную власть и полномочия.

Уравновешенная система сдержек и противовесов прописывается в Конституции страны, а также в ее законах и законодательных актах, которые регламентируют права и обязанности каждой из ветвей власти. Президент и Конституционный суд также играют значительную роль в этой системе, так как они уполномочены накладывать вето на заведомо неэффективные и противозаконные законодательные акты и инициативы.

Происхождение

Сама система сдержек и противовесов впервые была теоретически обоснована британским философом Джоном Локком во второй половине XVII века. Термин вошел в обиход благодаря его современнику – французскому писателю и философу Шарлю-Луи де Монтескье, который ввел этот термин чуть позднее, в начале XVIII века. Однако некоторые признаки разделения властей существовали еще в VI-IV веках до н.э., когда в персидской империи Ахеменидов военачальники не обладали какой-либо административной властью, а войска не подчинялись правителям.Частично принципы сдержек использовались и в последних периодах римского государства.Идея о разделении законодательной и исполнительной власти была сформирована в труде средневекового мыслителя Марсилия Падуанского, который писал о необходимости отделить одну ветвь от другой с целью создания невозможных условий узурпации всей власти в государстве одной из них.

Особенности

Главной характерной чертой является полное распределение функций государства, каждая из которых определена для отдельной ветви власти. Система сдержек и противовесов предполагает, что законодательные органы власти принимают законы и выступают с инициативами, исполнительная власть претворяет эти законы в жизнь, а судебная осуществляет контроль над исполнением законов и наказывает за их возможные нарушения.Вкратце можно сказать, что недопущение ситуации, при которой какой-либо из властей или личностей удастся сконцентрировать всю власть в своих руках, есть основной принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов должна решать этот вопрос.

Современное представление системы сдержек и противовесов

Практически все современные государства с демократическим строем являются примерами эффективного применения системы сдержек и противовесов в процессе организации деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Дополнительную устойчивость принципу разделения властей придает конкуренция и соперничество различных политических партий. Постоянное соперничество за голоса избирателей и регулярность проведения выборов в органы власти приводит к тому, что ни одна партия не может гарантировать себе вечное большинство в парламенте.

В процессе развития государств их строение становилось все более сложным и многогранным. Постепенно четкая грань между тремя ветвями власти стала размываться. Некоторые функции могут быть как у одной, так и у другой ветви.Современные политологи считают, что влиятельные политические институты, общественные организации, политические партии и СМИ – также часть сдержек и противовесов. По их мнению, эти органы тоже позволяют контролировать полномочия отдельно взятой ветви власти.

Недостатки

Создатели теории системы сдержек и противовесов считали ее некой универсальной формулой, которая позволит предотвратить узурпацию власти какой-либо одной ветвью. Это было актуально в эпоху империй и монархических династий, но в XX веке в игру вступили прежде не существовавшие международные и межправительственные организации, которые также наделены властью по отношению к ее членам – государствам.

Классическая система сдержек и противовесов уже не отражает полноценно все политические реалии современного мира. Необходимы изменения, и современные политологи и философы работают над тем, чтобы привести практику и теорию в соответствие друг с другом.

Разделение ветвей власти и демократия

Современные демократии декларируют свою приверженность принципам теории разделения ветвей власти. Однако некоторые страны, склонные к авторитарному или даже тоталитарному характеру правления, демонстрируют этот принцип исключительно на бумаге. В реальности многие полномочия в таких странах концентрируются в руках одной личности, а судебные, исполнительные и законодательные органы власти лишь играют внешнюю роль независимости друг от друга.

Развитие системы в США и Российской Федерации

Очень развита система сдержек и противовесов в США. В этой стране принцип разделения ветвей власти проработан до мелочей. Изначально даже принципы формирования каждой из них кардинально отличаются, чтобы еще более отделить их друг от друга. Срок деятельности выбранных членов каждой из ветвей власти также отличается – смена происходит постепенно, а не в один год. Различные сроки службы, а также принципиально разные схемы формирования государственных ветвей власти не дают возможности узурпации. А все вместе они контролируют действия и полномочия президента, которого можно снять с должности в рамках процедуры импичмента.С некоторыми поправками можно сказать, что существует система сдержек и противовесов в РФ. Формирование принципов разделения властей в России началось совсем недавно – после распада Советского Союза. В кратчайшие сроки были созданы новые органы власти с учетом принципа сдержек и противовесов. Законодательную ветвь представляет двухпалатный Совет Федерации, исполнительную – Правительство, судебную – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды.

Перспективы

Система сдержек и противовесов стала одной из основных в процессе рождения демократий, что, бесспорно, изменило мир и политическую карту. Но ничто не остается вечным, все претерпевает множество изменений, иногда даже незаметных на первый взгляд. Политологи видят, что принцип разделения хоть и остается главенствующим, но все-таки есть значительные отличия от того, что было задумано философами несколько веков назад.Сам принцип, скорее всего, никуда не уйдет, но по ходу развития политических систем будут вноситься существенные правки. В истории не один раз уже создавались государства по принципу главенства одной ветви или одного человека, и пока положительных примеров среди них, к сожалению, практически нет. Даже с учетом имеющихся недостатков и пробелов в системе сдержек и противовесов никаких вариантов лучше нет.

businessman.ru

Система сдержек и противовесов

Почему важна подконтрольность ветвей власти? Почему нельзя даровать им полную независимость и дать творить «идеальное общество» в своей отдельной сфере? Во-первых, не стоит забывать, что государство, общество это цельный организм, элементы которого взаимодействуют и существуют неотъемлемо друг от друга. Невозможно пустить три ветви власти по трем разных колеям маршрутов. Механизм государства прежде всего отличает единство целей, он осуществляет функции государства. Поэтому так необходимо взаимодействие ветвей власти, возможность воздействия их друг на друга через систему сдержек и противовесов, которая будет обеспечивать равновесие и гармонию власти в обществе, предотвращать узурпацию власти и разобщенность между ветвями власти. Система сдержек и противовесов - это установленный в Конституции и законах набор правовых ограничений, взаимосвязанных между собой, в отношение какой-либо конкретной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Систему сдержек и противовесов рассматривали и основоположники концепции. Большое внимание к ней привлечено и сейчас. От того как налажено взаимодействие ветвей власти зависит эффективность работы государства и реализация его основных задач.

Принцип разделения властей представляет собой юридическую конструкцию из трех элементов: порядок формирования органов власти, объем полномочий органов и система сдержек и противовесов. Все данные элементы представляют собой формы и результат взаимодействия ветвей власти и в равной степени важны между собой. Рассмотрим каждый из них. Порядок формирования высших органов государственной власти, прежде всего, определяет правовой статус органа власти, его подконтрольность другому органу. Рассмотрим на примере Российской Федерации. По порядку образования существуют первичные и производные органы. Первичные избираются непосредственно народом, примером может являться выборы президента и государственной думы. Производные формируются другими государственными органами, например порядок назначения членов Правительства и Конституционного суда. При первичном порядке образования орган получает свой мандат непосредственно от избирателя и не зависит от другого органа, т.е. на него не действует сдержки. При вторичном порядке образования, выделяется подконтрольность органа, его зависимость от другого вышестоящего, примером может являться назначение президента парламентом в парламентских республиках, где роль президента номинальная и всю ответственность за решения президента несет парламент. Объем полномочий, или же распределение компетенций, так же непосредственно влияет на разделение властей и определяет границы взаимодействия ветвей власти. Распределение компетенций должно осуществляться по функциональному признаку (законодательная сфера, исполнительная и судебная), иначе возникнет сложность управления, подвергнется угрозе основополагающий принцип разделения властей. Результатом взаимодействия ветвей власти, путем осуществления двух вышеуказанных элементов, будет являться система сдержек и противовесов. Вместе три элемента в совокупности и реализуют принцип разделения властей. Чтобы разобраться в системе сдержек и противовесов, необходимо определить, что понимается под этими понятиями. Так, Матузов Н.И., Малько А.В. определяют систему сдержек и противовесов как установленную в Конституции и законах совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.1Г.С. Сапаргалиев определяет «сдержки» как «организационные и правовые средства, которые направлены на то, чтобы обеспечивать законность в процессе формирования органов государства, не допускать нарушения органами государственной власти своих полномочий или исправлять допущенные нарушения… «Противовесы» – это такие организационные и правовые средства, которые создают условия для нормального функционирования ветвей государственной власти в целостном механизме правового регулирования».2Для более детального понимания стоит разобраться, что понимается под базовым понятием «сдержка» и «противовес». «Сдержка» в буквальном смысле понимается как удержание от выполнения какого-либо действия, т.е применимо к нашей теме это правомочие , благодаря которым орган не может осуществлять какие-либо действия. Под «противовесом» понимается противодействие, конфронтация, т.е ответная реакция на действие другого органа, правомочие, которое орган вправе реализовать в ответ на действие другого органа, в строго установленных законах случаях. Это подтверждают и слова И.Г. Шаблинского «сдержки заложены в обязывающих конституционных нормах (предусматривающих согласование кандидатур), а противовесы – в управомочивающих (допускающих различные варианты действий палат Федерального Собрания и главы государства)».3Общим для данных понятий является строгое закрепления в конституционном праве перечня полномочий и порядка их осуществления, также их ограничительный характер. Отличаются они по времени реализации: сдержки действует на постоянной основе, о противодействие является ответной мерой на определенное действие и носит временный характер.

Рассмотрим основные рычаги воздействия. Взаимное участие в формирование состава органа власти, т.е. через право участвовать в формирование органа власти, путем внесения рекомендаций или прямого назначения, орган власти может оказывать влияние на него. Пример: статья 102 пункт «ж» Конституции, в которой указывается, что к ведению Совета Федерации относятся назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда.1

Вотум доверия и недоверия – это воля, выраженная большинством голосов по вопросу доверия другому органу, выражающаяся в оценки органом качества выполняемой работы другим органом, его компетентности. Процедура осуществления четко регламентирована в конституции, в Российской Федерации примером может послужить статья 103 пункт б Конституции, в которой указывается, что к ведению Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. 2

Право вето – это абсолютное или суспензивный (отлагательный) запрет, налагаемый один органом власти на решения другого. Следует различать понятия «слабого» и «сильного» вето. «Слабое» вето обязывает повторно рассмотреть проект, для преодоления запрета достаточно пересмотреть тоже решение большинством голосов. «Сильное» вето может быть преодолено только квалифицированным большинством, в отдельным случаях с соблюдением особой процедуры. Пример: статья 107 пункт 3 Конституции, в котором сказано, что Президент РФ имеет право отклонить принятый парламентом закон, но если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.1В РФ право вето Президента является одним из важнейших инициатив в законодательном процессе – с помощью него реализуется функция Президента как гаранта прав и интересов граждан страны. Примером реализации такой функции может послужить отлагательное вето Медведева Д.А. в отношение принятого Госдумой и Советом Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ. По мнению Президента, принятые поправки ограничивали политические права граждан.

Конституционный контроль. Особенность данной «сдержки» состоит в том, что правом конституционного контроля могут обладать все ветви власти, а точнее органы их возглавляющие – парламент, правительство, суды и президент. Конституционный контроль, осуществляемый государственными органами совместно с выполнением их основных функций (исключая судебные), безусловно, испытывает влияние проводимой ими политики. Поэтому во многих странах созданы специальные органы конституционного надзора, например Конституционный Совет Франции (носящий предварительный, консультативный характер), или же эта функция возлагается на суды, в РФ функция конституционного надзора возложена на Конституционный Суд. Конституционный контроль направлен на обеспечения соблюдения демократизма, законности и главное – соблюдения конституции в деятельности государственных органов, он является ограничителем содержательной деятельности, тех кто принимает законы и создает позитивное право, ограничителем тех, кто исполняет законы и даже для самих органов судебной власти, т.к. судебная система тоже должна служить не просто применению позитивных законов, но выявлению в этих законах конституционного смысла, направленного на обеспечение прав и свобод. Конституционный контроль предотвращает произвол власти, ограничивает ее самостоятельность рамками права высшего свода законов страны.

Политическая ответственность высших должностных лиц государства – это совокупность мер, обеспечивающих приведение власти в соответствие с «договором» между властью и обществом – законами, принуждение власти к выполнению принятых обязательств и одобренных обществом программ. Еще статья 15 «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 года) установила «право проверки»: «Общество имеет право потребовать от всякого государственного лица ответ о его деятельности».1На первый взгляд, может показаться большая схожесть конституционной ответственности и политической, но есть принципиальное различие – критерием разграничения является наличие или отсутствие конституционного правонарушения. В правовых государствах существуют законы, общественные институты, которые призваны при помощи установленных процедур привлекать к политической ответственности все субъекты высшей власти. Существуют критерии, по которым происходит оценка деятельности, механизмы отстранения от власти должностных лиц, которые не добросовестно выполняют свои обязанности, наносят ущерб стране – ухудшение жизни народа, деградацию страны. Политическая ответственность власти, а точнее представляющих ее должностных лиц, является своего рода напоминанием о том, что власть, являясь независимой, не должна допускать самоуправства.

Особый вид политической ответственности, это институт импичмента, который представляет собой порядок привлечения к ответcтвенности и судебного раcсмотрения дел о правонарушениях высших должностных лиц, чаще всего импичмент относят к виду конституционной ответственности. В большинстве стран, в том числе и в России, предусмотрен институт импичмента в отношении Президента. Свое развитие импичмент получил в Англии, субъектом ответственности мог быть практически любой чиновник, в отдельных случаях должностное лицо, в США процедура была более регламентирована, импичмент рассматривался как средство обеспечения принципа разделения властей и как форма сдержек и противовесов.Раздел 4 ст. II Конституции США предусматривает импичмент за государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки.1Основания импичмента должны толковаться юридически, а не политически, чтобы не допустить использования импичмента как средство борьбы политических сил, также процедура импичмента, как правило, очень сложна и детально регламентирована, обычно в конституции страны. Импичмент не является препятствием для преследования в гражданских судах, и помилование должностному лицу, осужденному после импичмента, не гарантируется. В России институт импичмента рассматривается в отношении президента. В статье 93 Конституции РФ описывается процедура отрешения президента от должности.2Процедура очень сложна и в действительности еще ни разу не была осуществлена, хотя проводились попытки в отношении президента Бориса Ельцина. Первое, что хочется отметить, это основания, по которым возможно отрешение от должности, они определены очень узко: государственная измена или тяжкое преступление. Фактически, при совершении нетяжкого преступления, президент может остаться при своей должности. Также сроки рассмотрения очень малы, т.е. по истечении трехмесячного срока после выдвижения Государственной Думой обвинения, если Совет Федерации не принял решения, то обвинение считается отклоненным.

Референдум. Он является одной из форм ограничений законодательной власти, формой прямого общественного контроля. На референдум может выноситься не только проект конституции, то и законопроекты, которые напрямую касаются полномочий высших органов власти, особенно законодательной, т.к. как показывает мировая практика, парламент не всегда объективно подходит к определению своего места в структуре государства. Референдум РФ есть всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Законодательством предусмотрены три вида референдумов: на уровне местного самоуправления, уровне субъектов и общероссийский уровень. В мировой практике присутствует такое право как отзыв депутата. Это способствует формированию ответственности депутата перед избирателями, позволяет выразить народу свое мнение. В данном случае, референдум выступает как своего рода противовес власти, т.к. у народа есть возможность выступить против нее, точнее определенных должностных лиц, олицетворяющих ее, является ответной реакцией на самоуправство, может отстранить должностное лицо, не оправдавшее людское доверия и действующее в «антинародных» целях. К сожалению, на данный момент законодательство РФ предусматривает отзыв депутата только на уровне местного самоуправления. Это объясняется тем, что выборы в Государственную Думу проводятся путем пропорциональной системы, и отзыв одного депутата является недопустимым, т.к. это может использоваться как способ борьбы с политическим меньшинством. Основания, по которым могут быть прекращены полномочия депутата представительного органа, определены в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ. Отзыв депутата в основаниях не предусмотрен.

Уникальным аспектом вопроса о разделение властей является институт делегированного законотворчества. Он полностью нарушает принцип разделения властей, даруя законодательные полномочия исполнительной власти. Делегированное законотворчество – изданные правительством по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона, в порядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых законодательных полномочий.1Несмотря на то, что делегированное законотворчество противоречит принципу разделению властей, многие государства, закрепляющие данный принцип, активно его используют. Это объясняется многими причинами. У ученых существуют различные точки зрения на данную проблему: одни рассматривают это как отрицательный фактор, который угрожает всей системе разделения властей, другие видят в этом продвижение вперед, некую продуманную модернизацию принципа разделения властей, третьи же видят в этом нечто среднее, заключая в определенные рамки делегированное законотворчество. Причины, обуславливающие данную необходимость: загруженность законодательного органа; сложность современного общества, т.е. необходимость оперативного реагирования на изменения ситуации, а сложная процедура принятия закона и его рассмотрения не позволяет принять закон в короткие сроки; «практическая» осведомленность исполнительного органа в вопросах ему подведомственных, т.е. исполнительный орган оперативно узнает о необходимости принятия того или иного акта, а также исполнительный орган может представить механизм практического осуществления закона, чего порой не продумывает законодательный орган; упрощенная процедура принятия закона исполнительным органом, что позволяет быстрее урегулировать пробел в законодательстве. Существует прямое и косвенное делегирование. Прямое делегирование предполагает принятие определенного нормативного акта, закрепляющего передачу законодательных полномочий правительству, акт принимается в соответствие со всеми правилами законодательного процесса, в форме, установленной конституцией. При этом обязательно указывается орган, которому делегируются полномочия, область этих полномочий, определение временных рамок действия делегируемых полномочий. Делегирование полномочий на неопределенный срок не допускается. Косвенный способ отличается «чрезвычайным характером», т.к. обеспечивает быстрое реагирование на требования ситуации, рассмотрение парламентом происходит, но спустя определенное время, которое строго установлено в законе. При косвенном делегирование ограничивается круг вопросов, в отношение которых правительство может принимать нормативно-правовые акты и также мера является временной. Для принципа разделения властей это несет неоднозначную угрозу. С внешней стороны делегирование полностью перечеркивает разделение властей, если же углубиться в проблему, то можно заметить, что действия правительства в законодательной сфере детально оговорены и подлежат контролю со стороны парламента, т.е. обязательность парламентского утверждения актов делегированного законодательства. Также парламент имеет право прекратить делегирование, путем выведение определенной сферы или вовсе оспорить компетенцию правительства в конституционном суде. Несмотря на теоретическую несовместимость данных понятий, они могут существовать во взаимодействие. В законодательстве Российской Федерации не прописан институт делегированного законодательства, но на практике допускается заполнение пробелов в законодательстве указами президента, постановлениями правительства и другими нормативно-правовыми актами исполнительной власти. Примером может послужить указы Президента РФ

от 30 октября 1993 г. «О Государственном гербе РФ» и от 11 декабря 1993 г. «О Государственном гимне РФ». Парламент в любой момент может решить урегулировать данный вопрос и издать собственный нормативно-правовой акт, который будет выше по юридической силе.

studfiles.net

описание, суть и принцип :: SYL.ru

Всеми учеными, которые выясняли сущность государственной власти в демократическом обществе, изучается система противовесов и сдержек. Она служит защитой страны, граждан от монополии ветви. Власть государства только тогда может осуществлять задачи, когда исполнительная, законодательная и судебная ветви не зависят друг от друга.

Никакая из них не может быть главной, иначе не будет действовать принцип равновесия. Во всех демократических странах есть система противовесов и сдержек. Эти принципы закреплены в Конституциях.

Как работает система

В каждой стране есть система сдержек и противовесов. В РФ тоже имеется такая система. Она означает, что для защиты прав граждан все ветви связаны, а также контролируют работу друг друга. Основой каждой демократической страны считается исполнение разделения власти не только документально, но и практически. Система противовесов и сдержек обеспечивает это положение.

Государство должно решать вопросы и задачи граждан, выполнять все для безопасности, а также для материального и духовного совершенствования общества. Чтобы это обеспечить, работа властей должна быть эффективной, а это получится только с ограниченными полномочиями.

Система сдержек и противовесов власти указана в Конституции РФ, законах, документах. В них обозначены права и обязанности каждой власти. Президент и Конституционный суд имеют большое значение в этой области, поскольку они могут накладывать вето на неэффективные и незаконные документы, инициативы.

История

Система противовесов и сдержек в первый раз была обоснована Дж. Локком. Это относится к 17 веку. Понятие стало широко использоваться Шарлем Луи де Монтескье – французским писателем. Но первое разделение власти было в 4-6 вв. до н.э. Не полностью, но стала соблюдаться система в конце существования римского государства. Разделение власти было предложено мыслителем Марсилием Падуанским, который желал не допускать беспорядков в стране.

Особенности

В государстве все функции должны быть распределены по всем властям. Принцип системы сдержек и противовесов предполагает, что законодательные органы создают законы, исполнительные – воплощают их, а судебные – контролируют их реализацию, а также наказывают за нарушения. Каждая ветвь выполняет свою работу, и никакая власть не может стать главной.

Система сдержек и противовесов в Конституции основывается на разделении власти. Авторитарные и тоталитарные страны имеют этот принцип только в документах, а на практике он не реализуется. Правление в таких государствах осуществляется одним человеком, а остальные органы выполняют лишь внешнюю функцию.

Представления о системе

Почти во всех демократических странах работает система распределения власти. Принцип основывается на конкуренции и работе нескольких партий. Зависимость от голосов избирателей и периодичность организации выборов становится причиной того, что ни одна партия не может всегда быть лидирующей.

В период развития стран строение системы становилось сложным. Со временем четкие границы между властями не сильно заметны. Одинаковые функции могут быть у двух ветвей. Многие политологи полагают, что политические организации, партии и СМИ тоже входят в эту систему. Эти органы ведут контроль над властями.

Минусы

Авторы теории системы считали ее универсальной, поскольку она защищает общество от главенства одной из властей. Это действовало в период империй и династий, но с 20 века работают межправительственные учреждения, которые имеют полномочия во многих странах. Классическая система уже не может работать с некоторыми современными реалиями. Со временем требуются изменения, поэтому политологи стараются, чтобы теория соответствовала практике.

Как работает система в США и РФ?

В Америке эта система является развитой, поскольку там работа властей продумана до нюансов. Сначала принципы создания каждой ветви имеют отличия, чтобы их можно было отделить. Время работы сотрудников каждой ветви может быть разным. Элементы системы сдержек и противовесов и принципы работы властей позволяют не допускать узурпации. Система служит контролем действий президента.

Существует система сдержек и противовесов в РФ. Каждый орган выполняет свою работу. В нашей стране функционирует Совет Федерации, правительство и суды.

Возможность развития

Система стала входить в демократию, из-за чего изменился мир и многие страны. Но со временем происходят изменения, которые сначала могут показаться незначительными. Политологи полагают, что принцип будет действовать всегда. Со временем будут вноситься изменения. Хотя в истории некоторых стран была главной одна власть, все же это не привело к положительным результатам. Даже с учетом минусов системы лучше вариантов не придумать.

Ветви власти

Органы власти работают по принципам Конституции. Главной обязанностью государства является защита прав и свобод граждан. Законодательная сфера обеспечивается Федеральным собранием, а исполнительная – правительством. За правосудие отвечают суды, которые работают по разным видам производства. Президент является главой страны, которая участвует в международной жизни. Он выполняет задачи, соблюдая права и свободы Конституции. Также он обеспечивает суверенитет и целостность страны.

Государственная деятельность осуществляется не только президентом. Каждая ветвь власти выполняет свою работу. Глава государства согласовывает и регулирует деятельность всех органов. По сравнению с парламентом президент РФ имеет больше полномочий. Он осуществляет назначение выборов в Госдуму, обнародует законы. Создаваемые документы должны быть согласованы с Конституцией.

Принципы работы органов власти

Вся власть в стране осуществляется на основе принципов Конституции. Самыми главными остаются права и свободы граждан. За нарушение норм предусматривается ответственность. Государство развивается, чтобы обеспечить нормальную жизнь людей. Принцип народовластия свидетельствует, что народ выбирает, какими полномочиями будут наделены органы. Федерализм означает, что система власти едина, и все субъекты равноправны. Деятельность органов должна выполняться на основе законодательных документов.

В стране никакая идеология не может быть главной. Никто не имеет права насильно навязывать взгляды и суждения. Церковь и государство не вмешиваются в работу друг друга. Главным документом остается Конституция. Изменить ее принципы позволит принятие нового документа.

www.syl.ru

Шпаргалка - Система сдержек и противовесов в РФ

Система сдержек и противовесов

в Российской Федерации

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они контролируют и ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов.

Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Законодательный орган — Федеральное Собрание — состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Депутаты Государственной Думы избираются населением, а членами Совета Федерации являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Федеральное Собрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Президент может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представляет законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации.

Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).

Система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции и данным федеральным законом (см. ст. 77 Конституции).

www.ronl.ru

Система сдержек и противовесов в РФ

Система сдержек и противовесов

в Российской Федерации

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они контролируют и ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов .

Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Депутаты Государственной Думы избираются населением, а членами Совета Федерации являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Федеральное Собрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Президент может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представляет законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации.

Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).

Система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции и данным федеральным законом (см. ст. 77 Конституции).

mirznanii.com

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ - это... Что такое СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ?

 СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ СИСТЕ́МА СДЕ́РЖЕК И ПРОТИВОВЕ́СОВ, разделение компетенции (см. КОМПЕТЕНЦИЯ) между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. В конституционную практику система сдержек и противовесов вошла с Конституцией США, где получила отчетливое выражение как по горизонтали (отношения между федеральными органами государственной власти), так и по вертикали (отношения между федерацией и штатами). Законодательная, исполнительная и судебная власти в США разделены организационно, независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает устойчивость конституционной системы США. Система сдержек и противовесов производна от принципа разделения властей; это способ его реализации. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция Российской Федерации, объявив разделение властей одной из основ конституционною строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. Государственная дума может выразить правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать президенту отрешением от должности, а президент, со своей стороны, может распустить Государственную думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • СИСТЕМА (целостность единства)
  • СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК — МАШИНА

Смотреть что такое "СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" в других словарях:

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — Система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… …   Юридический словарь

  • СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедия юриста

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Юридическая энциклопедия

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Система сдержек и противовесов — …   Википедия

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедия юриста

  • система сдержек и противовесов — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… …   Большой юридический словарь

  • СИСТЕМА “СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ” — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… …   Большой юридический словарь

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием парламентом, Президентом и… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

dic.academic.ru